В феврале 2019 года россиянин (выпускник МГТУ им. Баумана) Дмитрий Балашов стал одним из шести финалистов конкурса Lexus Design Award Russia Top Choice 2019, он предложил проект «Эковихрь для генерации энергии»; это устройство должно накапливать реактивную энергию, выбрасываемую во время взлета самолета, и перенаправлять ее различным службам аэропорта. (Правда, позже победителем конкурса стала Лиза Маркс из США, она придумала алгоритмическое 3D кружево, с помощью которого создала бюстгальтер для женщин, переживших операцию по удалению молочной железы).
Дмитрий Балашов специализируется на промышленном дизайне. Его вдохновляют уникальные и новаторские идеи, способные обеспечить комфорт и рациональность (цитата из статьи).
«Я часто думаю, насколько человечество правильно и разумно расходует энергию. Взлетающий самолет вырабатывает мегаватты энергии, которые тратятся впустую. И почему бы в этот момент нам не попытаться сохранить часть этой энергии и не использовать ее даже для внутренних нужд аэродрома небольшого города?»
Гигантский вентилятор-генератор предполагалось ставить в начале взлетной полосы. Тогда газы, вылетающие из сопел двигателей, будут крутить генератор, а он станет производить электричество для нужд аэропорта.
https://lenta.ru/pressrelease/ ...
https://www.forbes.ru/forbesli ...
https://www.popmech.ru/design/ ...
Судя по рисунку, устройство представляет собой автоприцеп с большим вентилятором (диаметром метра 3-4, если не больше).
На мой взгляд, этот проект является совершенно абстрактным и даже утопичным, а на практике не может быть реализован, поскольку:
1. Будучи установлен в начале ВПП, а точнее в начале концевой полосы торможения (которая до недавнего времени называлась концевой полосой безопасноти) он никак не впишется по своей высоте в требования Норм годности аэродромов.
2. Самолёт на исполнительном старте стоит (разумеется) не строго на торце ВПП. То есть от двигателя самолёта до гипотетического ветряка будет даже не расстояние, равное длине КПТ, а значительно больше. И это при том, что длина струи газов от самолёта имеет сравнительно небольшую длину, порядка 40-50 м (если не брать самые большие самолёты типа Ан-124, Б747 и т.п.).
3. Даже в таких активных аэропортах, как Шереметьево и Домодедово, этот ветряк будет работать в режиме "10 секунд работаем - 50 секунд стоим".