Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

6 апреля 1966 года Катастрофа Як-28П "Их подвиг бессмертен" Вспомним..

 ↓ ВНИЗ

Дмитрий
06.04.2007 07:13
6 апреля 1966 экипаж самолета Як-28П (капитан Б.В.Капустин, старший лейтенант Ю.Н.Янов) на 12-й минуте полета из-за отказа двигателей, не желая подвергать опасности жителей Берлина, направили машину в озеро Штессен-зее.

Погибшие летчики стали национальными героями Германии. В их память Р.Рождественским и О.Фельцманом написана песня .
Будем ПОМНИТЬ подвиг героев! (скачать и прослушать эту великолепную песню можно здесь http://www.chel-avia.ru/media/ ... ).

Их подвиг бессмертен

6 апреля 1966 года звено Капустина получило приказ перегнать самолеты, прибывшие в воинскую часть, на другой аэродром. На аналогичных самолетах Капустин летал в своей части.

С утра летчики ждали приказ на вылет, не снимая своих высотных костюмов, но стояла непогода - черные тучи затянули небо над аэродромом. Только в 15.00 им дали приказ на вылет. В 15.30 звено самолетов поднялось в воздух и, пробив облачность, достигло заданной высоты 4000 метров. Самолеты выровнялись, легли на курс. Через полчаса, перегоняемые звеном Капустина самолеты, должны были сесть на другой аэродром. А летчики - вернуться домой. И вдруг самолет ведущего, пилотируемый Капустиным, резко начал терять скорость. На магнитофонной ленте руководителя полетов их воинской части аэродрома в г. Финов осталась запись:

- 83-й, отойдите вправо, - приказал Капустин ведомому и бросил свою машину в сторону.

- Не вижу, где ты. - Спросил через две секунды капитан Подберезкин.

- Лети дальше. Я возвращаюсь, - ответил Капустин.

По распоряжению командира ведомый вернулся на прежний курс и еще раз переспросил: "Как у вас?" Капустин не отвечал. На его машине прекратили работу оба двигателя. Такого практически не могло быть. Эти двигатели - как два отдельных, независимых механизма. Комиссия позже установит помпаж двигателей.

Капустин не знал, что на все действия ему оставалось 30 секунд. Самолет, с виду похожий на ракету, тянуло вниз. Летчик попытался спланировать кругами. Под крылом была сплошная облачность. То резко бросая вниз, то поднимая машину, Капустин хотел запустить двигатели. Самолет отклонился от курса. Облачность стала редеть, и внизу проглядывался огромный город.

Из рассказа свидетеля западноберлинского рабочего В. Шрадера: 'Я работал на 25-этажном здании. В 15 часов 45 минут из мрачного неба вылетел самолет. Я увидел его на высоте примерно 1, 5 тысячи метров. Машина начала падать, затем поднялась, вновь падала и вновь поднималась. И так трижды. Очевидно, пилот пытался выровнять самолет'. ("Красная звезда" 12.05.1966 г.)

Времени на раздумья капитану Капустину не оставалось, и он начал отводить за город почти неуправляемый самолет. С аэродрома поступила команда катапультироваться. Высота терялась. Тогда еще не катапультировались на малой высоте с реактивных самолетов. Созрело решение направить машину на лес, который виднелся вдали. Об этом и сообщил пилот наземной службе.

Летчик прильнул к окуляру... Это был не лес, а немецкое кладбище. В воскресный день пасхи 6 апреля 1966 года западноберлинские жители отдавали почести умершим, поэтому там было много людей. Капустин увидел: его самолет несется на них. Наземная служба с этого момента о действиях пилотов ничего не знала - переговорные устройства отказали. Остались записи внутренних переговоров на ленте черного ящика. Командир сказал штурману:

- Юра, тебе надо сейчас прыгать.

Штурман Янов понимал, что выстрел его катапульты даст снижение высоты и так неуправляемому самолету. Он ответил:

- Борис Владиславович, я с вами.

В этом решении и состояло мужество Янова. Его ответ был еще и поддержкой своему товарищу. Ведь в сложившейся ситуации он не мог оказать другой помощи командиру.

Летчики прекрасно понимали: если бросить управление самолетом, то от взрыва на земле десятков тонн горючего, которым была заправлена машина, погибнет множество людей. ...Спасительные метры высоты для катапультирования пропали.

Огромными физическими усилиями летчик уводил за город неуправляемый самолет от столкновения с многоэтажными зданиями. Вдали виднелись проблески воды. Это были река Хафель и озеро Штессензее.

Туда и направил Капустин самолет. По всей видимости, командир решил посадить самолет на воду, о чем предупредил штурмана. И Янов приготовился к приводнению, отстегнув ремни. Но вдруг перед ними возникла дамба с шоссе, по которому проносились автомобили. С неимоверным усилием летчик потянул рычаги управления. Самолет, приподнявшись над дамбой, потерял скорость, перевалился через нее и резко, с большим наклоном, ушел в воду, под толстый слой ила.


Работы по поднятию останков в озере Штессензее

Поднятие английскими саперами останков самолета со дна озера Штёссензее (фото из архива бургомистра Западного Берлина Вилли Бранта)

Самолет исчез. Наземная служба о месте падения ничего не знала. Лишь одиночный рыбак на озере был свидетелем катастрофы, которая его шокировала. Позже английские власти начали поиск самолета в озере Штёссензее. Самолет упал в английском секторе западного Берлина в нескольких сотнях метров от границы советского сектора, которая пролегала вдоль озера Штессензее.

Анлийские саперы доставили к озеру катера с кранамии, другую технику. Водолазы поднимали из ила самолет и, разрезая его по частям, перевозили на берег (фотографии были опубликованы в 1966 г. в немецком журнале "Штерн"). Английские спасатели только на вторые сутки достали тела погибших героев, оставшихся за рычагами управления самолета. В это время, с 6 апреля трое сутоквоеннослужащие Группы советских войск в Германии искали место аварии на своей территории.

8 апреля состоялась траурная церемония передачи останков советских летчиков представителям Группы советских войск в Германии. Для передачи тел погибших воинов из Великобритании прибыл королевский оркестр, представители английских войск с большим уважением отнеслись к подвигу летчиков.

На похороны героев каждый город Германии прислал свою делегацию. Людей, желающих отдать последние почести русским парням, было столько, что несколько часов, пока на аэродроме готовились к отправке останков летчиков на родину, колонна граждан
Советские корреспонденты и военные, не допущенные к месту падения, наблюдают с линии границы английского сектора за поднятием самолета
ГДР с венками и цветами двигалась непрерывно.

Тысячи людей прошли мимо памятника, отдавая дань уважения советским летчикам, тысячи цветов были возложены к его основанию. Не один час шли траурные процессии. Провожали в крайний путь мужа и отца его жена Галина Андреевна и сын Валерий, учащийся 1-го класса.
Распоряжением правительства отдельно самолетами в города Ростов-на-Дону и Вязьма были отправлены тела героев.

Отец Бориса Владислав Александрович в это время заболел, но, узнав о гибели сына, слег окончательно и, не дождавшись его похорон, скончался. Так и хоронили в один день рядом отца и сына в городе Ростов-на-Дону.


На памятнике воинам, погибшим в Великую Отечественную войну, в городе Эберсвальде-Финов была установлена мемориальная плита (внизу)

За одну ночь берлинский художник нарисовал красками большой портрет Капустина. За день на памятнике воинам,

погибшим в Великую Отечественную войну, в городе Эберсвальде-Финов была


Этот портрет написан западноберлинским художником за одну ночь после совершенного подвига. Портрет хранится в школе №51 им. Капустина г. Ростов-на-дону

установлена местными немецкими властями мемориальная плита. Тысячи людей прошли мимо памятника, отдавая дань уважения советским летчикам, тысячи цветов были возложены к его основанию. Не один час шли траурные процессии. Провожали в крайний путь мужа и отца его жена Галина Андреевна и сын Валерий, учащийся 1-го класса.

Б. Чернявский,
учитель, руководитель
клуба 'Огромное небо'.

По поисковым материалам клуба

Стихотворение, сочиненное летчиками, сослуживцами героев
Ценой нечеловеческих усилий
Агонию машины поборов,
Ушли в бессмертье сыновья России,
Лишь только став на жизненный порог.
Им бы любить, дерзать в просторе вольном.
Но долг суров, а сердце горячо.
Гордись, страна! Гордись, хотя и больно.
Теснее строй, друзья, к плечу плечо!

http://www.chel-avia.ru/index. ... статья с фотографиями здесь
Dmitry
06.04.2007 07:16
Только не Як-28П, а Як-28ПП (если память не изменяет)
Дмитрий
06.04.2007 07:24
Думается что это не столь значимо.
Страна и люди должны помнить свою историю и героев - и гордиться ими, а не только "фабрикантами" и звездами шоу бизнеса...
06.04.2007 09:52
Если бы упали в советском секторе, никто бы об их подвиге и не узнал. Военная тайна!
Leonid
06.04.2007 10:50
to Dmitry:

Ты не прав, Як-28П, а не Як-28ПП Читай здесь: http://www.airwar.ru/enc/spy/y ... .
06.04.2007 11:24
Это был Як-28П -перехватчик перегоняли из Новосибирска в Цербст.Экипаж был из Финова- там были разведчики. После падения англичане молчали несколько суток, достали прицел "Орёл" и двигатели и в течении 48 часов они были исселедованы в Фарнборо. Потом их привезли и утопили по новой .После этого начали выдавать советской стороне обломки
06.04.2007 12:43
Полностью согласен с мнением Анонима что
"Если бы упали в советском секторе, никто бы об их подвиге и не узнал. Военная тайна!"
Советскому правительству всегда было глубоко наплевать на подвиги своих героев. Их признавали лишь спустя многие годы (как например Брестскую крепость) и подвиг Девятаева, или некоторые события освещались только благодаря зарубежным журналистам и писателям. Всем известный полк Нормандия Неман в принципе был ничем не лучше других иностранных полков - польских, чешских и других, но талантливая французская писательница написала про них книгу - и французы прославились на весь свет. А советское проавительство только потом подхватило эту эстафету. Точно так же и с подвигом Капустина и Янова - если бы не падение их за границей советского Союза - то никто бы и не узнал об них. Сочли ы самой обыкновенной заурядной катастрофой в которой виноваты летчики.
падение
06.04.2007 12:49
А скажите: где можно посмотреть фотографии этого упавшего в озеро самолета?
И насколько он был разрушен, если его пришлось разрезать?
06.04.2007 13:02
Разрушен настолько , насколько может быть разрушен самолёт столкнувшийся с водной поверхностью на скорости где-то 250-300 км/час, а резали видимо потому что не было времени демонтировать агрегаты для последующего изучения.
06.04.2007 13:34
Кстати, система "Свой-чужой" была уже изъята англичанами.
Влад71
06.04.2007 15:12
Когда в советской зоне оккупации в 1966 году упал американский Боинг-727 (новейший в то время самолет), американцам вообще мало что вернули, движки, навигационное оборудование, даже "черные ящики" в Союз увезли.
Leonid
06.04.2007 15:50
to Аноним 06/04/2007[11:2401]:

К-н Янов и ст.л-т Капустин служили в 668 бап.
Garry_s
06.04.2007 20:31
Не хочется ерничать по поводу этого трагического события, как некоторым. Совершенно не важно, что это было во времена "социализма": драма от этого не стала фарсом. А то, что расцвет "холодной войны" наложил, естественно, отпечаток на все -это факт. И не только мы стремились выяснить секреты противника.

Что касается текста статьи, то его, естественно, не худо бы дать отредактировать любому квалифицированному авиатору.
А то некоторые "неточности" режут глаз:
"Летчик прильнул к окуляру... " - это как?
"то от взрыва на земле десятков тонн горючего" -на Як-28П, думаю, и 10 тонн керосина не было, скорее 4-6т.
"за рычагами управления самолета" -привычный журналистский перл, вроде "кнопки катапультирования".
Ну и еще несколько по мелочи.

VS
06.04.2007 20:42
Мелочи не меняют сути - люди совершили подвиг. Так что "светло и торжественно смотрит на них огромное небо одно на двоих..."
Наблюгалтер
07.04.2007 00:20
Garry_s:..А то, что расцвет "холодной войны" наложил, естественно, отпечаток на все -это факт. И не только мы стремились выяснить секреты противника...

теперь всё это в прошлом? :)
Observer
07.04.2007 04:07
2 Влад71

К 1966 году "советской зоны оккупации в Германии" уже давно не существовало
07.04.2007 04:37
А что такое подвиг? Выполнение служебной инструкции?
kun
07.04.2007 07:47
2 Аноним:
Выполнение служебной инструкции, даже связанное с риском для жизни - это непосредственный долг, а вот осмысленное действо, связанное с риском для жизни во имя позитивных (в том числе и гуманных) целей в ситуации, когда служебная инструкция это явно не запрещает - это подвиг. В боевой обстановке ситуация, конечно, иная.
А.Гарнаев
07.04.2007 10:15
Преклоняюсь пред Подвигом !
... трогательно вспоминаю, как в детстве со слезами на глазах мальчишеским голосочком пел "Огромное небо":-(

... но :
= коли здесь, на форуме есть не только читатели статей и певцы песен, у возможных знатоков хочу уточнить (не в ущерб Светлой памяти, чисто по-лётчицки):
1. Какова ж всё же причина остановки и последующего незапуска (аж с высоты 4 км ... можно ещё и пообедать успеть - я, к примеру, запускал в воздухе на СУ-30 ОБА вставших и один потом спомпировавший со скорости=0 и высоты=750м) ОДНОВРЕМЕННО 2-х, так сильно разнесённых движков (убедительно прошу мне сопли про ОДНОВРЕМЕННЫЙ помпаж на дозвуке = больше не вешать)!
2. Что могло аж целым звеном (а следовательно - и бо-о-о-ольшое количество иных самых разных служак) заставить заниматься перегоном в воскресенье, да к тому же на пасху (без всякого Б.Д. - в период=1966, когда никаких прямых "напрягов"-то и не было)?

(анонимистов и журналажников прошу не беспокоиться ...)
Dmitry
07.04.2007 10:27
Разве? А я где-то читал, что Як-28ПП.
Честно говоря лень читать было на латинице, но статья ведь про Як-28ПП.
ОДАБ
07.04.2007 10:38
А что в СССР пасха была и всё в этот день замирало? Поганый праздник кстати. Некто Т. и вовсе управляемый Су-30 у прибалтов в металлолом разложил, дальше че?

А ребята с Яка - Герои. Эт вам не пиндосы которые и могут что фуникулер с итальянцами уронить.
ОДАБ
07.04.2007 10:40
Пардон не Су-30, но пепелац того же семейства.
Stratus
07.04.2007 13:52
Гарнаев:
Вы наверняка работали вместе и знаете А.Щербакова, он тогда был в комиссии и проводил впоследствии испытательные полёты на сваливание после этой катастрофы(одна из причин была штопор).Если Вы поддерживаете с ним контакт уточните у него, он наверняка помнит этот случай.
Stratus
07.04.2007 14:18
Причину как всегда постарались умолчать и сосредоточили всё внимание на героизме лётчиков, а ведь непреднамеренное сваливание была болезнь этой машины. Даже прочитав свидетельство очевидца в статье вначале ветки можно по поведению самолёта (спиралеобразное снижение с подниманием носа)можно сделать вывод что это было.
07.04.2007 14:24
Кстати 6 апреля 1966 г. была среда
07.04.2007 15:50
Заметьте три шестерки в дате.
падение
07.04.2007 20:53
Да нет, судя по тексту - на мелкие куски самолет не разбился. Потомую, что даже мертвые летчиики были найдена на своих местах за рычагами управления. Видимо самолет был достаточно цел. Если бы части были мелкими, то разрезать бы их не пришлось - а сразу бы кусочки на берег доставлялись. Вот бы фотографии поднятых из воды частей самолета посмотреть.

Анлийские саперы доставили к озеру катера с кранамии, другую технику. Водолазы поднимали из ила самолет и, разрезая его по частям, перевозили на берег (фотографии были опубликованы в 1966 г. в немецком журнале "Штерн"). Английские спасатели только на вторые сутки достали тела погибших героев, оставшихся за рычагами управления самолета.
А.Гарнаев
08.04.2007 02:00
Stratus: 07/04/2007 [13:52:18]
"Гарнаев:
Вы наверняка работали вместе и знаете А.Щербакова, он тогда был в комиссии и проводил впоследствии испытательные полёты на сваливание после этой катастрофы(одна из причин была штопор).Если Вы поддерживаете с ним контакт уточните у него, он наверняка помнит этот случай."

- Да, конечно - с Сан Санычем работали, уточню непременно !
Конечно, непреднамеренное сваливание и последующий штопор дают ответы на ВСЕ сомнения, при этом не остаётся сомнений и насчёт "... надо бы прыгать не вышел полёт - но рухнет на город пустой самолёт" = ведь в этом случае аэроплан падает неуправляемо и НИКАКИЕ действия экипажа его не могут ниоткуда-никуда выводить-отводить ...
ОДАБ
08.04.2007 05:22
Аноним:
Заметьте три шестерки в дате.

И что с того. Здесь что прибежище нумерологов недобитыех? бога нет, сатаны тоже. Есть только людская глупость.
Doktor
15.02.2008 20:32
В память о лётчиках школьники сделали сайт http://klubogromnoenebo.narod.ru/ ,
Возможно одной из причин падения была закулиные действия в холодной войне:
http://klubogromnoenebo.narod. ...
Director
15.02.2008 20:54
Дмитрий:
Ссылка на песню не работает.

Director
15.02.2008 20:59
Doktor
15.02.2008 21:20
На сайте http://gsvg88.narod.ru/finov/J ... есть песня, в т. ч. Пьехи.
ЛЕТУН
15.02.2008 22:14
В 1966 г. я был курсантом в Вяземском УТАЦ ДОСААФ.И нас курсантов 3 аэ назначили во взвод почетного караула на похороны Янова.Дали 3 потрона для тренировки-ведь мы никогда не стреляли из карабина-и 3 потрона для салюта.Не нашлось в СА нормального взвода почетного караула кроме курсантов ДОСААФ.Но я все равно горжусь тем , что провожал в последний путь Янова Ю.Н.
TsymbalAV
Старожил форума
03.07.2015 18:19
Командир экипажа Капустин Борис Владиславович родился в посёлки Урупский Отрадненского района Краснодарского края.
В посёлке установлен памятник - самолёт Л-29. Поисковый отряд ведёт сайт.

https://old.n.maps.yandex.ru/? ...
Рождественский
Старожил форума
06.04.2020 19:16
Подниму ветку...
токарный
Старожил форума
06.04.2020 22:52
Отец в соседнем полку служил. До сих пор хорошо помнит экипаж. Причина остановки двигателей простая. После взлета им необходимо было быстро набрать эшелон, который проскочили и при резкой отдачи РУС от себя -"потушили" оба двигателя. Почему не запустили? Сейчас уже и не сказать, хотя, "родным" самолетом был разведчик, а перегоняли перехватчик на вновь формируемый полк(тоже вопрос). Возможно самолеты (кабина ) отличались.
grunge
Старожил форума
08.04.2020 12:59
Leonid
to Dmitry:

Ты не прав, Як-28П, а не Як-28ПП Читай здесь: http://www.airwar.ru/enc/spy/y ... .
Як-28П N 1011 выпуска 12.1965
Игорь.
Старожил форума
08.04.2020 21:10
Мне думается, что все дело в том, что это был Як-28Р. По английски "Р" это перехватчик. И не могли летчики перегонять самолёты не своего типа, когда в Финове был целый полк "Пэшек". Скорей всего все дело в разночтении "Р" и"П".
Экипаж совершил подвиг и без разницы на каком типе.
ВСК
Старожил форума
08.04.2020 21:35
Перехватчик по-английски - I (interceptor)
Игорь.
Старожил форума
09.04.2020 07:15
ВСК
Перехватчик по-английски - I (interceptor)
Я неправильно выразился. В написании Як-28Р можно усмотреть или нашу "Р" или ихнюю "П".
это всего лишь мое предположение.
Саныч 62
Старожил форума
09.04.2020 07:49
Игорь.
Экипаж совершил подвиг и без разницы на каком типе.


Да, на все 100.

Но к чему было ЭТО писАть?:
"...Созрело решение направить машину на лес, который виднелся вдали. Об этом и сообщил пилот наземной службе.
Летчик прильнул к окуляру... Это был не лес, а немецкое кладбище. В воскресный день пасхи 6 апреля 1966 года западноберлинские жители отдавали почести умершим, поэтому там было много людей..."

06.04.1966 - СРЕДА.



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru