Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

ВВС СССР в Египте 67-73

 ↓ ВНИЗ

1..678..1516

алексей
13.06.2007 15:28
Вот еще что...
Похоже, что с израильской стороны (статья г-на Иоффе)считались все те советские самолеты которые ДОЛЖНЫ были взлететь с аэродромов в такой ситуации с точки зрения израильтян, считайте:
Комаушим - два звена
Бени-Суэйф - два звена
Котмие - одно звено
Каир-Вест - одно звено
8+8+4+4=24
Технически, они могли взлететь по времени одновременно с Юрченко?
Но мне кажется что ВВС Израиля (24к 16?)к такому раскладу готовы не были. Значит ли это, что они более-менее предполагали как будет осуществлен подлет, и наверное еще были предусмотрены засады?
Flux
13.06.2007 16:46
Из поста 01/05/2007 [16:58:53] :"Оставшиеся эскадрильи на аэродромах Бени-Суэйф и Комаушим по 16 МиГ - 21 занимались обычным прикрытием своего района, то есть на аэродромах в готовности №2 находились на дежурстве по 4 МиГ - 21, а остальные в готовности №3 в местах проживания."
То есть через 5 минут могли взлететь только по одной четверке с Бени-Суэйф и Комаушим . Для двух четверок с каждого понадобилось бы больше времени, так как из готовности №3 нужно было подъехать, как я понял, к стоянкам. Скорее всего, что одновременно с Юрченко могли взлететь еще 3 звена , если бы задержались на пять минут, то все 6 звеньев (именно это число и появляется в некоторых израильских источниках- 24 самолета).Почему это не было сделано, мы, наверно так и не узнаем.
Le2N
14.06.2007 04:47
to Flux: >могли взлететь еще 3 звена , если бы задержались на пять минут...
Видимо, синдром Великой Отечественной...Помните фильм "В бой идут одни старики"?Хотя, на скорости 900, с-т за 1мин проходит 15км, (х5мин=75км)минус запуск, руление, набор...неизвестно, как бы действовала нападающая сторона в этом случае.-Промедление смерти подобно, -помните? Полную ясность могло внести присутствие ветеранов того боя с противоположной стороны.Но, видимо, в России демократии поболе...Не хотят "колоться."
алексей
14.06.2007 08:54
Вот карта с местом боя (примерным):
http://v.foto.radikal.ru/0706/ ...
14.06.2007 11:18
"Во время воздушных налетов израильтян на Египет, казалось, что между русскими и израильскими летчиками существовало негласное соглашение уклоняться от прямых столкновений любыми способами. Это длилось до 25 июля 1970 года, когда два МиГа, пилотируемых русскими, внезапно и вполне намеренно атаковали израильский A-4 Skyhawk, которому, однако, удалось уйти. После этого столкновения, израильтянам ничего не оставалось как отменить все ограничения. Так, 30 июля, когда эскадрилья израильских самолетов Phantom была перехвачена и атакована шестнадцатью, пилотируемыми русскими, самолетами МиГ, на выручку им были подняты в воздух израильские истребители Mirage и, после пяти минут ожесточенного боя, пять МиГов было сбито. Израильтяне также понесли потери, хотя и не объявили об этом: в тот день три истребителя Phantom не вернулось на базу и они были, вероятно, сбиты египетской ЗА по пути домой."
Марио де Арканжелис "

14.06.2007 11:21
Le2N
14.06.2007 15:59
Энтот Марио скорее всего футболист из знатного рода.
Flux
14.06.2007 22:10
2алексей,
Примерно так я себе и представлял место боя . А вот теперь можем увидеть, что аэродром Котмие находился совсем рядом с этим местом, на расстоянии минуты-полторы полета с учетом набора скорости.(кружок на карте)
http://img444.imageshack.us/my ...
А всего в непосредственной близости , кроме Бени Суейф и Комаушим находилось еще 6 авиабаз(это без учета междунар. аэропорта и Каира Ист )
http://img444.imageshack.us/my ...
По поводу цитаты и ссылки Анонима, перед нами отличный пример литературной обработки плюс трудности перевода, которые дополняются год за годом и подаются как факт.
алексей
15.06.2007 09:10
Теперь вот еще:
Отец просил обратить пристальное внимание на тот факт, что 1 аэ на то время в Бени-Суэйфе не было (ее перебросили на прикрытие штурмовиков в Котмие?).
Исходя из этого:
Израильтяне наверняка знали об этом и операцию готовили исходя из малочисленности сил в Комаушиме и Бени-Суэйфе.

2 реболов
Перехват в составе 10-ки отрабатывался уже после боя (кстати под руководством Желтикова)

Самолеты были оснащены перископами уже в Марах (отец это вспомнил, потому что они проверяли там новые фонари сверхзвуковыми полетами на предельно низких высотах).
2 Flux:
Идиотизм ситуации был в том что командованию Бени-Суэйфа приходилось согласовывать действия с КП в Каире.Вот они- минуты. А по положению в Котмие на тот момент - тоже не знаем. Одно знаю - командование 135 иап все находилось именно там.
алексей
15.06.2007 09:15
2 реболов
Игорь Викторович!
Может поправите по следующим вопросам:
1 аэ была переброшена в Котмие?
алексей
15.06.2007 15:41
С Котмие вопрос вопросов
Uri Leizin
15.06.2007 19:14
2rebolov

Как стало известно позже, на КП в Каире в это время не работала РЛС, и они не видели обстановки в воздухе.

Неудачное совпадение (хотя, конечно, для кого как). Вы в курсе, проверялась ли версия, что к проблеме на РЛС причастны израильтяне, и если да, то к какому выводу пришли?

2Алексей:

По силам поднятым против израильтян.
Отсчет времени начну от взлета звена Камнева (может кто поправит):
а. 0 Взлет 1 звена с Комаушима
б. +5-7мин Взлет 2 звена с Бени-Суэйфа
в. +10мин 1 звено вступает в бой, взлет 3 звена с Бени-Суэйфа
г. +14-15мин отход 1 звена, попадание 2 звена в засаду
д. +20-25 мин окончание боя , отход израильтян
е. +30-35 мин подход 3 звена к месту боя.
Время округлено до 5-ти мин с запасом.Если учесть что радар на советском КП не работал, то в точках в и г уже было все понятно и без радара, но как видно из хода боя поднимать кого -либо уже было бессмысленно. Последнее время принятия решения - это точка б.

Т.е. звено Саранина летит до места боя 20-25 мин, в то время как звено Камнева достигло его за 10 мин, хотя расстояния от места боя до Комаушим и от места боя до Бени-Суэйф различаются незначительно. Почему?
И почему последняя точка - точка б? На обоих аэродромнах было по 16 машин, итого - 32. В точке в становится ясно, что противника оказалось неожиданно много - "больше десятка", по первым данным. Т.е. не хватит даже резерва. Наиболее логичная идея - поднять "все, что летает", кого-то оставить патрулировать аэродромы (на случай, если израильтяне отвлекают внимание и собираются ударить в другом месте), а основную часть - бросить в бой. Вместо этого поднимается всего одно звено. Непонятно.
При этом, вопреки написанному Иоффе, проблем со связью вроде не было?

Но третье звено свое дело сделало - израильтяне спешно ушли (у Иоффе об этом есть).

У Иоффе написано, что израильтяне ушли главным образом из-за израсходования топлива и боеприпасов.
Ну и кроме того, задача была выполнена, а попытка "перевыполнения" могла привести к непредсказуемым последствиям. В конце концов, цель была вовсе не в том, чтобы сбить как можно больше советских самолетов.

По большому счёту израильтяне, видимо, считали, что подвиг лётчика это своего рода ЧП, недоработка штабов.

Но мне кажется что ВВС Израиля (24к 16?)к такому раскладу готовы не были. Значит ли это, что они более-менее предполагали как будет осуществлен подлет, и наверное еще были предусмотрены засады?

Ну, почему не были готовы? Точно так же сбили бы первых, вошедших в зону, и ушли бы за канал. Впрочем, история не имеет сослагательного наклонения.
Думаю, что других засад не было. На эту собирали асов со всех ВВС, кого поставили бы на другие? Плюс самолеты - "Миражей" тогда были всего три эскадрильи, на операцию каждая дала по звену. Дать еще - оголить другие участки фронта и ПВО над страной.

Вот карта с местом боя (примерным):
http://v.foto.radikal.ru/0706/ ...

Ясно, спасибо. Значительно западнее, чем я представлял.

2Le2N

По большому счёту израильтяне, видимо, считали, что подвиг лётчика это своего рода ЧП, недоработка штабов.

Это общий западный подход: подвиг совершается только тогда, когда все пошло наперекосяк, и является последним средством предотвратить те или иные катастрофические ухудшения ситуации.

Полную ясность могло внести присутствие ветеранов того боя с противоположной стороны.

Не думаю, что кто-нибудь из них знает русский:).
Но поиски участников продолжаются.

алексей
16.06.2007 22:21
2Uri Leizin:
По точкам отсчета я неправ.
По аэродрому Котмие наверное тоже. С отцом посидели - поговорили, он точно не помнит куда была передислоцирована 1 аэ, Котмие - это мое предположение, но наверное нет. Аэродром был севернее (опять повторюсь я об операции по прикрытию штурмовиков).
алексей
16.06.2007 23:57
Вот еще...
Тут отец вспоминал, вспоминал и выдвинул теорию - а не с Камневым ли взлетали Колесов с Пушкарским?
алексей
17.06.2007 00:00
снова
Котмие - (если он правильно обозначен на карте) был аэродромом подскока. Макара садился не на нем. На момент боя он был пуст. Возможно что с этого аэродрома был сбит СКАЙХОК
Прошу прощения за ошибки.
17.06.2007 00:06
2 ури
Ури Вы неправы, такой расклад (24 к 16) Мер Хаавир был ненужен (результат более чем неизвестен), 1 аэ в Бени Суэйфе не было - это израильские ВВС прекрасно знали, потому и операцию назначили именно на этот период. Планирование 10

из 16-ти самолетов с Бени-Суэйфа подняли 8, а если бы их подняли одновременно?
алексей
17.06.2007 00:08
М-р Желтиков пытался поднять 10-ку. Интересно это не считая звена Юрченко?
алексей
18.06.2007 10:14
http://m.foto.radikal.ru/0706/ ...
Фото летчиков Тираспольского полка Крайний слева Е. Яковлев (да простит меня Степан - предположительно)
Le2N
18.06.2007 14:14
Алёша, насколько я понял, фон являет собой самолёты Як-28?
Flux
18.06.2007 18:57
Не, это, кажется, МиГ-19 там за стабилизатором сопла видны.
practick
19.06.2007 00:28
По внешнему виду МиГ-19 однозначно, да и не было в Тирасполе Як-28-х.
алексей
19.06.2007 08:48
2Le2N:
естественно МиГ 19
Le2N:
19.06.2007 12:04
Я присутствовал при встрече Саранина В.Ф. с однополчанином, Фёдорыч уже летал на Як-38.Они летали на МиГ-19 в Бжеге.Самолёт сей много кровушки попил лётной.
алексей
20.06.2007 10:50
Командиром 2аэ был Сальников на виньетке он есть, на правой стороне. СКАЙХОК он не сбивал. Макара был НШ 2 аэ
Мустафа Ибрагим
22.06.2007 17:43
Эрец Израэль параша - победа будет наша
алексей
25.06.2007 09:01
С семьями погибших связей нет. До общества ветеранов войны в Египте дозвониться не могу. Руководит там Попов
google
27.06.2007 05:48
to Le2N "Энтот Марио скорее всего футболист из знатного рода."
если верить
http://www.mariodearcangelis.it/ ; то он = итальянский адмирал в отставке ; пишущий на досуге книжки про радиоэлектронную разведку ; так что этот бой = один из многих эпизодов в одной из его книг ; описан конечно с чужих слов
а Вы ему напишите = там есть его e-mail , типа = Марио ; ты не прав ;)
Le2N
27.06.2007 19:46
to google
Вы не знаете, как у г-на адмирала с русским?
алексей
28.06.2007 08:37
Вчера по "Звезде" фильм был в тему. Сюжетец аховый. Летчик (Михайлов)воевал в Египте, был сбит, попал в плен, стал американским шпиеном и заслан в СССР.Нашел он спившегося однополчанина и т.д.
28.06.2007 12:48
интересно, у израильтян наверное до сих пор храниятся записи ганкамер того боя, по крайней мере записи боев в воздухе 82-го года доступны в сети,
http://video.google.com/videop ...

может и эти когда-нибудь рассекретят?
Александр Ваничкин
29.06.2007 05:07
А что можно секретить по 70-м годам? На МИГ-21 стоял САРП. Тут не в секретности дело, а в памяти человеческой, мне кажеться!
Militarist
01.07.2007 12:03
Насчет иностранных летчиков в ВВС Израиля.

Их использовали только во время Войны за независимость в 1948-49 гг. После этого ни американских, ни советских пилотов в ВВС не брали. Причин, в основном, две:
1. Подготовка пилотов в Израиле весьма специфическая и сильно отличается от подготовки в других странах. В Хель Хаавире считают, что им легче подготовить с нуля нового летчика, чем переучивать чужого. И это действительно так и есть. Мы все крепко цепляемся за приобретенные нами привычки и очень неохотно отказываемся от них.

2. Весьма серьезный языковый барьер. Иностранцы, как правило, не владеют ивритом в совершенстве. А в бою, когда и на родном то языке можно не врубиться, то на чужом - это может стать причиной потерь.

Насчет числа сбитых МиГов. Если вражина и предатель Садат не авторитет, то друг Насер должен быть достаточно авторитетным.

'The Road to Ramadan' by Mohamed Heikal. New York: Quadrangle, 1975.

Хейкал - в то время ведущий египетский журналист, политический обозреватель, приближенный к президенту Насеру человек, кажется даже его личный друг, был также министром информации Египта. Поэтому его свидетельства о событиях на египетской стороне исключительно авторитетны.

Хейкал упоминает о результатах боя между советскими и израильскими истребителями. Небезинтересны и некоторые высказывания Президента Египта, Героя Советского Союза Гамаля Абдель Насера.

Итак, на странице 162 читаем:

'30 июля 1970 г, вскоре после прибытия в Египет советских летчиков на модифицированной версии МиГ-21, некоторое число израильских Фантомов вторглись в наше воздушное пространство в районе Сухны. Советские пилоты взлетели с аэродрома в Минье, но попались в израильскую засаду. В течение считанных секунд 4 МиГа были сбиты и ещё один сильно поврежден, пилот которого вскоре катапультировался. В тот день я разговаривал с Президентом и он сказал мне: 'Нечто весьма курьезное произошло сегодня. Израильтяне сбили 5 советских самолетов. С одной стороны, мне жалко, что такое случилось, но с другой стороны, я не сожалею об этом. Русские всё время обвиняли наших летчиков в том, что они не учатся на своем [горьком] опыте, продолжают повторять те же самые ошибки, что они уступают в мастерстве израильским пилотам. Естесственно, это раздражает наших парней, которые винят во многих своих неудачах самолеты, на которых им приходится летать. Теперь наши ВВС чувствуют себя оправданными, так как они знают, что русские, наконец, получили доказательство того, что их МиГи во многом уступают Фантомам.'
В Египте тогда ничего не сообщалось о потерях русских, а израильтяне тоже по-хитрому помалкивали. Конечно, они проинформировали американцев, но не сделали никаких заявлений об инциденте чтобы публично не позорить русских, что могло бы привести к дальнейшей эскалации конфликта'.
Le2N
01.07.2007 12:54
to Militarist
Вообще этот опус уже обсуждался.От себя добавлю, что год выхода книги 1975, Насера давно нет, вышла в Н.-Йорке.Налицо двойной прогиб.Если со стороны СССР есть участники события и они выходят на связь, то со стороны Израиля абсолютный штиль.В маленькой и великой стране без проблем можно найти своих героев, но...увы.Ребята из Израиля разводят руками.Можно ведь было и встречу организовать, а что?У меня отец был советником к-ра бригады Набиля Шукри, кстати, этот араб выполнял проход над ВПП Иншаса на 15 метрах на МиГ-21 в перевёрнутом положении.Допускаю, что всё-же израильские участники живут за пределами своей страны.
Удачи, всем!
Krot
01.07.2007 13:06
Для Le2N:
насчет Израильских участников, я как то спрашивал одного бывшего пилота ВВС, а он мне рассказал неправду. Я повторно спросил, почему так?
Потому что определенные секреты тактики боев не выдаются общественности по той простой причине, что определенные удачные элементы боя могут использоваться в дальнейшем. В России или США ситуация проще, они может и ругаются, но большой войны не хотят и с этим несколько свободней.
А в Израиле никогда не знаешь, что завтра случится. Вот в этом основная причина молчания пилотов ВВС.
С Уважением, Я.
РЕВЕРС
01.07.2007 13:06
А так мой полк летал.
http://vtap339.ucoz.ru/publ/2- ...
Krot
01.07.2007 13:20
Красиво написано, как в старые добрые советские времена.
Б-г вам судья, РЕВЕРС.
Veteran
01.07.2007 14:41
Вопрос к участникам форума:
отыскались ли следы Георгия Архиповича Сыркина?
В мои лейтенантские годы он был замкомэской 3аэ в Тирасполе в 1974-78гг. Комэской был С.Д.Скрипник, тоже участник египетской компании.
Знаю, что там же, в Египте побывал к-н Данилов А.И., выпускник ЧВВАУЛ года 67 или 65.
Здесь упоминалась фамилия Коротюка. Жизнь несколько раз накоротко сводила и разводила меня с этим замечательным человеком и летчиком. Последний раз встречались, когда он инспектировал наш полк в Кишкунлацхаза в 1984г.
Знает ли кто-нибудь, жив ли он? Если - да, то какие-нибудь координаты.
Stepan
01.07.2007 17:31
алексею:

Спасибо большое за "вынос" фотографии тираспольских летчиков на форум (18.6.2007). Это фотография из журнала "Авиация и космонавтика" (№1, 1965г.), т.е., сделана в конце 1964г. По поводу самолетов: это, конечно, МиГ-19. Обратите внимание на различие в цвете: дальний самолет не окрашен (изначально ВВСовский), ближний - серо-зеленого цвета (передан из авиации ВМФ после разгона там истребительных полков и дивизий).
Ваш отец не узнал Е. Яковлева? Я почти уверен, что первый слева летчик (ближе к самолетам) - это он. Может быть, его узнает rebolov? Крайний летчик справа - капитан Беднягин, рядом с ним (в желтом комбезе) - капитан Бутримов, в центре - мой отец.

Militarist
01.07.2007 19:39
2 Реверс:

После вот этих слов по вашей ссылке: "7 октября Израиль напал на Египет и Сирию" дальше можно не читать. Это уже даже не литературная обработка, а грубая, наглая ложь.

2 Le2N:

Книга Хейкала вышла сперва в Египте на арабском языке. Нью-Йоркское издание, это всего лишь перевод на английский. В Египте она вышла раньше, когда Египет ещё полностью не отошел от СССР. Память о Насере ещё была очень свежа и Хейкал был его личным другом. В его осведомленности сомневаться не приходится и от его свидетельства нельзя просто так отмахнуться. К тому же, как вы сами видите, почему то упорно скрываются имена двух членов звена Камнева. Почему?

Нельзя также сказать об отсутствии свидетельств участников с израильской стороны. Были же приведены интервью с несколькими из них. Очень жаль, конечно, что не получается побеседовать сегодня с некоторыми из них. Я и сам считаю, что это излишняя перестраховка, совершенно ненужная, когда речь идет о 1970 г. Но что поделаешь, если в Израиле такие порядки.

Однако... На Авиабазе есть израильский участник sxam и ныне служащий капитаном в Цахале и имеющий доступ к закрытым военным архивам. Как то раз он сказал, что читал там материалы по этому бою и они в целом совпадают с общепринятой на Западе версией.

Ури Лейзин упомянул "некую" книгу Амоса Амира. У меня эта книга есть и там есть его описание данного боя. Я сделаю вам перевод этого описания вскоре.

Автор - израильский летчик-истребитель, участник многих боев, ставший впоследствии генералом и одним из кандидатов на должность командующего ВВС, хотя окончательный выбор пал на другого.

Так что хоть на форум мы найти очевидца с израильской стороны найти пока не можем, но свидетельства таких участников есть. И это, вроде, самый последний.
РЕВЕРС
01.07.2007 20:00
2Militarist:
Дык это же лётчик писал? Ему что замполит сказал, то и верно.
Израиль здесь вообще прыщ на заднице у США, в его разборках с СССР.
Авиатор
01.07.2007 20:47
алексей:

фото свежее мигов египта надо?)))

сегодня привез)))

пиши
HQ
01.07.2007 21:16
> В его осведомленности сомневаться не приходится и от его свидетельства нельзя просто так отмахнуться.

А что, в Израиле Египетские журналисты уже авторитетный источник информации?
01.07.2007 23:13
HQ:
> А что, в Израиле Египетские журналисты уже авторитетный источник информации?

-- Он не просто журналист. Он приближенный к президенту журналист и его личный друг. И ещё он министр информации. Член правительства.

Вот тот перевод, что я обещал.

'Fire in the Sky' by Amos Amir (brigadier-general).
UK: Pen & Sword Aviation, 2005.
(Издано в Англии, в переводе с оригинала на иврите.)

Глава 28 'Огонь в небе, 30 июля 1970 г'.

С самого начала года происходило растущее участие русских 'советников' в событиях в Египте. Они 'советовали' во всех составных частях египетских вооруженных сил, но в первую очередь в ВВС и ПВО. На протяжении многих лет русские вооружали египтян и обучали их, как техническому обслуживанию боевой техники, так и тактике её применения.

Русские советники присутствовали в египетских эскадрильях на постоянной основе, обучая и консультируя египтян по всем вопросам. Тем не менее, отношения между египетскими летчиками и их русскими инструкторами не были по-настоящему теплыми. Русские зачастую вели себя высокомерно и не упускали случая упрекнуть египтян в их неумелости. Египтяне чувствовали себя оскорбленными и это чувство росло по мере продолжения Войны на Истощение с растущим числом их поражений в воздухе, когда число потерянных ими самолетов уже измерялось десятками. Русские настойчиво продолжали объяснять это некомпетентностью египетских летчиков.

Весной 1970 г русские пилоты сами начали летать в египетском небе. Поначалу они ограничили район своих полетов территорией в глубине египетской территории. Они не приближались к Суэцкому каналу и избегая контакта с израильскими самолетами. Разведка наших ВВС внимательно наблюдала за действиями русских и знала очень многое о них. Когда наступило лето, а египетская авиация продолжала нести тяжелые потери, русские пилоты начали появляться и в приканальной зоне. В начале июля стало достоверно известно, что МиГ-21, пилотируемый русским летчиком, атаковал израильский штурмовик Скайхок, бомбивший египетские позиции у канала, и открыл огонь по нему. Скайхок был поврежден, но не был сбит и его пилот смог совершить благополучную посадку.

Радиоперехват переговоров противника был очень важным средством получения информации о нем и велся непрерывно. Поэтому, наша разведка имела довольно подробные сведения о деятельности русских в Египте. В том числе, мы знали, что МиГи с русскими пилотами взлетали с аэродромов в долине Нила, в нескольких десятках километров от Каира, когда египетская служба контроля за воздушным пространством обнаруживала наши самолеты в районе к югу и востоку от города Суэц. Это был как раз тот район, который наши летчики прозвали Техасом. Для нас это было эквивалентом Дикого Запада на Ближнем Востоке.

В штабе ВВС и генштабе созрело мнение, что пора перестать избегать схваток с русскими МиГами ибо политика предоставления им неприкосновенности не оправдала себя. Раз русские начали вступать в прямое противоборство с израильской авиацией, надо начинать вести себя по-другому. Командиры пяти истребительных эскадрилий были приглашены в штаб ВВС, где их проинструктировал лично командующий ВВС.

Я первым занял свою позицию для взлета. Затем, один за другим, подъехали и остальные машины моего звена. Ашер - Второй. Авраам - Третий. Гилад - Четвертый. До взлета оставалось несколько минут и я попытался подсчитать число побед, одержанных нашей четверкой. Получилось 20 побед на всех. Вряд ли, подумал я, где-либо ещё в мире есть звено с таким послужным списком.

За 2 минуты до взлета я слегка отпустил РУД и самолет скользнул в позицию слева на полосе. Остальные тут же последовали за мной и заняли свои позиции. Мы быстро проверили работу двигателей. Было необходимо соблюдать радиомолчание как это обычно делалось при совершении дальних разведывательных полетов.

Отнюдь не впервые, но с большей силой, чем обычно, я почувствовал волнение, распространяющееся по моим нервам и крови. То, что нам предстояло, было больше, чем охотой. Это не было преследованием пантерой смертельно испуганной лани. Это было состязанием со всеми картами на столе и ставками, выше которых не бывает. Нам предстоял смертельный бой, в котором всё позволено. Хитрость, трюки, изобретательность, знания, способность, личное мужество, сила - все эти качества скоро должны были подвергнуться суровому испытанию. Я знал точно, что требуется от нас и хотя никогда ещё не встречался с русскими в бою, я был уверен в себе и своих товарищах. Наша задача была исключительно важна и как в прежние, более молодые годы, я почувствовал как пьянящее ощущение своей значимости разливается по всему телу.

В назначенный момент, я дал 'полный газ' двигателю, а затем включил форсаж и мой Мираж рванулся вперед. Остальные последовали за мной. Я повернул на запад и набрал высоту 35.000 футов (10, 7 км), в направлении центрального Синая. Ашер, мой ведомый номер 2, расположился всего в нескольких метрах от меня. Левее его летел Авраам, Третий, в 700 метрах от меня. Гилад, Четвертый, его ведомый, также расположился очень близко к нему. На экране радара, оператор увидел бы только две отметки и решил бы, что летит одна пара, а не четверка.

Я знал, что в эти же мгновения, другие звенья тоже готовятся к взлету. На авиабазе Рамат-Давид, Авиху возглавлял звено Фантомов, а за ним должно было следовать звено Миражей под командой Ури. Ещё одно звено Миражей во главе с Ифтахом готовилось на авиабазе Хатцор. Но никто не должен был ничего знать о них до критического момента. Им предстояло лететь к каналу на высоте верхушек деревьев.

Над центральным Синаем, в районе Джебел Либни, мы снизились и исчезли с экранов радаров. Мы пересекли Суэцкий залив [обратите внимание - залив, а не канал. Значит они летели южнее города Суэц] и продолжили лететь на запад, углубляясь в египетскую территорию. Мне вдруг вспомнился мой первый полет над Египтом. С тех пор я участвовал в десятках глубоких рейдов над территорией противника и накопленный опыт безусловно сказывался. Напряжение присутствовало, но давящего страха не было.

В намеченный момент, я дал команду: Красные, вперед! Всё ещё двумя отдельными парами, на приличном расстоянии друг от друга, но по-прежнему летевшимися в плотном строю, мы набрали высоту 35.000 футов (10, 7 км), типичную для разведывательных полетов. Но у нас, конечно, не было фотокамер. Мы несли вместо них ракеты и снаряды, и были готовы нарушить нашу роль разведчиков в любой момент, вступив в воздушный бой.

В ближневосточном небе, как только самолет наберет высоту, его видят и слышат все. Поэтому, было необходимо играть роль разведчиков безупречно. Об этом нас очень серьезно предупреждали.

Мы уже приближались к долине Нила, когда мы повернули вправо и полетели в северо-восточном направлении. Глянув влево сквозь мерцающее марево горячего, влажного воздуха, я увидел зеленую ленту долины Нила, протянувшуюся с севера на юг.

Красные, включить фотокамеры! - отдал я приказ чтобы запутать египетскую разведку. Мы продолжали лететь в направлении города Суэц.

Красные, это Золотой. Огурец! - пришло сообщение из командного центра.
Это Красный. Вас понял - ответил я. Красные, поворачиваем влево. Мы опять стали углубляться в территорию Египта. Я знал, что этот наш маневр будет слишком соблазнительным для египтян и они заглотят наживку. Они просто обязаны будут послать перехватчики против этих двух нахальных израиьских воздушных шпионов. И мы надеялись, конечно, что на перехват вылетят русские. У нас были все основания надеяться на это, но точно узнать мы могли только через некоторое время после боя.

Красные, это Золотой! Помидор! - пришло новое сообщение с КП. Это означало, что египтяне клюнули. Кодовое слово означало, что к нам приближаются самолеты противника.

Красные, разворачиваемся. Сбросить баки - скомандовал я. Мы развернулись на восток чтобы бой прошел поближе к нашей территории. Теперь, когда наше подбрюшье освободилось от тяжести подвесных баков, Миражи опять обрели свою обычную резвость и мы быстро ускорялись. По моей команде, мы все ещё раз проверили все наши системы и оружие. Через несколько секунд этот маскарад закончится, перчатки будут сброшены и небо озарится огнем!

Красные, это Золотой. Атакуйте, азимут два, пять, ноль. Четверка противника впереди вас в 20 милях (35 км) и ещё одна позади них, в 35 милях (55 км).

Вас понял. Начинаем перец. Я скомандовал включить форсаж. На запасной частоте я начал слышать голоса командиров двух других наших звеньев, в которых я узнал Авиху и Ифтаха.

Красный, выше на 11 часах - в моих наушниках раздался голос Авраама. И я тут же увидел пару МиГов, пролетавших высоко над нами в противоположном направлении.

Третий, атакуй южную пару, а мы займемся северной, той что повыше. Авраам, мой Третий, тут же подтвердил получение команды.

Красные, это Золотой. Внимание, вторая четверка приближается к району боя. А через две с половиной минуты в бой вступит третья четверка - известил КП всех наших в воздухе.

В резком вертикальном маневре задрав нос своей машины, я направился навстречу двум МиГам, пикировавшим на нас с высоты. Слепящий свет в лицо не дал мне возможности продолжать следить за МиГами, и вдруг я услышал голос Ашера, Второго и моего ведомого: МиГ проскочил мимо меня слева. Я атакую его.
Мне это не очень понравилось, так как это означало, что моя пара разбивалась на два одиночных истребителя без взаимной поддержки. Я глянул влево, но не увидел, ни Миража, ни МиГа.

В этот момент в эфире прозвучал голос Авраама: Это Третий. Я только что сбил одного из них. На запасной частоте я слышал голоса наших партнеров на Миражах и Фантомах, которые уже тоже находились в гуще боя.

Большая тень самолета промелькнула над моей кабиной. Я посчитал, что это был МиГ. Я очень быстро заложил вираж в направлении пикировавшего МиГа. Невдалеке от меня к югу, я увидел два грибовидных облака дыма, поднимающихся кверху от двух горящих МиГов.

Это Второй, я сбил одного! - прозвучал голос Ашера. А я подумал про себя: И черт тебя знает, где ты сейчас находишься.

Это Красный Первый. Преследую МиГ, азимут два, семь, ноль, высота 14.000, снижаюсь - объявил я чтобы держать звено и КП в курсе моих действий, а также в надежде, что кто-нибудь присоединится ко мне.

Это Красный Второй, опять прозвучал голос Ашера. Получил повреждение от огня противника. Самолет под контролем. Возвращаюсь домой. Это обеспокоило меня. В глубине души я знал, что это может случиться с того самого момента как наша пара распалась. Держись, Ашер - постарался подбодрить друга я.

Между тем, я выровнял крылья и на высокой скорости шел на запад. Я использовал своё преимущество в высоте и ускорялся в погоне за своей целью. Очень-очень медленно, но дистанция между нами сокращалась. На расстоянии в 1 км, когда я уже начал готовиться к открытию огня, МиГ вошел в левый вираж и начал набор высоты. И только тогда я понял свою ошибку. Это был Фантом, а не МиГ. Я увидел также, что вдалеке на западе летел настоящий МиГ, которого и преследовал Фантом. Всё прояснилось. Фантом гнался за МиГом, а я гнался за Фантомом.

Кто это там на 6.000 поворачивает влево на восток - обратился я в эфире, в надежде установить пилота Фантома.

Это Кролик Третий. Кто спрашивает?

Это Красный Первый. Я сейчас слева от тебя. Присоединяйся ко мне и будем возвращаться вместе. На пути домой, мы увидели двух русских пилотов, медленно опускавшихся на своих парашютах, а снизу поднимались столбы черного дыма, исходившего от обломков МиГов, горящих на земле.

20 МиГов и 16 Миражей и Фантомов приняло участие в этой битве. Пять МиГов, пилотировавшихся русскими летчиками, были сбиты. Моё звено имело две с половиной победы. Вторая половина победы над МиГом, пораженным Авраамом, досталась Ифтаху (командиру другого звена Миражей).
[Вот почему кто-то насчитал 6 сбитых МиГов в таблице. Потому что победа над одним МиГом была поделена между двумя летчиками, поразившими его одновременно. Они-то получили по пол-победы, но в таблице кажется, что это два самоля, а не один.]
Фантомы сбили ещё два МиГа. Один сбил Авием, а второй - Авиху.
Русская ракета Атолл повредила сопло Миража Ашера, но повреждение было небольшим и он благополучно приземлился на авиабазе Рефидим.
Фантом, который я преследовал, пилотировал Эхуд Ханкин, восходившая звезда наших ВВС. Этот молодой летчик демонстрировал выдающиеся способности воздушного бойца. К сожалению, он погиб через 3 года во время Войны Судного Дня, когда он атаковал зенитно-ракетную батарею сирийцев на Голанских высотах.

Через некоторое время стало известно, что в тот вечер состоялось две вечеринки. Одна на авиабазе Тель-Ноф, где израильские летчики праздновали свою победу. А другая... на египетских авиабазах, где египетские пилоты отмечали поражение своих высокомерных русских учителей.
01.07.2007 23:21
на египетских авиабазах, где египетские пилоты отмечали поражение своих высокомерных русских учителей.

Был в Египте пару дней назад. Отношение к Русским и русско язычным с эксСССР самое омерзительное. Если честно, то я в шоке. Европа покультурней но фэ при случае так же показывает.
Сори за офф.
Militarist
01.07.2007 23:48
Извиняюсь, забыл свою подпись поставить и мой пост пошел как пост Анонима. И почему здесь нельзя корректировать свои посты? Бывают же ошибки, описки всякие. На других форумах можно корректировать.
Militarist
02.07.2007 06:11
Кстати, о птичках. То бишь нашем "Пятом". Могу рассказать такую быль. Был у меня когда то, лет эдак 35 тому назад, дружок закадычный. И вот однажды он мне говорит: К нам приехал мой двоюродный братан Витя. Он летчик-истребитель, летал на МиГ-21. Мы знали, что он был в Алжире. А тут он нам рассказал, что из Алжира его перевели в Египет и он там не просто был, а воевал. Мало того, его там сбили. Он катапультировался и был контужен. С контузией лежал в госпитале и потом был комиссован из ВВС. Дружок мой русак, рассказал мне это, зная, что его евреец-приятель живо интересуется такими делами. Я ему говорю: А можно его увидеть? Он мне: увидеть то можно, только даже не заикайся об этом. Он мне это сказал под большим секретом и наказал никому об этом не говорить. Я никому и не скажу, только тебе вот решил рассказать, зная твой особый интерес к этому.
Назавтра увидел Витю. Невысокий, коренастый, плотный парень с широкой костью. Физически, наверное, идеально подходит в летчики. Я потом Сашке (дружку) говорю: Слушай, а ты сам порасспрашивай его, как-будто тебя самого это интересует. Сашка обещал попробовать. Но потом сказал мне, что ничего не вышло. Витя, как только услышал такой вопрос, сразу сказал: Не могу об этом говорить. Подписку о неразглашении дал. Жалею уже, что и тебе по пьянке сболтнул. Ты вот что, забудь об этом раз и навсегда, а если сболтнешь где, можешь меня в крупную неприятность впутать. После этого стало ясно, что больше ничего узнать не удастся. Когда именно Витю сбили точно уже не помню, но где-то в начале 70-х как раз. Не знаю, участвовал ли Витя в данном бою, но даже если нет, то значит имели место и другие стычки между израильскими и советскими истребителями. К огромному сожалению забыл его фамилию, хотя тогда знал. Но перед Египтом он какое то время был в Алжире. Какое именно училище он кончил не знаю или забыл, но скорее всего Черниговское. Сам он то ли из самого Гомеля, то ли из Гомельской области, возможно из Добруша. А это рядом с Черниговской областью.
Единственное, что помню из Сашкиного пересказа, что были они в гражданском, участвовали в боевых действиях часто, с его слов, случалось, что и за канал залетали. В смысле, на израильскую сторону. Сбили его прямо возле канала, Сайдуиндером. Повезло, говорит, что приземлился на египетской стороне. Говорил, что с вечера мог "употребить", но утром был как стеклышко. Чем они все там регулярно и злоупотребляли, хотя было низзя. Здоровый был, черт.
Вот такими сведениями я располагаю. То что он был в Алжире, все его родственники точно знали. Затем неожиданно комиссован. Похоже, не врал.
Жоров
02.07.2007 06:40
Милитарист! Спасибо за инфу! Но не могли-бы Вы посмотреть в воспоминаниях израильских пилотов сколько Мигов по их мнению принимало участие в бою
алексей
02.07.2007 09:39
милитаристу
30.07.70г. потери 135ИАП составили:
4 МиГ-21
пилоты:
Журавлев - погиб
Юрченко - погиб
Яковлев - погиб при катапультировании
Сыркин - катапультировался, остался в живых
о пятом сбитом - Макара не может считаться, поскольку его самолет был поврежден незначительно.
По поводу воспоминаний пилота - скорее всего врал, (помните как Лебедев в кино - "И тут я ему на чистом немецком - ФЮРЕР!!!")поэтому и говорил, что подписку давал.
По поводу египетской инфы - бог им судья. Ну а воспоминания Амира Амоса - я уже писал, что литературные обработки воспоминаний и привели к таким неточностям в описании этого боя.
Алексей
02.07.2007 09:42
"Отнюдь не впервые, но с большей силой, чем обычно, я почувствовал волнение, распространяющееся по моим нервам и крови. То, что нам предстояло, было больше, чем охотой. Это не было преследованием пантерой смертельно испуганной лани. Это было состязанием со всеми картами на столе и ставками, выше которых не бывает. Нам предстоял смертельный бой, в котором всё позволено. Хитрость, трюки, изобретательность, знания, способность, личное мужество, сила - все эти качества скоро должны были подвергнуться суровому испытанию. Я знал точно, что требуется от нас и хотя никогда ещё не встречался с русскими в бою, я был уверен в себе и своих товарищах. Наша задача была исключительно важна и как в прежние, более молодые годы, я почувствовал как пьянящее ощущение своей значимости разливается по всему телу."
Ветеран ИАФ, летчик-истребитель ТАК писать не будет

алексей
02.07.2007 09:47
ветерану
А не могли ли Вы ответить на такой вопрос:
Чуствовалось ли что Г.А.Сыркин участвовал в бою, применял ли он свой боевой опыт в обучении летчиков?
1..678..1516




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru