Люди неба! Проясните пожалуйста понятие о спутном следе! Очень интересно. Что это такое и какую опасность он представляет для самолётов?
Бобер
24.01.2007 17:02
Для Романа!
Постараюсь объяснить как говорят на пальцах, чтобы доходчиво было. Из учебников по физике небось знаешь почему самолет летает. Так вот в полете над крылом (давление ниже из-за большей скорости потока, так как кривизна профиля верхней части крыла больше, чем нижней части) и под крылом (здесь давление больше) существует разность давлений. За счет этой разницы давлений и того, что крыло имеет ограниченный размах на концах крыльев формируются вихри, которые закручиваются снизу вверх (идет перетекание воздуха, т.е. выравнивание давлений). Вот это и есть спутный след. И он тем сильнее, чем больше полетная масса самолета и ко всему этому нужно еще добавить струи выходящих газов от двигателей. В спокойной атмосфере (без ветров) спутный след сохраняется довольно долго и тянется на километры. Попадание в него довольно-таки вещь неприятная. Это может грозить перевертыванием самолета, помпажем двигателей и прочей ерундой.
Роман
24.01.2007 17:11
Спасибо. НИХРЕНА СЕБЕ!!! Теперича буду знать!
Роман
24.01.2007 17:12
Я просто в шоке
Eugenius
24.01.2007 18:26
Бобру БЧС и всяческие респекты! Вот если бы все так на вопросы отвечали... А то все чаще люди, которые "не в курсе", но хотят узнать (уже похвально!) встречаются либо с хамством, либо со всякими приколами, опять-таки понятными только тем, кто "в теме". Можешь/хочешь - ответь, поддержи тягу человека к знаниям, не можешь/не хочешь - не флуди и не упражняйся в "плоском остроумии"... СЗОТ.
Будучи летчиком на Ту-16, при освоении заправки в воздухе, - попал в спутную струю от заправщика, с высоты 6000м кувыркались до высоты примерно 2.5-3тыс.метров(с полной потерей управляемости)....
Костяныч
25.01.2007 08:33
Бобер:
Так вот в полете над крылом (давление ниже из-за большей скорости потока, так как кривизна профиля верхней части крыла больше, чем нижней части) и под крылом (здесь давление больше) существует разность давлений.
Дико извиняюсь, но после прочтения Вашего ответа в голове родился вопрос(просто наваждение). Чем больше скорость потока тем меньше давление(закон Бернули) -это аксиома. А представте себе крыло обернутое лентой по всей длине или корневой его части и лента эта двигается так, что вверху крыла она движется против потока набегающего, а внизу по потоку и тогла получается, что вверху крыла скорость потока относительно ленты может быть очень высокая(гораздо больше чем относительно крыла за счет движение ленты), а следовательно давление очень маленькое, а внизу крыла скорость между потоком и лентой очень маленькая и давление высокое соответсвенно. Не вдаваясь в технические детали подьемная сила крыла увеличилась бы?
Для Костяныча!
25.01.2007 13:44
Бобер
25.01.2007 13:52
Для Костяныча!
Какая бы лента не крутилась на крыле подъемная сила от этого не изменится. Это вопрос на соображаловку как и вот этот: взлетит самолет или не взлетит, если полоса будет двигаться ему навстречу с таким же ускорением. Здесь рассматривается движение крыла относительно воздушных масс. Соображаешь?
25.01.2007 14:09
Почему, лента оказала бы влияние, но в противоположную сторону. Т.е. на верхней поверхности она бы тормозила пограничный слой, увеличивая давление над крылом, а снизу уменьшала бы. Таким образом, подъемная сила уменьшилась бы. А вот если бы в другую сторону (такие эксперименты проводились) лента двигалась, то подъемная сила могла бы увеличиться в разы.
Миха-74
25.01.2007 15:47
Когда на истребителе выполняешь вираж на форсмаже и в заключительной его части попадаешь в свой спутный след (определяется это по характерной встряске с-та) то чувствуешь полный восторг...
А когда при "атаке" бомбера или транспортника цепляешь его спутный след то "атака", как правило срывается. Тебя выбрасывает с линии пути, да еще может и перевернуть несколько раз. Смотря как ты зацепил этот спутный след...
Director
25.01.2007 16:03
С ужасом начинаешь просматривать подобные ветки (когда человек честно признает себя любопытным неспециалистом) ожидая увидеть потоки флуда и откровенного хамства от "людей неба", которые к сожалению уже порядком заср...ли форум.
Спасибо БОБРУ за то что не стал умничать!
Кстати, после посадки Руста у стен Кремля в ГЛИЦЕ проходили испытания - Як-52 законяли в спутный след от вертолета.
Миха-74
25.01.2007 16:09
И истребители тренировались "сбить" вертолет спутной струёй выполняя над ним горку на V=1000км/ч
25.01.2007 16:10
Director: Спасибо Вам и Бобру ещё раз. Думается, что люди неба в большинстве своём не склонны засорять форум флудом. Я ведь действительно не специалист, но страшно всем этим интересуюсь.
Бобер
25.01.2007 22:16
Для Анонима!
Почему, лента оказала бы влияние, но в противоположную сторону. Т.е. на верхней поверхности она бы тормозила пограничный слой, увеличивая давление над крылом, а снизу уменьшала бы. Таким образом, подъемная сила уменьшилась бы. А вот если бы в другую сторону (такие эксперименты проводились) лента двигалась, то подъемная сила могла бы увеличиться в разы.
Если это было бы так, то уже давно применялось бы в авиации.
neustaf
25.01.2007 22:41
Бобер:
...на концах крыльев формируются вихри, которые закручиваются снизу вверх.... Вот это и есть спутный след. И он тем сильнее, чем больше полетная масса самолета и ко всему этому нужно еще добавить струи выходящих газов от двигателей.
24/01/2007 [17:02:46]
можно только добавить, что в спутный след входит и возмущенный поток за крылом, который находится между двумя устойчивыми вихрями.
Костяныч
26.01.2007 04:56
Бобер:
Какая бы лента не крутилась на крыле подъемная сила от этого не изменится. Это вопрос на соображаловку как и вот этот: взлетит самолет или не взлетит, если полоса будет двигаться ему навстречу с таким же ускорением. Здесь рассматривается движение крыла относительно воздушных масс. Соображаешь?
Т.к. лента крутится вокруг крыла(повторяя его геометрию) и является частью крыла и следовательно движется вместе с крылом относительно потока только еще за счет собственного движения лента увеличивает скорость относительно потока вверней части крыла и уменьшая в нижней и получается(опят же по Бернули) верхняя частоь крыла имеет еще меньшее давление, а нижнее более возросшее и как следствие силу увеличивающую подьемную силу(теория). Понятно, что на практике прирост подьемной силы может быть столь незначительным, что заморачиваться этим не стоит или механизмы приводящие ленту на крыло в движение, измененные свойства крыла(лента гибкаяЮ непрочная или еще что) нагружают крыло, меняют крыло или добавляют столько проблем, что опять же игра не стоит свечь. Но чисто теоритически лента даст увелечение подьемной силы?
Бобер
26.01.2007 11:24
Для Костяныча!
Вот, вот. Я о чем и говорю. Если был бы реальный, большой прирост подъемной силы, то наши и забугорные умы это бы уже внедрили.
спутный след за Боингом-747 оставил заметную рябь на поверхности воды.
кстати
26.01.2007 11:44
добавить к сказанному можно, что из-за по причине вышеназванных опасностей, применяется следующий интервал взлета самолетов различных wake turbulence category:
HEAVY после HEAVY - 1 минута
MEDIUM после HEAVY - 2 минуты
LIGHT после HEAVY - 4 минуты
797
26.01.2007 14:35
Я вот сам в своей сфере могу засрать кого угодно. Ум и знания человека в том, чтобы этого не делать. Откройте любой американский форум - все по делу и никого не засирают, если человек откровенно не тупит и отвечают конкретно. НАДО НАМ ТАКЖЕ НАУЧИТЬСЯ... а то ботва одна
Бобер
26.01.2007 17:19
Для 797!
Согласен с тобой на все 100%, но к сожалению, увы, наш народ юморит и по делу и без дела.
cnext
26.01.2007 18:07
К вопросу о ленте.
Если лента сверху движется против потока, то подъемная сила вырастет, если по потоку, то упадет.
Эффект Магнуса называется.
Кстати, благодаря этому эффекту футболисты умудряются так подкручивать мяч, что он с углового улетает в ворота.
Что касается практической реализации, то не делают так просто в силу того, что это техничеси сложно, и есть более эффективные средства управлнеия подъемной силой, типа механизации крыла и пр.
В 30 годы был такой чудный самолет, где вместо крыльев были 2 вращаюсихся цилиндра. Самолет неплохо летал. Подробности и фото в книге П.Бауэрса, "Летательные аппараты нетрадционных схем" В инете она есть.
Aziatovich
26.01.2007 18:12
Вращающаяся лента (верхняя поверхность назад, задняя вперед) подъемную силу увеличит. Это называется "эффект Магнуса". Были опыты с обычным вращающемся цилиндром. Если на пальцах, то вращение перетягивает наверх часть потока, которая в обычных условиях должна была уйти вниз.
65084
29.01.2007 07:43
В Гатвик очень много бортов летит и даже при определённых условиях, диспетчер может разрешить посадку на полосу, когда по ней ещё разбегается другой самолёт и до той полосы всего 1 километр! Я понять этого не могу. Знаете, что такое спутная струя? Лучше знать, что это теоретически. Спутная струя, это газы из сопла реактивного
двигателя, которые на большой скорости ударяют в корпус вашего лайнера. Жалким подобием этому,
может служить удар, который получит ваша моторная лодка, идущая на полной скорости по тихой воде и наскочившая на след баржи. Но этот след можно видеть, а спутную струю можно только предвидеть.
Бобер
29.01.2007 09:41
Для 65084!
Уважаемый! Как ты думаешь, что больше: вес самолета или тяга его двигателей? Я не беру в расчет "вертикалки". Посмотри мой ответ и поймешь разницу между спутным следом и струей выходящих газов. Ну, а про посадку, если есть боковой ветер, то можно садится и через 20-30 сек. Интервал между посадками зависит от силы бокового ветра, который сносит спутный след.
Maverick
29.01.2007 10:44
Goda poltora-dva nazad viletal iz BKK, zaniali FL340, ride was smooth... na granitse z Yangonom proshel navstrechy A-340 na FL350. Na svoem lainere vpervie yvidel v reale kren 120 dazhe piknyt ne yspeli.
a autopilot Maladsa! ne otkluchilsya and dazhe s visoti ne yshel!!! no s teh por ya kak tsytsik sizhy and yvorachivaus ot sputnogo vsegda.
Myzhiki !!! Yshki na makyshki!!! v Nebe Yzhe A-380!!!
osobenno v zone RVSN!!!
Бобер
29.01.2007 13:02
Маверик!
Вот от него (А-380) будет след так след!
Golf
29.01.2007 13:29
Кстати, на Ан-74 двигатели расположены над крылом и увеличивают скорость потока, плюс хорошая механизация крыла, вот вам отличные взлетно посадочные характеристики.
Вот пример использования спутного следа. Когда летал на МиГ-29, было упражнение на пробивание облаков в сомкнутом строю. Очень удобно было держаться, если пристроиться снизу сзади и килями своего самолета касаться выхлопных струй от самолета ведущего. По частоте вибрации педалей удобно держать принижение.
Траппа
29.01.2007 13:32
Бобер:
А ведь без нашей Фанеры (для некоторых это бред) А-380
в Азию не полетит...
65084
31.01.2007 12:37
Уважаемый Бобёр! Может что-то изменилось, но я лично не встречал, чтобы интервал между самолётами зависел от бокового ветра.Или я что-то не поняд?
candid
31.01.2007 13:39
cnext:
Если лента сверху движется против потока, то подъемная сила вырастет, если по потоку, то упадет.
Эффект Магнуса называется.
-----
По Магнусу наоборот.
Аджикабул 88
31.01.2007 14:06
Про обтекание воздушного потока - вроде про Ту 16 (или Ту 104)читал когда то, что скорость превысила расчетную прилично изза именно обтекания фюзеляжа струей от двигателя, но там причина была на сколько мне помнится изза того, что потом ни ламинантный и изза этого сопротивление дополнительное создается, а струя двигателя её смывала как бы:)
На МиГ 21 есть сдув пограничного слоя - проведены трубки к кромке крыла - так, что инженеры по всякому просчитывают и продумывают:)
candid
31.01.2007 14:47
За летящим КАМАЗом тоже хороший спутный след.
кстати
31.01.2007 15:14
Про посадки в Гатвике:
между двумя какими самолетами? В описанном примере если они одинаковой WTC - в пределах минуты - норма. Потом, что значит "до полосы 1 км"? Т.е. разрешение АТС дает после прохода ММ?
Потом, в EGKK две параллельных полосы, что значит, что возможен sidestep до ММ...
65084
31.01.2007 18:24
Да. так и есть.Разрешение от АТС есть, но решение принимает командир, а вообще лучше посмотри Jeppeson.
если память не изменяет , то интервал 1 N.M и о турбулентном следе не говорится.
METEO
31.01.2007 19:22
В НАЧАЛЕ 80-Х, КАЖЕТСЯ, В ТАШКЕНТЕ БЫЛА КАТАСТРОФА ЯК-40, ВЫВОД КОМИССИИ: ПОПАЛ В СПУТНЫЙ СЛЕД ВЗЛЕТЕВШЕЙ ПЕРЕД НИМ "ТУШКИ"...
Бобер
01.02.2007 00:18
65084:
Уважаемый Бобёр! Может что-то изменилось, но я лично не встречал, чтобы интервал между самолётами зависел от бокового ветра.Или я что-то не поняд?
Уважаемый 65084!
Когда речь идет о посадке группы самолетов минимальное время, то в расчет берется боковой ветер. Истина проста -боковой ветер сносит спутный след, следовательно, можно сократить временной интервал между посадками без нарушения мер безопасности. Насколько можно максимально сократить все зависит от силы "боковика" При штиле, естественно, в целях безопасности берется минимальное время, при котором заход на посадку и посадка будут безопасны. Оно для каждого типа самолета свое.
Не помню марку самолета, но инструктора рассказивали в Азербайджане, что кто из них попал в спутный след и с 9000 м. улетел вниз и тока к 3000 смог выровнять самолет.
Самолет практически опирается же на воздушный поток и отбрасывает его и практически масса выбрасываемого воздуха равна массе самолета , но по крайней мере пропорциональна:))
Бобер
01.02.2007 10:52
Аджикабул 88:
Самолет практически опирается же на воздушный поток и отбрасывает его и практически масса выбрасываемого воздуха равна массе самолета , но по крайней мере пропорциональна:))
01/02/2007 [10:30:33]
Истину глаголишь!
01.02.2007 11:01
Ту METEO:
не за тушкой а за Ил-86
Матвеич
02.02.2007 08:48
Мы спутной струей "отбивались" от фантомов на Тихом
на Ту-16.Заходит F-4, если память не изменяет "иззади"
а мы ему хвост подставляем.Это лучше всяких пушек.Боялись они попасть в струю.А наши Су и МиГи те просто просили на 4-й кнопке, ребята дайте отработать.Ночью как только "Аргон" покажет захват, сразу же диполи и в сторону, обычно повторно не атаковывали.Сейчас нередко падают на помойку(Ташкент,
Як-40) взлетающий более легкий за тяжелым не соблюдающие временной интервал.
65084
08.02.2007 09:41
Уважаемый Бобёр! То, что Вы написали понятно, но я имел в виду только Г.А.