Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Ракеты против вертолетов

 ↓ ВНИЗ

Nekto
14.06.2006 09:52
Вот нашел такую статью. МОжет прокомментируйте

Советская война в Афганистане стала первым конфликтом, в котором массово применялись ПЗРК против вертолетов и самолетов. Именно здесь советские специалисты отрабатывали меры и способы борьбы с ПЗРК и усиление живучести вертолетов, а американцы - дорабатывали методику применения ракетных систем.
Принято считать, что основным комплексом в руках моджахедов был американский 'Стингер', однако это глубокое заблуждение - в руки 'борцов за веру' попадали и другие, зачастую гораздо более смертоносные образцы.
Итак, после всестороннего анализа советские военные специалисты расставляли ПЗРК в порядке убывания по степени опасности так: "Джевеллин", "Стрела-2М", "Стингер", "Блоупайп" и "Ред Ай".
Попробуем и мы разобраться с результативностью применения каждого комплекса, пользуясь статистикой потерь только вертолетов одного типа - Ми-24, знаменитых 'крокодилов'.
Как свидетельствует беспристрастная статистика, самыми смертоносными ПЗРК были английские 'Блоупайп' и 'Джевелин'.
Однако, при всех плюсах 'Блоупайп' - комплекс не реагирует на термоловушки, мощная БЧ заглубляется во внутренние объёмы цели, после чего детонирует, при малом промахе БЧ самоликвидируется с образованием до 300 удлинённых ГПЭ массой 55гр, существовало и много минусов. Так, работа радиолинии и трассеров на ракете демаскирует процесс наведения и местоположение огневой позиции, использование ручного управления приводит к сильной зависимости эффективности применения комплекса от степени подготовки и тренированности стрелка, его и психофизического состояния. Не стоит сбрасывать и тот факт, что после пуска держать на плече восьмикилограммовый блок с ТПК, производя прицеливание, многим моджахедам (среди которых редко встречались богатыри) было весьма проблематично. По эти причинам обстрел вертолётов вёлся, как правило, не с максимальной дальности в 3, 5км, а с дальности 1, 5-2 км, что примерно соответствовало дальности захвата ГСН 'Стингера'. В то же время высокая заметность оператора, вкупе с низкой - до 500 м/с максимальной скоростью ракеты позволяли советским вертолетчикам 'накрыть' его 'Штурмом' или парой термобарических НАР, сорвав наведение, или же, просто уйти от английской ЗУР.
В итоге за 1982-1989гг попаданиями 'Блоупайп' были сбиты только два Ми-24, притом, один из них, уходящий на базу, добит 'Стрелой-2М'. Этими же комплексами сбивались и штурмовики Су-25, однако, как и по вертолётам, процент попаданий на количество пусков был слишком мал - ракета годилась только для медленного, маломаневренного и слабо вооружённого Ми-8.
Совсем иным оружием предстала модификация 'Блоупайп' - ракета 'Джевелин'. Она обладала максимальной скоростью в 600м/с, для наведения оператору требовалось только совмещать марку прицела с целью, команды вырабатывались автоматически и ракета не демаскировала себя трассером. В отличие от своей предшественницы 'Джевелин' имела уже не ручную, а полуавтоматическую радиокомандную систему, а БЧ, расположенная впереди, проламывала любую броню, к тому же - масса БЧ составляла 3 кг, но, в отличие от "Стингера", была более компактна по длине и обладала значительно большим фугасным действием. Хотя, БЧ 'Блоупайп' и 'Джевелин' были почти идентичны двухмодульная 3 кг БЧ последнего была частично перенесена вперёд, таким образом, что передний 0, 8 кг кумулятивно-фугасный заряд создавал отверстие для проникновения основного 2, 4 кг заряда во внутренние объёмы любой цели, в том числе - тяжелобронированной. Интересно, что имелся прецедент уничтожения БМП-2 этим ПЗРК. Однако главное, что на эти ракеты не действовали ни ЛТЦ, не импульсы "Липы", хотя, в конце концов, радиокомандный канал научились глушить.
Интересно, что лётчики безошибочно распознавали "по поведению" тип ракеты. Очень слабой стороной обеих английских ракет была необходимость сопровождения цели до попадания или промаха. Этим пользовались в парных вылетах. Атакуемый вертолёт маневрировал в пределах 60-70 грд, заставляя ракету "петлять", когда напарник поражал оператора ПЗРК "Штурмом". Действительно, 'Джевелин' оказалась самой эффективной ПЗРК в Афганистане. Из 27 ракет, было захвачено четыре, уничтожено до пуска - два. Из оставшихся 4 ракеты были выпущены по Су-25 - один сбит одиночным попаданием, другой - тяжело повреждён. Из двух пусков по сверхзвуковым самолётам, один обернулся для нас потерей Су-17. Кроме того, 6 ракет были выпущены по Ми-8, при этом, промахнулась только одна, другая же, прошла Ми-8 навылет не разорвавшись. Четыре Ми-8 были уничтожены одним попаданием, с гибелью экипажа и десанта. Из девяти ракет, выпущенных по Ми-24, пять попали , промахнулись три, одна лишилась наведения из-за уничтожения оператора. В итоге было сбито четыре вертолёта - три с одного попадания, один добит ПЗРК "Стрела-2М", один получил тяжёлые повреждения и вернулся на базу. Несмотря на малое количество (как уже упоминалось, в руки к моджахедам попало только 27 этих ПЗРК) и эпизодическое применение, ракеты 'Джевелинн' оставили серьёзный след в истории Афганской войны, сбив 10 боевых летательных аппарата и уничтожив БМП.
Следующей по эффективности применения против советской авиатехники стали советские же ПЗРК 'Стрела-2М' и 'Стрела-2М2'. 'Стрела-2М2' (9М32М2) в СССР выпущена мелкой (700 ед.) серией. Выпуск прекращен в связи с появлением ПЗРК 'Стрела-3', в связи с чем 'Стрела-2М2' была 'сброшена' в 'дружественные страны', в числе которых был и Афганистан. Отличалась от 9М32М охлаждением сенсора до -30њС двуокисью углерода. Однако эти ракеты, доведённые в Китае и Иране почти до уровня 'Стрела-3', совмещавшие неохлаждаемый (для 'Стрела-2М2' - охлаждаемый) ИК сенсор с фотоконтрастным имели меньшую защищённость от ЛТЦ, но, зато, вовсе не реагировали на импульсы 'Липы'. К тому же, оказалось, что эти ракеты могли захватывать Ми-24 с ЭВУ не с 1, 5, а с 2-2, 5 км. Кроме того, 1, 15 кг БЧ 'Стрелы-2М/2М2' обладала кумулятивной воронкой, стальным корпусом запланированного дробления (в отличие от алюминиевого корпуса БЧ 'Стингера') и несла 200 10г шарообразных вольфрамовых ГПЭ.
В связи с этим, стоит сказать, что 'Стрела-2М' могла поражать Ми-24 в жизненно важные части конструкции, прикрытые бронёй, кумулятивной струёй, так и наносить повреждения бронированным агрегатам при близком разрыве тяжёлыми осколками. ПЗРК 'Стрела-2М' при попадании и близком разрыве была на порядок эффективнее против любых тяжелобронированных ЛА - вертолётов и штурмовиков. В целом, по мнению некоторых специалистов 'Стрелы-2М' нанесли нашим Ми-24 в Афганистане больший урон, чем 'Стингеры', если, хотя бы вспомнить те факты, когда, повреждённые 'Стингерами' вертолёты как правило добивались 'Стрелой'. Ещё одним преимуществом 'Стрелы' над 'Стингером' было то, что при 'идеальном попадании' 'Стингеры' били в двигатель. 'Стрелы' били в редуктор и корму, не защищённую бронёй, к тому же, пробивая бронирование редуктора рассеянной кумулятивной струёй.
Полной статистики по 'Стреле' привести очень трудно, так как после 1986 года все поражения вертолетов и самолетов записывались на счет 'Стингера'. Но согласно статистике 'достингеровского' периода этими ракетами сбито по крайней мере четыре Ми-8, два Ми-24 и два Ан-12.
И прежде чем перейти к анализу применения 'Стингеров' стоит сказать пару слов и о FIM-43A 'Ред Ай'. Этот комплекс поставлялся моджахедам в начальный период войны и совершенно отвратительно показал себя в боевых условиях. Сам комплекс создавалась для прямого попадания в цель, чтобы поразить её фугасным фактором, внедрив, затем, внутрь планера тяжёлые осколки, чего в природе практически не происходило.
В принципе, прямое попадание FIM-43A, наносило больше вреда, чем прямое попадание 'Стингера', но его было явно не достаточно, чтобы вывести машину из строя, тяжело повредив, а, тем более, сбить. БЧ 'Ред Ай' имела определённые преимущества, перед БЧ 'Стингер-А', при атаке Ми-24, что, однако, абсолютно нивелировалось моральной устарелостью 'Ред Ай'. Отстрел ЛТЦ снижал вероятность попадания на 80%, малая (500 м/с) скорость и плохая управляемость на траектории позволяла вертолёту легко уходить парой энергичных маневров. Захват вертолёта с ЭВУ мог быть осуществлён с дальности не более 1 км, да и по вертолётам без ЭВУ, в основном, производились пуски почто исключительно в борт с 1-1, 5км. Но, ограниченность ракурсов и дистанции атаки, подставляющая зенитчиков под НАР вертолёта, как и малая точность, вместе с 'пристрастием' к ЛТЦ - не были основной бедой. Ненадёжность как бесконтактного, так и контактного взрывателя приводили к тому, что ЗУР могла пролететь в считанных сантиметрах от корпуса, не разорвавшись, а при прямом попадании - разбиться вдребезги о броню, или же, намертво засесть в дюралевой обшивке. Советские летчики просто игнорировали 'Ред Ай', и, в принципе, были правы - ракеты FIM-43A за 1982-1986гг, сбили только два Ми-24 и один Су-25. После установки на вертолёты станций импульсных ИК помех ЛВВ-166 'Липа' - моджахеды сами отказались от использования оставшихся FIM-43A, так как вероятность их попадания приближалась к нулю.
Первыми в Афганистан в 1985 году попали 'Стингеры' первой модификации - FIM-92A. При сходных характеристиках с 'Ред Ай', однако ГПЭ 'Стингеров' решетили обшивку, в частности, в проекции топливных баков, вызывая серьёзную утечку, а, иногда и пожар, иссекали лопасти несущего и хвостового винтов, могли перебить и тяги управления хвостового винта, пробить гидравлические шланги, не причиняя вреда основным агрегатам Ми-24, защищённым бронёй, в случае везения. Однако, и попаданием одного FIM-92A сбить Ми-24 было практически невозможно. Потому моджахеды практиковали парные пуски, пуски четырех ПЗРК (отчасти - в расчете на большую вероятность промаха по вертолёту, оснащённому 'Липой'), а так же - целые противовертолётные засады с 6-10 комплексами 'Стингер', запасными ТПК и парой комплексов 'Стрела-2М', зачастую, подкреплённые ЗПУ или даже лёгкими МЗА.
Появление, менее чем через год следующей - более точной и помехозащищённой модификации 'Стингер-ПОСТ' (FIM-92B), с массой БЧ в 2, 3 кг, как и усовершенствованных FIM-92A, с повышенной с 0, 93 до 1, 5кг мощностью БЧ увеличило фугасный фактор в 1, 6 раз для 2, 3кг БЧ и всего в 1, 3 раза для усовершенствованной 1, 5кг БЧ FIM-92A.
С середины 1986 года эти, усовершенствованные ракеты, вместе с 800 оставшимися 'Стингер-А' впервые были использованы моджахедами против Ми-24. Однако, первые же попадания подтвердили худшие опасения - одиночным попаданием 'Стингера', даже с 2, 3кг БЧ Ми-24 сбить почти не возможно, если ракета не попадёт в боекомплект, хвостовую балку или хвостовой винт вертолёта, или же, не вызовет пожар топливных баков. То есть - относительный промах 'Стингера' был куда эффективнее прямого попадания в бронеплиту редуктора, экранированного ЭВУ или же в бронированный двигатель. Хотя, 2, 3кг БЧ за счёт фугасного фактора и плотности поля осколков, зачастую, срывала бронеплиту и повреждала двигатель, что было недоступно 'Стингерам' с 0, 93 и даже, 1, 5кг БЧ. Помимо этого, 'Стингер-ПОСТ' (FIM-92B) просто иссекала ГПЭ лопасть несущего винта, из-за чего её эффективность падала на 30-50%. Но жизненно важные, бронированные агрегаты, оказались не по зубам даже новой модификации FIM-92B.
Заметим, что в последней модификации 'FIM-92С' 'Stinger-RPM', используются всё та же 2, 3кг БЧ без изменений, единственное, при атаке вертолёта, ГСН перепрограммируется на соответствующий алгоритм. Однако, даже против Ми-24, не говоря о Ми-28 такая БЧ, без кумулятивных и бронебойных элементов, стержневой схемы, или снаряжённой тяжёлыми ГПЭ, будет просто бессильна.
И этому уже есть подтверждения - 20 августа 2000 года Ми-24ВП в Чечне получил прямое попадание 'Stinger-RPM' в двигатель. В итоге - броня не была пробита, ремонт ограничился заменой двух лопастей несущего винта.
В итоге - 89-ю попаданиями "Стингеров" в Ми-24 было сбито только 18 вертолётов - некоторые из которых были сбиты двумя-тремя ракетами, а так же - комбинацией с ЗПУ, или же, после попадания "Стингера" Ми-24 добивался "Стрелой". На 18 сбитых вертолётов приходилось 31 попадание из 89. 58 же попаданий, вызвали нефатальные повреждения. Однако, после "Джевеллин", которая не применялась массово, статистика попаданий у 'Стингера' была самая высокая - из 563 пусков по Ми-24, 89 ракет достигли цели - около 16%. Сильной стороной "Стингера" было то, что отстрел ЛТЦ (если не превентивный) давал всего 27% "уход" ракеты, против 54% у "Стрелы". Слабой стороной было то, что, особенно, при использовании ЭВУ (кстати, ЭВУ Ми-24 являются самыми эффективными в мире до сих пор, снижая температуру до 370 градусов, струя несущего винта размывая, снижала ещё и контрастность, почти вдвое. В связи с чем, дальность захвата Ми-24 с ЭВУ ИКГСН "Стингера" не превышала 1, 8км. При использовании ЭВУ до 70% "Стингеров" уходили на ИК-импулься "Липы". Летом, большинство пилотов летали, снимая ЭВУ для облегчения и уменьшения миделя и 'Стингеры' это "прощали". По словам одного вертолётчика: 'Липа просто сводила 'Стингеры' с ума, они петляли и изворачивались в её лучах, разрываясь, в конце концов, в паре десятков метров от вертолёта, даже летом, в горах, когда мы снимали ЭВУ для облегчения машин - 'Стингеров' можно было не бояться!' Вообще, неизвестно, сколько "Стингеров" было выпушено "на липу" априори при применении ЭВУ, часто наблюдались пуски с 2, 5-4км, то есть - на сигнал ИК джаммера, так как ГСН далее чем с 1, 8км Ми-24 с ЭВУ "не видела", считается, что более 150-ти. Однако, против Ми-8 'Стингеры' были очень эффективны - только три Ми-8 выжили после одиночного попадания 'Стингеров' и пять - после попадания "Стрела-2М". ЛВВ-166 "Липа" на Ми-8 имела "мёртвую зону", к тому же, вертолёт имел значительно большие, чем Ми-24 линейные размеры во всех ракурсах, низкую скорость и маневренность, тогда как Ми-24 выполняли противоракетный маневр, названный "Фаталист" или "Нахалка", при устойчивом захвате "Стингера" шли прямо на ракету, затем слегка отворачивали вправо, и, за 1-2 секунды до контакта резко "давали влево" с креном под 90, из за инерции, среагировавшая, причём с упреждением на правый поворот, не успевала среагировать на резкий левый и теряла цель. Зачастую, ракета идущая навстречу резко отворачивала на импульс 'Липы'.
В 65% случаев при исполнении этого маневра удавалось избежать, казалось бы, неизбежного попадания, а на Ми-8 такой маневр был попросту невозможен. "Стингер" был очень эффективен против реактивных самолётов - подавляющее большинство Су-22, Су-17 и МиГ-21 были сбиты ракетами 'Стингер'. Очень хорошо проявила себя американская ракета и самолётов, даже столь бронированных как Су-25, в особенности, основные потери от "Стингеров" (FIM-92B), как и в случае с Ми-24 пришлись на первый месяц применения новых ПЗРК душманами. При этом, по сравнению с Ми-24, процентное отношение пусков к сбитым машинам, было значительно выше: - 7, 2% против реактивных боевых самолётов в сумме; 4, 7% против Су-25 и 3, 2% против Ми-24. Зато 18% - в случае применения против Ми-8.


Петрович
14.06.2006 10:26
Nekto:
Комментирую: молодец, что нашел! Следопыт!
14.06.2006 10:51
very intresting
Aga
14.06.2006 22:42
To Nekto:
Уважаемый, очень полезная и познавательная информация, подскажите источник (можно на мыло). Имею профессиональный интерес.
Заранее благодарен.
14.06.2006 23:00
Не А.Шитяков случаем?
Дима Володин
15.06.2006 00:31
Nekto, моджахеды и РПГ по вертолётам использовали небезуспешно. Странно, что в статье про это не пишут.
15.06.2006 09:27
Ракеты плющились о броню Ми-24?
Анонимчик
15.06.2006 13:52
Господа, разрешите свою ложку дегтя. Пилот Ми-24, два раза в Афгане, 83-84, 87-88.
Вопрос первый - кто автор и где это публиковалось?
У меня создалось впечатление, что автор основывается на, мягко говоря, непроверенных данных. То есть когда читаешь, вначале создается впечатление глубокого знания темы, присутствует много терминов, что создает иллюзию профессионализма пишущего. Не думаю, что на самом деле это так.
Ну а далее собственно и идет моя ложка дегтя касательно вышеупомянутой статьи.

Замечания у меня такие вот:

+++термобарических НАР+++
- это какие же? Какие конкретно это С-5 или С-8, марка и модификация ракеты?

+++один из них, уходящий на базу, добит 'Стрелой-2М'+++
+++один добит ПЗРК "Стрела-2М"+++
+++те факты, когда, повреждённые 'Стингерами' вертолёты как правило добивались 'Стрелой'+++
+++после попадания "Стингера" Ми-24 добивался "Стрелой"+++
- честное слово, за два года одиночные пуски помню, в том числе и по нашему экипажу, но такого просто не припоминаю. У меня такое ощущение, что автору просто очень нравится само слово "добит", этакая его сочность, что ли...

+++медленного, маломаневренного и слабо вооружённого Ми-8+++
- скорости в условиях высокогорья что у Ми-8, что у Ми-24 были практически одинаковы, а маневрировали вертолеты Ми-8 с теми же кренами и тангажами, что и двадцатьчетверки. По вооружению Ми-8. Приведу пример, что присутствовало на борту при вылете Ми-8МТ с площадки Гардез (превышение 2340 метров) на минирование в район Хоста: носовой пулемет ПКТ борттехника, кормовой пулемет ПКТ (калибр ПКТ - 7, 62), за которым сидел минер-лейтенант, АГС-17 в проеме двери - сержант-минер, два блока Б8-В20. Правак, как правило, не сидел куклой на ПМВ, а при необходимости работал через сдвинутый правый блистер из своего АКС или АКСУ.

+++с дальности 1, 5-2 км, что примерно соответствовало дальности захвата ГСН 'Стингера'+++
- если я правильно помню, то эффективная дальность по наклонной захвата головки СН "Стингера" - это порядка 3, 5 км. Было пару случаев, когда на высотах порядка 6 тысяч "Стингером" доставали Су-25. Но на моей памяти это единичные случаи.

+++хотя, в конце концов, радиокомандный канал научились глушить+++
- можно указать систему глушилки? Я не знаю в то время такого оборудования на Ми-24.

+++Этим пользовались в парных вылетах. Атакуемый вертолёт маневрировал в пределах 60-70 грд, заставляя ракету "петлять", когда напарник поражал оператора ПЗРК "Штурмом"+++
- ситуация оторвана от жизни. Обьясняю. При пуске, когда он замечен, в первый момент вообще непонятно, по кому идет ракета. Рабочая дистанция пары Ми-24 в небе ДРА - это порядка километра - полутора. В 83-84 годах, когда работали на больших высотах, и пуск был замечен, действительно, пара разваливалась (я специально употребил такое слово, потому как времени на роспуск не было), сваливались с большим креном на снижение и дачей ноги и с отворотом в сторону пуска. По пускам "Штурмов" - во-первых, их не всегда было валом, и использовались они по точечным целям, как правило, при проведении масштабных операций и зачисток зеленки. Да и аппаратуру нужно держать постоянно включенной, а это ресурс, по этому поводу гундели сильно вооружейники. У ракет также существовали ограничения по количеству взлетов-посадок, на то время порядка пяти. Так что никто постоянно "Штурмы" с собой не возил, цепляли только тогда, когда возникала соответствующая задача.

+++другая же, прошла Ми-8 навылет не разорвавшись+++
- по всем в/ч в Афгане постоянно шла информация о потерях и боевых повреждениях летательных аппаратов, был и неофициальный канал распространения, сами понимаете, но такой инфы я не помню. Стрелковое, ДШК, даже ЗГУ навылет - соглашусь, но чтобы ракета - сомневаюсь очень сильно. Это какой же энергией на достаточно большой высоте надо обладать, чтобы пробить вертолет навылет? Ну хорошо, пускай даже и на ПМВ - но все равно не помню...


+++'Стрелы' били в редуктор и корму, не защищённую бронёй, к тому же, пробивая бронирование редуктора рассеянной кумулятивной струёй+++
- если говорить о бронировании Ми-24 в верхней части фюзеляжа, то это: броня, которой закрыт на двигателе НР-3А(В), маслонасос редуктора, гидровлок АГС-60. Полностью редуктор ВР-24 не бронирован. И что такое эта самая рассеяная кумулятивная струя? Теряется смысл кумулятивного эффекта.

+++моральной устарелостью 'Ред Ай' - плохая управляемость на траектории+++
- как может управляться ракета с инфракрасной головкой самонаведения? Работа-то выглядит так: сопровождение цели - захват - пуск. Все. Дальше сама.

+++а при прямом попадании - разбиться вдребезги о броню, или же, намертво засесть в дюралевой обшивке+++
- ну, это ВАААЩЕ, с моей точки зрения - из разряда датого дяди летчика в школе (а сам на училку симпатичную в это время пялится!) :-)))))

+++Советские летчики просто игнорировали 'Ред Ай', и, в принципе, были правы - ракеты FIM-43A за 1982-1986гг, сбили только два Ми-24+++
- согласен, "Ред-Аи" были неэффективны, но в воздухе игнорировать что-либо, тем более в небе Афганистана - это себе дороже! Я, например, в любой момент был готов выйти из борта, а в случае неуправляемого полета - и без команды. Согласно Инструкции экипажу.

+++ГПЭ 'Стингеров' решетили обшивку, в частности, в проекции топливных баков, вызывая серьёзную утечку, а, иногда и пожар, иссекали лопасти несущего и хвостового винтов, могли перебить и тяги управления хвостового винта, пробить гидравлические шланги, не причиняя вреда основным агрегатам Ми-24, защищённым бронёй, в случае везения. Однако, и попаданием одного FIM-92A сбить Ми-24 было практически невозможно. Потому моджахеды практиковали парные пуски, пуски четырех ПЗРК (отчасти - в расчете на большую вероятность промаха по вертолёту, оснащённому 'Липой'), а так же - целые противовертолётные засады с 6-10 комплексами 'Стингер', запасными ТПК и парой комплексов 'Стрела-2М', зачастую, подкреплённые ЗПУ или даже лёгкими МЗА+++
- в случае повреждения любого из вышеперечисленного - дай Бог чтобы времени хватило плюхнуться не разбирая куда! А перебитые шланги гидросистемы - у автора, у меня такое впечатление, вообще нет понятия о конструкции хеликоптера Ми-24 и вообще вертолетов. Ну и какого тогда браться за написание статьи с таким одиозным названием?
Про такие крутые засады даже и говорить не хочется - факты (шаблон) в студию!

+++Однако, первые же попадания подтвердили худшие опасения - одиночным попаданием 'Стингера', даже с 2, 3кг БЧ Ми-24 сбить почти не возможно, если ракета не попадёт в боекомплект, хвостовую балку или хвостовой винт вертолёта, или же, не вызовет пожар топливных баков. То есть - относительный промах 'Стингера' был куда эффективнее прямого попадания в бронеплиту редуктора, экранированного ЭВУ или же в бронированный двигатель. Хотя, 2, 3кг БЧ за счёт фугасного фактора и плотности поля осколков, зачастую, срывала бронеплиту и повреждала двигатель, что было недоступно 'Стингерам' с 0, 93 и даже, 1, 5кг БЧ. Помимо этого, 'Стингер-ПОСТ' (FIM-92B) просто иссекала ГПЭ лопасть несущего винта, из-за чего её эффективность падала на 30-50%. Но жизненно важные, бронированные агрегаты, оказались не по зубам даже новой модификации FIM-92B.
И этому уже есть подтверждения - 20 августа 2000 года Ми-24ВП в Чечне получил прямое попадание 'Stinger-RPM' в двигатель. В итоге - броня не была пробита, ремонт ограничился заменой двух лопастей несущего винта+++
- смотри мой предыдущий комментарий. Экранированное ЭВУ - обьясняю - это масло масляное: экранированное Экранно- Выхлопное Устройство. Насчет бронирования я уже говорил. Попадание ракеты в двигатель и всего-то замена лопастей - просто не верю.

+++Летом, большинство пилотов летали, снимая ЭВУ для облегчения и уменьшения миделя и 'Стингеры' это "прощали". По словам одного вертолётчика: 'Липа просто сводила 'Стингеры' с ума, они петляли и изворачивались в её лучах, разрываясь, в конце концов, в паре десятков метров от вертолёта, даже летом, в горах, когда мы снимали ЭВУ для облегчения машин - 'Стингеров' можно было не бояться!+++
- это опять говорит о полном незнании автором самой фактуры военной авиационной жизни - попробуй-ка сними что-то с борта без разрешения инженера ВЭ! У борттехника потом полна жопа огурцов будет! Можно и по-другому сказать: поимеют такого бортача по самые помидоры:-)))) Липа создает (во-всяком случае, так мне рассказывали инженера) кольцеобразное излучение на расстоянии порядка 300 метров от вертолета, вот на него и реагировали ракеты, и уходили соответственно на него, но никак уж не петляя и изворачиваясь! Осталось еще добавить "шипя" - и тогда картинка будет полной!

+++ЛВВ-166 "Липа" на Ми-8 имела "мёртвую зону"+++
- так называемую "мертвую зону" Л166В2 имеет что на Ми-24, что на Ми-8, это передняя полусфера летательного аппарата. Сейчас, станция, по-моему, уже называется "АДРОС-КТ-01А".

+++Ми-24 выполняли противоракетный маневр, названный "Фаталист" или "Нахалка", при устойчивом захвате "Стингера" шли прямо на ракету, затем слегка отворачивали вправо, и, за 1-2 секунды до контакта резко "давали влево" с креном под 90, из за инерции, среагировавшая, причём с упреждением на правый поворот, не успевала среагировать на резкий левый и теряла цель. Зачастую, ракета идущая навстречу резко отворачивала на импульс 'Липы'. - а на Ми-8 такой маневр был попросту невозможен+++
- о маневрировании после обнаружения пуска я уже говорил, повторяться не буду. А Ми-8 маневрирует ничуть не хуже Ми-24.

Честное слово, господа, устал я от этой статьи. Написано с претензиями, но с полным незнанием реалий. И никакого подкреплениями фактами, к сожалению...

Теперь, как говаривал Остап Ибрагимович: - не надо оваций!
Ну а в управдомы переквалифицироваться я не собираюсь!

Всем удачи!


Jak
15.06.2006 15:19
Согласен с анонимчиком. У меня тоже два афгана за плечами, только на Ми-8, и подобные рассуждения неизвестного автора заставляют усомниться в его компетентности.
15.06.2006 16:40
Анонимчик> Вопрос первый - кто автор и где это публиковалось?

Судя по стилистике, автор - Андрей Шитяков, член союза писателей, фанатеющий от Ми-24. Читать порой увлекательно, даже летчики иногда ведутся, но всеже стоит относиться, как к литературному произведению.
Таких "документальных" рассказов уже значительное количество.
Анонимчик
15.06.2006 17:03
2 Аноним
+++Принято считать, что основным комплексом в руках моджахедов был американский 'Стингер', однако это глубокое заблуждение - в руки 'борцов за веру' попадали и другие, зачастую гораздо более смертоносные образцы. Попробуем и мы разобраться с результативностью применения каждого комплекса, пользуясь статистикой потерь только вертолетов одного типа - Ми-24, знаменитых 'крокодилов'.+++

А теперь Ваше: +++Читать порой увлекательно, даже летчики иногда ведутся, но всеже стоит относиться, как к литературному произведению.+++

Тут, с моей точки зрения, как раз и присутствует претензия на научность, поэтому как чистую беллетристику, получается, и нельзя данную статью рассматривать. Неприятно, что люди, те, которые неспециалисты, читают подобное и воспринимают за чистую монету. Лучше уж тогда было все это публиковать под вывеской "Мои рассуждения на тему..."
Вопрос у меня напрашивается такой - и какая польза от таких вот "документальных" рассказов? Писательский зуд удовлетворен? Самолюбование - эвон я как выдал-то! Да не про что-нибудь, а про войну!
Ай да Шитяков, ай да сукин сын!
15.06.2006 17:24
2 Анонимчик
Фиг его знает какая польза. Например: мы же с Вами уже обсуждаем сей труд - уже результат.
Встретив первые рассказы (кажется, как в Югославии один из новейших Ми-24 воевал против пары Апачей), тоже удивлялся. Но потом как-то успокоился: штаты в своих фильмах показывают "супертехнику" без зазрения совести (налогоплательщики в экстазе) - вот и эти рассказы отношу к той же серии.
Анонимчик
15.06.2006 17:41
Ладно, уговорили! Бог с ним, с Шитяковым. Нехай себе пишеть. А мы почитаем...

Всем удачи и чистого неба летающим!
Объект 199
15.06.2006 17:52
Хммм. Термобарические НАР существуют, это и нам, "ползающим на гусеницах" известно... в частности С-8Д и С-8ДМ...

Ракеты С-8Д и С-8ДМ имеют боевую часть с объемно детонирующей смесью; 2, 15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества смешиваются и образуют аэрозольное облако объемно детонирующей смеси. Взрыв по фугасному действию эквивалентен 5.5-6 кг тротила.
Анонимчик
16.06.2006 12:43
Объекту 199
Спасибо! Я их ТТХ видел в прицельных данных, но ни разу работать не доводилось. Поэтому и не знал, что именно они называются термобарическими.
Мои извинения господину Шитякову!
Век живи - век учись...
Еще раз спасибо за науку!
feol
04.07.2006 17:00
Серьёзный вопрос. Какое обычно время подлёта ПЗРК? Как удавалось замечать пуск (по каким признакам), какова вероятность его заметить? Насколько реально вертолёту уйти от такой ракеты и по какой схеме это обычно рекомендовалось делать?
Winwars
31.12.2006 02:51
Странное впечатление... Насколько вспоминается журнал "Авиация и Время" - отличный такой украинский авиажурнал (в России таких - только "Крылья Родины"...), так засады с комбинацией МЗА и ПЗРК были, в том числе с расчётом на пуск с нескольких ракурсов. Хотя, конечно, речь, скорее, шла об использовании всех наличных средств для перекрытия наибольшего фронта на маршрутах полётов или об "гнезде террористов". Вот и пуляли из чего есть и у кого есть. Так что поражение несколькими ракетами - запросто. Но вряд ли часто - самих комплексов не пруд-пруди. Это не муравейник - такого просто не было, чтоб моджахеды тысячами бродили и с сотнями десятками. Для того там наша Армия и была.... Но вот с "добитием" - это здорово. С-300 - можно и "добить". Когда пустил - оценил - добил. А тут - попасть бы вообще. Про МЗА и пулемёты не говорю вовсе - если эфективность их такая, что "добивать" можно (по желанию), так почему вообще ими не сбивать сразу?
В общем, к этому относиться можно так же, как к фантастике Калашникова "Сломаный меч Империи" и коробкам с пластмассовыми самолётами Ту-22М, где краснозвёздный бомбер красуется на фоне горящего авианосца (после БШУ, надо полагать).
Кстати, несколько раз читал про выживание Ми-24 после попадания ПТРК: кто что думает по этому поводу? Читал, что было так в Чечне в первую компанию: после "Конкурса" или "Фагота" вертолёт ещё пролетел немало и сел на блокпосте российских войск и ещё более удивительный случай - Ми-24 пережил ТОУ-2 в ирано-иракскую войну и полетел полтора десятка километров (несколько минут полёта!!!), прежде чем сел на вынужденную. Интересует вот что: как часто ПТРК применялись против вертолётов, как часто - успешно, сильно ли это беспокоило и есть ли вообще статистика?
ConceptX
28.09.2007 16:13
Здрасвуйте Уважаемые господа,
Искал в интернете структурированную информацию относительно бронирования Ми 24 и не нашел.
В связи с этим вопрос.
Что бронировано в Ми 24? Бронирован ли десантный отсек? Какова характерисика брони (сталь или что). Насколько она надежно защищает пилотов от попадания стрелкового оружия? Попадание пуль какого калибра она выдерживает (калашников или пулемет ДШК)? Если сравнивать Ми 24 с Аллигатором Ка 52 у кого броня лучше?
Заранее Большое спасибо за ответ
Полковник
28.09.2007 23:26
Здрасвуйте Уважаемый ConceptX!
Обратитесь по этому вопросу к boyan, крайний раз был он на ветке про СуперХинд.
Думаю, что доступ к интересующей Вас информации у него есть, тем более что человек он технический))))
Досведанья
Анониссимус
29.09.2007 23:35
up



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru