Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Плоский штопор

 ↓ ВНИЗ

12

Elvis
06.09.2006 13:46
Уважаемые участники форума!
Я знаю здесь есть много летчиков.
Пожалуйста прочитайте эту статью:
http://www.mk.ru/numbers/2345/ ...
и если не трудно выскажите свое мнение о написанном.
Это действительно так?
МАДРИД
06.09.2006 14:00
Нормальная статья
06.09.2006 14:05
Думаю шанс был, но его нужно было вовремя осознать, ещё на той высоте, на которой начался штопор. Можно было рискнув предельными перегрузками завалить на крыло и перевести в обычный вертикальный штопор, выход из которого проще. Но выдержал ли бы самолет такие перегрузки - вопрос. Хотя шанс был. и его надо было вовремя использовать. Помните как канадец посадил планирующий боинг-767 успев произвести торможение крылом?
АВЛ
06.09.2006 14:07
Нормальная статья
06.09.2006 15:06
В целом, это опыт профессионала.
Честь и хвала!

Вместе с тем, что касается конкретно Ту-154, то тут есть шероховатости.
Например, почему высоты 11700 и выше называются статическим пределом.
И по РЛЭ, и на практике эти самолеты вполне летают на эшелоне 12100.
На данных высотах при определенных условиях просто ОСОБЫЕ условия пилотирования, что, к сожалению, далеко не всегда соблюдается.
МАДРИД
06.09.2006 15:50
http://www.z-bb.ru/4308036382 Здесь про канадский 767. Он не крылом, а скольжением тормозил. Хотя, согласен, сути это не меняет.
UAV
06.09.2006 15:57
кто, кто, а Сан Саныч Щербаков про штопор знает ВСЕ...
МАДРИД
06.09.2006 16:02
http://www.z-bb.ru/4308036382 Здесь про канадский 767. Он не крылом, а скольжением тормозил. Хотя, согласен, сути это не меняет.
afrika
06.09.2006 16:02
Какая огромная разница в изложении своих мыслей между
Александр Александрович Щербаков и г-ном Талбоевым!!!
Слип
06.09.2006 16:19
Народ, а вы думаете Щербаков штопорил в облаках, а не в ПМУ? В облаке надо еще понять что ты в штопоре и выводить по приборам - не визуально! Насколько помню там нижняя граница была 200-300, да даже 1000 это 10 сек + из пикирования надо вывести. Так что из вариантов только случай.
Elvis
06.09.2006 16:21
2afrika:
А что там Талбоев говорил?
06.09.2006 16:31
кто знает скоко щербакову заплатили за такое интревью?
UAV
06.09.2006 16:49
2Слип: ты денюшку накопи...в аэроклуб сходи ..попроси штопор показать..а потом говори : "В облаке надо еще понять что ты в штопоре.." ...
Слип
06.09.2006 17:20
to UAV: А че ты не предложил мне под шторкой покрутиться? Почитатай людей из ЛИИ, там методики испытания просто на "глаз" видно- типа сухим казенным языком - полеты выполнять в ПМУ бла бла бла. Плоский я один раз видел, показывали мне на 52-ом.
АВЛ
06.09.2006 17:26
Слип:
Если в облаках попадешь в штопор, то не поймешь, что происходит и как надо выводить. Для вывода нужно видить линию горизонта, чтоб понять где небо, а где земля
Все полеты на штопор летаются в ПМУ
Слип
06.09.2006 17:32
Бесплатно.
МАДРИД
06.09.2006 23:49
На По-2 при первоначалке было упражнение Вывод самолета из непонятного положения по приборам.
Слип
07.09.2006 00:00
to Мадрид Гы-гы-гы. Ручку брось и он сам за 100 метров потери выйдет из любого в ГП. Да и сомнение есть, там кабина открытая, шинель что ли поверх накидывали? А приборов там вроде всего 2, не считая тахометра и компаса?
Слип
07.09.2006 00:21
Да уважаемые, несколько разные ситуации: одна, когда ты сам ему морду на горизонт, ногу и ручку на себя и крутишься т.е. все предсказуемо или другая, когда ты его сорвал на допустим вираже и надо выводить , тут и подумать придется, а ногу то какую пихать? Даром что еще и 50% мозгов от наземных остается( при оптимистичном прогнозе). И пусть меня поправят спортсмены вроде штопора в комплексы не включают не включали и включать не собираются?
Транзит
07.09.2006 00:37
Да сколько раз уже можно эту тему поднимать про полтинник??? Смотрите архивы (это уже обсуждалось), а не задавайте вопросы ради ответов..... достали уже...
:(
Дитя воздуха
07.09.2006 00:42
А возможно ли, не видя приборов, т.е. в кресле пассажира, отличить предупредительную тряску от обычной болтанки?
Дунай
07.09.2006 01:00
4 Elvis:
Cтатья правдивая.Всё по существу.Но вот полтиник падающий задницей вниз и вращающийся вокруг своей вертикальной оси, вытащить за 1.5-2 минуты практически невозможно.Для этого нужен резко взлётный режим, которого в этой ситуации наверняка не будет из-за неправильной обдувки и наверняка помпажа.И многое многое другое.Имхо
МАДРИД
07.09.2006 09:20
На По2 были специальные чехлы для закрытия передней кабины. Инструктор вводил самолет в какое-то положение, к курсант должен был вывести самолет в гп. Делали вывод из штопора всдепую надо будет поинтересоваться.
Бобер
07.09.2006 09:53
Что-то меня настораживает в этой статье. "особенно фраза"Если машина штопорит влево, для того чтобы прекратить вращение, элероны надо давать влево". Есть много способов вывода из штопора, в том числе и где выводится самолет из штопора с применением элеронов, но в большенстве случаев для прекращения вращения необходимо давать ногу против штопора с отдачей штурвала от себя. Это стандартный вывод из штопора, но конкретно порядок вывода из штопора для каждого самолета определяется при испытаниях) Теперь вопрос. Конкретно ТУ-154 испытывался на штопор? Если нет, то действия описанные в статье А.А. Щербакова, мягко говоря не точны и для ТУ-154 могут не подойти. Я далек от мысли подвергнуть сомнению опыт такого заслуженного человека как А.А. Щербаков, но прочтя его статью какой-нибудь пилотяга будет до земли останавливать вращение самолета в штопоре отклонением элеронов по "штопору" и верить, что он делает это правильно.
APL
07.09.2006 10:12
Бобер:
>> Что-то меня настораживает в этой статье. "особенно фраза"Если машина штопорит влево, для того чтобы прекратить вращение, элероны надо давать влево". Есть много способов вывода из штопора, в том числе и где выводится самолет из штопора с применением элеронов, но в большенстве случаев для прекращения вращения необходимо давать ногу против штопора с отдачей штурвала от себя.



Ну речь-то о ПЛОСКОМ штопоре... из него именно так и выводят - ногу против вращения, ручку от себя и по вращению...
Сергей Т
07.09.2006 10:28
То, что надо учить, причём именно на том типе, на котором летаешь - стопудово. И действительно не только технически, но и психологически. И не только выводить из штопора, но и из других сложных положений, чтобы если не дай Бог в подобном положнии оказался, то не импровизировать на ходу, а делать то, что умеешь. И не только учить, но и поддерживать эти навыки. Вот только дорого это - самолёты нужно специальные оборудовать, керосину сколько сжигать..... Нафига это владельцам АК?
МАДРИД
07.09.2006 10:59
Это не только дорого, но и опасно. Первым шагом в устранении рисков является теническое исключение возможной опасности.
Сергей Т
07.09.2006 11:29
На серийном самолёте - опасно. На специально подготовленном - гораздо менее опасно. Но усиление конструкции, оснащение подолнительным оборудованием типа противоштопорного парашюта, катапультируемых кресел экипажа, и т.д. - это дофига денег...
AK
07.09.2006 12:35
Товарищи, позволю себе напомнить Вам методы вывода: http://www.airhorse.narod.ru/s ...
Метод вывода с дачей элеронов по штопору - это метод № 4. Для плоского штопора как раз и применяется.
Насчёт применимости к Ту-154.
Сан Саныч говорит правильно. К 154 это применимо.
С.Т.Агапов в своё время ИМЕННО ТАК и выводил Ту-154 из плоского штопора.

Насчёт "не попадать" - не спорю, но уж если попал...
AK
07.09.2006 12:40
Да, и ещё - по поводу штопора в полёте по приборам.
Да, все штопорные тренировки и штопорные испытания выполняются в ПМУ, при видимости земли. Над Щербаковым, кстати, в своё время подтрунивали: "ну что ты за лётчик-испытатель, летаешь только в ясную погоду".
Но вот вам http://www.airhorse.narod.ru/s ...
Товарищи, ознакомьтесь, пожалуйста!!!
А тем, кто это нашёл и вывалил в общий доступ, хочу сказать отдельное спасибо ещё раз. Такие результаты должны быть доступны лётной общественности, более того - о них треба периодически напоминать.
Сергей Т
07.09.2006 14:22
2 АК. Правильно всё это. Но это только теория. Практика нужна, практика, а не только периодическая сдача теорзачётов по этой теме. Я летал на совершенно другой технике - на планерах. Уж на что было всё зазубрено, как выводить из штопора, но вспоминая свой самый первый штопор (с инструктором, конечно), я сильно сомневаюсь, что я бы из него вывел как положено по инструкции. Как-нибудь, конечно вывел бы - Бланик сам переходит в крутую спираль, если бросить управление. Но высоты потерял бы гораздо больше. Потом, когда на соревнованиях в Орле погибла одна участница, сорвавшись в штопор на 4м развороте при посадке вне аэродрома, ввели полёты на штопора и для спортивных планеров - до того это было категорически запрещено. Т.е. пилоты знали назубок процедуру вывода из штопора, регулярно крутили штопора на Бланиках - в общем, были достаточно подкованы в этом деле. И при этом опытная спортсменка, оказавшись в штопоре, при наличии высоты, достаточной для вывода, погибла. А всё дело в том, что на спортивных планерах штопор происходит совсем по-другому, чем на Бланике - всё гораздо энергичнее - и сваливание, и скорость вращения, и разгон скорости после остановки вращения. Т.е. не только теория должна быть заучена, но и действия отработаны для мгновенного парирования ситуации. Причём, применительно к планерам, своевременное распознавание срыва и немедленные адекватные действия гарантируют, что аппарат в штопор не перейдёт. Не знаю, так ли это у больших лайнеров, но абсолютно уверен, что грамотные действия В МОМЕНТ СРЫВА, если не гарантируют, то значительно уменьшат вероятность оказаться в штопоре. А чтобы распознать срыв, отличить предштопорную тряску от турбулентности, нужно это ПРОЧУВСТВОВАТЬ. И не один раз. А когда наши линейные пилоты последний раз штопорили и на чём? В училище на Як-18Т много лет назад? И эти полузабытые навыки могут быть применены для предотвращения или вывода из штопора большого лайнера? Сильно-сильно сомневаюсь.
АВЛ
07.09.2006 14:29
Уважаемые форумчане, о какой практике по выводу из штопора или сваливания можно говорить для ГВФ, на такие вещи даже в ВВС не летают
APL
07.09.2006 14:32
http://www.airhorse.narod.ru/s ...

Отклонить педали полностью против штопора и ОДНОВРЕМЕННО поставить рычаг управления по крену полностью по штопору (по вращению), а рычаг управления по тангажу удерживается в положении ПОЛНОСТЬЮ НА СЕБЯ.
В момент остановки вращения поставить все рычаги управления в нейтральное положение.


Пожалйста, прокомментируйте зачем брать ручку НА СЕБЯ?
Я просто первый раз такое вижу...

В какий случаях так действуют?
Что такое "дифференциальный управляемый стабилизатор"?


Сергей Т
07.09.2006 14:33
АВЛ, ВВС отличаются от ГВФ наличием средств спасения экипажа и отсутствием пассажиров (транспортников причислим к ГФВ ;) ). Там последствия авиакатастров не такие шокирующие. Однако это не значит, что это правильно, что в ВВС не летают на штопора. Имхо.
АВЛ
07.09.2006 14:44
Уважаемый
Сергей Т, согласен, что это не правильно, но дело в том что там разные Су, МиГ и т.д. имеют большой запас по управляемости, и чтобы их свалить, не говоря о том чтоб попасть в штопор, нужно сильно "постараться". Вывод напрашивается сам-сабой, что гражданские с-ты долдны также быть расчитаны на тех кто хочет очень "постараться".

Сергей Т
07.09.2006 15:13
Большой запас по управляемости предполагает большой запас по прочности и большую тяговооружённость. А гражданские лайнеры не имеют ни того, ни другого. Кроме того, сильные вертикальные движения воздушных масс - это объективная реальность, как и разрежённость воздуха на больших высотах. Поэтому трудно расчитать гражданский самолёт, летающий в таких условиях, на тех кто хочет очень "постараться". Опять же имхо.
АВЛ
07.09.2006 15:21
Вот поэтому "старательней " нельзя допускать к управлению граждаскими с-ми. А нормальный КВС, прежде чем перепрыгнуть грозу, обдумает все за и против и примит единственно грамотное решение, а не будет на честном слове пытаться перелетать грозу, а потом....:-((.
Сергей Т
07.09.2006 15:49
Полностью согласен.
"Принимаю единственно правильное решение - выйти из облака, " - совершенно серьёзно произнёс наш инструктор Геня при полёте на Вилге, когда оказался в облаке (не грозовом, и даже не мощнокучевом - так, лёгкая кучёвка). Геня был (и есть) туповат, но пилотировал хорошо. Сейчас уже не пилотирует - на пенсии. И хотя угрозы безопасности полёта не было, и не было необходимости с таким пафосом произносить эту фразу в присутствии спортсменов, но я считаю, что он всё сделал правильно. И сказал, и вышел, а не стал продолжать полёт в облаке. Строго соблюл инструкции, которые в авиации известно чем написаны.
Однако, я всё равно считаю, что пилот, в руках которого 100-200-300 человеческих жизней, должен знать поведение самолёта не только на взлёте, посадке и крейсерских режимах.
АВЛ
07.09.2006 15:59
Так теоретически. все пилоты/летчики знают как выводить...зачеты даже здают, на тренажерах отрабатывают.
Но вот практически никто этим не занимается, кроме испытателей, как у нас, та и заграницей. Нет в этом смысла.
Вся проблема в том, что в СНГ-ных А/К, чичас главный бог ДОЛЛАР, вот от этого и все безобразия.
SportPilot
07.09.2006 16:04
Слип, поправлю тебя - штопора и штопорные вращения в спортивные комплексы начиная с 3 лиги включали, включают и будут включать.
Слип
07.09.2006 18:19
to SportPilot:Че вот так прям штопора ( не штопорные бочки ) и включают? И перевернутый плоский тоже?
to Мадрид: Нда облажался я :-(. На По-2 почти полный набор http://alex61.vistcom.ru/010.gif Главна ШАРИК есть, самый безотказный прибор. И обороты за бортом.

По методике ЛИИ. Они не зря написали что надо по типам уточнять, может так сложиться что эуп этот туда сюда болтаься будет, а по рыбьему глазу тоже не всегда можно определить куда вращаешься, особенно вверх тормашками.
МАДРИД
07.09.2006 20:02
Я все равно отца спрошу из штопора выводили вчлепую аль нет.
07.09.2006 20:11
Слип:
Че вот так прям штопора ( не штопорные бочки ) и включают? И перевернутый плоский тоже?

А что в этом сверхъестественного?
Слип
08.09.2006 12:14
Ничего.Но вопросом на вопрос отвечать невежливо.

to Мадрид: Я легенду слышал что у "русс фанер" скорость парашютирования 2.5 м\с, меньше чем у парашюта(5м\с)! Фактически убиться только с разлету об стену! Ну или пожар :-(.
John
08.09.2006 12:26
Плоские штопора не включают, а "обычные" есть даже в комплексах третьей лиги
лЁдчик
08.09.2006 12:31
Слип:
Если даже так, то удержать самолёт в устойчивом парашютировании практически невозможно. Сваливание неминуемо. А штопор довольно простая по исполнению фигура.
08.09.2006 12:50
лЁдчику:

Могу привести несколько примеров самолетов, для которых сваливание в штопор практически невозможно, а вот управлять на парашютирование достаточно легко...
Захар
08.09.2006 14:25
Штопор весч сильно неоднозначная ИМХО, чтобы так просто давать рекомендации по выводу самолета из оного, ручку туда, ножку сюда... Почитайте классиков, Игоря Шелеста, например, чудесные книги "С крыла на крыло" и "Лечу за мечтой", Галлая, Стефановского. Во всех встречаются описания разных случаев со штопорами разных самолетов. В некоторых случаях классические методы вывода из штопора просто неприменимы. Тем более, для тяжелого самолета со стреловидным крылом на большой скорости и высоте. Кроме того, случаев сваливания Ту на большой высоте всего 2 - Карши и пулковский вот теперь, при несоизмеримо большем количестве полетов в подобных условиях, закончившихся благополучно. Рекомендации в таких случаях предписывают не допускать даже срабатывания АУАСП, а при срабатывании - немедленно уменьшить угол атакине то, что как выводить. Слишком маловероятное событие (даже так!) штопор на ВС ГА. Наверное, повторяю уже пережеванное в других ветках, ну и ладно.
SportPilot
08.09.2006 16:46
Слип, Штопор в том числе и плоский на спортивном самолете вещь достаточно несложная, и вывод не требует никаких супернавыков, главное не шалить на малой высоте. Езжай в аэроклуб налетай часов 60-70 на пилотаж и сам все поймешь.
scorpion
08.09.2006 17:05
наверное это черный юмор, ну тут пришло в голову , падали почти 4 мин , знали что писец, шансов нет , вспоминали как в училище выводили из штопора( там 2-ой пилот молодой был мог еще и не забыть) , ну звякнули бы по мобиле Щербакову, мол чо делать? Да еще судя по номеру машинка то старая совсем или я ошибаюсь ?
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru