Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

МИ-4..

1 пользователь сделал закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..567..2223

navigatordor
Старожил форума
03.01.2013 21:59
SERDG-спасибо за понимание, но там, по-моему, не 5 рассказов получается, а такая небольшая брошюрка страниц на 50.Жалею об одном-не было тогда под рукой видеокамеры , но кинокамерой "кварц-2"много чего заснял.К примеру, очередное "падение"на авторотации с выключенной муфтой с точки 2223, к примеру, или с других горушек, но по своей раздолбайской натуре до сих пор эти пленки где-то валяются НЕПРОЯВЛЕННЫЕ.Дело, наверное в том, что это на х-й никому не надо, как и все последующие уже видеосюжеты со всего нашего земного шарика будучи навигатором на ИЛ-86 и ИЛ-96 .Даже родным детям.И только родственная душа, которая все это пережила, поймет и оценит это все.Или я не прав?
SERDG
Старожил форума
03.01.2013 22:01
Да, действительно.Мы работали в 79-81м.Группа оплаты тогда уже была 6я.
Под балку подвешивалась здоровенная "сигара", которая улавливала тяжёлые металлы, до 7ми элементов, как говорила наука.Титан, вольфрам и еще чего-то.Устанавливался РВ-2(штатный стоял РВ-5).Елозили на 50м.+ - 5, остальное брак.На сопках это выглядело так.Подходим на скорости и полезли на склон.Как только кэп ж..пой почувствовал, команда отваливаем, штурман засекает точку.Разворот, разгоняемся, подходим к этой точке и опять наверх, до следующего отворота.И так до вершины.Штурман сидел на правой седушке, это так.Второй внизу с бумажками.Ну а бортмех тоже возле бака.Когда наверх начинали тянуть, душа в пятки уходила.
Когда готовились к работе, инструктировал лётчик(фамилию уже не помню на Ю..кажется))летавший на Памире.
"Если чихнёт двигатель, левая нога и кладёшь на правый борт на склон.Больше возможности не покатиться и хоть кто-то уцелеет"Примерно так.Я ещё пацаном был, слушал этот брифинг и волосы дыбом.Я потом на больших и очень больших много лет.Когда рассказываю, народ не очень-то верит.
mi4_35
Старожил форума
03.01.2013 22:16
2navigatordor:
Может пора проявить пленки? Не думаю, что это сложно

Я брал с собой в училище 8 мм кинокамеру, много снимал, даже прятал в трусы на прыжках :). потом проявили, перекинул все в цифру, получилась Дивидишка на час с лишним, выложил в интернет на Одноклассниках. Те кто в теме - очень сильно благодарили, хотя все это сейчас смотрится как кинохроника времен гражданской войны.
SERDG
Старожил форума
03.01.2013 22:17
Да, Евгений, у меня тоже много киноплёнок пропало.Даже проявленных.Кое-что переснял на видео(плёночное)теперь надо оцифровать.Но качество, чую, будет уже никакое.
Но это, действительно, интересно тем кто в теме.Правда думаю и сыну будет интересно.Он уже КВС 737.Хотя....поколение лётчиков уже совсем другое.
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
03.01.2013 22:19
опс, ошибка, написал с логина отца....

НА самом деле это от меня

2navigatordor:
Может пора проявить пленки? Не думаю, что это сложно

Я брал с собой в училище 8 мм кинокамеру, много снимал, даже прятал в трусы на прыжках :). потом проявили, перекинул все в цифру, получилась Дивидишка на час с лишним, выложил в интернет на Одноклассниках. Те кто в теме - очень сильно благодарили, хотя все это сейчас смотрится как кинохроника времен гражданской войны.

bliznetch
Старожил форума
03.01.2013 23:14
Мой отец был инженером отдельной эскадрильи на Ми-4.Самые лучшие воспоминания про эту машину.Под Владимиром - Сокол.
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
03.01.2013 23:24
2navigatordor:

Попробуйте, возьмет да получится
navigatordor
Старожил форума
03.01.2013 23:31
SERDG ! К сожалению, или , к счастью , сын не окончил УВАУГА И , естественно никак не сможет исполнить мечту отца-слетел с 3-го курса , что интересно, ни по пьяни , ни по дебоширству, а просто проспал сессию в прямом смысле, так что династии авиаторов у нас не предвидится-может, оно и к лучшему-черт его знает! Привет! Я тебя пока не угадал .
Старый рыглан
Старожил форума
04.01.2013 00:12
Пленку 8-мм кинокамеры через 35 лет проявить невозможно. Увы и жаль. Хотя попробовать можно - вдруг чудеса случаются...
SERDG
Старожил форума
04.01.2013 00:32
2navigatordor:

Скрывать нечего.После Чукотки ЦУМВС в 90м Б\И ИЛ-76, потом ДС-10.В 05м ТСО Б\И 747.
А пацана твоего жаль, что не закончил.Там конечно не сахар был.Мой упирался как папа карло.
И преподы наезжали и военка.Но пахал наизнос.Курсовые делал за себя и того парня.Я предупредил.Я рядовой Б\И.Ничего сделать не смогу.Где-то проколешься-пипец.
Ну вот, так примерно.Учил инглиш, ходил на курсы МВЛ.Пришёл в А\К через полгода взяли.
Ну а дальше сам себе режиссер.
navigatordor
Старожил форума
04.01.2013 11:33
SERDG-Я с 89-го по 07-й-вЦУМВС-АЭРОФЛОТЕ, так что у нас много общих знакомых, но это-отдельная БОЛЬШАЯ тема.А вот съемщиков МИ-4, похоже, маловато осталось, да их и в70-е было на весь Союз не более сотни -работенка -то эксклюзивной была-таки.А посему-всем бывшим комикадзе-хулиганам-злостным нарушителям НПП, РЛЭ и других руководящих документов(а иначе работать было невозможно)-отважным пилотам, штурманам, б/мехам б/операторам-опять же-почет и уважение!
Viktor49A
Старожил форума
04.01.2013 11:58
Доброго здоровья всем присутствующим !
У нас есть бывший командир "Четверки", опытнейший пилот но очень скромный и немногословный человек. Он этот тип съемки изучил на своей шкуре =:)
Не могу никак вытащить его сюда.
mi4_35
Старожил форума
04.01.2013 12:08
1967 год, при посадке на вулкан Козельский около Петропавловска КВ Хроленков Иосиф Наумович садился по ветру и сломал стойки колёс.
Прилетели с инженерами, всё осмотрели и я ему говорю, садись на мою машину, а я на твою и полетели на аэродром. Пришел, доложил КОО Наседкину, тот сказал - разбирайтесь сами.
Я разобрался, собрал на разбор всю эскадрилью, а было больше 50 человек и выступили все командиры, а их человек 25 со своими предложениями. Решили дать Хроленкову строгий выговор, и я ему говорю - готовься и лети на следующий день в Тиличики за 900 км в командировку. Он и улетел. Меня вызвал через неделю КОО, видно забыл, что сказал нам самим разбираться и говорит - вызывай Хроленкова, будем разбираться. Я – так как можно, он с выговором работает уже неделю в Тиличиках. Поорал, но Хроленкова не отозвал, а мне дали выговор за неправильную методику обучения, но не сильно переживал, их у меня было уже 17 штук.
Одним больше – одним меньше 
Viktor49A
Старожил форума
04.01.2013 12:21
2mi4_35:

Ну и правильно: Пусть искупает вину работой, и правильно, что услали подальше от большого начальства ;)
А то ОНО махнет шашкой, не рассчитав силу, ещё и голову прихватит...

mi4_35
Старожил форума
04.01.2013 15:48
2navigatordor:
Добрый день, Навигатору.
Я работал КВ Ми-4 на поисковой спектрометрической съемке более 10 лет в Хабаровском Крае. В составе экипажа обязательно штурман, без вторых. Магнитометр цепляли на балку, спектрометр внутри фюзеляжа. Вроде это был кристалл йодистого калия или натрия. Высота полета с магниткой до 300 метров, а со спектрометром кондиционная высота чем ниже - тем лучше, но не выше 90 метров, выше брак.
На сопки лезли пока хватало мощности и скорости, потом отворот. Это все без команд, операторы сидели в фюзеляже, у них высоту и скорость писал отдельный прибор. Второй оператор фотографировал начало и конец маршрута, и характерные точки на маршруте, контролировали штурмана. Фотоаппарат крепился под фюзеляжем и назывался "рыбий глаз", угол захвата был 120 градусов.
mi4_35
Старожил форума
04.01.2013 15:51
Кстати, про съемку

1973 год. Работали на съемке, базу себе устроили на берегу речки Уда. Жили в палатке. Нужно зачем-то лететь в Экимчан, может жена прилетела на побывку или еще что-то, не помню. Через время прилетели назад, и предстала такая картина: всё разбросано, разорвано, был ящик со сгущёнкой - все до одной банки разодраны и выдавлены. Несколько ящиков с тушенкой и ни одной не испорчено. Конечно – медведь, но как он определил, где молоко, а где мясо - до сих пор не знаю, банки - то все железные, а говорят, медведи читать не умеют. Врут
кокпит
Старожил форума
04.01.2013 16:01
а говорят, медведи читать не умеют. Врут
Улыбнуло...
navigatordor
Старожил форума
04.01.2013 21:54
НЕЗАКОННАЯ ОХОТА-1.ЗИМА1976 база-Нихнеангарск.Магнитка.Идем на базу после работы .Юхнее СЕВЕРОБАЙКАЛЬСКА км 10-15-хорошее стадо олешков, ну и давай их отгонятюь на полянку, а они все норовят в лес, короче, гоняли-гоняли долго -одного все же настигла пуля нашего снайпера-моториста.Глядь на топливо, а его тю-тю.Доп бочка уже выкачана-пустая.Если напрямую лететь-км35 будет, да еще через горушки-распадки . Решили по-длинному-курс на берег Байкала км10-15, а там-по зимнику 30 км порулим колесами-лед позволял уже.В общем, выскочили на зимник и поехали-машины, правда, мешали маленько-мы их слегка были вынуждены облетать-они же с перепугу норовили съехать на обочину, которой нет.В общем, подпрыгнем-облетим, и опять на лед.Хватило нам этого позора на пол-километра примерно.А затем КВ, стрельнув у меня папироску "беломор"ф-ки им.Урицкого, после того, как бросил больше года назад курить, решил прекратить этот цирк и , уйдя с зимника в сторону поползли метрах на2-3х, чтобы не так больно было падать.В общем, доползли, да еще на режиме, осталась одна малость-перелететь улицу, чтобы не загреметь на чью-либо крышу, в общем, KВ , проявив все свое мужество и мастерство, пройдя между крышами огородами, мягко приземлив нашу усталую и опозоренную ласточку на центр ВПП, да еще прорулив нагло и гордо до стоянки метров 100, где и благополучно САМИ выключились.Cолько там оствалось-не помню, но наш техник и снайпер-моторист укушались вместе с нами хорошим питьевым спиртом, хваля наш топливомер. А олешка нашего посетили через 3 дня-погоды не было.Волчары позорные оставили нам только рога да копыта с косточками./РАССЕКРЕЧЕНО В СВЯЗИ С ДАВНОСТЬЮ ЛЕТ./
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
05.01.2013 00:03
2navigatordor:
у меня отец тоже курил только Беломор и именно 2й ленинградской фабрики им Урицкого :)
Какие-то вертолетные папиросы
Viktor49A
Старожил форума
05.01.2013 09:32
Мдаа, уж ! Указатели топлива на вертолетах Ми-4, Ми-1, и Ми-2 - туда же, имеют отличительную особенность - при малом остатке ложиться "на ноль", и постояв там "сколько стрелке в голову взбредет", приподняться чтобы упасть туда же =:)
Рулил и я на Ми-1, не выдержав "пыток стрелкой на нуле", когда до места оставалось километров десять-пятнадцать, да под заход солнышка. Но руление по казахстанской степи на Ми-1, это примерно тоже самое, что голой задницей по булыжной мостовой ехать. Поэтому, не стал мучить вертушку, а высадив пассажиров показал направление движения, успокоив их, что придут они уже ночью если будут телепаться. Закрыл на "секретный замок" кабину (ввернув два болтика ручки двери копейкой), а сам - рванул на компрессорную, чтобы меня не потеряли и не стали звонить в "разные инстанции":)
Viktor49A
Старожил форума
05.01.2013 12:20
.....Нас, четырнадцать недавних выпускников Кременчугского лётного училища, постепенно ввели в строй вторыми пилотами вертолета Ми-4 и вскоре, мы полностью влились в бурную жизнь вертолетного отряда авиапредприятия, с непривычным для непосвященного уха, названием "БОАО ВС ГА", что расшифровывалось как «Бурундайский Объединенный Авиационный Отряд Воздушных Съемок Гражданской Авиации»

Нас определили в лётные экипажи, которым «не хватало третьего», и мы стали полноправными членами маленьких лётных коллективов.
Незаметно пролетел год, пошел другой, а за это время судьба и производственная необходимость, успели познакомить с разносторонним применением вертолета в народном хозяйстве. Ведь отрасль авиации в которой мы работали так и называлась
в то время «ПАНХ». Что расшифровывалось как "Применение авиации в народном хозяйстве".

Об одном из её "употреблений", и пойдет речь ниже.

Мы - возим …рыбу.
Да-да, рыбу, которую рыбаки выловили, а вывезти не успевают - температура наружного воздуха стремительно растёт, а мощностей для перевозки многотонного улова не хватает. Хранить негде. Вот мы и возим на Ми-4, рыбку, через море-окиян под названием озеро Балхаш.

А что, доставляли же мы соль баранам на джайляу (горные луга), почему рыбу не
возить ?! Правда, совсем недавно - всего три месяца назад, возили мы…- .вряд ли догадаетесь что. Опять же рыбу, только, со льда озера Алаколь.
Лёд огромного озера уже вовсю «дышал» и рыбколхоз побаивался посылать людей даже на «санно-лошадной технике» на вывоз большого зимнего улова.
И мы вывезли таки, эти несметные рыбные запасы в морозильные хранилища рыбколхоза, хоть при этом - не только провоняв вусмерть, затекшей во все мыслимые щели пола жидкостью сочащейся из мешков, но и объевшись рыбными блюдами, которые готовила мастер этого дела и прикрепленный к нашему «Дому заезжих» симпатичный и проворный поваренок, по имени Гуля.
Мдаа.
Viktor49A
Старожил форума
05.01.2013 12:24
А теперь - лёд сошел, и как я уже говорил выше - нам приходится напрягаться, чтобы вывезти рыбу из текущих хранилищ рыбколхоза на южном берегу соседнего с Алаколем, огромного, пресно-соленого озера-моря Балхаш.
Путь до «рыбзавода» и обратно, занимает двадцать - двадцать пять минут.
Первые полёты через воду делали на шестьсот метров.
Потом - «съехали» до четырёхсот, а вскоре, махнув рукой и сняв тесные "спасжилеты", стали носиться туда-сюда, на родимых "ста истинной", таких привычных всем вертолётчикам.
Грузим тонну, во всяком случае, говорят что грузят тонну.
Это - двадцать-двадцать пять мешков, с рыбкой "под разным названием".
Мы пропахли ею насквозь по моему. Даже тело стало пахнуть рыбой, хоть и моемся регулярно.

Живём в «рыбколхозе» на на северном берегу, рядом с небольшим аэропортиком "местных воздушных линий" у посёлка Саяк.
После нескольких рабочих дней и бурных «аэрофлотовских» ночей, чтобы не мешать народу «расписывать пульку», съехал я из комнаты на сорок мест в гостеприимной глинобитной общаге "конструкции сарай" рыбколхоза, и теперь, живу в крохотной пристройке "дома начальника" - в двухместной «комнате для пилотов», в таком же крохотном аэропорту.

Аэропорт "состоит" из выкатанной колесами Ан-вторых каменистой полосы в редкой траве полу-степи, полосатых жестяных пирамидок обозначающих её начало и конец, полосатого же, выцветшего и истрепанного местными ветрами "колдуна-буреуказателя" и аккуратно побеленного домика начальника, с антенной УКВ-радиостанции на крыше...

Кстати, «Сарай» с казахского переводится как «дворец». Так то вот !
Домик где мы живём, стоит прямо на берегу озера и замотанный работой не замечаю ничего кроме ужина и кровати вечером, а ведь надо ещё и документы оформить.
«Второй лётчик» – «больше бухгалтер чем пилот», само-собой.
Хорошо хоть контроль за загрузкой рыбы, взял на себя бортмеханик - расторопный мужичок по имени Валера, хоть и зовём его "Тимоха".

День за днём мотаемся туда-обратно. Туда - порожняком, назад - крепко затаренные.
Еле взлетаем с передних колёс, вдоль песчаной косы. Поддерживающая и помогающая вертолёту над земной поверхностью «воздушная подушка» отбрасываемая несущим винтом, над водой – исчезает. Поэтому, «брея винтом» редкую травку на косе и вздымая тучи песка, энергично разгоняемся и потихоньку набирая высоту вдоль барханов, идём десять-пятнадцать минут. Идем в наборе и одновременно "сокращаем" опасную ещё ледялой водой траекторию, превращая её, "в более подходящую".
А там, можно уже и снижаться.
Viktor49A
Старожил форума
05.01.2013 12:30
Разгружают нас "моментом", в считанные минуты. Что значит - спецы своего дела !
И несемся обратно - «порожняком», так, словно кто-то за нами гонится.
Туда-назад, туда-назад.
На обед - на заправку - в порт.
И так, незаметно пролетает ещё один день пахоты здесь.
А завтра - всё повторяется - один в один…
Мелкий, как просеянный песок - везде: в кабине, в карманах брюк, на теле, на зубах, даже в ушах. Но привыкнув к этой работе уже не обращаем внимания ни на что. Даже вонь, идущую из салона, к вечеру иногда не чувствуем.

А вот мы здесь, - "явление" необычное и непонятное для местного рабочего люда выросшего среди песка и рыбы. Для которых вертолёт – чудо, после ржавого-то баркаса.

На каждую нашу посадку и взлёт, люди собираются как в кино: рассаживаются занимая «элитные» места, галдят, ругаются, смеются.
А мы - смотрим на них как на инопланетян, живущих среди этого пекла, вони тухлой рыбы, полчищ комаров ночью и лачуг-времянок на берегу.
Я, наверно сдох бы, здесь, на второй же день.

Кабина пилотов расположена высоко над землёй - метрах на двух с половиной, и обзор отсюда - просто превосходный.
Вот молодая женщина, прижимает к себе девчушку лет пятнадцати-шестнадцати и делает пальцем одной руки и "колечком из пальцев другой", недвусмысленные знаки, мне, предлагая "живой товар".
Смеётся, когда в ответ я "строю" из пальцев решётку.
Тогда, она показывает на себя и снова смеётся, демонстрируя белоснежные зубки.
- Чем они их чистят, что они такие белые ? - пытаю Тимоху.
- Да они и не думают их чистить – отвечает. Они - просто тщательно полощут рот после еды. Это у них обязательная процедура, а зубы - от природы такие.
- Ну надо же !- удивленно качаю головой.

Я познакомился с хозяином моей "Гостиницы" - начальником аэропорта, Айдаром, и вечерами, сделав «уроки», калякаю с ним о житье-бытье.
Он говорит по-русски совершенно без акцента - сказывается жизнь в учебных подразделениях, когда они, начальники вот таких крошечных портов собираются на курсы повышения квалификации. И курсы эти могут быть, где угодно - хоть в Новосибирске, хоть в Ташкенте.

Айдар живет здесь с рождения, а недавно обзавёлся семьёй. Дети - их несколько, закалённый народ - ползают по голой земле нагишом, а ведь земля здесь утром очень даже прохладная и, «хоть бы хны».
Нашим изнеженным ребятишкам такой суровый вид существования не пришёлся бы «по вкусу» и «не прошёл бы даром».

Айдар сетует на отсутствие приёма хоть каких-нибудь программ стареньким телевизором с нарисованным белой краской инвентарным номером на боку, и на сломанный начисто моим «предшественником, по «гостинице», радиоприёмник.
Объясняю ему, да он и сам понимает, что расстояние до его жилья от ближайшего телецентра - слишком велико, чтобы можно было уверенно принимать телесигнал.
А вот радиоприёмник - обещаю починить, как только выберемся в Балхаш.
Viktor49A
Старожил форума
05.01.2013 12:38
Я впервые ощутил на себе благотворное влияние огромного озера, протяжённость которого не одна сотня км. Причём, одна его сторона - солёная, а другая - пресная. «Уникум природы» - можно сказать.
Здесь, удивительно спокойно себя чувствуешь несмотря на малонаселённость мест, что нисколько не тяготит.
По вечерам брожу по берегу, и наслаждаюсь чистым ветреным воздухом, наполненным запахами подводной жизни - водорослями, рыбой, и ещё чем то неуловимым, незнакомым, но постепенно становящимся привычным. Можно просто часами, сидя на берегу, наблюдать за изменчивым природным феноменом - "характером", если так можно сказать, озера-моря.

Погода может поменяться в течении считанных минут:
...Только что светило солнышко и зелёные волны с легким шорохом накатывались на покрытый галькой берег. Чайки носились над прибрежными волнами, но вот уже темнеет на глазах небо, и стихает ветер.
На воде - зеркальная гладь. Ни птиц, ни живой души на берегу.

Вдруг, резко налетает из ниоткуда, ураган ! Чернеющее небо разряжается молниями, волны, пенясь, начинают накатываться на берег поднимая волну всё выше и выше.
Вода становится белой у берега и чёрной вдали, лишь бегущие в никуда гребешки волн, светлые. И начинается такая кутерьма, что становится не по себе !

Я - прячусь в доме, и сквозь окно наблюдаю за вакханалией на море.
Что интересно… так это то, что всё может закончиться через тридцать минут - так же быстро как и началось, а может бушевать и до утра.

Зато утром, на берегу можно найти всё что угодно - от раздолбанной рыбачьей лодки и обрывков сетей, до наручных часов или штанов, оброненных кем то в море и по воле судеб вынесенных прямо к нам.
После бури, на берегу и возле него, лёгкая волна лениво и редко набегает на пологий уклон.
Восходящее солнце - чертит багряную дорожку и всплёскивает рыба, видно делая утреннюю зарядку. А может-быть щука не даёт дремать, и заставляет делать «ноги».
Вдали, тянется и уходит, теряясь, продолжение берега.
Темнеют на востоке холмы и горушки. Там - мы ещё не были.

Здесь хорошо и легко думается, и гуляя, приходят в голову самые неожиданные идеи, вплоть до конструкторских замыслов по постройке «ромбической радиоантенны», - громоздкого сооружения для сверхдальнего приёма телесигнала. Я смутно помню её чертеж, требующий площади 50 на 50 метров и четырех мачт, высотой под десяток метров.

Рассказываю Айдару, и он, неопределённо и смущённо кивает головой: …кроме необъятных свободных площадей для антенны, больше ничего нет.
Viktor49A
Старожил форума
05.01.2013 12:48
Купил необходимое для ремонта будучи в Балхаше, и вечерами крутим ручку настройки радиоприёмника, ловим что-нибудь развлекательное. Эфир просто забит музыкой, речью, морзянкой, тресками, шорохами, настолько ощутимыми, что кажется исчезнут звуки и жизнь остановится.
Оформляя «бумажки» не замечаю как приходит ночь. Темнеет здесь долго - пока не исчезнет горизонт, и тогда на эту землю "резко" приходит ночь.
Лампочек наружного освещения нет, поэтому в двух шагах от дома в сторону «удобств», если "приспичит" ночью – хоть на ощупь иди. Я «присобачил» к комнатной лампочке рефлектор от автомобильной фары, и в "такие моменты" направляю луч в окно, в сторону поля - становится гораздо светлей, что мне и нужно.

Очень здорово здесь, когда ночь лунная. Просто волшебно красиво !
Огромная луна выплывает из-за края земли на юго-востоке, и постепенно поднимаясь по небосклону, причудливо и быстро меняет ландшафт вокруг.
Вначале серебристая, длиннющая лунная дорожка, «делит» водную гладь. Затем, вокруг становится светлей, и проявляются берег возле дома, и посёлок.
Ещё чуть-чуть, и уже виден мрачно чернеющий вдали полуостров, сильно выдающийся в море.
Поверхность воды начинает сверкать и серебриться мелкими звёздочками, словно под водой - включили иллюминацию.
Ветра нет, и постепенно приходит ощущение, что это не вода перед тобой на полсотни километров, а огромное поле - серебрится ковылём.
Небо настолько чистое, что отчётливо видны мириады самых крошечных светил, свет которых иногда затмевает, медленно плывущий по небу искусственный спутник – одинокий странник среди звёзд.

Ранним утром бегу к вертолёту - сегодня моя очередь запускать и прогревать винтокрылую машину, и я сижу на высоченном троне, в рычании движка, среди приборов и тумблеров.
Отсюда - хорошо видно как уходят на лов рыбацкие лодки или шаланды: ...гуськом, друг за другом, задрав нос и опустив корму.
Вдалеке "размытым фоном", виднеется тёмный силуэт какого то небольшого корабля.

Вскоре - "движок" прогрет. Короткий "рык" захлебнувшегося остановкой мотора, и, снова тишина. Только ровно гудят телефонные провода, по дороге к домику.

Мне так знаком этот звук, из моего детства.

Viktor49A
Старожил форума
05.01.2013 12:55
Однажды совсем пацанами мы глазели, как вдоль единственной улицы нашего села, роют ямы похожие на могилы - уж больно форма ям для столбов на которые потом натянут сеть проводов, была похожа на свежевырытые могилы. Вскоре, установили столбы, натянули провода на стеклянные красивые штучки и мы, прислонившись ухом к свежей древесине, заворожённо слушали "пение проводов" на круглогодично не стихающем ветру.

Мне машет от домика Айдар. Оказывается для нас, пришла радиограмма: экипажу такому то, перелетать в Аркалык.
Ясно. В Аркалыке, ещё сходит тая, снег, и образует разливы воды сравнимые по территории с большими озерами. Бывает и так, что вода отрезает дорогу дальше, путнику, оказавшемуся в этот период вдалеке от дома.
Вот и будем дежурить, в этом огромном районе по "аварийно-спасательным делам".

Ну что ж, вперёд ! Ещё один рейс и, собираем манатки; а «собраться нам - только подпоясаться», и вскоре рокоча всеми четырнадцатью цилиндрами, споро идём в аэропорт города Балхаш.
Там - делаем хорошую баньку, ужин, и с рассветом заправленные «под самые пробочки», держим курс "На Аркалык".
В тех местах я ещё не работал - посмотрю: мне ведь всё интересно, как молодому барбосу. Ожидание нового, неизвестного, занимает мысли, а командир видавший всякое за свои тридцать пять, уже ничему не удивляется однако.

Думает наверно: Дадут ли нам аванс в бухгалтерии аэропорта Аркалык, или не дадут ?
Мы ведь пробыли в командировке около месяца и наши финансы сами знаете, что "поют".
- Дадут ! - Мы просить умеем.
Плохо только, что из зарплаты высчитают. Издержки, однако.

Но дежурить нам, долго не пришлось - паводка, обычно сильного в это время года, не будет и нас отпускают «с миром» - домой.
Какое тёплое и ёмкое слово.. "До-мой" !
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
05.01.2013 13:03
Про отвороты на подъёме на съёмке понятно, а ведь спуск то по исполнению сложней во много раз. Переломил машину и пошел вниз и все? Не тут то было. Только пошел с крутого ската, а скорость уже под 300 км, нужно отходить от склона, а значит высота больше и потеря кондиции.
Делал так, на самой вершине доводишь скорость почти до нуля и начинаешь снижение. Пока круто - то скорость 20-30км час и в таком положении спуск, а дальше по мере приближения к концу снижения примерно за 150 метров можно отдать ручку и набирать скорость. Но скорость набирается быстро, а у тебя 150 метров и надо выводить из угла снижения, для этого ставишь шаг на защелку на 10 градусов и выходишь из пикирования коррекцией . Во время перелома внизу вверх шаг взять невозможно поэтому то и ставишь на защёлку. Эта техника выполнения очень сложная, но некондиции нет.
Такой спуск на снижении придумал сам и рассказал ребятам, может, кто так и делал так же. А можно конечно проще – отворотами, но там провалов в работе больше, а у нас 100 процентов, но сейчас думаю, что и здоровья уходило больше.

Я хотел уйти со съёмки, жаловался, что при крутом снижении болят уши. Меня в больницу, в барокамере создали снижение 70 м\сек. и я этот момент пропустил, а нужно было заорать. Потом на сенокосе летал на 90 м\сек, геологи ходили жаловаться к КО, но он сказал - правильно всё. Так и остался на съёмке, хоть мне и надоело уже.
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
05.01.2013 13:10
Господа, еще раз, про Ми-4 - это всё рассказы не мои, а от отца, сам я летал на съемке всего часов 50 и то над Чернобыльской зоной, а там равнина, ну и Ан-2 это не вертолет.
Viktor49A
Старожил форума
05.01.2013 13:18
2mi4_35:
Дааа !
Я в полном восхищении и уважении к Вам Вадим Фёдорович, "снимаю шляпу" - как говорится !
Viktor49A
Старожил форума
05.01.2013 13:42
Легонький Ми-1 был очень чувствительной машинкой, позволяя на посадке пользоваться коррекцией "по необходимости", и если не был нужен максимальный взлетный режим на посадке (при хорошем встречном ветре или на пустой машине)то я и научился работать коррекцией, вводя её ровно на столько, на сколько было нужно чтобы коснуться мягко, площадки.
Когда вернулся на Ми-4, попробовал тоже самое и на нем, в условиях, позволявших это делать - в конце дня при заходе на пыльную грунтовую площадку нашего аэродромчика, и по крутой глиссаде, или с грузом, но при сильном ветре.
Не доводил вертолет до состояния мощной тряски перед зависанием, а снижался с ровной скоростью и без зависания. А подходя к приземлению, по необходимости добавлял коррекцией мощи ровно столько сколько было нужно для плавного снижения и мягкого касания.
Или садясь на пыльную площадку, перед возникновением пыльного вихря выводил коррекцию и более энергично брал шаг, что позволяло садиться без возникновения мощного пыльного вихря.
За это - вначале пороли, потом - отстали, а потом, я ушел на Двоечку =:)
flat
Старожил форума
05.01.2013 17:02
Л Ё Т Ч И К П О М Н И !
1.Максимально допустимое число оборотов в течение 1 мин.-не более 2700
2.Минимальноечисло оборотов при включенной муфте сцепления(малый газ)-550-650 обор. в мин.
3.Максимальнодопустимое число оборотов при выключенной муфте сцепления-1400 обор. в мин.
4.Приемистость двигателя АШ-82В-12 сек.
5.Проверку и опробование агрегатов спецоборудования производить от аэродромных источников электроэнергии или при пробе двигателя при оборотах не менее 1500 обор. в мин. при работающем генераторе.
6.При раскручивании маховика стартера коленчатый вал вращаться не должен.
7.Электростартер можно включать не более пяти раз подряд с перерывами 2 мин.
8.Время включения фрикционной муфты должно быть 17-50 сек.Еслинажатия кнопки включения обороты несущего винта не достигнут 600 обор. в мин., фрикционную муфту необходимовыключить.Повторное включение производить не ранее как через 5 мин.после ее выключения.
9.Раскрутку производить только при неизменном шаге несущего винта.
10.Если давление под кулачковой муфтой после ее выключения менее 3 кг см2, необходимо отключить трансмиссию, остановить двигатель и выяснить причину.
11.При ветре более 10 м. в сек. раскрутку несущего винта и отключение трансмиссии производить только при положении вертолета носом или левым бортом против ветра.
12.При полетах с предельно передней центровкой(когда топлива в баке менее 200л.)взлет, висение и посадку производить только против ветра.
13.Развороты на висении разрешается выполнять с угловой скоростью не более 12 град.в сек.При скорости ветра более 7 м. в сек.развороты выполнять не более чем на 90 град. от направления ветра.

Если кому интересно могу продолжить
Старый рыглан
Старожил форума
05.01.2013 20:49
Интересно, продолжайте! Кстати, а почему при раскрутке нельзя шаг менять? Тряска?
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
05.01.2013 21:26
А кто помнит Ми-1, Ми-4. Альбом по эксплуатации и технике пилотирования 1962

Формат djvu - 73.67 МБайт

http://filebox.od.ua/?file=b68 ...
SERDG
Старожил форума
05.01.2013 21:27
Да , интересно.
Только вот насчёт "4.Приемистость двигателя АШ-82В-12 сек."
Чёт я засомневался.Из далёкого прошлого помнитя цифра 5-7сек.
Может чего-то путаю, поправьте плиз.
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
05.01.2013 22:00
приемистость - стр 22 Ми-1, Ми-4. Альбом по эксплуатации и технике пилотирования 1962

http://img-fotki.yandex.ru/get ...
ТПА
Старожил форума
06.01.2013 01:00
Респект участникам.
Магнитка и гамма-спектрометрия - два разных вида съемки. Хотя, конечно, их можно совмещать. Гамма-спектрометрическая обычно позволяет по гамма-излучению определять наличие урана, тория и калия, плюс еще есть канал суммарного гамма-излучения. Магнитная - только напряженность магнитного поля, это косвенный поисковый признак.
В гамма-спектрометрической мне чуток приходилось участвовать, правда, на Ми-восьмых.
mi4_35
Старожил форума
06.01.2013 11:43
1977 год, район Юдомы Крестовской, лето в Якутии, на маленькой, но быстрой речке нужно было перевезти геологов вниз по речке километров за 20-30. Стали грузить, пара вьючников да начальник остались на второй рейс. Прилетаем вторично и никого нет. Начальник, молодой москвич лет 25, работать начал впервые и решил всех удивить. Сделал плот, погрузил вьючники, оттолкнулся и поплыл. Полетели по речке его искать, нашли, сидит на плоту и подгребает штыковой лопатой. Берега без леса, сели ниже его немного. Он стал работать лопатой быстрее, но его пронесло течением. Опять сели ниже - такая же картина. Тогда завис над плотом и б\м забрал вьючники и его. Говорю, позови его. Механик позвал, а теперь говорю, смотри что было бы с тобой. Плот течением ещё немного пронесло, а потом на пути оказался огромный залом . Брёвна плота поставило вертикально и он ушёл под воду - говорю ему, из такого залома живыми обычно не выбираются. Ему наука. Дай бог живёт ещё.
mi4_35
Старожил форума
06.01.2013 12:01
70е года, Чегдомын.
Был у нас флаг-штурман отряда Ибрагимов. А им тоже нужно летать для зарплаты. Записался ко мне. Полетели на точку где мы уже навозили топлива. Работали на поисковой съёмке, на борту был штурман Валька Еловой. Ибрагимов уже в годах - пока вы летаете я - чайку. Улетели, первый вылет - по времени 3 часа. Прилетели, заправились я возил с собой раскладушку. Отдохнул малость и поехали второй вылет. Прилетели, заправились, попили чаю, отдохнул 5 минут и поехали на третий вылет. Прилетели, быстро говорю заправка и на четвёртый. Ибрагимов стал возмущаться - саннорма дневная 6 часов, я ему - девять можно, а 12 нельзя, нужно работать пока есть погода. Улетели – прилетели, говорю быстро заправка на вылет и домой. Ибрагимов возмутился, видно устал ждать и не дал сделать пятый вылет.

http://img-fotki.yandex.ru/get ...
flat
Старожил форума
06.01.2013 12:03
Продолжаю:
14.Во иэбежанииперехода вертолета на режим самовращения несущего винта при снижении не допускатьуменьшения Рк менее 450 мм.рт.ст. и оборотов двигателя менее 2200 об. в мин.
15.При полетах в перегрузочном варианте крен на разворотах и виражах не более 15 град., высота полета не более 4000 м., минимальная скорость для всех высот 100 км. в час.
16.При полете на режиме самовращения:
-нарушается балансировка вертолета.Вертолет имеет тенденцию разворачиваться и крениться вправо и опускать нос
-полет выполнять только с поступательной скоростью
-минимальная скорость планирования с нормальным полетным весом(7200кг) 90-100 км. в час.Вертикальная скорость при этом 7, 5 м. в сек.Наивыгоднейшая скорость 100 км. в час
-наименьший угол планирования соответствует скорости по прибору 120-530 км. в час и равен 12 град.
-уменьшение скорости планирования от 100 до 50 км в час приводит к увеличению скорости снижения до 11 м в сек и угла планирования до 30-35 град.
- увеличение скорости планирования от 100 до 150 км в час увеличивает скорость снижения до 10, 5 м в сек и угол плангирования до 15 град.
-переход от скорости планирования 100 км в час до 50 км в час происходит за 16-18 сек, при этом высота полета уменьшается на 75 м
-переход от скорости 50 км в час до скорости 100 км в час происходит за 15 сек, с уменьшением высоты полета на 125-150 м
- развороты производить с креном не более 20 град
- не допускать обороты несущего винта более 2400 об. в мин. и менее 2200 об. в мин.
-посадочная скорость с целью тренировки летного состава 70-80 км в час при этом пробег до 100 м
-полным увеличением общего шага несущего винта на посадке перед приземлением можно воспользоваться только один раз
.........
По поводу данных спорить не буду-не в моей компетенции)))))), но своим глазам пока еще верю)))
...........
flat
Старожил форума
06.01.2013 12:11
Инструкции инструкциями, но жизнь есть жизнь
mi4_35
Старожил форума
06.01.2013 19:15
1964 й год, прилетели в Тиличики в Корф. Возили грузы какие-то, не важно. Получаю РД - придет начальник пограничников - работать с ним.
Пришел майор, говорит - около мыса Олюторский долго стояла неизвестная подлодка, ушла, если кого высадила - нужно поймать. Привел солдат, вычертили с ним круг и поехали их расставлять. Всего несколько рейсов. Чем закончилось – не знаю, но позже вручили грамоту.

http://img-fotki.yandex.ru/get ...
Viktor49A
Старожил форума
06.01.2013 19:58
2mi4_35:
Вроде мелочь, а приятно, да Вадим Фёдорович ?:)
И нам приятно видеть, что не забыло родное государство поблагодарить,
за своевременный, действительно необходимый и профессионально выполненный вклад в охрану рубежей Родины, гражданским человеком с применением "воздушной техники".
mi4_35
Старожил форума
07.01.2013 13:30
Работа командира-инструктора не сахар:

1968 год, приехал к нам на Камчатку пилот-инструктор из Кременчуга на заработки. Дело хорошее, на проверку полетел с ним на сопочку 380 метров рядом с нашим аэродромом Халактырка. При проверках всех на неё возил, и Вовка, это его фамилия, тоже. Предложил сесть туда. Стал он заходить и промазал, ушёл на второй круг - с кем не бывает. Второй раз промазал - у меня уже заходили желваки, но когда промазал в третий раз, я не выдержал и сделал для командира непростительное, сказал что он не прав. Правда сразу и пожалел об этом, схватил ручку сделал маленький круг и посадил, отдал ему ручку. Он сам взлетел и сел нормально. Я бы промолчал, но он говорит - показали б раньше - я бы сел раньше. Я ему вежливо - у тебя же все допуски и внетрассовые и подбор, всё есть, а умения нет, я же не могу на все площадки летать с тобой.
Пришли в эскадрилью, он меня сдал, зовет КО, а там и профорг и секретарь парткома и ещё кто-то. КО и дал мне дрозда за мои маты подчинённому. Ну извинился перед ними и перед Вовком.
Сижу, составляю ему экипаж, думаю задание. Второго не помню, б\м полетел с ним Саша Кобзев. Нужно в Усть-Камчатск груз отвести, туда-обратно, проще не придумаешь. Прилетел Вовк и на разборе говорит - экипаж бабники и пьяницы. Стал выяснять, это же обвинения командира, и выяснилось, что экипаж вечером сходил в кино на девять часов, пришли в 23, командир уже спал. Водку никто не пил, но врача там нет.
Сижу, составляю ему другой экипаж, включил не пьющего и не курящего б\м Володю Бреславца, пришел к нам из Иркутска. Куда-то слетали, пришли домой и Володя сразу в санчасть, а там наш фельдшер - Мария Ивановна. Володя ей - в полёте страшно лететь с этим командиром: то переключит в воздухе магнето, то откроет дверь и воет и показал как. Мария Ивановна написала в ЛАМ Хабаровска, Вовка телеграммой вызвали туда и все, он больше не летал у нас.
navigatordor
Старожил форума
07.01.2013 22:07
..."как эдорово, что все мы здесь сегодня собрались..." МНЕ как" молодому бойцу" представляется, что данная ветка движется в правильном профессионально-публицистическом и доброжелательном направлении.Пройдясь по некоторым(веткам), ВИДИШЬ, ЧТО, порой, такая битва прфессионалов(и не только)идет, что и читать бросаешь, и писать не хочется .А здесь-все в тему.Если бы молодежь подключилась, им было бы очень пользительно, как мне кажется , почитать и прокомментировать некоторые истории из нашей прошлой жизни.Ребята, ЖДЕМ ЗВОНКА!Здесь нет провокаторов и подстрекателей! И Дело ведь не совсем в типе вертолета, хотя и тема про МИ-4, а в том , что "МЫ ИЭ ПРОШЛОГО"!А оно, порой, возвращается!
SERDG
Старожил форума
07.01.2013 23:06
Нет, Евгений , мы не из прошлого.Мы были, есть и будем.
Как написал в своей песне мой друг и коллега, капитан Саша Бубнов:
"Бывший лётчик не идёт, он тихонечко летит, правда низко, над землёй"
SERDG
Старожил форума
07.01.2013 23:24
Ну вот ещё одна зарисовка.



Весна на Чукотке по-своему красива.Вроде бы ещё зима, и мороз за 20, и снег не думал таять, но дыхание её уже чувствуется.
Солнце уже светит во всю, и снег искрится так, что без тёмных очков становишься аки крот(снежная болезнь, однако!).
В конце марта прилетают первые птички-пуночки, похожи очень на снегирей, только белые с серыми пёрышками.
Выползают из своих нор евражки(полярные суслики)и песцы, уже начинающие линять, всё больше толкутся возле посёлков в поисках еды и приключений(в основном с местными собаками).Вобщем всё оживает.Оживает и авиация.Начинается работа:заброс оборудования, провианта на точки, затем геологи, буровики, полевые партии и наша основная вертолётная работа-гравиметрическая съёмка.
В один из таких прекрасных дней вылетаем мы на эту самую съёмку километров 150 на юг от побережья Восточно-Сибирского моря.
Солнце яркое, на небе ни облачка, в общем, условия санаторные!
Всрок прибываем на точку.Тёплая встреча с нашими друзьями геофизиками, чай, обсуждаем план работы, маршрут, и за дело.
Перед началом работы нужно "потрясти" гравиметры.Выглядит это так:
Загружаем эти самые гравиметры, взлетаем и "трясем" их минут 30-40 в полёте, затем посадка на реперную точку, где гравитация уже замерена и известна до того как.Там вводятся поправки, записываются данные.И вот приборы настроены.Вперёд, на маршрут!
Эти 30-40 минут мы называли "свободным полётом".Хулиганили, случалось, но в основном это время использовалось для тренировки(виражи, малые скорости, полет на минимальной высоте).
В один из таких свободных полётов, решили мы "облизать" небольшую сопочку в долине двух рек, текущих между грядами сопок совсем уж солидных.Прошли сверху.Обычный "пупочек" метров 100, заснеженный, пестрит оголёнными камнями.Но что это?
Склон сопки шевелится!Вроде не употребляли вчера.Переглянулись, -поняли, что "показалось" всем.
Разворачиваемся, снижаемся и заходим к подножию сопочки.Ближе.Опять шевелится!Ещё ближе.Мама родная!Зайцы!Сотни зайцев начинают уходить от нас по спирали по склону наверх!Вот это да!!!Конечно, на Чукотке зайцы водятся, но чтобы в таком количестве!?В основном они обитают в лесотундре, что на 80-100км южнее этого места.Интересно, что их привело сюда?
Отваливаем от сопки и начинаем баражировать вокруг, стараясь сильно не беспокоить косых.Летаем себе вокруг, приходим в себя от увиденного.Так!А это что за оранжевое пятно?Чуть дальше ещё одно.Подходим поближе.Не может быть!Лисички-сестрички!Да такие упитанные, что будь здоров!Каждая на своей стороне склона пасёт своё стадо зайцевых.Рыжая давай удирать от нас вверх по склону, толпа зайцев несётся ей наперерез почти под 90.И вот они встретились.Зайцы учтиво остановились на мгновение, пропустив помеху слева, видимо в природе свои правила, но пробка при этом создалась нешуточная.Больше мы решили их не беспокоить, да и время свободного полёта подходило к концу, пора было двигаться на контрольную точку.
В то время у меня была кинокамера Аврора-215, электрическая.На морозе, к сожалению, не работала почти.Так что брал я её с собой только летом.Жаль.Кадры были бы бесподобные!
Samivan
Старожил форума
07.01.2013 23:44
Продолжайте, сэр!
Старый рыглан
Старожил форума
08.01.2013 00:57
Может военные вертолетчики подключатся к ветке? Им же тоже есть что рассказать. В частности в детстве и юности, проживая в г.Лиепае (Латвия) часто наблюдал, как с грохотом, на высоте 50-10 метров над береговой чертой летали МИ-4 погранцов, либо ВМФ. Приземлялись прямо на площадку волнореза на выходе из Лиепайского военного порта. Через день- два улетали обратно, где базировались не знаю. То ли в Шауляе, то ли в Черняховске, то ли в Паневежисе. (Шли в ту сторону курсом 180). Очень яркое воспоминание и аппарат эффектный, особенно, когда летело звено.
Viktor49A
Старожил форума
08.01.2013 09:29
Ждем продолжения, от всех "причастных":)
С уважением.
mi4_35
Старожил форума
08.01.2013 12:26
До Ми-4 :)
1956 год, еще По-2, молодой, 21 год.
В Богородске лопнул маслобак, масло струей. Дал РД в ХБР - вышлите маслобак и масло. Проходит неделя, деньги на исходе, ни кого не знаю. Что делать? Недалеко колхоз и время осень, пошел к председателю. Он меня взял на вёсла к мужичку ловить кету, была путина. Нас кунгас завозит по Амуру на 2-3 км вверх и мы сплавляемся, сетка у нас – трёхстенка, длиной 150 метров. Дед выбрасывает сеть, а я держу как надо лодку, потом сдаём рыбу на берег. Бывало, попадало за раз до 150 кетин, как загрузим - вода на 4-5 см от бортов. Кроме кеты попадают осетры, так что уху варили из осетра, а это очень вкусно. Мне председатель в качестве платы давал за рейс туда-сюда одну рыбку на 3-4 килограмма, таким образом я заработал 41 кетину. Приехал тем временем Коля Васильев на По-2 (впоследствии КО 198 отряда в ХБР, это Ил-18 и Ан-24) и привёз мне ведро масла и почему-то бензобак. Спутали или нарочно чтобы меня проверить. Отправил бензобак обратно, стал ждать маслобак. Путина кончилась, но ко мне каждый день приходили новые друзья и не давали умереть с голоду. Короче привезли с ХБР маслобак, поменял его дипломированный техник - он работал в Богородске начальником аэродрома и я улетел. Довёз до дому 35 штук рыбин и два ведра икры.
1..567..2223




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru