поиск правила создать тему список тем настройки мобильная версия


Восстановить пароль

Зарегистрироваться

Кто служил в Маркулештах?

← возврат к списку сообщений

Добавить в мои закладки  ↓ ВНИЗ

Страницы:  123...161718 → 

Бывший солдат
Молодой боец
Пух и рыло

Комплекс наведения ВП1 состоял из пары больших прицепов с аппаратурой наведения, передающей радиостанции в кунге ЗИЛ-157 и прицепа с электростанцией. Радиостанция располагалась в юго-западном углу нашей точки, подальше от станций наведения, на удалении метров 100. Как я понимаю, сделано это для безопасности - излучающий элемент системы выносится за дистанцию поражения, кроме того подальше от других излучателей, для снижения помех. Эту аппаратуру проверяли 2 раза в сутки, рано утром и вечером. Называлось проверка стартов. Происходило это так: сначала мы включали передающую радиостанцию - процесс длился минут 5 до автоматического включения «высокого» (т.е. до включения передатчиков), проверка настроек и бегом на позицию в станцию включать управляющую аппаратуру. В станции, после включения и установки параметров - доклад на КДП по громкой связи. Всем процессом дирижировал дежурный по связи. Он давал команды на включение и выключение, принимал доклады и от нас, и с дежурного звена. Задавались параметры полета: скорость, высота и направление для пары в дежурном звене. Параметры задавались в едином цифровом диапазоне - например первому самолету 6 - означало скорость 600, высота 6 тысяч, курс 60. Соответственно второму, например, 9 -скорость 900, высота 9 тысяч, курс 90. Параметры при каждой проверке менялись произвольно. Летчики дежурного звена сидели в самолетах во время проверки и докладывали на КДП показания своих приборов. Так вот, старты эти удачно проходили через раз. Получали мы все за это, соответственно каждый раз. Бедный Боеправ.
В чем причина допер, когда в наш прицеп поставили радиостанцию и стали слышны доклады летчиков дежурного звена. Аппаратура-то ламповая! Ну и что, что высокое включилось, подстройка частот требовалась еще какое-то время после прогрева, автоматики не было, крутили руками. Бегать от станции к радиостанции нет времени, операция проходит одномоментно, а там 100 метров туда, 100 метров обратно, никто ждать не будет. Выход был. Элементарно, включись заранее, прогрейся хорошо. Если скачков напряжения не будет, все получится. Так и тут, все как всегда, время на включение приходило неожиданно, дежурный в громкую связь уже эпитеты в наш адрес отпускает за нерасторопность, а ты только бежишь включаться. Какой тут прогрев. Одним словом, засранцы.
А летчики. Им-то с этой хренью летать, да еще ночью! Они видят, как аппаратура сбоит через раз. А когда ты в воздухе, и машина сама принимает решение как бой вести, куда заведет эта чертова железка? Бедные летчики. Ну и не летали…
опубликовано: 06.07.2017 16:07
Бывший солдат
Молодой боец
Реут
Мальчишкой я бредил авиацией, как многие в то время. Учась в 4-м классе средней школы поступил в Школу юных летчиков. Есть такая у нас в Ижевске. Типа кружок, только продвинутый. Преподавали многое, в т.ч. двигатели, самолет, самолетовождение, аэродинамику, метеорологию, топографию, радиодело (радиостанции, работа на ключе), парашютную подготовку, историю авиации, тренажер МИГ-19 - любимое занятие. Самолеты стояли прямо в классах - ЯК-12 с одним крылом (с 2-мя не входил) - образец насыщенной механизации крыла. Целый МИГ-19, но уже во дворе школы. Синяя форма с курсантскими погонами, все дела. Летний лагерь с палатками в Ижевском авиацентре - ночные караулы с просверленным АКМ (прямо как в узле наведения), парашютный тренажер, лопинги и римские колеса. Само собой, читал запоем книги по авиации, и технические и исторические и военные мемуары о Великой Отечественной. Помню даже такую: «В небе над Реутом». Реут часто упоминался и в других военных книгах, посвященных Яссо-Кишеневской победе. У меня c детства сформировалось убеждение: Реут - великая река…
Как называется то, что протекает за гарнизоном, узнал случайно, прослужив почти год в Маркулештах. Помню чувство, что меня нагло обманули. Даже не так - надругались над моими чувствами! Бл… ! Это и есть Реут?! У меня на Родине таким речкам и названий-то не дают… Так думал я, стоя у ограждения склада артвооружений, в очередном карауле и глядя на Реут.
опубликовано: 12.07.2017 14:22
Бывший солдат
Молодой боец
Девки

Рейды на местные сады и плантации были на Горе делом обычным. Организаторами этих рейдов (другого слова не подберешь), как правило, выступали Маркулештские старожилы из наших, имеющие опыт и познания в сельском хозяйстве - что где растет и что уже созрело. Боеправ в заботе о пропитании личного состава, старшина узла наведения Телеба, Компаниец и Леонтьев просто любители овощей и фруктов. Начальники групп - Еремин и Кравченко - несколько сторонились этих мероприятий, до поры до времени. Как только что-то созревало в колхозных полях, мы заводили КрАз, не меньше, и все, кто свободен отправлялись за добычей. Набеги заканчивались только осенью сбором Семеринки на зиму. Надо отметить удивительнейшую реакцию местного населения на эти набеги. Бывало, в саду в котором мы что-либо добывали, работали и местные Молдавские колхозники. Чаще всего они пытались нам помочь в сборе, да еще норовили винцом напоить. Слов нет. Пример отношения к русскому солдату простого молдаванина, думаю.
Конечно, были и «неудачи». Помню шел у меня к закату второй год службы, 1984 год. Начало осени. Компаниец однажды завез на плантацию подмороженных первыми заморозками помидор. Поле с красивыми помидорами, ящики по всему полю, а вокруг никого. Стало подозрительно, попробовали помидоры, а они студенистые и отвратительные на вкус. Разочарованные, на обратном пути увидели, что колхозники на другом поле заканчивают уборку табака. Решили поучаствовать. Тем более, что Компаниец назвал табак мудреным американским словом Вирджиния. Минут за пять, вчетвером нарвали листьев табака в ящик из-под бутылок - «чебурашек». По приезду на точку отправили двух молодых сослуживцев на чердак старого дома, который использовался как большая кладовка (каптерка по-военному) развешивать на проволоку листья табака. Прошло два часа как «молодежь» забралась на чердак, пора было собираться на обед. Пошел пригласить парней к столу, да заодно проверить как дело движется. Залез по приставной лестнице на чердак и с возмущением увидел, что за два часа каждый из них насадил по полметра листьев на проволоку. А ящик с табаком стоял как нетронутый. Высказался, конечно, вспомнив все армейские присказки. Но парни обиженно уверяли, что не «сачковали», не «шланговали», а честно трудились все время. Парни настоящие, правильные и верить можно. Решил после обеда сам поучаствовать. Поучаствовал. Час вместе насаживали - не убыло. Только к вечеру с трудом закончили, уже завязывая табак пучками. Слезли с чердака и с облегчением забыли.
Дня через три, возвращаясь с обеда и проходя мимо старого домика на свою позицию, в замеревшем полуденном воздухе уловил запах дорогих женских духов. Запах томный и сильный, зовущий, намекающий на ответную страсть. Франция, не иначе. Причем не какая-то белесая невыразительная Шанель, а не меньше как Эллипс - упругая зазывность молодости. Девок опять притащили? Я со смешанными чувствами обежал домик - никого, все закрыто снаружи. И запах исчез. Дослужился, подумал я, на дембель бы пора, пока тут от безбабья крыша не съехала.
В тот же день вечером, уже возвращаясь с позиции и опять проходя мимо старого домика, услышал явный и уже знакомый запах. Лаз на чердак был открыт, а приставная лестница лежала внизу, на отмостке. Так! Девок на чердак, а лестницу для маскировки долой, думал я. Молодцы! Ну сейчас я…. И с этими мыслями приставил лестницу и полез на чердак… Запах парфюмерии, ударивший в лицо из проема чуть не сбил меня с лестницы. Табак!!! Конечно на чердаке никого не было, только табак на проволоке. Этот запах и был запах подвяленного табака. В смятении я спустился на землю. В буквальном смысле. Вспомнил, что видел парфюмерные отечественные наборы «Табак». Название удивляло, а запах не вызывал эмоций.

Через неделю табак высох, запах исчез, к разочарованию превратившись в обычный табачный.

Табак

Впервые кальян живьем увидел только на точке. Самопальный. Сами сделали из сгоревшей электронно-лучевой трубки («кинескопа») индикатора кругового обзора - есть такая штуковина - кто не знает, подскажу, видели в фильмах о зенитчиках: Сидит солдат над круглым телевизором, а в телевизоре этом развертка - полоска по кругу вращается, показывает условно луч локатора и цели зенитчику точками высвечивает, музыка тревожная играет и команды звучат: «Уничтожить нарушителя! Первая ракета! Пуск». На нашей точке в каждой станции была такая круглая штука. У такого «кинескопа» длиннющий цоколь, полметра, не меньше. Отрезают верхнюю часть, в которой впаян разъем, вместо разъема пробку резиновую забивают, из каблука кирзового сапога, в пробке 5-6 отверстий, одно из них в центре, остальные - по кругу. В центральное отверстие вставляли длинную стеклянную трубку, опуская почти до дна, она же возвышалась над пробкой сантиметров на 5. На эту длинную трубку насаживали негорючую крышку от реле, размерами с 200 граммовый стакан для табака. В остальные отверстия вставлялись коротенькие стеклянные трубки и уже на них надевались трубки из кембрика. Самое трудное - удалить люминофор из «кинескопа» - «рабочий» слой внутренней поверхности экрана. Приходилось идти на разные ухищрения. Люминофор, говорят, страшно вреден. Ну и все. Заливали полведра воды, поджигали табак, рассаживались всем составом вокруг и начинали курить. Было очень занимательно. Процесс коллективный, через стекло колбы «кинескопа» все очень хорошо видно, как дым проходит сквозь воду, как булькает и выходит вверх. Дым в колбе с водой охлаждается и когда вдыхаешь его не чувствуешь, а выдохнуть не можешь - перехватывает горло, табачище-то «американский» крепчайший кстати, тот самый, что на поле добыли. И еще, вода через которую дым проходит, очень быстро желтеет и становится цвета утренней, простите, мочи. Воду меняли часто. Особенно нравилось после обеда, а лучше ужина, на площадке перед домиком сесть кружком и подымить под неспешную беседу. Курили не скрываясь, табак-то курить в Советской Армии не запрещалось. Вроде все видели, все знали. Но однажды процедуру послеобеденного курения увидел Боеправ… Что было! Для начала он «потерял дар речи» (потом пришлось новый кальян собирать). После разразился языком, которым пользовался крайне редко - матерным. Все закончилось потоком яда (ядовитых замечаний) в адрес дежурной смены и наших руководителей. Можно понять, в гарнизоне почти все наши сослуживцы-азиаты курили траву, которую им присылали из дома посылками - целыми ящиками и по ленивому недосмотру (надеюсь не по злому умыслу) начальствующего состава попадали к адресатам. С явлением этим боролись и Боеправ справедливо считал, что в его узле наведения всего два-три азиата и те под контролем, узел наведения избавлен от этого порока. А тут такое… Боеправ немного успокоился, только когда понял, что в кальяне табак, а не анаша. Бедный Боеправ!
Дня через два Боеправом был куплен и доставлен на нашу точку целый фанерный ящик сигарет «Ляна», пачек около семисот. Марка популярная среди малоимущего люда, типа русской «Примы». Со словами: «А эту гадость чтобы я больше не видел», намекая на наш кальян, Боеправ передал нам сигареты.
Долго рассказывать не буду, но через неделю точка была завалена пустыми пачками «Ляны» (а часто и не совсем пустыми), в каждом кармане одежды у каждого солдатика, во всех закоулках станций, каптерках, кабинах машин, все было завалено рассыпаным табаком от сигарет, полупустыми сигаретными гильзами с высыпавшимся табаком и смятыми еще наполовину полными пачками «Ляны»…
Что сказать? Засранцы! Бедный Боеправ!
опубликовано: 14.07.2017 16:34
Dmitriy
Старожил форума
Молодец-бывший солдат.Все правильно изложил со своей колокольни. Прошло, ой как много времени с тех пор, многие уже давно пенсионеры. Я лично служил в семи гарнизонах, а Маркулы (второй гарнизон после Лиманского) для меня из семи, самый самый, не хватает слов как правильно выразиться.А про РЕУТ, правда эта речка отмечается в Ясско-Кишиневской операции в ВОВ. В Молдавии есть еще такие не значительные реки как Ботна, Бык.Ну а Днестр конечно является самой достопримечательность Молдавии.
опубликовано: 20.07.2017 22:52
Бывший солдат
Молодой боец
Днестр

Помощник замполита нашей части старлей - «комсомолец» в середине лета повез нас, человек 10-12, в город Сороки. На экскурсию. Уехать с точки на время хоть куда-нибудь, хоть уголь грузить на станцию или песок на карьере, было событием, разнообразящим течение службы и от того радующим. Поездка же на экскурсию для большинства солдатиков было явлением просто несбыточным. Мне повезло, Меня взяли с собой. Ехали все на том же 66 ГАЗоне. Дорога - вполне приличный асфальт. Но помню отсидел и отбил свою, тогда еще тощую задницу об реечную лавку кузова так, что кажется до сих пор болит.
Это было первое впечатление от поездки.
Дальше. В центре Сорок сгрузились из кузова возле какого-то 2-х этажного универмага и надо нам стало перейти улицу, довольно широкую, к какому-то скверу. Машины снуют туда-сюда, выскакивая из-за поворота, а мы стоим и ждем. Местные переходят улицу свободно, не заморачиваясь, а мы толпой все мечемся, порываемся перебежать, да в последний момент понимаем, что не успеть. Помню чувство досады на себя и стыда перед окружающими - мы, как последняя деревня из комедий 30-х годов, улицу перейти не осмеливаемся. Бараны! Я - житель большого города, потерял навык за год жизни на точке! Баран! Справедливости ради замечу, что чувство уверенности быстро вернулось, мы не стали толпиться и все стало получаться. Но осадок остался.
Тоже сильное впечатление.
Дальше. Крепость в Сороках замечательна. Главная архитектурно-историческая достопримечательность всей округи. Здорово! Деталей конечно не вспомнить, но сейчас на фотографиях в и-нете она выглядит значительно более ухоженной, даже какой-то сказочной. Крыши над башнями появились. Наверно провели реставрацию. Молодцы.
Возвращаясь в Маркулешты, съехали с трассы на выезде из Сорок и проехав вдоль Днестра пару километров, остановились на берегу искупаться. Здорово. Я купался в Днестре! Правда в армейских труселях, но общего впечатления это не испортило и на красоту Днестра никак не повлияло. Развели костер, поджаривали хлеб, сушили казенное белье и любовались округой. Поросший густыми кустами берег над нами уходил круто вверх, а перед нами расстилались Сороки с крепостью и черепичными крышами домиков. Это создавало особую романтическую атмосферу Юга. Не хватало, конечно, мясца с винцом, но солдатику этого не положено, особенно в присутствии начальства. Заросли над нами Старлей назвал лесом. Леса, до этого, я представлял себе по-другому, о чем и доложил Старлею язвительным тоном. На что тот заметил, что мне еще мноооогое предстоит познавать. (Салага, мол, какие твои годы!) Молодец… Патриотичен! Хоть сам и не из Молдавии.
В итоге Днестр стал главным впечатлением этой поездки. 35 лет уж минуло, а я даже запах того Днестра помню.
В Молдавии местным товарам гордо присваивают названия местных достопримечательностей: Нистру, Кодру, Кишенев… Это и сигареты и коньяк и вино и пиво, конфеты и торты, мебель, а при Советской власти и бытовая техника. Молодцы. Моя же Родина - в междуречье Камы и Вятки. Но здесь никому в голову не приходит продуктам присваивать их названия. Подумают, что отрава.
опубликовано: 11.10.2017 17:18
Бывший солдат
Молодой боец
«Фашисты»

Старший прапорщик Телеба из местных молдаван. Невысокого роста, очень живой и подвижный, даже шумный, по-своему остроумный - за словом в карман не лез. Однако, при этом довольно рачительный, иногда скряжистый. С полуазиатским прищуром глаз и скрипучим голосом. Одним словом, типичный старшина. Так у нас его все и называли, Старшина. Так к нему и обращались. Его епархия - общехозяйственные заботы, наряды (столовая, штаб), снабжение кормежкой и конечно штаны, подштанники, портянки... Старшина постоянно требовал людей на работы и в наряды, а солдат и на боевое дежурство-то не хватало. Из-за этого его отношения с начальниками групп и с их солдатиками были не самыми братскими, мягко говоря. Но Телеба умел, где надо скользко обойти углы, где-то характер проявить и при этом добиться своего. Были у него любимцы - те солдаты нашей роты, которым на точках служить было «невмоготу», те кто постоянно находился в нарядах в гарнизоне - среднеазиаты и кавказцы.
Старшину, хлебом не корми, дай прозвище кому-нибудь присвоить. Например, служили у нас на точке два латыша Липстовс и Кригерс. Имен, к сожалению, точно не помню и поэтому искажать не буду, тем более у онемеченых народов, где имя, а где фамилия сходу трудно понять. Были они полной противоположностью друг другу: Липстовс -флегматичный деликатный интеллигент - тонкая кость, как мне представлялось, выраженный интроверт, Кригерс - не изысканный в манерах здоровяк, более темпераментный по характеру, совсем не деликатный, но добряк по сути. Они оба, учитывая их возраст хорошо разбирались в автомобильной технике, когда надо, проявляли характер, настойчивость и интеллект. Например, перебирали моторы КРАЗов зимой, под открытым небом. А Кригерс, помню, после службы мечтал попасть в Совтрансавто. Отличные парни. Старшина в глаза и принародно весело называл их то немцами, то фашистами, то гитлерюгенд. Особенно, когда они ерепенились идти в наряд. Удивительно, но они на эти обращения к ним старшины лениво и беззлобно огрызались и снисходительно улыбались.
опубликовано: 16.10.2017 16:49
Бывший солдат
Молодой боец
Бахча

Однажды, в конце мая, старшина Телеба принес элитные семена арбузов. «Посоветовал» посадить возле озера. Было у нас на точке небльшое озеро, как позднее оказалось, полное рыбой и раками. Участок в пару-тройку соток мы с энтузиазмом, мозолями, под скрипучие присказки Телебы, в свое свободное время, тупейшими лопатами с пожарных щитов, копали два дня. Посадили.
Технологию выращивания изучали по советам старшины Телебы и среднеазиатских товарищей, служащих в гарнизоне. Главное - не прекращать, полив. Упрощенно, метода такова: пока поливаешь - арбуз растет. Когда вырастет в размер, надо дать время созреть, набрать сладость, примерно пару - тройку недель не поливать. Мы же молодые и ленивые во всем, и особенно в том, что касалось сельского хозяйства. Поливать плантацию моих сослуживцев приходилось заставлять, практически, силой и силой личного примера. И мне было «в лом» это сельское хозяйство. Однако, как уроженцу страны вечнозеленых помидор, вырастить арбузы своими руками, увидеть и даже поучаствовать в этом процессе было очень интересно. В общем, захотелось впечатлений.
Муки мои с арбузами продолжались не долго. Недели через три после посадки семян, отправили меня сопровождать с караулом в Иваново, на ремзавод, комплект станции «Воздух». Уезжая, парней строго-настрого предупредил - поливайте арбузы, братки! Поленитесь - задарма наша затея и уже потраченные труды! Парни, конечно же, прочувствовали…
Поездка в Иваново продлилась недели три: больше недели ехали на товарнике туда, там несколько дней (сдавали станции на ремзаводе) и дорога обратно с короткой остановкой в Москве.
Приехали. Вернулись на точку. В поездке впечатлений море, про арбузы я и забыл! На следующий, после приезда, день, ко мне на позицию по какому-то делу пришел наш электромеханик Васильев (прозвище Вася) - солдат моего призыва- добродушный здоровяк, при этом, самый аккуратный и обязательный из рас…дяйского племени электромехаников. Я очень уважал этого Красноярского парня. А он в разговоре со мной, все время залазил ручищами в карманищи своего галифе, доставал оттуда какие-то темные яблочки, ловко бросал себе в рот, а потом сплевывал. На мой вопрос, что это он так смачно жрет? Он не задумываясь ответил: «Дак это… Дак арбузы твои созрели. Зае..сь получились, сладкие! Ты сходи к озеру-то, а то мы уж почти все съели…». «Сволочи», беззлобно подумал я и поплелся на плантацию, почти не надеясь там что-нибудь найти.
Когда уезжал в командировку, я, честно признаться, в душе и не надеялся, что хоть кто-то из наших будет поливать эти арбузы. Но чтобы они созрели и набрали красную сладкую мякоть при размерах с крупную сливу?! Я и не предполагал, что такое возможно!
опубликовано: 01.11.2017 17:58
Бывший солдат
Молодой боец
Ливень

В теплый летний полдень командиры отправили меня с нашей точки, с поручением, на передающий центр - точку, что была расположена метрах в двухстах от трассы Бельцы-Флорешты, у поворота на Маркулешты. Что именно мне поручалось забрать или передать, сейчас уже не помню, да это и не важно. Путь мой лежал по уже знакомой проселочной дороге, по которой мы ездили в гарнизон и обратно. Слева поле, справа лесопосадка. От нашего узла наведения до передающего примерно полтора километра. Добрался без приключений. Но когда шел стали собираться грозовые облака. И пока находился в «гостях», разразился настоящий летний ливень с грозой, что вообще-то для Молдавии дело обычное. Дождь длился не долго, полчаса, не больше, и как он почти закончился, я поспешил к себе на точку - торчать в чужом подразделении было как-то не комильфо. Да и вообще этот передающий казался неуютным.
Пересек по тропинке лесопосадку и дошел до проселочной дороги. Шагнул с травы на наезженную колею и…… провалился на всю длину своей не длинной ноги. Короче - по яйца. А когда проваливался, еще и на бок завалился, и весь-весь (даже очки) извозился в липком черноземе. Ногу с трудом выдернул, а сапог в земле остался. Блин. Доставал я его, стоя на коленях на травянистой обочине. Трава сырая. Растительность в лесопосадке просто сырущая. Жижу черноземную из сапога выковырял, портянку от земли отскреб, намотал на ногу, ногу в сапог. Что дальше? Мысль о возвращении на передающий я сразу же решительно отверг - где я буду там стираться, а потом до утра сушиться? Да и кто увидит меня в таком виде - до дембеля хохотать будут! Нет! Домой, на точку! Я еще не знал, что это только начало…
Почему и во что провалился я и не понял. Подумал, что наверное, место это какое-то где раньше яма была или что-то в этом роде. Подумал, наверное, здесь вода собиралась, на пересечении полевой дорого и тропинки. Иначе как объяснить, что я провалился посреди накатанной дороги, да еще на ровном месте! Решил - пойду пока по обочине, раз тут место такое на дороге. Что такое тернии я понял, пройдя несколько метров с большим трудом и весь исцарапавшись. Оказалось, что эта лесопосадка абсолютно непроходима вдоль. Абсолютно. Плотно сросшиеся и страшно колючие кустарники не давали пройти и нескольких метров.
Пройдя по обочине еще метров 30, весь исколовшись и устав, решил для себя, что я уже достаточно далеко ушел от «нехорошего места», не вся же здесь дорога такая, таким темпом я только утром у себя окажусь… И с этими мыслями довольно уверенно я ступил ногой на дорогу!.. Но почему я ступил чистым и сухим сапогом, до сих пор сам себе объяснить не могу! Конечно же я провалился в грязь точно также, как и десять минут назад. Все повторилось, с той только разницей, что теперь в грязи я был весь, от подошвы до пилотки. Тупица. Зато беречь от грязи уже было нечего. Вот так я узнал, что такое настоящий молдавский чернозем.
Продравшись на другую сторону лесополосы, где в те времена был заброшенный виноградник, проваливаясь кое-где в грязь, поскальзываясь на траве я через час добрел до точки. К досаде, к моменту моего возвращения чернозем подсох и проваливаться перестал. К моей радости, по возвращении меня, в грязи и унижении увидел только Колька, мой сослуживец-однопризывник, отличный парень и совсем не трепло. Пробравшись к себе на позицию, переодевшись в техничку и плетеные босоножки я пошел на наше озеро отстирывать грязь в вперемежку со стыдом и досадой.
опубликовано: 21.11.2017 18:14
Адик
Старожил форума
Бывшему солдату

С величайшим удовольствием читаю Ваши повествования. Спасибо!

С уважением
опубликовано: 22.11.2017 13:11
Бывший солдат
Молодой боец
«Друг мой, Колька»

1. Вечный субботник

В свой первый день на точке, я познакомился с парнем моего же призыва, который уже почти полгода прослужил в узле наведения. Зовут его Колька. Николай Борисов. Родом из деревни Студенок Орловской области. Он не учился в ШМАСах, до призыва получил в ДОСАФе военную специальность водитель, и сразу по призыву попал в нашу часть. Но на точке он оказался ненамного раньше нас, выпускников Красноярского ШМАСа, а потому и противоречий (новенький-старенький) между нами не возникло. Кроме того, «молодой» он был один до нашего прихода, а тут сразу трое добавилось! То, что раньше выпадало на его долю в работе по дому, с нашим появлением уменьшилось в 4 раза!
Да, вот такие порядки - все ежедневные работы по хозяйству в домике лежали на первогодках. Хотя, по сути - это яркий пример «демократии» на точке. По прибытии старший товарищ (у меня это был Юра Юров) задавал вопрос: «Выбирай - в наряд по дому каждый день до года, или через день, но до дембеля?» Выбор был очевиден - ежедневно, но до года. Особенно, если ты уже отслужил полгода в ШМАСе. За мою службу только один выпускник ШМАСа «забыковал», попытался выбрать «через день», но быстро одумался, и пропущенный день «от батрачил». Справедливости ради, надо отметить, что это явление было единственным проявлением «дедовщины» на точке, тем более горячо поддерживаемое самими «салагами». Когда начинались полеты на всю катушку, опытным «дедам» было, пожалуй, потруднее чем неумехам «салагам». Во время полетов операторам РЛС приходилось напряженно работать в раскаленных от жара кабинах и станциях, с 5 утра и до часу-двух ночи, практически бессменно, не выключаясь даже в перерывах. У молодых же служба на точке напоминала вечный субботник на свежем воздухе.


2. Грязь

С западной стороны нашей точки расположена продолговатая горка, на которой был установлен комплекс «Броня»: самоходная станция кругового обзора П-40 «Броня» на огромном гусеничном шасси в комплексе с передвижным высотомером ПРВ-16Б, смонтированном на базе КРАЗ-255А. Им придавалась мощная, по тем временам, 100 кВт-ная электростанция. Это было современное вооружение.
Кольке, как человеку весьма ответственному, к концу первого года службы, доверили позицию высотомера ПРВ16Б со 100 кВт дизель-генератором (за «Броню» «отвечал» Славка Репин). Кольку просто разрывало от гордости и неподдельного счастья за свой высотомер. Это и понятно. Точка просто набита хламом - «недвижимостью» в виде КРАЗов 214 - древние «монстры» с непроворачиваемым «пневмоусиленным» рулем. На одном таком «агрегате», на руле нацарапано: «Любил как тещу, ласкал как жену. Вася. Красноярск. 1957 год.» Бл…! На дворе -то уже шел 1983… Эта надпись окончательно подрывала доверие к нашей технике и к ВВС в целом. Бл..! 1957 год! К слову, этот Вася наследил и на другой технике - на вентиляторах моих станций, везде «Вася, Красноярск, 1957 год». Тезка и земляк нашего Васи, того, что сожрал мои арбузы…
Опять увело. Не люблю Красноярск, уж простите.
В общем, Колька не зря гордился своим современным красавцем - 255 КРАЗом. Его КРАЗ даже никто еще и «пометить» не успел. Гидравлика, подпружиненные, раскрашенные красным и белым щупы габаритов, широченные вездеходные колеса, дизель современный! Он лелеял свой КРАЗ и высотомер. Он мечтал, что когда-нибудь ему разрешат, ну хотя-бы по тревоге, свернув антенну высотомера, выехать на Молдавские просторы. Уж он….! Уххх…! Спирало дыхание! Кольке не хватало слов, чтобы описать восторг от предощущения возможной поездки. Пару раз он даже съезжал с горки, чтобы помыть машину, и снова поднимался на нее!
Час «икс» настал, как всегда, неожиданно. Шла итоговая проверка. Раннее утро. Тревога. Дали команду перебазироваться на запасные позиции. На улице дождь уже третий день. Страшно грязно. Все бегают по точке - на позиции, потом в дом, снова на позиции, снова в дом. По тревоге главное - быстро включить аппаратуру, поэтому мы бежали на свои позиции в чем были, можно на ходу успеть шинель схватить, а можно и не успеть. Когда аппаратуру включил, можно и за штанами в дом сбегать, если сразу не успел с собой прихватить. Все снуют. Технику сворачивают. Ту, что сворачивается. В доме на полу нарастает слой грязи. Хорошо, что на полу линолеум, можно будет сначала совковой лопатой почистить. Выезжать не всем, но сворачивают технику, все. Колька возбужден - тоже сворачивает свой высотомер. Съезжает с горки. Цепляем к нему прицеп-электростанцию. Готов! Ждет команды на выезд!..
Дальше. А дальше у меня произошел конфликт с начальником смены. Из-за грязи на линолеуме. Единственный, за всю мою службу. Очень жесткий. Подробностей не будет, но до сих пор горжусь, что не струсил тогда, выбора не было. Взял шинель и ушел к себе в станцию отоспаться перед «губой». За бортом бушевала «война», все бегали, суетились. А я …. Я и не увидел, как Колька выехал с точки на своем КРАЗе, повернул направо на подъем и не проехав и 50 метров застрял, чуть ли не в воротах. Не видел, как он почти два часа предпринимал попытки вырваться - отцеплял прицеп, газовал, пытаясь выползти на обочину, лихорадочно копал грязь лопатой в одну харю, искал доски и хворост, пытался домкратить эту хрень, бегал, пытался найти тягач… Все впустую.
Сбылась Колькина мечта - выехал на своем КРАЗе…
Когда я узнал, что с Колькой стряслось, испугался, как бы он руки на себя не наложил. Знал, что у него твориться на душе. Как принято, клевали его все, кому не лень, и начальники, и сослуживцы радостно язвили. А как иначе? Досталось взыскание и прапорщику, что сидел у Кольки в кабине… Боеправ на разводе не удержался, сказал: «Хорошо, что время мирное, Коля, в военное тебя бы расстрелять надо было…». Ну а Боеправу, конечно, досталось от начальства по-настоящему! Бедный Боеправ!
Мой же конфликт был решительно замят тем же Боеправом. Спасибо, Командир! А тот начальник смены и сам чистосердечно меня простил, месяца три спустя. Тоже спасибо.

3. Зайцы

Недалеко от дома, в тени яблоневого сада, у подножия продолговатой горки уже с южной стороны точки на земле стоял пустой кунг. Колька организовал в этом кунге кроличью ферму. Кролики появились на точке раньше, чем я и поэтому тайна их появления для меня так и осталась тайной. Кто строил клетки для кроликов, были ли они еще до появления Кольки на точке или это Колькиных рук дело я не знаю. Колька очень ревностно относился к своим кроликам, никого даже близко не подпускал. Никого. Да и не очень-то и хотелось. Лично я к скотоводству всегда относился если не с брезгливостью, то уж точно изо всех сил сторонился этого процесса. Скотоводческая «аура» была не для меня: запахи, роды, убийства (забой). Я не задавал Кольке вопросов. Мне было глубоко.. все равно.
В один прекрасный летний день Кольку забрали в наряд в гарнизон, по-моему в караул. Дело в нашей службе обычное. На следующий день, сразу после обеда, мы оставшиеся на точке были созваны нашим поваром - белорусом из-под Бреста - Лукашевичем. Лукашевич попросил помочь ему поймать зайца, который, по его словам, забежал к нам на точку. И действительно по точке резво бегал серый заяц. Всей дежурной сменой мы больше часа ловили этого зайца, и с трудом поймали. Поймали голыми руками. Как раз Лукашевич и поймал. Голыми же руками он его и убил на наших глазах самым жестоким образом. Думаю не только на меня, но и на всех моих соплеменников эта экзекуция произвела жуткое впечатление, но все демонстративно демонстрировали при этом завидное хладнокровие. Лукашевич родом из сельской местности и в вопросах живности, да еще в отсутствие Кольки, оказался для нас городских, непререкаемым авторитетом. Лукашевич же и приготовил этого зайца с лапшой. К вечеру Колька вернулся из наряда, мы сели ужинать в нашей комнате-столовой (над входом в столовую, впрочем, красовалась вывеска «Ленкомната»), торжественно было подано жаркое из зайца. Все с удовольствием начали есть, и только Колька вдруг вскочил из-за стола и убежал на улицу, к своей ферме.
В этот вечер мы о себе узнали много нового. От Кольки. Как только он нас не называл! Непечатно. Дураки (это самое мягкое)! Зайца решили поймать, да еще голыми руками! ….
Да вы хоть зайца-то видели когда-нибудь! Тра-та-татата… Заяц летит как пуля! Тра-та-татата. Колька разве что не рыдал… Кролика сожрали!
Лукашевич конечно знал кого мы ловим. Кролик, то ли сам из клетки выбрался, то ли Лукашевич помог и комедию разыграл. А мы действительно городские придурки. Колька, наверно заслуженно, недолюбливал всех городских.
Спустя какое-то время на поле недалеко от нашей точки я случайно спугнул зайца. Настоящего. Заяц рванул из под виноградного куста и действительно пулей пересек поле. Тут-то я окончательно понял, насколько Колька был прав - мы просто придурки!
опубликовано: 24.11.2017 18:49
Бывший солдат
Молодой боец
Зима
Снег

Зима в авиации, как оказалось, время праздного затишья в авиации вообще, и в Гвардейском 86 полку, в частности. Погоды с ноября по февраль нет, летают мало, и от этого жизнь солдата в ВВС замечательна, если не считать некоторых мелких неудобств: грязь в Молдавии очень глубокая, а снегу, как оказалось, может надуть выше дома, да Молдавские бетонные электрические столбы временами переламываются от ветра и снега, падают штук по 10 друг за другом, поэтому электричество часто пропадает, иногда на долго. Моя единственная зима в Молдавии была экстремальной и от того запоминающейся. Весь декабрь в 1983 года шли дожди, в самом начале января подморозило и задуло. Да как задуло! Замело так, что я, житель северной провинции никогда подобного и не видел. В ту зиму по трассе Бельцы-Флорешты автомобили в горку таскали танкисты Флорештского полка.
Утро. По дому, из динамиков громкой связи, разносится раздраженный крик дежурного с КДП. Соображаю: Опять проспал!!! Вскочил как ошпаренный, глянул в окно и екнуло сердце - в рассветной мгле огромные тополя, что росли перед окнами, исчезли! Только серый снег и серое небо! Ломанулся наружу - дверь на улицу не открывается, замело! Часовой в доме, сволочь! Начали открывать окно на кухне (оно единственное легко открывалось), глядь - а два бортовых КРАЗа, что стояли метрах в 70, с другой стороны от дома, тоже исчезли! Бл.. ! Да как так-то?! Да это кто-же мог сделать?! Часовой, сука, про….л КРАЗы! Их, что на веревке уволокли? Они же сломаны, не на ходу!... Мысли, точнее обрывки мыслей спросонья, еще успевали перемежаться с подсознательным: «Да не может этого быть, тут что-то не так, может кто-то из наших «переставил» машины в другое место шутки ради… А тополя тогда где…». Этот мысленный бедлам приправлялся криками дежурного с КДП по громкой связи: «Кристалл! Кристалл! Пятьдесят четвертый! Включайтесь! Да вас, что там, снегом завалило! Пятьдесят четвертый, пятьдесят четвертый отвечайте, мать-перемать!...». «Пятьдесят четвертый» это я…
Парни безжалостно громили входную дверь в коридоре и сумели отжать небольшую щель. Вылезли наружу! Здесь, на улице, и стало понятно куда делись деревья и КРАЗы! Блин, конечно все оказалось на свих местах! Просто за ночь намело снега почти вровень с плоской крышей дома, а между домом и снегом образовалась ниша, т.е. снег стоял стеной параллельно стене дома, на расстоянии от дома примерно 1, 5 - 2 метра. В рассветной мути смотришь в окно на эту стену и кажется, что перед тобой голая равнина серого снега и серое небо. А КРАЗы просто замело вровень с верхом кабин.
опубликовано: 12.12.2017 17:33
Бывший солдат
Молодой боец

Закон «Бутерброда»

Электричество отрубилось почти с самого начала снегопада. Электричество на нашей точке - все: служба, еда (готовили на электроплите), отопление в домике и на станциях. Станции надо прогревать - держать теплыми на случай экстренных включений, которых кстати, было больше, чем не экстренных. Можно все запитать и от наших дизельных электростанций, но по закону бутерброда дизтоплива было с гулькин нос, на днях планировали топливо привезти. Буран опередил. Пришлось экономить солярку и жить в холоде. Все как всегда. Кроме того, закон бутерброда подтвердился и на воде. Вода у нас была привозная, хранилась в подземном резервуаре, который мы называли колодцем. Вода тоже кончилась с началом бурана. Совсем.
Дежурный оператор, тот что круглосуточно находился в станции, спасался от холода завернувшись в шинель и армейский тулуп. Остальные довольствовались шинелями и бушлатами-техничками.
Воду получали, растапливая снег. Два раза в сутки станции включались на проверку, и еще по 2-3 раза в день включали по командам с КДП. Одновременно от дизелей запитывали и дом. Этого хватало, чтобы чуть подогреть систему отопления в доме и не разморозить ее, а также растопить снег в 20-литровых алюминиевых баках. Снеговая вода оказалась отвратительного вкуса. Не то слово! По мне, так просто гадость. Но что поделаешь? Хорошо, что снег жрать не пришлось.
На тот момент в Узле наведения был на ходу и в хорошем состоянии ЗИЛ 157. Бортовой, армейский. Этот ЗИЛ пробиться к нам не смог, танкистов просить почему-то не стали, в падлу наверно было. Или сказать точнее, стыдно. Вояки бл… Оставалось сдохнуть от голода, холода и жажды.
На нашей точке, я уже упоминал, было довольно много разнообразной техники. Был и гусеничный артиллерийский тягач. Такая удобная штуковина с вместительной кабиной, двигателем и шасси от Т-34. Никто из нас не знал в рабочем ли он состоянии. Также никто и понятия не имел, как с этой штукой обращаться - заводить, управлять, да и вообще, как эта хрень устроена. Как оказалось, никто, кроме наших «немцев». Два «немца» и казак Данильченко (еще один электромеханик родом из под Ростова) долго мучились, но сумели завести. Оказалось, что кабина не отапливается, из-за того, что морозом прихватило воду в системе отопления кабины (скорей всего там были остатки с «прошлой жизни») и конденсат в кране баллона пневмозапуска - не накачивался воздух. «Немцы» нашли выход - подъехали на тягаче к 100 кВт-ной дизельной электростанции на позиции «Брони», завели ее на последних «каплях» солярки и засунули в кабину тягача блок нагрузочных реостатов.
Поясню. Дизельные электростанции комплектуются нагрузочными реостатами. Они необходимы при обслуживании станции, если коротко. На сотке (100кВт-ная) использовался блок реостатов - ящик размерами с прикроватную тумбочку, с встроенным вентилятором охлаждения. Получился мощнейший тепловентилятор.
Кабина отогрелась, залили воду, накачался баллон пневмозапуска, ничего ни лопнуло, ни порвало. Липстовс довольно быстро научился двигать рычагами тягача и почти ничего не столкнув, не повредив и никого не задавив, зацепив за фаркоп 600-литровую бочку под дизтопливо, доехали до гарнизона.
Тепло вернулось в домик и на станции к всеобщей радости и даже снеговая вода уже не казалась такой противной.
опубликовано: 14.12.2017 15:32
Страницы:  123...161718 → 





 

 

 

 

Реклама от YouDo
Частные мастера и бригады: стоимость фасадных работ цена по данной ссылке.
Дачные беседки из дерева здесь - http://remont.youdo.com/building/outbuilding/besedki/dachnye/.
Услуги мужа на час в Кингисеппе по ссылке http://remont.youdo.com/minor-repair/muzh-na-chas/geo/kingisepp/.
← На главную страницу

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru