Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

деды, "на рюмку чая"

16 пользователей сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..194195196..278279

Viktor49A
Старожил форума
13.10.2016 11:41
Отрывок из книги Михаила Каминского - "В небе Чукотки"

ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА

Сколько бы летчик ни летал, его всегда волнует полет над еще невиданной землей... Подо мной Чукотка. Огромная, бездорожная и почти безлюдная страна. Сейчас она покрыта снегом и закована морозом. Жизнь на ней-островками, и люди на них - как Робинзоны.

Негреющее солнце плывет невысоко над землей на юге. Низенький, иззубренный поясок далеких хребтов охватывает горизонт со всех сторон. Только позади - до самой Америки-холодное и пустынное Берингово море. Впереди, как хлебный мякиш на тарелке, занимая середину огромной равнины, темнеет хребет Рарыткин и Алганские горы. На их дальнем краю цель нашего полета - оленесовхоз "Снежное".

Смотрю на эту землю с особым чувством. Знаю, что над нею летали и до нас. Но то были "залетные" гости. Выполнив срочное задание, они улетали, ничего толком не узнав об этой земле. Мы первые будем обживать Чукотку ради тех, кто живет на ней. Зимой, весной, летом и осенью - круглый год! Кончилась эра экспедиционных налетов, мы - основатели оседлой авиации этой далекой страны. Год назад я читал в газетах о горестях отряда Каманина, летевшего спасать челюскинцев. Мне и в голову не приходило, что доведется увидеть эти исторические места. А вот пришлось! И чувство изумления перед превратностями судьбы заставляет оглядываться, запечатлевать все, что видит глаз. Кем же станет для нас сия "землица" - матерью или мачехой?

Сегодня роскошная погода. Такой видимости на материке не бывает. С высоты полета виден даже Пекульнейский хребет, а до него почти двести километров. Рядом, как на ладони, гора святого Дионисия, у которой в тумане разбил свой самолет каманинский летчик Демиров. А вот под нами тот мыс, где терпел аварию Бастанжиев. Чуть дальше мы увидим останки самолета американца Маттерна, пытавшегося совершить кругосветный перелет.

Аварии, поломки, разбитые надежды... Такой горестный опыт может вогнать в тоску. Не карты, а сплошные "белые пятна". Что ни хребет, то надпись: "Не исследовано", А главное-дьявольский климат. Если верить написанному - сплошные пурги, туманы, обледенения. В Москве казалось, что каждый полет здесь на границе подвига. А мы вот летим в ясном небе, в тишайшую "голубую" погоду, и не верится, что может быть иначе. Нет, ребятам просто не повезло! У нас все получится по-другому. Ведь мы знаем, что пережили они, первые поднявшиеся в это небо...

Примерно таким был ход моих мыслей, когда мы легли на курс от Анадыря. Стоял конец ноября 1935 года, и это был наш первый полет в глубь Чукотки. Мой командир Пухов и я летели парой на самолетах Р-5. Точно на таких же летели к челюскинцам летчики отряда Каманина. Правда, Водопьянов сделал из наших Р-5 мечту для летчиков того времени-первые в стране закрытые, обогреваемые в полете лимузины. Они имели багажники на крыльях, теплые чехлы, дополнительные баки, примусы для подогрева моторов. В общем, это были полярные самолеты, и летать на таком - удовольствие в любую стужу.

Мы вышли из зоны лимана, и глазам открылась реке Анадырь. Какая красавица, какой могучий поток!

Удивительно все же устроен мир! Где-то там, в далеких горных кручах, из недр земных пробился шустренький ручей. Он так мал, что его перешагнет ребенок. А здесь глаз человека, стоящего на земле, едва различает другой берег. Но как пустынна эта река! На ее берегах, сколько видит глаз, ни одного дымка, ни одной тропинки, проложенной ногой человека.

В таких размышлениях, далеких от каких-либо опасений, шло время полета. Еще никогда мотор не внушал мне столь усердно веру в свою безотказность. Его ласкающее слух журчание казалось пределом механической преданности. И настроение было под стать безоблачной погоде и веселой работе мотора. Еще бы - позади не что-нибудь, а Тихий океан. Фигурально выражаясь, я мог бы почесать спину о край Земли. Без горести я расстался с недавней жизнью горожанина. Впереди чудилось что-то необычайное, когда человеку все удается и он чувствует в себе, как говорится, сто сил.

И вдруг - толчок в сердце. Вначале лишь неясное беспокойство: что-то изменилось в обстановке полета! Внимание заостряется, всматриваюсь в окружающую панораму. Вроде бы все по-прежнему. Кругом все тот же незамутненный простор, все так же синеют горные хребты по сторонам горизонта. Только Рарыткин приблизился вплотную. Уже различаются осыпи камней на склонах, заманчиво, как аэродромы, блестят пологие макушки сопок. Небо без единого облачка, правда, солнышко заметно снизилось...

Приходилось слышать, что у моряков и летчиков есть шестое чувство - чувство опасности. И это, пожалуй, верно. Еще ничего особенного не произошло, однако ощущение надвигающейся беды уже закралось.

Но что же меня насторожило. Что? Ага, понял - потерялась река.

- Эх ты, растяпа! Это тебе что? Перочинный ножичек, не заметил, как обронил?! - обругад я самого себя.

На пустынной белой равнине река выделялась лишь узенькой полоской берегового кустарника. На фоне таких крупных ориентиров, как горы, при великолепной видимости во все стороны приметы русла реки ничтожно малы, еле заметны. И вот они исчезли совсем. С напряжением всматриваюсь в белизну под собой.

- Да ты, голубушка, никуда и не пропадала! Но почему тебя так плохо видно?

Как сквозь вуаль, различаю бровку тальника, но теперь это не сплошная пиния, а еле заметный пунктир. Утратили свою резкость береговые обрывы, земля выглядит белым экраном, на котором с трудом просматриваются неровные швы, черточки, пятна...

- Неужели туман?.. Ну да, конечно, он! Но откуда взялся?

Благодушие как ветром сдуло. Впервые за этот час к нарядном белом просторе почувствовалась враждебность.

- Не забывай, где находишься! Со своим самолетом ты здесь, как муха на блюдце!

Переключаю внимание на самолет командира. Тот уверенно срезает петлю реки, обозначенную на карте, и выходит на пересечение горного массива. Не может быть, чтобы командир не заметил тумана, при нем штурман и радио, значит, он знает, что место посадки открыто. Иначе еще не поздно вернуться.

Идем дальше. Под нами хаос сопок. Вскоре река остается далеко в стороне. Солнышко положило подбородок на горизонт, сил у него недостаточно, чтобы просветить каждую складку местности. В распадках уже сумеречно. Имеет ли связь командир? Успеем ли до темноты?

А туман сгущается на глазах. Он поднимается в высоту и закрывает долины. В меня вселяется тревога, сижу как на иголках, верчу головой, хочется заглянуть туда, где должны кончиться горы.

Митя просунул руку в щель перегородки, тронул за плечо - хочет говорить. Прислоняю наушник и, упреждая вопросы, передаю в переговорную трубку:

- Как слышишь, Митя?

- Слышу хорошо, объясни, что происходит?

- Пахнет жареным, Митя, Кругом туман, солнышко садится, возвращаться поздно, что впереди-неясно.- Подумав, добавляю: - Командир "режет" по горам, и я не знаю, от ума или безумия. Ведь карта точна только по фарватеру, все остальное - сон рябой кобылы!

- Я тебя предупреждал, что поздно вылетаем!

- А я что, начальник полярной авиации? Ты же видел, что Пухов даже не сказал нам о погоде по маршруту!

- А нам не легче от его самонадеянности. У нас пассажиры. Чует мое сердце, что летим без связи!

- А у меня вся надежда, что Ваня Кочкуров "держит" "Снежное", потому и ведет по короткому пути, через горы.

- Миша, смотри, смотри, что он делает?!

Viktor49A
Старожил форума
13.10.2016 11:44
Продолжение:

Поведение командира обнаружило признаки замешательства. Он начал было поворот в сторону реки, вышел из него, тут же стал в вираж. С расстояния тридцати метров, на какие я приблизился, мне видно Пухова, что-то раздраженно говорящего в телефон, и виноватое лицо штурмана Кочкурова. Вот командир снова взял прежний курс через горы. Стало ясно, что на капитанском мостике тревога, если не паника. Но если они не имеют связи и только сейчас заметили туман, тогда наше дело худо. Чувство неуверенности с новой силой сжало сердце. Ведь я не знаю, что за летчик мой командир, это первый полет с ним. Но что же делать?

В прошлой жизни к аэродрому меня всегда приводили связь и штурман. Сейчас доверие к ним стремительно падает. Перед мысленным взором крупными буквами зажглись пугающие слова-вынужденная посадка! Там, на материке, она не столь опасна, везде близко люди и их помощь. Здесь все по-другому. На сотни километров этот мир необитаем. Вынужденная в горах - это гибель. Сейчас мой долг - спасать пассажиров. Они не виноваты, что попали к "липовым" летчикам.

Вот и солнышко скрылось за горами. Говорю в трубку:

- Ну, Митя, как говорится, спасение утопающих их собственное дело! Принимаю решение выходить на реку и действовать самостоятельно. Как там пассажиры?

- Спят вовсю! Делай, как считаешь лучше! Прибавляю газ, обгоняю командира и на его глазах круто разворачиваюсь к реке. В зеркало вижу, что Пухов повернул за мной,

Сопки становятся ниже, уходят назад, приближается кромка гор, возле которой простирается русло Анадыря. От нервного напряжения лоб покрылся испариной.

Тщетно ищу разрывов в туманной белизне, а мозг лихорадочно осмысливает совершившееся. Впервые в жизни я совершаю поступок, который считал преступным. Это надо же - ухожу от ведущего! Верно ли мое решение, предотвратит ли оно катастрофу?

Над туманом идем курсом на запад. Слева-волнистая гряда гор. Справа, до самого горизонта, как выглаженная простыня, - белая равнина. Все более определенным становится, что мы влипли.

Как же так случилось? В последнее время Пухов ни в чем не советовался со мной. Формой отношений стали безапелляционные распоряжения. Накануне вылета за обедом он сказал:

- Завтра полетим в Маркове с посадкой в "Снежном". Вы заберете двух пассажиров - начальника политотдела Щетинина и начальника торговой конторы Янсона и сто пятьдесят килограммов груза. Готовьте свою машину.

День в конце ноября короткий, но мы встали и позавтракали по обычному расписанию. Минут сорок потратили на проработку маршрута. Потом Пухов со штурманом Кочкуровым ушел на рацию и очень долго не возвращался. Появившись, дал знак запускать мотор. Не сообщив, есть ли связь со "Снежным", какая там погода, сел в свой самолет и вырулил. Мне ничего не оставалось, как следовать за ним. Так я и "следовал", пока не понял, что бездумному послушанию есть предел-После выхода к реке прошло минут восемь. Это были самые длинные минуты моей жизни. Наконец горы слева кончились, линия их вершин повернула к югу. Судя по карте, прижимаясь к подножьям гор, повернула и река. Я тоже разворачиваюсь на девяносто градусов.

Ну вот и полная, безнадежная ясность. "Снежное" всего в двадцати километрах от точки поворота, но и здесь все тот же непроницаемый туман. Ни одного разрыва, ни единого потемнения. Сердце тоскливо сжалось, но все мое существо протестовало против обреченности, не верилось, что судьба загнала в угол. Нет, черт возьми, мы еще поборемся! Говорю в трубку:

- Нокаут, Митя, аэродрома нет!

- Кошмар! Что думаешь делать?

- Пока завидую Швейку. Он мог летать без посадки.

Несколько секунд Митя озадаченно дышит в переговорный раструб, потом слышу:

- Ты шутишь, как покойник, Миша. А нам жить надо. Надо пробивать этот чертов туман. Я в тебя верю, ты сможешь, не робей!

Как славно, что в эту минуту со мной не паникер, а друг, единомышленник. На мгновение ослабло, отпустило щемящее чувство опасности, и я ответил с чувством:

- Спасибо, Митя! Может, и правда у земли есть какой-нибудь зазор. Не имеем мы права биться в первом же полете.

Наука летания по приборам знакома мне больше теоретически. Думаю, вспоминаю. А самолет летит. Все так же мирно журчит мотор. Сердце замирает, как перед первым прыжком с парашютом. Медлить больше нельзя. На том месте, где было солнце, медленно остывает красная полоса. Ну, была не была! Оглядываюсь на самолет Пухова. Убираю газ и начинаю снижаться вдоль предполагаемого фарватера реки. Пухов следует рядом, метров на сто позади. Так мы и входим в верхнюю кромку тумана на высоте пятьсот метров...

У меня было самое шапочное знакомство с "пионером", первым тогда прибором для слепого полета. В нем были стрелка и шарик. Они с величайшей поспешностью реагировали на действие центробежных сил, возникающих в полете. Искусство, еще не освоенное большинством летчиков той поры, заключалось в том, чтобы, действуя рулями, держать стрелку и шарик в центре шкалы. Это было не просто. Вернее сказать - чертовски трудно. Поначалу вдруг возникало ложное ощущение виража или крена, хотя самолет шел прямо. Следуя инстинкту, летчик загонял машину в немыслимое положение. Тогда шарик "убегал" в одну сторону, а стрелка в другую, и вернуть их на место не хватало "мозгов". Если полет происходил с инструктором, он отбирал управление, восстанавливал положение, и все начиналось сначала. Легко догадаться, что получалось без инструктора.

Однако, планируя по прямой, мне удалось удержать шарик и стрелку. Думаю, главную роль сыграла Митина регулировка самолета. Он никуда не валился и не заворачивал. Мое дело было не мешать ему в движении по прямой. Но и у меня были "заслуги"-я не потерям скорости и успевал следить за высотомером. Вот и сто метров-земли нет! Ниже нельзя. Перевожу машину;

в набор и вновь выхожу на кромку. Окаменевшие мышцы расслабились, но картина, представшая глазам, рождала самые безрадостные чувства.

Бледно-голубое небо источает рассеянный свет ушедшего светила. На склонах гор и лысинах сопок лежат пепельные отсветы вечерней зари. Северная часть небосклона заметно посинела, из-за гор всплывает багровая от мороза, ущербная луна. А земля спряталась под туманом. Чего греха таить - картина жутковатая. В темнеющем небе над неведомой землей я один. Ни одна живая душа не слышит шума моего мотора, никто не придет мне на помощь. И самолета Пухова нет. Где он, что с ним? Неужто врезался? На минуту стало душно, на лбу и ладонях выступила испарина, я открыл форточку фонаря... Но дело прошлое, при всех переживаниях в моем сердце не было обессиливающего страха, мозг не цепенел от ужаса. Как бы со стороны я оценивал безвыходность создавшегося положения.

До полной темноты остались считанные минуты. Надо решаться на какое-то действие. Только оно дает шанс на спасение. Я видел склоны сопок - можно выбрать любую, но это наверняка бить машину! А если опуститься на пятьдесят метров и поискать реку? Это предел, но в этой ситуации надо рисковать.

Тщательно сопоставляю рисунок видимых сопок с картой, рассчитываю на глаз возможное удаление фарватера, выбираю точку, откуда начну планирование, и решительно убираю газ. Будь что будет!

Опять вхожу в толщу тумана. Второй раз чувствую себя увереннее. Отрегулировал мотор так, чтобы он не переохладился, чтобы скорость сближения с землей оставалась минимальной, а угол пологим. 400... 300... 200... 100... Наступает решающая минута. Все окружающее из сознания исчезло. Осталось лишь то, что нужно сию секунду: сохранить скорость, удержать шарик и стрелку и мгновенно среагировать на любую неожиданность. Ноги замерзли на педалях, левая рука на секторе газа, правая на ручке управления. Руки ждали команды мозга, а тот в величайшей готовности - информации от внешней среды. Все мое существо испытывало напряжение, которого еще не бывало. Из серой мглы обязательно должно появиться что-то темное: земля, лес, гора. Это пересечет линию планирования и может стать последним, что я увижу. Я был готов перевести машину в крутой набор. Если успею...

50 метров. Все та же мгла. Сердце бьется часто и сильно. Что дальше? А ну еще чуть-чуть! Уже не гляжу на приборы. Неизменным положение самолета сохраняет мускульная память рук и ног. Все мое внимание- впереди машины. Жду неотвратимого препятствия, удара, стеклянного звона разрушения самолета и... Происходит совершенно непостижимое, потрясающее меня чудо: сбоку в поле зрения начинает проявляться нечто чернеющее необрывающейся нитью. Через долю секунды соображаю, что это - то единственное, что мне сейчас нужно, - линия берегового кустарника. Жаркая волна радости, восторга, уж не знаю, как и назвать это чувство, обдала меня и понесла. Полностью прибираю газ, вывожу машину параллельно линии кустарника и совсем неслышно, как во сне, приземляюсь на невидимую землю. Вначале только угадываю, что уже не лечу, а скольжу по снегу.

Остановка. Откидываю крышку лимузина. Слева все бело: белое небо, белая земля-границы нет. Справа просвечивается обрыв довольно высокого берега, покрытый лесом. Мотор работает еле слышно, видно неторопливое вращение винта. Из кабины разом вынесло тепло, и обжигающий холод опалил лицо. В хвосте подали голос пассажиры:

- Приехали, что ли?
Viktor49A
Старожил форума
13.10.2016 11:48
Чтобы не перегружать ветку, даю ссылку на эту книгу в нете.
Шрифт мелкий, поэтому, для удобства чтения пальцем левой руки
нажмите и удерживайте ctrl а пальцем правой крутите колесико
мышки или стукните "плюс" в верхнем ряду клавиатуры.
Потом, вернёте всё в обратное положение:)

http://avia.lib.ru/bibl/1051/0 ...
Татьяна Залесская
Старожил форума
13.10.2016 13:42
Спасибо, Виктор Степанович, я тоже скачала эти книги с огромным удовольствием.
Viktor49A
Старожил форума
13.10.2016 14:11
Татьяна Залесская
Спасибо, Виктор Степанович, я тоже скачала эти книги с огромным удовольствием.
Да не за что, Таня:)
Я рад, что Вам понравилось.
Алексеевич
Старожил форума
13.10.2016 19:45
Viktor49A
Читаю воспоминания наших первооткрывателей небесных трасс и поражаюсь их самоотверженности. Так история авиации развивалась со всеми их человеческими слабостями и недостатками. Современному человеку трудно понять, как можно произвести посадку в тумане без навигационных систем на русло заснеженной реки, без уверенности в благополучном исходе. Люди жили и стремились своим трудом приумножить достижения своей страны в освоении неизведанных территорий. Такова наша история. История страны ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Viktor49A
Старожил форума
14.10.2016 08:08
Алексеевич
Viktor49A
Читаю воспоминания наших первооткрывателей небесных трасс и поражаюсь их самоотверженности. Так история авиации развивалась со всеми их человеческими слабостями и недостатками. Современному человеку трудно понять, как можно произвести посадку в тумане без навигационных систем на русло заснеженной реки, без уверенности в благополучном исходе. Люди жили и стремились своим трудом приумножить достижения своей страны в освоении неизведанных территорий. Такова наша история. История страны ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Не могу с Вами полностью согласиться,
Эдуард Алексеевич. И вот почему:
Да, дух самоотверженности присутствовал
в наших предках. Но, у кого-то по идейным
соображениям, а у кого-то - "другого пути
не было"...
Вспомните "шарашки" и грандиозные стройки
на ... костях вынужденных зэков, ставших
ими по доносам и наветам.

Что касается лётной работы и освоении
территорий с воздуха авиаторами, тут,
в большинстве своём, была совершенно
другая атмосфера. У людей появились
крылья не только за счет конструкции
воздушных судов, но и .. за плечами.
Ведь овладение такой профессией как
авиатор, было сравни, как нынче
космонавтике - согласитесь:)
Viktor49A
Старожил форума
14.10.2016 09:36
(С)
Эпизод из книги Б.Тихомолова - "Без вести пропавший"

Четыре пассажира: двое мужчин и две женщины, все молодые и симпатичные, летели с каким-то важным заданием в Ургенч. И очень спешили. Они обязательно должны быть там в этот же день. Обязательно!
Их провожал сам начальник Узбекского управления ГВФ. Ну, раз сам, значит, действительно очень важно. И я тоже преисполнился значимостью этого полета.
Синоптик Костя Гребенюк, давая мне сводку погоды по трассе, сказал:
- Вообще-то все вроде бы нормально, но ты там поглядывай. Что-то мне эти миллибары-изобары не нравятся.
Костю летчики любили. Он хоть молодой, но башковитый. И бывало так: все кругом ясно и прекрасно, а он говорит: 'Не очень-то там доверяйтесь, погода испортится'. И даже пояснял, когда и как. И точно, все выходило так, как он сказал.
Особенно он опекал нас, 'одномоторных пиратов', не оснащенных рациями, а потому беспомощных в затруднительных обстоятельствах.
Вот и сейчас, раз уж Костя сказал свою знаменитую фразу - 'миллибары-изобары не нравятся', значит, он обеспокоен. Но свежие радиосводки докладывали: по всей трассе - ясно. Штиль. Дымка. Видимость пять километров.
Мне лететь почти за тысячу километров. Первый прыжок трехчасовой, через горы, минуя Самарканд, на Чарджоу, где я должен сесть на заправку. И оттуда на Ургенч, два с лишним часа, через пустыню Каракумы. Веселенький маршрут, хороший. Но времени в обрез: весь полет - шесть часов, да в Чарджоу на заправке потеряю час, итого семь. И мне останется до захода солнца полчаса.
Все рассчитано, все взвешено. Вылетаю с шиком, точно в назначенное время, минута в минуту, и сразу же набираю высоту. Через час полета передо мной встанут горы, и их надо будет перешагнуть через Джизакский перевал. А если он забит облаками, то самолеты в рейс не пускают. Самое нудное место! Другой раз сидишь в Самарканде, до дому рукой подать, один час двадцать минут полета, и погода кругом отличная, а перевал закрыт - сиди! Иной раз по двое, по трое суток высиживаешь. Какой синоптик попадется: другой, который вредный, да еще захочет показать свою власть, выйдет, посмотрит, увидит - облачко к скале прилепилось, все, перевал закрыт.
Вокруг взвешенная муть, видимость неважная, словно смотришь через кисею, и горы просматриваются плохо. Набираю еще тысячу метров и пробиваюсь в чистый воздух. Все видно хорошо, но гор нет, гряда облаков. Вот тебе на! А по сводке все открыто. Как же быть? Возвращаться?
Да... Трудное дело - возвращаться... Для каждого летчика это прежде всего вопрос чести. Удовольствия
такое возвращение не принесет никому; Прерванный полет - это уже чья-то недоработка. Наторит синоптику- раз. Диспетчеру - два. Прибавится минус в работе управления - три. Летчик здесь не виноват, конечно, и никому даже и в голову не придет упрекнуть его в этом. Но где-то глубоко-глубоко, в подсознании людей отложится минусок в определении качеств этого летчика и как человека и как пилота. Один минусок, другой минусок, третий, - и, пожалуйста, количество перейдет в качество! А кому хочется минусового качества? Никому! А мне тем более. Хочу плюсы. Хочу летать отлично. Но ведь это само собой не придет, отличное качество-то! За него надо бороться, настырноствю, умом, уменьем. Жизнь ставит перед тобой задачи, решай их смело, но с разумом, конечно, на рожон не лезь!
Примерно в таком духе рассуждал я, подлетая к гряде слоистых облаков, закрывавших горный хребет. Возвращаться, конечно, я не был намерен, но лезть в эту кашу все-таки было страшновато. А может быть, там, за слоистыми облаками, да вдруг будет 'рожон', в виде грозовых? А с ними шутки плохи, может так тряхануть, что куда хвост, куда крылья! Да и скалистые пики рядом., .
А время идет, и самолет тащит меня, тащит прямо в неизвестное. Сердце сжимается, сжимается... А с собой я уже ничего не могу поделать. Не могу свернуть, решил!
Облака ближе, ближе... Летят навстречу со скоростью сто восемьдесят километров в час.
У-у-ух! Ворвался! Сразу стало слышно, как вибрируют расчалки, как поет мотор и свистит в неплотно прикрытой форточке ветер.
Все мое внимание на приборах: нервная стрелка 'пионера', подрагивая, стоит вертикально, значит, самолет летит по прямой, и чуткая стрелка компаса это подтверждает. А вот стрелка вариометра мягко и настойчиво полезла вверх. Смотрю на указатель скорости. Сто восемьдесят километров в час! Ну, все понятно: мы попали в восходящий воздушный поток. Вверх не страшно, лишь бы не вниз.
Я занят, и у меня в кабине уютно-уютно. И я уже посмеиваюсь над своими страхами, чуточку горжусь собой. Вот и еще приобретенный опыт! В копилку его!
Через четверть часа облака кончились. Здесь воздух прозрачен и чист. Справа от меня видны просторы Кызылкумов, слева - долина Зеравшана с плодородней-
шими землями, с древними городами. Впереди - Бухара, а потом Чарджоу, но там что-то творится. Одного взгляда достаточно, чтобы понять, что это 'афганец' - Пыльная буря, ураган, который налетает внезапно из Афганистана.
Ну вот и, пожалуйста, еще задачка! Что делать? Чарджоу закрыт, это ясно, и лететь туда по меньшей мере глупо. Пассажиры мои до Ургенча. А что если...
Я заерзал на сиденье: ох и заманчиво! Рвануть прямо в Ургенч, через пустыню?! Правда, это грубое нарушение, за уклонение от трассы по головке не погладят, ну, а 'ели обстоятельства заставили?
Под 'давлением обстоятельств' беру новый курс. Страшновато, конечно, а вдруг откажет мотор? И допустим, я сяду нормально где-то в песках, но кто нас там найдет? Да и кому вообще придет в голову искать пропавший самолет в пустыне?
Риск, риск и риск. Но все же сворачиваю. Теперь мы летим наперегонки с 'афганцем'. Кто кого!
Беру планшет, нахожу на карте свое местонахождение, замеряю расстояние. Пятьсот километров. В идеальных условиях - два часа и сорок минут полета. Не так-то уж много. Впрочем... Я забыл про пассажиров! Ну, там... помыться-побриться захочется, а условий нет...
Подумав, решил: спрошу у них самих. Достаю блокнот, пишу записку. Слева за моей спиной - окошечко в пассажирскую кабину. Вырываю листок, сворачиваю, передаю.
Читают, переглядываются, смеются, пишут ответ:
'Это очень хорошо, что мы так скоро будем на Месте. Ради этого мы готовы потерпеть. Дерзайте!'
Ну, тогда, как говорится, с богом!
Летим. Ровно, спокойно. Под нами пустыня. Там-то внизу жарко, конечно, а здесь, на высоте, термометр на стойке показывает плюс пять. Прохладно, и мои ноги стынут, часто вызывая вполне известные ассоциации. У меня-то все нормально - есть приспособление, а пассажирам каково? Переживаю. Однако тут же отвлекаюсь. Меня всегда волнует пустыня, когда я лечу над ней. Волнует своей загадочностью, своим прошлым, скрытым под толщей песков. Вон из-под барханов едва проглядывают контуры развалин крепостных стен и сети оросительных каналов: и это в самом центре пустыни! Значит, здесь когда-то жили люди. Но когда? И что за-ставило их уйти отсюда? Какое бедствие? Пески? А откуда они взялись, эти пески, и почему? Тайны, тайны, тайны... Походить бы там, покопаться. Прикоснуться б рукой к великому прошлому. И невольно отсюда, с высоты трех километров, я прикасался к этому прошлому. Мысленно снимал песчаный покров, возрождал города, поселения, заселял их людьми.
И все мое существо наполнялось трепетным чувством волнения, необыкновенного счастья. И всякий раз я при-анавался себе в том, что люблю, люблю до самозабвения свою чудесную профессию.
Может быть, конечно, она не для всех летчиков была такой, но это уж зависело от взгляда на профессию и на самую жизнь. Если ты не будешь чувствовать себя неотделимой частицей этой жизни и не сумеешь слиться с ней, деятельно, гармонично, не будешь дерзать, искать' увлекаться, познавать, то существование твое будет серым и бесплодным, мучительным для тебя самого и для людей, тебя окружающих.
Ну вот, пустыня помогла мне скоротать время, а ураган сократил мой полет. Я все время видел его. Он шел слева грозной в своей неистовости красновато-коричневой тучей песка, поднятого на высоту трех тысяч метров, и двигался на северо-запад, к Ургенчу. Но мы были впереди.
Где-то на севере создалось низкое атмосферное давление, и воздушные массы, сдвинувшись и приобретя инерцию, ринулись туда, чтобы заполнить пустоту. И мы, подхваченные воздухом, преодолели четыреста километров за час.
И вот мы над поймой реки. Здравствуй, великая и своенравная Амударья! Теперь нам веселей, мы вышли на трассу, и на сердце у меня празднично, и до посадки осталось пятнадцать минут. Я обернулся и посмотрел через окошечко на пассажиров: как-то их самочувствие? Они поняли, что полет подходит к концу, и на их лицах я увидел радость.
Я с ходу сел, торопливо подрулил к стоянке и выключил мотор. Мои пассажиры быстро покинули самолет, а дежурный, поздоровавшись, спросил, откуда я явился: все порты давно закрыты, и в эфире творится черт-те что - ни по радио, ни по телеграфу связи нет.
А когда я сказал, что из Ташкента, он засмеялся: 'Брось разыгрывать! Ты из Турткуля!'
Ураган налетел через сорок минут и свирепствовал четыре дня.

И все эти дни Ташкент был в тревожном неведении: куда девался самолет с четырьмя пассажирами на борту, раз он не прилетел в Чарджоу?
Алексеевич
Старожил форума
14.10.2016 17:28
Viktor49A
Ваши публикации позволили снова заглянуть в эпоху "молодой" авиации. Интересно и познавательно! Спасибо! Сами бы уже не добрались до этих "архивов".
Viktor49A
Старожил форума
14.10.2016 17:52
Алексеевич
Viktor49A
Ваши публикации позволили снова заглянуть в эпоху "молодой" авиации. Интересно и познавательно! Спасибо! Сами бы уже не добрались до этих "архивов".
Да не за что, Эдуард Алексеевич:)
Я рад, что Вам интересно читать
то же, что и мне.
А "Романтика неба" Бориса Тихомолова
- одна из любимейших книг.
Wen
Старожил форума
14.10.2016 18:03
Виктор, спасибо за ссылки! Это целые пласты истории нашей Авиации, мало кому известные
и поэтому так интересны!
В развитие этого позволю себе привести ссылку на мемуары "забытого маршала" Голованова Александра Евгеньевича.
Для начала короткий отрывок из книги "Дальняя бомбардировочная":

"От автора. Предисловие к мемуарам

Служба моя в авиации сложилась так, что в январе 1941 года из Гражданского воздушного флота я был возвращен опять на службу в ряды Красной Армии. Возвращение это проходило по инициативе И. В. Сталина и при непосредственном его участии. Получилось как-то так, что, начав свою службу в ВВС в должности командира полка, мне неоднократно приходилось встречаться со Сталиным как в довоенные месяцы, так и в начальный период Великой Отечественной войны. Будучи же назначенным в августе месяце 1941 года на должность командира 81-й авиадивизии и подчиняясь непосредственно главкому ВВС — зам. наркома обороны, я стал часто вызываться в Ставку то вместе с главкомом, то один. Встречи со Сталиным стали систематическими.

С ноября 1941 года дивизия была преобразована в 3-ю авиационную дивизию дальнего действия Ставки Верховного Главнокомандования, и с этого момента, ранее как командир дивизии, а затем как командующий Авиации дальнего действия (АДД) Ставки Верховного Главнокомандования, своим непосредственным руководителем и начальником я имел только лично И. В. Сталина. Никто больше из военного руководства за время существования АДД — ни Генеральный штаб, ни руководители Наркомата обороны, ни кто-либо из других товарищей — отношения к деятельности и развитию этого рода войск не имел. Случай, по-видимому, уникальный, ибо подобных примеров мне больше неизвестно..."

Полностью здесь: http://royallib.com/book/golov ...
Скачал и прочитал с удовольствием, нашел для себя много интересного.
Viktor49A
Старожил форума
14.10.2016 18:07
2Wen:
Не за что, Вениамин!

Взял в закладки Вашу ссылочку:)
Wen
Старожил форума
14.10.2016 18:07
Ой, что-то последний абзац переформатировался, но ссылка выше правильная и открывается!
Viktor49A
Старожил форума
14.10.2016 18:15
Wen
Ой, что-то последний абзац переформатировался, но ссылка выше правильная и открывается!
Ок! Разберемся:)
Viktor49A
Старожил форума
15.10.2016 11:30
Рассказ "Про, кхм дамы извините, про жопу".
Перенесен из глубин ветки:)

(С)
Ветеран ГА

Автор этой юморески активный участник вертолетных веток. Я без его разрешения перенес его рассказ сюда для тех кого отпугивает техника, у которой над головой все вертится. Не примите его как хулиганство или ненормативность. Речь идет об основном приборе на воздушном судне, независимо от типа. Барышням и несовершеннолетним просьба остановиться на этих словах.
Автора прошу меня простить за самовольство. Готов нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области авторского права.

KudretsA:

"Про жопу".

Эх, и навернулся я, соплеменники, перед вылетом. Растаяло-подморозило, скользко, однако, ну, и не удержался я на скользкой планете ногами, и об её-матушку, со всего размаху. И ведь что характерно, нет бы чем-нибудь другим, а то самым жизненно важным органом лётчиков - жопой. Больно, значит мне, а вида не подаю, что ж экипаж скажет, и так вон, проходимцы, кулаками рты закрывают.
Сел в кабину, благо, на парашюте мягкая поролоновая прокладка, ничего сгодиться терпеть можно.
Запустились, полетели всё в норме, только вот прижимать стало нижний край да и ночь на дворе. Слышу, с земли бают, что мол не пущать никого велено в небо Заполярья, а тех ненормальных, что парят ещё, посадить в кротчайшее время.
Вы будете смеяться, но ситуация повторяется, как говорится, в виде фарса. Мы после четвёртого разворота тангаж 3, крен 0, скорость 140, высота 600, вертикальная 3, удаление 12, левее 70, на глиссаде.
И тут я вспоминаю о том, что основной-то прибор, которым, я перед вылетом навернулся, в отказе. И он не только не определит в случае чего изменение тангажа на 1-2 градуса, вертикальной на 1м/с и отклонение от посадочного на 50м, но и предательски смолчит в более сложной ситуации. Мне бы шторку открыть, дык открыта она, и только проблесковый маяк по ночным облакам сигналит: 'отказ жопы'. Ну вот, придётся дублирующие включать.
Мозги не подвели, включились практически сразу.
По разности воздушной и путевой скоростей по ДИСС определил, что ветер встречный и немного справа, значит та срань до земли, о которой говорило метео, идёт с того края полосы, должны успеть. Штурман отсчитывает высоту и скорость и предупреждает, что АРК врёт, верь курсоглиссаднику. Верю. Идем дальше. Посадочный пересекает залив, здесь почти всегда изменение ветра по силе и направлению, поэтому при постоянном тангаже отклонения по воздушной скорости +- 20 это нормальное и постоянное явление, по этой же причине показания ДИСС неустойчивые. Верь ПКП, держи тангаж постоянным и не допускай больших кренов для исправления по направлению, шагом не дёргай, а услышал : 'ниже глиссады'- в горизонт и пока до соответствующего удаления не дойдёшь не снижайся. РЗП как правило запаздывает на 0, 5-1 км по дальности - верь штурману и курсоглиссаднику в комплексе.
Дальний 230, посадку:.Условия принял, разрешили.
Один очень уважаемый мной лётчик, к слову, большой знаток инструкции экипажу, любил говаривать: 'Не поднимай свою башку пока штурман не доложит видимость полосы.' А я чо, мне как сказали. Проблесковый по облакам видно и без этого.
Доклад штурмана практически одновременен со вспыхнувшей дорожкой бегущего оленя, гонит огни вглубь полосы зовёт: 'Сюда, родимые, я вас уже жду'. Отклонение от осевой метров 30, есть над чем поработать в дальнейшем.
Проход ближнего 70, подлёт, посадка на площадку ограниченных размеров.
К чему это я всё. Имея ПКП, холодную голову и грамотного штурмана можно и с отказавшей жопой летать, оказывается.
А жопа что? Поболела и перестала и опять летать рвётся.
Viktor49A
Старожил форума
15.10.2016 14:23
Это было совсем недавно. Почему, вы поймете когда прочтете рассказ
бывшего авиатехника Ми-2, - юморного и оптимистичного мужичка по
имени Саша. Сейчас он уже не юморит. Так жизнь сложилась, там где
он жил и работал.

(С)
Sky Coyote (Александр в миру):

"20-ти минутный перелет"

...Работали на АХР в Луганской обл. Это был мой первый сезон самостоятельного ТО вертолета Ми-2. Закончили работу около пяти вечера, вертолет поставили на ток и поехали в село на ночлег, а на утро собирались перелетать в другое хозяйство. Только собрались поужинать в сельской столовой-звонок с базы: приказ перелетать сегодня и рано утром начать работу. Командир начал отговаривать начальсво: Плана полета нет, времени до захода 2 часа, пока на вертолет, подготовка и т.д. Но с начальством спорить без толку-лети и все! Че там лететь-20 минут. Начнете работать, запросите перелет, доложите посодку и начало работ...

Едем на ток, я готовлю нашего роботягу и за 40 минут до захода Солнца взлетаем на встречу приближающимся сумеркам. Выше 100 м не поднимаемся, дабы не тревожить сон ПВО и аэропортовских диспетчеров. Но и с такой высоты открылся замечательный вид украинской степи, окрашенной лучами заходящего солнца. Холмы, ложбины, отдельные деревья и заросли кустарника. Воздух чист и прозрачен, линия горизонта слилась с небом, как-будто граница Дня и Ночи. Равномерный гул двигателей и свистящиая песня лопастей, а по земле бежит тень вертолета... 10 минут полета позади, и начинаем жалеть, что такая романтика закончится еще через 10 минут...

Но... Откуда-то сверху послышался очень неприятный не то хруст, не то хлопок и начался молнеиносный рост температуры масла в редукторе и двигателях... Снижение и посадка "перед собой"... Датчики температуры зашкалили. Спина покрылась потом и "гусиной кожей". Толчек, короткий.Плет окончен удачно... Почти удачно: до ближайшего населенного пункта, судя по карте, 10-12 км. Ни дорог, ни ориентиров-ПРОСТО СТЕПЬ.
Вот уж не думал, что такое может быть в самом населенном регионе Незалежной.
Мобильник работает, уже легче. Звоним в на базу, мол так и так, где сели знаем только по карте, как доехать вопрос.

И тут всплывают интересные моменты:
-Плана полетов нет, летели без связи, сообщать УВД и искать не будут.
-Поужинать не успели, с собой только пол-бутылки
минералки.
- Взлететь не можем, срезало вал вентилятора.

Начальство посочувствовав нам, пообещало утром прислать машину(200 км от Донецка)и коллегу техника мне на помощь. Стало ясно, что застряли до следующего вечера.
Капитан в печали, я тоже. Полез я в сумку, нашел два яблока и три печенья в пакетике. Ужин состоялся. Выгрузили инвентарь, постелили теплую одежду и спать. А под стало утро холодно. Проснулись и встречали восхитительный рассвет. Обильная роса позволила умыться- прохладная, чистая и свежая роса.

Потихоньку начал снимать вентиляторную установку, Позвонили с базы, машина поехала. В ожидании принимали солнечные ванны.А кушать-то хочется! Созвонились с водителем, пообещал в магазин заехать, купить еду. От этого ожидание стало еще утомительнее.
Часа через два звонит водитель, спршивает, где нас искать-начали давать ориентировку по пятикилометровой карте, но в самый неподходящий момент батарея в телефоне "померла". На борту ракетницы и в помине нет.

Я беру соперную лопатку и начинаю копать ямку. У командира глаза колесом-ты че, могилу копаешь?
Окопал я круг, и начал сухостой собирать, чтоб огонь развети, а потом сырой травы в огонь - вот и сигнал получился. Капитан ехидничает: "бойскаут-самоучка, думаешь водила заметит и догадается!?"

Перевалило за полдень. Жарко. Я все травку в костер кидаю. Когда глядь - по степи прет наш "ГАЗЁЛ"! Как танк ломится напролом! Нашли нас, заметили дым.
А потом была еда, вода прохладная, опять еда...
А такой искренней радости в командирских глазах я еще никогда не видел, да наверно и сам не чувствовал...
Как хорошо, что это Украина, а не тундра, или пустыня.
Вот так поиграли "в робинзонов".
shurik25753
Старожил форума
16.10.2016 09:25
Доброго воскресенья, авиа-деды !
Позволю себе дополнить рассуждения к крайнему рассказу.
"Как хорошо, что это Украина, а не тундра, или пустыня.
Вот так поиграли "в робинзонов".
В тундре, конечно же, прохладнее, чем в украинской степи, но желание выжить и получить помощь от этого не меньше. Делается так. Разводится костёр. В тундре, да ещё зимой, нет дров. И не надо. Слили ведёрко керосина, развели костёр, открыли Н.З. подкрепились и слили с полведра любого масла. Если услышали шум с-та, в-та или Вам сообщили по радио, по сотовому, .... что помощь близка, лейте в костёр масло. Получите густой чёрный дым.
Всем Здоровья !
Viktor49A
Старожил форума
16.10.2016 10:02
shurik25753
Доброго воскресенья, авиа-деды !
Позволю себе дополнить рассуждения к крайнему рассказу.
"Как хорошо, что это Украина, а не тундра, или пустыня.
Вот так поиграли "в робинзонов".
В тундре, конечно же, прохладнее, чем в украинской степи, но желание выжить и получить помощь от этого не меньше. Делается так. Разводится костёр. В тундре, да ещё зимой, нет дров. И не надо. Слили ведёрко керосина, развели костёр, открыли Н.З. подкрепились и слили с полведра любого масла. Если услышали шум с-та, в-та или Вам сообщили по радио, по сотовому, .... что помощь близка, лейте в костёр масло. Получите густой чёрный дым.
Всем Здоровья !
Привет Саша!

Доброе утро, авиадедам и просто дедам!
А так же, находящимся в состоянии
"вот-вот, буду дедом":)

Керосин зимой, ещё и надо уметь поджечь.

А вообще-то, конечно, "когда петух замахнулся
клювом над задницей" - быстро включаются
разные закладки в памяти.

Когда я потерялся однажды, в степи, и уснул на стоге
сена, меня разбудил шум рычащего-летящего вертолета.
Так я мухой сдернул, не расстегивая, тесную рубашку
и подскакивал без трамплина, будь здоров:))
shurik25753
Старожил форума
16.10.2016 10:32
Viktor49A: И тебе ПРИВЕТ, Виктор. Всё никак не отойду от потери Михаила Ивановича...
... А керосин поджигают так: любую тряпочку, ветошь, сухую веточку мочят
в том же керосине и поджигают. Хватает одной спички или от зажигалки. Один мой друг
никогда не курил, но коробок вощеных спичек всегда возил с собой. Это сейчас свободно
можно купить и "охотничьи" спички и даже которые в воде горят, а в наши времена...
Но ты абсолютно прав. Когда прилетит жареный петух...Так жить захочется... !!!
Ну так захочется...!!! Люди мне рассказывали, самому Бог миловал, не пришлось.
Так вот. Снегом, сколько его не ешь, не напьёшься. Жажду только придавишь,
но не напьёшься. Делали так. Снег топили в руках и сливали в баночку, а баночку
держали за пазухой, чтоб водичка снова не замёрзла. Когда набиралось 3-4 глотка, то
воду сразу не пили, а долго-долго держали во рту. И это правильно. Пить ведь просит не желудок, а горло. Вот и полощи горло, дёсны, зубы и только потом глотай. А пить воду большими глотками абсолютно бесполезно.
Viktor49A
Старожил форума
16.10.2016 11:00
shurik25753:
Да, Саша и я каждый день вспоминаю Михаила Иваныча.
Есть поверье, что до 40-ка дней душе его большое испытание
предстоит. И лишь после 40-ка решается, куда она направится...
Чем лучшие моменты будем держать в памяти, тем вроде поможем
все-таки определить в свет, а не во тьму, душу бренную. Потому
и заказал сорокауст во упокоение, чтобы много людей поминали о
нём, кроме нас, ещё и в молитвах.

У нас прямо мор в этом году, и после смерти Иваныча, простились
ещё с двумя нашими товарищами из БОАО. А с начала года, уже
четверо в мире ином.

Ну что ж. Все там будем, когда время придет. А мы - будем жить и
помнить добрым словом, всех.


Про воду из снега не слыхал в таком ракурсе. А пользоваться талой
водицей не раз приходилось, в том числе и топить снег для приготовления
пищи. Вкус у неё особый: щиплет язык такая вода, словно энергию свою,
передавая, чистую, показывает: я - настоящая:)
Viktor49A
Старожил форума
16.10.2016 11:16
Продолжаю копипастить сюда интересные рассказы
и практически анекдотичные случаи, из нашей, и
"Аэрофлотовской" втч, жизни.

Про заглушки:

'Высокие отношения'

Летним погожим днем в Беслане, в старом аэропорту, где кроме грунтовой полосы и кафешки под открытым небом ничего не было, наши экипажи все время обедали. Справедливости ради, надо сказать, что кормили там отменно. Очень вкусно, правда. Единственным недостатком была полоса, как стиральная доска, на разбеге сначала упираешься в штурвал, что есть мочи, а потом резко на себя, и 'танцуешь' передней ногой, балансируя колонкой, до самого отрыва, иначе, даже такие 'ноги', как на Як-40, могли не выдержать:.
В те времена в Элисте работали две пилотессы, командирами на Яках, с одной из них, Зарой Тузаровной, мне пришлось поработать, очень умная женщина, интеллектуалка, любила со мной разговаривать на возвышенные темы. Летать с ней в экипаже для меня было просто удовольствием, наверное, ей нравилось, что я ее внимательно слушал, высказывал свои точки зрения на вещи, в общем, простите за нескромность, не дурак:
Ветра в Беслане я не помню, сколько раз там садились, все время, можно сказать, штиль, поэтому обед на свежем воздухе всегда был желаем, официанты приветливы и обходительны, разносолы свежие, и недорого. Рубль - десять, стандарт.
После сытного обеда медленно проходим к самолету, пассажиры уже все на борту, ждут когда экипаж займет свои места и доставит их по назначению. Двери, люки - все настежь открыто, и дверь в кабину тоже - жарко. Бортмехаником в экипаже средних лет мужичок, в простонародии, 'Филлиппок' или 'Картошечка', чрезвычайно доброй души человек, немного суетливый по-натуре, очень исполнительный, бегает вокруг самолета. Товарищ командир, самолет осмотрен, заправлен, отстой слит: молодец, ей Богу, душа радуется:
Неторопливый осмотр, вальяжный проход через весь салон, запрос на запуск, 'Картошечка' щелкает задвижками контрольной карты, зашипел Аи-9-й, минута, 'запуск первому!'. Тонкий пальчик Зары Тузаровны жмет на кнопку, процесс пошел, РУД первого стронулся с места и занял положение малого газа. Ан нет, вместо знакомого звука выхода на режим, слышим какое то чмоканье. И тут 'Филлипок', смазав пятерней по РУДам, вскочив с места, пулей вылетает через открытую дверь кабины, салон и трап, на улицу. Секунда, другая, и заглушки сняты. Гремя кандалами, задевая обо все подряд, обвязанный красными тряпками, наш механик нарисовался в заднем проеме самолета.
Реакция Утонченной женской натуры не заставила себя долго ждать, и на весь салон, на уши изумленных зрителей упало: 'Еб:. й Филлипок, лучше бы ты их себе на х:й надел!'
Дальше минута молчания, думаю, что дверь в кабину тихонько прикрыли зрители с первого ряда:

Спасибо всем, с уважением, Александр, г.Тверь.


Viktor49A
Старожил форума
16.10.2016 11:34
hlcpt:
Вот ещё один, прекрасный рассказ Димы, откопал:)

"Санзадание":

В 91 г., когда я был еще молодым, но красивым вторым пилотом, мы работали в республиканской санавиации. Дежурили две наших элки (Л-410 ) в Быково. Экипажи жили в Ильинке, в профилактории. И, в те поры, достаточно интенсивно летали. Я часто вспоминаю эти дни с ностальгией по той работе, своей молодости и ребятах, с которыми начинал свою летную работу....как детство.

И вот, в один из июльских дней, мы сходили с утра в Бегишево, забрали оттуда донорскую почку, (почему-то очень часто почки возили именно из Бегишево ) и быстро вернулись. Пообедав в профилактории, отдыхали в своей комнате. После ужина начали смотреть какой-то фильм с девочками- стюардессами, дежурившими в резерве. И как это бывает, на самом интересном месте, дежурная медсестра, зычным голосом вызывает моего командира к телефону. Звонили из АДП. Сказали, что дежурный автобус уже выехал, и что нам предстояло вылететь в Курск по срочному санзаданию.

По отработанной технологии быстро проходим медконтроль, прыгаем в автобус и через 10 мин. мы уже у штурманской. Я беру в БАИ портфель, коды, и мелкой рысью на стоянку. Приходит командир, быстро запускаемся и выруливаем на исполнительный. Во время руления узнаю от командира о цели нашего полета. В одной из курских деревень пареньку косилкой отрезало ступню ноги и нам предстояло быстро транспортировать его в Москву, для того чтобы ее пришили. Счет времени в этих случаях идет на минуты.

Диспетчеры подхода и контроля уже в курсе, освобождают нам нужный эшелон и разрешают спрямления вне трассы, разгоняя встречные и попутные борты. И вот уже докладываем расчетное начало снижения и переходим на связь с Курском. Нас уже ждут.
Местный АН-2 с больным оказывается еще не сел и идет уже в сумерках, мы его слышим. Он дает расчетное посадки через 15 минут после нас. Нас заруливают на стоянку; ТЗ уже стоит наготове, пока мы заправляемся, -садится АН-2 и заруливает на соседнюю стоянку.
Несмотря на ночь, на стоянке много народу, это техники, охранники, и другие, все в курсе и стараются помочь, кто чем может. У меня, как назло, выскакивает фишка-фиксатор открытия двери и падает куда то на перрон. Я было начинаю ее искать но молодой техник-встречающий (здоровенный детина под два м ) говорит: 'не беспокойся командир, найдем'. И вот уже человек пять ползают на коленях по стоянке.

Откуда-то подъезжает АПА, и освещает фарами стоянку. Фишку быстро находят и водружают на место. Второй пилот АН-2 крикнул из открывшейся двери- подсобите. Я, было метнулся к нему, но кто-то, со словами: 'погодь командир', вежливо отстраняет меня и несколько пар сильных рук быстро берут носилки, переносят паренька и перекладывают на наши. Рядом мечется отец паренька, такой же бледный как он, что-то бормоча невпопад. Сопровождающий, - доктор, парень моих лет, несет пластиковый контейнер-холодильник с отрезанной ступней.

......Прошло уже много лет, а я помню лицо этого паренька, лежащего на носилках. Странно улыбающийся и бледный, он, как будто стеснялся такого внимания к нему.
Закрываем двери, запускаемся. Отец стоит как вкопанный и смотрит на вращающиеся винты с оцепенением. Его кто-то оттаскивает в сторону и мы выруливаем на полосу.
Ночной полет, огни городов внизу, ясная теплая июльская ночь, огни подхода, посадка на знакомую полосу (к сожалению на вертолете такого не увидишь )......все это было, как вчера. А сколько уже лет прошло. У меня уже дочка, такая как тот паренек.

Сори, отвлекся.
......Заруливаем на стоянку. Там уже ждет скорая. Быстро перегружаем больного. Желаем выздоровления. Он, по детски как-то, говорит нам спасибо. Скорая уносится, а мы слегка уставшие, идем к штурманской, рассуждая об оперативности и четком взаимодействии служб. (Ведь можем-же, когда захотим!!! )

Времени, - где-то около двух часов ночи. Вызываем дежурный автобус. Водителя найти не могут, ёпрст ! Мы бегом несемся на станцию, чтобы не опоздать на последнюю электричку. Ст.Ильинка - следующая остановка после Быкова. Еле успели!
Потом, мы звонили в санавиацию, справиться о том, как прошла операция. Нам сказали, что все замечательно. Парень будет ходить. Ну и дай бог ему здоровья !
Потом было много вылетов по санзаданиям, бывало что и умирали на борту, бывало и разворачивали нас в воздухе обратно потому что было уже поздно, но этот случай, запомнился как-то по особому.
Вот такой рассказ. Может не в тему, но от души.

shurik25753
Старожил форума
16.10.2016 11:55
Ну всё. У до тошного сегодня выходной. К врачам аж послезавтра.
Есть время поехиднечать : " (к сожалению на вертолете такого не увидишь )."
Очень даже увидишь. На севере без ночного допуска на 6 месяцев хоть в берлогу ложись.
Светлого времени зимой очень мало, а на крайних северах, вообще, бывает не бывает
(с середины ноября по конец февраля, в зависимости от широты).
Так что в-тчики тоже насмотрелись на световые огни ВПП.
Алексеевич
Старожил форума
16.10.2016 14:26
Viktor49A
Спасибо! Ваши поиски и публикации этих маленьких авиационных историй, ложатся в душу, как проблески света в нынешней информационной обстановке в мире.
Алексеевич
Старожил форума
16.10.2016 14:39
Снова постоянно звучит слово "война". Люди забыли все её ужасы. В своё время, мне приходилось летать на ПМВ над Новгородскими болотами, где погибала 2-я ударная армия Власова. С воздуха ещё отчётливо просматривались укрепления, утонувшие в болотах. Каково же было людям, умирающим от ран и голода! Вот попала статья о проводимых раскопках в районе Мясного Бора.
http://chistoprudov.livejourna ...
Viktor49A
Старожил форума
16.10.2016 16:04
Алексеевич:
Ну и слава Б_гу, что я отыскиваю эти маленькие
мгновения нашей жизни по веточкам, не зря:)

Люди не забыли слово Война. Они - привыкли, вот
что ужасно, Эдуард Алексеевич...
Я слушал аудиозапись переговоров между снохой и
матерью одного солдатика-добровольца. У меня дрожь
пошла по телу - люди говорят о том, что его
обманывают в "зарплате", сетуют: ну нахрена нужна
медаль, лучше бы деньгами давали и т.д.
То, что сегодня происходит на постсоветском
пространстве - не укладывается в голове обычного
человека, у которого остается время в этой жизни,
чтобы "включить мозг".

Поэтому, я стараюсь эту, очень болезненную тему, не
затрагивать здесь.
shurik25753
Старожил форума
16.10.2016 16:42
"Поэтому, я стараюсь эту, очень болезненную тему, не
затрагивать здесь."
Отскок засчитан.
А я замечу, что точь в точь похожие статьи в газетах и передачи по радио велись
и перед 1-ой и накануне 2-ой МВ. Англичане писали, что Сталин умер, женился на еврейке
-сестре Кагановича, что весь СССР только их и ждёт... и бла-бла...
А Гитлер сошёл с ума, застрелился, его отравили, он гомик и т.д.
Точно в том же духе писали немцы, что Чёрчиль спился и рехнулся и т.д. и т.д.
Так и сейчас. Нагнетают и нагнетают обстановку. И Крым и Сирию и Прибалтику
и Польшу и Финляндию и Троцкого вспоминают и ставят нам в вину.
Ну и наши не отстают. Псаки ходит в одном сапоге, Хилари тяжело больна,
нас окружают базами, Меркель - шпион ЦРУ. И только ОН везде белый и пушистый.
Собираются 6-ки, 7-ки, 10-ки, 20-ки, все кому не лень собираются и собираются.
Но "наше" ТВ показывает только Его Великого. Что там сказали и думают другие нам
знать не надо. Нам диктор прокомментирует, что там все балбесы собрались только
для того, чтоб Его Великого послушать и помолчать.
Между прочим, надо знать, что президенты и компании в окопы не пойдут.
Они в бункере отсидятся. Они нас загонят в окопы. И будем мы -рядовые граждане-
стрелять друг в друга НИЧЕГО друг против друга не имея. У президентов ума не хватает договориться о мире, потому нам прямой путь в окопы.
доцент-79
Старожил форума
16.10.2016 21:09
Ох, Шура...
Пургу ни о чем.
доцент-79
Старожил форума
16.10.2016 21:44
Может вспомним тогда и тех, кто говорил в 1941-м: они в окопы не
пойдут..Кое-кто не пошел.
Вы помните? Вы знаете? Были дизертиры. Сейчас старательно анналы
поднимаются. Забыв о миллионах, вставших добровольно. Не спросивших
о льготах и пайках, погибших иногда в первом бою..
Вы слушайте других дикторов, они уже 70 лет вещают на КВ и
прочих волнах скрипя зубами. Помните? Неужто? Эти "голоса" сквозь зубы??
AnatolyNZ
Старожил форума
16.10.2016 22:29
Viktor49A
Старожил форума
Вы вспомнили про записки полярного лётчика Каминского, а я сразу вспомнил наши полёты и работу на севере Якутии, на Чукотке, в Магаданской обл. В Черском отработал 18 самых лучших незабываемых лет... А сейчас в Черском НИ ОДНОГО САМОЛЁТА , НИ ОДНОГО ВЕРТОЛЁТА.Если у власти дойдут руки до Севера, то начнётся по новой освоение Севера, как у Каминского, в его записках.
доцент-79
Старожил форума
16.10.2016 23:18
Нынешняя парадигма бытия не родит героев. Только юридически
подкованных потребителй. Впоочем, таких будет 1 %. И кого это волнует?
Viktor49A
Старожил форума
17.10.2016 08:40
Доброе утро, деды!:)

У нас оно, хмурое. Как говаривал один
пилот из нашей АЭ: "погодка сморщилась".
Так и есть. Но, откАпав очередной курс
осеннего профлечения, относительно бодро
... взираю на происходящее за окном.
Не надо спешить на работу, а пенсию
получить успеем - даже если опоздали
быть в первых рядах.
На рынок и в магазин, тоже вроде по
настроению и(или) ворчанию желудка:)
Не исключено, что скоро могут подключить,
к провожанию в школу внучки. Так это ж,
святое дело. Тем более, что проблем с
ранним подъемом сейчас нет. Иногда
бывает, что просыпаешься задолго до
"подъема";))
Так что, жизнь размеренно течет своим
чередом, внося свои коррективы в наши
планы и желания.

(С)
Ребята, давайте жить дружно. Мы ведь все
теперь отделены не только границами, но и
различным течением событий в "наших странах"
- язык еле поворачивается так говорить, блин.
Я уже не говорю о тех или иных моментах в
истории когда-то большого государства,
которые нет-нет, да и "всплывают". И хоть
мало веришь написанному, действительность
и факты подтверждают, что многое в ней
искажено, с подачи былых и очередных
правителей. И уже не всегда хватает сил и
веры чтобы точно разобраться в былом, т.к.
в ныне происходящем бы не рёхнуться.

Давайте пользоваться отпущенным нам временем,
чтобы хоть здесь мирно сосуществовать. Этот
призыв я отношу и к себе тоже, т.к. не всегда
успеваю включить "тормоза", и порчу кому-либо,
настроение. Прошу меня простить, всех кого
обидел.


AnatolyNZ:
Судя по той скудной информации что доходит до нас,
похоже, Вы - правы.

shurik25753
Старожил форума
17.10.2016 09:13
доцент-79: Уважаемый, Вы написали не мало. Но я, честное слово, не понял о чём.
Что Вы хотели сказать конкретно ? Каков ваш вопрос или аргумент ?
И вот это : " Сейчас старательно анналы поднимаются." Это о чём ? Если об истории,
то как раз сейчас мы переживаем тяжёлые времена по искривлению этой самой истории.
Лозунг "демократов" - не дадим искривлять историю страны - надо понимать, как не дадим открывать архивы, а то, не дай Бог, народ правду узнает. По-моему так.
доцент-79
Старожил форума
17.10.2016 14:49
Не буду далеко углубляться здесь в историю.
Просто хотел сказать, что прижелании всегда можно
найти ложку дегтя. Остальное уже написал.
Или кому-то нужна именно бочка дегтя?
Viktor49A
Старожил форума
18.10.2016 08:22
Доброе утро, уважаемые деды!!!

У нас оно пока, доброе, хотя обещают
"камнепад" к вечеру:)
Но, слава Ему, есть где укрыться и
переждать, а чашка чаю с коллегами
поможет преодолеть плохое настроение
от слякоти за окном:)

Миниатюрка из прошлого, нашего форума...

(С)
KudretsA:

В то доброе время, когда соседи многоэтажных новостроек играли во дворе в волейбол, молоко продавалось в треугольных пакетах, а по радио передавали только хорошие новости о достижениях науки, техники и сельского хозяйства, вихрастый мальчишка в шортах со ссадинами на локтях и коленках восторженно смотрел в пузатый экран чёрно-белого телевизора на идущих навстречу вьюге полярных лётчиков в меховом обмундировании и завидовал их смелости, мужеству и отваге.
Прошли годы.
Мужики в меховых лётных куртках, матерно ругаясь и сбивая с шапок и воротников последствия полярной апрельской вьюги, с завистью смотрели в экран цветного телевизора на вихрастых мальчишек, гоняющих в солнечных весенних лучах на велосипедах.
Viktor49A
Старожил форума
18.10.2016 08:29
Эта история с начала дедорюмочной веточки, заставила охнуть и,
каюсь, заржать как застоялый кхм .. жеребец. Уж больно сюжет
хорош, и вполне возможен, судя по рассказам коллег, да и из
собственного опыта:)

(С)
Ветеран ГА

Летал, летал К. на своей вертушке по точкам, развез кого куда, доставил кому что, и домой собрался. А погода все хуже и хуже. Вроде бы что-то под собой мелькает, но далеко уж не 2 км видимости, а, если честно, не для передачи диспетчеру, то и километра нет. Уж и день кончается. Какой там на севере день. В сумерках взлетел поутру, чуть полетал, перекусил у геологов чем бог послал, а солнышка уже и нет. Катится вдоль горизонта, только верхняя четвертинка стеснительно выглядывает из лиственниц. А тут еще небо забило мутью. Закрыло и солнце и землю еле видно. Не то облака, не то туман. Не хлопья снега, а что-то такое сыпется. И не поймешь: то ли сверху падает, то ли снизу поднимается. Круговерть одним словом. И потерял К. уверенность, что попадет на аэродром в такой муре. А про нарушение минимума - это уже другой разговор. Инспекция. Ножницы. Талон. Решил сесть, а поутру посмотрим мол. Утро вечера мудренее. Докладывает: "Встретил погоду ниже минимума, сажусь на подобранную площадку, вернуться не успею. Утром прошу подвезти подогреватель." Площадка с МК-90 гр. Удаление километров 20.
Смотрит вниз: светлое место мелькнуло. Крутнулся. Полянка белая. Примостился поближе к деревьям, чтобы вихрь не ухудшил видимость. Но обошлось почти без вихря. Вытащил все премудрости для выживания зимой в таежной местности, нарубил сухих веток (не задумался от усталости и волнения - откуда в тайге занесенная снегом куча срубленных веток) и в сторонке от вертолета разжег костерок. Греется.
Вдруг что-то толкнулось сзади о плечо. Мысль: неужели медведь. А медведь оказался говорящим - руководитель полетов, осматривающий ВПП перед приемом самолета.
Слушай, говорит, чего ты здесь устроился? Вертолетная стоянка рядом, а ты полосу занял. Скоро Ли-2 прилетит. Давай, убирай вертолет метров на 50 в сторону.
Алексеевич
Старожил форума
18.10.2016 12:47
Улыбнулся от души! Разная лётная работа наполнена своими "казусами". Вот и мне, разрешите, посвятить Вас в свои случаи:
https://www.proza.ru/cgi-bin/l ...
Алексеевич
Старожил форума
18.10.2016 12:49
Извините! Вот это:
https://www.proza.ru/2013/12/2 ...
Viktor49A
Старожил форума
18.10.2016 16:54
Алексеевич
Извините! Вот это:
https://www.proza.ru/2013/12/2 ...
Ознакомился, с забавной, но хорошо закончившейся
историей из жизни, Эдуард Алексеевич:)

У нас, в перегонке, один из штурманов дал маху
с расчетным временем прибытия не то в Красноярск,
не то Новосибирск - не помню уже. Командир посадил
его в моё кресло второго (на Ми-4) и заставил
крутить излишки времени, петляя в небе - то подлетая,
то возвращаясь назад:)
А я устроился на чехлах под трубой с горячим воздухом
от печки и углубился в чтение кипы книг, которые
прихватил, побывав в гостях у сестры, в Барабинске.
Алексеевич
Старожил форума
18.10.2016 18:03
За этими смешными "историями", чаще всего чьи то ошибки. Хорошо, если эти "истории" благополучно завершаются. У каждого авиатора есть, что рассказать по этому случаю. Да и обстановка располагает за Вашим чайком.
Viktor49A
Старожил форума
18.10.2016 18:25
Алексеевич
За этими смешными "историями", чаще всего чьи то ошибки. Хорошо, если эти "истории" благополучно завершаются. У каждого авиатора есть, что рассказать по этому случаю. Да и обстановка располагает за Вашим чайком.
Согласен Алексеевич, что у каждого авиатора
"есть .... свой скелет в шкафу":)
Viktor49A
Старожил форума
21.10.2016 19:29
Уважаемые, кто ещё заказывал книгу Михаила Ивановича,
кроме меня, Миши и Беслана? Напомните плиз. Ещё двое.
Не могу вспомнить и не записал, считая, что запомню.
Damaley
Старожил форума
21.10.2016 20:36
Добрый вечер, чайхана!
"...Напомните плиз..." -- Степаныч, не Иосиф Козий и Наталья?

Спасибо Вам, Виктор Степанович. Прошу не корить строго за длительное молчание. Но, поверьте, читаю всё, Вами написанное. С благодарностью.
Сибарит
Старожил форума
21.10.2016 21:18
Какая душевная ветка )))))
Viktor49A, "залип" безнадёжно на ваших рассказах на проза.ру. Хорошо, что завтра суббота ))
Спасибо огромнейшее ! Не перестаю удивляться разносторонним талантам авиаторов.
Viktor49A
Старожил форума
22.10.2016 06:53
Доброе утро, деды и к ним примкнувшие!

За окном пасмурно, но должна приехать
внучка и на душе тепло. Предстоит
программа, правда без скачек по прериям
как у Саши. Девочкам скачки уже не к
лицу, но занятие деду она находит:)

Damaley:
Нет, Беслан, Наташа наверно напрямую
заказала, как и Иосиф Иванович.
Поищу переписку в Одноклассниках.
В крайнем случае пусть пришлют ко мне,
а заказавшие рано или поздно найдутся
и я им отправлю.
Вышли мне свой почтовый адрес на е-мэйл.
2302113собачкамайлтчкру. Тебе - вышлют
напрямую.

Сибарит:
Спасибо большое, за теплые слова о моей
писанине.Рад, что Вам нравится тема, т.к.
обычные читатели на страничку редко
заходят.

Доброй субботы ВСЕМ!

shurik25753
Старожил форума
22.10.2016 08:52
Танечку Залесскую с днём Рождения ! Здоровья, Счастья и Удачи !
shurik25753
Старожил форума
22.10.2016 08:53
Татьяна, извини, опоздал на сутки. Но вчера был ну очень занят.
Viktor49A
Старожил форума
22.10.2016 09:22
2Татьяна Залесская:

Таня, с удовольствием присоединяюсь к поздравлениям Саши:
С Днем рождения поздравляю хоть и запоздало, и желаю всего
самого доброго. Радости, счастья, и конечно здоровья!
Татьяна Залесская
Старожил форума
22.10.2016 11:54
Мальчики, большое спасибо вам!!!!
Viktor49A
Старожил форума
24.10.2016 12:56
Доброго дня, точней "поневольника", уважаемые!:))

Нашел забавный рассказ в глубинах ветки.

Ветеран ГА

Дядя Вова:
...Хотелось бы послушать(почитать)бугурусланских инструкторов(По-2, Як-12, Як-18, Ан-2, Як-40.

На их зарплату сейчас по Интернету не разгуляешься, а на пенсию тем более.

Про По-2 могу вспомнить одну историю, которая случилась, эдак, в году 1955-56 в 78 авиаотряде, который базировался в Ростове-на-Дону. Как-то сидели в Зимовниках по причине закрытия Ростова. А уж зимой Ростов если закрывается, то плотно и надолго. Туман бывает такой, что ранее упомянотое мной выражение: "здороваешься с начальником аэропорта - так две нашивки на рукаве видишь, а третья не просматривается" полностью соответствует действительности.
Перед штабом 78 и 77 отрядов стоял в те времена пилот на клумбе (то ли В.П.Чкалов, то ли просто пилот с планшеткой, сейчас не припомню). Клумба небольшая, но в хороший туман от края клумбы скульптура не просматривается.
Сидим, значит, мы в Зимовниках день, другой. Мой командир, Костя Шматков (впоследствии Заслуженный пилот СССР Константин Петрович Шматков), шутит:
- Пока я не проиграю начальнику порта в шахматы, он нас не выпустит.
- Ребята, не держу я вас. Только боюсь, чтобы с вами такое не случилось, что год назад было у Ерошенко.
- А что такое с ним случилось.
И рассказал нам начальник аэропорта короткую историю.
Ерошенко на По-2 привез из Ростова почту и пошел дальше по кольцу Зимовники-Ремонтное-Заветное-Зимовники. Погода была скверная. Снегопад, дымка. Всё на пределе.
Отвез газеты и другую почту в Ремонтное и Заветное, забрал оттуда то, что подлежало отправке самолетом. Взлетел в Заветном и взял курс на Зимовники. Степь в этих краях ровная и бескрайняя. Дорога, по которой можно в нормальных условиях ориентироваться, закрылась снегом. Только телефонные столбики вдоль неё мелькают своими боковинами. А сверху на каждом белая шапка для маскировки.
Пристроился Ерошенко к столбам справа, чуть поодаль, чтобы видно было и летит себе, помурлыкивая немудрящий напев про ямщика, который замерз в степи. А облачность сверху поддавливает самолет к земле, дымка со снежком уплотняется. Столбики то уже с трудом распознаются.
- Надо бы чуть дальше от столбов отойти, - думает.
Отклоняет ручку чуток вправо. Никакой реакции. Отклоняет больше. Не слушается самолет. Тут и столбики виднее стали, причем так, что на их верхушки смотреть нужно приподнимая гласа кверху.
- Ё-маё, так я по земле уже еду, а не лечу. Поэтому и не кренится самолет.
Чуть прибрал газ, так чтобы снизить скорость чуток, и поехал дальше. Немного с задержкой, но в Зимовники прирулил. Километров пятьдесят, говорит, по дороге шпарил на автомобильной скорости.

Безусловно, я не могу так красочно передать рассказ, как это делал начальник аэропорта. А что вспомнил, изложил в меру своих способностей.

Всех благ дедам!

1..194195196..278279




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru