Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Опубликован Окончательный отчет МАК по катастрофе Ми-8Т RA-22330 в Томской области

 ↓ ВНИЗ

booster
Старожил форума
29.10.2018 21:10
МАК опубликовал Окончательный отчёт https://mak-iac.org/upload/ibl ...
Не припомню такого, чтобы болт и его пакет крепежа КАУ-30 поперечного управления не был найден на месте происшествия, куда же он подевался? -сгореть в пожаре он не мог.
booster
Старожил форума
31.10.2018 11:15
Эта катастрофа ужасна тем, что причины исчезновения стального болта из комплекта КАУ-30Б поперечного управления неизвестны.
Этот КАУ был заменён за несколько дней до катастрофы, не хочу верить в то, что была допущена ошибка при замене агрегата, но не исключен и такой вариант.
Были ранее случаи рассоединения проводки управления на Ми-2, Ми-4 (то, что помню я), но соединительные детали находили, а тут ничего из пакета крепежного не нашли.
Я искренне соболезную родственникам погибших членов экипажа. Надеюсь, что правда всё же восторжествует, иначе: "безнаказанность порождает вседозволенность" со всеми вытекающими последствиями - повторением подобного.
504
Старожил форума
31.10.2018 12:44
Мистика какая-то. Судя по описанию, там не один болт исчез, а весь комплект, включая шайбы, пружины и прочее. К тому же никаких следов в месте крепления. Аккуратно так достали прямо в полете и выбросили за борт... Ну или нашли, все что надо, но потом "забыли"...
booster
Старожил форума
31.10.2018 13:37
504
Мистика какая-то. Судя по описанию, там не один болт исчез, а весь комплект, включая шайбы, пружины и прочее. К тому же никаких следов в месте крепления. Аккуратно так достали прямо в полете и выбросили за борт... Ну или нашли, все что надо, но потом "забыли"...
До момента возникновения крена проводка была соединена, кроме как в отсек редуктора крепёж выпасть не мог, даже при крене 70 градусов - надо перевернуть вверх ногами вертолёт, чтобы вытряхнуть что-либо из редукторного отсека - такое моё мнение.
Цитата из Отчёта: "Организованными поисками болт, элементы его пакета и крепежа (корончатая гайка, шайба под гайку, две подпруженные шайбы, шплинт и контровка с заводской пломбой) обнаружены не были (Рис.16)" - я насчитал на этом фото пятнадцать деталей.
Ситуация выглядит: "не пойман не вор" - нет болта, гайки, шайб, пружин, шплинта, контровки с пломбой ремзавода - нет доказательств.
Стальные детали не горят в пожаре, т.е. болт и гайка, как минимум, не могли сгореть - либо их так искали, либо их с места происшествия убрали неизвестные лица.
Криминалом попахивает, есть лица заинтересованные в такой картине происходящего.
xPyCt
Старожил форума
31.10.2018 13:54
Что-то похожее с болтами и гайками было при катастрофе вертолета на Казанском Вертолетном Заводе несколько лет назад.
Задумчивый
Старожил форума
31.10.2018 14:04
504
Мистика какая-то. Судя по описанию, там не один болт исчез, а весь комплект, включая шайбы, пружины и прочее. К тому же никаких следов в месте крепления. Аккуратно так достали прямо в полете и выбросили за борт... Ну или нашли, все что надо, но потом "забыли"...
Какая такая мистика? Ну, открутилась гайка в полете (или разрушился болт). Весь пакет выпал задолго до места падения вертолёта.. Поди найди эту мелочёвку в болоте...
booster
Старожил форума
31.10.2018 14:11
Задумчивый
Какая такая мистика? Ну, открутилась гайка в полете (или разрушился болт). Весь пакет выпал задолго до места падения вертолёта.. Поди найди эту мелочёвку в болоте...
Тогда бы и вертолёт там же лежал, неподалёку - посмотрите Отчет: с момента первого самопроизвольного возникновения крена 07.39.39 до момента удара о землю 07.40.00 прошло 21 секунда.
booster
Старожил форума
31.10.2018 14:12
xPyCt
Что-то похожее с болтами и гайками было при катастрофе вертолета на Казанском Вертолетном Заводе несколько лет назад.
С разницей в том, что весь крепеж нашли там же, где он выпал - под полом кабины экипажа.
Viktor49A
Старожил форума
31.10.2018 14:28
Бортмеханикам наверняка придет в голову, что если с ними в полете подобное повторится (тьфу-тьфу),
то они попытаются быстро пересаживать пассажиров или манипулировать с грузом меняя центровку.
У нас, на Ми-2 в Шевченковском районе, в полете, произошел гидрозамок в г\с, как выяснила комиссия.
Так пикирование вертолета пилот и техник какое то время пытались уменьшить перемещением по фюзеляжу
назад. К сожалению, они оба погибли. Нашли возле радиоотсека.
Задумчивый
Старожил форума
31.10.2018 21:05
booster
Тогда бы и вертолёт там же лежал, неподалёку - посмотрите Отчет: с момента первого самопроизвольного возникновения крена 07.39.39 до момента удара о землю 07.40.00 прошло 21 секунда.
Всё равно какая-то фигня получается. То, что именно это расстыкованное соединение явилось причиной катастрофы - вроде сомнений не вызывает. А если рассыпавшийся пакет остался под капотом, то скрытно найти и спрятать все 15 деталек болтового соединения в оставшемся месиве - не реально.
booster
Старожил форума
31.10.2018 21:54
Задумчивый
Всё равно какая-то фигня получается. То, что именно это расстыкованное соединение явилось причиной катастрофы - вроде сомнений не вызывает. А если рассыпавшийся пакет остался под капотом, то скрытно найти и спрятать все 15 деталек болтового соединения в оставшемся месиве - не реально.
Ну и куда же они, по Вашему мнению, подевались бесследно эти 15 деталек за 21 секунду полета с закрытыми капотами отсека ВР-8А?
Задумчивый
Старожил форума
31.10.2018 21:59
booster
Ну и куда же они, по Вашему мнению, подевались бесследно эти 15 деталек за 21 секунду полета с закрытыми капотами отсека ВР-8А?
Так же, как и Вы, не знаю.
AF1461
Старожил форума
01.11.2018 04:34
А после первого касания не могло что-нибудь разрушиться так, что эти детали высыпались наружу?
booster
Старожил форума
01.11.2018 08:45
AF1461
А после первого касания не могло что-нибудь разрушиться так, что эти детали высыпались наружу?
Кроки на стр.22. На то она и Комиссия, чтобы искать вещдоки - они пишут: "не найдены", значит искали везде, где считали необходимым.
В кроках нет нигде фрагментов капотов ВР-8А.
Я не ставлю под сомнение работу комиссии, но для меня странно, почему в Отчёте нет ни слова о версиях, куда же подевались все эти не найденные комиссией детали? - два слова: "на месте не найдены" и всё.
В тексте на стр.34 сказано: "Следует отметить, что движение болта КАУ30Б-022 при сходе со штатного места первоначально привело к возникновению небольших самопроизвольных кренов (которые отмечены на расшифровке параметров полета (см.Рис.9) 13.3° и 28.5°), оторые были компенсированы экипажем, так как произошло рассогласование системы поперечного управления, а рассоединения еще не произошло. После рассоединения поперечного управления осталось постоянное управляющее воздействие, кренящее вертолет вправо".
Т.е. выпадал этот болт не моментально, комиссия считает, что болт изначально был, но потом испарился вместе со всеми деталями, которые показаны на фото и перечисленны в Отчёте.
зараз
Старожил форума
01.11.2018 13:35
booster:
Я не ставлю под сомнение работу комиссии, но для меня странно, почему в Отчёте нет ни слова о версиях, куда же подевались все эти не найденные комиссией детали?
---
Как я понимаю, это не их функция. МАК расследует причины приведшие к лётному происшествию.
Блин...
Старожил форума
01.11.2018 13:47
что тут обсуждать - прислали агрегат, в сборе, который техниками не обслуживается, его поставили. Он развалился. Косяк завода. По уму - конечно, надо смотреть, что ставишь и как это выглядит. Так и живем.
booster
Старожил форума
01.11.2018 16:35
Блин...
что тут обсуждать - прислали агрегат, в сборе, который техниками не обслуживается, его поставили. Он развалился. Косяк завода. По уму - конечно, надо смотреть, что ставишь и как это выглядит. Так и живем.
Этот КАУ стоял на другом борту, за несколько дней до катастрофы его переставили на этот борт.
До прибытия комиссии на месте АП побывало некоторое количество людей, в том числе и тех, возможно, которым было, что скрывать.
Я в своей жизни сталкивался с историями, когда "пропавшие неизвестно куда агрегаты с места АП" спустя некоторое время "случайно" обнаруживались в гаражах у рядовых из лётного состава, из "благих" мотивов прятали, естественно - сказал начальник, подчиненный спрятал - в результате агрегат на месте АП не нашли - нет доказательств, концы в воду.

booster
Старожил форума
01.11.2018 17:19
Если эта катастрофа "сойдет с рук" виновникам, а они есть, безусловно, то это будет вопиющей несправедливостью перед памятью безвинно погибших авиаторов - наказание должно быть справедливым и неотвратимым, иначе беспредел и разруха - нельзя летать в такой авиации, где такое творится, она опасна для жизни всех без исключения, её надо закрывать, такую авиацию.
Блин...
Старожил форума
01.11.2018 17:48
значит - вопросы к тем, кто снимал и кто ставил.
booster
Старожил форума
01.11.2018 18:09
Блин...
значит - вопросы к тем, кто снимал и кто ставил.
Естественно, к ним - МАК предлагает фотодокументирование при установке КАУ как меру контроля правильности установки, но я, например, видел фото от завода №421ГА (Винница), где они подсунули фото другого вертолёта - ленты металлизации были установлены реально не так, как на фото - будут фальсифицировать фото, если хотят скрыть реальную картину.
Парней то уже не вернуть, но того, кто признается в ошибке непреднамеренной, я бы не стал сурово наказывать - уголовной статьей, простил бы, но только честное и искреннее раскаяние с извинениями перед родственниками погибших.
Borodach
Старожил форума
01.11.2018 21:28
В данной ситуации (недавняя замена агрегата, характерные признаки отказа в полете) основные усилия в работе членов комиссии на месте происшествия должны были быть направленными именно на поиск неизвестно куда пропавшего комплекта всего болтового соединения, да и в целом на внимательнейшую работу по всем элементам кинематической цепи поперечного управления.
Думаю, что искали их должным образом, но почему не нашли ни одной детальки из комплекта – вопрос. Но ставить его должен не МАК, а другие органы, с другими полномочиями и компетенцией.

Задумчивый
Старожил форума
02.11.2018 01:27
booster
Если эта катастрофа "сойдет с рук" виновникам, а они есть, безусловно, то это будет вопиющей несправедливостью перед памятью безвинно погибших авиаторов - наказание должно быть справедливым и неотвратимым, иначе беспредел и разруха - нельзя летать в такой авиации, где такое творится, она опасна для жизни всех без исключения, её надо закрывать, такую авиацию.
Какую авиацию собираетесь закрывать-то? Мировую? Российскую? Данную авиакомпанию?
sektor
Старожил форума
02.11.2018 17:34
booster
Эта катастрофа ужасна тем, что причины исчезновения стального болта из комплекта КАУ-30Б поперечного управления неизвестны.
Этот КАУ был заменён за несколько дней до катастрофы, не хочу верить в то, что была допущена ошибка при замене агрегата, но не исключен и такой вариант.
Были ранее случаи рассоединения проводки управления на Ми-2, Ми-4 (то, что помню я), но соединительные детали находили, а тут ничего из пакета крепежного не нашли.
Я искренне соболезную родственникам погибших членов экипажа. Надеюсь, что правда всё же восторжествует, иначе: "безнаказанность порождает вседозволенность" со всеми вытекающими последствиями - повторением подобного.
Каюсь, что не читал всю ссылку на эту катастрофу. Выражаю искренние соболезнования родным и близких погибших.
Не читал потому, что обленился, но суть понял.
Я не знаю как меняют КАУ-30- у граждан. Тут прочитал много постов об пружинках, шайбах и т.п. при замене КАУ-30Б.
Пружинки и т.п. возможны лишь при неправильной замене КАУ-30Б.
У нас в части был случай, что КАУ потёк по штоку. Вертолёт МИ-8 МТ. Я вызвал представителя завода-изготовителя это этого КАУ. Если память мне не изменяет, то это в Горьковской области (тогда) был Павлово-на-Оке. Могу ошибаться за давностью лет.
Я только-только переучился с самолётов на вертушки и знания были не самыми лучшими, но позволяли контролировать работу бортача. Так вот бортач мой стал демонтировать КАУ с того, что в нижней части, вместо того, чтобы выкрутить хвостовик, он начал действовать по простейшей схеме, т.е. выбивать болт хвостовика не со стороны тяги, а со стороны КАУ, там где как раз находятся все эти пружинки. Вы бы слышали как визжал этот представитель завода-изготовителя. Что мы чудаки, на букву М и вообще ничего не понимаем в вертолётах. Я потом, чтобы замять этот конфликт выкатил ему 3-х литровую банку спирта. Помогло.
Но тут читаю посты про эти же же шайбочки и пружинки. Значит и у граждан такие же чудаки на букву М работают?
А куда делся болт? А был ли мальчик? Уровень современной молодёжи вполне мог вместо болта использовать карандаш или другой предмет подходящий по диаметру. Главное, чтобы на земле работало. Не удивлюсь, если так и было на самом деле.
Энтузиасты из авиации давно ушли, или же же являются ветеранами, которые ничего не решают.
booster
Старожил форума
02.11.2018 22:13
Я уверен в том, что болт был, почему он выпал и куда он подевался - кто-то знает ответ на этот вопрос, надеюсь, и мы узнаем, если этим вопросом всерьёз займутся следователи.
sektor
Старожил форума
02.11.2018 22:36
Задумчивый
Всё равно какая-то фигня получается. То, что именно это расстыкованное соединение явилось причиной катастрофы - вроде сомнений не вызывает. А если рассыпавшийся пакет остался под капотом, то скрытно найти и спрятать все 15 деталек болтового соединения в оставшемся месиве - не реально.
Да нет там никаких 15 деталек. Есть болт, шайба, гайка и шплинт. ВСЁ. Где вы насчитали ещё 11 деталек, я не знаю.
booster
Старожил форума
02.11.2018 22:40
sektor
Да нет там никаких 15 деталек. Есть болт, шайба, гайка и шплинт. ВСЁ. Где вы насчитали ещё 11 деталек, я не знаю.
Цитата из Отчёта: "Организованными поисками болт, элементы его пакета и крепежа (корончатая гайка, шайба под гайку, две подпруженные шайбы, шплинт и контровка с заводской пломбой) обнаружены не были (Рис.16)".
Посчитайте сами, на фото очень хорошо видно чего там и сколько.
sektor
Старожил форума
02.11.2018 22:55
booster
Цитата из Отчёта: "Организованными поисками болт, элементы его пакета и крепежа (корончатая гайка, шайба под гайку, две подпруженные шайбы, шплинт и контровка с заводской пломбой) обнаружены не были (Рис.16)".
Посчитайте сами, на фото очень хорошо видно чего там и сколько.
Вот хоть убейте меня, но не помню там двух подпружиненных шайб. Это как я понимаю разрезные шайбы Гровера?
А зачем тогда шплинт? Чтобы було? Я понимаю, что всё дублируется в авиации, но чтобы шплинты дублировали Гровер слышу впервые.
Возможно я за старостью лет отстал от жизни. Бывает.
booster
Старожил форума
02.11.2018 23:00
sektor
Вот хоть убейте меня, но не помню там двух подпружиненных шайб. Это как я понимаю разрезные шайбы Гровера?
А зачем тогда шплинт? Чтобы було? Я понимаю, что всё дублируется в авиации, но чтобы шплинты дублировали Гровер слышу впервые.
Возможно я за старостью лет отстал от жизни. Бывает.
Фото смотрите №16 в Отчёте. Шайбы по две с каждой стороны болта, между шайбами пружины. Никаких гроверов там нет. Корончатая гайка контрится шплинтом и пломбируется контровкой из нержавейки и пломбой - этот узел не подлежит вмешательству постороннему.
sektor
Старожил форума
02.11.2018 23:21
booster
Фото смотрите №16 в Отчёте. Шайбы по две с каждой стороны болта, между шайбами пружины. Никаких гроверов там нет. Корончатая гайка контрится шплинтом и пломбируется контровкой из нержавейки и пломбой - этот узел не подлежит вмешательству постороннему.
Да верю я вам. Сам однажды менял КАУ на Новой Земле, но вот пружинок не помню. Они есть в месте крепления хвостовика к КАУ, это точно помню. Но это неправильный путь замены КАУ, хотя он убыстряет замену и именно так я действовал в суровых условиях. Но повторяю ещё раз, это НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант.
По поводу контровки. Все СДшники контрят проволокой КО-0, 8, она не из нержавейки. Скорее из стали СТ-3. Но точно утверждать не буду, просто не помню, да не давали нам этого в училище. Во всяком случае у меня в памяти это не отложилось. Пломба точно дюралевая и сгорит в первую очередь. Я до училища один год работал слесарем -сборщиком на Воронежском авиационном заводе (тогда он так назывался) в цехе окончательной сборки (спасибо родственникам). У меня был свой "пломбир" Р-88. Участвовал в сборке топливной системы Ту-144.
booster
Старожил форума
02.11.2018 23:41
sektor
Да верю я вам. Сам однажды менял КАУ на Новой Земле, но вот пружинок не помню. Они есть в месте крепления хвостовика к КАУ, это точно помню. Но это неправильный путь замены КАУ, хотя он убыстряет замену и именно так я действовал в суровых условиях. Но повторяю ещё раз, это НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант.
По поводу контровки. Все СДшники контрят проволокой КО-0, 8, она не из нержавейки. Скорее из стали СТ-3. Но точно утверждать не буду, просто не помню, да не давали нам этого в училище. Во всяком случае у меня в памяти это не отложилось. Пломба точно дюралевая и сгорит в первую очередь. Я до училища один год работал слесарем -сборщиком на Воронежском авиационном заводе (тогда он так назывался) в цехе окончательной сборки (спасибо родственникам). У меня был свой "пломбир" Р-88. Участвовал в сборке топливной системы Ту-144.
В Отчёте сказано, что это болт точной регулировки и по технологии замены КАУ его нельзя трогать - не надо трогать пломбы завода, она для того и поставлена, чтобы туда не лазили.
На заводах агрегаты, двигатели контрят проволокой из нержавейки, она чуть тоньше - 0, 6 или 0, 7 мм. Делается это по нескольким причинам: 1) контровка выдерживает межремонтные сроки, иначе её приходилось бы менять, т.к. обычная эксплуатационная контровка успешно ржавеет, 2) нержавейка более пластична и не обрывается при протаскивании через отверстия в гайках или перегибах, как это происходит с обычной слонячей 0, 8.
sektor
Старожил форума
03.11.2018 00:02
Видимо поэтому так сильно "верещал" представитель завода-изготовителя.
По поводу контровки. В ВВС применялась контровка диаметром 0, 5 мм для спецов и КО-08 для слонов (по гражданскому термину). Она точно была не из нержавейки, т.к. однажды у меня несколько мотков (в советское время) в каптёрке заржавели от избытка влаги, хотя вроде как в Казахстане служили. Но правда северный Казахстан, почти Алтай.
sektor
Старожил форума
03.11.2018 00:18
booster
В Отчёте сказано, что это болт точной регулировки и по технологии замены КАУ его нельзя трогать - не надо трогать пломбы завода, она для того и поставлена, чтобы туда не лазили.
На заводах агрегаты, двигатели контрят проволокой из нержавейки, она чуть тоньше - 0, 6 или 0, 7 мм. Делается это по нескольким причинам: 1) контровка выдерживает межремонтные сроки, иначе её приходилось бы менять, т.к. обычная эксплуатационная контровка успешно ржавеет, 2) нержавейка более пластична и не обрывается при протаскивании через отверстия в гайках или перегибах, как это происходит с обычной слонячей 0, 8.
Заводские пломбы НЕЛЬЗЯ нарушать ни в коем случае. Печальный опыт имеется, когда ни за что я схлопотал строгий выговор. Хотя пломбу сорвал представитель Запорожского завода на двигателе ТВ3-!!? МТ, но я упустил тот момент, что он он это в формуляре не записал. Наука пошла на пользу. В следующие 20 лет я проверял каждую запятую в записях представителей завода.
Контровка спокойно выдерживает несколько лет эксплуатации. Не знаю как сейчас, но при мне, Ми-8МТ уходили в ремонт через 7 лет. Да и редко какая-либо контровка проживала такой срок.
Повторю ещё раз. Контровка РЖАВЕЛА. И это ФАКТ. Спросите любого технаря, он Вам это подтвердит под присягой.
Ariec 71
Старожил форума
03.11.2018 02:47
sektor
Заводские пломбы НЕЛЬЗЯ нарушать ни в коем случае. Печальный опыт имеется, когда ни за что я схлопотал строгий выговор. Хотя пломбу сорвал представитель Запорожского завода на двигателе ТВ3-!!? МТ, но я упустил тот момент, что он он это в формуляре не записал. Наука пошла на пользу. В следующие 20 лет я проверял каждую запятую в записях представителей завода.
Контровка спокойно выдерживает несколько лет эксплуатации. Не знаю как сейчас, но при мне, Ми-8МТ уходили в ремонт через 7 лет. Да и редко какая-либо контровка проживала такой срок.
Повторю ещё раз. Контровка РЖАВЕЛА. И это ФАКТ. Спросите любого технаря, он Вам это подтвердит под присягой.
Повторю ещё раз. Контровка РЖАВЕЛА. И это ФАКТ. Спросите любого технаря, он Вам это подтвердит под присягой.

Так он пишет про заводскую из нержавейки.
А обычная, да, ржавела.
Осталось немножко в гараже контровки 0, 8. Использую по надобности, там сям. Имея возможность наблюдать за процессом ее ржавления.
sektor
Старожил форума
03.11.2018 08:03
Ariec 71
Повторю ещё раз. Контровка РЖАВЕЛА. И это ФАКТ. Спросите любого технаря, он Вам это подтвердит под присягой.

Так он пишет про заводскую из нержавейки.
А обычная, да, ржавела.
Осталось немножко в гараже контровки 0, 8. Использую по надобности, там сям. Имея возможность наблюдать за процессом ее ржавления.
Тут я виноват. Вспомнил, что на ДВИГАТЕЛЯХ, а не на вертолёте, была заводская контровка из нержавейки. Но проволока была точно меньше чем 0, 8 мм. Хотя я её не измерял, так, чисто на взгляд. На самом вертолёте, что-то не припомню заводской контровки из нержавейки. Возможно и на агрегатах "спецов" она тоже была, даже помню, что на блоках была контровка из нержавейки, но я слоник по специальности. Может агрегаты, поставляемые в войска, не контрили нержавейкой на заводе? Типа, всё равно расходный материал, зачем добро тратить?
Возраст, увы, даёт о себе знать порой в таких мелочах.
AVAKR
Старожил форума
03.11.2018 10:42
sektor
на земле контрили нержавейкой 0.8.Тянули плоскогубцами через свинцовую пломбу.Агрегат "лежал в луже" годами. Требования чертежа бывают разные.
Pilot62
Старожил форума
03.11.2018 15:11
booster
Я уверен в том, что болт был, почему он выпал и куда он подевался - кто-то знает ответ на этот вопрос, надеюсь, и мы узнаем, если этим вопросом всерьёз займутся следователи.
А что там со следствием по уголовному делу? Не закрыто ли...



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru