Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Спойлеры / воздушные тормоза в глиссаде

 ↓ ВНИЗ

12

MTU
Старожил форума
18.10.2015 13:52
Вот на планере для корректировки вертикальной скорости в глиссаде мы испольщуем щитки или скольжение, чтобы не разгонять поступательную скорость.

Давно думал, а можно ли так "поправить" глиссаду на больших самолетах, чтобы не менять режим двигателям. И вот пару дней назад на заходе в Шрм уже на прямой с выпущенной механнизацией на А320 были подняты спойлеры секунды на 3-5 (даже сфоткать не успел :)). Т.е. такой приём всё таки можно использовать или это экипаж скорость гасил?

з.ы. кстати, в этом полете сошлось в конце много интересных мелочей: и заход с запада на 25ую вдоль МКАД, а не через северо-запад, и выпуск шасси до механизации, и вот такое использование спойлеров, и пробег без реверса. Всё, понятно, мелочи и совешенно нормально, но в одном полете всё вместе редко встретишь)
Gromozeko
Старожил форума
18.10.2015 14:10
А какие проблемы изменить режим двигателям??? Работа двигателей на режиме выше малого газа + выпущенные спойлеры = тяжёлый когнитивный диссонанс.
ВВС ВМФ
Старожил форума
18.10.2015 14:50
Это элероны . Хотя и спойлерами можно и иногда нужно пользоваться , но с закрылками не более 20 .
Gear down, flaps 20
Старожил форума
18.10.2015 14:57
2 Gromozeko:

Мои мысли описали, коллега )
Irvit
Старожил форума
18.10.2015 14:59
На низкой скорости спойлеры подрабатывают элеронами.
MTU
Старожил форума
18.10.2015 15:41
Это не элероны были точно, ибо летели мы прямо и основнй элерон не двигался. Как работают эти секции в режиме элерона я знаю.
Дми-24
Старожил форума
18.10.2015 17:28
MTU
Не так чтобы и редко. Схема вдоль МКАДа - не самая частая в применении и более короткая, чем через север, да ещё и подрезать любят(диспетчеры). Поскольку предварительный расчёт делается по наиболее вероятной схеме - северной, отправка экипажа на южную приводит к избытку высоты, которую надо куда-то девать. Увеличение вертикальной скорости ведёт к избытку горизонтальной и чтобы её сдержать, надо тормозить как только возможно, а возможно это с помощью выпуска спойлеров и шасси. Вы написали, что шасси были выпущены до механизации, значит именно такая ситуация в том заходе и сложилась. То, что этот заход закончился благополучной посадкой означает, что "за рулем" сидели профи, а не мальчишки, которые с честью победили неудобную ситуацию. Прибывали в терминал D? Наиболее короткий и оптимальный путь до него лежит через рулежную дорожку, попасть на которую можно, пробежав 3/4 длины полосы, а она длинная и тормозить слишком рано и активно не нужно. Поэтому и без реверса и тормоза использовали, наверное, только в конце пробега, перед освобождением полосы, чтобы погасить остаточную скорость - очень небольшую. Надеюсь, ответ на вопрос получен?
AFLOT RAT
Старожил форума
18.10.2015 17:44
Вот теперь пошла высшая математика, дважды два это шесть

Основной элерон??)))
MTU
Старожил форума
18.10.2015 18:05
Запасной элерон в виде спид-брейка :) Шутка. Просто хочу сказать, что в этот момент мы шли без кренов и никаких порывов не было, чтобы могло бы потребовать таких отклонений, что вышли бы спойлеры.

Я не говорю, что в кабине сидели недоучки. Просто у меня вопрос - как часто спойлеры используются в глиссаде для корректировки высоты / скорости с УЖЕ выпущенной механизацией. На планере используем постоянно :) Но там это щитки.

Надо, кстати, трек посмотреть - шли до последнего на чистом крыле, "выпускаться" стали уже после 4го по-моему. Поэтому странно говорить о запасе высоты / скорости, когда большой кусок просто пролетели в горизонте с постоянной скоростью. Хотя, может, кто и сзади напирал.
Арабский Лётчик
Старожил форума
18.10.2015 20:13
1. На глиссаде спойлеры используются для гашения скорости, когда другие способы (шасси, закрылки) себя уже исчерпали. Самолет подходит к минимальной высоте для стабилизированного захода, а скорость еще велика - вот и спойлеры.
2. Спойлеры помогают управлять самолетом по крену, выдвигаясь только на крыле, которое должно пойти вниз. То, что вы не заметили крена - возможно как раз из-за управляющего импульса в котором эти спойлеры участвовали.
Одно из двух.
ИльяBoeing
Старожил форума
18.10.2015 21:22
Так надо на более короткую схему рассчитывать, для того , что если отправят на длинную-не было проблем ни со скоростью, не с высотой. На 737 ограничения по выпуску: 1000ft и закрылки 10
avoka
Старожил форума
18.10.2015 22:13
Самолетка с шарклетами была?
MTU
Старожил форума
18.10.2015 22:50
Да не, обычный а320, по-моему года 2007 (по крайней мене так на табличке входной двери стояло)). Крен точно этим выпуском не исправляли - нереально это, за 3-5 сек выпуска спойлеров в режиме элерона они вам почти уже на 90 град самоль перевернут) так что, скорее всего действительно скорость догашивали.
MTU
Старожил форума
18.10.2015 23:03
Вот, кстати, трек

http://www.flightradar24.com/d ...

Похоже, и правда скорость уменьшали.
newsafar
Старожил форума
19.10.2015 07:08
MTU:

Это не элероны были точно, ибо летели мы прямо и основнй элерон не двигался. Как работают эти секции в режиме элерона я знаю.

например на полтинике элерон интерцептор, крайняя секция внешних интерцепторов работает как элерон
MTU
Старожил форума
19.10.2015 08:50
а на а300, например, вообще элеронов нет)
sbb
Старожил форума
19.10.2015 18:53
MTU:

а на а300, например, вообще элеронов нет)



На всех модификациях?
А потом на А310 добавили?

Бобик737
Старожил форума
19.10.2015 19:25
Поправьте если память изменяет, но на А320:

При полностью выпущеных закрылках (FULL) speed brakes выпустить невозможно и работают они только помогая элеронам, т.е. несимметрично.
При закрылках 3 - незнаю садятся ли так в России - speed brakes выпустить можно.
саил
Старожил форума
19.10.2015 19:42
При закрылках 3 - незнаю садятся ли так в России - speed brakes выпустить можно.
--
Инхибит во фкоме.
FL410
Старожил форума
19.10.2015 20:13
Бобик737: "...на А320:
При полностью выпущеных закрылках (FULL) speed brakes выпустить невозможно..."

Все верно. А если и были выпущены, то уберутся они (спидбрэйки) автоматически, когда поставишь ручку закрылков в положение FULL.
zsv737
Старожил форума
19.10.2015 20:29
Илья:
На 737 ограничения по выпуску: 1000ft и закрылки 10

Где написано?
MTU
Старожил форума
19.10.2015 22:41
2 FL410, спасибо, буду знать. давно задавался вопросом, сможет ли самолет уйти на второй круг с полностью выпущенной механизацией и спойлерами. а, оказывается, такая конфигурация практически и недоступна)
Экспериментальная Липа
Старожил форума
20.10.2015 16:29
Цитата: "а можно ли так "поправить" глиссаду на больших самолетах, чтобы не менять режим двигателям"


Вот именно поправить? И именно на больших? И откуда поправлять глиссаду? С того места, где она начинает отшкаливаться, или над ближним приводом...?

Правильно вам говорять, что дёргать спидбрейки на высоте 1000 футов - это не вариант поправить глиссаду, а верный признак нестабилизированного захода, тем более на БОЛЬШИХ, то есть инертных машинах. Высота в 1000 футов обычно даётся в AFM самим производителем самолёта. А в вашем РПП или SOP может быть и 1500 и 2000...

Если интересен сам вопрос безотносительно безопасности, то можно поискать про DSL на TriStar L-1011: там, якобы, заходы получались плавнее за счёт выпуска интерцепторов. Но опять же, там не пилот дёргал за ручку в последний момент, а сами эти движения спидбрейков были "зашиты" в алгоритм действия всей системы управления...
Capt.airbas
Старожил форума
20.10.2015 17:45
Min высота стабилизации ВС 500ft при визуальных метеоуслвиях и 1000ft AGL в приборных метеоусловиях. Не факт что шасси выпускали на чистом крыле. При первом положении закрылков сначала выходят предкрылки и потом на опред.скорости закрылки а выход предкрылков могли и не заметить.обычная методика гашения скорости увеличения Vy flaps 1 затем gear down.при массе близкой к max посадочной и скорости green dot(min clean speed)без flaps 1 можно на забор сесть. А так за границей да и во внуково это обычная процедура иначе никак не попадешь на полосу)))
Ещё один
Старожил форума
21.10.2015 11:26
zsv737:

Илья:
На 737 ограничения по выпуску: 1000ft и закрылки 10

Где написано?


Для NG - FCTM, Chapter 4, Descent, Speedbrakes
Irbis_
Старожил форума
21.10.2015 12:26
MTU, действительно, ничего удивительного в приеме, увиденном вами нет.
На больших самолетах, а конкретно, А320, если не успеваешь загаситься, можно кинуть шасси раньше очереди (обычно это делается после FLAPS 2), а в вашем варианте пилоты кинули шасси скорее после FLAPS 1 (выпускаются только SLATS), и соответственно помогать спидбрейками. На глиссаде пользоваться спидбрейками тоже разрешено, но до высоты 1000 ft. На А320 допускается использовать спидбрейки во FLAPS 3 (но тут запас по VLS маленький), на 321 такое уже не прокатит, они уберутся автоматически.

На глиссаде могли пользоваться спидбрейками, так как делали, например, "Glide Slope From Above" (не успели вовремя войти в глиссаду и догоняли сверху, следовательно избыток энергии здесь ни к чему), либо может предпринимали действия, чтобы дистанция до самолета впередилетящего не сокращалась и т.п.
Звягин
Старожил форума
21.10.2015 14:35
Илья
1000ft согласен является ограничением так как прописано в FCOM Limitations и использование Speed Brakes ниже 1000ft будет нарушением по расшифровке
А вот применение Speed Brakes с закрылками более 10 не является ограничением т.к. FCTM носит рекомендательный характер и все зависит от эксплуатанта
Note: It is the responsibility of the individual airline to determine applicability of this manual to its operation.
MTU
Старожил форума
21.10.2015 14:43
Вот как раз догнать глиссаду сверху, не разгоняя поступательную скорость я и имел ввиду.

То, что можно сначала выпустить колеса, а потом уже и механизацию - это хорошо всем известно.

Кстати, предкрылки были на месте, ибо я сидел "посередине" центроплана, т.е. видел всю механизацию :)

Я не говорю, что было что-то не то, просто три не самые обычные вещи в одном полете - просто прикольно
denokan
Старожил форума
21.10.2015 21:34
2 Звягин

Если на 737 шасси и закрылки более 10 не помогли, то это должно быть звоночком, что как-то заход не строится и есть смысл еще раз попробовать.
denokan
Старожил форума
21.10.2015 21:45
2 Звягин

Если на 737 шасси и закрылки более 10 не помогли, то это должно быть звоночком, что как-то заход не строится и есть смысл еще раз попробовать.
Звягин
Старожил форума
21.10.2015 21:51
А я разве против))) абсолютно с Вами согласен
Разговор о том является ли это нарушением эксплуатации???
Я думаю не является но сам я стараюсь придерживаться рекомендаций FCTM)))

denokan
Старожил форума
21.10.2015 22:08
Нет, нарушением не является. Но есть ли у эксплуатанта своя позиция, опубликованная по сему поводу?

Если нет, то как-то неправильно использовать отсылку FCTM к "усмотрению эксплуатанта".
Звягин
Старожил форума
21.10.2015 22:28
но это даёт право эксплуатанту рассматривать тот или иной вопрос по другому, о чем эта ссылка и гласит, что FCTM не является догмой
Но при этом конечно эксплуатант должен отразить данные отступления в своих документах, скорей всего предварительно получив согласие производителя ИМХО
denokan
Старожил форума
21.10.2015 22:34
Производитель может и не согласиться, но проконсультироваться весьма желательно в любом случае.
Ещё один
Старожил форума
23.10.2015 17:14
Денис, а как Вы считаете, в FCTM в пункте Intercepting Glide Slope from Above фраза: "Comply with the recommendations on the use of speedbrakes found in Chapter 4 of this manual" означает, что использовать спидбрейки при выполнении данной процедуры не следует (мы же уже в final landing configuration, т.е. явно закрылки 15 или более)? Или если очень хочется (нужно), то можно, просто не рекомендуется? Как это трактуется в Вашей компании?
denokan
Старожил форума
24.10.2015 10:35
В моей компании принято следующее - если не имеется иных рекомендаций, то выполняются рекомендации FCTM. Следовательно, экипаж, выпустивший спойлеры при таком положении механизации может рассчитывать на вопрос от непосредственного начальника для прояснения необходимости использования спойлеров в данной конкретной ситуации.

От спойлеров В737 на такой скорости толку практически нет, только дополнительные угрозы. Я лично уже много лет не тягал спойлеры не то, что в положении 10 и более, но и 1 и более, т.к. не вижу особой пользы. Шасси дают гораздо большее сопротивление и, как следствие, вертикальную скорость снижения на таких небольших приборных скоростях, если уж приспичило. Но, опять же, пикировать у самой земли - на то должны быть веские основания. Может быть, стоит попробовать "перезайти"?..
Capt.airbas
Старожил форума
24.10.2015 19:31
Denokan:тут вопрос тактики на мой взгляд.Вот недавно вводил в квс стажера дали в городе Н... схему через привод а потом поменяли на короткую к четвертому.У стажера рефлекс сразу flaps 1 + gear down (эффективно но не всегда нужно на мой взглядт.к на скорости в 220 узлов выпускать шасси шумо много и тут еще вопрос что комфортнее speed brake или gear down).я предложил flaps 2 и speed select.Vy увеличилась и есть запас по скорости регулируешь больше, меньше.для красивого захода.в итоге зашли на малом газе по продолженной глиссаде.И еще надо слушать эфир есть TCAS.в большинстве случаев при должном анализе уже предпологаешь команды диспетчера и готовишься к ним и тогда будет Всем Счастье)))
adgery
Старожил форума
24.10.2015 22:20
Эм. Вроде как применение speed brake не считается чем-то страшным. Много раз пассажиром наблюдал подобное: https://serv4.pro/share/brakes ... (именно в этот раз всего около 2-х минут, после закрылки начали выпускать).
Дальноboy
Старожил форума
24.10.2015 22:28
Ой бяда, бяда с этими эрбасами))то спойлеры на глиссаде, то жужжание в центроплане незнамо чего))ой бяда))
adgery
Старожил форума
24.10.2015 22:29
ААА! Ссори ) Часть текста не понял!
Тормозами отрабатывать с выпущенной механизацией - это весело! Вопросы точно должны быть к пилотам за подобный факт.
Хотя я не исключаю, что это бортовой компьютер может управлять для достижения каких либо своих высших позывов.
Тут на фото попал факт открытия спойлера https://serv4.pro/share/brakes ...
Но это скорее было некоторое подруливание, а не стремление оттормозиться или снизить высоту.
MTU
Старожил форума
24.10.2015 22:30
так у вас на фотке спойлеры на чистом крыле, это вообще никаких вопросов.
A777
Старожил форума
24.10.2015 23:34
Что вы тут шум подняли)
- можно ли использовать на А320 speed brakes на глиссаде с выпущенными закрылками или предкрылками правильный ответ НЕ ЗАПРЕЩЕНО.
- разрешается ли выполнять посадку на А320 flap 3 - правильный ответ РАЗРЕШАЕТСЯ .
2 MTU, да экипаж гасил скорость , все в пределах и без нарушений.
Бобик737
Старожил форума
24.10.2015 23:51
саил:

При закрылках 3 - незнаю садятся ли так в России - speed brakes выпустить можно.
--
Инхибит во фкоме.


Full - inhibit
3 - operational.
саил
Старожил форума
25.10.2015 00:00
Full - inhibit
3 - operational.
--
Да, пардон. )) За 21-й говорил.
denokan
Старожил форума
25.10.2015 11:26
MTU:

так у вас на фотке спойлеры на чистом крыле, это вообще никаких вопросов.
--

Если речь про вот это фото: https://serv4.pro/share/brakes ...

То это не "чистое" крыло.
MTU
Старожил форума
25.10.2015 14:24
хм, точно... чего то я первый раз не заметил, когда смотрел... но в моем случае спойлеры гораздо больше были подняты. жаль не успел сфоткать
Gromozeko
Старожил форума
26.10.2015 01:07
MTU:

....Кстати, предкрылки были на месте, ибо я сидел "посередине" центроплана, т.е. видел всю механизацию :) ....

Ну если предкрылки были на месте, то значит самолёт летел на чистом крыле. А значит скорее всего не был в глиссаде, вам показалось. Ибо выпускать предкрылки (CONF 1) на 320 положено за 3 NM до глиссады минимум. Если же войти в глиссаду на чистом крыле, то самолёт не будет не то что гасить скорость, а ещё и разгоняться. Тут и шасси пойдут в дело и спойлеры Вы будете лицезреть не 3-5 сек, а до упора. Шанс нестабилайза очень велик.
adgery
Старожил форума
27.10.2015 19:59
2 MTU:
На той фотографии я немного не успел - споллеры сильнее поднимались (сфотографировал момент закрытия). Но! Это не работа speed brakes, а просто подруливание - небольшая болтанка ощущалась.
MTU
Старожил форума
28.10.2015 12:51
ну, тогда это другое. у нас болтанки не было.
RAS
Старожил форума
29.10.2015 04:55
В 90х на Авроре забыли интерцепторы убрать, режим на глиссаде был близок к номинальному.
Врубились что произошло уже после касания...
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru