Гаргротом называют и обтекатель позади кабины экипажа и предкиль. У Як-18Т есть и то и другое. Поэтому вопрос: внятно - что такое гаргрот? В поисковиках не нашел.
Вот, на мой взгляд, вполне удобоваримое определение:
Гаргрот-объёмный продольный обтекатель на фюзеляже самолёта, закрывающий проводку управления, трубопроводы и электропроводы, выступающие за основные габариты фюзеляжа, и обеспечивающий удобство подхода к ним в эксплуатации.
Основополгающим здесь, как я понимаю, "выступающие за основные габариты фюзеляжа".
Задумчивый
Старожил форума
10.01.2013 14:46
2 KDmitry:
Спасибо! Значит: гаргрот, это
"авиац.обтекатель, закрывающий коммуникации вне контура фюзеляжа".
Это что же получается: гаргрот может быть в любой части фюзеляжа, скажем, обтекатели ниш шасси на Ил-76Т - тоже гаргроты?
Кстати, где реальный гаргрот на Ил-76Т, в котором хранится спасательная надувная лодка - тот самый "горб"?
А вот гаргрот-предкиль служит для лучшей поперечной упровляемости и как противоштопорный элемент. Неувязочка...
Задумчивый
Старожил форума
10.01.2013 14:53
2 Алексей Б_:
Гаргрот, например на ЯК-, 1 делался не для скрытия коммуникаций, а для улучшения аэродинамики. А на МиГ-21, насколько помню, там устанавливался топливный бак.
Один из нас
Старожил форума
10.01.2013 14:58
Гаргроты и на ракетах широко распространены.
Если нужно прокинуть жгут проводов из головной части к хвостовой, не прокладывать же его внутри РДТТ?
busha64
Старожил форума
10.01.2013 14:59
гаргрот-предкиль
правильно форкиль
Алексей Б_
Старожил форума
10.01.2013 15:11
Задумчивый:
2 Алексей Б_:
Гаргрот, например на ЯК-, 1 делался не для скрытия коммуникаций, а для улучшения аэродинамики. А на МиГ-21, насколько помню, там устанавливался топливный бак.
Ну, если по-простому, у меня в мозгу зашито, что гаргрот, это выступающий из основного контура фюзеляжа и идущий из-за кабины к килю отсек для чего-либо. А вот улучшает-ли он аэродинамику - вопрос спорный. Обзор - точно ухудшает.
Задумчивый
Старожил форума
10.01.2013 15:22
2 busha64:
"правильно форкиль"
Спасибо, это я для того, чтобы всем понятно было...
Ладно, а кто скажет, почему на всех Антоновских грузовиках (за исключением Ан-124) этот форкиль очень мощный (плюс нижние доп. кили), а на иностранных машинах отсутствует вообще (С-17, А-400), да и на С-130 он небольшой? Сам киль, что-ли, больше плошади?
а перед килем-форкиль...все -улучшает аэродинамику.
Алексей Б_
Старожил форума
10.01.2013 16:08
Задумчивый:
2 Алексей Б_:
Гаргрот, например на ЯК-, 1 делался не для скрытия коммуникаций
Как оказалось, у Як-1 два гаргрота - верхний и нижний. И оба - для улучшения аэродинамики. Правда, у поздних Як-1 верхний гаргрот убрали, не говоря уже о Як-3 и Як-9. Наверное, для ухудшения аэродинамики. Похоже, все-таки, проблемы с теминологией, а может быть, и со знаниями...
vasilf
Старожил форума
10.01.2013 16:23
Алексей Б_:
Правда, у поздних Як-1 верхний гаргрот убрали, не говоря уже о Як-3 и Як-9. Наверное, для ухудшения аэродинамики.
Насколько я знаю, для улучшения обзора.
Алексей Б_
Старожил форума
10.01.2013 17:06
vasilf:
Алексей Б_:
Правда, у поздних Як-1 верхний гаргрот убрали, не говоря уже о Як-3 и Як-9. Наверное, для ухудшения аэродинамики.
Насколько я знаю, для улучшения обзора.
Это-то понятно. А что делать с аэродинамикой? Наплевать? Но так тоже нельзя...
Су-15
Старожил форума
10.01.2013 17:18
У Су-11 аж два гаргрота, по обоим бортам, и ничего, летал!
АВЛ
Старожил форума
10.01.2013 17:33
Алексей Б_:
А что делать с аэродинамикой? Наплевать? Но так тоже нельзя...
Когда нужно, то можно....вот например был с-т МиГ21СМ и чтоб увеличить дальность полета ему увеличили гаргротный бак, с-т стал "горбатым" и получился МиГ21СМТ, но аэродинамика (пилотажные характеристики) по сравнению с СМ ухудшилась, зато боевой радиус увеличился
Задумчивый
Старожил форума
10.01.2013 20:34
На Ту-22М3 в килевой гаргрот (он же форкиль) чего только не понатолкано: и прицел и антенна и даже ВСУ. Но говорить о том, что он создавался для того чтобы зализать эти агрегаты, а не из-за аэродинамики - пусть бросят в меня камень.
vasilf
Старожил форума
10.01.2013 21:18
Алексей Б_:
Насколько я знаю, для улучшения обзора.
---
Это-то понятно. А что делать с аэродинамикой? Наплевать? Но так тоже нельзя...
Если не заметить противника сзади, то до сравнения его и твоей аэродинамики дело может просто не дойти. В лучшем случае твоя аэродинамика во многих местах будет очень сильно подпорчена.
Задумчивый
Старожил форума
10.01.2013 21:42
А вот Bf-109 с этим самым гаргротом, ухудшающим обзор, до конца войны пролетал - и ничего. Правда, остекление фонаря было приличным по площади.
Eduard_AB
Старожил форума
10.01.2013 23:25
Алексей Б_:
Как оказалось, у Як-1 два гаргрота - верхний и нижний. И оба - для улучшения аэродинамики. Правда, у поздних Як-1 верхний гаргрот убрали
Нет. Строго говоря он стал пониженным.
Задумчивый:
А вот Bf-109 с этим самым гаргротом, ухудшающим обзор, до конца войны пролетал - и ничего.
А вот у Bf-109 гаргрота небыло вообще. :)
Гаргрот, как и форкиль, не входит в силовой контур конструкции.
Добрый Э-эх
Старожил форума
10.01.2013 23:26
А вот Bf-109 с этим самым гаргротом, ухудшающим обзор, до конца войны пролетал - и ничего
Действительно...ничего не видели, Bf-109 славился плохим обзором, особенно назад.
vasilf
Старожил форума
10.01.2013 23:53
Задумчивый:
А вот Bf-109 с этим самым гаргротом, ухудшающим обзор, до конца войны пролетал - и ничего. Правда, остекление фонаря было приличным по площади.
А у Bf-109 понизить его было попросту некуда, на мой взгляд, это был не гаргрот, а по существу силовая констукция фюзеляжа такая за кабиной.
korvl22001
Старожил форума
11.01.2013 00:23
АВЛ:
Когда нужно, то можно....вот например был с-т МиГ21СМ и чтоб увеличить дальность полета ему увеличили гаргротный бак, с-т стал "горбатым" и получился МиГ21СМТ, но аэродинамика (пилотажные характеристики) по сравнению с СМ ухудшилась, зато боевой радиус увеличился
Ну в данном случае аэродинамика (пилотажные характеристики) ухудшилась больше из-за увеличившейся массы, а не из-за горба. Т.е. если на СМ поствить увеличенный гаргрот (без увеличения массы топлива), то...аэродинамика будет несколько хуже...но это не отразится на пилотажных характеристика (или отразится очень незначительно).
А в общем случае гаргрот - обтекатель. Я имею в виду следущее. Если коэффициент лобового сопротивления шара равен 0, 4, то после добавления к нему заострённого "хвоста"...для придания каплевидной формы, сопротивление уменьшится в восемь раз. Примерно для таких целей и служил гаргрот изначально. Затем, с увеличением количества "начинки" самолёта, естественно этот полезный объём стали использовать.
У Як-3 вместо гаргрота каплевидный фонарь.....прикинули, сопоставили....В СОВОКУПНОСТИ оказалось оптимально.
Eduard_AB
Старожил форума
11.01.2013 00:36
korvl22001:
У Як-3 вместо гаргрота каплевидный фонарь...
Да не ВМЕСТО.
Гаргрот как был так и остался, просто стал ниже.
Первоначально гаргрот - это несиловой формообразующий элемент конструкции фюзеляжа.
korvl22001
Старожил форума
11.01.2013 01:41
Eduard_AB:
korvl22001:
У Як-3 вместо гаргрота каплевидный фонарь...
Да не ВМЕСТО.
Гаргрот как был так и остался, просто стал ниже.
Первоначально гаргрот - это несиловой формообразующий элемент конструкции фюзеляжа.
Ну не знаю тогда. Что-то не вижу у Як-3 никакого "несилового формо....", сечения хвостовой части цельные, без выраженного гаргрота....всё делали для облегчения, чтоб скорости добиться. Если вы называете это гаргротом, спорить не буду....там есть незначительный перепад высот шпангоутов перед и за фонарём...но по ширине он (перепад) охватывает ВЕСЬ фюзеляж....а гаргрот (в нашем понимании, о чём тут говорим, "обтекатель") обычно служит продолжением фонаря...а фонарь УЖЕ фюзеляжа и за ним нет ярко выраженного обтекателя. Тогда тут гаргротом можно назвать вообще весь фюзеляж от заднего обреза фонаря и до киля.
Eduard_AB
Старожил форума
11.01.2013 10:28
korvl22001:
Ну не знаю тогда. Что-то не вижу у Як-3 никакого...
Выше специально в одном сообщении акцентировал, что у Bf-109 гаргрота нет, а у Яков как был так и остался. Чтобы лучше понять посмотрите конструкцию Яков в чертежах. Например в статьях в "Моделисте-Конструкторе" за 80-е годы. Или еще лучше в книге "Первый Як", там достаточно подробно по развитию конструкции. Можете для примера посмотреть англицкий "Харрикейн".
Там и гаргрот и обтекатель фонаря. :)
Вообще это хороший пример как термины подменяются "понятиями", а потом используются достаточно произвольно. В общем, как живем не по законам, а по понятиям, так и говорим.
АВЛ
Старожил форума
11.01.2013 10:35
korvl22001:
Т.е. если на СМ поствить увеличенный гаргрот (без увеличения массы топлива), то...аэродинамика будет несколько хуже...но это не отразится на пилотажных характеристика (или отразится очень незначительно)
Браво))))))
priladibudivnik
Старожил форума
11.01.2013 22:34
Если нужно прокинуть жгут проводов из головной части к хвостовой, не прокладывать же его внутри РДТТ?
Вы знаете, прокладывают. Не в заряде, конечно, но в корпус заматывают. Несколько образцов ленточных кабелей для этой цели в лаборатории имелось. Фторопластовая изоляция, с двойным экраном...
korvl22001
Старожил форума
17.01.2013 07:01
Eduard_AB:
korvl22001:
Ну не знаю тогда. Что-то не вижу у Як-3 никакого...
Выше специально в одном сообщении акцентировал, что у Bf-109 гаргрота нет, а у Яков как был так и остался. Чтобы лучше понять посмотрите конструкцию Яков в чертежах. Например в статьях в "Моделисте-Конструкторе" за 80-е годы. Или еще лучше в книге "Первый Як", там достаточно подробно по развитию конструкции. Можете для примера посмотреть англицкий "Харрикейн".
Там и гаргрот и обтекатель фонаря. :)
Вообще это хороший пример как термины подменяются "понятиями", а потом используются достаточно произвольно. В общем, как живем не по законам, а по понятиям, так и говорим.
Ну у Як-3 гаргротами назвали верхнюю и нижнюю части фюзеляжа, придающие ему овальную форму. Т.е. сам фюзеляж без них просто не может обойтись, т.к. представляет из себя прямоугольную конструкцию, ферму типа стрелы крана, а нужен овал. В этом случае гаргрот "дополняет" фюзеляж до целого. Эти гаргроты по сути часть фюзеляжа, хотя и не силовая, но без не обойтись. Обтекателя фонаря нет, по сути гаргрот продолжает профиль носовой части (сечение, уменьшающееся к килю). А гаргроты как на МиГ-21 немножко другие функции выполняют. Без них можно обойтись, найдись объёмы внутри фюзеляжа....они ВЫСТУПАЮТ за контур фюзеляжа, в этом их отличие от гаргротов, которые ДОПОЛНЯЮТ прямоугольную раму до овала. Вы правы конечно, то и то гаргроты, но назначение совершенно различное. А журнал не нужен, я хоть и не лажу никогда по поисковикам, сейчас посмотрел...делал модель в своё время, но вместо стальной прямоугольной рамы хв. части фюзеляжа были шпангоуты по сечениям, поэтому не врубился про "верхний" и "нижний" гаргроты.) Просто вылетело из головы, что у веретенообразного ( и сплюснутого) фюзеляжа, у которого ничего не выступает за контур, может быть гаргрот.
korvl22001
Старожил форума
17.01.2013 07:14
Вдогонку. На Як-3 гаргроты ВПИСАНЫ в сечения фюзеляжа и улучшают аэродинамику, а гаргроты выступающие за сечение, ухудшают аэродинамику, и вообще любые обтекатели. Ну и....без гаргротов на Як-3 вполне можно обойтись, сохранив наружную форму хвостовой части фюзеляжа и изменив внутреннюю конструкцию. Т.е. внешне, не зная конструкцию силового набора, сказать есть или нет гаргрот на Як-3 нельзя, на МиГ-21 можно....он виден визуально.
DAOS
Старожил форума
17.01.2013 17:15
Гаргрот - обтекатель. Т.е он не участвует в восприятие сил и моментов, действующих на ЛА. Пример с Як-3 и Bf-109-ым очень удачен для понимания. Так как конструкция фюзеляжа в них отличается принципиально.
В Як-3 основной силовой элемент конструкции - пространственная ферма, конструктивно состоящая из труб. Для придания аэродинамической формы, ферма по бокам зашита фанерой, а сверху и снизу установлены обтекатели (гаргроты). Все виды нагружения воспринимаются именно фермой.
В Bf-109 фюзеляж представляет собой замкнутую оболочку, состоящую из работающей обшивки и продольно-поперечного набора (шпаногуты и стрингеры). Такое решение позволяет в одной конструкции объеденить две функции - силовую (оболочка вопринимает все виды нагружения) и аэродинамическую (оболочка формирует необходимый аэродинамический контур)
На МИГ-21 в основе конструкции фюзеляжа лежит облочка с работающей обшивкой и продольно поперечным набором. Аналогично Bf-109-у такая конструкция работат на все виды нагружения. Для того что бы не делать в ней вырезы (это ведет к увеличению веса) проводку управления вынесли за пределы оболочки и прикрыли "легкосъемным" обтекателем - гаркротом. В более поздних модификациях роль гаргрота выполнял накладной топливный бак.
Задумчивый
Старожил форума
17.01.2013 20:34
2 DAOS:
Т.е. можно сделать вывод, что у Bf-109 фюзеляж легче, чем у Як-3 (по аналогии с автомобилями с рамным и несущим корпусами)?
priladibudivnik
Старожил форума
17.01.2013 21:11
Судя по по полетным массам, наоборот.
DAOS
Старожил форума
17.01.2013 21:24
Теоретически - ДА.
Чем больше строительная высота тем больше имеет приемущество ферменая конструкция.
Строительная высота сечения Як-ка (ферма) значительно меньше чем у оболочки Bf-109го. Т.е конструкция В.Мессершмитта более эфективна в весовом отношении.
Но на практике не все так однозначно.
Eduard_AB
Старожил форума
17.01.2013 22:57
Задумчивый:
Т.е. можно сделать вывод, что у Bf-109 фюзеляж легче, чем у Як-3 (по аналогии с автомобилями с рамным и несущим корпусами)?
DAOS:
Теоретически - ДА.
Як-3 / Bf-109 находятся примерно на границе, разделяющей преимущества наборной/монококовой конструкций.
Видимо, это можно назвать гаргротом)), но зачем он вдруг? на фотографии этого борта , сделанной в окт прошлого года- никакого такого "горбика" нет. Летаю довольно нередко - впервые вижу самоль с такой причудой.
Ослик
Старожил форума
06.06.2014 11:40
Похоже на обтекатель антенны широкополосной спутниковой связи. На борту, случайно, не предлагали доступ к интернету и сотовую связь?
Велоцираптор
Старожил форума
06.06.2014 12:08
2 Ослик:
Есть такая версия)) Да, предлагали, ТСО усиленно рекламирует, что модифицирует свои борты , добавляя технику под инет.
НО! Ответьте тогда на такой вопрос: почему на таком же 737-м, котрым я летел на стыковку во Внуково из Алматы - такого горба не было, но интернет там тоже был?
retro_80-th
Старожил форума
06.06.2014 16:28
А вот Bf-109 с этим самым гаргротом, ухудшающим обзор, до конца войны пролетал - и ничего. Правда, остекление фонаря было приличным по площади.
А у Bf-109 понизить его было попросту некуда, на мой взгляд, это был не гаргрот, а по существу силовая констукция фюзеляжа такая за кабиной.
ЛаГГ-3 66-ой серии тоже до окончания 2МВ пролетал с гаргротом. Не стали даже понижать по подобию Ла-5ФН -:)
ИМХО, что со 109-ым - что с ЛаГГ-ом: просто не стали заморачиваться с глубокой модернизацией конструкции фюзеляжа у "неперспективных образцов".