Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Как пользоваться ветрочётом?

 ↓ ВНИЗ

Башня Роджера
Старожил форума
16.06.2014 20:10
Добрый день!
Недавно штурман в АУЦ рассказывал и показывал, как пользоваться ветрочётом: выставить центр лимба на величину модуля истинной скорости, провести на лимбе диаметр по направлению вектора этой скорости, отложить на лимбе вектор скорости ветра, затем шаг X, а потом по линейке снять модуль путевой скорости, а по верхней шкале снять угол сноса. Эти шаги понятны и логичны. Непонятен вот этот самый шаг X, который звучит примерно так: "повернуть лимб так, чтобы вектор скорости самолёта был параллелен линейке, которая выставлена на конец вектора скорости ветра".

Зачем поворачивать лимб, в чём физический смысл этого шага? Для простого сложения векторов нужно было бы оставить лимб повёрнутым по курсу самолёта, а линейку просто подвести к концу нарисованной скорости ветра - тогда как раз и получилось бы сложение скоростей "по треугольнику": от точки крепления линейки до центра лимба плюс от центра лимба до конца вектора скорости ветра. Для чего тут ещё лимб поворачивать-то?
Адек Ватный
Старожил форума
16.06.2014 20:50
Добрый день!
Недавно штурман в АУЦ рассказывал и показывал, как пользоваться ветрочётом: выставить центр лимба на величину модуля истинной скорости, провести на лимбе диаметр по направлению вектора этой скорости, отложить на лимбе вектор скорости ветра, затем шаг X, а потом по линейке снять модуль путевой скорости, а по верхней шкале снять угол сноса. Эти шаги понятны и логичны. Непонятен вот этот самый шаг X, который звучит примерно так: "повернуть лимб так, чтобы вектор скорости самолёта был параллелен линейке, которая выставлена на конец вектора скорости ветра".

Дааааа уж!...... Если такое глаглет штурман АУЦ.....
Попробую объяснить, опираясь на старые "дедовские" знания.
1. Само название "ветрочёт" говорит о том, что он нужен для определения ветра в полёте.
2. В Вашем примере получается что ветер мы уже каким-то образом определили,
и по значению воздушной скорости, направлению и скорости ветра определяем путевую и угол сноса. Абсурд? Конечно!
Потому что путевая и снос у нас есть (с ДИСС, или другим способом), а нам надо определить скорость и направление ветра.
3. Процесс определения ветра с помощью ветрочёта выглядит примерно так:
- выставляем значение истинной скорости, совместив центр лимба со значением истинной скорости на линейке.
- выставляем лимб курсом напротив индекса вверху, на корпусе ветрочёта.
- поворачиваем линейку на угол сноса по шкале вверху прибора.
- по линейке откладываем значение путевой скорости, и ставим в этом месте точку на лимбе.
- от центра лимба до этой точки чертим линию, это и есть вектор ветра. Направление - по градусам на лимбе, скорость по той же линейке, в соответствии с её масштабом.

P.S. У меня ветрочёт выпуска 1946 года. Подарок одного старого штурмана. Храню как реликвию
Башня Роджера
Старожил форума
16.06.2014 21:49
Адек Ватный:
В Вашем примере получается что ветер мы уже каким-то образом определили,
и по значению воздушной скорости, направлению и скорости ветра определяем путевую и угол сноса. Абсурд? Конечно!


Прошу прощения, я же забыл написать, что за задачу мы решали... Речь шла о штурманской подготовке к полёту - расчёту маршрута полёта и необходимого количества топлива. Т.е. для каждого сегмента полёта нам известен ветер (фактический или по прогнозу), известен путевой угол этого сегмента и крейсерская скорость самолёта. Надо вычислить путевую скорость (для определения времени полёта и расчёта количества топлива). Ну и вычислить угол сноса, чтобы знать, какой курс держать в полёте.

Описание того, что "повернуть лимб так, чтобы нарисованный диаметр был параллелен линейке" я видел и на тех немногих интернет-страницах, где описывалась работа с ветрочётом, так что тут скорее, какое-то непонимание с моей стороны, чем оговорка преподавателя...
Адек Ватный
Старожил форума
16.06.2014 22:08
Башня Роджера:
Прошу прощения, я же забыл написать, что за задачу мы решали... Речь шла о штурманской подготовке к полёту - расчёту маршрута полёта и необходимого количества топлива. Т.е. для каждого сегмента полёта нам известен ветер (фактический или по прогнозу), известен путевой угол этого сегмента и крейсерская скорость самолёта. Надо вычислить путевую скорость (для определения времени полёта и расчёта количества топлива). Ну и вычислить угол сноса, чтобы знать, какой курс держать в полёте...

Ну тогда всё встало на свои места. Это две задачи, обратные друг другу.
Освоив одну, автоматически осваивается вторая.


Описание того, что "повернуть лимб так, чтобы нарисованный диаметр был параллелен линейке" я видел и на тех немногих интернет-страницах, где описывалась работа с ветрочётом, так что тут скорее, какое-то непонимание с моей стороны, чем оговорка преподавателя...

Ничего страшного, всяко бывает, и непонимание тоже. Это не грех.

Непонятен вот этот самый шаг X, который звучит примерно так: "повернуть лимб так, чтобы вектор скорости самолёта был параллелен линейке, которая выставлена на конец вектора скорости ветра".

В этом случае на лимбе, напротив индекса, автоматически отображается курс который нужно выдерживать с учетом УС, чтобы ФПУ был равен ЗПУ. Так понятно?

busha64
Старожил форума
16.06.2014 22:18
ещё к ветрочёту крепкая верёвка полагается)))
KOSTYA
Старожил форума
16.06.2014 22:29
Был у меня в училище НРК-2. Пользовались только для определения ветра. Для остальных расчётов - НЛ(удобнее).
Maksim771
Старожил форума
17.06.2014 01:20
В свое время-конец 60х- было такое упражнение на вертолетах-посадка ночью на неосвещенную площадку ночью с подбором. Конечно это была известная площадка и там был, для подстраховки РП, но молчащий. Летали Мы на Ми-4. Методика была достаточно примитивная. Пока идешь по маршруту к заключительному световому ориентиру-упражняешься с ветрочетом, чтобы как можно точнее определить ветер на маршруте-высоте полета. А он так фосцерисцирует под лампами УФО-красота.
А потом летчик-штурман - расчитываешь заключительный отрезок маршрута от последнего светового ориентира по курсу и вертикальной снижения и точку начала снижения- для выхода на неосвещенную поляну, а командир как можно точнее выдерживает курс-скорость-вертикальную на снижении. И все с помощью анероидно-мембранных приборов, авиационных часов и ветрочета. И ничего- массово получалось.На Ми-8 уже было попроще-были прибамбасы типа Дисса и поворотные поиковые посадочные фары. А на Ми-4 - это была - песня с аккомпаниментом на ветрочете. А НРК это уже потом. Поэтому потом стеклянная кабина, в случае цепной реакции отказа, была не поводом для беспокойства-умели летать и без нее.
Karlsonchik
Старожил форума
17.06.2014 08:09
На длинную веревку привязать и в блистер выставить... А там смотреть на него.
Адек Ватный
Старожил форума
17.06.2014 10:02
busha64:
ещё к ветрочёту крепкая верёвка полагается)))
Karlsonchik:
На длинную веревку привязать и в блистер выставить... А там смотреть на него.

Этой шутке с верёвкой почитай лет 40 будет, а может и больше.))))
Я её впервые слышал в 1979 году, в училище.
567
Старожил форума
17.06.2014 10:35
KOSTYA: НРК это попытка совместить НЛ и ветрочёт в одном девайсе. По мне, так не совсем удобная. Вы правы, по отдельности НЛ и ВШ удобнее и проще.
d124i0
Старожил форума
17.06.2014 11:27
нпл
Башня Роджера
Старожил форума
17.06.2014 12:43
Адек Ватный:
В этом случае на лимбе, напротив индекса, автоматически отображается курс который нужно выдерживать с учетом УС, чтобы ФПУ был равен ЗПУ. Так понятно?


Да, так понятнее. Т.е. рисуя диаметр на лимбе - это мы отметили не вектор воздушной скорости, а заданный путевой угол. И подбор положения лимба и линейки так, чтобы линейка была параллельна нарисованному диаметру - это действие как раз и означает, что фактический угол мы делаем равным заданному. Спасибо.
Адек Ватный
Старожил форума
17.06.2014 14:09
Башня Роджера:
Да, так понятнее. Т.е. рисуя диаметр на лимбе - это мы отметили не вектор воздушной скорости, а заданный путевой угол. И подбор положения лимба и линейки так, чтобы линейка была параллельна нарисованному диаметру - это действие как раз и означает, что фактический угол мы делаем равным заданному. Спасибо.

Именно так. Спасибо за понимание. Если что, обращайтесь, чем смогу тем помогу.)))



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru