Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

ВВС СССР в Египте 67-73

 ↓ ВНИЗ

1234..141516

rebolov
08.05.2007 17:43
Алексей.

Ты прав, Макара и Каменев в том бою не погибли.
Те кто сомневаются в этом пускай посмотрят на фотографию 2аэ (http://r.foto.radikal.ru/0704/ ... В правом ряду (над рисунком самолета) второй снизу МАКАРА П.. Эту виньетку я делал в ноябре-декабре 1970 года, перед заменой летного состава.
Подобные фотографии делали для 1 и 3 аэ. У кого сохранились эти фотографии, сообщите.
Прочнист
08.05.2007 19:40
Вопрос по тому злополоучному Скайхоку. А был ли он сбит? Вроде, израильские источники утверждают, что самолет был только поврежден и совершил посадку на аэродром.
rebolov
09.05.2007 02:24
Поздравляю всех с ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ!
Желаю крепкого здоровья и успехов.
Flux
09.05.2007 12:52
С праздником Победы!!!
rebolov
10.05.2007 14:55
Прочнист.
Злополучный Скайхок был сбит.
После вступления в силу перемирия, в Александрии на берегу моря в шикарном районе (район Мамура) была снята в аренду, у одного египетского военного врача, трехэтажная вила, на которой организовали типа профилакторий. Я попал в первую группу. В этой группе были четыре летчика, два из них принимали участие в этом бою, и два полковых врача. Фамилии членов группы, к сожалению, не помню, а вот то, что мы гуляли на деньги за сбитый Скайхок это помню. Ребята получили от арабов 300 египетских фунтов (расценки были такие: за Скайхок - 300, Мираж - 400 и Фантом - 500). Деньги выдавались при подтверждении уничтожения самолета. Да самолет упал за каналом, но упал. Перехват произошел в 2-3 км от канала. Из рассказов ребят о том перехвате, сбит самолет был ведомым, ведущий или промахнулся или не смог пустить ракету (уже забыл). Потерю самолета еврей то подтверждали, то отрицали.
Прочнист
11.05.2007 00:28
2 реболов

Ну, такие выплаты вряд ли имеют отношение к реальности. Об этом уже говорилось на форумах. Особенно показательно на примере советских торпедоносцев.
Вы же не принимаете за чистую монету все заявки асов на сбитые самолеты?
Это о том что по горячим следам показания "очевидцев" очень недостоверны. Особенно если очень хочется хоть как-то подсластить горькую картину... А уж об объективности арабов говорить просто несерьезно.

Сайты Википедии и www.acig.org, вроде, не еврейские. Там однозначно написано, что самолет был только поврежден и совершил посадку на аэродроме, в то время, как советская сторона утверждала, что самолет был сбит.

Сейчас я практически не сомневаюсь что "сбития" того Скайхока не было.

Вы можете найти признание факта сбития на каком-нибудь серьезном сайте? Фантастику типа опусов гр. Ильина, пожалуйста не надо приводить.

Если ничего, кроме банкета нет, то вопрос можно считать закрытым.
НАР
11.05.2007 01:34
Даже вышеупомянутые выплаты имеют больше отношения к реальности, чем куперовский acig.org.То, что данный сайт писал об ирано-иракской войне, например, вообще ни в какие ворота не лезет.Это на уровне Skyfire.avia, но там хоть было видно, что авторы стебутся.Кстати, какой сайт для вас будет серьезным?Так что, вы уж не закрывайте раньше времени
Прочнист
11.05.2007 08:20


У меня прямо противоположное мнение. Том Купер хоть пытается проводить какие-то "расследования", то есть, просеивает информацию из разных источников.



Увы, слова-слова... Да и явная крайность - возможно, и есть у Купера несколько ошибок, но работа вполне на уровне. Или вы лучше написали? Дайте ссылку, с удовольствием почитаю.


>

Да в принципе любой, где дается взвешенная, объективная оценка.


TimH
11.05.2007 11:31
to Михаил Жирохов !
Как далеко продвинулись в поисках Сыркина Г ?
Жоров
11.05.2007 17:42
to Михаил Жирохов.Читал Вашу книгу История ВВС Израиля. Там описывается этот бой.Но никакого упоминания о сбитом Израильтянине нет. Да и цифры по количеству самолетов, учавствующих в бою не те, что тут приводятся.Не могли-бы Вы осветить эти цифры?
HQ
12.05.2007 07:35
В воспоминаниях Каманина фигурирует случай столкновения двух МиГ-21 ВВС СССР в тренировочном полете над территорией Египта в марте 1971 года, есть ли у кого более подробная информация? Имеет ли отношение к данному случаю гибель летчика:

МАЙОР
КОЗЛОВ Н.Д.
Старший летчик истребительного авиаполка, родился 29.10.1932 г. в деревне Ручково Турчиновского р-на Калининской обл. Русский. Закончил Армавирское ВВАКУЛ, службу проходил в ГСВГ, а затем в Белорусском ВО на должности начальника разведки полка.
В Египте с января 1971 г. Погиб в результате катастрофы самолета 19.04.1971 г.
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в г.Калинин.
Stepan
13.05.2007 13:42
алексею:

Просматривая летные книжки отца, в разделе "Прыжки с парашютом и катапультирования" в записях о наземных катапультированиях нашел подписи нач. ПДС полка гв. капитана Яковлева за 1964-70гг. Т.е., в Египет Е. Яковлев был направлен с должности нач. ПДС тираспольского полка.
алексей
13.05.2007 19:08
степану
Большое Спасибо
алексей
13.05.2007 19:12
вовчеку
На фотографии 2аэ есть фото Сыркина и Макара, а Яковлева и Юрченко - нет, также и на фото 3аэ - нет погибшего - Журавлева, а Каменев - есть. Эти фото делались после боя, значит КАМЕНЕВ НЕ БЫЛ СБИТ, я думаю пора это принять как непреложный факт фото я выложу позже
алексей
13.05.2007 19:28
степану
Не могли ли бы Вы подтвердить факт службы Каменева в Тираспольском полку после Египта
13.05.2007 20:01
алексей
Я не против Вашей формулировки, но , справедливости ради , замечу, что из этого следует только то, что Каменев не погиб, а не то , что он не был сбит. Сыркин тоже есть на фотографии, а он , как мы знаем, был сбит.
Вообще-то я надеялся , что rebolov сообщит больше информации, он же находился в тот день на КП и на местах падения самолетов.

2Жоров
Описание Жирохова очень близко к официальной версии израильских ВВС, во всяком случае по количеству самолетов, разница только в том, что на сайте ВВС Израиля не сказано, что все самолеты вступили в бой, и указано, что один Мираж получил повреждение хвостового оперения, но смог совершить посадку на территории Израиля.
Flux
13.05.2007 20:03
Прошу прощения, опять забыл подписаться
алексей
13.05.2007 21:02
"Как был сбит Каменев никто не видел(примечание если не видели, как погиб то записали, как пропал безвести поэтому и упоминаний о Каменеве небыло не в одной из публикаций, даже в ранних воспоминаниях Бабича в 1994 году.)эту фразу пишет Вовчек. Я отталкиваюсь от нее.
алексей
13.05.2007 22:52
2rebolov:
Есть фото 3аэ , но периода начала 71г. когда уже отца в составе звена (Саранин, Махоткин, Васильев, Рыжов)перевели туда, попробую выложить, но врядли она размером 9Х12
Вовчек
14.05.2007 00:19
Алексею
Я не против признать, что Каменева не сбили, но! уверенность с которой об этом пишет Бабич, ссылаясь на описание боя данное его участниками. Причем в своей статье в Истории Авиации есть еще такая фраза "НЕ ЗАДОЛГО ДО СВОЕЙ ГИБЕЛИ КАМЕНЕВ ПИСАЛ...." Бабич далее приводит отчет Каменева написанный до гибели.Бабич судя по всему копал глубоко и не мог ошибится.Вот поэтому есть сомнения.
Надо спросить у Булаха ( тем, кто его знает или имеет выход на него) у него есть материал по этому бою, он на страницах своего журнала давно обещал выложить статью по нему.
rebolov
14.05.2007 01:26
Аноним.

По поводу потерь за 30.07.1970 могу сообщить следующее:
из звена Камнева на аэродром не вернулся Журавлев, как его сбили и, что с ним случилось, никто не видел, остальные невредимые совершили посадку. Так доложили на КП полка, после посадки. Если я не ошибаюсь, в это время еще не на всех самолетах имелись перископы заднего вида.
из звена Юрченко произвел посадку Макара, и то не на своем аэродроме, из-за повреждения системы управления. Макара в перископ увидел как заходит сзади для атаки Мираж, резко взял ручку на себя и с углом кабрирования 85 градусов пошел вверх. Набор высоты продолжался до потери скорости и сваливания самолета. Самолет через крыло развернулся носом вниз. Все происходило при включенном форсаже. Мираж на вертикале отстал, но когда самолет Макара совершал разгон, устремился за ним. Набрав скорость (более 1000 км/час, точно не помню) Макара вновь выполнил резкий набор высоты с последующим пикированием, противник или отказался от преследования или потерял цель. Макара выровнял самолет в горизонтальный полет на высоте 600 - 800 метров, и справа (может слева, не помню) очень близко увидел приближающийся Фантом. Резко довернул самолет в сторону противника. Однако летчик Фантома успел поразить самолет Макара очередью из пушки. Очередь (8 или 10 снарядов) прошла по килю и форсажной камере. Из-за очень близкого расстояния снаряды не взорвались (не успели взвестись), однако управление было повреждено (кажется, затруднено было управление по высоте).
Юрченко погиб в воздухе (самолет взорвался от попадания ракеты). Яковлев и Сыркин катапультировались из поврежденных самолетов. Сыркин приземлился удачно, Яковлев погиб на земле. Во время катапультирования у него сорвало защитный шлем и он ударился височной частью головы об камни ущелья.. Трудно сказать приземлялся он в сознании или ветром его снесло на камни расщелины. В том районе расщелины, глубиной до 50-80 метров, как овраги, с острыми каменистыми склонами. Ветер в тот день был 8-10 м/сек, порывы до 20 (обычный 'хамсин'). По факту повреждения купола парашюта, что-то не помню.

По катастрофе в начале 1971 года. Произошла она на аэродроме Бени-Суэйф, во время взлета дежурного звена. Взлет осуществлялся звеном, и при выполнении сразу после взлета левого разворота ведомый второй пары накрыл своего ведущего. Один летчик погиб. Но эта катастрофа произошла в январе, при замене летного состава, может в начале февраля. Причиной этого летного происшествия, не готовность вновь пребывшего летного состава выполнять взлет в плотном строю, а они хотели повторить, то что выполнили 'старики'.

Все изложено по памяти, более точно можно найти в информационном сборнике за тот период.

rebolov
14.05.2007 01:41
Прочнист.

Обращаю ваше внимание на израильские документы, в которых говорится о причинах разработки операции против советских летчиков, которая была проведена 30.07.1970. Одной из причин, как раз и была месть за сбитый самолет.
Прочнист
14.05.2007 05:43
2 rebolov:

O! Официальные израильские документы были бы весьма веским доказательством. Не подскажите ли ссылку на них?

Не расскажите также, как эти документы попали к вам, и почему Купер их не раскопал?

Из описаний нескольких товарищей следует, что причиной разработки операции была не месть за поврежденный самолет, а более глубокие соображения по предотвращению непосредственного участия советских летчиков в боевых действиях. Израильтян, как я понимаю, сбивали и до того и после того (ЗУРами и ЗА) однако подобных засад израильтяне больше не планировали. А вот "напугали" советское командование они ненешутку. Что и требовалось.
Flux
14.05.2007 09:02
Официальным израильским источником является сайт ВВС Израиля, в котором говорится о нападении на Скайхоки, что действительно положило конец сомнениям по принятию решения на противодействие советским летчикам. То есть, это не было единственной причиной, а просто последним звеном в цепочке событий.
http://www.iaf.org.il/Template ...
b737
14.05.2007 09:13
У пушки Вулкан, установленной на F-4E, снаряды взводятся на взрыв в момент выстрела, инерционным механизмом.
rebolov
14.05.2007 12:00
b737

Тогда вопрос остается открытым, почему снаряды прошили самолет, но не взорвались.

Прочнист

С Купером не знаком и не знаю его возможности.
По поводу засад, ошибаетесь. Очень много случаев сбития египетских самолетов из засад.
Против советских дивизионов ПВО также в отместку проводились операции и довольно эффективные.
С причиной, как вы выразились 'по предотвращению непосредственного участия советских летчиков в боевых действиях' не согласен. Пять месяцев терпели, что южная часть Египта для беспрепятственных действий была закрыта, а за неделю до прекращения боевых действий появилось желание 'предотвратить'. Что не то.
алексей
14.05.2007 14:00
2 Михаил Жирохов
Г. Сыркин в начале 80-х был зам. комполка на Дальнем Востоке (Угловая). Полк был ПВО и отец номера не помнит
Вовчек
14.05.2007 18:30
Уважаемые участники обсуждения данной темы.
Мы пытаемся разобраться был ли сбит 5-й самолет или их было сбито 4.
Какие причины заставили израильтян принять решение на проведение данной операции.
Но мы как, мне кажется упускаем из вида один важный и весьма существенный вопрос.КАКАЯ СОВОКУПНОСТЬ ПРИЧИН ИМЕННО С НАШЕЙ СТОРОНЫ ПРИВЕЛА К ТАКОМУ РЕЗУЛЬТАТУ?
После хрущевской ракетомании, с приходом к руководству Брежнева, Авиация, Флот, Сухопутные войска стали интенсивно развиваться.Росла мощь Вооруженных Сил.На фоне вьетнамских успехов 66-68 годах, у высшего руководства сложилось твердое мнение об успешности действий войск в любых условиях обстановки с любым противником.
Кстати о вьетнамских успехах.В конце 1966г в Ханой по настоятельной просьбе вьетнамцев прибыла наша военная делегация с генералом армии Батицким П.Ф
При посещении дивизионов услышали следущее:
наш советник докладывает "Проведено 20 стрельб сбито 18 самолетов, вьенамец:-20 стрельб сбито 2! Полное совпадение результатов стрельб только в дивизионе майора А.С.Саморукова:-17стрельб 4 сбитых. Наши советники приводили цифры в 5-7 раз выше вьетнамских. Но, наши командиры дивизионов писали регулярно отчеты с нашими цифрами и посылали их Главному советнику в Ханой, а тот в свою очередь итоговые донесения в Москву.На основе этих цифр и складывалось судя по всему впечатление о высокой результативности у высшего руководства.В детали не вникали, как правило.
Возникает законный вопрос, почему наше высшее военное руководство не потребывало от египтян предоставления всей информации об противнике и его тактике действий до уровня хотя бы командира бригады.И не закрепило это требование в документах которые потом с египтянами подписывались?
Ведь доскональное знание противника, это основа принятия решения командира на боевые действия.
Какие взаимоотношения были между нашими пилотами, командирами и египетскими пилотами и командирами?
Как был налажен обмен информацией между ними уже на месте?
Наши были уже 4 месяца в Египте до боя. Разрабатывались ли у нас различные варианты действий в различной обстановке? И как командир бригады мог их реализовать? Или нужно было получить разрешение Москвы на изменение варианта действий?
Вопросов много, еще меньше прямых честных ответов, что не удалось и почему?
Stepan
14.05.2007 21:47
алексею:

Служил ли летчик КАМЕНЕВ в тираспольском полку после Египта, сказать не могу - с июня 1971 года мой отец в этом полку уже не служил. Да и спросить его, к великому моему сожалению, я уже ни о чем не смогу.
Но в тираспольском полку довольно долго служил летчик капитан, а затем майор КАМНЕВ. Был ли он в Египте, не знаю. Фотография КАМНЕВА у меня есть.

В Центральной Угловой базировался 22 гв. иап ПВО. Возможно, в этом полку служил Г. Сыркин после Германии.

Е. Яковлев был опытным летчиком, т.к. в течение 6 лет был нач. ПДС полка - а на эту должность обычно назначали опытных капитанов, на которых, как известно, держатся ВВС. На одной из сохранившихся у меня фотографий летчиков тираспольского полка, как мне кажется, есть Е. Яковлев. Вот только прикрепить ее к сообщению мне не удается - не подскажете, как это лучше сделать? Думаю, что если это Яковлев, Ваш отец узнал бы его. Это тем более важно, что на фотографии 2 аэ в Бени-Суэйфе Е. Яковлева нет.

Вы упомянули фамилии Махоткин и Рыжов - летчики с такими фамилиями тоже служили в те годы в тираспольском полку. Рыжова зовут Владимиром. Правда, были ли они в Египте, не знаю.

С уважением,
b737
14.05.2007 22:54
Кроме фугасных бывают ещё и бронебойные и бронебойно-зажигательные. Просто везение. Кстати и на АМ-23 не было никаких дистанционных взрывателей. Нас ещё учили, что снаряд от этой пушки можно было ронять только один раз.
rebolov
15.05.2007 01:02
Вовчек

Вы правильно затронули вопрос, почему так случилось.
Выскажу свое мнение, которое сложилось не в 1971 году, у молодого офицера, а значительно позже.
Одним из основных условий успешного ведения боевых действий, это хорошее боевое обеспечение этих действий. В 1971 году в полку боевое обеспечение, можно сказать прямо, отсутствовало.
Средств ведения разведки (особенно радиотехнической) не было. Израильтяне даже прослушивали наш радиообмен.
Радиолокационное обеспечение позволяло создать сплошное поле на высоте более 600, а местами 800 и более метров. На такой район два ВПН мало, да с ними египтяне организовали связь, но работала крайне неустойчиво, особенно когда очень надо. С учетом размера района ответственности и главное рельефа необходимо было установить не менее 8-ми радиолокационных поста. Израильтяне наш район тремя РЛС, установленными на горушках (без учета РЛС ЗУР 'Хок') прекрасно просматривали, чуть ли не на взлете. При проведении упомянутой операции израильтяне использовали воздушный КП. Информацию о пролете самолетов с египетской системы мы получали, но с опозданием более чем на 3 - 5 минут. Помню, что о пролете двух F-4R мы данные получили через 10 минут.
Следующим условием является уровень подготовки личного состава. Если говорить об индивидуальной подготовке летчиков, техников, штурманов КП и других специалистов, то он был не хуже израильтян. А вот уровень тактической подготовки надо признать был слабоват. Израильтяне этот опыт получили в ходе ведения воин, они его не только получили, но постоянно усовершенствовали. Наша авиация в борьбе за безаварийность полетов полностью свернула тактическую подготовку. ЛТУ проводились строго по разработанному плану, каждый участник знал свои действия, и если кто-то отклонялся, это предпосылка. Двухсторонние учения с полной тактической свободой командиров, да продолжительностью до месяца, с использованием всего арсенала боевого обеспечения не проводились. Страшно было такое допустить. После Египта (и еще трех спецкомандировок) мне было горько слушать доклады командиров в ходе ЛТУ, что для успешного выполнения поставленной задачи будет (далее следовали рекомендации академии ВВС), а заканчивали доклад 'Реально, поставленную задачу выполнять будем просто'. Откуда будет тактическая подготовка у командиров в планировании и организации проведения операции, у летчиков в ведении боя, у штурмана в управлении экипажами, если этой реальной тактической подготовки не было. Сколько человеку не рассказывай, как надо водить машину, он водить ее без практики не научится.
Это возможно основные причины.

алексей
15.05.2007 08:37
Степану
На фото 3аэ тоже есть Камнев!!! Отец сказал что это и есть Каменев (т.е. настоящая его фамилия Камнев).Может ошибка в написании фамилии и привела к ошибкам?
алексей
15.05.2007 08:40
степану
Вот фамилии летчиков Тираспольской дивизии участвовавших в операции "Кавказ":
Саранин
Васильев
Супрун
Мазур
(Маркулешты)
Махоткин
Рыжов
(Тирасполь)
Это только те кого отец ТОЧНО вспомнил
алексей
15.05.2007 08:45
После этого боя естественно стали делать выводы.Отец говорит:
1. Запрета полетов не последовало
2. Начались учебные бои с привлечением огромного числа самолетов чуть-ли не полк на полк
А в общем все как в матушке РАССЕЕ - "Пока петух не клюнет - мужик не перекрестится"
алексей
15.05.2007 11:02
Да, с пословицей-то я загнул
алексей
15.05.2007 11:23
А теперь мой, исключительно дилетантский, подход к тактическим действиям наших летчиков.
Задача была поставлена четкая - прикрытие двух долин, причем с ограничениями - за Суэцкий канал не залетать и в зону действия египетских ВВС тоже. Израильтяне от боестолкновений уклонялись и естественно, что все успокоились.Можно ли в данной ситуации говорить о какой-либо тактике?
Дальше. При подготовке операции "ветка" израильтяне привлекли ОГРОМНОЕ количество сил и средств. И на что они их бросили? На уничтожение 2-х звеньев из засады.
Они хотели добиться этого результата? На мой взгляд это глупо. Убрали ли они советских летчиков - нет. Дальнейшая эскалация воздушных боестолкновений не произошла только по причине перемирия с 08.08.70.
И вот еще. Во 2 мировой у американцев была разработана и осуществлена операция по уничтожению адмирала Ямамото - разработчика операции по нападению на Перл-Харбор. Разработка очень похожа на "ветку". Тщательная разведка, большое количество сил брошенных на ее осуществление, засада и конечно месть. Здесь можно говорить уже о каких-то традициях. В ВВС СССР про такие операции я не слышал.
Вовчек
15.05.2007 12:44
Rebolov.
Да и в настоящее время мало, что изменилось.Читаешь Решение командира и думаешь, как все просто получается.Самое главное противник какой то податливый.Все на указания дяди, который выше стоит, надеятся, что он придет и все расскажет и покажет да ответственность на себя возьмет.
Вспомните, как с ранних курсантских времен тактику преподавали.Что требовали.
Ведь опыт Покрышкина никто серьезно не пытался изучать(с целью выявления определенных закономерностей), переосмыслить и преподавать.
Все обучение тактике на положительных накатанных примерах строилось, мыслить не требовалось отвечай как в учебнике написано.
Михаил Жирохов
15.05.2007 14:42
Завтра постараюсь выложить воспоминания еще одного летчика (были в Солдате Удачи).
А так да - в книге писал почти исключительно израильскую версию - другой просто не было :(
У меня

С уважением
алексей
15.05.2007 15:43
А можно ли учиться воевать не участвуя в боевых действиях? Посмотрите на америкосов - воюют где ни попадя. Такое чуство что старые боеприпасы уже отстреливаюот, чтобы новыми склады забить. Также и израильтянае - но им приходится постоянно держать себя в боевой готовности (хотя про истребительную авиацию этого сейчас нельзя сказать - воевать не с кем)
Нет, я понимаю что учиться то можно, но в случае боев то как? Все таки учиться надо на реальных боях (т.е. преемственность поколений - от тех кто воевал нынешним)
Подошли мы к извечному нашему вопросу ЧТО ДЕЛАТЬ?
rebolov
15.05.2007 16:29
Алексей

Не надо так упрощать. Во второй мировой войне (с 1943 года), в Корейском конфликте, во Вьетнаме наши летчики показали себя настоящими бойцами, престиж был очень высокий. Опыт тех боевых действий изучался, но без практической отработки результат был нулевой. Со стороны израильского командования очень четко просматривался поиск тактического приема, чтобы ударить по престижу наших летчиков. Доходило до абсурда, восьмерка израильских истребителей уходила при приближении нашей пары. Они нас 'усыпили', а это и есть тактика.
Хочу поделиться своим анализом того злополучного дня.
В плане израильского командования, по всей видимости, было предусмотрено: действием группы самолетов поднять дежурное звено с аэродрома Бени-Суэйф, после чего уйти в зону за канал, чем вынудить звено занять именно южную зону дежурства в воздухе. Затем группа самолетов вновь пересекает канал и своим маневром завлекает наше звено в определенный район, на нужной высоте и нужным курсом под ракетный удар Фантомов, которые на предельно малой высоте вышли на нашу территорию 50 км южнее Суец, там удобная долина между двух хребтов, не просматриваемая РЛС. Все должно быть молниеносно, четко по графику и никакого воздушного боя, расстрел и уход. Для обеспечения радиолокационного контроля и управления использовался воздушный командный пункт, который находился в зоне 25-30 км восточнее канала. За каналом в воздухе дежурило несколько вертолетов ПСС и группа истребителей прикрытия и усиления.
Подъем в воздух звена с аэродрома Комаушим для израильтян было неожиданным. Почему подняли звено с Комаушима. Вернемся на КП полка. (За абсолютную точность по времени не ручаюсь, исхожу из факта взлета первого звена в 15.28) Я не помню, до обеда были ли подъемы дежурного звена. После обеда воздушная обстановка была спокойная. В этот день ответственным на КП был начальник огневой и тактической подготовки майор Желтиков А.Н. В 14.30 - 14.35 на экране РЛС появилась отметка, движущая на высоте 4500 метров из глубины территории противника со скоростью около 600 км/час, по характеристике цель была определена, как транспортный самолет. Подобные полеты транспортных самолетов проходили регулярно. В 14.45 - 14.50 южнее Суец самолет развернулся на север и пошел вдоль линии фронта, на удалении 35 - 40 км. Через 10 -12 минут, разворот на 180 градусов и т.д.. Теперь эту цель классифицировали как ВзПУ. В 15.05 - 15.10 штурман наведения ВПН Бир-Арейда доложил, что появились две группы самолетов в азимуте 50 градусов на удалении 120 км, следуют к каналу. Была дана команда дежурным звеньям 2-й и 3-й эскадрильям занять готовность 1, одновременно 2 аэ занять готовность 2. Через 3 - 4 минуты с арабского КП сообщили о неустойчивой проводке низко -летящей цели южнее Суец на удалении 40 км от берега моря и арабы объявили на аэродроме воздушную тревогу . В 15.15 с ВПН доложили о появлении в воздухе над территорией противника вертолетов 5 км и 20 км севернее Суец. Появление ВзПУ и вертолетов говорило о том, что противник готовится к выполнению операции (Возможно, удар по переднему краю). Таких действий со стороны противника в нашей зоне давно не было. Майор Желтиков доложил на КП в Каир и предложил, после занятия готовности всей второй эскадрильи поднять в воздух 10 самолетов (для занятия эскадрильей готовности 1 необходимо 10-12 минут. Перехват в составе десятки был отработан). Однако, была дана команда поднять звено с аэродрома Комаушим и в случае необходимости на усиление звено с аэродрома Бени-Суэйф (Вот где первая ошибка). Как стало известно позже, на КП в Каире в это время не работала РЛС, и они не видели обстановки в воздухе.
В 15.28 с аэродрома Комаушим взлетело звено под командованием Каменева, через 2-3 минуты с аэродрома Бени-Суэйф взлетело звено Юрченко. При приближение звена Каменева на расстояние 40-50 км, группа израильских самолетов развернулась и, перелетев канал, заняла зону. С ВПН Бир-Арейда дали команду звену Каменева занять зону (не помню номер, северную), а звену Юрченко следовать в южную зону. Израильтяне ждали, когда звено Юрченко займет зону и решали задачу, что делать со звеном в северной зоне.
Как только звено Юрченко заняло зону, израильская группа (4 или 8 самолетов) из зоны перешла канал и взяла курс на звено Юрченко. Штурман ВПН Бир-Арейда дал команду на перехват звену Каменева (звено находилось ближе к противнику на 25-30 км, чем звено Юрченко), уточнил данные о противнике, одновременно дана была команда на перехват звену Юрченко. По команде на перехват, летчики сбрасывают подвесные топливные баки и включают форсаж. (Высказывание некоторых израильских летчиков об опасности столкнуться со сброшенными топливными баками байки. Топливные баки были сброшены за 30 км до встречи). Звено Камнева сошлось с израильской группой (по докладу после посадки группа насчитывала 8 самолетов Мираж) на встречных курсах, затем звено рассыпалось на пары. Ход боя этого звена не могу вспомнить, на пленке САРПП у одного летчика был зафиксирован пуск ракеты, зафиксированы большие перегрузки. Да на магнитофоне записан запрос ведущего второй пары: 'В низу, что наши', и предупреждения с ВПН 'Внимание внизу противник'. Примерно через две-три минуты звену дали команду возвратиться на точку, по остатку топлива. Звено вернулось на аэродром без Журавлева.
Звено Юрченко продолжало сближаться, и на подходе к району боя было атаковано группой Фантомов снизу, которые догнали звено. Было сбито три самолета.
Анализ боя показывает, что все было сконцентрировано на уничтожение звена Юрченко, звено Каменева в израильских планах отсутствовало.

Алексей
16.05.2007 08:50
rebolov:
Спасибо за столь тщательное описание
16.05.2007 11:26
2rebolov:
"Во второй мировой войне (с 1943 года), в Корейском конфликте, во Вьетнаме наши летчики показали себя настоящими бойцами, престиж был очень высокий. Опыт тех боевых действий изучался, но без практической отработки результат был нулевой."
Все правильно, но что Вы подразумеваете под практической отработкой? Воевать? А в Корее воевали еще асы Большой войны.
Бой которому посвящена эта ветка - единственный который провел СССР после Вьетнама(именно воздушный и истребительный) и главный вопрос вот в чем :А были ли сделаны выводы из него и изменилась ли тактическая подготовка в ВВС и вытекающий из него следующий- А как дела обстоят в российских ВВС
алексей
16.05.2007 11:31
А можно ли из этого боя вообще делать какие-то выводы об уровне тактической подготовки ВВС СССР? Мне кажется что только один - в реальности мало воевали.
Если можно то может быть кто-нибудь их кратко сформулирует?
Алексей
16.05.2007 11:35
анониму
В ВВС РФ (я думаю) дела обстоят никак. Отец рассказывал что во время его службы командир полка у которого молодые летчики имели налет менее 100 часов в год мог и пот трибунал пойти. Сейчас же как я вижу (Живу недалеко от Монинской академии) летают только Стрижи и Витязи, а в конце 80-х Л-39 летали постоянно
Алексей
16.05.2007 11:38
2rebolov:
Подъем звеньев (во всяком случае с Бени-Суэйфа) был во время обеда, потому что отец это хорощо запомнил - они подменяли дежурное звено Юрченко и команда на взлет последовала буквально минуты через три после того как звено Юрченко вернулось с обеда
rebolov
16.05.2007 19:01
Алексей.

Как обедал личный состав на авиабазе Бени-Суэйф. По распорядку дня обед был с 13.00 до 15.00. Столовая располагалась в здании, которое мы называли первая гостиница или штаб. В этом здании проживали управление полка, летный и технический состав первой эскадрильи, ТЭЧ, размещались столовая, большая комната для постановки задачи и разборов (штаб), комната отдыха (три стола погонять шары, телевизор с одной арабской программой), и кафе (только пиво и лимонад). На расстоянии метров 450 была вторая гостиница, в которой проживали летный и технический состав второй эскадрильи и штурмана КП.

Проведем расчет времени. В этот день дежурила вторая эскадрилья. Звено подмены вышло из гостиницы в 13.00. До столовой идти 3-4 минуты, прием пищи 20-25 минут (самообслуживание, температура в помещении для приема пищи 40-45 градусов), перекур 10-15 минут, переход во вторую гостиницу 3-4 минуты, взять летное снаряжение 10-15 минут, переезд в район расположения укрытий (4, 5 км) 6-8 минут, прием дежурства (осмотр самолетов, перекур) 15-20 минут. И так подмена заступила на дежурство в 14.07-14.31. Летчики дежурного звена на автобусе (в каждой эскадрильи для летного состав был микроавтобус РАФ и ГАЗ-53 для техсостава) едут в столовую - 6-8 минут, обедают - 20-25 минут, следуют к самолетам - 6-8 минут, прием дежурства 15-20 минут. Общее время 14.54-15.20.

Алексей, как видишь, слова твоего отца сходятся с расчетами, приведенными выше.

rebolov
16.05.2007 20:10
Аноним.

Я имел в виду отработку тактики боев в процессе боевой подготовки, хотя участие в боевых действиях не исключаю.
Михаил Жирохов
17.05.2007 08:08
Вот тут
http://artofwar.ru/editors/z/z ...

выложил воспоминания летчика который был в тот момент в Египте

С уважением
Le2N
17.05.2007 10:18
2Михаил Жирохов:
Прочитано с интересом, тем более, что мой отец, Рубцов Пётр Сергеевич, был сменщиком п, п-ка Петрова.Отец описал своё видение ситуации в статье"Египетский дневник", в газете "Мичуринская жизнь" от 21.08.2003г Тоже очень интересно.Кстати в Ливии, имевшей в то время на вооружении "Миражи", были проведены, по инициативе египтян, не сильно доверявших МиГу-21, показательные бои, естественно без наших пилотов.Такой, своего рода, независимый тест показал преимущество МиГа по всем параметрам вертикального и горизонтального манёвра, за исключением виражей в пре-делах скорости 600."
Увидел "Мираж" не становись в вираж."Это поговорка лётчиков того времени.
С уважением, Олег.
Stepan
17.05.2007 21:11
алексею:

У меня есть фотография тираспольского Камнева. Думаю, если бы Ваш отец увидел ее, он смог бы определить, тот ли это Камнев или Каменев, который был в Египте. Одна проблема: не получается прикрепить ее к сообщению. Может быть, кто-нибудь из участников форума подскажет, как лучше это сделать?
Попробую еще спросить у матери, может быть, она помнит, был ли наш Камнев в Египте. Хотя вряд ли, столько лет прошло...
1234..141516




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru