2 Su-17:
Для меня планерные полёты тоже были хобби. Я начинал как спортсмен ещё будучи студентом. И, вообще-то, хотел "как все" ;) - на самолёт. Пришёл в аэроклуб, а там сказали, что берём только после школы "Юный пилот" или после планера. "Юный пилот" совсем не катил - полный учебный год теорподготовки с морковкой в конце в виде то ли 2х, то ли 4х прыжков с парашютом. В результате, пошёл в планерный клуб, чтобы год перекантоваться. Да так там и остался на 15 лет. Через какое-то время меня стали вводить как общественного буксировщика, да так и не доввели, т.к. хватало общественников не из спортсменов, а из упоминавшихся пилотов ГА (которые тогда просили нигде не афишироватьих их полёты у нас, чтобы не поиметь неприятностей на работе). И слава Богу, что недоввели. Что за радость 20-30 посадок в день? Гораздо интересней пару сотен км без мотора сгонять, правда? ;)
А вот вопрос: где подтверждения тому что Ту-154 вообще выводится из штопора?
Был бы жив Агапов - он бы ответил, он выводил.
Сейчас подтверждение может дать Щитаев Николай Григорьевич - это живой свидетель того, как это было.
Думаю, где-то в Туполином КБ и записи должны остаться (если их не проебали). Но возможно также, что они лежат где-нибудь в стенном шкафу 206-й комнаты корпуса "К".
Ссылка на подтверждающие документы должна быть в протоколе заседания отраслевого методсовета, дававшем добро на полёты Ту-334 на большие углы атаки.
Что же касается того, нужен ли рейсовому пилоту пилотаж...
Существует такое явление - затягивание самолёта в пикирование. Причём есть затягивание в пикирование при превышении критического числа М на прямом крыле, а есть затягивание в пикирование при срыве потока на стабилизаторе (происходит в основном при выпущенной посадочной механизации при полёте в условиях обледенения), в просторечии - "клевок". Столкнулись с этим явлением на Ил-18, Ан-12 и, кажется, Ан-10, а потом и Ан-24 и Ан-26. Было несколько падений самолётов по причинам, установить которые было затруднительно. Затруднительно до того, как пришёл на землю целый и с живыми людьми самолёт, попавший в это явление. А выкрутилась из этой ситуации Ираида Фёдоровна Вертипрахова, бывшая спортсменка (а, скажите на милость, если женщина хотела в профессиональной авиации летать - то как, если не через ДОСААФ?), мастер самолётного спорта, которая в том полёте была командиром экипажа.
Выкрутилась она потому, что её мышление не было ограничено пространственными положениями, характерными для транспортного полёта.
Опыт на "мелочи" - поможет ли на "тяжеляке"?
Поможет однозначно. При условии, что это именно ОПЫТ, а не мартышечьи затверждённый стереотип ("Двигаю вот туда и вот настолько - и он выходит"). На опыт полётов на сложный пилотаж на легкомоторной технике необходимо наложить понимание особенностей управляемости и поведения того конкретного типа, на котором выполняются производственные полёты.
И потому - честь и хвала руководству Трансаэро, заказавшему вяземским пилотажникам тренировку своих пилотов на Л-39.
Кстати, по поводу Ту-154 конкретно. Я так думаю, что к вот этим материалам http://www.airhorse.narod.ru/s ... следовало бы добавить материалы отчёта ЛИИ 287-04-II в части, касающейся самолёта Ту-154, если оный отчёт не ограждён от публикации какими-либо режимными ограничениями. Я так думаю, что ознакомление относительно широких слоёв лётной общественности (в первую очередь - лётного состава, эксплуатирующего Ту-154) с некоторыми положениями указанного документа может оказаться весьма полезным.