Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

деды, "на рюмку чая"

16 пользователей сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..112113114..278279

Ветеран ГА
Старожил форума
19.02.2015 20:45
Никогда бы не поверил, что в Якутии может быть такая погода. Средние цифры здесь, что по числу человек на квадратный километр, что по годовому количеству осадков, мизерные.
А вот уж вторую неделю сидим в промокшем насквозь домике аэропорта, выходя иногда в поселок за продуктами. Накрыла нас здесь погода неожиданно, по пути из Мухтуи. Низкая облачность, высотой ниже ста метров. Иногда морось из нее переходит в туман. Кажется, что вся планета насквозь пропиталась влагой.
Тайга сразу за порогом. Мох, как губка, напитался водой. Наступаешь на эту подушку и выдавливаешь таежный моховой настой.
Как только чуть прекращается морось, из своих убежищ вылезают комары. Очень жирный, с неубирающимся шасси, висит такой комарина перед носом и целится своим хоботом в точку, не прикрытую одеждой. Мази в магазине нет. С собой тоже не взяли. Кто же думал, что застрянем. Олекма-Чапаево-Мухтуя и обратно. Дела то на пол дня.
Но вроде бы начинает светлеть со стороны поселка.
С нами сидит здесь еще пилот Як-12 Бовшик. Он застрял по несчастью.
Прилетел с почтой, но при посадке на выравнивании столкнулся с рогами коровы, пасущейся недалеко от торца полосы. Корова – на бок, Бовшик досадил самолет с деформированным стабилизатором.
Корова полежала минут пятнадцать, поднялась и, задрав хвост, понеслась прочь, а на самолете придется менять горизонтальное оперение. Вот и ждет Бовшик комиссию по расследованию и запчасти.
А корова, по словам хозяина, только с испугу увеличила надой молока.
Но вот, наконец, поступил сносный прогноз и облачность ушла за стометровую отметку. Идти на эшелоне нельзя, а по Лене – нормально. Река широкая и не имеет до Олекминска ни одного перекида проводов. Можно смело идти на ста метрах и ниже. Принимаю решение на вылет.
Штиль полный. Площадка сырая, но не размокшая, как обычно после весенней разморозки раскисают грунтовые аэродромы. Здесь основа грунта песчаная. Осторожно, без резкого захвата тормозов выруливает на старт. Плавно увеличиваю мощность двигателя и на ходу плавно выпускаю закрылки. На мокром песке так лучше обеспечивается разбег и отрыв самолета.
И вот мы в воздухе. Именно в воздухе, а не в небе. Небо наверное до стратосферы забито облаками. На ста двадцати метрах начинаем цеплять свисающие хвосты облаков. Остаемся на ста метрах. На компас смотреть не нужно. Держу слева берег Лены. Штурман Чирихин, сидящий на правом пилотском сидении вместо второго пилота, мне тоже не нужен. Берег Лены я изъездил, развозя почту и пассажиров зимой. Поселки по берегу мне знакомы. Первый из них – Мача, уже показался из дымки километрах в двух впереди. Но нам нет нужды там садиться. Наша цель – Олекминск. У последнего пункта перед Олекминском, Дабана, облачность внезапно подскочила до трехсот метров. Горизонт посветлел, открывая изумительные по красоте таежные распадки, склоны сопок с сорокаметровыми лиственницами, темные полосы ельника по берегам таежных ручьев и речек.
Ветеран ГА
Старожил форума
19.02.2015 20:50
А вот и островок на Лене перед Олекминском. Торчит посередине реки, создавая по весне ледяные заторы. В ледоход сюда вертолеты Ми-4 возят взрывников, а по ледяным завалам отрабатывают топ-мачтовое бомбометание самолеты Ил-28 наших славных Военно-Воздушных сил.
За островом – город Олекминск. Трудно сказать, по каким меркам он стал городом. Наверное, тюрьма для пожизненно заключенных вывела его в эту категорию. А так, средних размеров село из бревенчатых одноэтажных домов. Но аэродром, хоть и песчаный, но оживленный. Летают сюда рейсовые самолеты Ли-2 и Ил-14. На аэродроме базируется штаб 93 авиаотряда с отдельными эскадрильями Ан-2 в Мухтуе, Ми-1 и Ми-4 – в Алдане.
Аэродром по курсу. Остается взять на себя сектор газа и штурвал. Заруливаем на стоянку. Мы на базе, но не дома. У всех у нас семьи на Западе. Моя – в Ставрополе. У штурмана – в Москве. Бортмеханик – из Якутска.
Захожу в штаб, докладываю заместителю командира отряда Хоркину В.В. о прибытии, смотрю наряд на завтра – полет на гору Мурун (это на самый юг Якутии в строну Читинской области; вряд ли получится слетать туда при такой погоде) и следую в столовую. Надоевшее меню этого заведения после тушенки и соленых помидор из трехлитровых банок в Чапаево кажется райским питанием. Обычный набор: «рис свин. туш.», что означает рис со свиной тушенкой, и омуль с рисовым гарниром. Свиной тушенки в рисе никогда не найдешь. Ну, разве что пару волокон. Один жир в банках. Лучше - жареный омуль. Рыба ценная, но любой деликатес на каждый день в течение всей долгой якутской зимы – это явный перебор. Хотелось бы котлеты, бифштекса. Но это бывает очень редко. Иногда в меню столовой попадает оленина. Но радость смены блюда омрачается скрипом песка на зубах. Не помню, чтобы я ел оленину без этого скрипа.
В аэропорту в магазине стандартный набор питания: хлеб по утрам, банки печени трески и вино местного производства – «Кибрай». Это смесь привезенных баржей прокисшего грузинского вина и спирта с доведением крепости до двух десятков градусов. Убийственный напиток.
Мы, летающий народ, возим из других мест банки с огурцами, тушенку, спирт и приличные вина. Но живу я в гостинице в общей комнате. Народ в комнате меняется, а северная жизнь не предполагает никакой частной собственности. Все «деликатесы» съедаются за один вечер. Если нет полета в злачные места (Мирный, Мухтуя), сидим на омуле и рисе со свиной тушенкой.
Скоро улетим в Учур на поисково-съемочные работы. Сейчас мы летаем в съёмочном составе экипажа для слетанности. Там, на бреющем полете над скалами и лиственницами нужно самое высокое взаимопонимание. А в общем-то все на командире. Штурман – это точность места самолета. Бортмеханик работает с режимом в нормальном полете. В сложной ситуации беру сектор газа в свои руки. Но пока сложности редки. Все впереди. Через три дня улетаем в Учур.

Ветеран ГА
Старожил форума
19.02.2015 21:01
Застрявшие баржи среди ледяных торосов на реке Лене - это такая же "неожиданность" при северном завозе, как в европейской части страны - снегопад в январе. Груз на баржах ведёт себя по разному. Лучше всего переносят мороз горюче-смазочные материалы, но их завозят в первую очередь. А на конец навигации оставляют другое горючее: спирт, водку и другие крепкие напитки. Но попадаются и вина, которым и полутора десятков градусов хватает, чтобы заморозиться.
В районе Витима в 1962 году застряло столько барж, что пришлось расчищать площадку, куда свозили груз. Площадка эта функционировала без всякого организационного начала, без связи, а самолёты Ан-2 разных предприятий над ней роились, как пчёлы у потревоженного улья. Как-то умудрялись не сталкиваться, находили способ предупреждать друг друга о месте и действиях, садились, быстренько загружались и увозили то, что предназначалось крайнему Северу, по аэропортам, откуда чуть более грузоподъёмные Ли-2 и Ил-14 развозили догрузкой это добро по Северам.
В этой каше между Витимом и Олёкмой сновал Ан-2 Вашего покорного слуги. Основной груз - водка в ящиках. В бутылках сорокаградусной - решётка из замерзшей жидкости в виде сот, но треснувших бутылок не было. По пути, в сравнительном тепле грузовой кабины эти соты довольно быстро растворялись в спирту. Этот процесс оказал нам нехорошую услугу в другом случае.
В одном из рейсов загрузили нам ящики с шампанским. В бутылках - не соты, а что-то в виде замёрзшего пюре. Везли это добро мы долго - от Витима до Олёкминска. Шампанское начало отходить, а километрах в ста от пункта назначения мы услышали за своими спинами стрельбу и ощутили тонкий аромат вина. Вроде бы, сопровождавший груз человек был без оружия, чтобы налакавшись салютовать. Открываем дверь и наблюдаем картину не то Содома, не то Гоморры. От тепла, которое мы пустили в салон, чтобы наш торговец не замёрз, бутылки начали салютовать сами себе, а вылет каждой пробки вызывал детонацию ещё нескольких. Не все, конечно, успели отстреляться за оставшиеся полчаса полёта, но и тех, что успели, хватило, чтобы залить грузовую кабину от пятого до пятнадцатого шпангоута липкой субстанцией полусладкого вина. К счастью, меньше всего досталось пятому шпангоуту и связь не вышла из строя.
Ветеран ГА
Старожил форума
19.02.2015 22:11
Добрый вечер, аксакалы и сочувствующие им дамы и господа!

Материал по Якутии у меня в разбросе, посему с календарём здесь не всё в порядке. Стараюсь, но иногда приходится возвращаться из весны в зиму. Зато материал не нынче выдуманный, а полувековой давности. Стараюсь не вмешиваться в текст того времени. А, чтобы не смущать себя и не вызывать вопросы, не стал ставить даты.

Мухтуя (которая повзрослев стала Ленском), частая цель моих полётов. Бывает так, что пара рейсов сюда, а лучше с продлением полёта до Мирного, хорошо укладывалась в дневную норму. Но сегодня всё сорвалось При подъезде бензовоз на песке не справился с управлением и въехал в наш винт. Сегодня уже нам улететь не удастся. Переночуем в гостинице, а завтра вернёмся в Олёкминск. Только надо поторопиться в столовую, чтобы не ложиться спать натощак.
Мухтуя ближе к цивилизации, чем Олёкминск. Сюда доставляют по Лене грузы для строящегося, но уже добывающего алмазы, Мирного. Кое-что перепадает и Мухтуе. Пища в столовой здесь разнообразнее. Много консервированных овощей. Даже колбаса иногда появляется.
В этих же местах застревают баржи с грузами для северных районов при ранних зимних морозах. Мухтуйские склады принимают их на хранение до весны, а часть скоропортящегося груза реализуется на месте или отправляется на север по автотрассе на Мирный и Черны-шевск.

Пока мы разнообразили меню в столовой и спали, нам поставили новый винт. Вылетаем в Олёкминск пораньше, чтобы успеть сделать пару рейсо ещё.

ОБЕН
Старожил форума
19.02.2015 22:22
Ветеран ГА:
Материал по Якутии у меня в разбросе, посему с календарём здесь не всё в порядке. Стараюсь, но иногда приходится возвращаться из весны в зиму. Зато материал не нынче выдуманный, а полувековой давности. Стараюсь не вмешиваться в текст того времени. А, чтобы не смущать себя и не вызывать вопросы, не стал ставить даты.

Михаил Иванович, даже не чувствуется перепадов в хронологии! Знаете, это как лубочные картинки, каждая отражает маленькую жизнь, и их тысячи! Так что каждый эпизод читается как самостоятельный рассказ, а вместе мозг создает картину! Это даже интереснее, чем стандартные жанровые композиции!
Ветеран ГА
Старожил форума
19.02.2015 22:22
Со словом Мухтуя целая беда. Когда его начинаешь склонять, автоматический редактор воспринимает его как ругательство и не пропумкает тект.
ОБЕН
Старожил форума
19.02.2015 22:26
Ветеран ГА:

Со словом Мухтуя целая беда. Когда его начинаешь склонять, автоматический редактор воспринимает его как ругательство и не пропускает текст.


Не должно так быть! Буква "Т" как стабилизатор ))))))))
Ветеран ГА
Старожил форума
19.02.2015 22:30
2ОБЕН:

Расскажите это этому автомату. Убираю это слово - и всё идёт, как по маслу.
Ветеран ГА
Старожил форума
19.02.2015 22:34
Всё. Выдохся. Ужин пропустил. Иду навёрстывать. Спокойной ночи!
Жужа 170
Старожил форума
19.02.2015 22:38
Приятного аппетита)
Спасибо за труд!
ОБЕН
Старожил форума
19.02.2015 22:45
Жужа, а где книжка.... Я уж почту отсветила! Ждууууу! Обнимаю, спокойной ноченьки всем, до завтра! Всех люблю!
AnatolyNZ
Старожил форума
19.02.2015 22:58
То Ветеран ГА:Михаил Иванович, а я помню штурмана Чирихина.На Ми-4 делали съёмку в районе Чокурдаха.И зачем нам Мухтуя, Витим мы пролетим, в Пеледуе заночуем и в Олёкму полетим.В оригинале звучит немного по-другому.
Жужа 170
Старожил форума
19.02.2015 22:58
ОБЕН, почты нет)
вижу Контакт, но страничка неживая...

Жужа 170
Старожил форума
19.02.2015 23:20
ОБЕН
Сегодня малость зашилась) как только освобожусь, всё найду, отредактирую и вышлю, давайте адрес)

Ветеран ГА
Старожил форума
20.02.2015 00:08
AnatolyNZ:

То Ветеран ГА:Михаил Иванович, а я помню штурмана Чирихина.На Ми-4 делали съёмку в районе Чокурдаха.И зачем нам Мухтуя, Витим мы пролетим, в Пеледуе заночуем и в Олёкму полетим.В оригинале звучит немного по-другому.


Мухтуя нам по-барабану (только в рифму), и в Витим не полетим, в Пеледуе сходим к девушкам (в оригинале - в рифму) и в Олёкму полетим.
А Олёкма называла себя "Гужевой". Так в стихах это было:
Гужевой, Гужевой, мы идём уже домой,
Путевая двести двадцать, к вам придём мы шесть пятнадцать.
Чуть поближе подойду,
На Романа перейду.

А Чирихина я как-то встретил в очень высоких широтах, по пути с ледового аэродрома какой-то СП, номер не помню, в Москву. В Тикси меня подбросил черский Ил-14, а в группе пассажиров Ил-18 на Москву я увидел его. Странно, но годы его совсем не изменили, хотя его способу жития не позавидуешь. Работал там, где съёмка. Не скажу, что со мной он блеснул высоким профессионализмом. Запорол как-то маршрут до седьмого параллельного, выскочив на ранее обработанную аномалию. Приходилось пилотируя контролировать и маршрут по ориентирам, что на сотне км не так просто. В горах давал курс, не учитывая возможности самолёта. Наш диалог:
- Лети, как я показываю.
- Рисуй, как я лечу, и будем живыми.
Общей была возможность повиснуть на лиственницах при отказе двигателя. Но это отдельная песня. По всем другим позициям у нас были разные позиции.
Ветеран ГА
Старожил форума
20.02.2015 00:30
Пардон. Закончил бракованным предложением. Читать: "По всем другим пунктам у на были разные позиции". Ночь берёт своё. Пора завязывать. Ещё раз спокойной ночи!
Жужа 170
Старожил форума
20.02.2015 08:30
Доброе утро, "деды"!)
Отлично, что "отстрелялись не все" - обожаю шампанское). Гадала-гадала насчет рифмы к Пеледуе, так и не сообразила. Но я не расстраиваюсь) В Твери морось, (не то что в Нальчике снег и - 8), настроение предпраздничное! Почему-то молчат "деды", где весь народ? Алоэ!)
Ветеран ГА
Старожил форума
20.02.2015 12:11
Добрый день Востоку, Центральным районам и Западу, а также закордонным местам чайханы!

Жужа 170 (как сказал бы француз из моего любимого фильма "Воздушные приключения": У-у-у, мой любимый рост), я от Твери недалеко, в районе Волоколамска, но пока сухо, правда, облачно. Морось - это плохо. Народ съезжается праздновать, а лыжи здесь единственное развлечение вне дома.


ОБЕН:

А эту Наталью Андрееву которая не дала возможности жену на роды сопроводить - я вообще... промолчу.... Вот же бывают змеи, а! Необъяснимое их поведение и мотивы. Неужели такая зависть и злоба?


Мы договаривались не судить упоминаемых мною лиц. Не будь этого, я не попал бы в Якутию, наверное, а это одна из моих фундаментальных опор в биографии. Кроме того, Андреева не виновата, что ей достался такой характер. Надо ещё заметить, что она женщина. Среди пилотов это не так часто и надо доказывать, что ты не хуже мужиков. И, главное, она из "ночных ведьм", а эти девушки перенесли много невзгод, летая по ночам на этих полотняно-фанерных аппаратах. Они были такими разными и давайте в преддвнрии 70-летия отнесёмся к ним с благодарностью, тем более, что их почти не осталось.
С одной из них, Марией Ивановной, я был очень дружен. Скромная женщина, любимица космонавтов. В отряде космонавтов её называли мамой. На её счету более 250-ти боевых вылетов. Я о ней помещал здесь рассказ (не мой).
Грубая внешне, но очень добрая Валентина Шакурова, с которой я как-то летал стажёром по санзаданию, при отказе двигателя на взлёте начала падать в овраг. Казалось бы - смерть неминуемая. Она же ставит самолёт на предельное скольжение и столкновение со склоном произошло на крыло, что смягчило удар. Ей оставалось только отряхнуться и идти к ближайшему телефону.
Клавдия Быба, которая не хотела, чтобы я летал на Як-12, возможно, спасла меня от неправильного пути. Мне был предоставлен уникальный случай полетать с прекрасным пилотом К.П.Шматковым и обрести опыт авиационно-химических работ в самых различных условиях. Всё это позволило мне профессионально решать многие задачи в будущем.
Вот такие они, женщины - ночные ведьмы. А то, что они разные, это естественно, как разными являются все люди, а они - люди, а сделанное ими делает их людьми с большой буквы.
Я решил писать обо всём, как оно было, но ни в коей мере ни к кому не имею претензий и обид. Где-то, возможно, и я был неправ, или неправы те, кто меня поднимал на более высокий уровень без учёта того, что мой опыт ещё не соответствует этому, но это прожито так, как сложилось.
ОБЕН
Старожил форума
20.02.2015 12:21
Жужа 170: Леночка, странно, почему мои контакты неживые... (( Вот сюда присылай femman@yandex.ru

Всем доброго дня!
ОБЕН
Старожил форума
20.02.2015 12:29
Ветеран ГА:
Среди пилотов это не так часто и надо доказывать, что ты не хуже мужиков.


Это ужасно.... Я тогда пойду к ботаникам.
)))))))))))
Я женщина, и ценю в мужчине мужественность, а не мужланство. Это такие разные понятия...
Ну я тут прошу прощения, конечно, что высказалась так о Н.А., просто задело. Конечно же в преддверии 70-летнего юбилея Великой Победы нужно вспоминать только хорошее! А судья всем - Господь Бог! Вы правы, Михаил Иванович, спасибо за мудрый подход!

С теплом, ОБЕН!
Ветеран ГА
Старожил форума
20.02.2015 12:35


Снова летал на остров Ытыылаах. Площадка эта не очень сложная. Деревья, мешающие нам взлетать прошлый раз, геологи взорвали. Три трубки с аммонитом привязывают вокруг ствола – и нет лиственницы. Живут эти ребята в палатке. Всего восемь человек. Их житуха, пожалуй, похуже моей в гостинице. И не стонут. Мне даже как-то стыдно стало перед собой за жалобы на жизнь и неустроенность. Кое-что им выгрузили и порулили на исполнительный старт. Не останавливаясь, начинаем разбег.
Снег на площадке глубокий и тяжелый. Лыжи погружаются в снег, а его весенняя плотность чувствительно уменьшает нарастание скорости. Держусь колеи, сделанной при посадке. Но малейший выход из нее дергает самолет по направлению. Наконец, вытащили лыжи из снега и дело пошло веселей. Следующая посадка – Кедровый.
А вот и наша горка с площадкой на склоне горы. Снег приглажен волокушей из бревен, но ветерок, по признакам на земле, довольно сильный. И направление неприятное – под 90 гр. к посадочному курсу. Здесь нет выбора: посадку в гору, взлет под уклон.
Прикрылись креном до неприличия. С трудом удерживаю самолет на посадочном курсе. Уменьшаю крен с доворотом в сторону ветра. Колю Сухина прошу держать температуру головок цилиндров для уверенного ухода на второй круг на взлетном режиме в случай чего.
Площадка приглажена, так что боком по сугробам не понесет. Выравниваю. Бело внизу. Как бы не прозевать выровнять самолет в посадочное положение из этого «крено-углосносового» состояния. Хорошо еще, что при приглаживании полосы остались видимыми полоски и комья в «междурядьях». Но встречной составляющей ветра нет. Самолет несется, хоть и в гору. А, возможно, и попутная составляющая появилась. Гора, она и есть гора. Только и жди от нее сюрпризов в весеннюю пору. Закрылки при таком ветре опасны. Двадцать выпустил, хотя и это для бокового ветра много. Не выскочил бы предкрылок с одной стороны. Прекращаю добор штурвала, ногою ставлю самолет по курсу посадки и убираю крен. Основные лыжи прилепились к поверхности полосы. Торможу. Но что такое - тормоз на лыжах. Царапает гребенка снег чуть-чуть. Нет эффекта торможения. Лучше работает на нас движение вверх по склону. Со снижением скорости поворачиваю больше штурвал в сторону ветра. Элероны помогают рулю направления держать самолет на курсе и работают дополнительным сопротивлением. Наконец, скорость погасла до рулежной. Впереди осталось еще метров семьдесят разглаженного пространства, к кромке которого мы уже едем, чтобы стать для разгрузки и последующего взлета.
Все просто, а чуть-чуть сделаешь что-то не так, чуть упустил момент – собирай самолет в кучу в виде фрагментов. В Руководстве по летной эксплуатации и в НПП все четко и ясно расписано: все соответствует – лети, делай, садись; не соответствует – возвращайся, не лети, не садись. А в жизни эти границы размыты. И вот ты пролетел пятьсот километров, встретился с границей между «нельзя» и «льзя», колышущейся к «нельзя». Здесь то и требуется умение профессионально оценить ситуацию, степень риска и варианты действий, если ситуация будет развиваться неблагоприятно.
А если уж подойти по всем правилам, то и летать здесь на самолете Ан-2 нельзя. Даже на МВЛ много площадок менее 600 м. Есть и менее 500 м, а уж о подходах и речь не идет. Какие там тангенсы-катангенсы.

Вот такие записи сорокапятилетней давности. И сегодня по Якутии несутся самолеты и вертолеты. Многократно реже, но летят в том же диком и жестком нижнем воздушном пространстве. Может быть им полегче с навигацией и связью, но условия жизни, по сообщениям, еще хуже чем было в середине прошлого века. Летают там и «деды».
Жужа 170
Старожил форума
20.02.2015 12:41
Ветеран ГА
Уууу, вечно рассмешите)) точно, 170 - рост)
И я переврала цитату, " не все, конечно, успели отстреляться!" с телефона по памяти пишешь
И снова - хочу перенять такое отношение к людям. И особая благодарность за Ваше отношение к "ночным ведьмам". Да и вообще к женщинам.
Волоколамск прекрасный городок, видела по фото М. Никольского (выпускающий
редактор "Авиации и космонавтики", живет в Волоколамске).
А мы, несмотря на морось, будем жечь чучело, смелая идея чья-то, вместо собрания в актовом зале и поздравления мужчин с праздником, пойдем на улицу). Директор нашего Ценра полковник морской пехоты в отставке, всегда 23-го делает народу праздник)
Жужа 170
Старожил форума
20.02.2015 12:45
ОБЕН, вижу, вечером отправлю интересное!)
Ветеран ГА
Старожил форума
20.02.2015 16:38

28 мая 1962 г. Понедельник. Закончил серию тренировок и сегодня получил целую кучу допусков к полётам: минимум для приборных полётов, допуски к поисково-съёмочным работам, аэрофотосъёмке, сбросу парашютистов и грузов, лесоавиационным работам, к внетрассовым полётам с подбором площадок с воздуха. Всё у меня теперь есть на все случаи жизни. Тренировки были интересными, получалось всё отлично. Большое дело - опыт полётов на малых высотах на авиахимработах. Сброс груза был, правда, без сброса, а парашютистку сбросили реально. Приземлилась на полосу вблизи КДП. С подбором садились на противоположном берегу Лены. Тренировал Хоркин В.В. и инспектор из авиагруппы.

Вернусь на какое-то время к дневниковым записям с указанием дат. Материал в рукописях на пожелтевших от времени страницах общей тетради. Поэтому, ждать особой резвости в перепечатке не приходится.

29 мая 1962 г. Налетал 6 часов. В Усть-Жюе впервые садился с подбором площадки с воздуха.

30 мая 1962 г. Весь день отдыхал. Сходил в кино. За пару часов до сна возникла необходимость слетать в Токко. Меня, как самого близкого к эскадрилье и самого трезвого к концу дня, вызвали с экипажем на вылет. Сделал два рейса. Благо, светлого времени уже много.

31 мая 1962 г. Прошёл слух, что завтра летим на съёмку. Даже в план поставили. Но организации никакой. Даже ещё неизвестно, на каком самолёте полетим. Наш-то в ремонте в Иркутске.

1 июня 1962 г. Утром я спокойно спал, надеясь, что вылет на съёмку не состоится. В начале девятого утра зашёл бортмеханик и сказал, что первым же рейсом мы летим в Иркутск за своим самолётом. Оформили бумаги и в половине второго дня на Ил-14 взлетели в Олёкме на Киренск и, далее, в Иркутск. Пять часов полёта - и мы, буквально, в раю. Устроились в гостиницу, покушали за кои времена с пивом и поехали в город. Город чем-то похож на Ростов, но потише, мрачнее и, естественно, холоднее.
Завтра будем принимать и облётывать самолёт.

Ветеран ГА
Старожил форума
20.02.2015 16:43
2 июня 1962 г. Днём под дождём принимали самолёт. Выписали дефекты и передали на устранение. Пока заводчане с техником и бортмехаником работали, мы со штурманом и вторым пилотом уехали в город. Второй пилот Клячин попросился с нами в перегонку, чтобы купить подвесной мотор к лодке.
Постригся в нормальной парикмахерской, в гостинице принял душ - где-то это недостойно внимания, а для живущего в таёжной гостинице с водой в бачке и кружкой к нему на цепи - это очень заметное мероприятие.
Не забыть завтра прихватить в Олёкму пива, чтобы как-то скрасить переход на рис-свин-туш.

4 июня 1962 г. Из Иркутска вылетели в 12-30 по московскому времени. Первая посадка в Усть-Куте. Город и посёлок слились. Железнолорожная станция называется Лена, аэропорт Усть-Кут, пристань - Осетрово. На трезвую голову сразу и не разберёшься.
В Усть-Куте остались на ночёвку. За день набегался и устал. Надо было отдохнуть и подкормиться. Добыли литр молока и 16 яиц. Дорого, но наелись и легли спать.

5 июня 1962 г. Из Усть-Кута до Мухтуи дошли с остатком бензина, обеспечивающим нормальный полёт до Олёкмы. Решили не садиться. В Олёкминск прилетели с тремя стами литров. Очень экономичный движок. И саблевидный винт, последний на заводе, этому способствовал. Ценное качество для съёмки, когда на участок надо лететь на всю заправку. Семь часов можно смело летать, если не будет повышенных режимов. Перелёт был лёгким, погода прекрасная, ориентиров избыток, на эшелоне спокойно. Отдых, а не полёт.

6 июня 1962 г. Получил письма и немного успокоил душу. Все здоровы. К восьми утра по Москве собрались у самолёта на вылет. Запросил разрешение на выруливание. Говорят:
- Выключай двигатель и выходи из самолёта.
Пошёл в АДС.
- В чём дело?
- Ветер сильный, 16 метров. Мы закрылись.
Начал давить :
- На Кавказе пацаны из училища летают при таком ветре. А вы боитесь каждого дуновения. Зачем мне давали минимум 18 м/сек.
Кстати, у местных такого минимума не было. Неверенный край это и опыта полётов при 18 м/сек у них просто нет.
Уговорил.
- Ладно, выпустим. Только возьми в бухгалтерии ведомость на зарплату для Алдана.
Взял ведомости, порулили и взлетели, нашли среди горушек Алдан, отдали ведомости и взлетели на Учур. Здесь тоже всё просто: от Томмота до Учура вдоль всей трассы видна река Алдан, то удаляясь, то приближаясь. В середине пути попалась набольшая гроза, встряхнувшая самолёт и испугав штурмана Чирихина. Оказывается, он не попадал никогда в такую ситуацию. А на Ставрополье, что ветер, что гроза - близкие родственники. Обошли грозу стороной и далее шли без приключений до Учура.
В Учуре устроились в пилотской комнате на раскладушках. Тесно. Места мало, а в аэропорту стоят шесть Ан-2, два Ми-4 и один Ми-1.
По реке носятся моторные лодки.
Несмотря на большую удалённость, в Учуре (посёлок, как небольшая деревня и называется Чагда, а Учур - это аэропорт - назван по впадающей в Алдан реке) всё есть, т.к. он является районным центром: "дом" культуры, библиотека, почта, телеграф, телефон.
Ветеран ГА
Старожил форума
20.02.2015 18:53
7 июня 1962 г. Пять минут побыл в тайге и поторопился выйти на аэродром. Сыро и миллиард комаров. Завтра утром начнут ставить аппаратуру, а мне придётся ждать допуска к секрктной работе. Похолодало, солнца нет, сыро и неуютно. Питание в столовой скверное. Мясо несвежее, но картошка настоящая.

8 июня 1962 г. Ставят на самолёт аппаратуру. В столовой сегодня только конина. Записался в библиотеку и взял 1-й том Шишкова.
Лётный состав перевели в другое помещение, очень неуютное, почти сарай. Штурман Чирихин поставил себе палатку. Его жена и сын прилетели с нами.

12 июня 1962 г. Всё готово к съёмке, но испортилась погода. Рекогносцировка сорвалась. Сегодня будут делить квадраты.

14 июня 1962 г. Облетал самолёт с аппаратурой Всё нормально и в течение 4-х часов настраивали аппаратуру, летая над участком. Это уже съёмка, а для меня - тренировка. Ведь реальной съёмкой я ещё не занимался, только на тренировке. Но никому нет дела, как я это буду начинать. Приходится до всего доходить самому.

15 июня 1962 г. Наконец дело дошло до реальной съёмки. Взлетели с восходом солнца. 20, 30 и 80 м над Алданом, три захода на контрольный маршрут на 800 м, рекогносцировка и сама съёмка.
Рельеф на участке очень пересечённый, большой перепад высот, крутые склоны.
Впервые в Якутии на земле услышал гром. Прошла гроза со всеми атрибутами, в т.ч. с крупным градом. Но, как у Маяковского: "дождь покапал и прошёл".
Очень оправдала себя практика предварительной слётанности съёмочного экипажа до съёмки. Я бы гораздо хуже себя чувствовал, соберись мы вместе только сейчас. По неясным вопросам советуюсь с мухтуйским командиром эскадрильи Сорочаном. Но он скоро улетает. А выяснять приходится много чего. Качество занятий по съёмке было ниже среднего.

16 июня 1962 г. Отлетали отлично. Нашли одну аномалию. На 3013-м маршруте отвернул с трудом от горы. Подсосало потоком в при полёте вверх по склону, а скорость уже была близкой к пределу. Утром, когда баки полные, очень быстро гасится скорость. Придётся снизить качество, чтобы не рисковать. Усугубил ситуацию оператор, закричав в это время:
- Повтор, повтор!, - а затем - Аномалия.
И пришлось в очень неулобном месте повторять проход через сто метров вдоль и поперёк. Аномалия оказалась крупной. После неё обработали аномалию поменьше и к концу дня нашли третью, но обрабатывать её я отказался из-за малого остатка топлива.

Ветеран ГА
Старожил форума
20.02.2015 19:14
Потерпите ещё один пост о съёмке и будем на этом завязывать. Записи эти отличаются друг от друга нюансами и вряд ли все они уйдут в книгу. Я чувствую, что усыпил кое-кого. И сам устал. Кроме шлёпания по клавишам я заново выполнял эти полёты. А впереди ещё годы и годы работы, множество интересных полётов и командировок.

***

Очень трудно даются первые три часа полёта. Аппаратура уверенно берёт излучения на 50 м, максимум – 70 м, а лиственницы имеют высоту до 40 м. Шесть часов над скалами и деревьями в бреющем полёте – дело очень утомительное. Пилот-то один. После трёх часов полёта и самолёт становится полегче и время, перевалив через экватор, идёт к завершению работы.
Завтра – выходной день.
Прилетел сюда Бовшик, который сел в Чапаево на корову. Будет диспетчерить здесь во время съёмки.


Жужа 170
Старожил форума
20.02.2015 19:51
о съёмке усыпили? да ничего подобного!
интереснейшее дело!! особенно когда фотоувеличители-проявители-фиксажи ушли из жизни, а вместо них появились всякие кэноны, никоны, панасоники, пинаклы с адобпремьерами)
Ветеран ГА
Старожил форума
20.02.2015 20:12
Лена, это не та съёмка. Антенна на хвосте самолёта или прикреплённая в другом месте и даже на тросе, принимает излучения различных пород, по которым определяются те или иные полезные ископаемые. Запись ведётся на бумажные ленты. Если зубцы выскакивают за пределы определённой линии, оператор кричит нам, что обнаружена аномалия. Её надо обработать более тщательно и установить границы. А излучения с высотой гаснут. Приходится вылизывать местность на бреющем полёте. А местность в интересных местах очень неровная. Отсюда все трудности.
Всё найденное обследуется наземными партиями и консервируется до лучших времён. А пока там ни людей, ни дорог, как и полвека назад. И сомневаюсь, что нынешний век что-то изменит. Так что ждать за открытия премий и наград надо в анабиозе.
kam55
Старожил форума
20.02.2015 20:55
Ветеран ГА, добрый вечер.

В Алдане, в 60-х, не пересекались ли Ваши пути с Бородинцом Леонидом Егоровичем, Прохоровым Дмитрием Дмитриевичем, Палеем Яковом Михайловичем?
Ветеран ГА
Старожил форума
20.02.2015 22:14
2kam55: Добрый вечер!

В начале 1965 года я вынужден был вернуться в Ставрополь. Работа моя большей частью была с базированием в экспедициях. Только в 1964 году меня пригласили в Алдан на командно-лётную работу. В течение неполного года с такими людьми мне не приходилось иметь дело. Я занимался Ан-2. Среди вертолётчиков знал немногих.
Batghern
Старожил форума
21.02.2015 03:44
http://tlkb.hollperft.ru/64082 ... вот и сточник нового прибыльного дохода, я не спорю что если вы перейдете по ссылке я могу заработать, Но ведь и ВЫ заработаете на этом и потом скажете спасибо)
shurik25753
Старожил форума
21.02.2015 04:23
Batghern: " http://tlkb.hollperft.ru/64082 ... "
НЕ ПРЕДЛАГАТЬ.
shurik25753
Старожил форума
21.02.2015 09:26
Девушки ! Готовьтесь. Через 10 дней ВЕСНА !
AnatolyNZ
Старожил форума
21.02.2015 10:02
То Batghern: Вася, шёл бы ты отсюда...
Жужа 170
Старожил форума
21.02.2015 10:40
Ку! "Деды" и барышни, привет всем!!!
Александр, а самовар вскипел?
А бабушки уже отстрелялись! Вчера бабу сожгли! Больше меня ростом была! Голова дольше всего горела. Мозгов, видать, много. Она была в платке. А я без головы - ах, какая весна на душе! Играли в неизвестные мне игры - например, такая - "поймай воробышка". Меня выбрали воробышком, а высоченный механик был кошаком. Сперва воробышек, чувствуя себя "в домике", нагло провоцировал кошака "кыс-кыс!" и кошак зверски хотел поймать нахала. Но меня дружно защищали защитники, и нифига!). А потом кошак совсем озверел и мне хана пришла. Было ужасно весело! Зато во второй серии я стала кошкой, и ловила маленького воробышка. Ух, кошкам труднее. Говоришь "мурмурмур", а тем временем хитришь и ищешь брешь в защите. Пока словила этого полудохлого воробышка из бухгалтерии, запарилась)) Короче, полный восторг и три золотые медали! (из шоколада) Я впервые на таком мероприятии была. Супер!
Рядом огнетушитель стоял, метровой высоты, на всякий случай.
Ветеран ГА
Старожил форума
21.02.2015 12:03
Во, чё в мире то творится!

Добрый день, уважаемы аксакалы и уважаемые дамы! Подозреваю, что нет такого понятия, как аксакальши! Тем более к таким резвым, как наши! Ишь чё творят!

Какие-то махинаторы заглядывают. Нате вам, мол, денюшек за просто так, а из них мне отстебните. Но наша Жужа не только мышкой поработала, но и кошкой, и может всем разъяснить, где располагается дармовой сыр. Скорее всего, что это виртуальный робот работает. Надо посмотреть на других ветках. Так что, посылать его куда подальше бесполезно. Он прокукарекал по всем ресурсам, а кто-то у мышеловки ждёт клюнувшую на это мышку.
Жужа 170
Старожил форума
21.02.2015 15:03
Жужа от лица всех местных женщин заявляет:
"А мы не против, если к нам обращаются "девушки"! Нам чинов не нужно)
Правильно я говорю, ОБЕН?
Ветеран ГА
Старожил форума
21.02.2015 16:23
Гениально! Очень гармоничное сочетание: "Добрый день уважаемые деды и девушки"! Где наши юноши? Свистать всех наверх! Наше дряхлое судно в опасности! Шерше ля фам! Не знаю, как Виктор, А Шура точно обзовёт меня паникёром. А паника на корабле хуже наводнения в Сахаре.
ОБЕН
Старожил форума
21.02.2015 17:18
Всем доброго вечера, Михаил Иванович, не паникуйте, он сам ушел ))) Это псевдорекламные боты, они повсюду, надо просто не ходить даже из любопытства по ссылкам, потом может быть заражен компьютер и исчезнет все, что нем хранится. Так делают многие хакеры, чтобы скачать информацию, или просто навредить! Поэтому будьте осторожны!

Жужа, я не в чине, поэтому присоединяюсь! Девушки так девушки :) Лишь бы приятно было )))
shurik25753
Старожил форума
21.02.2015 17:30
До - о - оброго всем вечера ! Аксакал(белая борода, дословно) - это уважительная форма обращения.
Простая форма - ака, ага, акай, агай по сраднеазиатским наречиям. А там где ака, там и апа (бабушка) непременно быть должна. Так оно и есть. Только наши апайки ещё очень даже молоденькие, скорее кыз(девочка), чем апа. Молоденькие такие, все из себя... Короче очень даже ништяк.
Так вот. Наложила мне сегодня на дорожку дочка в пакет кусочек пирога и 5 блинчиков. Иду к остановке, и ни одна девушка внимания на меня не обращает... Этт што за дела ? ? ? И тут до меня дошло - я ж с пакетом в руках иду ! Ясно дело - семейный. Скрутил немедленно пакет потуже, сунул за пазуху - совсем другой человек ! Я и 20-ти шагов-то не сделал, слышу, - мужчина, а мужчина ! Помогите, пожалуйста, пакеты до остановки донести... Не, ну не БЛИН, а ? Схватил я все её 5 пакетов, иду женатик-женатиком. Фифа рядом идёт сумочкой помахивает. Не... Ну... Ага. Нашла, блин, насильника-потаскуна. Ладно припёр я ей пакеты на остановку и отошёл от неё подальше. Стою курю - совсем по-другому выгляжу - свободный потому как. Девки заглядываются, всё чин-чинарём.
И никакой паники. Эт я к чему ? Ну... просто хотел что-то наврать, подумал про наших девчат и всё забыл. Будут приставать, я им ещё и не такого навру.
Viktor49A
Старожил форума
21.02.2015 18:05
2Ветеран ГА:
Михаил Иванович, не беспокойтесь, мы все тут.
Просто некоторые, сегодня были "дежурными по
внучкам" и, не сразу отозвались:))
ОБЕН
Старожил форума
21.02.2015 18:31
shurik25753:
Нашла, блин, насильника-потаскуна. Ладно припёр я ей пакеты на остановку и отошёл от неё подальше. Стою курю - совсем по-другому выгляжу - свободный потому как. Девки заглядываются, всё чин-чинарём.
И никакой паники.

Вот Вы юморист, Александр ))))) Смеялась! Веселый Вы!
Ветеран ГА
Старожил форума
21.02.2015 18:51
Ворона говорила, что счастье - это когда все дома. Перекличка не завершена, но общая картина прорисовывается в благоприятном ракурсе. Только вот с Шуриком проблема, типа, бес в ребро.
У меня это было в начале наших посиделок. Иду эдак гоголем, хоть и семь десятков. Девушки посматривают. Я ещё больше делаю грудь колесом. Захожу в вагон метро и тут-то меня ставят на место, вернее садят. Девушка поднимается и предлагает садиться. Давно-давно это было, и я Вам жаловался по этому поводу. Конечно, это была не москвичка. Москвичи вообще не склонны уступать место, стой хоть перед ними столетний дед на одной ноге. Нечего, мол, разъезжать на одной ноге. Дремлют или втыкают глаза в книгу. Только наплыв приезжих, особенно для поступления в ВУЗ"ы, подбрасывает в Москву людей с некоммерческой совестью.
Жужа 170
Старожил форума
21.02.2015 18:58
Ахтунг! кто не видел фильм "Воздушные приключения" - посмотрите. получите море удовольствия! ужас как весело начинается, я в самом в начале пока.

Кстати, а где дряхлое судно, не вижу? Вижу - самовар кипит, кругом чистота и порядок. Шутки, улыбки. "Деды", если обратите внимание, пишем в кавычках. "Куллектив" подобрался разноширотный, многонациональный, талантливый, и каждый - с "особинкой". Связывает всех, таких разных, одно.

Александр, вон что удумал, "насильник-потаскун"! А какие комплименты могёт, а? У меня тоже когда-то талант был, к рукоделию. http://www.youtube.com/watch?v ... музыку взяла у Г.Холста, всё прочее сама. Наше водохранилище, где я гуляю на лыжах. Надеюсь на Оскара, не меньше) Ещё надеюсь, спрятанная ссылка в сообщении будет только как ссылка. Не как видео. Не хотелось бы "засорять эфир" в чайхане.



Жужа 170
Старожил форума
21.02.2015 19:02
не вышел номер.....кто знает, как прятать видео?????
Ветеран ГА
Старожил форума
21.02.2015 19:16
Всё, кроме концовки с лошадьми, я видел сегодня на прогулке. За воротами именно такое поле и опушка леса. Следы лисьи и заячьи. Красота. А ходить позволяют снегоходные следы.
Ветеран ГА
Старожил форума
21.02.2015 19:23
А "Воздушные приключения" я смотрю регулярно ещё с кассетно-пдёночных времён. Собирал авиационную фильмотеку и натолкнулся на этот фильм. Стал одним из любимых.




Me
Старожил форума
21.02.2015 19:24
Любимая фотография авиационного направления из журнала «Советское фото» за 1984 год. Не знаю что в ней особенного, спокойствие размеренность что ли..

http://s011.radikal.ru/i317/15 ...
Жужа 170
Старожил форума
21.02.2015 19:28
Специально для Ветерана ГА. Волоколамск https://fotki.yandex.ru/users/ ...
Но пейзаж он слабее могёт, его конёк ВВС. Михаил Никольский (Авиация и Космонавтика)
1..112113114..278279




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru