Мобильная версия
Войти

Вопрос по фото из кабины ВС

 ↓ ВНИЗ

gdv36
Новичок-курсант
22.11.2021 13:45
Наткнулся у Варламова в посте про дурдом с досмотром в Шарме на фото из кабины, вопрос к уважаемым профессионалам, у КВС по левую руку какой-то планшет - это штатное оборудование?

https://t.me/varlamov/6505
Надирыч
Опытный боец
22.11.2021 14:35
Нет, не штатное, но сертифицированное
Ослик
Старожил форума
22.11.2021 15:10
В этом планшете схемы аэропортов, документация по самолёту и другие документы, которые могут понадобиться в полёте. До появления сертифицированных систем на базе планшетов, лётчики (а ещё раньше - штурманы) для этого носили с собой портфель с бумагами.
techno_log
Опытный боец
22.11.2021 15:24
в своё время знакомые в асц эпл рассказывали, что приезжал в ремонт ипад с установлены софтом для пилотов со схемами аэропортов и почтовым клиентом для служебной почты одной авиакомпании рф. Заявленный дефект - неточность гпс
Сомневаюсь, что ипад - сертифицированное оборудование
Ищущий
Старожил форума
22.11.2021 17:03
techno_log
в своё время знакомые в асц эпл рассказывали, что приезжал в ремонт ипад с установлены софтом для пилотов со схемами аэропортов и почтовым клиентом для служебной почты одной авиакомпании рф. Заявленный дефект - неточность гпс
Сомневаюсь, что ипад - сертифицированное оборудование
Он не для СВЖ
oltuga91
Молодой боец
22.11.2021 17:56
у КВС по левую руку какой-то планшет - это штатное оборудование?

Портфели и сборники Jeppesen в "бумаге" уходят в прошлое.

paperless cockpit, save the nature, Гретта Турберг и все такое прочее))

А так по фото даже не не айпад совсем. На Сlass 3 EFB похоже
Petruha_89
Старожил форума
22.11.2021 18:24
techno_log
в своё время знакомые в асц эпл рассказывали, что приезжал в ремонт ипад с установлены софтом для пилотов со схемами аэропортов и почтовым клиентом для служебной почты одной авиакомпании рф. Заявленный дефект - неточность гпс
Сомневаюсь, что ипад - сертифицированное оборудование
Неправильно сомневаетесь.
Ипад - вместо чемоданов с картами, схемами аэродромов. Вся самолетная документация (AFM, FCOM, FCTM, MEL и т.д), все документы авиакомпании также в этом ипаде. Программы для расчета взлетно/посадочных характеристик. Авиакомпании получают официальное разрешение на использование этого всего в электоронном виде. Из бумажного - на самолете только бортжурнал и QRH остались.
techno_log
Опытный боец
22.11.2021 19:41
Petruha_89
Неправильно сомневаетесь.
Ипад - вместо чемоданов с картами, схемами аэродромов. Вся самолетная документация (AFM, FCOM, FCTM, MEL и т.д), все документы авиакомпании также в этом ипаде. Программы для расчета взлетно/посадочных характеристик. Авиакомпании получают официальное разрешение на использование этого всего в электоронном виде. Из бумажного - на самолете только бортжурнал и QRH остались.
Странно, поскольку ипад всё же бытовая техника и в профессиональном использовании не всегда подходит. Например, вендор не обязан гарантировать точность гпс как в проф.оборудовании и при использовании его таковым может и имеет право не обслуживать в рамках нарантии
Надирыч
Опытный боец
22.11.2021 19:46
techno_log
Странно, поскольку ипад всё же бытовая техника и в профессиональном использовании не всегда подходит. Например, вендор не обязан гарантировать точность гпс как в проф.оборудовании и при использовании его таковым может и имеет право не обслуживать в рамках нарантии
Причем здесь GPS вообще?
Надирыч
Опытный боец
22.11.2021 19:48
На А320, до недавнего времени, вообще обычные ноутбуки использовали, для планшетов. Там вообще ни GPS ни 3G не было
techno_log
Опытный боец
22.11.2021 21:12
Надирыч
Причем здесь GPS вообще?
Если в асц пилот сдаёт рабочее устройство с заявленным дефектом "неточность gps", то вероятнее всего, что это для него важно и он этим пользуется при выполнении своей работы
Надирыч
Опытный боец
22.11.2021 21:38
techno_log
Если в асц пилот сдаёт рабочее устройство с заявленным дефектом "неточность gps", то вероятнее всего, что это для него важно и он этим пользуется при выполнении своей работы
Действительно - логика железная. Ведь никого другого, кроме пилота, проблемы некорректной работы gps, в его личном устройстве волновать не должны. Любой другой пользователь девайса, за 1, 5-2 к гринов, готов был бы с этим мириться
makrЯк
Старожил форума
22.11.2021 22:46
techno_log
Если в асц пилот сдаёт рабочее устройство с заявленным дефектом "неточность gps", то вероятнее всего, что это для него важно и он этим пользуется при выполнении своей работы
Вы вообще сами понимаете абсурдность того что вы пишете? Нахрен бы мне это ЖПС на айпаде, когда у меня в самолёте две штатные жпЭски стоят. Вообще ЖПС сейчас даже на Ан-26 есть, в ГА точно
Petruha_89
Старожил форума
23.11.2021 00:58
makrЯк
Вы вообще сами понимаете абсурдность того что вы пишете? Нахрен бы мне это ЖПС на айпаде, когда у меня в самолёте две штатные жпЭски стоят. Вообще ЖПС сейчас даже на Ан-26 есть, в ГА точно
Ну совсем так категорически "нахрен" не пишите.
Как насчет "situation awareness"? Например, в аэропоту где букв алфавита не хватает для обозначения рулежек явно не лишним будет видеть отметку своего самолета на схеме руления.
Естественно лучше иметь отметку там где самолет на самом деле, а не в другом месте. Вот видать и сдали айпад в ремонт чтобы координаты правильно определял - как techno_log описал случай.
Но если нет сигнала ЖПС совсем - никаких проблем, в свое время без этого обходились.
Арабский Лётчик
Старожил форума
23.11.2021 02:39
techno_log
Странно, поскольку ипад всё же бытовая техника и в профессиональном использовании не всегда подходит. Например, вендор не обязан гарантировать точность гпс как в проф.оборудовании и при использовании его таковым может и имеет право не обслуживать в рамках нарантии
GPS в Ipad вообще нельзя в полете пользоваться. Он просто заменяет много книг с картами, руководствами и документами. И меньше, и легче, и безопаснее чем незакрепленный чемодан с томами макулатуры.
letun31569
Старожил форума
23.11.2021 03:43
Арабский Лётчик
GPS в Ipad вообще нельзя в полете пользоваться. Он просто заменяет много книг с картами, руководствами и документами. И меньше, и легче, и безопаснее чем незакрепленный чемодан с томами макулатуры.
Почему нельзя? Антенну GPS примкните, если программа Jepp Pro стоит карты, маршруты, SID, STAR и наслаждайтесь местоположением, другое дело что как для точности СВЖ не преминимо согласен.
letun31569
Старожил форума
23.11.2021 03:50
techno_log
Странно, поскольку ипад всё же бытовая техника и в профессиональном использовании не всегда подходит. Например, вендор не обязан гарантировать точность гпс как в проф.оборудовании и при использовании его таковым может и имеет право не обслуживать в рамках нарантии
IPad и только сертифицирован для использования на ВС. GPS там если используют то только как информационно не более. И то при определенных дополнительных девайсах.
kmg60
Старожил форума
23.11.2021 20:27
В Аэрофлоте свои планшеты, для информации и документов, - не для навигации, а лучше Вам сможет рассказать КВС на фото, мой однокашник и друг - ЮРИЙ!)) Привет ему!
Арабский Лётчик
Старожил форума
23.11.2021 21:53
letun31569
Почему нельзя? Антенну GPS примкните, если программа Jepp Pro стоит карты, маршруты, SID, STAR и наслаждайтесь местоположением, другое дело что как для точности СВЖ не преминимо согласен.
Нельзя именно в легальном смысле. Не сертифицировано. Физически конечно можно. И даже на внутренной антенне.
Тупой
Старожил форума
23.11.2021 22:03
Всем привет.
Конечно же, использовать планшет для навигации на современных самолётах нельзя, да и никакой необходимости в этом нет.
FMS/FMGS гораздо удобнее, надёжнее и точнее.
НО!
Современные электронные сборники АНИ - не просто аналог бумажных…
Это интерактивные приложения, позволяющие не только просматривать карты, но и видеть движущийся по ним символ нашего самолёта.
Если совсем недавно самолётик ползал только по маршрутным картам, то теперь его видно на картах вылета. прибытия, захода на посадку и руления. Мало того, для крупных аэропортов загружаются AMM - Airport Moving Map. Это очень подробная карта руления и стоянок, где видно где мы находимся во время руления (актуально для таких аэродромов как Домодедово ночью после дождя).
Так вот, если планшет будет определять местоположение с точностью меньше предельно допустимой, то мы не увидим себя на этих картах. Для примера в приложении FD Pro X установлены пределы точности GPS, необходимые для появления символа ВС на картах:
Маршрутная карта - 600 метров
SID/STAR/APPROACH - 200 метров
TAXI - 25 метров
AMM - 45 метров
Так что у товарища, возможно, глючил встроенный приёмник GPS, самолётик по картам не летал и по аэродрому не ездил.
Критичного ничего нет, но раз система позволяет - надо починить.
Плюс дополнительное средство ситуационной осведомленности опять же.
Примерно так.
AlexRS
Молодой боец
24.11.2021 00:44
Вообще-то "точность GPS" определяется стоимостью услуги. См "Система разработана, реализована и эксплуатируется Министерством обороны США", "Оператор AFSPC"
letun31569
Старожил форума
24.11.2021 06:56
Арабский Лётчик
Нельзя именно в легальном смысле. Не сертифицировано. Физически конечно можно. И даже на внутренной антенне.
Я извиняюсь, вот то в легальном смысле нельзя это ваши компанейские требования?
Cap from Western Canada
Опытный боец
25.11.2021 18:21
А мы то и не знали.. У нас в компании уже более 10 лет IPad используются для всех
навигационных нужд вполне себе офицально. Кстати летом очень удобно в качестве
метеорологического локатора для обхода гроз и ливневых осадков.
Одно маленькое условие: ПВП only!!
Pampero
Молодой боец
27.11.2021 08:34
Поэтому Apple и продолжает выпуск линейки классических iPad, в которой новая модель ни внешне, ни габаритами не отличается от предыдущей. Эти iPad прежде всего рассчитаны на корпоративный сегмент, ГА в том числе. При обновлении или закупке новых моделей должна соблюдаться обратная совместимость и по креплению, и по питанию. Сертификация креплений и питания, уже смонтированных на самолетах, обошлись авиакомпаниям в достаточно заметные деньги и временные затраты.

Ъ
Старожил форума
28.11.2021 01:02
https://www.faa.gov/documentLi ...
Если кому уж очень интересно.
Арабский Лётчик
Старожил форума
28.11.2021 01:32
letun31569
Я извиняюсь, вот то в легальном смысле нельзя это ваши компанейские требования?
По-моему, да, компанейские. Даже FCOM от производителя самолета оттюнингован под компанию. Поэтому, хрен его знает, что первично. Хотя, можно вполне обосновано предположить, что для определения места самолета нужна серьезная сертификация и наверняка внешняя антенна. Именно внешняя - снаружи фюзеляжа. Если смогут подать сигнал с самолетной антенны - тогда с сертификацией проще. Только я о таком не слышал еще.
Арабский Лётчик
Старожил форума
28.11.2021 01:38
letun31569
Я извиняюсь, вот то в легальном смысле нельзя это ваши компанейские требования?
Да и вообще, где iPad и где Боинг или Эйрбас. Не будут они ничего чужого сертифицировать. IPad - это просто удобный заменитель бумажных носителей. Навигация - это уже вообще из другой оперы. То, что он показывает место самолета, никак не делает его частью официальных процедур.
Pampero
Молодой боец
28.11.2021 07:36
Арабский Лётчик
Да и вообще, где iPad и где Боинг или Эйрбас. Не будут они ничего чужого сертифицировать. IPad - это просто удобный заменитель бумажных носителей. Навигация - это уже вообще из другой оперы. То, что он показывает место самолета, никак не делает его частью официальных процедур.
Капитализация Apple сейчас составляет 2, 57 трлн USD, капитализация Boeing 117, 08 млрд USD, капитализация Airbus - 78, 20 млрд EUR. Вывод очевиден.
Pampero
Молодой боец
28.11.2021 07:41
Кстати, еще встречаются самолеты без GPS-апдейта. И с помощью JeppFD вполне возможно оценить накопившийся шифт.
Арабский Лётчик
Старожил форума
28.11.2021 10:12
Pampero
Капитализация Apple сейчас составляет 2, 57 трлн USD, капитализация Boeing 117, 08 млрд USD, капитализация Airbus - 78, 20 млрд EUR. Вывод очевиден.
Причем здесь капитализация, интересно?)
letun31569
Старожил форума
29.11.2021 05:22
Арабский Лётчик
Да и вообще, где iPad и где Боинг или Эйрбас. Не будут они ничего чужого сертифицировать. IPad - это просто удобный заменитель бумажных носителей. Навигация - это уже вообще из другой оперы. То, что он показывает место самолета, никак не делает его частью официальных процедур.
То, что он показывает место самолета, никак не делает его частью официальных процедур.

Конечно не делает, я писал только о возможностях не как определение МС и навигации, а как информационая картинка не более.
Ослик
Старожил форума
29.11.2021 11:35
Арабский Лётчик
По-моему, да, компанейские. Даже FCOM от производителя самолета оттюнингован под компанию. Поэтому, хрен его знает, что первично. Хотя, можно вполне обосновано предположить, что для определения места самолета нужна серьезная сертификация и наверняка внешняя антенна. Именно внешняя - снаружи фюзеляжа. Если смогут подать сигнал с самолетной антенны - тогда с сертификацией проще. Только я о таком не слышал еще.
Главным препятствием для сертификации будет операционная система. По правилам, в любом изделии, выполняющем на самолёте какие-либо ответственные функции, ВЕСЬ софт должен быть сертифицирован по стандарту DO-178 (его российский аналог называется КТ-178). Это очень трудоёмкое и затратное мероприятие даже для специализированных систем с ограниченным набором функций, а сертифицировать iOS в полном объёме - вообще полное безумие.
Теоретически, Apple мог бы сделать специальную урезанную версию и сертифицировать её в FAA, но на практике это им не интересно. Гимора много, а целевой рынок крошечный по их меркам.
sbb
Старожил форума
29.11.2021 19:48
+ TSO-C146 или TSO-С129 на худой конец.
Ослик
Старожил форума
29.11.2021 22:17
Угу, + весь DO-160 впридачу. Общий вывод: использовать планшет с GPSом в качестве дополнительного средства ситуационной осведомленности можно и нужно. Но полагаться на него как на средство навигации нельзя, поскольку в случае каких-то проблем с радиосигналами GPS или с самим самолётом он может подвести в первую очередь, в то время как "настоящее" авиационное оборудование будет продолжать работать.
fedas
Старожил форума
29.11.2021 22:55
Ослик
Угу, + весь DO-160 впридачу. Общий вывод: использовать планшет с GPSом в качестве дополнительного средства ситуационной осведомленности можно и нужно. Но полагаться на него как на средство навигации нельзя, поскольку в случае каких-то проблем с радиосигналами GPS или с самим самолётом он может подвести в первую очередь, в то время как "настоящее" авиационное оборудование будет продолжать работать.
Полностью согласен. Но… На траверзе Донецка- Луганска при обеих безнадежно «висящих» GPS (A-320) позиционирование на IPad (допотопных пятерках) - без перебоев. Шайтан-машина.





 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru