igorgri:
Director:
А любое издание будет по моему грешить... Мы узнаем правду только тогда, когда изобретут машину времени...
А так - документы (а кто сказал что они правдивые?), свидетельства очевидцев (это как про Пушкина с Натали - 101 свидетель: А вчера в Летнем саду пьяный Гоголь сидел на заборе и всех посылал на...)...
Открываешь любую книгу по Люфтам и западникам - куча фоток техники, а у нас или постановочное фото, либо фото летчика для газеты или документа...
По поводу документов.
Смотря какие. Вот, например, если Вы в отчёте по боевой работе читаете, что в полку значительная часть силовых установок самолётов выработала свой ресурс или нет каких-то видов боеприпасов, то не верить этому глупо. Также вполне достоверными выглядят сообщения о том, что к примеру такого-то числа для удара по такой-то цели или прикрытия какого-либо объекта было поднято то или иное количество самолётов. Если в сообщении указывается, что к примеру удалось реализовать фактор внезапности и зенитки открыли огонь только на втором заходе или группа прорвалась сквозь заслон перехватчиков без потерь, то и здесь нет ничего подозрительного.
Другое дело, когда описываются результаты ударов фразами типа 'внизу всё горело:' или 'ни одного целого корабля на поверхности моря не было видно:'. Малоли чего с воздуха видно, а точнее не видно. А может корабли дымзавесы ставили. Аналогично нужно относится и к описаниям(!) результатов воздушных боёв. Как известно, нигде не врут так много, как в любви, на охоте, рыбалке и на войне. Причём из самых лучших побуждений!
Так для этого и существует способ сличения документов противоборствующих сторон.
Как правило, каждый противник более или менее знает только свои потери. Их и сравнивать надо, а также обстоятельства описывающие их. Хотя нередки исключения. Бывает, что у нас записано 'разведчик не вернулся с боевого задания', а там думай, что хочешь (зенитки, истребители подловили, просто пожар двигателя или потеря ориентировки). Но бывает, что, сравнивая данные о том куда он должен лететь (время взлёта, маршрут, скорость на маршруте) и трофейные документы, можно обнаружить, что в таком-то квадрате в такое-то время четверка 'мессеров' подловила одинокий Пе-2 атакой со стороны солнца.
Что касается книжек, то могу Вас уверить igorgri, что в 50-70 годах прошлого века западные издания немногим отличались от наших нынешних на военно-историческую тематику. Сужу об этом с полным основанием, так как немало времени провёл в военном отделе библиотеки им. Ленина. Если Вы посмотрите на книги Карла Риса, Гейнца Новарры или Уильяма Грина того времени Вам грустно будет. Одни и те же замыленные многократно фотки и переписанные друг у друга факты. Только в начале 80-х на Западе началось изготовление более или менее стоящих работ по истории авиации в плане используемого фоторяда. Примерно с середины 80-х начали появляться серьёзные исследования по отдельным типам машин, которые развеивали устоявшиеся со времён войны стереотипы. Типичный пример Дж.Биман 'Последние из орлов' (книга посвящена конструктивным особенностям и окраскам Bf109G/K). Примерно тогда же началось настоящее изучение войны в воздухе - буквально по дням.
Что касается нас, то с учётом изрядной лени большинства отечественных авторов, писавших на темы истории авиации, тот процесс, который у западников идёт уже почти три десятка лет у нас начался дай бог где-то 10-12 лет назад. Во всяком случае именно столько лет назад я участвовал в выпуске книг про FW190, Р-38 и Ju87, в которых было развеяно немало мифов. Продолжается этот процесс и сейчас.
Причём улучшается качество полиграфии. Говорю об этом с полным основанием. Взгляните на мой журнал 'История Авиации' - качество окрасок и фотографий не уступает лучшим зарубежным изданиям, а текстовой материал по уровню проработанности темы вообще вне конкуренции.
Чего же Вам надо? Или Вы хотите всё сразу и прямо сейчас? Увы так не бывает.
А любое издание будет по моему грешить... Мы узнаем правду только тогда, когда изобретут машину времени...
А так - документы (а кто сказал что они правдивые?), свидетельства очевидцев (это как про Пушкина с Натали - 101 свидетель: А вчера в Летнем саду пьяный Гоголь сидел на заборе и всех посылал на...)...
Открываешь любую книгу по Люфтам и западникам - куча фоток техники, а у нас или постановочное фото, либо фото летчика для газеты или документа...