Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Введение в авиационное двигателестроение

14 пользователей сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

12..109110

Немецкий Русский
Старожил форума
19.06.2025 00:07
astoronny
Уважаемые философы!

Замечание к предыдущей дискуссии:
-- Давление на выходе из камеры сгорания ниже давления на входе в камеру сгорания процентов на 6...9 -- на величину гидравлических потерь камеры сгорания. 🤣
Уважаемый astoronny, очень радостно, что Вы появились на ветке. Я уже подумал, что намекнув на возможную годичную паузу, вы так и сделали. Печалился.
Спасибо за пояснение с давлением в камере сгорания. Прочитав его, я проконсультировался у ИИ, (чат GPT) и он всё точно так и выложил, как вы сказали, даже проценты почти совпали. Мне стало понятно, что хорошо бы было это давление вообще не терять, получая лишь прибавку объёма и температуры, но технически это не получается.
Он пояснил про стабильность горения, про завихрители и много ещё чего.
К вопросу Саныча 62, о том, куда прилагаются реактивные силы в ТРД, прежде чем они попадут на пилоны крепления.
К сожалению ваши вспомогательные наводящие вопросы мне пока не помогли. Про третий закон Ньютоны мы тоже упомянали, и как вы могли видеть в предыдущих постах, упоминали мы и другие проявления реактивных сил, это была вода из шланга или из трубы, или выстрел и отдача. А в 2008-м году была даже ветка о четырёх страницах, где много разных вариантов высказывалось, ветка искала ответ на вопрос, куда прилагается реактивная сила в ТРД.
Мне кажется, что мы в итоге пришли к правильному мнению, что возникает и прилагается она ко всем поверхностям внутри двигателя в зоне, где существует падение давления, вероятно кроме камеры сгорания, где давление падает не в связи с испусканием газов, а в связи с гидравлическими потерями. При этом на симметричных поверхностях она взаимокомпенсируется, а на прочих действует, толкая двигатель в сторону, противоположную истечению газов. Ну а если отклоняется сопло, то возникает несимметричная поверхность, на которой появляется дополнительный разворачивающий момент.
Мы были бы вам весьма признательны за любые подсказки или разъяснения.
Кстати от ИИ я правды на эту тему добиться не могу. Не хватает ума правильно его спросить. Разговоры затягиваются, и ходят по кругу.
AAlfim
Старожил форума
21.06.2025 19:55
Damalei
Что это было???)))

Тоже, штоль, накинуть...?
Это потери статического давления от входа в камеру сгорания до входа в направляющий аппарат турбины. Тот самый перепад, который заставляет воздух, а потом газ двигаться в сторону турбины.

И, для философов, подумайте: если дрыгатель не работает, то и тяги нетути. Логично предположить, что и усилия от тяги замыкаются на чём-то вращающемся, ибо, повторюсь, нет вращения - нет тяги. А что у нас самое вращающееся, да к тому же и противоестественное по сути? Правильно, компрессор. Вот на него, бедолагу, тяга и давит. Это если рассматривать внутри. А снаружи ваще просто - тяга создаётся избыточным давлением на срезе сопла, будь оно сужающееся, расширяющееся или ваще кривое. А уж как это давление распределяется внутри железной трубы - это её, трубы, сугубо внутреннее железное дело.
Damalei
Старожил форума
21.06.2025 21:04
"...Это потери статического давления от входа в камеру сгорания до входа в направляющий аппарат турбины. Тот самый перепад, который заставляет воздух, а потом газ двигаться в сторону турбины..."
---------
Да знаю я законы аэродинамики. И с уравнением Бернулли больше 40 лет знаком.)))
Меня улыбнуло, что потери давления в камере сгорания ГТД названы гидравлическими. Так бывает, когда ответ готовила нейросеть, но Потусторонний точно ведь в ИИ не нуждается, когда речь идёт о ГТД)))
Саныч 62
Старожил форума
22.06.2025 07:24
AAlfim
И, для философов, подумайте: если дрыгатель не работает, то и тяги нетути. Логично предположить, что и усилия от тяги замыкаются на чём-то вращающемся, ибо, повторюсь, нет вращения - нет тяги.

В прямоточном двигателе нет вращающихся деталей, но тяга при его работе имеется. И он, как и ТРД, относится к воздушно-реактивным. А работать он начинает только когда перед камерой сгорания создаётся необходимое давление. Не в этом ли задача компрессора (высокого давления) в ТРД?
Повторюсь. Если сопло отклонить но 90 град. - направление тяги будет перпендикулярно оси компрессора. Тяга на него перестаёт давить, но не пропадает. Выходит, дело не в нём...
613445
Старожил форума
22.06.2025 10:09
Направление тяги создает сопло. Обычные сопла имеют постоянный вектор тяги. Есть сопла изменяемого вектора тяги. Тяга создается за счет истечения выхлопных газов.Истечение происходит из-за разности давления в камере сгорания и атмосферы. Чтобы воздух и горючее поступали в камеру, их давление превышает давление в камере.
Немецкий Русский
Старожил форума
22.06.2025 15:50
Damalei
"...Это потери статического давления от входа в камеру сгорания до входа в направляющий аппарат турбины. Тот самый перепад, который заставляет воздух, а потом газ двигаться в сторону турбины..."
---------
Да знаю я законы аэродинамики. И с уравнением Бернулли больше 40 лет знаком.)))
Меня улыбнуло, что потери давления в камере сгорания ГТД названы гидравлическими. Так бывает, когда ответ готовила нейросеть, но Потусторонний точно ведь в ИИ не нуждается, когда речь идёт о ГТД)))
Я вижу, что вы слегка высокомерно относитесь к уважаемому мною ИИ. Попробую слегка изменить ваше отношение.

Я тоже, как и вы слегка, но лишь слегка удивился "гидравлическим потерям", но моего отношения к автору ветки хватило, чтобы легко эти сомнения подавить.

Для вас же я спросил у чата GPT:
Почему потери называются гидравлическими, когда в камере сгорания протекает газ?

Термин «гидравлические потери» может показаться странным, ведь «гидра» (от греческого hydor — вода) указывает на жидкость. Но в инженерной практике, особенно в механике жидкости и газа, это выражение используется традиционно и обобщённо для обозначения потерь давления из-за сопротивления потоку, независимо от того, жидкость это или газ.

Формально правильнее говорить аэродинамические потери (если речь о газе) или потери давления в потоке. Но в русской (и немецкой) технической школе термин гидравлические потери закрепился как обозначение любых потерь, вызванных движением текучей среды, в том числе газов. Это связано с тем, что математические модели для жидкостей и газов (уравнения Навье–Стокса и др.) схожи.

Таким образом, слово гидравлические здесь не указывает на природу среды, а отражает традицию и общую методику расчёта потерь в потоке.
Damaley
Старожил форума
22.06.2025 21:51
"...Я вижу, что вы слегка высокомерно относитесь к уважаемому мною ИИ. Попробую слегка изменить ваше отношение..."

А как к этому ещё относиться? ИИ конечно хорошо, но отнюдь не панацея от всего и вся. Как можно считать истиной в последней инстанции то, что рисует шесть пальцев на человеческой руке?)))
Немецкий Русский
Старожил форума
23.06.2025 00:51
Damaley
"...Я вижу, что вы слегка высокомерно относитесь к уважаемому мною ИИ. Попробую слегка изменить ваше отношение..."

А как к этому ещё относиться? ИИ конечно хорошо, но отнюдь не панацея от всего и вся. Как можно считать истиной в последней инстанции то, что рисует шесть пальцев на человеческой руке?)))
Зачем нам истина в последней инстанции, или панацея от всего и вся, зачем такой (юношеский?) максимализм?
Вы ведь я думаю убедились, что в вашей конкретной нападке на ИИ ошибку сделали вы, а не он, который был собственно не при чём, и вашего замечания не заслужил, как не заслужил его и astoronny.
Существуют множество шикарных, убедительнейших доказательств чудесности ИИ. Ну а 6 пальцев он рисует не часто, как об этом говорят. Кроме того ни один художник не может работать с такой скоростью и фантазией. Я довольно часто им пользуюсь, он пишет шикарные письма, моментально пишет часто сразу работающий код, знает методы, о которых я не слышал, да и вообще знает пожалуй что всё на свете, и при этом иногда делает незначительные ошибки, прогрессируя на глазах.
Если вам сделали рентген, КТ или МР, то он выдаст заключение лучше врача человека, всё заметит и подробно опишет. И это не какой то специальный, а стандартная актуальная общедоступная версия.
Дружески советую относиться уважительно, и пользоваться активно, ибо люди не пользующиеся им, проигрывают пользующимся.
Я провёл с ним штук наверное 1000 различных консультаций (за три года), и по моим примерным оценкам 90% процентов были отличными. Были хорошие, и бывали ошибочные. Ошибался он с числами, с порядками чисел, путал авторов произведений, вот с реактивными силами в ТРД разобраться с его помощью не могу, но это всё простительно, на фоне его успехов. Рисунков он мне сделал сотни три, ошибки, например лишняя нога, или грузовик на двух колёсах встречаются не редко, но много ярких, красивых идей, и скорость потрясающая, писем написал, что я и не стану считать.
Кстати возвращаясь к панацее. В некоторых сферах он оказался действительно спасительной панацеей и истиной в последней инстанции. Например в расшифровке структуры белков. Раньше один белок, это была одна докторская диссертация. А он сделал просто все белки, трёхмерные связи нашёл. Теперь любой человек может в открытом доступе их узнать.
Были у меня и просто очень интересные беседы с ним, которыми можно убеждать людей в его разумности, пожалуй он сейчас для меня самый важный и интересный собеседник.
AAlfim
Старожил форума
23.06.2025 12:00
Саныч 62
Повторюсь. Если сопло отклонить но 90 град. - направление тяги будет перпендикулярно оси компрессора. Тяга на него перестаёт давить, но не пропадает. Выходит, дело не в нём...

Так я же написал, что тяга создаётся избыточным давлением на срезе сопла. Положение сопла/сопел никак к компрессору не привязано. Кроме одного, нужна герметичная полость от источника высокого давления до сопла. А что происходит внутри железной банки, заканчивающейся соплом - сугубо внутреннее дело этой банки. Будь она турбо-, прямоточной или вообще ракетный двигатель.
Конкретно в турбореактивном двигателе избыточное давление создаётся компрессором.

Помнится была такая игрушка, водяная ракета. Налить немного воды, перевернуть, накачать велосипедным насосом воздух и полетели.
Саныч 62
Старожил форума
23.06.2025 14:26
AAlfim
Саныч 62
Повторюсь. Если сопло отклонить но 90 град. - направление тяги будет перпендикулярно оси компрессора. Тяга на него перестаёт давить, но не пропадает. Выходит, дело не в нём...

Так я же написал, что тяга создаётся избыточным давлением на срезе сопла. Положение сопла/сопел никак к компрессору не привязано. Кроме одного, нужна герметичная полость от источника высокого давления до сопла. А что происходит внутри железной банки, заканчивающейся соплом - сугубо внутреннее дело этой банки. Будь она турбо-, прямоточной или вообще ракетный двигатель.
Конкретно в турбореактивном двигателе избыточное давление создаётся компрессором.

Помнится была такая игрушка, водяная ракета. Налить немного воды, перевернуть, накачать велосипедным насосом воздух и полетели.
Вроде, про это же уже было ранее на предыдущей странице:
-12.06.2025 11:40;
-12.06.2025 11:56;
- 12.06.2025 12:44.
Damalei
Старожил форума
23.06.2025 15:18
"...Вы ведь я думаю убедились, что в вашей конкретной нападке на ИИ ошибку сделали вы, а не он, который был собственно не при чём, и вашего замечания не заслужил, как не заслужил его и astoronny.."

Это не я убедился. Это вы так решили, что ошибку сделал я и в чем-то там убедился, а не ИИ, опять же исходя из его, ИИ, ответа, про разные там "русские-немецкие школы в аэродинамике."
Вы собрались обсуждать вкус устриц с теми, кто их ел, но сами их не ели. Вам ИИ объяснил, какие на вкус устрицы и вы с этими аргументами пытаетесь доказать нам, что ошибаются те, кто устрицы ел.
Аэродинамику и ТАД я начал изучать ещё 1982 году в ТАТУ ГА. Как вы считаете, Казанджян, Кулагин, Болотников, Краснов, Кокунина... к какой аэродинамической школе относятся? А между тем, ни одной строчки, где бы они называли аэродинамические процессы гидравлическими, я не помню.
Немецкий Русский
Старожил форума
23.06.2025 17:21
А как вам такая устрица?
Ссылка прямым нажатием не открывается, но работает, если её перенести в адресную строку браузера. Так вы сможете ознакомиться с полным документом, заголовок и описание которого я привожу ниже. Это разумеется не от чата GPT.

https://cyberleninka.ru/articl ...

Пожалуй придётся вам признать, что уступили вы в дискуссии ИИ, каких бы устриц вы ни едали ранее. Конечно вы не виноваты, это было давно, вы могли и забыть вкус, или ходили не в те рестораны, а ИИ, он новенький, с иголочки, всё прочитал, что в мире оцифровано, и не только, так что всё знает.... Соглашайтесь уже на мировую...

Я уже предупреждал, что побеждает сегодня тот, кто им пользуется.

Вот заголовок:

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.18, №1, 2016
УДК 621.43.056

ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ В СЕРИЙНОЙ И МОДЕРНИЗИРОВАННОЙ
МНОГОФОРСУНОЧНОЙ КАМЕРЕ СГОРАНИЯ ГТД

© 2016. А.Н. Маркушин¹, А.В. Бакланов¹, Г.Ф. Салимзянова²

¹ ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение»
² Казанский национальный исследовательский технический университет
им. А.Н. Туполева–КАИ

Статья поступила в редакцию 02.02.2016

В статье представлены результаты исследований по определению гидравлических потерь в серийной и модернизированной камере сгорания ГТД. Описана их конструкция и конструкция испытательного стенда, а также методика проведения эксперимента. Произведен расчёт влияния потерь в камере сгорания на КПД двигателя.
Немецкий Русский
Старожил форума
23.06.2025 17:29
Вот так штука, оказывается, что после публикации ссылка отрывается прямым нажатием...
Канадец
Старожил форума
25.06.2025 00:10
Куда-то делся Молодой Боец Крупнозернистый, обогнавший GE, RR и PW аж на 30 лет.
Так же внезапно, как и появился на форуме.
Видать создал очередной Гиперболоид инженера Пупкина, и теперь упорядоченно сжигает всю документацию...
Немецкий Русский
Старожил форума
25.06.2025 00:28
Канадец
Куда-то делся Молодой Боец Крупнозернистый, обогнавший GE, RR и PW аж на 30 лет.
Так же внезапно, как и появился на форуме.
Видать создал очередной Гиперболоид инженера Пупкина, и теперь упорядоченно сжигает всю документацию...
Ага, затосковали?
Я уж и не помню, сильно ли вы лично участвовали в его травле, но улюлюкали почти все... Вы и сейчас продолжаете улюлюкать.
Человек сначала культурно ушёл с этой ветки, откуда его вежливо попросил автор, а потом ушёл и с форума, тоже вежливо попрощавшись. Завистливый, нервный народ никак не мог приспособиться к его исключительности, наверное потому, что с гениальными людьми заурядным людям ужиться трудно.
Канадец
Старожил форума
25.06.2025 01:16
Немецкий Русский
Ага, затосковали?
Я уж и не помню, сильно ли вы лично участвовали в его травле, но улюлюкали почти все... Вы и сейчас продолжаете улюлюкать.
Человек сначала культурно ушёл с этой ветки, откуда его вежливо попросил автор, а потом ушёл и с форума, тоже вежливо попрощавшись. Завистливый, нервный народ никак не мог приспособиться к его исключительности, наверное потому, что с гениальными людьми заурядным людям ужиться трудно.
Согласитесь, не каждый день встречаешься с человеком (хотя бы заочно), который тебе говорит: Я только что изобрел электричество...
Немецкий Русский
Старожил форума
25.06.2025 02:04
Канадец
Согласитесь, не каждый день встречаешься с человеком (хотя бы заочно), который тебе говорит: Я только что изобрел электричество...
Но ведь у авиационного человека должны быть крепкие нервы, и кроме того он должен понимать последствия своего жёсткого поведения. Сознавать, что ему банально станет не хватать этого чудака... И редкие встречи нужно скорее ценить, нежели пресекать.

Олег Т
Полковник Чечель
Моцарт
Крупнозернистый

Добрая всем вам память. Всех вас затравили добрые авиаторы... Могу и имена охотников назвать...
Кажется забыл кого-то.
AAlfim
Старожил форума
25.06.2025 22:01
Саныч 62
Вроде, про это же уже было ранее на предыдущей странице:
-12.06.2025 11:40;
-12.06.2025 11:56;
- 12.06.2025 12:44.
Вот никогда не утверждал своего первооткрывательства. Вопрос этот повторялся неимоверное количество раз, включая мне на зачёте в МЭИ. Не помню уже, что я соврал :-)
AAlfim
Старожил форума
25.06.2025 22:08
Damalei
23.06.2025 15:18
Аэродинамику и ТАД я начал изучать ещё 1982 году в ТАТУ ГА. Как вы считаете, Казанджян, Кулагин, Болотников, Краснов, Кокунина... к какой аэродинамической школе относятся? А между тем, ни одной строчки, где бы они называли аэродинамические процессы гидравлическими, я не помню.

В институте и у разработчиков ГТД я наоборот, не слышал слова аэродинамический. Только гидравлический, с обоснованием, что газ это тоже жидкость, только сжимаемая. В каждой избушке свои погремушки.
В двигателях всё такое мелкое, воздуху разгуляться негде. А вот наружное обтекание да, там аэродинамика :-) В принципе можно и так разделять...
AAlfim
Старожил форума
25.06.2025 22:09
Немецкий Русский
Но ведь у авиационного человека должны быть крепкие нервы, и кроме того он должен понимать последствия своего жёсткого поведения. Сознавать, что ему банально станет не хватать этого чудака... И редкие встречи нужно скорее ценить, нежели пресекать.

Олег Т
Полковник Чечель
Моцарт
Крупнозернистый

Добрая всем вам память. Всех вас затравили добрые авиаторы... Могу и имена охотников назвать...
Кажется забыл кого-то.
Вы забыли такой великий ум, как Байкал57!
Саныч 62
Старожил форума
26.06.2025 07:57
AAlfim
Вот никогда не утверждал своего первооткрывательства. Вопрос этот повторялся неимоверное количество раз, включая мне на зачёте в МЭИ. Не помню уже, что я соврал :-)
Полагаю, в таком случае, не стоит повторять про это на каждой странице.
Саныч 62
Старожил форума
26.06.2025 08:06
AAlfim
Вот никогда не утверждал своего первооткрывательства.

Какого из них?
- AAlfim
21.06.2025 19:55
Логично предположить, что и усилия от тяги замыкаются на чём-то вращающемся, ибо, повторюсь, нет вращения - нет тяги.
- AAlfim
23.06.2025 12:00
Так я же написал, что тяга создаётся избыточным давлением на срезе сопла. Положение сопла/сопел никак к компрессору не
привязано.
613445
Старожил форума
28.06.2025 12:11
AAlfim

Тоже, штоль, накинуть...?
Это потери статического давления от входа в камеру сгорания до входа в направляющий аппарат турбины. Тот самый перепад, который заставляет воздух, а потом газ двигаться в сторону турбины.

И, для философов, подумайте: если дрыгатель не работает, то и тяги нетути. Логично предположить, что и усилия от тяги замыкаются на чём-то вращающемся, ибо, повторюсь, нет вращения - нет тяги. А что у нас самое вращающееся, да к тому же и противоестественное по сути? Правильно, компрессор. Вот на него, бедолагу, тяга и давит. Это если рассматривать внутри. А снаружи ваще просто - тяга создаётся избыточным давлением на срезе сопла, будь оно сужающееся, расширяющееся или ваще кривое. А уж как это давление распределяется внутри железной трубы - это её, трубы, сугубо внутреннее железное дело.
В РДТТ нет вообще ни одной вращающейся детали, но они тянут и летают еще как! Амерский Шатл например.
12..109110




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru