http://militera.lib.ru/h/20c2/ ...
СИРИЯ В АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОЙ ВОЙНЕ (1982Г.)
Летом 1982 г. израильское руководство приняло решение о вторжении в Ливан. Цель операции, вылившейся в очередную арабо-израильскую войну, - разрушение военных структур Организации освобождения Палестины в Ливане и оказание помощи христианским силам в захвате политической власти в стране. В качестве объектов нападения были намечены также сирийские части в долине Бекаа.
6 июня израильская авиация двумя массированными налетами (по 120 самолетов в каждом) нанесла удары по аэродромам и стационарным средствам ПВО на территории южного Ливана. 9 и 10 июня она практически уничтожила сирийскую авиацию и мобильные средства ПВО. Следует сказать, что ВВС Сирии к тому времени располагали достаточным количеством современной боевой техники. По сведениям официального Дамаска, с 6 по 11 июня сирийские летчики только на самолетах МиГ-23 выполнили 52 самолето-вылета и провели 7 воздушных боев. Они сбили 6 самолетов противника и потеряли 6 своих. Двенадцать сирийских летчиков погибли, а четверо катапультировались{77}.
Обратите внимание на комизм ситуации.
В первом параграфе говорится, что '9 и 10 июня она [израильская авиация] практически уничтожила сирийскую авиацию и мобильные средства ПВО'.
А во втором параграфе приводятся данные о том, что 'По сведениям официального Дамаска, с 6 по 11 июня сирийские летчики... сбили 6 самолетов противника и потеряли 6 своих'.
Итак, сперва говорится, что сирийская авиация была практически уничтожена. А потом сирийцы заявляют, что потеряли всего 6 своих самолетов.
А вот ещё очень интересная статья.
http://old.vko.ru/article.asp? ...
''МИР ГАЛИЛЕЕ'' - РАЗГРОМ ДЛЯ РТВ
Опыт боевого применения группировки радиотехнических войск Сирии в конфликте 1982 г.
Вот отличная статья. Все статьи российские. Придраться не к чему.
http://old.vko.ru/article.asp? ...
В июне 1982 г. ВВС Израиля наголову разгромили группировку сил и средств противовоздушной обороны Сирии, дислоцированную на территории Ливана. "ВКО" предлагает читателям анализ операции "Мир Галилее" в части, касающейся действий радиотехнических войск.
В июне 1982 г. началась очередная война на Ближнем Востоке. Отличительная черта ее - ведение израильскими и сирийскими войсками боевых действий на территории третьего государства (Ливана). Авиация сторон решала все традиционные задачи. Боевая работа велась с основных аэродромов базирования, которые бомбардировкам на сей раз не подвергались. Удары с воздуха наносились только по объектам, расположенным на ливанской территории.
После октябрьской войны 1973 г. израильские ВВС пополнились истребителями 3-го поколения - F-15 и F-16, а также комплексами дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) "Хокай". В ряды сирийских ВВС кроме высотного перехватчика МиГ-25 поступили самолеты МиГ-23 в вариантах истребителя (МиГ-23МФ) и истребителя-бомбардировщика (МиГ-23БН). Ударную мощь нарастили самолеты Су-22 (экспортный вариант Су-17).
Сравнение боевых возможностей будущих противников показывало, что МиГ-23, имевший меньшую тяговооруженность и большую нагрузку на крыло, уступал F-15 в скорости разворота в любой плоскости. Не обнаруживал он и преимущества в огне- в дальности разрешенного пуска ракет с радиолокационным наведением. Ситуация напоминала начало Отечественной войны, когда наш И-16 боролся с "Мессершмиттом". Но "ишачки" тогда не собирались сдаваться, что воодушевляло на поиски. Пришлось вернуться к уже опробованному варианту возмещения качества количеством. При отсутствии ЭВМ с помощью навигационной линейки были вычерчены на кальке и подготовлены для облета графоаналитические модели боев 2x1, 3x2.
Назначение МиГ-23МФ - маловысотный перехватчик - определяло тактику, основным содержанием которой являлось обеспечиваемая другими экипажами встречная атака с малой высоты. Готовивший атаку получал функции "демонстративный" или "обзорный". В первом случае он, образно говоря, ходил по лезвию бритвы, позволяя захватить себя противнику на сопровождение, но не допуская захода в зону пуска. Учитывалось, что F-15 сопровождал только одну цель, закрепляя на ней узкий луч бортовой РЛС подсвета до момента подрыва ракеты. Это использовал ударный экипаж, на короткое время оказывавшийся бесконтрольным. "Обзорный" же назначался при действиях вне своего радиолокационного поля (создававшегося наземными РЛС). Его обязанность - первым обнаружить противника и дать целеуказание ударному, "скрывавшемуся" на малой высоте.
Относительная слабость огня заставляла заботиться и о поддержке атаки третьим самолетом ("резервным"). Вводился он в боевой порядок после оценки сложившейся воздушной обстановки (отсюда и происхождение моделей 2x1 и 3x2). Учитывалось, что F-15 также выделяют резерв, но он остается глубоко "в тылу" и подтягивается к очагу боя по указанию воздушного командного пункта "Хокай". Таким образом, четвертому экипажу из штатного состава звена (касается обеих воевавших сторон) во всеракурсном групповом бою рабочих функций не доставалось. Традиционные обязанности "щита", т. е. прикрытия, остались для ведомого только в ближнем маневренном бою.
В какой обстановке разворачивались реальные бои? Сигналом настороженности служил выход израильских комплексов ДРЛО к берегам Ливана над нейтральными водами. Вместе с ними в эшелон сил обеспечения включались постановщики помех Боинг 707. Непосредственное прикрытие безоружных тяжелых самолетов осуществляли пара или звено F-15 - все они располагались в диапазоне средних высот и наблюдались сирийскими РЛС.
Далее на траверзе Бейрута выдвигался подвижный заслон - обычно два звена истребителей F-15 и F-16. Зоны дежурства располагались ближе к берегу, но на безопасном удалении от рубежа огня зенитных средств. Формирование боевой обстановки завершалось выходом к наземным целям ударного эшелона, составными элементами которого были звенья самолетов "Фантом", построенные в колонну. Впереди - группа прорыва ПВО, за ней носители высокоточного управляемого оружия и, наконец, бомбардировщики с неуправляемыми боеприпасами.
Израильские самолеты следовали над морем на высоте примерно 2000 м, поэтому не обнаруживались Истребитель Макдоннел-Дуглас F-15A "Игл" сирийскими РЛС В диапазоне высот до 3000 м из-за влияния горного хребта. Перехватчикам МиГ-23 надлежало прорываться к израильским бомбардировщикам и предотвращать их удар по объектам сирийских войск, выведенных в Ливан. Но во всех разработанных вариантах прорыва выпадал важный тактический элемент - скрытность. После взлета со своего аэродрома самолеты МиГ-23 "засвечивались" израильскими воздушными КП "Хокай", едва поднявшись на высоту 100 м. Чтобы не раскрывать противнику свой численный состав, тройка (пара) МиГ-23 смыкалась вплотную и наблюдалась на экране РЛС как одна метка. На расчетном рубеже происходило размыкание, причем ударный самолет снижался почти вертикально, что делало его незаметным для РЛС. Далее в действие вводился один из отработанных вариантов (каждый летчик знал свой маневр).
Плановые "ходы" должны были завершаться встречной ракетной атакой "ударного" экипажа снизу. Если атака срывалась, то группе рекомендовалось возвращаться на свою территорию. Эскадрилья истребителей МиГ-23МФ за шесть дней ливанской войны совершила 52 самолето-вылета (6 - в составе тройки, 17 - в составе пары) и провела 7 воздушных боев. Сирийское командование утвердило сбитие 6 израильских самолетов, свои потери - также 6 самолетов (два летчика погибли, четыре катапультировались из подбитых машин).
Интенсивность радиоэлектронного противодействия: в трех боях (из семи) помехи отсутствовали, в трех - сильные помехи БРЛС, в одном - сильные помехи по радиоканалу управления. Компоненты результативных атак: дальность обнаружения цели БРЛС 9...25 км, дальность пуска ракет 5...9 км.
Три самолета МиГ-23 (из шести) были сбиты в ходе прикрытия объектов в Ливане способом "дежурство в воздухе". Размещенные в долине Бекаа зенитные ракетные комплексы, окруженные горами, имели ограниченную зону радиолокационного обнаружения, что должны были возместить воздушные патрули. Простиравшаяся под ними слепая область в обзоре наземных РЛС скрывала атаковавшие снизу израильские истребители. По докладу катапультировавшихся летчиков оборонительный маневр они предпринять не успевали.
Причиной потери еще трех самолетов МиГ-23 явилось затягивание в ближний маневренный бой после первой встречной атаки. Противник в этой ситуации получал численное преимущество, подтягивая по указанию воздушного КП горячий резерв.
Израильтяне в очередной раз отошли от устоявшихся шаблонов. После обнаруже-ния сирийских МиГ-23 воздушный КП "Хокай" наводил на них первыми не "даль-нобойные" F-15, а легкие истребители F-16 с оружием малой дальности. Звено F-16 по парам, вытягивавшимся в колонну, снижалось на малую высоту, затем первая пара расходилась, окаймляя МиГ-23 с двух сторон и угрожая атакой с задней полу-сферы (прием "сэндвич"). Возможными для МиГ-23 оставались невыгодные вари-анты: выйти из боя и вернуться на свою территорию; вступить в ближний бой с противником, превосходящим в маневренности. В случае продолжения полета в район нанесения удара израильскими бомбардировщиками нависла явная угроза атаки в лоб истребителями F-15 с применением ракет средней дальности.
В заключение необходимо отметить, что боевое применение МиГ-23 осуществля-лось в условиях, не возникавших ранее в локальных войнах (в Корее, во Вьетнаме, а также в октябрьской войне на Ближнем Востоке). На отставание в качестве техни-ки накладывался информационный голод.
В ливанской войне приоритетным показателем, влияющим на результаты боев, оказалось качество (в отличие от Вьетнама, где важнейшую роль играло количество). Ввод в бой МиГ-23 осуществлялся осторожно, после тщательной оценки воздушной обстановки и выявления благоприятных условий. В меньшей степени исполнителей сдерживали факторы "техника" и "оружие", в большей - недостаток информации. Без воздушных командных пунктов, с устаревшими средствами боевого управления руководить новыми самолетами во всеракурсном бою было трудно. Вслепую, за пределами своего радиолокационного поля (но в пределах радиолокационного поля противника) предыдущим поколениям истребителей воевать еще не приходилось. Участники событий воочию убедились в следующем: можно иметь самолет, оружие, летчика, но не иметь данных о противнике, изготовившемся к бою. Тогда все заложенные в боевой комплекс возможности остаются нереализованными.
http://www.left.ru/2004/2/abu1 ...
Моя ливанская юность.
... Хорошо помню тот июньский день 1982 года. В воздухе висела напряженность, над морем летали израильские вертолеты. Бойцы Объединенных Вооруженных сил больше не блокировали дороги, но призывали всех скорее рaзьезжаться по домам. Когда мы прибыли в дом моего деда, мой двоюродный братишка позвал меня посмотреть вокруг с балкона. Все смотрели в воздух. Я тоже посмотрел наверх - и увидел одно из самых захватывающих дух зрелищ, которые мне когда-либо доводилось наблюдать. Прямо над нашими головами развернулось сражение сотен истребителей. Израильские воздушные атаки никогда не наносили нам существенного ущерба, но на этот раз речь шла не о бомбардировках: борьба шла между израильскими и сирийскими истребителями. Израиль бомбардировал сирийские ракеты, размещенные в долине Бекая, и теперь сирийские истребители пытались предотвратить уничтожение остатков сирийского ПВО израильтянами.
На наших глазах разворачивалась весьма трагическая картина. Израиль-ские истребители подстреливали сирийские самолеты один за другим, как мух, и поддержка Объединенных Вооруженных сил с земли была бесполез-ной. Сионисты имели в своем распоряжении современные F-4, F-15 и F-16, в то время как у сирийцев были по большей части старые русские МиГи. Это было похоже на автогонку между новой Феррари и старой Тойотой: каким бы хорошим водителем ты ни был, у тебя нет ни малейшего шанса на победу. Но сирийские пилоты продолжали взлетать, хотя они, вероятно, знали, что им не суждено вернуться на землю... Они предпочитали умереть в воздухе, в сражении с врагом тому, чтобы заново пережить позорное унижение 1967 года. В военном отношении это большого значения не имело, но они проявляли дух сопротивления. Мы смотрели на них со смешанными чувствами. Они произвели на нас глубокое впечатление, но одновременно мы чувствовали и глубокую скорбь.
Один раз нам показалось, что сбит израильский истребитель. Мы видели, как пилот выпрыгнул с парашютом. Он медленно падал в долину, и каждый мужчина, у которого было ружье, поспешил туда, чтобы взять его в плен, но оказалось, что речь шла о сирийце. Большая часть сирийских самолетов была взрована в воздухе. У пилотов не было ни малейшего шанса на спасение, и поэтому мы думали, что на этот раз перед нами был израильтянин. Возможно, это было цинично, но это иллюстрирует глубину нашего отчaяния.
Битва продолжалась много часов и происходила в ливанском воздушном пространстве. Сионистские самолеты методично уничтожали установки ПВО, радары и все, что только ещё могло предоставлять угрозу их воздушному превосходству. Мы поняли, что скоро начнется вторжение...