Мобильная версия
Войти

Яркий самолёт Ту22

 ↓ ВНИЗ

12..7273

Ty22
Старожил форума
23.06.2022 09:45
От SEVILLE-99@MAIL.RU

Всем добрый день! Вот вспомнил историю, которую мне рассказал отец, бывший авиатор, начинавший осваивать ТУ-22. Я на других сайтах этого почему-то не нашел. Шестидесятые. Начало освоения новой техники. Полеты. Перед полетами зам. ком. полка Палагин инструктирует экипажи перед полетами и в конце всех предупреждает: " Смотрите, не перепутайте! Рядом Минский аэропорт, там очень короткая полоса -1500 м., сесть там практически невозможно. (в Мачулищах полоса около 3 км.) Все сели нормально, а вот сам Палагин перепутал аэродромы и посадил свой ТУ-22 в Минском аэропорту!!! Сел на эту короткую полосу на ТУ-22! Сесть то он сел, а как взлететь? Пришлось снимать с самолёта всё, что только можно. Слили почти весь керосин, оставили в баках только долететь до Мачулищ. Взлетел с этой крохотной полоски нормально и сел . Потом был разбор полетов, думали, как его наказать, все-таки ЧП! И после долгих дискуссий пришли к выводу, что такое мог сделать только мастер своего дела. Его не наказывать надо, ведь это мог сделать только Летчик с Большой Буквы, настоящий профессионал. В итоге его не то, что не наказали, его поощрили и даже чем-то наградили! А потом долго ставили в пример экипажам полка. Вот такая история, а мне очень хотелось бы посмотреть в глаза тех авиадиспетчеров аэропорта, которые вдруг ни с того ни с сего увидели, как на их крохотную полоску садится этот Монстр!;-)))
Ty22
Старожил форума
24.06.2022 21:55
С.Б. Бутковский

Март 1978 года, экипаж в составе: я – командир, штурман к-н Яскин, оператор к-н Кордюков находимся в ДС. От оперативного дежурного ЧФ поступает команда: «Тревога, срочный вылет на поиск двух американских кораблей, зашедших этой ночью в Чёрное море и "оторвавшихся" от нашего ГИСУ». Далее следовали координаты района поиска. Заправка самолёта постоянная - 24 тонны из рассчёта туда и обратно верхом (на большой высоте, где расход топлива меньше) и там на поиск. Критическая ситуация развивалась по этапам (как это чаще всего и бывает).

Во-первых, поиск занял больше времени, чем предполагалось (Чёрное море только на карте Мира - небольшое, а на самом деле оно не такое и маленькое, найди в нём два корабля, когда их там десятки, да ещё надо опознать их и сфотографировать, иначе - не достоверно). После довольно долгих поисков выяснилось, что корабли не там, где нам указали. Но, наконец, обнаружили, подошли к ним, теперь надо опознать визуально и обязательно сфотографировать. Для этого надо снизится на предельно-малую высоту.

Снизились, определили: наши «клиенты», - эсминец и фрегат. Затем опять непредвиденное - фотографирование с первого (да и со второго тоже) захода не удалось. Низкая облачность, видимость плохая, поэтому штурман то в видоискатель поймать не может, то диафрагма не та, что расчитывал и т.д. А корабли оказались в "самом дальнем углу Чёрного моря", возле турецкой границы с Грузией (южнее Батуми). Вобщем, наконец, задачу выполнили, но... РДС (диспетчер управления воздушным движением) не даёт верхние эшелоны (шёл какой-то литерный борт по трассе Инеболу-Симферополь), т.е. пришлось идти "низом".

А топлива мягко говоря, - «совсем ничего». Я сижу, как на иголках, но экипажу не говорю, на запросы РП об остатке, отвечаю – «нормально» (чтобы ни экипаж ни РП понапрасну не нервировать, они ничем помочь не могут). Вижу, топлива очень мало, а запасных аэродромов в этом районе нет. Ещё задолго до подхода к аэродрому пришлось перейти с автоматической выработки топлива на ручную, при этом я включил подкачивающие насосы ВСЕХ БАКОВ без исключения (как показали дальнейшие события, - только это и предотвратило неминуемую аварийную ситуацию).

Но всё же на посадочном на удалении 10 км из-за нехватки топлива выключился левый двигатель. Оператор сразу доложил: "Отказали генераторы левого двигателя", а я не стал говорить экипажу, что это не отказ генераторов, а просто выключился двигатель (мы уже через минуту-другую должны были садиться). Дальше посадка, прирулил на одном двигателе, но из-за общего шума и темноты (уже наступила ночь) никто этого не понял. Но, когда ст.техник ст.лейтенант Козырюк залез в кабину выяснить остаток топлива для последующей заправки, он увидел на расходомере остаток менее 1 тонны, а это намного меньше самого минимального остатка.

Экипаж я отвёл в сторону и сказал им, что отказа двигателя не было, а двигатель встал из-за нехватки топлива.., они были поражены... Т.е., у нас не осталось не только предписанного по Инструкции минимального остатка топлива 4 тонны (кстати, это минимальный остаток - по соображениям устойчивости самолёта, но с этим я справился, самолёт, правда, на рулении еле касался передней стойкой бетона), но и вообще через несколько минут мог встать и правый двигатель из-за полной выработки топлива... Но всё-таки с задачей мы справились успешно и без аварии, которая вполне могла случится из-за наложения всевозможных трудно прогнозируемых факторов.., а это было – главное.
Храмов Павел
Старожил форума
25.06.2022 20:58
Может немного не по теме, но вспомнилось как в в спешном порядке резали ТУ 16 в Бобруйске в 90-е. И все ради "дружбы" с Америкой. Вот же были времена......
Ty22
Старожил форума
26.06.2022 18:05
Ребята, кто знает об этой катастрофе? Интересуют подробности, детали поиска и расследования. Неофициальная информация.
Среди однополчан сохранилось свидетельство поиска:

Все катапультировались, но как всегда не хватило высоты.Шо шк Вася Кудрявцев был еще жив когда их нашли(перелом шейных позвонков), ко кк Коля Михалев удар ногами в землю(сам понимаешь), оп. ртс Коля Кагукин остался рядом с креслом. Скорость была очень большая, стропы при выходе из сот оплавились.

Возможно, кто-то помнит ещё что?


Официальная информация следующая:

Катастрофа самолета Ту-22Р 199 гв. одрап.
12.04.78 г.

Метеоусловия: облачность 5—8 баллов, высота нижней границы облаков 1500 м, верхней — 3000м, видимость 10 км.

Обстоятельства
Экипаж командира отряда капитана Михалёва, военного летчика 1-го класса, выполнял полет для воздушного фотографирования авиаполигона Повурск днем в ПМУ в составе пары с временным интервалом 1 мин и превышением 300 м, на эшелоне 4800 м и на скорости 750 км/ч. При полете по маршруту ведомый следовал сзади слева на дистанции 5—8 км и наблюдался оператором РТС самолета ведущего визуально и с помощью РТС. Для уточнения выхода на цель ведущий выполнил два доворота влево на 10 и 20°, его оператор все время наблюдал ведомого визуально. Через 54 мин полета, пройдя правее цели 2 км, ведущий начал разворот вправо. Ведомый вышел в сектор обзора командира корабля и оператора РТС ведущего самолета и тоже начал разворот, но с энергично увеличивающимся правым креном и снижением. На высоте 3000 м он вошел в облака и, находясь в крутой правой спирали, на скорости более 800 км/ч, упал в болото. В сложившейся аварийной обстановке экипаж катапультировался, но на высотах и скоростях, не обеспечивающих благополучного исхода.
Ведущий пары доложил РП на полигоне и по его разрешению снизился до высоты 1500 м, выполнил два прохода для отыскания места падения самолета и приземления членов экипажа. Не обнаружив экипаж и самолет, ведущий доложил на РЦ УВД Львова и РП на аэродроме. По команде РЦ УВД к месту падения самолета были направлены поисково-спасательные вертолеты и самолет.
Из рапорта командира эскадрильи капитана Давыдова, ведущего пары:
«При удалении до цели 50—60 км я вызвал М. по УКВ, но ответа не получил. На неоднократные запросы ответа не было. С полигона сообщили, что идем правее цели. По команде штурмана начал выполнять первый разворот. Повернув голову влево, увидел самолет капитана Михалёва на траверзе, на удалении 3—4 км с креном 45—50°. На запросы он не отвечал. Потом самолет с увеличивающимся креном пошел отвесно к земле. Я кричал по радио, чтобы прыгали. Самолет вошел в облака, и я его больше не видел. Доложил на полигон о случившемся, запросил снижение до1500м и сделал два захода для поиска экипажа и самолета, но обнаружить их не удалось».

Причина
Не установлена из-за отсутствия объективных данных вследствие невозможности извлечения разрушившегося самолета с большой глубины торфяного болота.


12..7273



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru