Применение прямой и обратной систем индикации пространственного положения ЛА (углов Эйлера) на авиагоризонтах (AГ) хорошо известны, широко обсуждаются и порождают горячие споры; даже пишутся книги, примеры которых можно найти здесь:
http://scilib-avia.narod.ru/Ob ...
и здесь:
http://scilib-avia.narod.ru/Ko ...
В общем, применительно к авиагоризонтам это тема почтенная.
Однако, как кажется, принцип прямой и обратной индикации применим не только к AГ, но и к Плановому Навигационному Прибору (ПНП), например типа УГР-4УК или ПНП-72-16.
Для ПНП данного сорта характерен прямой тип индикации третьего угла Эйлера - курса (крен и тангаж индицируются на AГ). А именно, при изменении курса крутится подвижная шкала прибора, как бы сама земля, а значение курса считывается по неподвижному треугольному индексу сверху прибора. Это соответствует прямой индикации на AГ, принятых на западных самолётах, где тоже силуэтик самолёта неподвижен, а перемещается линия горизонта, поэтому такой способ построения ПНП я также назвал прямой индикацией.
В то же время на наших самолётах для AГ принята обратная индикация (с подвижным самолётиком и неподвижным горизонтом). Получается нелогично: на AГ обратная индикация, на ПНП - прямая. А самое главное - непонятно, в чём преимущества прямой индикации.
Можно было бы и для ПНП ввести обратную индикацию, когда шкала курсов была бы неподвижной (и север всегда был бы сверху), а курс индицировался бы подвижной стрелкой. Такая индикация мало того, что была бы для кого-то более интуитивной - она бы соответствовала тому, как люди читают карту. На картах принято север располагать вверху, и лётчик, когда изучает район полётов, запоминает его зрительно. Например, он запоминает расположение пилотажных зон относительно аэродрома, и тогда при полёте в заданную зону ему не придётся вспоминать числовое значение курса и эволюцией самолёта совмещать треугольный индекс с запомненным числом, а достаточно будет просто развернуться до тех пор, пока курсовая стрелка не займёт то же положение, что и направление на данную зону, которое он запомнил визуально. То же самое и с возвращением из зоны на точку: достаточно будет просто развернуть курсовую стрелку в обратную сторону, а не выискивать на подвижной шкале значение, обратное курсу на зону.
Вот почему такая индикация на ПНП не прижилась? Может, есть какие-то подводные камни? Или, может, я неправ и кто-то когда-то так сделал?
Замечу, что на западных самолётах индикация логичнее: там ПНП конечно тоже с прямой индикацией, но так и AГ тоже с прямой, т.ч. всё одинаково. А у нас - разнобой.