Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Огромное небо. Капустин и Янов. Як-28П

 ↓ ВНИЗ

Тихон
Старожил форума
09.03.2025 20:16
Через месяц исполнится 59 лет подвигу экипажа самолета Як-28П Капустина и Янова, которые увели неисправный самолет от жилых кварталов Берлина и упали в озеро, расположенное в английской оккупационной зоне. Их подвигу была посвящена песня "Огромное небо"
Капустин и Янов служили в 668 бомбардировочном авиационном полку, а вооружении которых стояли бомбардировщик Як-28Л, Як-28И, постановщики помех Як-28ПП. Как получилось так, что они перегоняли с завода перехватчик Як-28П. Это совсем другой самолет. В интернете информацию не нашел. Может кто знает?
Фотограф
Старожил форума
09.03.2025 20:44
Фотограф
Старожил форума
09.03.2025 20:46
Вежливый
Опытный боец
09.03.2025 20:50
"Экипажи 668 бомбардировочного авиационного полка перегоняли новые самолёты Як-28П с заводского аэродрома в городе Иркутск на один из военных аэродромов, в германский город Кётен, на котором также дислоцировались части 24 воздушной армии. На аэродроме Финов, в сорока километрах от Берлина, была сделана промежуточная посадка. Потом Галина Капустина вспоминала, что самолёты не выпускали с аэродрома три дня, с ними возились техники. На одном из Интернет-сайтов опубликовано сообщение о том, что 3 апреля 1966 года в Финове совершили посадку пять новейших сверхзвуковых самолётов ЯК-28П. Аварийный самолёт едва дотянул до посадочной полосы. Три дня над двигателями неисправного самолёта трудились механики, и 6 апреля звено снова поднялось в воздух. Никаких ссылок на документы и свидетельства очевидцев авторы этого сообщения не приводят.

Из архивной справки Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации известно, что 6 апреля 1966 года с промежуточного аэродрома Финов после предполётной подготовки для продолжения перелёта на аэродром Кётен в 15 часов 24 минуты (когда позволила погода. — авт.) произвела взлёт пара — командир звена Капустин со штурманом звена старшим лейтенантом Яновым. Ведомым лётчиком был капитан Подберёзкин со штурманом экипажа капитаном Лобаревым. Набрав высоту 4000 метров, пара встала на курс полёта — на аэродром Кётен. Полёт должен был продолжаться не более получаса. На двенадцатой минуте полёта, через четыре минуты после набора высоты, находясь в режиме горизонтального полёта, капитан Капустин подал своему ведомому команду: «Уйди вправо». Выполняя эту команду, капитан Подберёзкин увеличил интервал до 100 метров, и, наблюдая за ведущим, заметил, что тот начал отставать. Восприняв это как желание ведущего занять место ведомого, капитан Подберёзкин продолжил полёт по маршруту.

Через 1 минуту 27 секунд капитан Подберёзкин, не видя ведущего, вызвал его по радио на связь. Капитан Капустин ответил. На вопрос Подберёзкина, видит ли он его, ответил: «Нет». На следующие вопросы капитан Капустин не ответил."
Тихон
Старожил форума
09.03.2025 21:01
Все это общеизвестные факты. Вопрос в том, как экипаж с бомбардировщика пересел в перехватчик. У летчика другая приборная доска, а у штурмана вооще другая кабина, да еще и с РУС.
Вежливый
Опытный боец
09.03.2025 22:01
Тихон
Все это общеизвестные факты. Вопрос в том, как экипаж с бомбардировщика пересел в перехватчик. У летчика другая приборная доска, а у штурмана вооще другая кабина, да еще и с РУС.
Вы действительно считаете , что экипаж не переучивался с Ил-28 на этот перехватчик ?..
Тихон
Старожил форума
09.03.2025 22:12
Вежливый
Вы действительно считаете , что экипаж не переучивался с Ил-28 на этот перехватчик ?..
Читайте внимательно: Полк летает на Як-28 бомбардировщики. Перегон Як-28 перехватчик. может и переучились на 28П, но есть еще один вопрос-Бомбардировщики принадлежали ВВС, а перехватчики ПВО. Совершенно разные ведомства. Поэтому у меня вопрос, как получилось, что экипаж бомбардировщика из ВВС перегонял перехватчик из ПВО.
Я понимаю, что прошло много времени, свидетелей осталось мало, может какие документы есть? Мне рассказывали как проходила передача тел у Бранденбургских ворот. Все было торжественно. И присутствовали на церемонии представители из Як-28Л/И/ПП. но в живых, увы, никого уже нет.
Вежливый
Опытный боец
09.03.2025 23:21
Тихон
Читайте внимательно: Полк летает на Як-28 бомбардировщики. Перегон Як-28 перехватчик. может и переучились на 28П, но есть еще один вопрос-Бомбардировщики принадлежали ВВС, а перехватчики ПВО. Совершенно разные ведомства. Поэтому у меня вопрос, как получилось, что экипаж бомбардировщика из ВВС перегонял перехватчик из ПВО.
Я понимаю, что прошло много времени, свидетелей осталось мало, может какие документы есть? Мне рассказывали как проходила передача тел у Бранденбургских ворот. Все было торжественно. И присутствовали на церемонии представители из Як-28Л/И/ПП. но в живых, увы, никого уже нет.
"Борис Капустин и Юрий Янов служили в 668-м авиационном полку 24-й воздушной армии ВВС СССР, которая дислоцировалась в небольшом городке Финов (земля Бранденбург). До этого они проходили переподготовку в Новосибирске, где выпускались Як-28П.

