Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

МИ-4..

1 пользователь сделал закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1234..212223

aerik
Старожил форума
21.12.2012 06:47
PROEN:
На смену должна была прийти Ми-3, но ее отдали полякам, а сами остались с ....

А Ми-3 - это кто?
Viktor49A
Старожил форума
21.12.2012 08:47
Основной бак "Четверки" - не то на 950, не то на 1000 литров, а дополнительный со специальным перекачивающим электронасосом и позволявшим производить перекачку в полете, на 500 литров. Помню, что полная заправка была 1500 литров (с допбаком).
Командиры имели допуск к отстрелу диких животных и стрелков брали обученных поведению в полете: когда заряжать, как держать ствол, не стрелять в добычу во время крена в сторону несущего винта и т.д.

Есть у меня рассказ на эту тему:
"Крестовый поход или отстрел диких животных"

Мы не успели усесться на стулья, в эскадрилье, утром, как Вите по кличке Моргунчик, немногословному и спокойному командиру «четверки», «выдали»: ..Акимыч, готовьтесь ! Пойдете в Джамбульскую область. Там, говорят, волки порезали тьму овец и надо их «прошерстить». Короче устроить им, крестовый поход, бля.
Акимыч только кивнул головой, словно уже знал: что, куда, с кем и т.д.
Нам нравился этот спокойный и выдержанный командир, особенно в командировках.
Ты - делаешь своё дело, а он - свое, и если за месяц Акимыч вымолвит пару фраз, так это уже будет здорово, и то - если его спросят.
У нас в эскадрилье был ещё один такой же «говорун», как Акимыч, бывший пилот с Ми-1 Гена Е.. Как-то их отправили вместе в командировку - Гена вторым, Акимыч «слева».
Вернулись ребята и снова вместе лететь в следующую командировку почему то не получилось. Так наши остряки моментально придумали причину: Мол, заговорили вусмерть друг-друга, ребята.
Вот Акимыч и мне - «вопросительно кивнул», глядя в глаза: Мол, ты - закреплен за мной, поедешь в командировку, или что ?
Кивнул ему согласно и я, понимая, что он хочет сказать, и невольно подражая командиру. - С кем поведешься - как говорится. Так ведь ежу понятно, чего спрашивают, а Акимычу понятно, чего ты ему отвечаешь, кивая.

Дело было в разгар зимы, и затарив вертушку разным нужным барахлом, от запасных свеч для бортового обогревателя Бо-20, печки для подогрева вертолета, нескольких банок авиамасла до нескольких кило, добрейшего сала сделанного «в тузлуке» - специальном водном растворе соли, когда «главный командировочный наркотик», в кратчайшие сроки становился нежнее пэрсика - мы бодро взмыли утром с ВПП родного аэродрома, и пошли на запад.

Ясный морозный день словно подгонял нас в пути к Джамбулу, солнышком «в хвост».
- И то дело ! Быстрей долетим однако – наверно об этом, молча улыбнулся мне Акимыч.

Порт города Джамбул, станет на время нашей базой, откуда будем уходить километров за триста в бескрайние и безжизненные даже летом, совершенно без ориентирные степи.
Там нас будет ждать представитель или представители «облохотсоюза», с которыми уйдем на север, к одному из дальних отгонов, где ещё примем на борт, чабана, хорошо знающего район.
Здесь, кроме поста метеостанции да пары-тройки постоянных круглогодичных отгонов, ничего и никогда не было, если не считать останки сошедших с дистанции ракет, да небольших оврагов в огромных количествах.
Viktor49A
Старожил форума
21.12.2012 08:51
В этих местах, следуя на одинокую, затерянную в песках метеостанцию на плато, потерялся наш экипаж с Аэн-2. Заблудились ребята и сели на вынужденную зимой.
Всю ночь «гоняли» движок и не дали замерзнуть ни воздушной машине, ни самим к великой нашей радости.
Мужиков нашли, привезли им бензин, и они благополучно взлетели с места вынужденной посадки. Командиру, правда «надрали одно место» и по моему сняли во вторые пилоты.
Но это дело такое: сегодня ты начальник, он ду.. наоборот, и так далее. Как в авиации – проще говоря.

Вот в таких веселых местах, и предстоит нам намотать почти полсаннормы, по плану. Правда, это практически маловероятно из-за времени года, когда световой день короток и погоды, меняющейся здесь со скоростью курьерского поезда.
Да только нам не привыкать, лишь бы печка не «сдохла», потому как дурные морозы в этих районах «подкрепленные» постоянным ветерком 12-15 м\с, быстро выдували остатки тепла из наших «скворечников» - как мы называли кабину пилотов.
И хоть мы и взяли с собой унты, ползунки и тяжеленные шубы, делающие нас совершенно неповоротливыми в тесной пилотской кабине, но перспективу оказаться в степи на «вынужденной», никто из нас даже не держал в голове.

А ведь было такое, несколько лет спустя, северней этих мест. Тогда, замерз второй пилот
Ан-2, потерпевшего катастрофу. Ребят вынудили идти на запасной – ничем не оборудованный портик МВЛ, вместо того, чтобы тянуть их к себе в родной аэропорт Джезказган, где погода резко стала ухудшаться, но зато каждый кустик и бугорок - знакомы.
Вот мужики и шли, практически вслепую, держась «глазами» за верхушки столбов на коварной белизне, пока она не скрыла таки, постепенно начинающееся возвышение и Антон-второй, врезался шасси в снег.
Почему они не пилотировали, «совместно» используя приборы, никто никогда не узнает.
Поскольку точка куда они шли, не имела приводной радиостанции, видимо командир самолета до последнего, сохранял визуальную ориентировку, наверняка зная, куда ведет эта ЛЭП. Не исключено, что понадеявшись на свои силы, он на мгновение отвлекся и не увидел постепенно повышающийся рельеф местности перед ним, в условиях белизны, серого неба и метели, да и приличной скорости.
Его выбросило через фонарь, при столкновении, и убило, замяв под фюзеляж – да простятся ему прегрешения его, и последовавшая вскоре, смерть второго пилота от переохлаждения. Ведь он, как командир, мог настоять, чтобы второй пилот взял с собой теплую одежду в полет, так как летали здесь ребята, над такими бескрайними и безлюдными просторами, что надеяться на быструю помощь в случае чего, не приходилось.
«Второй» спасся благодаря случаю, и тому, что был пристегнут, но к несчастью, на ногах имел всего лишь легкие туфельки. Несколько суток на диком морозе и ветре, прятался парень в ледяном фюзеляже закутавшись в чехлы, пока не нашли – обессилевшего, обмороженного, и увезли в больницу, где он скончался.
В общем серьезные пространства здесь, прямо говоря, а зимой - тем более.
Но мы, намотав себе на «ус» всякими правдами и неправдами, каждый раз прорывались в свой порт, чего бы нам это не стоило.

Мы – это вертолетчики, которым сама воздушная техника помогала своей универсальностью. Иногда, кому то это «стоило» "талона нарушений", иногда - снимали на три-пять месяцев, с летной работы, что мы считали почти "подарком судьбы".
Так уж люди устроены: надеемся, что уж мы то не сплоховав, вовремя и благополучно смоемся.
Viktor49A
Старожил форума
21.12.2012 08:57
Так вот, перелетев благополучно в Джамбул крепко там и «засели» по погоде, вернее из-за её отсутствия, на неделю.
Потом на вторую.
- Так и до весны недалеко - подшучивал бортмеханик, степенный Юра С.
Но вскоре, когда начали подходить к концу запасы «основного продукта питания», появилось «окно», и мы смогли сделать несколько вылетов с вооруженными до зубов, охотниками.
Мы барражировали день за днем, над степями, в надежде засечь «подлых истребителей народного хозяйства», с тем, чтобы дать им отпор и пресечь, т.с., - как Славой Капеэсэс, на «лозунгах нам было предначертано».
Но за три или четыре полновесных вылета на всю заправку, нам удалось наткнуться лишь на десяток-другой корсачков – грязно-бурых подобий казахстанских лисичек.

Когда с обоих сторон вертолета, от нехрен делать или в бессильной ярости охотники выпустили по паре сотен патронов, и набили «трюм» никому и нахрен не нужными, тощими и блохастыми корсаками, Акимыч впервые за столько дней проронил:...А волки-то, Витька, наверно на двух ногах были.
И пояснил видя мой недоуменный взгляд, чем ещё больше меня изумил: Те, что навроде овец порезали. И, опять надолго замолк уткнувшись носом в мягкий ворот лётной шубы.

Следующие пятнадцать дней мы - "летели домой".
Пятьсот кэмэ.
Отлетев от Джамбула, нас на "полдороге" посадили «по погоде» в Ново-троицке, недалеко от ст.Чу, где мы и "доели благополучно", остатки сала, денег, и, едва приоткрылась авиатрасса - понеслись как «сомашедшие» - как говаривал наш авиатехник, домой, бесславно закончив «крестовый поход» против "волчьей братии" «порезавшей» столько овец, что из них можно было «создать» целое стадо.
Да только прав был Акимыч, похоже.

По прилету на базу, на длинную тираду комэски насчет... "небось битком набили «трюм» вертушки волками да огненно-рыжими лисами", Акимыч как всегда - молча, угрюмо и неопределенно, кивнул головой оставив командира в полной прострации: Похоже в нас видели миллионеров, от сданных за денюшку шкур, а мы... почему-то не радовались.

Мы-же, радовались конечно, что прилетели домой, да и что налету хоть немного набрали, среди зимы-то, и это - уже хорошо.

"А волки ?" – спросите вы.
А волки, наверно «поставили в бумагах отметку», что «их всех "отстреляли», и стали жить-поживать, да жирка набирать :)
PROEN
Старожил форума
21.12.2012 09:12
Viktor49A: - "от запасных свеч для бортового обогревателя Бо-20, печки для подогрева вертолета"
- так что ты тут мозги канифолил про "трубой по Бо-10" и "поддон с углями под двигатель"?! Вертолетный вариант графомании Ершова...
Беляев 81
Старожил форума
21.12.2012 09:23
Про вместимость бака не помню. Но цифра осталась, что дозаправляли 700-750 литров в основной бак. Контолировали по топливомеру у второго пилота. На командирское место тяжело было забираться ))))))
И еще в памяти осталась история с тремя мешками муки.
Лето, юг Кузбасса. Жара. На Ми-4 снабжают геологические партии. Загрузили вертолет. пытается взлететь. Не зависает. А площадка по самолетному взлетать не позволяет.
Дверь открывается и три мешка с мукой выбрасывают.
И это повторялось дня три. Командиром был Уфимцев Анатолий Степанович.Погиб в авиакатастрофе под Кемерово в 1974 году. Обрезало вал хвостового винта.
PROEN
Старожил форума
21.12.2012 09:30
Обычная заправка была, по-моему, 800 и плюс доп.бак 400, всего по максиму 1200 литров.
Viktor49A
Старожил форума
21.12.2012 09:42
2PROEN:
Учитывая что вам и Ершов "не авторитет", представляю что, вы о себе мните ;)
На этом - ск
PROEN
Старожил форума
21.12.2012 09:55
Да ничего я о себе не мню (ха-ха), просто не люблю балаболов. А Ершов - это кумир для отставных летчиков и домохозяек.
semen
Старожил форума
21.12.2012 11:32
Заправка была 1500с дополнительным баком плюс заправиться можно было из бочек в любом месте, где эта бочка бала бы, но очень часто бензин приходилось сливать , иногда даже на землю, все дело в приписках было.Налетал 1, 5 часа а написал 4 и нужно лететь на базу, а в баках еще полно топлива, куда его-ясно куда, нужно слить, хорошо если бочки были в тундре, в них слили, на будущее пригодится, а нет бочек , в природу....
Беляев 81
Старожил форума
21.12.2012 11:41
Жалко сливать было.... На УЗУ использовался Б 70. Смешивали в одинаковых пропорциях и все летчиские машины на этой смеси ездили. Чистый 91-й клапана на автомобилях из строя выводил))))
semen
Старожил форума
21.12.2012 12:08
Когда я работал на Чукотке на Ми-4, личных автомобилей практически не было, как впрочем и дорог, по которым они могли бы ездить, а потом на Ми-4 был бензин Б95/130, но и на нем жигуль бегал
Беляев 81
Старожил форума
21.12.2012 12:21
Во... не знал. Думал что и на Ми-4 и на Ан-2 бензин был Б91/115
Viktor49A
Старожил форума
21.12.2012 12:34
Ну вот, пока ходил за пенсией, уже успели обозвать, причем - "из-за угла".

2PROEN:
Я принимал вас за человека, действительно работавшего в системе Аэрофлота "со слегка"
заносчивым и самолюбивым характером. А оказалось - немного проще: тугодумие начинающего авиамеханика на фоне гипертрофированного "эго" - как "единственного, эксплуатировавшего Ми-4 во всем Союзе".
И это бы ничего. Бывает. Если бы не гадили на ветке, позволяя себе легко оскорблять других людей хоть и словесно, находясь при этом - "в маске" да ещё и "вне досягаемости руки". Ай-я-яй ! Только ведь "сколько веревочке не виться, а за конец кто-нибудь да ухватит".

Ну неужели мы, зимой, патрулируя нефтяную трубу будем с собой возить печку для подогрева на всякий случай ? У нас ведь и пассажиры бывали и груз какой-нибудь. А вот вылетая в чужой порт или на оперативную точку на длительное время - конечно брали. И моя работа на Ми-4 не ограничилась описанными здесь двумя полетами :) На этой машине - налет больше полутора тысяч. И за это время где только нас не носило в составе разных экипажей, в которых были и расторопные "запасливые" бортмеханики и рукастые техники и, "наоборот".
И всякое бывало, как и у всех кто действительно работал: И разворачивали "по погоде" и садили "под собой" в приказном порядке, и предлагали заночевать поближе к населенным пунктам. А уж на точке собственного заказчика - тем более.
Gun
Старожил форума
21.12.2012 15:05
Я помню как волков отстреливали, правда с Ми-1. Полярные волки огромные зверюшки и не идиоты чтоб гонять по тундре. Идут себе за оленьим стадом, остановились плотно перекусили и дальше. У меня еще жива доха из полярного волка. В любой мороз одеваешь на майку и потеешь хотя на улице за 40. С "поляркой" не сравнишь.
Viktor49A
Старожил форума
21.12.2012 15:19
2Gun:
Нижнюю часть фото "обрезал", чтобы не подвести хозяина фото и моего учителя.
Он в кожанке и фуражке. Возле вертушки и лежат эти самые, "серые братья".
И на этой машине тоже, я продолжил свою самостоятельную работу после Ми-4.
Это степи Казахстана. Конец 60-х.

http://photos.streamphoto.ru/6 ...
RAS
Старожил форума
21.12.2012 15:55
До позапрошлого года стоял в парке Иркутского авиазавода. Вид был довольно хороший. под предлогом создания авиамузея, его ночью варварски распилилвместе с Ту124.
ПАН ПАКС
Старожил форума
21.12.2012 21:35
Ульяновск, Баратаевка... Красавец Ми-4...
http://www.odnoklassniki.ru/pr ...
изд.4502
Старожил форума
21.12.2012 22:06
SERDG
Старожил форума
22.12.2012 18:56
Продолжу тему про волков, с вашего позволения.

История эта произошла не со мной , а с моим коллегой и приятелем, бортмехаником вертолёта МИ-4.
Было это году в 80м в славном чукотском городе Певеке.Вертолёты в то время использовались очень интенсивно.
Работы были самые разные-съёмка, облёты пастбищ, ЛЭП, лесопатруль, транспорт.Но была ещё одна сезонка-отстрел волков.
Заключалось это в следующем.Прилетаем на "центральную усадьбу"совхоза Усть- Чаун, берём одного или двух охотников из местного населения и летим по памятным местам оленьих пастбищ, а они сегодня здесь, завтра там.
Вокруг каждого стада, а это несколько сотен голов(до тысячи), пасётся стая волков, которая периодически наносит урон социалистическому народному хозяйству.
Наша задача-найти и уничтожить!!!
Не всегда получалось (у меня во всяком случае), но тут им повезло.Нашли стаю, и началась охота.
Надо зайти по ходу движения стаи и погнать её вперёд.
Волки всегда бегут прямо, за вожаком.Надо стать параллельно, уравнять скорость, а дальше снимаем десантный люк, и охотник из карабина щёлкает их как в тире.К слову сказать, лиса, как только с ней поравняешься, уходит под вертолёт или останавливается.А волки прут прямо, как танки.
Так вот.Набили они тогда штук 7 или 8.А чукотские волки, горные или ещё их называют горбатые, зверюги очень не слабые, до метра в холке, а то и больше. Надо потрудиться, чтобы загрузить их в вертолёт.
Вобщем собрали добычу, попили чайку и домой.
Летят.Волки кучей, чукча кемарит на сидушке у входной двери, экипаж занят делом.
Вдруг механик чует, что кто-то его за унт хватает.
Ну он думает, что это чукча хочет что-то спросить, опускает вниз голову и через мгновение уже сидит на шее 2го пилота.
Оба при этом чего-то орут, но в МИ-4 без СПУ услышать что-либо невозможно.
Командир, посмотрев в выпученные глаза механика и на обалдевшего второго, который с перепугу ничего не понял, наверно подумал-всё, приехали, экипаж рехнулся.Но, заглянув в люк, всё понял и надавил кнопку десантной сирены.
Оказалось.Один из волчар оклемался, встал и решил из последних сил отомстить врагам.
Механик уже висел вниз головой и наблюдал следующую картину.
Сирена разбудила чукчу.Он открыл глаза, оценил ситуацию, зевнул и снял с пояса длинющий нож. Потом спокойно пробрался по куче волков к супостату, ткнул его куда-то и пошел на свое место продолжать кемарить.
Механик до посадки так вниз и не слазил.
Вечером за рюмкой чая я слушал его эмоциональный рассказ.
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
22.12.2012 19:50
2 Viktor49A:

Тогда, замерз второй пилот


Артеменко Николай, с Красного Кута, выпуск 1986 год

http://img-fotki.yandex.ru/get ...

Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
22.12.2012 21:43
Про часы
http://img-fotki.yandex.ru/get ...

Ко мне попали часы отца с надписью

Я написал в ДальРыбу, вот ответ:

Добрый день!
Кто-то может рассказать историю этих часов?
Надпись "Гуторову В.Ф. За мужество и отвагу при спасении моряков в Тихом Океане IV 1965 г.

ответ от Дальрыбы

Добрый день, Вадим! На Ваше письмо от 3 января сообщаем историю часов. Выписка из приказа № 197 ГУ рыбной промышленности Дальневосточного бассейна: «Для производства работ по спасению танкера «Низменный» был направлен на восточное побережье Камчатки СС «Декабрист». С целью осмотра танкера Декабрист была спущена шлюпка, которую при подходе к танкеру большой пробивной волной перевернуло. Высланным моторным ботом старший помощник Мельников Д. Ф и матрос Лосткуткин В. Ф., держащиеся за шлюпку были подобраны и доставлены в бессознательном состоянии на судно. Прибойной волной выбросило на узкую береговую полосу к отвесной скале старшего водолаза Япина А. И., водолаза Япина С. П. и матроса Мироненко И. И….. Для спасения погибающих был вызван вертолет ГВФ. Несмотря на свежий ветер и плохую видимость, экипаж вертолета в составе: 1-й пилот т. Гуторов В. Ф., 2-й пилот Хороленко И. Н., борт-механик Перевертин Аю вылетели на оказание помощи. Благодаря проявлению героических усилий со стороны экипажа вертолета все моряки были спасены и доставлены в Петропавловск….. «За спасение моряков, членов экипажа СС «Декабрист» в сложной метеорологической обстановке и проявлении при этом мужества и настойчивости, и мастерства – ПРИКАЗЫВАЮ: Наградить именными золотыми часами членов экипажа вертолета:
1-й пилот т. Гуторов В. Ф.
2-й пилот Хороленко И. Н.
борт-механик Перевертин А……
Начальник главного управления рыбной промышленности Дальневосточного бассейна «Дальрыба» М. Дроздов»
Вот такая вот история этих часов.
С уважением,
Специалист при руководстве
ОАО «Дальрыба»
Курагина Анастасия.
Тел. 8 423 222 46 40

Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
22.12.2012 21:46
И конечно же история отца:

Этот танкер «Низменный» был из Владивостока.
Штормило и капитан успешно посадил его на мель у мыса «Опасный»
примерно в 50 км. на юг от Петропавловска.
Самим морякам спастись было нельзя ни на берег,
ни на воду, камни. Подошли 2 судна-спасателя но и
они ближе 4 км подойти не смоги.
Тогда и возникла идея снимать людей вертолетом.
Обратились к военным с Елизовского отряда и к нам. Военный взлетел быстрее, покрутился,
но ничего не получилось. Сообщил по радио: снять людей невозможно близко скала.
Вылетел и я, услышали радиообмен.
Подошел, да уж, трудно. Что б матросы могли поймать
конец троса с седлом - зависать нужно было только с кормы,
при этом лопасти несущего винта находились на расстоянии
меньше метра от отвесной скалы. А диаметр винта 21 метр.
Справились. Одного зацепили, отошли от танкера над океаном.
Подняли в фюзеляж и отвезли вверх метров на 50, там увидели ровную
площадку. Высадили моряка, им оказалась женщина-замполит и
одновременно техник. А сами опять пошли к судну, на котором
оставались моряки, тем более уже без политической поддержки.
Работаем. Стал заканчиваться бензин. Я попросил военных подбросить
несколько бочек на площадку. Прилетел тот же экипаж, что не смог
эвакуировать матросов. С топливом они здорово помогли.
Таким образом, по одному подходу было вывезено 15 человек.
Казус случился с шестнадцатым. Очень долго механик не давал команду на отход.
А висеть на метре от скалы довольно сложно. Я начал волноваться, что случилось?
Когда всё же стали поднимать моряка за ним увидел на верёвочке сначала один
чемодан, а потом и второй. Последним семнадцатым, как и принято, у настоящих
моряков, был капитан. Танкер остался на камнях, люди на площадке.
А мы улетели к себе на аэродром продолжать работать.
Естественно, от командования, от городского начальства ни спасибо, ни пожалуйста.
Хорошо, что не наказали. Хотя и было немного обидно, но уж такая наша работа.

Но ведь эпопея с этим танкером не закончилась.
Жалко его бросать и командование танкера решило его попробовать забрать.
Для этого, примерно через два месяца подошли спасатели и отправили два бота на танкер.
При подходе к танкеру первый бот разломало об камни, а второй не смог спасти матросов,
развернулся и ушел. Мы в это время отвозили роженицу с мыса «Лопатки» шли пустыми.
Мне по радио: на танкере три человека, нужно снимать. Дело уже знакомое,
погода и ветер намного лучше. По пути зашли, сняли их по одному,
мокрых и отвезли в безопасное место.
Вот за это «Дальрыба» нас и наградили золотыми часами.
Viktor49A
Старожил форума
23.12.2012 09:16
2SERDG:
Смешная (для нас) история. Представляю ужас, охвативший расслабившегося бортмеханика, когда он увидел открытую пасть, рядом с собой. Волк действительно сильное животное и в предсмертной агонии мог наделать дел.

У нас один проказник-техник залез в узкий "люк" ведущий в задний багажник старенького Ми-1 и уселся там. А набитых волков, надрезав сухожилие у лапы, командир подцепил слева и справа на стойках шасси за торчащие штыри-ступеньки. Ходили мужики двумя бортами. Механика одного борта, оставили на оперточке. Ну прилетели, сели. Пилот вертушки, где в "засаде" техник сидел, говорит небрежно, ничего не подозревающему механику, когда сняли "гроздья" со стоек: вытащи ещё парочку, из багажника.

Тот, щелкнул дзусами и только отнял крышку люка, как сидевший там техник, вымазанными в крови руками и с ощеренными зубами, вылупив глаза и с рычаньем, кинулся к отверстию люка.
Бедный механец отпрянул, упал на спину, и быстро-быстро отталкиваясь ногами, попер от вертолета ужом, жалобно чего-то бормоча....=:)


2Химик - Гуторов Вадим:
Спасибо за историю, связанную с замечательной машиной "по имени" МИ-4 и славной работой людей, ювелирно пилотировавших её ! Разделяю Вашу гордость за отца.

Спасибо и за вырезку из газеты о катастрофе в Джезказганском ЛО.
Мы все были в напряжении в эти дни, ожидая информацию о ребятах и надеясь.
А о том, что второй пилот умер, узнал уже будучи в Караганде.
Светлая память ребятам....


semen
Старожил форума
23.12.2012 10:38
Viktor49A:
С таким же"смехом" однажды миша у нас очухался, а это далеко не волк и ножиком его не прикончишь и весом раза в четыре поболее и ума ему не занимать, а уж силы он вообще неимоверной.Но даже по прошествии стольких лет, не имею права выносить это на общее чтение и обсуждение
Viktor49A
Старожил форума
23.12.2012 11:01
2semen:
Игорь, расскажи на мыло, если можно.
Обязуюсь - никому. Уж очень заинтриговал =:)
Мишка действительно "машина", да если ещё и раненная...
Разве что в танке можно от него спастись =:)
midvamiсобакаяндексру
Viktor49A
Старожил форума
25.12.2012 10:44
И ещё об "охоте" с вертолета Ми-4, правда на "другого зверя":

Можете ли вы себе представить рыбку длиной метра три, три с половиной ?
И ещё: видели ли вы, как быстро может плавать такая рыбка ?

В Каспии "она" водится, и её там - много. Отсюда у народа поползновения на халяву порыбачив, денежки с продажи - положить в карман.
В чей ? Ясно в чей.
"Рыбинспекция" не согласна с "такой постановкой вопроса", и принимает меры, связываясь с нашим «авиаотрядом», договариваясь о периодических полетах с ними по согласованию с основным заказчиком.

А мы - ещё ничего не подозревая, патрулируем себе трубу нефтепровода, и в ус не дуем, "долбя" каждый день по 7-00 и 6-55 часов. Налет – наш основной заработок, плюсуемый к окладу и командировочным.
Дома ведь, нас всех семьи ждут. Вот и вкалываем, пока погода стоит божеская, в славных и спокойных 70-х, в огромной Гурьевской и Шевченковской областях.

И все-таки «муторная» это работа, плестись вдоль нефтяной трубы - я вам скажу.
А если ещё и попадается машина, у которой не очень добротно отбит конус несущего винта, а экипажу - наплевать, то «живому автопилоту» приходится совсем туго.

Экипаж - мирно дрыхнет в таком полете, создавая атмосферу успокоенности, и хоть мощный двигун и грохочет внизу, пробивая сквозь наушники, а в сон таки тянет, глядя на командира или слыша сзади, за спиной, "рык" бортмеханика, впавшего «в анабиоз» до посадки.
Выпадающая из конуса вращения и движущаяся по синусоиде тяжеленная лопасть несущего винта, весело пытается ввести семитонную машину под названием «Ми-4» в резонанс, но та - лишь подпрыгивает игриво, вроде поддаваясь слегка, да и летит себе - как летела.

А второй пилот, который весом то по-меньше будет, да ещё и не пристегнутый, по раздолбайству привязным ремнем, подпрыгивает значительно энергичней вертолета,
что вводит в его, и так полусонный мозг дозу снотворного, этим механическим убаюкиванием - как нас мамка в детстве качала, испробовав все методы усыпления чада.
Да вот так же очень просто: поддавая легонько по мягкому месту и поворачиваясь вполоборота, продлевала «траекторию полёта» тела мальца влево-вправо, отчего глаза его "хош не хош", а закрывались.

Мдаа. Так о чем это я ?
Ага. Уговорили значит, местные "органы рыбоохраны" наших начальников и те «сабчили» краткой радиограммой своё решение: «разрешаем выполнять эпизодические полеты "рыбинспекцией" при согласовании заказчиком тчк.»

Вот мы и идём, с двумя представителями «Рыбинспекции» на ста метрах, над морем–окияном, под названием Каспийское. Вышли из устья реки Урал и ходим, ищем, места облюбованные и оборудованные браконьерами. Я - впервые принимаю участие в подобном мероприятии, поэтому верчу головой во все стороны не забывая поглядывать и за параметрами полёта.
Viktor49A
Старожил форума
25.12.2012 10:50
Мы вчера сходили с «Рыбинспекцией» после утреннего вылета «на трубу», на северо-восточное побережье Каспия, куда ночью, штормовым ветром силой около двадцати с копейками метров в секунду, выгнало огромное количество «моря», так как побережье настолько пологое, что воду угнало бешеным ветром за пять, а то и десять кэмэ, от береговой черты.
Но «в море», в его воде, ушла и рыба, в том числе и крупная - вот в чём вопрос !

Ветер стихает, вода быстро укатывается назад, а крупная рыба ушедшая на мелководье, попадает «в засаду»: Идти ей приходится туда, куда ведет колея прибрежных просёлочных автодорог, ещё заполненных водой моря.
Постепенно и незаметно повышается берег и одновременно спадает вода, и тогда наступает трагедия для крупной рыбы: ведь развернуться она никаким образом не сможет в этом смертельно узком загоне.
Сколько так рыбы пропадёт, никто никогда не считал.
Мдаа.

Куда – колея дороги, туда и рыба - ясное дело. Вот и прёт под нами впереди, такая «чушка», метра под два - плавник над водой, сама в воде. И будет идти, пока вода есть в искусственном углублении.
Переглянувшись и позвав инспектора, решили избавить «огромного усача» от мук, с разрешительного кивка представителя «Рыбнадзора», скучающе поглядевшего на происходящее внизу. Он кивнул, видя ситуацию с одиноким, все медленней скользящим в мелкой колее в никуда, огромным осетром.

А нам - нам даже в голову не пришло, попытаться развернуть рыбину в обратную сторону. Ведь мы не могли ничего «из мясного» купить в магазинах города, кроме «супнаборов из костей», субпродуктов с неизвестным содержимым в металлических банках и прочих «отходов», в виде заветренных голов того же осетра, на прилавках города Гурьева. Правда, копченой кильки и свежемороженой трески, судака, можно было найти если по-рысачить после рабочего дня по магазинам. Если ещё оставались силы и время, после дня полетов или хороший магазин попадался, по дороге из аэропорта. Отстрелом сайги «для своих нужд», мы на этом вертолете не занимались по разным, вполне понятным причинам. Вот и решили воспользоваться моментом, и запастись «провизией», да простит «она» нас…

Молодой и очень физически сильный бортмеханик Юра, радостно и возбужденно бухнулся с висения, с тяжелой металлической прибамбасиной в руке на рыбину сверху - как на коня.
Но та – ещё была в данной самой Матушкой-Природой силище, и крепко «дала ему прикурить». Мы то «висим себе» в полуметре от «места битвы», наблюдая за перепитиями, а Юре - очень непросто справиться с огромной рыбиной, вымазанной в грязи многовекового ила, да на холодном ветру от винта вертолета, секущего струями лицо и забивая глаза.

Они уже пять минут бешено кувыркаются в грязи.
Муть, брызги, грязь летят во все стороны !
Но, одолел таки человек рыбину - затащил на борт.
Сел, грязь с лица утирает и смеётся, возбужденный борьбой. Пар валит - как будто вышел из бани; лицо - раскраснелось, а могучие руки - трясутся от перенапряжения.
Я вишу вниз головой, "отстегнув" спинку своего сиденья и смотрю в салон, ожидая сигнала бортмеханика.
Кивает: Поехали ! И встав покачиваясь, закрывает дверь
- Всё ! Взлетаем ! – Кричу командиру и напяливаю наушники, чтобы рассказать ему об увиденном в фюзеляже. Но, слышим сзади и внизу, какой-то шум-гам.
Viktor49A
Старожил форума
25.12.2012 10:54
Поворачиваюсь и снова выглядываю в салон.
- Ясно ! Борьба - продолжается: Очнувшаяся рыбина мощным хвостом вот-вот вертолёт разнесет, из последних сил, но бортмеханик - парень опытный и силищи в нем немеряно. «Взнуздал» таки её или его, и лежит на полу, прижав рыбину и тяжело дыша.
Кивает мне и «показывает крест» руками: Всё мол !
Передаю и я, его жест командиру, захлопнув спинку кресла.
На что капитан сунул «ручку управления» в руку, давая понять – работай давай !
- «Взял» – киваю обрадованно, и повёл висевший над водой вертолет, на взлет.
В этот день больше ничего интересного не видели и обогнув выступающий мыс, через час с небольшим - пошли «на базу».

Вечером - у нас был «пир горой» ! Великолепная уха сварганенная опытным в таких делах авиатехником, накормила не только наш экипаж, но и второй, заглянувший как чувствовали, в гости. Ещё и с собой, им дали.
И в нашем холодильнике осталось минимум на неделю.
Спасибо тебе рыбка и, прости…

А сегодня - ходим над морем километрах в пяти от берега и смотрим, где местный народ, бывает, браконьерит. Стоят ли где сети или уже вытаскивают их ? Какие суденышки в этом районе шныряют и есть ли на них номера ?
Всё "секёт" инспектор, стоя у меня за спиной на лестнице бортмеханика.

На вольной воде, осетр - красивейшая рыбина: мощная и быстрая, как торпеда.
Вот вижу, стоит «бревно-ни бревно», но что-то этакое длинное, словно тень на дне, или игра воды.
Вдруг взметнулось облачко мути и нет «бревна».
- Это какую же скорость, «оно» с места в карьер, набрало, что я глазом уследить не смог ?! – восхищенно цокаю языком и качаю головой. Конечно, рябь на море мешает немного, и я так и не нашел глазами где рыбина остановилась, затаившись вновь….

Инспектор кричит и показывает жестом, на камыши справа по полёту: - Давайте туда !
Отворачиваем, и через пару минут подходим к крохотному островку, заросшему камышом и размером двадцать на тридцать метров.
- Откуда он здесь ? Уж не рукотворный ли островок то ? – разглядываю «под собой» всё что вижу.
Крутанулись над ним. Раз, второй.
Вокруг - ни души. Вдалеке – «точка с усами на воде»: то ли от нас кто-то идёт, то ли на нас.
Инспектор показывает: Садимся, садимся !
Viktor49A
Старожил форума
25.12.2012 10:59
Сели, выключились, вышли, осматриваемся.
На берегу валяется с пяток крупных выпотрошенных осетров.
Инспектор быстро и ловко нырнул в камыши.Раздвинул гигантские колосья, и мы видим выкрашенную в цвет камыша, лодку-моторку.
Мотора нет, только бачок топливный стоит. Инспектор походил-походил, и опять в камышах чего-то роется.
Зовёт помощника, и вдвоём вытаскивают лодочный мотор. Но-вё-хонький !

Смотрю во все глаза: сверху ведь ничего не было заметно - я же смотрел !
Теперь, инспектор внимательно изучает песок, по которому ходим.
Машет нам – отойдите !
Берёт лопату и начинает активно разгребать.

Через пару-тройку минут, показался полиэтиленовый мешок, с чем то черным внутри. Вдвоём с помощником, инспекторы вытащили мешок из ямы.
- Мама родная ! Икра черная ! – во все глаза смотрю на происходящее.
Инспекторы продолжают копаться, и вскоре, находят ещё мешок.
А мешочек каждый - килограмм на пятьдесят ! Вот это, да-а ! Я такое, только в кино видел.

Инспектор с помощником взяли лом и пробили днище лодки, а потом - бьют по картеру мотора. У меня - сердце кровью облилось, видя как такую технику крушат.
Но похоже, они знают что делают.

Грузим рыбу и мешки с икрой в вертолёт и подписав акт о подтверждении виденного, взлетаем, подняв тучу песка и шквал воды пока пятились назад над островком, чтобы разогнаться в зоне подушки – топлива то у нас, ещё многовато.

Идём к берегу, и инспектор машет: правей, ещё правей !
Оказывается, там их ждёт «спецмашина» - будка.
Сели невдалеке, выгрузились, и они поехали своей дорогой, а мы – своей.
В аэропорт пошли, толком и не «налетав» ничего сегодня.
Сели на вертолетную стоянку, выключились.

Я - заполняю бумаги, а командир чего-то перекрикивается с бортмехаником.
- Поехали - кричит командир. Автобус пришел. Заедем в порт в "план поставим", или по телефону скорректируем ? – смотрит на меня.
- По телефону договорюсь – отвечаю, закрывая свой портфель с документами.

Нажарили мы вечером своей вчерашней добычи и плотно поели за весь день. Ребята, «отвалившись» от стола говорят, что «из него» и пельмешки хорошие получаются - если правильно приготовить.
- Не знаю, не пробовал. Авиатехник Эдик - маг кухни. - Попросим завтра. Может сделает, пельмешки.
И с собой в полёт еду возьмем, чтобы в столовке, на "нефтепроводской" печке не есть баланду, из "не пойми чего".

Так и работаем день за днем, пока нас не сменили другим экипажем.
Собираем рюкзаки и сумки, подписываем «Акты на выполненные работы» у двух Заказчиков, и, «сидим на чемоданах» ожидая ночной авиарейс домой.
Внутри - греет мысль, что по приезду ждет отпуск аж на целых два месяца !
Проведу Новый год с семьей, съезжу к родителям и поделаю кучу накопившихся за время моего отсутствия, "мужских дел" по дому.

А пролетят эти два месяца, и потянет вновь в путь-дорожку...
SERDG
Старожил форума
25.12.2012 22:15
С удовольствием читаю, спасибо.
Чтоб не дать засохнуть ветке, вставлю пару копеек.
Это для чукотов писал , не для авиаторов.Так что не кидайтесь помидорами.

Продолжу воспоминания о моей Чукотской юности.

В конце славных 70х, в один прекрасный летний солнечный день(хотя там летом и ночи солнечные)Вылетели мы на нашем стареньком, но надёжном труженике-вертолёте МИ-4 на обычное задание.Практически прогулка.Отвезти продукты на полевую партию, забрать образцы пород, забросить рацию оленеводам, ну и так, по-мелочи.Это вам не съёмка в горах, с посадками на пиках и склонах и петляния по ущельям!Вобщем прогулочный полёт в равнинной местности в устье Чаунской губы, называемой "Птичья тундра"-район особого микроклимата, облюбованый всякой живностью.На обратном пути захватили смену-пять здоровенных геологов и вперёд домой.Только сначала "присядем" на дозаправку в Усть-Чауне(посёлок на юге названной губы).Пока заправлялись, приходит местный фельдшер и говорит:
-Надо забрать двух беременных(чукчанок) в роддом на сохранение.
- Надо, заберём!
-Правда, они упираются, привыкли рожать в естесственных условиях, да и лететь боятся.
Авторитетно уговорили, что лететь безопаснее, чем на оленях ездить.Тут весёлые геологи присоединились-Да мы всю жизнь летаем, и ничего живы пока гы-гы-гы.Вобщем усадили мамзелей, запустились, и вперёд, -на базу.Набрали 300 метров, легли на курс.Погода прекрасная, солнышко светит.
Расслабились, занялись "бухгалтерией":надо заполнить полётное задание, штурманский и технический бортжурналы, заявки всякие, на топливо бумазеи.Ну вот, вроде всё готово.Прохдим мыс Млелин-точка четвёртого разворота для больших лайнеров, впереди небольшая сопочка-21й км и за ней в 15 км полоса....
Сначала появился запах.Ну запах горящего масла ни с чем не спутаешь!Потом в кабину попёр сизый дым.
Так!Спокойно! Обороты, температура, давление масла.Всё в норме.
Ага!Значит выбивает масло из откачивающей магистрали и на выпускной коллектор.Температура коллектора в той части градусов 180, масло воспламеняется при 220-значит пожара быть не должно.Смотрим в блистер-пламени вроде нет, но дымит, как из паровоза.
Пыгаю вниз.В салоне видимость полметра и дышится как-то не очень...Опять наверх, сдвигаем немного боковые двери.Засифонило прилично, но "видимость" в кабине улучшилась.Опять вниз.Жить можно.Показываю всем большой палец-всё нормально.
Прикидываем остаток масла, возможную скорость выбивания-получается минут 10.До полосы 7 минут.Если не хватит, то чуть-чуть :)
-Так, братцы!Скоростной заход.Подойдём повыше, садимся в торце по-самолётному!
7 минут тянулись, как 7 дней.Наконец-то полоса!Посадка, пробег.Выключаем двигатель, по-инерции сруливаем на РД, остановка.Всё!Тишина!
Выскакиваю наружу.Так, пожара нет, зто хорошо.Только масло течёт струёй из-под капота.По полю мчится пожарка, бегут техники-шлейф за нами был приличный, издалека увидели.Заглядываю в салон:
-Чего расселись?Всем покинуть корабль!
В следующую секунду еле успел отскочить в сторону!Пять здоровенных морд вылетели в дверку ОДНОВРЕМЕННО!Больше их никто не видел(в цирке я теперь не смеюсь).Хотели потом опросить, как свидетелей, но так и не нашли.
А что же дамы?А дамы сидят так спокойненько, ручки сложили.Так как это был их первый полёт, видимо подумали, что так и должно быть.Помог им выйти из вертолёта(подножка- то крутая).Тут и «скорая» за ними подкатила.
Страшновато, конечно, но ничего, летать можно, однако!


SERDG
Старожил форума
25.12.2012 22:59
Ну и ещё немного.



Первое знакомство с МИ-4.
1968 год Чукотка.Мы, школьники из Певека, полетели в Анадырь на какую-то там спортивную олимпиаду.
Спецрейс на АН-2П, с креслами.Было тогда несколько таких машин.
Летели с посадкой на Шмидте.Сопровождала нас учительница географии Ляпина, Хорошая , добрая женщина.Полёт на АН-2 это нечто.Малая высота, ручное пилотирование, постоянная болтанка.Пол нашей бригады, во главе с учителкой слегли сразу же. Я весь полёт торчал в кабине пилотов.Как же это было интересно!Тогда я понял, что из этой кабины меня можно только вынести, ибо выгнать невозможно.
Прилетели в Анадырь.Оказывается надо еще лететь на вертолёте в город через лиман.
Кто-то кому-то чего-то не сообщил и нас не ждали.Через лиман летал МИ-4 по 3 рубля.
Но у учителки денег не было на 12 человек и пока она дозвонилась до кого-то, мы просидели
на бетоне часа 3(лето было).Потом нам прислали "спецвертолёт".
Это было нЕчто!Ревущая, дребежащая воняющая бензином бочка, приводящая в ужас пассажиров понеслась через лиман.Правда всего 7 минут.Но многим этого хватило.
Обратно так же через лиман.Но до Певека уже на Ил-14 с комфортом.
И Шо вы думаете? Заболел! В школьной и городской библиотеке перечитал все книжки про авиацию.
Не всё получилось гладко, как мечталось, путь в авиацию всегда был труден и тернист.Но тем не менее
в 1979 году я в составе экипажа выполнял свой первый полёт б\мехом на МИ-4 в Певеке.
Полторы тысячи часов на нём, любимом, потом их списали. Потом был АН-24.
Viktor49A
Старожил форума
26.12.2012 09:09
2SERDG:
Смеялся до слез, представив себе картину покидания корабля "пятимордой" и спокойно сидящих чукчанок =:)
Спасибо, Сергей!
Жаль нет смайликов с большим пальцем.
SERDG
Старожил форума
26.12.2012 21:51
Не дам засохнуть ветке, хоть убейте!


Робинзон Крузо


В начале 80х весной работали мы на гравиметрической съёмке километров 150-200 на юго-восток от побережья Чаунской Губы, в районе Чукотского нагорья. Вовсю светило солнышко, тепло, всего-то -20.Пёстрые склоны гор, искрящиеся сопки, чистое голубое небо.А воздух!
Тут бы на лыжах побегать, а вечером в баньку!Эх..О чём это я?Мы же на работе!

В этом процессе участвовали, кроме экипажа вертолёта, два оператора-геофизика и, самое важное и ценное - гравиметры. Эдакие хромированные цилиндры, диаметром 20 см и высотой с полметра, начинённые чем-то супер - пупер сверхточным.
Приборы были американьские и наши геофизики говорили, что наш вертолёт столько не стоит, сколько эти железяки и в случае их повреждения нам предстоит расстрел до смерти.
К слову, замер гравитации производился для расчёта полётов баллистических ракет в сторону производителей этих приборов.
Замеры делались на точках, нанесённых на сверхсекретные карты, у нас таких не было. Точка могла быть на равнине, на сопке или на склоне, в общем где угодно. Зимой замеры производились на льду океана, но об этом в следующий раз.

А теперь собственно сама леденящая душу история.

Начиналось всё как обычно. Заходим на склон одной из сопок, зависаем в метре над ней. Обычно я выпрыгивал и принимал эти чёртовы гравиметры, затем выпрыгивали операторы, я заскакиваю в вертолёт, закрываю дверь, двойное нажатие на кнопку СПУ и уходим на круг. Когда замер закончен, оператор подаёт знак, мы заходим, зависаем, ложусь на пол, опять же принимаю приборы. Заскакивают операторы, закрываем двери, снова двойное нажатие и вперёд на следующую точку.
В этот раз всё было так же. Выпрыгиваю, хрясь - почти по грудь в снегу. Тяну привычно руки... но не вижу ни приборов, ни операторов. И вдруг вертолёт отваливает! В стройных рядах недоумение. Ладно, думаю, наверно по-другому зайти решили, несподручно мож?
Ан нет! Аппарат весело рассекая воздух винтами погнал на соседнюю сопку (которая несколько сзади моей).
Через некоторое время вертушка совершенно скрылась за склоном.
Стало тихо. Тихо и отчего-то тоскливо. Вспоминаю с каким курсом заходили, где берег, и сколько по пояс в снегу я буду топать 150 км…
Вспомнился Робинзон Крузо, правда здесь не было пальм и козы.Только зловещая тишина и бесконечные белые просторы.И ни одной живой души.В эти минуты приходит осознание того, как же человек ничтожен перед великой и могучей Матушкой природой! Пока я размышлял о смысле жизни, послышался до боли знакомый звук, роднее и желаннее которого тогда не было на свете. Появился вертолёт, но летел как-то неуверенно и почти не ко мне. Надо сказать, что на склоне полно оголённых камней - чёрные точки. И я один среди этих точек. Вспомнил уроки спасения. Глаз реагирует не на статику, а на движение. Ага, снимаю шубейку и ну мотать ею - чисто несущий винт. О! Заметили едренать!
Разворот, заход, и вот я "дома".

В это время в покинувшем меня вертолёте.
На заходах оператор со своей секретной картой торчит в люке, на месте механика. На той точке, где я выпрыгнул, он вдруг понял, что это не та сопка.
- Давай на соседнюю.
- ОК, погнали.
Когда зависли на точке, кэп смотрит в блистер-дверь открыта, никто не выскакивает.
-Где механик?
-А ...(кто) его знает.
-Ёклмн разъети вашу, погнали обратно, всем смотреть в оба!

Далее чудесное спасение.
После этого я изменил технологию.
Раздобыл верёвки, сделал крюк и подавал ихние железяки с висения. Больше не выпрыгивал .Сам при этом не забывал привязываться к десантному тросу.

Так, на всякий случай :)

PROEN
Старожил форума
27.12.2012 03:34
Гравиметрическую съемку, как самый предварительный вид георазведки, обычно проводят на углеводороды и на алмазы - типа где под землей углеводороды, там гравиметрическая постоянная меньше, где алмазы, там выше. В датчике на кварцевых нитях подвешен грузик и сверхчувствительные тензометрические датчики замеряют натяжение нитей.
На гравике б/механик выходил с ломиком пробовать твердость грунта - вертолет зависал, б/механик выпригивал и тыкал ломиком в землю, а то вдруг болото... Ну так вот, где-то за минус 40, вертолет завис, вокруг морозная инверсия, поднятый вихрем снег, бортмеханик решил, что пора и выпрыгнул... В тот момент экипаж испугался попасть в снежный вихрь и тихонько пошед вверх, вообщем бортмеханик прыгнул уже метров с десяти, хорошо, что внизу были глубокие сугробы... Но кайф во время падения поймал по полной!
В другой раз сели в деревне забрать пассажиров, мороз за сорок, туман. Б\механик на дверях считает паксов, раз, два, три... все, хватит! Последний оказался упертым, вцепился руками в проем двери и еще кричит:" Я депутат, я депутат однако!" Бортач его выпихивает, а он ни в какую. Вообщем бортмеханик увлекся борьбой, но тут боковым зрением видит - высота уже метров сто! Он назад и смотрит - пассажиры вжались в борт от ужаса и вылупились на него, как на маньяка-убийцу... Вытер мигом выступивший пот, резко вдернул упиравшегося якута на борт, закрыл дверь и повалился на скамейку - а если бы все-таки выпихнул его?!
Viktor49A
Старожил форума
27.12.2012 08:31
2SERDG:
2PROEN:

По 5 баллов обоим.
Ждем ещё тчк
:)
PROEN
Старожил форума
27.12.2012 10:20
О техниках - стоит "четверка" на форме, на движок как положено накатан "тепляк" - эдакая кибитка на колесах для защиты техников от мороза и ветра. Захожу внутрь чтобы обслуживать магнето, а мне навстречу из сумрака тепляка здоровенная коробка из-под вина, залитая черным МС-20 и с блестящими изнутри глазами. Я аж присел от неожиданности! Оказывается молодой не подумал и открыл сначала верхние клапанные коробки, а потом, когда с них потекло масло, полез под движок открывать коробки на нижних цилиндрах. И вот придумал "рацуху" - одел картонную коробку на голову, чтобы защититься от стекающего отработанного масла, а для глаз сделал прорезь как на танке. Видок еще тот, америкосовские триллеры отдыхают!
Viktor49A
Старожил форума
27.12.2012 10:43
Представляю =:)
Так и "родимчика" можно получить.
Аййй.

"О техниках":
У меня сдохло магнето на пробе, на Ми-1. И не успел я "а" сказать, как развернулся на 180 гр. а РЭСОСНИК - заика, стоявший у открытой кабины рядом со мной был уже в двадцати метрах, несясь со страшной скоростью по-пластунски.
Я в армии немало наползался на пузе, но такой скорости мне бы никогда не удалось развить. Слава Б_гу не зарубил никого. Тормозишки были дерьмовенькие, а колодки кто-то уже успел убрать раньше времени. И если бы я нарубил дров-голов или на бок лёг - наверно только сейчас бы "вышел на свободу с чистой совестью" и, длинной бородой :)
SERDG
Старожил форума
27.12.2012 19:43
Опять уходит ветка.
Поднимаю

Ходок в тундре, больше, чем ходок!

И снова Чукотка.Начало 80х.
Со своим верным другом, вертолётом МИ-4, мы снова убываем на "точку" для выполнения работ по спектромагнитной съёмке.Загружаем аппарат всем необходим:масло, гидравлика, инструмент, оборудование...и самое главное-СПИРТ 20 литров!
Предназначался он для протирания остекления кабины , т.к. летали мы на малых высотах, а уж комаров там и мошкары всякой -просто беда!Уже через пару часов полёта "видимость" ухудшалась настолько, что приходилось садиться и капитально промывать стёкла(вернее плекс). Правда сей продукт не всегда использовался по-назначению, ибо мы всегда имели альтернативные средства для промывки.Ну а спасённый спирт использовался по его "прямому назначению".Но только в выходные и в разумных количествах!
Точка находилась примерно 200 км на юг от побережья.Там когда-то базировалась полевая партия.Теперь эти балки пустовали, и мы там оборудовали летнюю базу.
Вобщем прилетели, обосновались и начали работать.
Было нас 3 человека экипаж, плюс 2 техника и 2 оператора от геологии.И всё!В радиусе 100 км ни одной живой души!
Было это в самый разгар короткого северного лета.Как же хороша тундра в это время!Ковёр в зелёно-багровых тонах.Грибов и ягод-наступить некуда.А живности сколько всякой непуганной!И солнечные дни и ночи!
Реки прозрачные, как родники.Сидишь на берегу речки и наблюдаешь игру хариуса на глубине, а из-за бугорка за тобой песец приглядывает.Правда, они в это время облезлые, как собаки и людей не боятся.Может быть потому, что многие из них людей ещё и не видели.И им, конечно же, интересно что это за звери такие:ходят здесь, как хозяева, ничего не боятся, шумят на всю тундру и воняют бензином.
И вот в один прекрасный солнечнный вечер, поужинавши после работы и прогулявшись по округе, собрались в спальном балке:кто в "шаблышки"доигрывал, кто уже улёгся.И ВДРУГ!СТУК В ДВЕРЬ!!!
Вот где нужно было снимать немую сцену для "Ревизора"! До сих пор помню эти лица.И глаза по 9 копеек.Кто мог быть? Марсиане, медведь, снежный человек? Никто не произнёс ни слова.Открывается дверь(от кого её там запирать-то) и входит почти двухметровое чудо с рыжей лохматой шевелюрой и борода лопатой в полевой спецовке с надписью на рукаве "Министерство геологии СССР".
-"Здорово, мужики!Мы тут ваши соседи неподалёку.Можно к огоньку?"
В процессе беседы оказалось, что соседи(поисковая партия)базируются "всего" 60км от нас.
На вопрос какими судьбами к нам, долго мялся(человек воспитанный), но потом цель прибытия изложил.
В тундре тогда существовал негласный сухой закон.Старатели, геологи, полевые партии, конечно, брали с собой понемногу.Но алкоголь-он как мёд в горшке у Винни-Пуха:-Если он есть, то его сразу нет.
Вобщем им пришла РД с большой земли, у одного из геологов родился сын.Координаты базы, где мы обитали они знали, ну и послали гонца, так как у вертолётчиков всегда спирт водился.
Мы были в шоке.
-А сколько же ты шёл?
-Да чуть больше суток(60км не по асфальту-сопки, речки, ручьи).
-Нам не жалко, да вот налить не во что.
-Да я фляжку принёс.
Ну налили, конечно, и даже больше, чем фляжка.
-Ну а назад как думаешь?
-Да прямо сейчас и пойду, у нас же работа!
Ну, то что чукчи шастают по тундре друг к другу в гости за 100км, это понятно.Но чтобы бледнолицый!
Это было нечто!
-Значит так, старина.Ложись спать, а завтра мы тебя подкинем, нам почти по-пути.
Наутро так и сделали.Потом ещё раз с ними встречались, в конце сезона.Хорошие ребята эти геологи!
Viktor49A
Старожил форума
28.12.2012 08:45
Отменный рассказ, Сергей !
И настрой, заложенный в него заставляет не только улыбнуться, но и покачать головой, удивляясь человеку вообще, и радуясь вашему нормальному поступку - "подбросить человека" сэкономив ему силы и ноги =:)
Спасибо !

Ещё будет ?:)
SERDG
Старожил форума
28.12.2012 11:15
Хотелось бы и других участников почитать :)
semen
Старожил форума
28.12.2012 11:41
Я сейчас на Украине в Мухосранске интернет еле тянет че нить расскажу потом всех с Новым годом!
Viktor49A
Старожил форума
28.12.2012 12:12
2SERDG:
Мне бы тоже хотелось, послушать других, в том числе и (С)начальника транспортного цеха";)
Вот semen обещает рассказать. После НГ.

2semen:
С Наступающим и тебя !:)
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
28.12.2012 13:44
Это все что пишу про Ми-4 от моего Отца. Не получается его затащить сюда на форум, 77 лет все же.


На съёмке отказал бензиномер, все показывает и показывает 300 литров.
Почувствовал задом, ну и по времени полета с учетом режима что пора бы домой.
Штурман и б.м давай уговаривать, мол, сделаем ещё один маршрутик, а это ещё минуток 5-10.
Но уже развернулся и иду домой.
Прилетели, бензиномер так и показывает 300.
Борт мех. и штурман язвят.
Разозлили, заставил б.м сливать бензин и мерить ведром.
он - так надо бочки катить. я говорю поможем.
Б.м взял ведро, набрал полное, демонстративно пронес, вылил в бочку.
Стал сливать второе но бензин перестал течь. Он тычет пальцом внутрь крана, мол, что-то застряло там.
Говорю, болт засунь, и показал где-бы мы сидели на деревьях.
Химик - Гуторов Вадим
Старожил форума
28.12.2012 14:20
Якутия, 1962 год.
Сели на сопку 2000 м., высадили двух геологов. Нужно взлетать а бм показывает надо выключатся. Открыли капоты, увидели - течёт масло из целиндров.
проверили - течёт, доложили в Алдан и нас вывез якутский вертолёт.
Через два месяца привезли из казани целиндры и поршни. Но нам добавили, что на нашей машине ветром вывернуло и сломало одну лопасть. Прилетели на с-те в Алдан, взяли от другого в-та лопость и с нами прилетел инженер из хбр. Он только перешёл из УТО к нам в эксплуатацию подзаработать. Ещё был я, второго не взяли, бм и техник, итого4 чел.
Сижу на камне, готовлю еду а ребята ремонтируют, всё готово. Поставили лопасть запустили надо отбивать соконусность но гоючего всего 300 литров, а лететь 25 мин до бензина на метеостанции. Взлетели и началась болтанка, наша лопасть тяжелее привезённой на 1700 гр. прилетели в Спокойный, а до Алдана ещё 240 км.заправили из бочек, надо лететь а инженера нет Пошли искать, он говорит, мол, я незнаю как вы летаете но с вами я не полечу. Попросил ребят чтобы они его силой затащили, полетели. Соконусность отбивать бесполезно, большая весовая децентрация. С такой болтанкой и долетели.
И инженер сразу ушел опять работать в УТО преподавателем двигателей
Viktor49A
Старожил форума
28.12.2012 15:40
2Химик - Гуторов Вадим:

Отличные - короткие и информативные рассказы, Вадим.
Поклон от нас, отцу. Хай вспоминает, дай Б_г ему здоровья !
Его воспоминаний хватит как минимум на год.
Viktor49A
Старожил форума
28.12.2012 18:31
"Наши старики"

После выпуска из летного училища "распределили меня" в Бурундайский объединенный авиаотряд, недалеко от г.Алма-ата. Там и работал некоторое время вторым пилотом вертолета Ми-4, набираясь опыта у "матерых" спецов своего дела. А спецы у нас были.
И совершенно замечательные. Они спокойно и умело делали свою работу натаскивая и нас, молодых. Кто хотел натаскаться, у того "быстрей продвигалось совершенствование техники пилотирования" замечательной тяжелой винтокрылой машины. И некоторых - быстро переучивали на другую технику. И тут у отцов-командиров был свой взгляд на "растущего мастера". Кого-то посылали вторыми на Ми-8, - современную, мощную и комфортабельную вертушку, кого-то на Ми-2, а кому - и на Ми1, пришлось "потренироваться". Но, до этого надо было ещё поработать и показать свои способности.


Однажды утром, комэска обронил в сторону нашего экипажа:
- "Вылетаете в Талды-курганскую область, на гравику. Собирайте манатки, получайте карты, оружие. Короче говоря, готовьтесь"...
До этой командировки я уже успел поработать в Гурьевской, Уральской, Джезказганской областях, "поморозить сопли" зимой в Шевченко, Актюбинске и Караганде.
Мы возили грузы, вахты буровиков, газовиков, патрулировали нефтепроводы, работали на спасении. И вот, после песков да солончаков - то белёсых от высохшей соли, то манящих светло-голубыми "зеркалами" не высохшей ещё водицы - «назрела» перемена пейзажа.

И пейзаж действительно оказался замечательным. Мы зашли на посадку и сели, у входа в горное ущелье, на берегу горной речки в зеленых зарослях тальника.
Вокруг - как в сказке ! Совсем недалеко, на другой стороне речки Тентек выстроились аккуратно побеленные мазанки небольшого посёлка с русским названием Глиновка.

Чистый воздух, интересная работа и интересные люди здорово оживили эту командировку, придавая ей неизведанный доселе колорит. Потому-то новая работа в этом красивом месте и была просто подарком.

Места, где мы работали, славились красотой гор Джунгарского Алатау, немыслимым количеством ущелий и естественно речек.
Непонятные, но красивые названия: "Аксу", "Лепсы", "Коксу", "Тентек".
Ходила поговорка среди геологов, что-то вроде:..."все реки - Тентеки, все воды - Нарзаны, а коллектора - Тарзаны". Тарзанами их звали, за длинные волосы до плеч и узкие брюки-дудочки. Молодость и мода, брат ! Что поделаешь ?!
Viktor49A
Старожил форума
28.12.2012 18:34
Вдоль всего подножия гор, тянущихся от небольшой речушки Каратал и песков на западе, до китайской границы на востоке, то там то здесь, ютились небольшие сёла с русско-казахскими названиями вперемешку: Кзыл-агаш, Джансугурово, Сарканд, Антоновка, Андреевка, Лепсы, Герасимовка, Успеновка, Дзержинское, Глиновка.

Чуть восточней - за "железкой" идущей в Китай, озеро Алаколь - прекрасное место отдыха. Правда, довольно удалённое от центральных районов, но славящееся своей целебной водой, из-за которой знающие люди едут сюда издалека.

Мы базируемся возле небольшой плотины, и такой же крошечной ГЭС, на живописной поляне.
С двух сторон базу прикрывают от постоянно дующих ветров живописные горы.
А открытый от препятствий в долину уклон, дает замечательные условия для взлета утром, и для захода на посадку в конце работы.

Видимо постоянное наличие бурной воды в речке позволяло строить подобные сооружения вроде маленькой гидроэлектростанции находившейся в ста шагах от нас и обеспечивать этот довольно малонаселённый край электроэнергией. Таких мини-ГЭС было несколько в этих горах.

В речке водилась рыба, в невысоких предгорьях были ягоды, грибы, и желающему полакомиться дарами природы - не было отказа, от неё от Матушки.
Жили по походному - в палатках, и близость горных рек с ледяной водой, делала ночи иногда, очень даже прохладными.

Небольшой лагерь очень уютно вписался в ущельице, и со стороны его можно было не увидеть сразу из-за густой растительности на склонах. Разве что высокие борта прицепа на котором привезли весь скарб, да бело-жёлтые фанерные листы импровизированного туалета с веточкой -"семафором", выдавали близость человека и привлекали взгляд.

Все занимались своими делами, а у кого выдавалась свободная минутка ловил рыбку, или загорал в затишье от ветра, постоянно напоминающего о себе: "типа: помните кто в доме хозяин! " и заваливая листы туалета ночью, или сорвав словно в насмешку брезентовую "горжетку" с редуктора вертолета и утащив её, за сотню метров....

Иногда мне удавалось заполучить геологического "козлика" Газ-69, и тогда я катался на нём от души, по дорогам и вне их, так как очень любил автомашины. А тут - такой "внедорожник":)

Как-то ужиная, усёк, что наша симпатичная "коллекторша" - уже не помню имени, вполне симпатичная девушка - на глазах темнела загаром. Но, где загорает - никто из нас не догадывался.
Ребята-разнорабочие посмеивались: "ты сидя в своей "камералке" загорела лучше, чем мы на свежем воздухе". Девушка отшучивалась, смущенно переводя разговор в другое русло
Viktor49A
Старожил форума
28.12.2012 18:38
Однажды вечером, когда заходили на посадку, обратил внимание на автоприцеп стоящий справа, в сторонке от лагеря. Там, внутри - между высоких бортов, что-то "беленькое черненьким мелькнуло".

Чуть тронув ручку и "скользя" к склону, где стоял прицеп, увидел "нашу загорающую", подставившую прелести солнышку и не подозревающую, что её - "рассекретили".

- Вот хитрюга ! - смеюсь про себя. Траектория снижения на посадке проходит в стороне от этого склона, и поэтому, с воздуха мы её раньше "не засекли". А высокие борта прицепа надёжно скрывали от взглядов с земли.

Мдаа.
....В один из жарких дней, крепко вспотев на солнечной верхотуре высокогорья, легкомысленно искупался я в ледяной воде, и вскоре почувствовал что "затемпературил".

До посёлка - рукой подать, но там нет ни врача ни фельдшера. Кто-то из наших ребят пошёл к домику с краю посёлка, и попросил стоявшего во дворе старика помочь в беде.

Меня привели в выбеленную снаружи и внутри приземистую хатку, и опрятные старики в чистой пахнущей жарким утюгом одежде, переглянулись, пощупав мой лоб.

- Пойдём, сынок ! - коротко сказал дед, и в предбаннике обернул мокрой горячей простыней, а потом, сняв её, намазал мёдом с ног до головы. Как только начало щипать кожу - повел в парную, пахнущую берёзовыми вениками и травами.
Аккуратно и мягко попарил, а бабуля - уложила как "султана Брунея" в пуховые перины, накрыв таким-же пуховым одеялом.

Утром - проснулся от глубокого сна разбуженный громким стуком в дверь.
Ощупал себя - "сухой, как лист" !

Хозяев дома не было, а на пороге стоял бортмеханик.
- Ну ты как ? - спрашивает.
Шевелю рукой, ногой. Встал в кровати. Чувство - словно заново родился !

Видно на моей физиономии было написано состояние, потому что бортач коротко поведал:
- перелетаем в другое место - восточней, в сторону госграницы. Командир приказал забрать тебя с собой. Ты как ?
- Я ? Как огурчик ! - говорю.
Подождав немного, оделся в свою-же, чисто выстиранную одежду(дай Бог здоровья хозяйке!)

Viktor49A
Старожил форума
28.12.2012 18:46
Вышли во двор и потоптавшись минут пять-семь, хозяев так и не обнаружили.

Услышав рык вертолётного движка, бортач потянул за руку: Пошли !
- Дай хоть спасибо, людям сказать - бормочу ошалело.
Огляделись - никого во дворе и вокруг.
Заткнули мы палочку в петлю для замка и улетели, так и не поблагодарив стариков за приют и лечение. Даже имён не знаю - так уж получилось...

Отработав, через полмесяца пошли домой. Втайне души хотелось бы пролететь над домом стариков, чтобы хоть покачать им винтом.
Но командир сказал строго:
- "Домой и напрямую" ! - "Крути" давай, от взлёта и до дома ! - подбодрил кивком головы.

И прошли мы мимо, стороной - километрах в семидесяти, северней того поселка.
- Дай вам Бог здоровья, старики ! Простите, что не успел даже поблагодарить вас - мысленно проговорил я, словно они услышать могли.

Места эти, до сих пор памятны: "Череда нескончаемых красивых гор. Вдали - белые шапки ледников. Перед ними зелень высокогорных лугов, называемых местным народом "джайляу". Горные, небольшие и многочисленные чистые реки да приветливый и гостеприимный народ, похоже всех национальностей, что есть на земле - поселился и в этих местах.

Через полтора десятка лет, мне снова помог пожилой и незнакомый человек.
"Подхватил" в общественной баньке г.Уральска страшенный грибок, который «ушёл» под кожу подошвы.
Доведённый до белого каления муками, срезал слой кожи и стер уксусом "налёт болячки". Ногу наутро "разнесло" так, что еле ходил. Температура к вечеру лезла за 38. Дело было в командировке и нужно было ежедневно вылетать по различным заданиям для газопровода Уральск - Александров Гай.

Вот и увидела меня бабуля-дежурная, по этажу гостиницы аэропорта "Подстепное", ковыляющего как гусь и коротко спросила: В чём дело сынок ?
Выслушав, назавтра принесла листики "живого дерева".
Провела ребром ладони вдоль листика: Будешь резать и прикладывать к ране "срезом".
Что я и сделал тут же.
Боль стихла уже через полчаса, а на третий день, уверенный и счастливый, пошёл уверенной походкой, на вылет.

Вот такие НАШИ старики, в то время были.
Да они и сейчас есть. Только мы их затерли и забыли окончательно в этой бешеной погоне за призрачным счастьем под названием "деньги"...
1234..212223




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru