К нарушению фразеологии все свел суд Украиснкой ССР...
09.06.2006 11:58
Тут больше проглядывается момент отношений с Украиной поддели что они сбили еврейский борт и эти самолёты как бы засекречена мол информация. И вообще нагнетают обстановку чтобы выбить побольше долларов из штатав для Украины. Истерия в Крыму вокруг НАТО это тоже из за денег.
Роман Попов
09.06.2006 12:05
Аноним
Нет, все проще и марзматичнее. Рейтинг - и усе. А рейтинг - это реклама, то бишь бабло. Чего они этот фильм за год уже четвертый раз крутят?
09.06.2006 12:08
При радиообмене надо пользоваться не номерами рейсов а давать им клички - наприменр Минск 18 - Было бы проще распознать ответ экипажа земле, -самолёт из Минска вылет 18-00.
09.06.2006 12:26
Роман Попов
Наверное давно никто не сталкивался.
любознательный
09.06.2006 12:28
Земля пухом погибшим, , , , , , , , , , , , , В передаче прозвучала фраза , что один из столкнувшихся самолетов экипаж пытался спасти и управлял им , но на высоте 500 метров самолет клюнул носом и врезался в землю, , , , , , , С высоты 8400 ? Управлялся ? Разьясните пожалуйста!!
09.06.2006 12:33
Домыслы всё это.
Сэр Комби Корм
09.06.2006 12:34
Сразу скажу-фильм не смотрел.Но! знаю точно -состояние диспетчера было пиковое.Почему?Во-первых, я слышал реальный радиообмен и знаю ситуацию в зоне, во-вторых, как я уже писал выше-ситуация воссоздана на тренажерах.В дополнение- сам имитировал действия Сумского, весь облепленный датчиками, была в ОЛАГА такая научная работа, -справился, ну дак это тренажер и был.Параметры потом проверяли-нереально.Хотя это был тренажер, а что вы хотите от реального?
ЛК
09.06.2006 12:41
Анониму.
Молодец!
Особенно понравилось про клички!
Вы знакомы с авиацией? Уж очень дельные у Вас предложения.
Спешите с просьбой к администратору. Неровен час кто-то и успеет прочитать моё сомнение.
Topper
09.06.2006 12:48
Сэр, абсолютно согласен. Возникло иррациональное желание посадить непрошибаемого прокурора за пикет и предложить "отлетать" смену полётов истребительного полка. А г-н Сумской по фильму произвёл впечатление порядочного Мужика, и я его уважаю. Вот тот другой - ... , да что уж тут о нём...
DmitryS
09.06.2006 12:58
Кстати, в фильме было еще утверждение, что, когда Сумской дал команду сменить эшелон одному из самолетов, его экипаж команды не понял, а подтверждение команды дал другой экипаж (Ил-62), а Сумской принял это за подтверждение одного из конфликтующих бортов. Вопросы:
1. Было ли так в реальности (вдруг кто знает)?
2. Могло ли так быть (даже если не было)?
3. Неужели в фразеологии обмена при подтверждении команды не требуется называть свой позывной? Если да, то почему этого не было сделано?
ЛК
09.06.2006 13:08
DmitryS'у.
Быть, конечно, могло.
Там так тесно, что слово вставить, толком, очень сложно. От болтовни башка трещит. Специфика работы такая.
09.06.2006 13:34
Цифровой номер рейса спутать проще чем именной. Я так думаю!
ЛК
09.06.2006 13:48
Ананиму.
Да, там и цифровой иногда сокращают до трёх последних цифр позывного - для упрощения радиообмена. А вы - Нарьян-Мар ..., Екатеринбург ... Ей, Богу, язык сломаешь. Не прав ты, уважаемый.
Topper
09.06.2006 14:03
DmitryS:
Да запросто могло быть. Два экипажа одновременно что-то говорят - слышно либо одного, либо (чаще) просто "радиосвист". То же - если передача диспетчера совпала с передачей экипажа. Сам говорящий при этом может быть уверен, что его услышали, т.к. радио - симплекс или полудуплекс, одновременно говорить и слушать нельзя.
Начало передачи - позывные - могли быть забиты, конец фразы услышал, переспросить не смог (там иногда по полчаса без каких-либо пауз идёт радиообмен) или был уверен, что передавали именно тебе, дал квитанцию. Квитанция должна даваться тоже с позывными, но на практике бывало всяко.
jet
09.06.2006 16:09
2 Роман Попов: недавно попалась заметка из японско2й газеты, на филосовскую тему "Влияние СМИ на массы", полемика эта в Японии ведется издавна, еще на заре формирования телевидения, тамошние журналюги монтировали сюжеты, накладывали звучок и, будте здоровы, пиплы! Репортаж о несуществующей катастрофе будоражит умы обыватея! Судебных тяжб по данному поводу не возникает, с работы никого не увольняют, и это на NHK! Смысл, на мой взгляд, в другом, бестселлер, подобные "Пахтакору" ЕСТЕССТВЕННЫЙ продкт ТВ, а не из ряда вон выходящий. Что же касается столкновений, чем не случай в Германии с нашим Ту-154 и др. там еще история с диспетчером? В несовершенстве оборудования им не откажешь, а столкновение произошло?
Роман Попов
09.06.2006 16:14
jet:
Я с Вами согласен
Олег Т
10.06.2006 00:14
Любознательный: ':В передаче прозвучала фраза , что один из столкнувшихся самолетов экипаж пытался спасти и управлял им , но на высоте 500 метров самолет клюнул носом и врезался в землю, , , , , , , С высоты 8400 ? Управлялся ? Разъясните пожалуйста!!'
От Олега Т для любознательного:
Высота начала падения не имеет никакого значения. Но вот то, что по крайней мере один из самолетов не потерял полностью управления - это вполне возможно. Очень жаль, что все думают, будто при столкновении задевшие друг друга самолеты якобы непременно разбиваются в мелкие куски. Нет! Нередко бывает, что происходит лишь частичное касание краешком крыла или киля одного самолета другим. При этом один из столкнувшихся самолетов может получить огромное разрушение, а другой - сравнительно мелкое повреждение. Но это не значит, что второй самолет обязательно должен спастись - при современных скоростях полета даже мелкое повреждение может привести самолет к гибели. НО все-таки - при столкновениях любых объектов - самолетов, кораблей и автомобилей, из двух столкнувшихся объектов один может получить страшные повреждения, а другой - совсем маленькие. Из авиации сразу на ум ничего не приходит, но из кораблевождения вспомните хотя бы столкновение пассажирского лайнера 'Адмирал Нахимов' и сухогруза 'Петр Васев'. Как вы знаете, лайнер 'Адмирал Нахимов' затонул почти мгновенно, а 'Петр Васев благополучно остался на плаву, и не получил почти никаких заметных повреждений, хотя лучше было бы если бы картина повреждений была бы с точностью до наоборот.
А из авиации вспоминаю случай времен японо-китайской войны, когда советские летчики сражались в Китае на истребителях И-15 и И-16 против японских летчиков. И в одном из боев произошло непреднамеренное столкновение (не таран) японского истребителя с советским. Но удар двух самолетов произошел не фюзеляжем а крыльями. В результате этого советский истребитель упал на землю, а японский - сохранил управление, несмотря на то, что у него оторвало 30% длинны левого крыла разумеется вместе с элероном. И только управляясь правым элероном японский пилот смог продолжить полет на несколько сотен километров, где и вполне удачно посадил свой самолет. Так что столкновения в воздухе не всегда бывают смертельны.
Мне сейчас лень копаться в памяти и в своей видеотеке, но вероятно я смог бы найти несколько случаев непреднамеренных столкновений самолетов, когда один из них падал на землю, а второй еще мог продолжать полет. Такие случаи бывали. Например летчик истребитель Николай Терехин в 1941 году летая на И-16 в одном бою совершил двойной таран (хотя вражеских самолетов в этом бою он сбил три). То есть - первый немецкий Юнкерс он сбил обычным способом - стреляя из пушек и пулеметов, но когда расстрелял весь боезапас, то ударил по хвосту второй Юнкерс крылом своего истребителя. Однако, несмотря на то, что вражеский бомбардировщик тут же стал падать, но Ишачок Терехина не потерял управляемости, и продолжал лететь. Тогда Н.Т догнал третий Юнкерс и в пикировании ударил и его. После чего Николай Терехин выпрыгнул с падающего ястребка с парашютом. Он попал в госпиталь, но пробыл там не более двух часов и тут же отправился на свой аэродром. Перевязанный бинтами, семь дней он не летал, а на восьмой сел в истребитель и снова пошел в бой.
Таким образом, столкновение двух самолетов вовсе не означает, что оба они непременно теряют управляемость. Да собственно говоря всем известен случай столкновения советского бомбардировщика Ту-16, и американского истребителя Фантом Ф-4, когда американец задел крыло советского бомбардировщика и чуть не переломил его, а сам потерял киль, но все же смог сесть на свой авианосец, а советский бомбардировщик пролетел тысячу километров до своего аэродрома на честном слове и на одном крыле и тоже вполне успешно приземлился.
А по поводу одного из двух Ту-134, разбившегося в районе села Куриловка, есть у меня подозрение, что они и вовсе не терял полностью управляемости. По моему скромному мнению, не имея возможности дотянуть ни до какого из аэродромов, скорее всего он пытался совершить вынужденную посадку на любую поверхность. Но дело в том, что при достаточно крутом спуске самолет ударившись об землю рикошетирует от нее довольно высоко - вплоть до 500 метров, и от первого удара об землю (а не от столкновения) его фюзеляж разламывается на две-три части. Из-за чего пассажиров разбрасывает по большой площади. Во время всем известного взрыва чеченскими террористами двух самолетов: Ту-134 и Ту-154 один из этих самолетов точно разломился не от взрыва взрывчатки и не на высоте эшелона 10 километров, а падал целым до земли, и только ударившись об нее срикошетировал и разломился в воздухе во время этого прыжка на три части.
Скорее всего, примерно такое же было и в катастрофе Ту-134 в небе Харькова. Разрушение по крайней мере одного из самолетов было только из-за удара об землю.
Алла Тазетдинова пересказывает слова очевидца - пилота самолета Ан-24, который лично видел последствия этого столкновения. 'Самолет - до последнего пролетев водохранилище: он взорвался уже на земле!' Его пилоты до последнего старались спасти самолет. Я думаю, что им может быть только одна оценка: ГЕРОИ.
Мальчиш
10.06.2006 00:46
Олег Т:
Пожалуйста, никогда не копайтесь в своей памяти! Вы всех (ну большинство) на этом форуме очень этим обяжете!
призрак пассажира
10.06.2006 01:00
to: Мальчиш
Пара цитат специально для Вас:
"Пожалуйста, никогда не копайтесь в своей памяти! Вы всех (ну большинство) на этом форуме очень этим обяжете". (с) Мальчиш.
"Неча на зеркало пенять, коли рожа крива". (Народная поговорка).
to: Олег Т.
Я понимаю, что для Вас моё мнее-ние - не больше, чем визг - как вы там выражаетесь - "пакса", - но пишите, это интересно. Это для истории. Вы представляете, что через 10 лет не будет учителей, которые расскажут, как покупать в автомате воду за 3 копейки с сиропом, как мыть в автомате стакан... И что делать с автоматом, если выдаст без сиропа.
И как мы, настоящие совки, поступаем со всякими мальчишами, когда они к нам на дачу лезут воровать клубнику.
Мальчиш
10.06.2006 01:11
призрак:
Яснее можно? Я понимаю, что у Вас на меня зуб из-за "слойки", но причем здесь "рожа крива" (или весь смысл этой поговорки)?
10.06.2006 01:18
to: Олег Т.
Занимательно...но на самом деле пилот не самолета Ан-24 а самолета Ан-2 который летел на высоте 200 метров по МВЛ и увидел как из облаков вываливаются обломки Ту-134 и сразу доложил МДП-это если дословно из уголовного дела.
А вообще как точно надо было эшелон выдерживать учитывая все поправки и.т.д.что бы так встретится....кто летал тот поймет.
Олег Т
10.06.2006 09:03
От Олега Т
к Анониму:
Возможно, Вы и правы, что последствия столкновения видел пилот самолета Ан-2, а не Ан-24, но в фильме сказано точно что Ан-24, а я не счел нужным копаться и проверять в исторической литературе - потому, что это не так важно - кто именно видел. А вот другое гораздо интереснее.
Если бы от столкновения в воздухе самолет Ту-134 развалился бы на куски, то никакой пролетающий рядом с местом катастрофы пилот не смог бы различить в бесформенных кусках тип погибающего самолета. Поэтому резонно предположить, что возможно терявший высоту Ту-134 был относительно целым, благодаря чему пилот Ан-24 (или Ан-2) смог легко опознать его за считанные секунды. И следовательно слова этого пилота в сем документальном фильме полностью сфальсифицированы, что якобы он сказал, будто: 'Видит ОБЛОМКИ падающего Ту-134. Как правильно написал нам Роман Попов создатели фильма не могли поверить, что самолет после столкновения может остаться целым, и поэтому они просто взяли подставных людей, и записали их голос на пленку, что якобы пилот наблюдает обломки, тогда как на самом деле возможно он видел целым падающий самолет
призрак пассажира
10.06.2006 10:24
to: topper
Меня более волнует интервью со "свидетелями", которые занялись мародерством на месте падения одного из самолетов. В фильме ни слова о том, были ли они наказаны, а там - совершенно запредельные вещи. Типа, полезли в кабину, взяли, нашли одно целое тело, в карманах ничего не было... Вот таким надо пятнашку давать строгого.
Хотя... возможно, из глупого, безудержного любопытства.
Я однажды (сразу скажу: не стал писать текст) разбирался с отказом в реабилитации. Мужик один во время войны был расстрелян за измену Родине. А он за красных с Гражданской, коммунист до мозга костей, не был, не состоял, не участвовал, колебался вместе с линией партии. Был предсельсовета. Из материалов дела выяснилось, в т.ч. по его объяснительным, абсолютно грамотным и логичным: охранял БМ-13, если кто знает, что это такое. Было скучно, от нех№й делать штыком трехлинейки из любопытства ткнул в колесо - выдержит или нет? Выдержало. Ткнул еще раз. Не выдержало с громким звуком. Прибежали, дырку рассмотрели, немного СМЕРШа, шлепнули. Дети в начале 90-х спохватились, потребовали пересмотра дела. А что тут пересматривать? Наш-то наш, да такой дурак, что при таких "наших" и врагов никаких не надо. Я потомкам этого говорить не стал...
Так вот, я о мародерах на месте авиакатастроф. Что там америкосы позорные обещали любителям сувениров с мест падения фрагментов шаттла "Колумбарий"? И что получают у нас?
любознательный
10.06.2006 11:23
Олегу Т огромное спасибо за разьяснения !!!!!
Роман Попов
10.06.2006 11:31
У нас мародеры везде... Спросите всех, у кого горели дома, офисы и т.д. Пожарные официально считают все, что найдут, своими трофеями.
Topper
10.06.2006 12:04
Добрый день!
призрак пассажира:
Конкретных фактов я не знаю - крадут или нет. Если не ссылаться на слухи, а приводить только достоверную информацию, ну или хотя бы ту, которой был очевидцем. На военщине оно ведь как - ничего ценного с точки зрения воров в кабине нет, и если на месте катастрофы находят что-либо, то это передаётся руководителю ПСО, какие-то личные предметы передаются семье. Как в ГА - слава Богу, не знаю.
Проблемы воспитания, думаю. Впрочем, это уже уход в оффтоп...
Олег Т:
Как Вы себе представляете "рикошетирование" падающего самолёта на высоту "500 м"? Упругое столкновение, штоль? Не знаю, как и прокомментировать.
В общем, каг я понимаю, тема раскрыта, я признателен и благодарен всем, кто принял участие в обсуждении!
А ведь можем общаццо без ругани и грязи! - и это радует. Всем - всего доброго!
Олег Т
10.06.2006 14:03
Для Романа Попова от О.Т.
Я в принципе согласен с Вашей оценкой телевизионных журналистов. Просто уму непостижимо для чего они лгут, даже там, где они не получат от этого никакой выгоды. И у меня тоже был в чем-то похожий с Вами случай, когда я консультировал одну очень известную у нас в России телегруппу ПЕРВОГО канала, а они потом вдруг создали кучу своих диких версий таких, что зрители со стульев падали от сыплющегося на их головы говна. У меня записаны все их перлы, но не буду никого этим утомлять. Я понимаю, что все мы можем ошибаться (и присутствующие в том числе, и даже профессиональные летчики этого форума тоже не безгрешны), но одно дело когда ошибается частный человек, и совсем другое, когда бред несет киногруппа, которая может нанять хоть десяток профессиональный авиационных консультантов, да мало того - просто доброжелательно настроенных профессионалов задаром подскажут и расскажут им все, что они спросят.
Но уважаемый Р. Попов - есть одна закавыка. Вы написали, что телевизионщики даже не потрудились взять и посмотреть уголовное дело по расследованию столкновения самолетов и гибели команды Пахтакор. Конечно журналисты настолько бесподобно глупы, что действительно могли не потрудится испросить материалы по этому уголовному делу. Но из Ваших слов уважаемый Роман, явствует, будто любой прохожий человек запросто может попросить в прокуратуре или в МАК любое уголовное дело по факту гибели какого-либо конкретного самолета и запросто посмотреть его без всяких препон. То есть, меня например сильно интересуют подробности авиакатастроф, причем не журналистские домыслы, а точные описания которые есть в уголовных расследованиях. Но можно ли их получить?
А почему бы и нет? Ведь там как правило не бывает никаких государственных секретов, например если пилот А неправильно услышал приказ диспетчера и произошла авария, то разве есть тут какой-нибудь секрет от общества? Или у самолета лопнула одна из тысяч деталей - это ведь не государственный секрет?
А меня в частности очень интересуют перегрузки, которые получают пассажиры в момент ударов самолетов об землю. Дело в том, что зачастую самолеты падают во время взлета или посадки, когда у них выпущены все закрылки и предкрылки, а также шасси, поэтому скорость самолетов в посадочной конфигурации гораздо меньше обычной рейсовой. А ведь перегрузка в момент удара любого тела зависит как квадрат его скорости, и из-за того, что посадочная скорость гораздо меньше, то и ударные перегрузки тоже гораздо меньше. И есть подозрение, что пассажиров самолетов убивает вовсе не удар, а другие факторы. Например, присутствующий на этом форуме Аноним (я не знаю который именно) привел в пример один самолет, который более менее успешно аварийно приземлился, и его фюзеляж не получил практически никаких повреждений, но из-за трения о бетонку возник небольшой пожар, и все пассажиры погибли даже не от огня, а только от удушливого дыма.
Поэтому у меня есть подозрение, что во многих случаях пассажиры гибнут вовсе не от удара, а от других факторов. Например - утверждают, что многих пассажиров рассматриваемой нами катастрофы случая гибели команды Пахтакора вообще не нашли, и в их гробы положили обыкновенную землю с места катастрофы. Но по моему скоромному мнению, тела ненайденных пассажиров скорее всего оказались под водой, и их далеко не сразу нашли, а когда нашли впоследствии, то государственные власти постарались скрыть эти позорные факты от народа.
Все зрители того фильма конечно подумали, будто тела пассажиров якобы размазало в мелкий фарш, и дескать по этой причине их нельзя было найти. Но обратите внимание на сообщение 'призрака пассажира', о том, что мародеры нашли в кабине одно почти целое тело. Насколько целое? Это конечно никого не заинтересовало:
А дело в том, что если это была кабина пилота, то она расположена в самом носу, и если самолет якобы ударился носом, то вся кабина превратилась бы всмятку, и там не то что почти целого тела - а вообще ничего не удалось бы разобрать. Но если тело было 'почти целым' а может и вообще целым, то значит удар возможно был не так уж и силен, а этот человек погиб от совсем других факторов? Но самое главное - если осталось целым тело одного из членов экипажа - командира самолета или второго пилота - сидевшего в самом носу самолета - то есть в самом опасном с точки зрения удара месте, то значит и тем более должны были остаться более-менее целыми тела пассажиров - просто их могло разбросать по окрестностям и в частности забросить в реку или озеро, и просто их сразу не нашли.
Конечно большинство профессиональных авиационных специалистов тут же набросятся на меня - дескать гнать его в шею с нашего форума - ЭТОГО ГРОБОКОПАТЕЛЯ! Ну да бог с ними. Но я ищу в этом вопросе не мерзкое желание копаться в человеческом горе, а я вижу возможность спасать жизни пассажиров и летчиков в авиационных катастрофах. То есть: от чего погиб вот этот конкретный член экипажа, тело которого 'было почти целым'? Ведь если бы это тело было залито кровью или у него были оторваны руки или ноги - то так ли уж просто мародер полез по его карманам? И есть предположение, что этот погибший член экипажа самолета Ту-134 погиб не от удара, а может от какого-нибудь другого фактора, или если от удара - то от какую-нибудь выступающую металлическую часть кабины. И точно так же пассажиры могли погибнуть не от банальной ударной перегрузки, а от ударов о металлические конструкции впереди стоящих пассажирских кресел. И я сделал предположение, что если бы кресла делать без стальной рамы, о которую бьются пассажиры, а например делать кресса упругими, то большинство пассажиров можно было бы спасти даже при падениях самолетов на землю особенно при авариях происходящих на сравнительно малых посадочных скоростях.
Ведь вот смотрите. Большинство пассажирских самолетов рассчитываются на разрушающую перегрузку примерно 4-5 g. А человек запросто выдерживает ударную перегрузку 30 g. И Один американский пилот ДОБРОВОЛЬНО подвергал себя ударным перегрузкам и выдерживал при этом перегрузки в 50 g - причем он остался жив! Но если поверить, что тот мародер обыскивал тело пилота, то значит кабина того Ту-134 была не смята в гармошку, и следовательно этот конкретный самолет Ту-134 ударившийся об украинскую землю испытал перегрузку в районе не более примерно 5 g - то есть намного меньше, чем гибельную перегрузку для пассажиров 30 - 50 g. Вот поэтому меня сейчас очень сильно интересует величина перегрузки, которую испытывают самолеты в момент удара об землю или воду. Дело в том, что при падении самолета в море, озеро или реку, то вода сильно смягчает удар - В ТРИ РАЗА! По сравнению с самолетом ударившимся с точно таким же вектором скорости в жесткую землю. Но ведь величина всех перегрузок точно фиксируется приборами параметрического 'черного' ящика. Который потом исследует комиссия МАК, и результаты этих расследований храниться вечно. Но вот вопрос: а можно ли их посмотреть? Мне очень хотелось бы посмотреть материалы многих авиакатастроф, чтобы узнать точную величину перегрузок. Или все материалы даже самых простеньких катастроф жестоко засекречены, поэтому зря Роман Попов грешит на журналистов, что они просто поленились взять в руки тома этого уголовного дела - потому, что им все равно никто бы его не дал?
Олег Т
10.06.2006 14:07
для Topper:
Уважаемый Topper! А Вы уверены что высоту 500 метров замерили точно с помощью сантиметра?
Да ее наверняка опредлеляли просто на глаз! и возможно с большим завышением. А вполне вероятно что на самом деле она была гораздо меньше. НО самолеты ударившиеся об землю - рикошетируют довольно далеко - на сотни метров, и да и высота рикошета тоже вероятно может достигать двести- триста метров. Во вяском случае, я видел кадры документальных фильмов, где американцы сбрасывали бомбы со взрывателями замедленного действия, и эти бомбы рикошетировали от земли на сотни метров по дистанции, прежде чем взорваться.
10.06.2006 14:21
Олег Т: Тема не слишком подходит для нравоучений, но, все же, потрудитесь освежить курс физики за 8-й класс средней школы и курс сопромат'а за ?-й курс вуз'а. Может тогда перестанете пороь чушь.
СОЛИДАРЕН с Вами относительно грифов секретности.
Что, например, оскорбительного для памяти погибших или престижа государства будет в публикации текстов расследования катастрофы? Ровно ничего.
Имейте в виду, что целое тело мальчика было найдено не в кабине. В кабине эти "свидетели" (мародеры, по-моему) "взяли" какие-то обгоревшие бумаги - так из комментариев РТР. На@уя им были эти бумаги - ума не приложу. Руки бы оборвал тем, кто лезет брать то, что ему не нужно.
КОМПЛИМЕНТ:
Вы и Viktor типа Ми-2 - чуть ли не единственные на форуме авиационные специалисты, которые в совершенстве владеют русским языком.
И - Вы пишИте, пишИте. Нашу история никто не помнит, не знает. Она была засекречена напропалую. У меня одну заметку про встречу клубов ххх и "Зенит" в Хабаровске в кромешном 1973-м, что ли, цензура отменила. Цензуре с аффтарами общаться было запрещено, но мне потом по дружбе объяснили: "Зенит" - команда ПВО, а
"показывать" (термин церзуры) в печати наличие ПВО на Дальнем Востоке - нельзя. Плакать?.. Смеяться?..
to:topper
Однажды стоял в оцеплении - в лес упал аэроплан. Приказ был правильный: никого не впускать. Выходящих - раздевали до нитки. У кого что находили что-то типа самолетного, тряпочки или подлокотники (я лично вытряхнул из мужика подлокотник кресла - нах он ему был - не могу понять), - везли на нашу губу.
Относительно пожаров. В моем офисе в городе-герое им. Москвы при мне было их ровно два (а вообще, считая с Наполеоном - четыре). После первого оказалось, что из ящика стола исчезнул диктофон и со стола - телефон.
Во время второго охранник героически задержал пожарного (избегайте слова "пожарник" - они на это обижаются), который пер на себе процессор и монитор. Составил протокол, положил себе в караулку (типа стеклянной будки для консьержки), пошел ловить других. Во время отсутствия караулку взломали, спёрли протокол и вещдоки.
А вообще, я пару-тройку раз писал тексты со взрывов-пожаров в Москве, и всегда уцелевшие пострадавшие жители жаловались на пожарных. Да взять те же Норд-ост, аквапарк... Полная зачистка карманов и лишение дубленок.
Особенно приятно, что отменили отсрочки от службы в армии (для служащих в милиции и пожарной охране) для бессмысленных придурков, которых старшие потом толкали на эти преступления. А то, помните: "В №-ском опорном пункте убит 19-летний участковый старший лейтенант милиции". Всем интересно, что он убит, а никого не волнует, откуда в 19 лет можно было стать старшим лейтенантом. "Меня маменька при рождении записала в Семеновский полк" - так, что ли?..
Э-э... Уже поток сознания.
Роман Попов
10.06.2006 15:43
Уважаемый Олег Т! У Вас прямо поток сознания. Вы вообще внимательно читаете, что написано? Я не обвиняю телевизионщиков. Я констатирую, потому что РАБОТАЛ НАД ЭТИМ ФИЛЬМОМ. Свидетельские показания взяты из Инета, материалы уголовного дела - из книги про Пахтакор. Все это нужно было перепроверять. Но на это не было времени и желания. Надо ж побыстрее бабло срубить за фильм - это главное...
Вас может быть и не подпустят к материалам уголовного дела. А любой журнаист, направив запрос, может этого добиться. Лично я проделывал эту процедуру не раз. И во время слествия и после судов. Про архивы я вообще молчу. И отчеты МАКа всегда добыть можно, если только захотеть.
Олег Т
10.06.2006 19:33
Для Анонима:
Если у Вас есть конкретные претензии/обвинения против меня, то поконкретнее напишите пожалуйста в чем их суть. А то я тоже предложу вам освежить Ваши знания например по русскому языку за третий класс, и по арифметике за 1-й.
10.06.2006 20:18
Олег Т:
Читая ваши рассуждения о "рикошете на 500М" и перегрузках 4-5-30-50G, складывается впечатление, что о физике вообще и о конструкции самолета в частности, у вас весьма смутные представления.
Олег Т
10.06.2006 21:06
Анониму, А Вы читайте повнимательнее: перегрузки 4-5 g - - это для самолета,
а перегрузки 30-50 g - это могут выдерживать люди.
Высота 500 м - это не я мерил, и вполне вероятно - что она сильно сфальсифицирована в сторону преувеличения.
AlexUKR
10.06.2006 21:30
2ОлегТ
Брет причём полный. Спасательные плоты А320 и.д.. Ветка по конкретному случаю. Я кстати остатки видел остатки тушек, они в Днепропетровске лежали. Человека знаю которому Ан2 доложил что "чемоданы и люди сыпятся", в районе Николаевки это было. Смене дали до конца доработать, потом пришло ЧК.
Олег Т
10.06.2006 22:00
Призраку пассажира.
Я тоже СОЛИДАРЕН С ВАМИ относительно ненужных грифов секретности. Но лично у меня больше крен в сторону того, что этой секретностью официальные лица стремятся скрыть от общественности истинный ход многих катастроф. Я уже много расследовал, в основном корабельных, но есть и авиационные. И чем дальше, тем больше убеждаюсь, что большую часть людей погибших в катастрофах можно было спасти. Я не имею ввиду предотвращение аварий, как например в этом случае - предотвращение столкновения самолетов, что было бы наиболее радикальным и полезным решением проблемы. Но есть предположение, что можно спасти пассажиров даже у падающих на землю самолетов. Для этого требуются совсем небольшие и относительно недорогие технические решения. Точно так же и против гибели кораблей можно применить простейшие технические решения. Конечно, все профессионалы от авиации на этом форуме тут же презрительно скривят губы: Мол тут тысячи людей над этими проблемами думают. Однако, есть у меня подозрение, что думают они не совсем правильно.
В катастрофах все видят только погибших людей, и никто не задумывается об истинных причинах и следовательно не понимает причин их гибели. Только ли от удара самолета об землю погибают в нем люди? Насколько велика роль вторичных факторов?
Достаточно задать очень просто вопрос на этом форуме, и можно быть в полной уверенности, что ни один даже суперпрофессиональный летчик на него не ответит: КАКОВА ВЕЛИЧИНА ПЕРЕГРУЗКИ в момент удара самолета об землю? Конечно - случаев авиационных катастроф великое множество, и в каждом из них вектор скорости самолета в момент удар был направлен под разным углом, да и сама величина скорости была разной, но все же хотелось бы узнать эту величину. Спрашивается: какой тут может быть секрет? Ведь самолеты бьются по всему миру, и ни одна страна не владеет единолично цифрами этой перегрузки. Однако - в открытой печати эта величина НИКОГДА НЕ СООБЩАЛАСЬ.
А почему? Не потому, ли, что она во многих случаях значительно ниже величины смертельной перегрузки для пассажиров, и погибали они не от удара, а от других факторов - например от дыма при пожарах?
И возможно именно поэтому во всех авиационных катастрофах идет тотальное сокрытие картины разрушения самолетов и особенно причин гибели пассажиров. Как правило журналистов вообще близко не допускают к месту любой авиакатастрофы. Все снимки они делают либо издалека, либо им потом дают их официальные власти. Вот например в прошлом году тяжелый четырехмоторный транспортный самолет в Иране (или Ираке) на взлете упал на четырехэтажный дом. Так журналистам НЕ ПОЗВОЛИЛИ СНЯТЬ фюзеляж этого самолета! Все снимки были сделаны издалека и с такого ракурса, чтобы крупных обломков самолета никто из зрителей не увидел! И так делается в каждой катастрофе. Например при столкновении над Боденским озером - видел ли кто из вас в снятом документальном фильме об этой катастрофе кинокадры крупных частей фюзеляжа и крыльев? НЕТ! Я внимательнейшим образом смотрел этот фильм, и он имеется у меня в записи. И точно так же по подавляющему большинству авиакатастроф (ЗА РЕДКИМИ ИСКЛЮЧЕНИЯМИ)
Вот возьмем разбираемую в этом топике катастрофу столкновения двух Ту-134. А видел ли кто из Вас в этом фильме или в газетах фотографии крупных частей фюзеляжа и крыльев? НЕТ? А почему? Роман Попов обижается на телевизионщиков, дескать им было лень искать и перепроверять информацию. Но тогда может быть в газетах были эти фотографии - например в той же Комсомольской Правде? Тоже небось не было. Это что: сверхсекретные фотографии что ли?
А кроме того: поскольку пилот Ан-2 видел отсеченную и отдельно падающую хвостовую часть Ту-134, то значит удар явно пришелся не по кабине, а по задней части самолета. А это значит, что его пилоты наверняка остались живы после первого удара И ДО САМОЙ ЗЕМЛИ ОНИ ВСЕ ВРЕМЯ ГОВОРИЛИ! Причем их разговор непременно записывался бортовым речевым самописцем! Это условно первый самолет, а второй - который по некоторым свидетельствам сохранил управляемость до самой земли - значит и тем более пилоты второго тоже были живы до удара об землю, и следовательно несколько десятков секунд они все время говорили, пытаясь оценить и исправить ситуацию! Значит, ДВА САМОПИСЦА зафиксировали предсмертные разговоры погибающих летчиков. И все эти записи хранятся в архивах. Заметьте, что я говорю не об переговорах летчиков с наземными диспетчерами, а о внутренних разговорах в кабине самолетов.
Роман Попов утверждает, что нет никакой секретности, и всякий желающий (по крайней мере из журналистов) легко может получить доступ к этим записям и опубликовать их для всего народа. Так же Роман Попов сообщает, что телевизионные журналисты ленивы и пальцем не пошевелили чтобы сделать это. Но ведь у нас в России толпы еще и газетных журналистов. Так неужели никто из них не захотел узнать ЧТО ИМЕННО ГОВОРИЛИ ПИЛОТЫ ПЕРЕД СВОЕЙ ГИБЕЛЬЮ? Или это все-таки страшный государственный секрет? Или просто такие мелочи журналистам неинтересны:
10.06.2006 22:00
Олег Т: Те, про незнание конструкции вы согласны?
> перегрузки 30-50 g - это могут выдерживать люди
Ссылку в студию, плиззз. Ибо, для получения летальной травмы и 1g бывает много. ДоктОра на вас нет, он бы объяснил.
> перегрузки 4-5 g - - это для самолета
Для "пассажира" с трудом соглашусь на 4 в виде верхнего предела. Да и то, с оговорками. Для Ту3 эксплуатационное ограничение - 2.5g, вряд ли там такой ох...й запас.
Bowner
10.06.2006 22:03
Роману Попову:
Роман! Вот Вы говорите, что у вас есть оригинальный сценарий для этой передачи. Хранится в компе. Так выставите его на суд людской. Прямо на этот форум. Все посмотрят на ваши реально добытые факты, которые пределали на РТР.
Bowner
10.06.2006 22:19
Олег Т.
Вам как изобретателю подушек AirBag для пассажиров, советую сначала ознакомится с содержимым сайта Огриш. Там вы легко найдете фотографии, которые скрывают от журналистов. Сделайте это только если вы сильны духом и сможете смотреть на реальные причины гибели пассажиров. Предупреждаю: не слабонервных.
Теперь представьте себя на водительском месте Porsche, разгонитесь до 200 км/ч и протараньте какую нибудь стену. Потом дабы избежать пожара и задымления, попросите кого-нибудь вытащить вас из машины. Оцените физический ущерб, причиненый вам и перегрузку, которую вы испытали. Возьмите себе в расчеты низкую посадочную скорость самолета -- 280 км/ч и пишите диссертацию.
Олег Т
10.06.2006 22:43
Для AlexUKR:
По поводу бреда на счет спасательных плотов А-320. К сожалению на здешнем форуме эта тема запрещенная, поэтому прояснить этот вопрос нам с Вами все равно не удастся. Признаться и я сейчас не уверен в том, что там видно. Но все кинокадры новостей тех дней у меня на компьютере записаны, и на воде в месте катастрофы отчетливо видны шесть небольших надувных конструкций. Если вы догадаетесь что это - я буду рад. Могу даже и Вам прислать для просмотра.
А то, что Вы видели останки тех тушек - так это ни о чем не говорит. Ведь после каждой авиационной катастрофы всегда остаются обломки самолетов, и их обязательно кто-то видит. Но вот проблемка в том, что НИКТО из обычного народа НЕ ВИДЕЛ фотографий крупных частей тех самолетов.
А кроме того, есть и еще один пикантный вопрос. Из читающих этот форум непрофессионалов, никто не знает одну секретнейшую подробность. После каждой авиационной катастрофы, всегда стараются собрать обломки разбившегося самолета в одном месте и сложить из него как бы целый самолет - чтобы проверить расположение трещин и отсутствующих частей - чтобы прояснить конструкторам картину разрушения каждого погибшего самолета. При этом все тщательно фотографируют и снимают на кинопленку. НО ВСЕ ЭТИ ФОТОГРАФИИ СТРАШНО ЗАСЕКРЕЧЕНЫ ОТ НАРОДА. Их никогда не публикуют даже в книгах по авиации!
Например, после второй мировой войны было несколько катастроф с первым пассажирским английским реактивным . самолетом 'Комета'. Три таких самолета с перерывом по годам упали в открытое море и естественно утонули на глубине. Так вот, все эти ТРИ самолета англичане с огромным трудом нашли на дне моря и подняли. Причем подняли ВСЕ ОБЛОМКИ, лежащие на дне. И из них потом собрали почти целые самолеты, чтобы установить причину аварий, которая сейчас всем известна. Несомненно, что собранные из кусков самолеты многократно сфотографировали и сняли на кинопленку. НО НИКОГДА ПОТОМ ЭТИ фотографии и кинопленки народу не показали!
Олег Т
10.06.2006 22:46
Для Bowner:
Кимньте сначяала адресок сайта Огриш с которого Вы требуете от меня публикации.
А к Вашему сведению - самолет редко пикирует под углом 90 градусов, пототому скорость удара даже 280 км в час - ЭТО БЛИЗКО к касательной по поверхности земли!
Поэтому реальная скорость соударения будет в десятки и сотни раз меньше.
AlexUKR
10.06.2006 22:52
ОлегТ
Я в споры вступать не хочу. Какого хрена гробанулся А320 я на 90% знаю. И как это всё происходит тоже знаю. А вы считайте что там и к чему. Я видел Як52 который в лесопосадку рухнул (движок заклинило), так свиду вроде целый. Только инструктор труп :((, курсанта еле спасли (в реанимации) , вот такая физика. Фоток, переговоров, насмотрелся начитался и наслушался до тошноты, нет там ничего хорошего.
Олег Т:
> Поэтому реальная скорость соударения будет в десятки и сотни раз меньше.
Бляяя, как все запущено то. Учить физику, срочно.
Причина аварий "Комет" была установлена в испытательном бассейне. Собраные обломки только подтверждали выводы. А на счет всех, так поднять их _все_ с той глубины и на той площади просто не представляется возможным. Ни тогда, ни сейчас.
> НО ВСЕ ЭТИ ФОТОГРАФИИ СТРАШНО ЗАСЕКРЕЧЕНЫ ОТ НАРОДА
Открою вам страшную тайну. Для _неспециалистов_ там нет _НИЧЕГО ИНТЕРЕСНОГО_.
777
11.06.2006 08:10
Олегу Т.
Уважаемый! Вас же просили быть лаконичнее.(см.выше)
И обратите внимание на ТЕМУ форума. Ей Богу, времени жалко.
Хорошая идея! Я поищу. Просто файлов было несколько. Я переделывал и переделывал, поскольку они хотели жареного. Но я при этом все равно не врал...
Роман Попов
11.06.2006 11:28
Bowner
Эпизод 1.
Сколько существует авиация, столько времени и происходили авиакатастрофы. Они - наша расплата за скорость. Вот только в советские времена об этом старались не говорить. Катастроф в СССР как бы официально 'не было'. О них объявляли только тогда, когда молчать было невозможно. Например, когда в результате катастрофы гибли люди, известные всей стране.
Тайна гибели 'Пахтакора'
Эпизод 2.
11 августа 1979 года из Челябинска в Кишинев вылетел Ту-134 с бортовым номером 65816. Управлял лайнером экипаж во главе с командиром Алексеем Тараненко. В Воронеже самолет совершил промежуточную посадку. Одни пассажиры покинули борт, другие поднялись. В 12 часов 49 минут 'тушка' взмыла в небо и взяла курс на столицу Молдавии. На борту самолета находились 7 членов экипажа и 82 пассажира. В том числе - 24 ребенка, большая часть из которых летела на отдых.
Через 22 минуты из Донецка вылетит Ту-134, бортовой номер 65735. Этот самолет следовал из Ташкента в Минск с промежуточной посадкой на Украине. Лайнером управлял экипаж из 6 человек под руководством Анатолия Комарова. На борту этой 'тушки' находились 77 пассажиров, среди которых были 12 детей и 17 футболистов команды 'Пахтакор'. 13 августа им предстояло сыграть очередной матч чемпионата Советского Союза с минским 'Динамо' в столице Белоруссии.
Эпизод 3.
Защитник московского 'Спартака', лучший игрок СССР 1972-го года Евгений Ловчев (синхрон):
02.29.03
- Вот где-то в середине 70-х годов в Ташкенте появилась симпатичная команда, появились симпатичные футболисты, это Володя Федоров, они прошли через юношескую сборную, через молодежную сборную, Миша Ан, кореец, Вася мы его звали, Василий Степанагис, он как раз в 74-м году отыграл, а потом в общем то зов предков, он уехал к себе на родину, родители уехали в Грецию.
Во второй половине 70-х 'Пахтакор' знали все фанаты Советского Союза. В 1978-м году эта молодая и, как все считали, очень перспективная команда в прямом смысле слова ворвалась в высшую лигу. 'Пахтакоровцы' выиграли у чемпионов страны - тбилисского 'Динамо' со счетом 3:0. Дважды сыграли вничью с киевским 'Динамо'. Выиграли у третьего призера всесоюзного чемпионата - донецкого 'Шахтера' 2:1, получив звание 'Гроза авторитетов'. Лидер команды Михаил Ан тогда вошел в число 33 лучших футболистов СССР.
Вратарь и спортивный комментатор Владимир Маслаченко (синхрон):
00.08.09
- Вообще-то 'Пахтакор', я вам скажу, это такое своеобразное, если хотите, явление в тогдашнем нашем футболе. Команду курировал лично Рашидов, первый секретарь республиканского комитета партии. Я с ним встречался, по случаю, но встречался. Он произвел очень хорошее, благоприятное впечатление, интеллигентнейший человек, оказывается разбирался во всех делах с точки зрения руководителя хорошего. Он понимал, что надо.
Эпизод 4.
Секретарь ЦК компартии Узбекистана Шараф Рашидов неплохо разбирался в спорте - его сын был стрелком. Поэтому Шараф Рашидович лично вникал во все проблемы футбольной команды. Рядом с дачей секретаря для 'Пахтакора' построили тренировочную базу - с гостиницей, сразу тремя полями и стадиончиком на 10 тысяч мест.
Вдова тренера 'Пахтакора' Идгая Тазетдинова, Алла Сергеевна (синхрон):
49:00
- А что Шараб Рашидович большое внимание, жили люди тяжело, значит, не имели жилья. Он пытался выделить жилье. Значит, был поставлен вопрос об обучении ребят и что бы они готовились к более большим задачам, что бы они учились в ВУЗах и в первую очередь в физкультурном институте. Что бы они могли уже дальше предавать мастерство свое и стать тренерами.
50:00
Было поставлено. Ну и, конечно, были льготы какие-то. Вы все знаете, что в то время тяжело было, были магазины какие-то, ребята не могли же обеспечить семью, живя на сборах постоянно. Они не могли заниматься постоянно семьей, поэтому в конце сезона, обычно был, значит, список предметов, которые хотелось бы иметь семье. И они были. Но это. Сейчас об этом говорить смешно, это какие-то люстры, или какая-то мебель или какая-то одежка для детишек или какая-то посуда. Сейчас все доступно. Этот вопрос сам по себе отпадает. А в то время, да - это было тяжело и эти льготы были предоставлены. Хотелось, чтобы спортивная дружная команда, она и жила и ощущала себя комфортно, что бы силы отдавали не на вот эти разные бытовые мелочи, а чтобы они себя отдавали спорту, чтобы они росли со своим мастерством.
Для Рашидова победы 'Пахтакора' всегда были делом чести. Вся партийная верхушка СССР знала о негласном противостоянии между Шарафом Рашидовым и секретарем ЦК компартии Украины Владимиром Щербицким, курировавшим киевское 'Динамо'.
Вратарь и спортивный комментатор Владимир Маслаченко (синхрон):
00.12.18.
- В республиках обязаны были быть команды маяки, команды Стахановы, Гагановы, понимаете, и не потому что таково время, и так велела партия, не поэтому. Потому что любовь народная, она должна была каким-то образом быть выражена в достижениях той или иной команды. Почему, потому что по сути дела, как бы не развивался футбол в республиках советских, все равно ориентир первая команда. И все остальные, так или иначе подпитывались, и в свою очередь работали на эти команды. Одна их, или несколько, это другой вопрос, но лидер обязан был быть. Каким бы ни был футбол на Украине, беря днепропетровский 'Днепр', или скажем 'Шахтер', те же 'Карпаты', понимаете, 'Черноморец' с потрясающей вообще футбольной историей, это же истоки развития футбола вообще в нашей стране, на нашей территории, и тем не менее был один клуб киевское 'Динамо'. Он курировался конечно же Владимиром Алексеевичем Щербицким, и естественно эта команда была приоритетной, и туда лучших игроков.
Эпизод 5.
Полет двух Ту-134 проходил через зону ответственности Харьковского районного центра управления воздушным движением. Здесь постоянная высокая интенсивность полетов. Через зону проходят 14 трасс, которые пересекаются в 15 точках. За сутки пролетают до 660 судов, за часы 'пик' - до 66. А 11 августа 1979 года в 13 часов 35 минут под контролем Харьковских диспетчеров находилось до 28 самолетов. Часто - особенно летом - из Москвы в Крым через Харьковскую зону следовали и так называемые литерные рейсы.
Эксперт по безопасности полетов Валентин Дудин (синхрон):
00.26.15
- Литерный - это название рейса, оно и сейчас существует это название для ВИПов, раньше такого не было у нас понятия ВИПы, а были скажем ну значит важные лица, вот. Этот рейс был на недельном плане. Брежнев только убыл в отпуск, это за 2 дня до этого случая, и Черненко, как так сказать его оргсекретарь, он должен был выполнять ему обычный рейс для взаимодействия.
Эпизод 6.
Некоторые из футболистов 'Пахтакора' оказались на борту самолета, летящего в Минск, совершенно случайно.
У капитана молодежной сборной СССР по футболу Михаила Ана болела нога. Он не должен был играть в Минске. Но Миша пришел в ташкентский аэропорт проводить товарищей, и ребята в последний момент уговорили его лететь с ними в Белоруссию 'за компанию'. Миша Ан панически боялся полетов. Всякий раз перед взлетом он вжимался в кресло, закрывал глаза и всегда пристегивался ремнями безопасности.
А 18-летний Сирожиддин Базаров должен был вылететь в Минск накануне, с командой дублеров. Но в Ташкент приехал отец Сирожиддина, и юноша попросил отправить его в Белоруссию именно 11 августа, с основным составом 'Пахтакора'.
Это был не 'его' самолет.
Вдова тренера 'Пахтакора' Идгая Тазетдинова, Алла Сергеевна (синхрон):
07:07
- Предчувствие было , предчувствие было, наверное у моего мужа, еще за долгое время до того, как случилась эта трагедия. Потому что в 78-м году они летели с Индонезии. Попали они в турбулентность и тогда, в общем, они ощутили весь ужас той ситуации, которой их тогда постигло. И где то за два, за три месяца вот муж мне начал говорить, какие-то странные вещи, которые никогда в нашей семье не принято было говорить. Он говорил, что бы он мне советовал делать, когда его не будет. Меня эти слова очень удивляли и задевали как-то. Создавалась обстановка определенная нервозная в семье.
Я не могла понять причины вот его этого беспокойства, но, как всегда в семье,
08:00
задавала вопрос: 'Ну а как же я без тебя, если тебя не будет?' А он говорил: 'Я вернусь, я вернусь ветерком, ты ощутишь мое прикосновение, я рядом всегда буду.' Ну и все это воспринималось, конечно, как шутка, хотя в общем общий осадок был ужасающим.
Нехорошие предчувствия перед полетом были и у других футболистов, а также у членов их семей. Жене атакующего полузащитника 'Пахтакора' Владимира Макарова приснилась мама, умершая десять лет назад. Алла Макарова знала, что покойник - это не к добру. 'Значит, он хочет кого-нибудь с собой забрать, ' - подумала Алла. Самому Владимиру Макарову в ту же ночь приснилось, как он стоит перед зеркалом, а у него выпадают волосы. Атакующий полузащитник 'Пахтакора' расценил этот сон, как очень плохой.
О плохих снах накануне полета рассказывала и жена капитана 'Пахтакора' Александра Корченова. Людмила Корченова уговаривала мужа не лететь в Минск. Даже плакала. А он успокаивал ее: 'Летим всего на три дня.' И даже выйдя из дома, прежде чем сесть в машину и уехать в аэропорт, поднял вверх руку с тремя пальцами и повторил: 'Всего на три дня!'
А отец форварда Владимира Федорова Иван Васильевич вспоминает, как его сын в тот полет 11 авгучта надел новый костюм.
Отец форварда 'Пахтакора' Владимира Федорова Иван Васильевич (синхрон):
35:24
- Вот он одел костюм новый. Жена еще говорит: 'Чего ты переодеваешь?' Говорит: 'Света, я чего-то чувствую не так, ну что-то мне, ну.' Что-то я, говорит, поэтому все же я, говорит, лечу в Минск. Там хорошие люди, гостеприимно принимают всегда, как вот мы, говорит, там бывали. Говорит: 'Ну ладно, хорошо'. И на этом проводили его.
Вдова администратора команды 'Пахтакор' Мансура Талибджанова Юлдуз (синхрон):
00.03.58. Этот день как раз какой-то роковой день, он настолько был, вот какое-то у него предчувствие было по-моему. Вот говорят даже у всех это было, но вот как было с ним, он днем, когда, по-моему в тот день какая-то игра была что ли, он позвонил мне и попросил сделать пельмени, это его любимое блюдо. Ну я приготовила, сижу жду его, и нету, нету, и вдруг он заявляется, просит прощения, говорит что зашел к маме, ну и там братья у него, перед отъездом. Там он поел, выпили они, и вернулся он домой где-то часам к 9-ти, с извинением что не успел прийти к ужину. Ну и этой ночью он был вообще такой беспокойный, мы всю ночь с ним не спали. Он то просил чаю, то просил там арбуз порезать, беспокойный очень был, начал вспоминать всё свое детство, как вот играл, как учился, затем он вот юношей когда был, как помогал родителям, в общем всё-всё у него, вот как будто фильм, вот он всё это мне пересказал, свое детство, юношество.
Эпизод 7.
Чудом не оказался на борту самолета вместе с командой тренер 'Пахтакора' Олег Базилевич - кумир болельщиков 50-60-х. Базилевич тоже должен был лететь в Минск. Но перед матчем на отдыхе в Сочи заболел его 10-летний сын. И Олег Петрович рванул на черноморское побережье - к ребенку и супруге. Оттуда он намеревался вылететь в Минск. Но в Сочи ему позвонили и сообщили об авиакатастрофе, в которой погибла вся команда. Некоторые фанаты потом угрожали Базилевичу. Считали, что произошла диверсия: мол, наша ташкентская команда погибла, а заезжий тренер остался жив!
Спортивный журналист Владимир Сафаров (синхрон):
55:21
- Вы видите, Базилевич, конечно, у него, он пришел в Пахтакор, у него были обязательства все таки перед Армейским Московским клубом ЦСК: Вообще-то Базилевича в Ташкенте любили, как тренера, команда играла не плохо, а когда он ушел, когда стала проблема воссоздания команды, это был очень сложный момент.
Первый зам. Госкомспорта УзССР Нариман Джалалов (синхрон):
01.25.07.
- Я должен сказать, узбекский народ очень любит спорт, в особенности футбол. И вот когда в 56-м году создали команду Пахтакор, вся общественность республики, в том числе партийные и государственные деятели, наряду с другими видами спорта, очень много сил вложили в становление нашей команды, любимой команды Пахтакор.
01.29.07.
- Мы в основном выращивали своих игроков. Очень редко мы приглашали кого-нибудь из других республик, футболистов. И к этому моменту, к 70-му году, у нас были подготовлены такие выдающиеся футболисты как Миша Ан, Федоров, Корченов, Покатилов, Аширов, которые как раз, эта команда была самой молодой командой в Советском Союзе. Средний возраст у них был 24, и если эта команда, эта катастрофа не случилась бы, наверное в этом году, в 79-м году, она была в призерах. Зрелую, хорошую игру показывали. Но нам помогали очень много русские наши братья. Посмотрите, каких мы тренеров приглашали, Борис Андреевич Аркадьев, всемирно известный тренер, Якушин, Вячеслав Дмитриевич Соловьев, Ольшанский, Келлер, вот такие, Елисеев, это выдающиеся личности были.
Эпизод 8.
Заслуженный тренер Узбекистана Аскар Талибжанов, брат погибшего администратора команды 'Пахтакор' Мансура Талибжданова (синхрон):
00.27.39
- Я думаю, действительно в создании коллектива, именно коллектива команды, есть большая заслуга Базилевича, потому что он привил этим футболистам интерес, более в какой-то степени европейский подход в организации, в игровой дисциплине. Действительно когда, в то время футбол был действительно интересный, и своя линия Пахтакоровская была, можно было сразу заметить, да, это играет Пахтакор, потому что, если помните, были случаи, когда Пахтакор в то время обыгрывал даже ведущую команду Украины Динамо-Киев, московский Спартак. И кроме того интерес большой был со стороны болельщиков, поддерживали команду, постоянно стадион, минимум 30-35 тысяч народу всегда приходило на стадион когда Пахтакор играл у себя дома.
00.29.03. Действительно Пахтакор в то время показывал атакующий футбол. Для этого были действительно игроки техничные, агрессивные игроки. Тот же например Владимир Федоров, игрок нападающего плана, обладал хорошими скоростными качествами. Здесь редко таких игроков в то время встречали, даже в составе сборной Союза, таких скоростных игроков. Михаил Ан, диспетчер, организатор всех атак. Вот кроме того еще в 78-м, в 77-м году были игроки, вот Лакис Хаджипанакис, тоже уникум как говорится. Действительно Пахтакор в то время делал большую ставку на атакующий футбол, но это у них получалось, были хорошие исполнители. Ну кроме того, как я уже говорил, тренерские задатки, который умел из этих игроков слепить хорошую команду, организованную, дисциплинированную команду.
8 августа 1979 года у себя дома, в столице Узбекистана 'Пахтакор' принимал ворошиловградскую 'Зарю'. Стоял жаркий летний день. На стадион пришли 32 тысячи зрителей. Первым открыл счет Виктор Чуркин. Но лучший игрок 'Зари' Александр Заваров сравнил его. Мастер спорта СССР Владимир Федоров снова вывел 'Пахтакор' вперед. А во втором тайме Александр Корченов поставил в этой игре красивую, жирную точку. 3:1 в пользу 'Пахтакора'. Стадион ликовал. После игры самые эмоциональные болельщики приветствовали любимых футболистов, свесившись через перила. Они даже в кошмарном сне не могли себе представить, что видели многих из 'пахтакоровцев' в последний раз.
13 августа 'Пахтакору' предстояла игра в столице Белоруссии с минским 'Динамо'. За два дня до этой игры Ту-134 с 17 'пахтакоровцами' взмыл в небо и взял курс на Минск. Никто не сомневался в Ташкенте: они летели, чтобы победить!
Эпизод 9.
11 августа 1979 года в 7.30 утра в Харьковском региональном центре Единой системы управления воздушным движением приступила к дежурству смена диспетчеров исполняющего обязанности руководителя полетов Сергея Сергеева. Более напряженный юго-западный сектор достался молодому диспетчеру третьего класса Николаю Жуковскому. Контролировать работу Жуковского с правом вмешательства в управление воздушным движением Сергеев поручил диспетчеру первого класса Владимиру Сумскому, который отвечал за полеты литерных рейсов. Это было нарушение, поскольку в соответствии с должностными инструкциями контролировать работу 'наземного лоцмана', а тем более вмешиваться в его действия, мог только старший смены или руководитель полетов, а не рядовой диспетчер.
Эксперт по безопасности полетов Валентин Дудин (синхрон):
00.15.30.
- Я могу вам доложить, что, значит, здесь сложилось несколько причин. В их числе, конечно, решающей, хотя и вполне преодолимой, была ошибка младшего диспетчера, который дал настойчиво просившему ему экипажу, который вез 'Пахтакор', он его дважды поднял в районе его действий, первый раз до свободной высоты, тот немножко пролетел, опять - Харьков-центр, ну подними меня, мне же далеко идти.
00.16.08.
- Жуковский, значит, потратил две-три минуты на отчитывание этому борту, почему он ему не дает высоту, хотя этого совершенно не требовалось при той средней обстановке, на связи было порядка 12-ти - 14-ти самолетов у него, все - на разных высотах, кроме вот этой вот пары, которая была неконфликтной, а стала конфликтной. Первый самолет этой пары, он летел с Воронежа, экипаж исключительно молчаливый, он доложил о входе в зону Жуковского и запросил тоже подъем высоты. Тот, оценив, что до идущего впереди на просимой высоте расстояние на пределе разрешенного, сказал значит ему: 'Нет, это не дам пока, пройдешь немножко, значит, потом может быть дам.' И тот молчал до катастрофы. А этот сразу начал просить, и Жуковский его поднял. Вот это основная, скажем наиболее весомая причина события.
Маршруты двух Ту-134 пересекались под прямым углом в районе Днепродзержинска. Диспетчер Николай Жуковский неверно нанес на свой график время пролета Харькова и Краснограда Ту-134, летящим из Челябинска в Кишинев, и потому считал, что интервал прохождения точки пересечения обоими самолетами составляет три минуты. Он ошибочно думал, что сначала ее пролетит один самолет, а через три минуты - другой. А потому дал команду экипажу Ту-134, летящему из Ташкента в Минск, занять эшелон 8400 м, на котором уже шел Ту-134, летящий из Челябинска в Кишинев. В действительности же интервал прохождения точки пересечения самолетами составлял менее одной минуты! Лайнеры оказались на одной высоте 8400 м и неминуемо неслись навстречу друг другу.
Эпизод 10.
Вратарь и спортивный комментатор Владимир Маслаченко (синхрон):
00.02.49.
- Эта печальнейшая новость застала меня как раз в доме, в этот день я должен был вести репортаж. И я просто-напросто вот здесь на диванчике лежал и читал всякую спортивную литературу, ее много было, и даже не понимал, что я читаю. Приходилось повторять, еще раз пробегать глазами, и опять все это дело отвлекало. Я знал этих талантливейших ребят, которые в этот момент там играли. И вы знаете, раздается потом звонок. Я не мог сказать что в прострации полной был конечно, но настроение у меня было жуткое. Я думал о том, что мне надо же еще сегодня вести репортаж, и как быть со всем этим.
00.04.32.
- И раздается звонок, и звонит секретарь парткома телевидения Сергей Кононыхин, ну в общем-то человек, который долгие годы работал в редакции спорта, я его лично благословил на учебу в Высшей партийной школе, давал ему характеристику как руководитель партийной организации редакции, и как член парткома Гостелерадио. И он меня начал наставлять, что я должен сказать, он бесконечно повторялся, вдалбливая мне главную мысль, что в общем-то трагедии нет. Есть несчастный случай, и распространяться об этом совсем, совсем не стоит, потому что это связано еще с кое-какими другими серьезными вещами.
Первая заметка ТАСС об авиакатастрофе появилась на страницах советской центральной печати лишь спустя неделю после Авиапроисшествия. 'Советский спорт' сообщил о прошедших в Ташкенте похоронах футболистов 'Пахтакора', администратора и врача команды. Причины же той трагедии для большинства советских граждан остались неизвестны. Что породило массу слухов и версий.
Вдова тренера 'Пахтакора' Идгая Тазетдинова, Алла Сергеевна (синхрон):
36:23
- Ну версий было очень много. Во-первых, версия была, это был олимпийский год, и тогда Бугаев, по-моему, Бугаев был министр авиации да. Да, он тогда на страницах газет, была статья, что всех олимпийцев привезет безаварийный отечественный транспорт, отечественными самолетами. Значит, вставала, эта версия, что какая-то диверсия после его выступления. Разных много было. Потом шел разговор, что летел литерный рейс, который вели, литерный рейс, это рейс Щелокова, вот.
37:00
Потом была другая версия, что летел президент Украины Щербицкий, да.
21:00
- Я, наверное, думаю, что имею право, говорить об этом. В это время, как и всегда в это время, значит, в этом районе шли учения Днепр. Я когда была в прокуратуре, в линейной прокуратуре, там тогда как раз работал Гарбус, такой юрист, он сказал, чтобы для себя ничего не просите, вы просите путевки,
22:00
вот в прошлом году сбили самолет, он проговорился и осекся. И, этого было достаточно, этого было достаточно, достаточно потому, что даже теперь, уже по прошествии 25 лет, дело находится под грифом секретно.
Что же произошло 11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском?
Эпизод 11.
Наземный магнитофон Харьковского диспетчерского центра и 'черные ящики' обеих 'тушек' дают ответ на этот вопрос.
13.30.40 Белорусский Ту-134: Харьков, 735-й занял 7200, 25 до Днепра.
13.30.46 Жуковский: 735-й, Харьков подтвердил до Днепра 25, занимайте 8400.
13.30.55 Белорусский Ту-134: 8400 занимаем 735-й.
Без проверки взаимного положения самолетов с помощью радиолокатора диспетчер дал команду экипажу самолета с 'пахтакоровцами' на борту занять высоту 8400 м - на которой уже шел другой Ту-134.
13.33.52 Белорусский Ту-134: Харьков, 65735-й, Днепр 8400
13.33.55 Жуковский: 735-му подтвердил Днепр, так... Пока 8400 до команды, встречный
13.34.04 Белорусский Ту-134: Понял, встречный 9, 8400 до команды...
13.34.07 Сумской: 86676-й займите 9600.
13.34.21 Сумской: 86676 Харьков 9600 займите!
13.34.24: Сумской: 735-й, а Вы 9000 займите, над Днепродзержинмком 8400 пересекающий.
13.34.25 Экипаж Ил-62: 9600, 676-й.
13.34.33 В эфире звучит: Понял: 8400.
Второй диспетчер Владимир Сумской, понимая, что сейчас два самолета могут столкнуться, срочно освободил высоту 9000 м. И велел занять ее экипажу 'тушки', летящей в Минск. После этого прозвучало: 'Понял: 8400'. Это роковая фраза. Сумской посчитал, что ее произнес белорусский экипаж, который подтвердил набор высоты и информацию о конфликтном борте. Диспетчер посчитал ситуацию разрешенной. Но в действительности белорусский экипаж в эфир не выходил и важнейшую команду диспетчера не воспринял. А фразу: 'Понял: 8400' произнес штурман третьего самолета - Ил-62. Два Ту-134 будут неумолимо приближаться друг к другу на точно выдерживаемой каждым экипажем высоте - 8400 м. В сплошной облачности - в которой невозможно увидеть стремительно приближающийся лайнер на скорости 700 км/час. Они столкнутся через 1 минуту и 5 секунд после роковой фразы 'Понял: 8400' в 13 часов 35 минут 38 секунд. Через две минуты экипаж Ан-24 доложит на землю: 'В районе населенного пункта Куриловка наблюдаю падение частей самолета. По-моему, Ту-134:'
Эпизод 12.
Отец форварда 'Пахтакора' Владимира Федорова Иван Васильевич (синхрон):
34:00
12 числа утром кто-то звонит. Я взял трубку и по телефону кто, значит, чего разговаривай, слышу только: 'Ой, папа, все.' Я: 'Что такое, что случилось?' - 'Володя разбился, Володя погиб в авиакатастрофе.' Оказывается, это звонила жена. Я говорю: 'Да неправда.' В это время, значит, я чересчур разволновался, ну чуть в обморок не упал, вообще то я сел, - да не может быть. Позвонили еще друзьям, товарищам. Да, говорят , действительно. Лайнер где летел, летела команда Пахтакор, где-то под Дзержинском, сообщили ,
35:00
деревня или село Куриловка, в авиакатастрофе, команда Пахтакор полностью погибла.
Вдова администратора команды 'Пахтакор' Мансура Талибджанова Юлдуз (синхрон):
00.06.01.
- Как раз шел фильм о динозаврах, это только-только фильмы вышли, и вот я с детьми пошла на этот фильм. И возвращаясь домой встретила знакомую, она говорит, слушай, а когда Мансур улетел? Я говорю, вчера. Она говорит, а ты не знаешь что они разбились. Я говорю, как, а где ты слышала. Она говорит, радиостанция 'Свобода' передала. Я конечно, не знаю как я прибежала домой, стала звонить в аэропорт, звоню в аэропорт, а мне говорят это еще неизвестно, перезвоните. И я в панике не знаю, родителям звонить или нет, думаю, а вдруг позвоню, а может это еще не точно. Ну часа два я металась туда, сюда, а потом уже мать прислала машину за мной, а она позвонила мне, говорит, сейчас пришлю машину, говорит, срочно приезжай сюда. Она тоже мне не говорила, но я уже поняла, что случилось. А я приехала с детьми, смотрю у ворот уже там толпа людей, Федерация, в общем конечно было тяжело это всё видеть, но я не могла поверить что это случилось.
Эпизод 13.
Вдова тренера 'Пахтакора' Идгая Тазетдинова Алла (синхрон):
14:00
- Я не выдержала и все равно уехала в это село Куриловку. И значит я там ходила, я нашла прядь седых волос, осколки от самолета, вещи, которые разбросаны были по всему полю. Сожженное это поле пшеничное, рядом лесок небольшой был, осколки от иллюминатора, детали, крыло самолета с номерным знаком. Я вот все это, что могла там,
15:00
что собрала, в сумку положила, и думала, что привезу сюда, хотя бы захороню здесь, что бы что-то было. Нашла я манжет от рубашки своего мужа, пуговица была бритвой, нашла я от джинсы кусок обгоревший, пистон был вырезан. В общем были неприятные происходили в то время так сказать события. И вернувшись в гостиницу, я видела сон. Я видила сон, я видела это поле, и я не видела вот этих вот полуобгоревших вещей, я видела, как будто самородки рубина на поле рассеяны и от них такие идут лучи, но они все были красные.
16:00
И я слышала голос, как будто мне вот прямо рядом со мной, мне Идгай говорил: 'Нас нет, не ищи, не жди.'
Эпизод 14.
А в Ташкенте люди ждали гробы. Власти опасались, что в городе начнется переполох, так как погибшую команду любила вся страна. На площади перед Спорткомитетом болельщики, съехавшиеся со всей Республики, расстелили матрасы. Они ночевали прямо на земле в ожидании скорбного груза. А когда он прибыл, рано утром, в 6 утра, начался стихийный митинг.
Родственникам запретили вскрывать цинковые гробы под страхом суда. На соответствующих документах значилось 'Совершенно секретно'. На самом деле в гробах не было останков, а только песок с места авиакатастрофы. Его и похоронили в братской могиле в Ташкенте.
Эпизод 15.
Вдова футболиста Владимира Собирова Лилия (синхрон):
01.00.46.
- Осознание. Наверное сознание пришло сейчас. Пока молодые, пока молодые, наверное не так, не чувствуется эта утрата. А вот уже с возрастом уже понимаешь, что, где-то по молодости это все равно не так близко. Может быть если сейчас бы у меня это произошло, для меня было это наверное больше горе утраты, хотя тогда тоже. Мы не видели трупов, мы не видели ничего, мы только видели гробы. Поэтому они просто ушли в небытие, в небеса. Мне сон как-то приснился, это прошло наверное, год наверное, но мне вот за 25 лет, в этом году 26 лет, ни разу не приснился. Но приснился мне, через год он приснился. Как будто горы, какая-то хибара, и в этой хибаре мы вдвоем. Смотрю, он уходит, берет сумку и уходит. Я успеваю только окликнуть его когда он поднимается в гору. Я говорю, - ты куда, Володь. Он говорит, - я вернусь. И вот после этого вообще было, думаешь, может быть действительно там, тогда разговор об инопланетянах у нас был, может быть они забрали, именно закручивались вот такие мысли. Конечно это боль, это утрата конечно. Сын вот до сих пор просто по разговорам, по фотографиям только знает отца.
Эпизод 16
Вдова тренера 'Пахтакора' Идгая Тазетдинова Алла (синхрон):
- Вдовы
20:00
получили на руки вот такое свидетельство о смерти. Вам наверное не показывали, нет? Тут такое удивительное заключение, которое попало нам в руки, вместо наших погибших мужей. Значит тут значится 'несчастный случай вне производства, значит, нарушений анатомической целостности тела несовместимости с телом, обугливание.' Вот эти как раз, мало того, что эта бумага пришла в замен наших любимых, и еще такая несправедливость, 'вне производства'.
24:00
- Если можно обратиться, там что бы все таки успокоили нас, уже ребят не вернуть , дети взрослые, память она остается памятью, что бы все таки справедливость восстановить, во-первых, переписать нам свидетельство о смерти. Ребята летели на календарную игру в город Минск, значит, где у них с Динамо должна была произойти не товарищеская встреча, а календарная встреча, и официальный футбольный матч.
25:00
Поэтому хотелось, чтобы действительно, вот седеющие, седые уже родители старенькие, что бы они не брали вот эту позорную бумажку в свои руки, и не обливались слезами из за несправедливости.
Эпизод 17
Ровно через 11 месяцев после столкновения, 11 июля 1980 года в Днепропетровске состоялся суд над диспетчерами.
Вдова тренера 'Пахтакора' Идгая Тазетдинова Алла (синхрон):
20:00
- Вот когда шел процесс, значит, шел он в Днепропетровске, и я летала на этот процесс, где судили двоих судидили??? Сумского, ну диспетчеров Сумского и Жуковскогоского , один из которых сказал, там одна потерпевшая, ну мама, то же трагически погиб ребенок, она пришла на процесс с топором. Он сказал, - если вы считаете меня виноватым, возьмите
21:00
зарубите меня здесь. Это было на следствии. Мы все кто летали, слышали эти слова.
Эксперт по безопасности полетов Валентин Дудин (синхрон):
00.33.32
- Там кричали 'К высшей мере' несколько раз так, в первые дни, а когда поняли что и они, поняли что Сумской пытался сделать. Мне удалось что именно сделать. Я на небольшой магнитофон переписал вот эти вот последние минуты, в том числе ошибочную команду Жуковского, правильную команду, хотя излишнюю, Сумского, потом вторую его правильную команду, и ответ ложный ему, который он принял за правильный. Я когда это прокрутил несколько раз там судьям, ну конечно с разрешения председателя суда этого, потом попросил один свидетель, в смысле защитник, второй, и убедились все, что вот какая была непростая обстановка. Вот это удалось донести до них, но это не так было просто.
В судебном заседании подсудимые диспетчеры Николай Жуковский и Владимир Сумской признали себя виновными частично.
'По заключению авиационно-технической экспертизы основной причиной столкновения самолетов ТУ-134А № 65735 и №65816 явилось грубое нарушение диспетчерами Жуковским и Сумским 'Правил фразеологии и радиообмена' и 'Технологии работы диспетчера'.
Суд приговорил Жуковского Николая Васильевича и Сумского Владимира Александровича к 15 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима.
Эпизод 18.
В тюрьме под Кривым Рогом бывший диспетчер Владимир Сумской провел шесть с половиной лет. Потом его по амнистии условно-досрочно освободили за хорошее поведение. Судимость Владимира Александровича погашена. Он живет в Харькове и до сих пор остро переживает случившееся.
Бывший диспетчер Владимир Сумской (синхрон):
- Вы начало этой истории знаете? Знаете, что несколько эшелонов зоны были перекрыты в связи с тем, что на юг летел Брежнев? А Харьковская зона и по сей день считается одной из самых тяжелых и сложнейших. А в то время она вообще была страшная. И, конечно, после того как литерный рейс пролетел, в нашей зоне оказалось несколько десятков самолетов. Тогда специалисты Ленинградской академии гражданской авиации занимались этим делом и дали заключение, что в тот момент, когда все происходило, обстановка была не подвластна человеческому разуму.
Бывший диспетчер Владимир Сумской (синхрон):
- На суде, когда мне дали последнее слово, я у родственников погибших попросил прощения со словами такими: "Если бы я мог ценой своей жизни вернуть жизни ваших близких, я бы это сделал. Но то, что случилось, уже не вернешь. Я хотел сделать все и делал, чтобы этого избежать. Но у меня не получилось." Вот и все. Я до сих пор не снимаю с себя моральной вины. Потому что, действительно, правильно сказано: нужно было предугадать, что такое могло произойти. Не ситуацию и ее последствия, а такую нагрузку. Но ведь есть степень вины и на других, начиная от руководителя полетов, который так распределил смену. Ой... Так сразу все и не скажешь...
- Вы приговор считаете справедливым?
- Тот, который был? Я даже согласен с ним...
- Правда, что жены футболистов на суде требовали вынести вам высшую меру наказания?
- В зале я ничего такого не слышал. Я могу лишь сказать, что, по-моему, супруга командира минского экипажа, даже в гости нас приглашала после всего. И их экипаж даже подал петицию, чтобы к нам никаких мер не применяли, потому что они, сами работники "Аэрофлота", прекрасно поняли, что в общем-то, грубо говоря, мы были в тот момент козлы отпущения.
Бывший диспетчер Владимир Сумской (синхрон):
- Мне повезло, а тем, кто погиб не повезло. Никуда моя душа не денется:
Это первое телеинтервью бывшего диспетчера Владимира Сумского за 25 лет, прошедших с момента трагедии.
Авиационные правила написаны кровью. Это значит, что каждая катастрофа, каждая авария, каждый инцидент являются уроком для будущих поколений летчиков. Но увы, из трагедии в небе над Украиной уроки извлечены не были. Пройдут каких-нибудь два десятка лет - и уже в небе над Германией днепродзержинская катастрофа повторится с точностью один в один: столкнутся грузовой 'Боинг-757' и Ту-154 с детьми из Башкирии.
В 2002-м году также диспетчер свел два самолета на одной высоте, и также был забит эфир, а 'наземный лоцман' ошибочно решил, что пилоты выполнили его команду на расхождение... Вот только прощения он просить у родных и близких, как Сумской, не стал. А потому был убит Виталием Калоевым, потерявшим всю семью в той авиакатастрофе:
Бывший диспетчер Владимир Сумской (синхрон):
- Такое никогда не забывается. Оно всегда было со мной. Оно остается и по сию секунду. Такое просто нельзя выбросить. Это на всю жизнь. Хотя в нашем случае, я считаю, халатности никакой не было. А было роковое стечение обстоятельств и невезение:
Эпизод 19.
В Ташкенте же после авиакатастрофы стали возрождать команду. Руководители и тренеры всех советских футбольных клубов проявили свое участие. В 'Пахтакор' немедленно откомандировали несколько игроков из ЦСКА, 'Черноморца', московского 'Спартака', кутаисского 'Торпедо' и других.
Заслуженный тренер Узбекистана Аскар Талибжанов, брат погибшего администратора команды 'Пахтакор' Мансура Талибжданова (синхрон):
00.30.44.
- Вначале была паника, что же будет с футболом, что же будет с командой, потому что действительно Пахтакор в то время, ну и сейчас считается как народная команда. И когда вот произошла такая катастрофа, все думали, что же будет с командой, какие игроки будут играть. Но если вы помните в то время дали три года, льготный год как говорится, что за три года дали возможность собрать команду, и в случае неудачного выступления в чемпионате Союза она сохраняла место в высшей лиге. В это время, ну после гибели конечно работали несколько тренеров, со своим видением футбола. Очень много игроков, которые приехали помочь команде, но не все игроки конечно остались в команде. Но что удивительно, здесь тренера сделали правильный подход, что в основном они сделали упор на своих футболистов, которые как говорится готовились в Узбекистане. Ну плюс опытные игроки, которые были приглашены из различных клубов. Ну конечно за три года добиться больших результатов на уровне Союза очень трудно было:
Увы, достичь тех успехов, что были у погибших 'пахтакоровцев', уже было не суждено. Тем более, что вскоре команду оставил тренер Олег Базилевич.
Эпизод 19.
В Ташкенте есть улицы, названные в честь игроков команды. Каждый год в Узбекистане проходят международные футбольные турниры памяти 'пахтакоровцев'. Брат погибшего нападающего 'Пахтакора' Шухрата Ишбутаева Ихтиер играет в футбол. Сын полузащитника Володи Сабирова - тоже стал футболистом. Как и младший сын защитника Алима Аширова Улугбек.
Антуан де Сент-Экзюпери сказал: 'Наши близкие не умирают. Они просто становятся невидимыми'. Так, может быть, самых лучших Бог забрал к себе, чтобы они играли в чемпионате Вселенной?
Вдова футболиста Владимира Собирова Лилия (синхрон):
01.23.56.
- Дай Бог. Если там есть жизнь, почему бы нет. Я же говорю, они фанаты были, наверное и там поле нашли. Может быть они с Манчестером играют, кто погиб. Дай Бог. Мы же не знаем то там. Мы верим в Бога, мы преклоняемся, думаем что есть ад или рай, дай Бог чтобы они были в раю.
Звучит любимая музыка футболистов 'Отель калифорния'.
Надпись:
'Авторы фильма просят прощения у родных и близких погибших, если причинили им вызванными воспоминаниями боль.'
(Конец.)
13.06.2006 14:25
Извините, что не совсем в тему.
В 1973 году в Праге разбился самолет и погибла сборная юниоров СССР по баскетболу. Может кто-нибудь помнит о трагедии?