6 апреля 1966 года офицерам было поручено перегнать два таких истребителя на аэродром вблизи города Цербст (земля Саксония-Анхальт), где располагалась база 35-го истребительного авиаполка советских ВВС. Капустин был назначен командиром звена, второй самолёт пилотировали их товарищи Владимир Подберёзкин и Николай Лобарев."

.....за остальной информацией в АРХИВ.
Вежливый
Опытный боец
09.03.2025 23:54
Тихон
Старожил форума
10.03.2025 08:10
Вежливый
"Борис Капустин и Юрий Янов служили в 668-м авиационном полку 24-й воздушной армии ВВС СССР, которая дислоцировалась в небольшом городке Финов (земля Бранденбург). До этого они проходили переподготовку в Новосибирске, где выпускались Як-28П.

6 апреля 1966 года офицерам было поручено перегнать два таких истребителя на аэродром вблизи города Цербст (земля Саксония-Анхальт), где располагалась база 35-го истребительного авиаполка советских ВВС. Капустин был назначен командиром звена, второй самолёт пилотировали их товарищи Владимир Подберёзкин и Николай Лобарев."

.....за остальной информацией в АРХИВ.
И опять Вы пишете об известных фактах. Их можно нарыть в интернете. Елинственное уточнение, 668 бомбардировочном авиационном полку. И Капустин занимал должност к.з., а не был только назначен. И вот эта фраза: "До этого они проходили переподготовку в Новосибирске, где выпускались Як-28П" можно попрдробней? Или это ваши домыслы?
Насчет архива согласен, но я думал, что кому-то известны факты, о которых я спрашивал.
aerik
Старожил форума
10.03.2025 09:13
Обрыв лопатки ротора компрессора привели к помпажу сразу двух двигателей, как здесь написано? Что-то не вяжется...
Может кто объяснит?
Вежливый
Опытный боец
10.03.2025 09:29
Тихон
И опять Вы пишете об известных фактах. Их можно нарыть в интернете. Елинственное уточнение, 668 бомбардировочном авиационном полку. И Капустин занимал должност к.з., а не был только назначен. И вот эта фраза: "До этого они проходили переподготовку в Новосибирске, где выпускались Як-28П" можно попрдробней? Или это ваши домыслы?
Насчет архива согласен, но я думал, что кому-то известны факты, о которых я спрашивал.
К сожалению я Вам не могу предоставить архивные копии на предмет переподготовки в Новосибирске на Як-28П и копию приказа для перегонки 5 перехватчиков для ПВОшников. Что нарыл , то нарыл... Дело Ваше , можете считать за мои домыслы.
Тихон
Старожил форума
10.03.2025 13:16
Вежливый
К сожалению я Вам не могу предоставить архивные копии на предмет переподготовки в Новосибирске на Як-28П и копию приказа для перегонки 5 перехватчиков для ПВОшников. Что нарыл , то нарыл... Дело Ваше , можете считать за мои домыслы.
Спасибо конечно, но все-таки меня терзают сомнения по поводу переучивания на заводе. Может в 1966 году такое и было..... Для того, чтобы перегнать самолет, его нужно принять, т.е. облетать и, если у летчика в кабине приблизительно так же, как и бомбере, за исключением тубуса посреди приборной доски, один АГД в другом месте, то у штурмана все по другому. И для того, чтобы облетать самолет, нужно проверить прицел, а на бомберах их нет, вернее есть И-2, но это совсем другое.
Архивные копии мне без надобности, и если то, что Вы написали (насчет переучивания на заводе)равда, а не домыслы, то приму и это. Просто в то время, когда я служил, экипаж без допуска не сядет на другой тип.
Тихон
Старожил форума
10.03.2025 13:21
aerik
Обрыв лопатки ротора компрессора привели к помпажу сразу двух двигателей, как здесь написано? Что-то не вяжется...
Может кто объяснит?
Прочитал у Василия Еремычева, штурмана 668 БАП. За достоверность не ручаюсь.
По правилам полётов в зоне ГСВГ над Берлином летать можно, но на высотах более 5000 метров. Закон «Мэрфи» работает всегда и везде. Командир полка полковник Кошелев Е.Г. разрешил группе лететь через Берлин, пара в составе экипажей капитанов Капустина и Подберёзкина взлетела на форсаже и крутой горкой пошла в набор высоты, чтобы над границей Берлина иметь уже 5000 метров. В наборе ведущий выполнил несколько «бочек», в результате чего двигатели попали в режим помпажа и заглохли. Запустить двигатели в воздухе не удалось.
aerik
Старожил форума
10.03.2025 14:07
Тихон
Прочитал у Василия Еремычева, штурмана 668 БАП. За достоверность не ручаюсь.
По правилам полётов в зоне ГСВГ над Берлином летать можно, но на высотах более 5000 метров. Закон «Мэрфи» работает всегда и везде. Командир полка полковник Кошелев Е.Г. разрешил группе лететь через Берлин, пара в составе экипажей капитанов Капустина и Подберёзкина взлетела на форсаже и крутой горкой пошла в набор высоты, чтобы над границей Берлина иметь уже 5000 метров. В наборе ведущий выполнил несколько «бочек», в результате чего двигатели попали в режим помпажа и заглохли. Запустить двигатели в воздухе не удалось.
Опа-на! Вот оказывается где собака порылась! Похоже на правду.
А разве это не воздушное хулиганство?
Тихон
Старожил форума
10.03.2025 14:27
aerik
Опа-на! Вот оказывается где собака порылась! Похоже на правду.
А разве это не воздушное хулиганство?
За достоверность на ручаюсь. Можете почитать его в Проза.ру
Вежливый
Опытный боец
10.03.2025 15:10
Тихон
Прочитал у Василия Еремычева, штурмана 668 БАП. За достоверность не ручаюсь.
По правилам полётов в зоне ГСВГ над Берлином летать можно, но на высотах более 5000 метров. Закон «Мэрфи» работает всегда и везде. Командир полка полковник Кошелев Е.Г. разрешил группе лететь через Берлин, пара в составе экипажей капитанов Капустина и Подберёзкина взлетела на форсаже и крутой горкой пошла в набор высоты, чтобы над границей Берлина иметь уже 5000 метров. В наборе ведущий выполнил несколько «бочек», в результате чего двигатели попали в режим помпажа и заглохли. Запустить двигатели в воздухе не удалось.
Эти "бочки" могли быть спровоцированы реверсом элеронов , которые могли стать причиной в том полете. Ну , а после гибели экипажа , некоторые посчитали это за "воздушное хулиганство".... Впрочем , о всех болячках этой модификации здесь. https://www.liveinternet.ru/co ...
aerik
Старожил форума
10.03.2025 16:19
Если им разрешили взлёт самолётов на форсаже с резким набором высоты в 5 км до Берлина, то вполне могли схватить помпаж обоих двигателей из затенения компрессоров и их выключения. Это наиболее вероятное объяснение случившегося. Ведомый осторожнее был при наборе в облаках, вот и не схватил...
Другого не вижу...
Тихон
Старожил форума
10.03.2025 18:10
aerik
Если им разрешили взлёт самолётов на форсаже с резким набором высоты в 5 км до Берлина, то вполне могли схватить помпаж обоих двигателей из затенения компрессоров и их выключения. Это наиболее вероятное объяснение случившегося. Ведомый осторожнее был при наборе в облаках, вот и не схватил...
Другого не вижу...
А почему бы не набрать необходимую высоту над точкой? Тем более лететь всего 200 км.
сергей52
Старожил форума
11.03.2025 07:23
Уважаемые коллеги! Столкнулся с документацией, где указано тип Як-26. Внешне Як-28. В интернетах пишут, что носитель ЯО. 26 и 28 внешне отличаются или нет? В Новочеркасске стоял, уехал куда-то в Красноярск на памятник.
сергей52
Старожил форума
11.03.2025 07:25
А Ил-28 мы себе забрали, в Самару, к 9 мая соберём.
Тихон
Старожил форума
11.03.2025 08:14
Насколько я помню, Як-26 в серию не пошел, а вот Як-27 летал. В Черняховске, по-моему стоял полк, Екабпилс? Точно не помню. А вообще-то прототипом всех Яков(26, 27, 28) был Як25. У 25РВ(высотный разведчик) прямое крыло, бомбардировщик со штурманом впереди, перехватчик вомпоновка как и на 28П, только нос тупой.
АнонимM
Старожил форума
11.03.2025 09:00
Тихон
Насколько я помню, Як-26 в серию не пошел, а вот Як-27 летал. В Черняховске, по-моему стоял полк, Екабпилс? Точно не помню. А вообще-то прототипом всех Яков(26, 27, 28) был Як25. У 25РВ(высотный разведчик) прямое крыло, бомбардировщик со штурманом впереди, перехватчик вомпоновка как и на 28П, только нос тупой.
Edgar
Старожил форума
11.03.2025 09:18
Вот с этой стоянки они ушли в последний полёт.
https://i.okcdn.ru/i?r=BUHoKFK ...
https://i.okcdn.ru/i?r=BUHoKFK ...
ДОСААФовец1956
Старожил форума
11.03.2025 12:48
aerik
Обрыв лопатки ротора компрессора привели к помпажу сразу двух двигателей, как здесь написано? Что-то не вяжется...
Может кто объяснит?
На старых ветках по этой теме есть воспоминания очевидцев, так у них версия такая: лётчик по крутой траектории набирал высоту, поэтому проскочил заданный эшелон, чтобы исправить эту ошибку резко отдал РУС от себя, возник помпаж, двигатели встали, запустить их они не смогли, так как плохо знали оборудование кабины этой модификации самолёта.
Aлександр18
Старожил форума
11.03.2025 16:41
сергей52
Уважаемые коллеги! Столкнулся с документацией, где указано тип Як-26. Внешне Як-28. В интернетах пишут, что носитель ЯО. 26 и 28 внешне отличаются или нет? В Новочеркасске стоял, уехал куда-то в Красноярск на памятник.
Як-26 уехал в Красноярск в институт военного обучения в придачу к МиГ-23 и Су -15.
aerik
Старожил форума
12.03.2025 06:06
ДОСААФовец1956
На старых ветках по этой теме есть воспоминания очевидцев, так у них версия такая: лётчик по крутой траектории набирал высоту, поэтому проскочил заданный эшелон, чтобы исправить эту ошибку резко отдал РУС от себя, возник помпаж, двигатели встали, запустить их они не смогли, так как плохо знали оборудование кабины этой модификации самолёта.
Возможно и так, но всё равно помпаж схватили на обоих двигателях. То ли в слишком крутом наборе, то ли при слишком крутом снижении, скорее всего при переходе (входной канал мотогондол очень узкий, не правда ли)? Налицо нарушение режимов полёта экипажем.
А потом - это уже сплошная политика пошла. Выпрыгнешь - в плен к врагу попадешь (предатель). Машину сохранишь - врагу подаришь сверх секретный самолёт (вдвойне предатель). Во общем, непростая задача перед экипажем.
Пришлось сделать их героями, ничего тут не поделаешь...
Моя версия, извините...
ВСК
Старожил форума
12.03.2025 07:22
Edgar
Вот с этой стоянки они ушли в последний полёт.
https://i.okcdn.ru/i?r=BUHoKFK ...
https://i.okcdn.ru/i?r=BUHoKFK ...
А где (в каком месте) этот камень поставили и когда? Судя по надписи, уже всё-таки после объединения.
Edgar
Старожил форума
12.03.2025 09:02
ВСК
А где (в каком месте) этот камень поставили и когда? Судя по надписи, уже всё-таки после объединения.
Мемориальный камень в память о 6 апреля 1966 года и всех жертвах Холодной войны перед военным самолетом в Музее авиации Финовфурта; Немецкая надпись гласит: «В память о всех жертвах холодной войны — Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей». Подполковник Янов и капитан Капустин из Советской Армии (Красной Армии) потерпели крушение над Западным Берлином 6 апреля 1966 года. Основанный в 1992 году, музей демонстрирует 25 самолетов, вертолетов, ракет, кабин, навигационных приборов и многое другое. Музей является частью аэропорта Эберсвальде-Финов, основанного в 1938 году. Он использовался советскими воинскими частями с 1945 по 1993 год. Скорее всего установили уже после вывода советских войск
ВСК
Старожил форума
12.03.2025 15:05
Edgar
Мемориальный камень в память о 6 апреля 1966 года и всех жертвах Холодной войны перед военным самолетом в Музее авиации Финовфурта; Немецкая надпись гласит: «В память о всех жертвах холодной войны — Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей». Подполковник Янов и капитан Капустин из Советской Армии (Красной Армии) потерпели крушение над Западным Берлином 6 апреля 1966 года. Основанный в 1992 году, музей демонстрирует 25 самолетов, вертолетов, ракет, кабин, навигационных приборов и многое другое. Музей является частью аэропорта Эберсвальде-Финов, основанного в 1938 году. Он использовался советскими воинскими частями с 1945 по 1993 год. Скорее всего установили уже после вывода советских войск
То-то я его не видел, когда в 1991-92 годах в Финове служил. Только Финовфурт - это не Финов. И Янов там не "оберСТлёйтнат", а "оберлёйтнант", т. е. старлей, а не подполковник.
tlacr99
Старожил форума
12.03.2025 15:33
Тихон
За достоверность на ручаюсь. Можете почитать его в Проза.ру
Тихон.а вы на чем летали?Вопрос возникает на счёт полётов на Берлином?Насколько я помню летали по трассам в зоне ГСВГ и трассы не проходили над этим городом непосредственно...а вы про какие то бочки над ним?
Navigator-30RUS
Старожил форума
12.03.2025 15:59
Тихон
Спасибо конечно, но все-таки меня терзают сомнения по поводу переучивания на заводе. Может в 1966 году такое и было..... Для того, чтобы перегнать самолет, его нужно принять, т.е. облетать и, если у летчика в кабине приблизительно так же, как и бомбере, за исключением тубуса посреди приборной доски, один АГД в другом месте, то у штурмана все по другому. И для того, чтобы облетать самолет, нужно проверить прицел, а на бомберах их нет, вернее есть И-2, но это совсем другое.
Архивные копии мне без надобности, и если то, что Вы написали (насчет переучивания на заводе)равда, а не домыслы, то приму и это. Просто в то время, когда я служил, экипаж без допуска не сядет на другой тип.
При заводах не переучиваются, для этого едут в ЦБП и ПЛС. И "принимают" самолет летчики-испытатели военного представительства в процессе приемо-сдаточных испытаний. Строевые максимум выполняют ознакомительный полет.
Тихон
Старожил форума
12.03.2025 20:50
Про бочки не я, а Василий Ерёмычев, почитайте его в Проза.ру. Я там привел его слова. Читайте внимательней.
Тихон
Старожил форума
12.03.2025 21:03
Гарнизоны (Василий Ерёмичев) / Проза.ру
proza.ru›2018/02/12/1600
Тихон
Старожил форума
12.03.2025 21:06
Вот и я о том же. Это некто Вежливый так думает. Почитайте его пост от 09.03.2025 23:21
Тихон
Старожил форума
12.03.2025 22:01
Navigator-30RUS
При заводах не переучиваются, для этого едут в ЦБП и ПЛС. И "принимают" самолет летчики-испытатели военного представительства в процессе приемо-сдаточных испытаний. Строевые максимум выполняют ознакомительный полет.
Да, Вы правы, ознакомительный полет. Давно было. Забыл...
Вежливый
Опытный боец
13.03.2025 00:16
Тихон
Вот и я о том же. Это некто Вежливый так думает. Почитайте его пост от 09.03.2025 23:21
Некто Тихон я так думаю , ибо во многих источниках написано , что ранее летавшие на Як-28Л Капустин и Янов ПРОХОДИЛИ ПЕРЕПОДГОТОВКУ в Новосибирске на Як-28П . Где их собственно и выпускал завод номер 153. Об этом факте пишет и вдова Капустина - https://www.nvgazeta.ru/news/1 ... Ей будем доверять-то ??... И почему Вы тут думаете , что переподготовка никак не могла проходить в Новосибирске ? .. В свое время много интересного происходило и в Толмачево . Ройте рогом информацию по ВВС СибВО и может удача Вам улыбнется..
Вежливый
Опытный боец
13.03.2025 11:50
2 Тихон.

По моему я нашел то что Вас интересовало. Далеко ходить оказывается не стоило. На этом форуме оказывается была уже тема про Як-28. Начните с 3 страницы... https://www.forumavia.ru/t/49702/3/
Тихон
Старожил форума
13.03.2025 14:31
Про Як-28 я знаю все, или почти все, т.к. 10 лет эксплуатации Як-28Р, ПП, У.
У меня изначально был вопрос о том, как получилось так, что экипаж из 668 БАП перегонял перехватчик, другой для них самолет и другое ведомство. Все.



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru