Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

однополчане по в/ч 40441

2 пользователя сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1234567891011

Chrebet
20.03.2007 09:26
Для Veteran

Я в 1975 г. после выпуска из КВАТУ попал в Тираспольский полк, так что мы наверно могли где-то пересекаться. Служил в ТЭЧ техником группы р.р. по РЭО.
Начальником группы был капитан Алембаторов, начальником ТЭЧ м-р Приходько, зам. по ИАС п/п-к Колодяжный, командир полка п-к Степанюк. Начиналось перевооружение полка на МИГ-23М. Хорошее было время.
21.03.2007 17:06
Up
Veteran
22.03.2007 01:30
2 Stepan:

"Донцов, Остапенко, Озолен, Цветков, Прохоров, Алискевич, Коротков и др."
Хорошо помню Василия Павловича Остапенко - штурмана полка: "Все люди произошли от хохлов, кто не согласен - к доске с НЛ -10". А так - мужик нормальный. После выхода на пенсию одно время жил в Тирасполе, как судьба сложилась сейчас - не знаю.
Борис Николаевич Прохоров был предшественником Остапенко на этой должности, погиб в декабре 1974г. Его гибель связывают с бывшим в то время комдивом В. Судиным. Судина сменил Шканакин, году в 1976 или 1977г.
Озолен был зам комдива, уехал в командировку, как дальше сложилось у него, точно не помню, вроде бы стал генералом и потом преподавал в Монино.

Геннадий Васильевич Цветков в мою бытность в полку вернулся из Вьтнама, запомнился как толковый зам по летной у Степанюка. Мог за полчаса нарисовать полковую плановую таблицу полетов одним движением руки, не пользуясь резинкой. Летал здорово.Летал с ним на разных "спарках" не раз, дал мне допуск в качестве ведущего пары на Миг-23м, и было это... 30 лет назад! С ним связан и другой, забавный эпизод в моей жизни, но это уже не для форума. Закончил он летать в должности нач службы безопасности полетов дивизии в Тирасполе. Много курил. К сожалению, умер вскоре после выхода на пенсию.
Дедушка Коротков прославился на ниве незавершившегося строительства аэропорта в Тирасполе, потом был депутатом местного законодательного собрания. Жив ли , помер - не знаю.
2 Chrebet:
Прекрасно помню и Приходько, и Колодяжного, и Азарова и Мельника. По моим данным, Василий Леонидович Мельник до сих пор живет и трудится в Тирасполе. А
как долго Вы прослужили в Тирасполе? Как сложилась жизнь и служба после Тирасполя?
Chrebet
22.03.2007 16:11
To Veteran

Дальнейшая моя служба как специалиста ИАС прошла можно сказать удачно.
К сожалению в полку мне довелось прослужить всего полтора года. Меня перевели в другую часть, здесь же в Тирасполе, через дорогу от ТЭЧ. В 1979 году я поступил в академию. После окончания служил в МВО. На тираспольском аэродроме в дальнейшем бывал только в командировках. Уволился полковником. Теперь осталось только вспоминать как прятались от начальника штаба п/п-ка Миляева, как в Лиманском разгружали из АН-22 тираспольские МИГ-23, как летали в Мары. К сожалению всё это теперь в прошлом.
Veteran
22.03.2007 17:41
2 Chrebet:
Ну что же, есть что вспомнить. Вижу, авиационная тема все равно тянет? Может быть, окажете поддержку 2 Stepan в отгранизации сайта полка и дивизии? Можно добавить и РТБ.
Chrebet
23.03.2007 15:22
To Veteran

Сайт 119 иад дело конечно хорошее, но я думаю здесь нужны специалисты и бесплатно всё это сделать вряд ли получится. Необходимо продумать всё, в том числе и перспективы развития сайта, а ведь в истории дивизии поставлена точка. Новостей так сказать не будет. Можно конечно "потолкаться" на своём дивизионном форуме, но практика показывает что народ всё же предпочитает общий форум на avia.ru здесь и аудитория больше и законы относительно демократичные. Фотографии и другие материалы по истории дивизии предлагаю попытаться разместить на http://www.bellabs.ru/Fotab/in ... .
Chrebet
28.03.2007 16:40
Из истории 684 гиап.

В 1961 г. одна эскадрилья полка на МИГ-19 была отправлена на Кубу. Самолёты перелетели в Одессу на АРЗ, где
были разобраны и упакованы в большие деревянные контейнеры. Далее по железной дороге в Николаевский порт и морем на
Кубу. На сайте http://www.bellabs.ru/Fotab/CU ... наткнулся на схему дислокации советских ВВС на Кубе.
МИГ-19 базировались только на авиабазе San Antonio, скорее всего там тираспольские и были. Обратно в Тирасполь вернулась
менее чем через год вместе с самолётами.

Stepan
28.03.2007 20:55
2 Veteran:

Василия Остапенко помню очень хорошо, даже сейчас, наверное, узнал бы. Среднего роста, крепкий, смуглолицый, волосы черные, как вороново крыло. Он был в эскадрилье отца. Потом сам стал комэской. Мы жили в одном доме (3/127), он над нам, на четвертом этаже. Хорошо помню, как "обмывали" его назначение. Помню и его жену Валю, и дочь Лилю. А еще у Остапенко была "Волга" ГАЗ-21, по-моему, светло-синего цвета. В те годы (60-е) собственных машин, а особенно "Волг", у летчиков было немного. Были, в основном, у тех, кому удалось послужить в группах войск или побывать в командировке на Кубе. Но Остапенко, вроде бы, за границей не служил.
У меня осталось впечатление, что он был лихим летчиком. Как-то, уже на 21-х, он провел звено над аэродромом на предельно малой высоте, когда там было какое-то высокое начальство, за что получил нагоняй.
Во время крупных учений (по-моему, "Юг") заболел летчик Котов из эскадрильи Остапенко, и отец решил подменить его, чтобы не нарушать боевой порядок эскадрильи (сам он в тот день летать не планировал). Помню, он говорил, что летчики просили его сдерживать Остапенко: тот рвался вперед, и они за ним не поспевали.

Прохоров, которого я упоминал, был не штурманом, а замполитом полка. Он пришел в полк году в 1970-м из политической академии, заменив В.Я. Трефилова. У меня есть его фотография в клубе части. Он в синей парадной форме и белой рубашке (наверное, выдали в Москве), тогда как все остальные офицеры полка еще в старых парадках цвета хаки.

Еще одна фотография: на ней летчики полка за уточнением плановой таблицы полетов. Озолен держит блокнот, в который заглядывают майор Котов и Цветков. Озолен и Цветков в синих комбезах и черных очках, у Цветкова во рту сигарета. Я помню Озолена комэской. Интересно, как он мог стать зам. комдива, не быв командиром полка. Ведь, как я понимаю, тираспольским полком он не командовал. Я слышал, что впоследствии он был советником, по-моему, в Йемене, а затем стал генералом где-то в Средней Азии.

Если Вы пришли в полк при Степанюке, то, наверное, году в 75-м? В какой эскадрилье служили, не в 1-й?

С уважением,
Stepan
Veteran
29.03.2007 16:06
2 Stepan & Chrebet:

Прхоров, которого Вы упоминали, действительно был замполитом полка. Но в конце 1974г. он был уже штурманом полка, а замполитом - Иван Коршунов. И погиб Б.Н.Прохоров, царство ему небесное, 10 или 11 декабря 1974г., на второй день после полкового партсобрания, где выступал очень эмоционально. Выполнялся один единственный полет Миг-21с - перелет в Маркулешты, полет при взлетном минимуме погоды. Настоял на этом полете В Судин, бывший в то время комдивом и, как рассказывали старики, приложивший руку к снятию Прохорова с должности замполита полка.
В отношении Озолена не буду врать - в спецкомандировку он уезжал, как мне помнится, с должности замкомдива, позвоню в Тирасполь старейшинам, уточню.
Начинал я, как положено, в третьей, а уходил из 684гв.иап с должности комэски славной первой аэ.
По Кубе - об этой командировке любил рассказывать Б.С.Приоров, нач разведки полка. Сейчас живет на Украине, занимается садоводством в свое удовольствие.
ПО размещению фотографий на обозначенном сайте - начинать можно и с этого, но свой сайт все равно делать надо. Поговорю со спецами - сколько запросят.
С уважением,
Veteran
Stepan
04.04.2007 21:40
2 Veteran, Chrebet

Полностью поддерживаю идею создания сайта 684 гв. иап, а еще лучше, 119-й иад. Готов принять активное участие как материальное, так и материалами. Есть немало фотографий офицеров полка конца 40-х - начала 50-х годов. Для меня создание такого сайта - еще и память об отце, служившем в этом полку без перерывов с 1948 по 1971 год. Пока будет решаться техническая и материальная сторона создания сайта, можно начать собирать в "копилку" материалы и фотографии.

В этом отношении мне представляется интересной работа, которую ведет по 4 ВА Радек Кацперский. Он пытается восстановить фамилии всех офицеров и прапорщиков, служивших в различных полках ВВС СГВ. Почему бы нам не попытаться сделать это по нашему полку? Задача, конечно, не простая, но нужная. Все, кто в разные периоды служил в полку, достойны того, чтобы о них вспомнили. Главное, нАчать, как говорил наш бывший президент.

Для начала - несколько фактов из истории 684 гв. полка. Сформирован до войны как 42-й истребительный авиаполк. Накануне войны полк входил в состав 57-й иад, базировался на аэр. Вильно. После сформирования 240-й иад в 1942 г. вошел в ее состав. Полк оставался в составе этой дивизии вплоть до расформирования. Приказом НКО СССР от 9 октября 1943 года, № 293, преобразован в 133-й гв. иап. За отличие в боях за освобождение г.Орши полку было присвоено почетное наименование "Оршанский". Кстати, такое же наименование носил ряд других прославленных авиаполков: 2 гв. бап, 15 (899) иап/апиб/шап, 523 иап/апиб/бап и др. В годы войны 133-й иап был награжден орденом Красного Знамени. После войны полк в составе 240-й иад базировался в Германии в районе Лейпцига. В марте 1948г. 240-я иад и 133 гв. иап получили новые номера: 119-я иад и 684 гв. иап. 86 гв. иап, также входивший в состав 240-й иад, перенумерован не был. В октябре 1951 года 119-я иад была перебазирована в Молдавию, вошла в состав 48 ВА. Управление дивизии и 684 гв. иап были перебазированы в Тирасполь, а 86 гв. иап - в Маркулешты. Номера третьего полка дивизии в тот период я не знаю, но это был не лиманской 161 иап. Он в то время базировался в Румынии и вошел в состав дивизии году в 1958-м. В сентябре 1954 года две эскадрильи 684 гв. иап в составе 119-й иад на самолетах МиГ-17 принимали участие в учениях на Тоцком полигоне с практическим применением атомной бомбы, учениями руководил Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Думаю, что от каждого полка дивизии в этих учениях принимали участие по две эскадрильи, но точной информации у меня нет. Об участии 119-й иад в учениях на Тоцком полигоне упоминается в монографии Е. Гордона "В тени старшего брата" (журнал "Авиация и время", №4, 1999 г.). В монографии говорится, что в состав дивизии входили 86-й гв. иап (правильно, это маркулештский полк), 157-й и 947-й иап. Здесь, по крайней мере, один полк указан неверно, нет 684-го гв. иап. То, что наш полк был на Тоцком полигоне, мне достоверно известно, так как в этих учениях участвовал и мой отец, бывший в то время старшим летчиком 684 гв. иап. Возможно, один из упомянутых в этой монографии полков (157-й или 947-й) был в тот период третьим полком дивизии. Дивизией в то время командовал Герой Советского Союза генерал-майор Ш.Н. Кирия.

Вот только несколько штрихов из истории нашего полка. Если ветераны поделятся воспоминаниями, получится интересная картина. Уверен, что недостатка в материалах для сайта не будет.

С уважением,
Stepan
Stepan
10.04.2007 20:35
Книга маршала авиации Г. Зимина "Истребители" посвящена, в основном, нашему полку и нашей дивизии. Г. Зимин начал войну заместителем командира 42-го иап в Орле. С 1943г. и до конца войны командовал 240-й иад. В книге много интересных фактов боевой работы дивизии, в которую, кроме нашего полка, входили 86 гв. иап (будущий маркулештский) и 900-й иап.
Chrebet
12.04.2007 17:40
To Stepan

К вопросу о истории полка.

В списки 684 гиап был навечно занесён Герой советского союза майор Власов. В казарме 1 а.э. стояла его кровать и весел портрет.
Почему-то никто из замполитов особо о его подвиге не распространялся. Вот по этой ссылке http://persona.rin.ru/view/f/0 ... лежит информация про летчика-героя майора Власова. Если это он, то теперь понятно подвиг-то совершён в плену.
Stepan
15.04.2007 20:04
2 Chrebet

Добрый день!

Николай Иванович Власов был командиром эскадрильи 42-го иап. О нем упоминает маршал авиации Г. Зимин в своей книге "Истребители". У меня сохранилась вырезка из газеты (точной даты, к сожалению, нет, но это, примерно, 1964 год). Заметка называется "Так сражались патриоты". Привожу выдержку:
"Внимательно слушают воины рассказ о героях-однополчанах, храбро сражавшихся с гитлеровскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Ветеран назвал имена капитана Шинкаренко - ныне генерал-лейтенанта, капитана Гаврикова, младшего лейтенанта Германа и многих других.
С особой теплотой говорит ветеран о Герое Советского Союза подполковнике Власове, который навечно зачислен в списки части. За два с половиной года войны он совершил 220 боевых вылетов, участвовал в 27 воздушных боях, сбил 10 самолетов противника. В одну из ночей 1942 года Николай Иванович Власов вывез с занятой фашистами территории тяжелораненного Героя Советского Союза Демченкова. Попав в плен, подполковник Власов и там вел себя по-геройски. В застенках Маутхаузена советский офицер организовал подпольную группу, дважды пытался бежать, за что был расстрелян гитлеровцами.
Рассказ ветерана части произвел большое впечатление на авиаторов. Наследники боевой славы прониклись еще большим стремлением хранить и умножать традиции фронтовиков, неустанно крепить могущество Родины."

В 60-х годах о подвиге Н.И. Власова хорошо знал каждый солдат полка. Помню, что и мне отец рассказывал о нем. Кстати, в списки лиманского полка был навечно зачислен Тимур Фрунзе.

С уважением,
Stepan
Chrebet
18.04.2007 12:41
To Stepan

Оршанский это конечно правильно, но в "народе" его ёщё называли Оршанско-кирпичанский.
Stepan
22.04.2007 11:16
2 Chrebet:

Такого названия не слышал, но, наверное, от кирпичного завода. Хотя, конечно, Вы помните, как молдаване делали "кирпичи" собственного изготовления для своих глиняных домов - глина, солома, конский навоз (его на улицах после лошадей лежало немало, сколько раз видел, как собирали в ведра) - и все это замешивается ногами.
25.04.2007 09:02
2 Stepan

Такого названия не слышал, но, наверное, от кирпичного завода. Хотя, конечно, Вы помните, как молдаване делали "кирпичи" собственного изготовления для своих глиняных домов - глина, солома, конский навоз (его на улицах после лошадей лежало немало, сколько раз видел, как собирали в ведра) - и все это замешивается ногами.

Ну что Вы, на Тираспольском кирпичном заводе делали вполне приличные кирпичи, даже старая ВПП из них была построена.


Сейчас читаю книгу Зимина "Истребители", так что получается что 42 (будущий 684 иап) формировал Василий Сталин?
Chrebet
25.04.2007 09:08
Извините не подписался.
S
25.04.2007 20:54
2 Chrebet:

Я ведь имел в виду не фабричные кирпичи, а самодельные, которые местные жители делали из упомянутых ингредиентов. Вы, наверное, помните, что в 50-60 годах большинство домов в городе были глиняными, крытыми камышом. И строили их из таких самодельных "кирпичей", с полметра в длину и сантиметров 25 в ширину и высоту. Замешивали глину ногами в больших деревянных корытах, а потом готовые "кирпичи" сушили штабелями во дворе. Наблюдал такую картину много раз в переулке Чкалова, который, как Вы помните, идет от КПП городка к рынку. Неужели не видели??
А в городке, конечно, таких домов не было. Он потому и назывался Красными казармами, что казармы были из добротного красного кирпича (наверное, довоенной постройки), кроме большой серой казармы, на первом этаже которой в мое время был штаб полка. Было также несколько жилых домов старой постройки из красного кирпича: один справа от дороги, ведущей от автопарка к северным воротам, другой еще правее, напротив Военторга, это было что-то вроде общежития, там первое время после перевода из Германии жил командир полка полковник Кучерявых, пока не получил квартиру в 119-м доме.
По поводу книги Г. Зимина. По-моему, там о формировании полка написано не совсем четко: скорее это было не формирование, а переформирование после того, как в первые дни войны от полка остался, фактически, один номер. Судя по номеру полка (42-й иап), он был сформирован до войны. Подтверждение этому я нашел в интернете:
"42-й иап. Входил в состав 57-й сад. На 22.06.41г. имел на вооружении 101 самолет И-153, И-15бис, но только 59 боеготовых летчиков. Перед началом войны базировался в Вильно, Ораны, Перлоя. Потеряв всю материальную часть в первые дни войны, полк во второй половине июля 1941г. фактически был сформирован заново. В течение месяца 32 летчика части переучились с И-16 на МиГ-3".
Stepan
25.04.2007 20:57
Предыдущий пост мой.
Chrebet
26.04.2007 09:22
To Stepan

Всё я прекрасно помню и переулок Чкалова и кирпичи из навоза конского во дворах, кстати они назывались саманными и были довольно прочными когда хорошо просохнут. Красные казармы были построены задолго до войны поговаривали, что их ещё строил Суворов.
Про формирование 42 иап я имею в виду, что Зимин туда попал из академии после разговора с Василием Сталиным, который набирал лётчиков на фронт. Просто так из академии тогда было не вырваться.
Stepan
29.04.2007 13:31
Всех тираспольчан с наступающими Майскими праздниками!

2 Chrebet:

Предлагаю от "кирпичей" перейти к тираспольским дивизии и полку.

Мне известны следующие командиры 240 (119) иад:
- полк. С.Я. Симоненко (06.1942г.-13.04.1943г.)
- ген.-майор Г.В. Зимин (13.04.1943г.-05.1945г.)
- ген.-майор Ш.Н. Кирия (1954-59гг.?)
- полк. Киселёв (1959-61гг.)
- ген.-майор Логинов
- ген.-майор В.С. Голиченко (1964-67гг.)
- ген.-майор А.С. Бойцов (1967-68гг.)
- полк. В.П. Бармин (1968-71гг.)
- ген.-майор В. Судин (1975г.)
- полк. В.Г. Шканакин (1977г.?)
- полк. В.Т. Копанёв (1979-83гг.?)
- полк. Ю.С. Шуров (1984-88гг.)
- полк. А.К. Каневский (1988-92гг.)

Тираспольчане, дополняйте и исправляйте!

Stepan
05.05.2007 12:07
Более подробная информация о комдивах "Невельской":

Первый командир - полковник Симоненко Семён Яковлевич (06.1942г. - 13.04.1943г.)
Герой Советского Союза генерал-майор Зимин Георгий Васильевич (13.04.1943г. - 05.1945г.)
Герой Советского Союза генерал-майор Кирия Шалва Нестерович (1954-59гг.?)
Полковник Ковалёв (1959-61г.)
Генерал-майор Логинов (1961г.?)
Генерал-майор Голиченко В.С. (1964-67гг.)
Герой Советского Союза генерал-майор Бойцов Аркадий Сергеевич (1967-68гг.)
Полковник Бармин Вениамин Петрович (1968-71гг.)
Генерал-майор Судин В. (1974-75гг.)
Полковник Шканакин В.Г. (1977г.?)
Полковник Копанёв В.Т. (1979-83гг.?)
Полковник Шуров Ю.С. (1984-88гг.?)
Полковник Каневский А.К. (1988-92гг.)

Генерал А.С. Бойцов получил звание Героя Советского Союза за войну в Корее.
В конце 50-х заместителем командира 119-й иад был Дважды Герой Советского Союза полковник Глинка Дмитрий Борисович.
Stepan
09.05.2007 08:27
Тираспольчане!

С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

Здоровья, успехов, удачи!

Stepan
13.05.2007 12:41
Тираспольчане!

У кого есть более подробная информация о комдивах тираспольской дивизии, начиная с генерала Судина?

Stepan
19.05.2007 13:59
Chrebet, Veteran, куда же вы пропали?
Chrebet
21.05.2007 11:14
to Stepan

При мне комдивом был генерал-майор авиации Судин.
Stepan
23.05.2007 21:40
2 Chrebet:

Если не ошибаюсь, Вы говорили, что прибыли служить в тираспольскую дивизию в 1975 году, и тогда комдивом уже был Судин. До какого года Вы служили в дивизии и застали ли сменщика Судина?

На лиманской ветке появился сын бывшего командира 161 иап, назвал фамилию еще одного тираспольского комдива. С учетом его добавлений привожу исправленный список комдивов:

119-я истребительная авиационная Невельская Краснознаменная ордена Суворова II ст. дивизия.

Командиры дивизии:

Первый командир - полковник Симоненко Семён Яковлевич (06.1942г. - 13.04.1943г.)
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Зимин Георгий Васильевич (13.04.1943г. - 05.1945г.)
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Кирия Шалва Нестерович (1954-59гг.?)
Полковник Ковалёв (1959-61г.)
Генерал-майор авиации Логинов (1961г.?)
Генерал-майор авиации Голиченко В.С. (1964-67гг.)
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Бойцов Аркадий Сергеевич (1967-68гг.)
Генерал-майор авиации Бармин Вениамин Петрович (1968-73гг.)
Полковник Обмелюхин (1973-74гг.?)
Генерал-майор авиации Судин В. (1974-75гг.)
Полковник Шканакин В.Г. (1977г.?)
Полковник Копанёв В.Т. (1979-83гг.?)
Полковник Шуров Ю.С. (1984-88гг.?)
Полковник Каневский А.К. (1988-92гг.)

Stepan
28.05.2007 09:51
Тираспольчане!

Кто-нибудь может уточнить, в какой период дивизией командовал В.Г. Шканакин? Когда-то знал Виктора Шканакина, наверное, его сын. Но тогда я и предположить не мог, что его отец как-то связан с тираспольской дивизией.

С уважением,
Эрольд
30.05.2007 22:42
Ёпсель-мопсель!!! Чуть со стула не свалился!

Служил двухгодичником 1987-89 гг. на МиГ-23 2М №87 во 2-й эскадрилье. Начальником у нас был м-р Мелешко.

Stepan
31.05.2007 21:37
Эрольду:

Приветствую ветерана тираспольского иап!
Вы застали расформирование полка? Не помните, кто при Вас был командиром полка, замполитом, начальником штаба? Комдивом в те годы был, если не ошибаюсь, Каневский. Если не трудно, напишите, что помните о людях полка и дивизии в тот период. Меня очень интересует история тираспольского полка, в котором мой отец служил с 1948 по 1971 год.

Заранее благодарен.
С уважением,
Stepan
Эрольд
01.06.2007 22:27
У меня хранятся все ЖПСы моего самолёта за два года службы, перед дембелём я на память заснял всю территорию нашей эскадрильи, капониры,
стеллу с названием полка на плацу аэродрома, есть ряд фотографий, за которые тогда бы не погладили по головке.
Кажется была местная газета с описанием катастрофы спарки майора Чмута. Я ушёл весной, а летом полк кончили, самолёты передали в
Лиманское, оттуда пригнали рухлядь на списание. Слава Богу я в этом не участвовал - и без этого было тошно. Помню лётчик подошёл к
самолёту на вылет, узнал, что он не наш, сматерился и побрёл обратно в лётный домик. Всяко бывало, и смешно, и пьяно, и трудно, и
жутко (груз 200), среди офицеров было много очень порядочных людей, были даже интеллигенты в лучшем понимании этого слова.
Stepan
03.06.2007 21:19
Эрольду:

А по моим вопросам ничего не вспомните?

practick
05.06.2007 20:02
to Stepan
Забрел на ветку. Добавляю.В период 81-83 ком.дивом был Озолен.После него (вероятно осень 83) Копанев. В этот же период ком.5ВА был Бирюков.
Stepan
06.06.2007 00:05
2 practick:

Спасибо большое за еще одного тираспольского комдива. В конце 60-х Озолен был комэской в тираспольском полку. Насколько я знаю, командиром полка в Тирасполе он не был. Т.е., получается, что он ушел из Тирасполя комэской или зам. ком. полка, а затем вернулся уже комдивом?

Бирюкова помню по Одессе, он жил в соседнем подъезде на ул. Ленинского батальона. Говорили, что его сын женился на дочери прапорщика из Лиманского, даже была такая шутка: "У сватов по две звезды на погоне" (Бирюков был генерал-лейтенантом).
Stepan
07.06.2007 21:00
Уточненный список командиров дивизии:

119-я истребительная авиационная Невельская Краснознаменная ордена Суворова II ст. дивизия.

Командиры дивизии:

Первый командир - полковник Симоненко Семён Яковлевич (06.1942г. - 13.04.1943г.)
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Зимин Георгий Васильевич (13.04.1943г. - 05.1945г.)
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Кирия Шалва Нестерович (1954-59гг.?)
Полковник Ковалёв (1959-61г.)
Генерал-майор авиации Логинов (1961г.?)
Генерал-майор авиации Галиченко В.С. (1964-67гг.)
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Бойцов Аркадий Сергеевич (1967-68гг.)
Генерал-майор авиации Бармин Вениамин Петрович (1968-73гг.)
Полковник Обмелюхин (1973-74гг.?)
Генерал-майор авиации Судин В. (1974-75гг.)
Полковник Шканакин В.Г. (1977г.?)
Полковник Озолен (1981-83гг.)
Полковник Копанёв В.Т. (1983г.)
Полковник Шуров Ю.С. (1984-88гг.?)
Полковник Каневский А.К. (1988-92гг.)

Заместители командира дивизии:

Дважды Герой Советского Союза полковник Глинка Д.Б. (конец 50-х гг.)
Полковник Качанов А. (1960-62гг.)
Полковник Галиченко В.С. (1962-64гг.)
Полковник Кучерявых Алексей Александрович (1965-68гг.)
Полковник Бармин Вениамин Петрович (1968г.)
Полковник Кузнецов (1968г.)
Полковник Беловодский Г.?
Полковник Валуйский Иван ? (1981г.?)
Полковник Каневский А.К. (-1988г.)

Тираспольчане! Исправляйте и дополняйте!
practick
08.06.2007 09:38
п-к(впоследствии г-н м-р)Беловдский Григорий Никифорович.
Stepan
05.07.2007 20:38
practick, спасибо! Если я правильно понял, Г.Н. Беловодский в Тирасполе был полковником на должности зам. комдива, а звание генерала получил уже в другой дивизии.

Просматривая бумаги отца, нашел грамоту, подписанную генерал-майором авиации Е. Озоленом: "В ознаменование 40-летия со дня сформирования 240 истребительной авиационной дивизии." Так как дивизия была сформирована летом 1942 года, грамота была вручена в 1982г. Нашел и фотографию празднования 40-летия полка в 1981г. На фотографии Е. Озолен еще в форме полковника.

Уточненный список комдивов и зам. комдива 119-й иад:

119-я истребительная авиационная Невельская Краснознаменная ордена Суворова II ст. дивизия.

Командиры дивизии:

Первый командир - полковник Симоненко Семён Яковлевич (06.1942г. - 13.04.1943г.)
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Зимин Георгий Васильевич (13.04.1943г. - 05.1945г.)
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Кирия Шалва Нестерович (1954-59гг.?)
Полковник Ковалёв (1959-61г.)
Генерал-майор авиации Логинов (1961г.?)
Генерал-майор авиации Галиченко В.С. (1964-67гг.)
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Бойцов Аркадий Сергеевич (1967-68гг.)
Генерал-майор авиации Бармин Вениамин Петрович (1968-73гг.)
Полковник Обмелюхин (1973-74гг.?)
Генерал-майор авиации Судин В. (1974-75гг.)
Полковник Шканакин В.Г. (1977г.?)
Генерал-майор авиации Озолен Е. (1981-83гг.)
Полковник Копанёв В.Т. (1983г.)
Полковник Шуров Ю.С. (1984-88гг.?)
Полковник Каневский А.К. (1988-92гг.)

Заместители командира дивизии:

Дважды Герой Советского Союза полковник Глинка Дмитрий Борисович (конец 50-х гг.)
Полковник Качанов А. (1960-62гг.)
Полковник Галиченко В.С. (1962-64гг.)
Полковник Кучерявых Алексей Александрович (1965-68гг.)
Полковник Бармин Вениамин Петрович (1968г.)
Полковник Кузнецов (1968г.)
Полковник Беловодский Григорий Никифорович
Полковник Валуйский Иван ? (1981г.?)
Полковник Каневский А.К. (-1988г.)

Начальники политотдела дивизии:

Полковник Фотинов Юрий Леонидович (1967-68гг.)
Полковник Доценко (1970г.)
Uncle Bu
06.07.2007 13:12
Жаль только погиб Беловодский глупо. Я с его сыном Андреем на одном курсе в КВВАИУ учился. Видимо это 84 или 85 год был. Скорее 84 - при Кутахове дело было. Насколько помню в Судаке Беловодскому нанесли чем-то тяжелым травму черепа. Кутахов прислал свой самолет чтобы в Москву быстро отправить, но спасти не смогли...
Stepan
08.07.2007 14:40
Г.Н. Беловодский в 1975г. стал командиром иап в Лиманском. Года два на полк, наверное, году в 1977-ом был назначен зам. комдива в Тирасполь. Выглядит, вроде бы, логично, т.к. в 1977г. лиманским полком командовал уже В.Т. Копанёв.
Кто-нибудь может уточнить?
Stepan
15.07.2007 11:33
Фото летчиков тираспольского полка из журнала "Авиация и космонавтика" №1, 1965г. Тогда полк еще летал на МиГ-19. На фото хорошо видна разница в окраске самолетов: дальний серебристый, ближний - серо-зеленого цвета, такие машины передавали в ВВС из авиации флота после разгона там истребительных полков.
Летчики на фотографии: первый слева (ближе к самолетам), скорее всего, капитан Е. Яковлев, погибший в Египте в 1970г., первый справа - капитан Беднягин, рядом с ним - капитан Л.Бутримов (в комбезе песочного цвета), в центре - мой отец.

http://m.foto.radikal.ru/0706/ ...


chrebet
16.07.2007 10:00
to Stepan

Интересно в какой точке на аэродроме это сфотографировано? ЦЗ с отбойными щитами наверно тогда ещё не было.
Uncle Bu
16.07.2007 11:35
Я бы сказал, что они стоят на МРД (в те годы ЦЗТ думаю еще не было, как не было и укрытий. И техника хранилась по одной линии на аэродроме). И скорее всего они развернуты хвостами в сторону ВПП. Тогда понятны холмы ( а не город) виднеющиеся вдалеке на заднем плане фото.
Stepan
16.07.2007 12:14
Chrebet, приветствую после продолжительного отсутствия на форуме!
ЦЗ в те годы не было, самолеты заправляли топливозаправщики (ЗиС/ЗиЛ-150). АПА тоже были на базе ЗиЛ-150. Не было и отбойников, черные металлические отбойники (индивидуально для каждого самолета) установили с появлением МиГ-21. ЖБ укрытий, конечно, в те годы тоже не было, их стали строить в конце 60-х. Хотя, помнится, капониры были. Тирасполь, возможно, был первым аэродромом в Одесском округе, где начали строить такие укрытия. Почему я так думаю: году в 1970-м к нам приезжали смортеть укрытия офицеры из Закавказья, там, вроде бы, укрытий еще не было. А почему запомнился 70-й год: закавказцы были удивлены, что тираспольский полк наградили юбилейной Ленинской грамотой, говорили, что в их армию ни одной такой грамоты не дали.
До "шестидневной войны" самолеты в Тирасполе, как и в других местах, стояли "в линейку" носом к ВПП, с зачехленными носовыми частями и кабинами. У 19-х без "губы" штанга ПВД была поднята под углом градусов 60, что значительно сокращало общую длину самолета на стоянке. Сколько-нибудь заметных холмов в районе аэродрома не помню. Аэродром находился на северной окраине Тирасполя практически в черте города. Вообще рельеф местности в районе Тирасполя довольно плоский.
Uncle Bu
16.07.2007 16:24
To Stepan:
//////стояли "в линейку" носом к ВПП//// Сомнительно это. Обычно в те годы "жопом" к ВПП ставили. Дуть-то надо в сторону пустого места. А это как раз сторона, где ВПП находится. Вот уж когда отбойники всякие сделали, тогда и развернули "по-совремённому".
И еще полоса в Тирасполе "горбатая" была. От торца ВПП к дальнему приводу, который по курсу "от города" (углов не помню)был поверхность земли поднималась.
А укрытия в советской авиации начали по-видимому с 1969 года делать. Так, что Вы все точно вспомнили.
Stepan
18.07.2007 15:20
2 Uncle Bu:

Может быть, Вы и правы, что стояли хвостом к ВПП, спорить не буду. Хотя честно, нигде такого не видел, ни живьем, ни на фото. Но когда самолеты готовили к полетам, то, вроде бы, они стояли носом к ВПП. Ведь самолеты стоят в "кармане" перед МРД, и легче сразу вырулить на рулежку, чем разворачиваться на 180. Были случаи, когда техников при включенных двигателях затягивало в воздухозаборник. Как минимум, один такой случай в Тирасполе был.
Полоса была не только горбатая (таких на наших аэродромах немало), но и узкая. Когда садились парой (уже на 21-х), один самолет садился на бетонку, а второй на ГВПП, которая была восточнее ИВПП. Прилетавшие Ан-22 тоже взлетали с грунта. В отличие от Тирасполя, в Лиманском был аэродром 1-го класса. Может быть, по этой причине разведполк, который "квартировал" в Тирасполе многие годы, в конце 60-х перебазировали в Лиманское.

А Вы в какие годы служили в тираспольском полку?
Uncle Bu
19.07.2007 11:31
To Stepan:
А был ли карман в то время. На фото линейка самолетов машин на 20 - тут явно не карман. Если в Тирасполе не было особенностей, то стояли самоли на МРД. И из положения "хвост к ВПП" надо было бы повернуть на выруливании не на 180 град а на 90 вправо или влево (в зависимости от курса взлета). А про горбатость ВПП я сказал, чтобы напомнить, что край аэродрома дальний от города понижался по сравнению со срединой и потому очень похоже на фото. Но, впрочем, это не утверждение, а лишь "мысли в слух".
Я не в полку служил. Я в этой ветке вначале под ником UB "прохожу" и там рассказывал.
С уважением...
Stepan
19.07.2007 14:22
2 Uncle Bu:

Вполне возможно. Первые полеты на 21-х в тираспольском полку выполнили в начале мая 1967г., т.е., 40 лет назад. Так что всего не упомнишь, тем более, что я на аэродроме бывал нечасто. Не помню, чтобы после перехода на 21-е были совместные полеты с 19-ми. Часть 19-х, вроде бы, передали в Староконстантинов и Щучин. Остальные еще долго оставались на аэродроме, их время от времени облетывали. УТИ МиГ-15 остались и после 67-го года, было их, судя по номерам, штуки три.
ПК аэр. Тирасполь 342-162 (видел как-то на старой карте).
С уважением.
Anonim
19.07.2007 15:18
По комдивам и их замам.
Судин никогда не был генералом. После освобождения с должности командира дивизии, в звании полковника уехал инспектором в Тбилиси, где я его видел в тех же погонах в 1987 - 88гг.
Его сменил В.Г.Шканакин, то ли глубокой осенью 1976г, то ли в 1977г, получивший генеральское звание на этой должности. Затем В.Г. Шканакин ушел на должность зам. кмандующего 5ВА по боевой подготовке, а затем командующим авиацией в СибВо, командующим авиацией в Афганистан, ТурКВО и уж потом - в Кремль.
Шканакина сменил Озолен, а его - В.Т.Копанев, ставший генералом на этой должности, бывший, до назначения в Тирасполь, комдивом в Польше. Было это в году 1982. До конца 1984г. комдивом был он.
Каневский А.К. стал комдивом в 1988г, генералом в 1990г. Так получилось, что дивизия закончила свое существование под его началом как морская в 1992г. Сам Каневский заканчивал службу в Одессе командиром авиакорпуса ВВС Украины.
По заместителям. Озолен был зам комдива при Судине, потом уехал в спец командировку. Озолена на должности заместителя командира дивизии сменил Г.Беловодский. В 1979г. Беловодского поменял Л.Степанюк, бывший до этого 5 лет комполка В Тирасполе. Беловодский уехал замкомкора в ГСВГ. В 1980г. Степанюк заменился в Польшу, к Копаневу, а вместо Степанюка приехал замкомдивом И.Я.Валуйский.
У Каневского в 1989г. замом был Б.Н.Ручкин.
После передачи дивизии в Черноморский флот, замкомдива стал Ю.Д. Антипов, нынешний командующий авиацией флота РФ.
Stepan
20.07.2007 21:51
Аноним, спасибо большое, это весомое дополнение по руководящему составу дивизии. Вы не в курсе, откуда Е. Озолен пришел на должность зам. комдива? Я уже упоминал, что в конце 60-х он был комэской в тираспольском полку, этим полком, вроде бы, не командровал. Значит, уходил куда-то, а затем вернулся уже в дивизию.

Уточненный список комдивов и зам. комдива:

Командиры дивизии:

Первый командир - полковник Симоненко Семён Яковлевич (06.1942г. - 13.04.1943г.)
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Зимин Георгий Васильевич (13.04.1943г. - 05.1945г.)
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Кирия Шалва Нестерович (1954-59гг.?)
Полковник Ковалёв (1959-61г.)
Генерал-майор авиации Логинов (1961г.?)
Генерал-майор авиации Галиченко В.С. (1964-67гг.)
Герой Советского Союза генерал-майор авиации Бойцов Аркадий Сергеевич (1967-68гг.)
Генерал-майор авиации Бармин Вениамин Петрович (1968-73гг.)
Полковник Обмелюхин (1973-74гг.?)
Полковник Судин В. (1974-75гг.)
Генерал-майор авиации Шканакин В.Г. (1977г.?)
Генерал-майор авиации Озолен Е. (1981-82гг.)
Генерал-майор авиации Копанёв В.Т. (1982-84гг.)
Полковник Шуров Ю.С. (1984-88гг.)
Генерал-майор авиации Каневский А.К. (1988-92гг.)

Заместители командира дивизии:

Дважды Герой Советского Союза полковник Глинка Дмитрий Борисович (конец 50-х гг.)
Полковник Качанов А. (1960-62гг.)
Полковник Галиченко В.С. (1962-64гг.)
Полковник Кучерявых Алексей Александрович (1965-68гг.)
Полковник Бармин Вениамин Петрович (1968г.)
Полковник Кузнецов (1968г.)
Полковник Озолен Е. (1975.г?)
Полковник Беловодский Григорий Никифорович (-1979г.)
Полковник Степанюк Л.И. (1979-80гг.)
Полковник Валуйский Иван Яковлевич? (1980-81гг.)
Полковник Каневский А.К. (-1988г.)
Полковник Ручкин Б.Н. (1989г.)
Полковник Антипов Ю.Д. (1990-92гг.?)

Небольшое дополнение по начальникам политотдела:

Начальники политотдела дивизии:

Полковник Ковалёв (1966г.)
Полковник Фотинов Юрий Леонидович (1967-68гг.)
Полковник Доценко (1970г.)

Начальники штаба дивизии:

Полковник Авдонин П. (1966-68гг.)
Герой Советского Союза полковник Пащенко (1969г.?)



Stepan
23.07.2007 00:24
Stepan

Здравствуйте, Уважаемый Stepan!

Вы и моя жена заставили меня достать из курсантского чемодана свои рабочие тетради и летные книжки с 1968 по 1986 годы - годы моей Летной ЖИЗНИ, чтобы конкретно восстановить события, фамилии и даты!
По прибытии в Тирасполь в/ч 40441, 23.06.1970 года приступили к вывозным полетам в боевом полку на МиГ-21 ус, ум.
Вывозил - командир звена капитан Финогенов А., руководитель полетов - подполковник Омельченко. А командиром полка был полковник Радкевич. Командир АЭ - майор Озолен.
24.07.1970 года выполнил первый самостоятельный полет в боевом полку на самолете МиГ-21С.
08.09.1970 года при выполнении полета парой, возвращаясь из Зоны № 3, я услышал, что на запрос РП со спаркой МиГ-21 ус пилотируемой командиром звена - капитаном Кавешниковым и замполитом АЭ капитаном Дугаревым не было квитанции на запрос РП. После неоднократных запросов РП- квитанций так и не поступило. Спарка упала в Зоне №2, экипаж погиб, причина катастрофы, как заключила комиссия, замедленный вывод самолета из сложного положения под шторкой.

С уважением, Виктор Федорович!
1234567891011




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru