В истории освоения Ту22 май памятен первыми вылетами в строевых частях:
18 мая 1961 г. экипаж заместителя командира 203 тбап ппка Болысова Алексея Ивановича, Ту22А.
19 мая 1961 г. экипаж летчика-инспектора ОБП штаба ДА ппка Вахнова Владимира Сергеевича, Ту22А.
20 мая 1965 г. экипаж Кожинина Павла Петровича, 30 ОДРАП ЧФ, Ту22Р.
23 мая 1966 г. экипаж командира 341 тбап, ппка Чеснокова Владимира Васильевича, Ту22Р.
Как сложилась судьба этих офицеров, имена членов экипажей?
Кто знает?
Морскую авиацию не забывайте - самостоятельно вылетели:
15 ОДРАП 02.06.1962 экипаж комэска майора Дорошенко Дмитрия Петровича (живет в Чкаловске, вот он на юбилее полка в 2018 году - https://youtu.be/vdTXP56ueKI?t ... экипаж майора Переведенцева Н.А (погиб в катастрофе Ту-22Р - 28.08.1962)
Кто слышал о несчастном случае с Ту22 в Калининграде, при гонке двигателей?
Есть очевидцы?
Это произошло не на полетах.....
"На общей групповой стоянке размешалось 10-12 самолетов.
Расстояние между концами крыльев 15-20 метров. В этом проме-
жутке располагался передвижной источник электроэнергии (АПА),
снабжающий два самолета, или стационарный электропреобразо-
ватель (АГПС).
Был обычный день работы на технике и подготовки к полетам.
На одном из самолетов предстояла гонка двигателей. К этой про-
цедуре из лиц инженерно-технического состава обычно допуска-
лись наиболее подготовленные и опытные. Но на этот раз пробу
двигателей поручили молодому выпускнику академии, недавно
назначенному на должность начальника технико-эксплуатацион-
ной части. В вооруженных силах тогда поощрялось, чтобы смелее
выдвигать молодых, особенно с высшим образованием.
Этот «академик» показал на деле свою ученость – знай наших!
Не проверил готовность самолета к столь ответственной операции,
а бегом в кабину; садится на место летчика и... поехали! Все шло
штатно, пока он не включил одному двигателю максимальный ре-
жим. Когда включил, самолет перепрыгнул через не стянутые тор-
мозные колодки и рванул вперед. Видно, растерявшись, этот ин-
женер сделал движение ногами, и от этого движения развернулось
переднее управляемое колесо и самолет, развернувшись на 90 гра-
дусов вправо, пошел крушить соседние самолеты! А они под то-
ком, в кабинах работали люди. От столкновений загорелись сразу
два самолета и из прорванных баков начал течь керосин прямо на
бетон. Все стало гореть! Люди выбегали из самолетов, бежали по
горящему керосину и загорались сами.
После того, как загорелся третий самолет, максимальный ре-
жим двигателя как-то выключился, и эта мясорубка прекратилась.
А виновник трагедии покинул кабину и тоже получил очень силь-
ные ожоги.
Тем временем пожар начал набирать силу, на землю вылилось
около 140 тонн топлива, которое быстро воспламенялось и, расте-
каясь по бетону, стекало в дренажную систему аэродрома. На вы-
ходе из труб дренажа оно догорало на другом конце аэродрома.
Страшно было слушать очевидцев этого ЧП. Черный столб ды-
ма высоко тянулся вверх. Тушить пожар приехали все машины
города. Погибло пять человек, многие обгорели."
Это так называемый "чкаловский пожар": погибло 5 человек, полностью сгорело 3 самолета Ту-22Р, повредило еще один. После этого сняли все руководство полка.
24.12.1964 г. вот воспоминания очевидцев:
"24 декабря 1964 года по метеоусловиям были отбиты дневные полеты, личному составу поступила команда идти на диспансеризацию, кто ее не прошел. На самолете старшего техника самолета (корабля) С.А.Семенова №23 (с нарисованной чайкой, на борту самолета), специалистами проводились работы по устранению неисправности.
Самолеты стояли на общей стоянке в оду линеечку, расстояние между консолями плоскостей не более метра, а то и меньше, стремянки и водила сзади тоже в одну линеечку на тросах и замках, чтобы не утащили.
На одном из самолетов 2АЭ Ту-22Р (№13-05) вышел срок прогонки двигателей. Для прогонки двигателей, самолет необходимо перекатить на специальную стоянку.
Молодой начальник ТЭЧ отряда, прибывший из академии, решил это дело упростить. Выкатил самолет на рулежную полосу и развернул его под углом к стоящим самолетам, так что между носовыми частями самолета было расстояние 2-3 метра. Выходные сопла двигателя были направлены в сторону взлетной полосы. Техником самолета, который стоял на связи, был ст. лейтенант Ю.Табакапуло.
Запустили двигатели на самолете, стали добавлять обороты двигателю и самолет потихоньку пополз, на стопорных колодках, с разворотом в строну рулежной полосы. За ним бежит техник самолета, привязанный шнуром СПУ (самолетное переговорное устройство). Согласно инструкции по эксплуатации самолета и двигателей, положено, когда производится гонка двигателей, техник должен находиться на связи в районе двигателей.
Видим, это происходит так быстро, что сделать ничего нельзя. Вот этот самолет вывернул плоскостью переднюю стойку шасси новейшей спарке, отрубает нос другому самолету и врезается во второй бак самолета № 23, а в баках самолета 16 тонн керосина. Весь керосин выливается на бетонку, обливает работающих специалистов в отсеках, они выскакиваю уже горящими факелами Средств тушения нет, мы начинаем их тушить ручными пожарными баллонами, не помогает. Накрываем чехлами, пламя тухнет, чехол снимает – опять вспыхивает. Даже страшно сейчас, когда вспомнишь, бегающие факелы. Сгорело пять человек, несколько человек обгорело.
Инженер, который производил гонку двигателей, каким-то образом выпрыгнул в левую форточку кабины летчика. Попал руками в керосин, они обгорели, пришлось ампутировать.
"
вираж
Новичок-курсант
02.12.2020 19:06
Печальная история. Но какие новости про возобновление производства? Про Ту-160 уже всё ясно, в "сосисочном режиме", а с Ту-22 пока тишина...
Сергей Плетнев... Шокирующее сообщение, сразу и не найдешь, что сказать. Скорбно промолчишь, глотая горечь...
Однополчанин по Тарту, коллега по ТУ-22, отличный парень, добросовестный, увлеченный полётами, самолётом, службой, работой с личным составом. Точнее сказать для Сергея - работой с людьми. На МАКС-2017 встретились, пообщались, сделали фото на память. Светлую, добрую память.
Вечный полет Сергею.
Ty22
Старожил форума
21.12.2020 18:39
Да, Паша. И не сказать. Ошеломительная новость. Еще на прошлой неделе я с ним обсуждал перенос 80-летия полка с июня 2020 на июнь 2021. Как, что, куда, а как лучше, а кого не забыли и t.p. Взносы собирал я, а в БССР на его карту... Мы с ним давно знакомы, соседями в общаге в 1979-81, полеты... Интересный человек, всегда собран, влетан. Это он забирал самолет Миши Чижова обратно из Маров после знаменитого полета. Знал много и о многих. Если и говорил о ком, то всегда хорошо, достойно или ничего. Большой кусок моей интересной жизни на Ту22 связан с ним.
Ty22
Старожил форума
23.12.2020 21:07
Ребята, мы публикуем воспоминания Никонова A.Я. Летчика-испытателя Ту22. Его взгляд на некоторые катастрофы, свидетелем которых он был сам.
Подскажите как можно найти ролик катастрофы Ту-22 на посадке, когда после череды исправлений отклонений при посадке самолет "показал крест".
По моему это было размещено у кого-то в "мемуарах". Раньше видел этот ролик, а теперь не знаю как найти.
sartec
Старожил форума
12.02.2021 17:14
Это катастрофа экипажа Варваричева. Насмотрелись уже.