Роль личности в истории авиации
ЦАГИ в отечественном авиационном комплексе всегда был не просто одним из ведущих институтов. Это воистину колыбель российской авиации, куда рвались на работу лучшие выпускники университетов и авиационных вузов страны, где работали крупнейшие ученые с мировыми именами. Ни один летательный аппарат, будь то самолет, вертолет, дирижабль, космический аппарат, не миновали отработки в лабораториях института. Все крупнейшие прорывы в развитии отечественной авиации пестовались в его стенах.
С учетом этой предыстории наблюдение за нынешним бедственным положением ЦАГИ буквально разрывает сердца все ещё многочисленных романтиков авиации.
Эпоха благополучного 'советского' ЦАГИ окончилась в 1989 году с уходом с поста директора института академика, дважды Героя Социалистического Труда Г.П.Свищева.
Однако с советских времен осталась традиция уважения руководством отрасли точки зрения научного сообщества ЦАГИ, которое, естественно, хотело видеть в качестве своего директора крупного ученого или, по крайней мере, авторитетного инженера, но в любом случае порядочного человека. Следуя этой традиции в последующие годы институтом руководили Г.И.Загайнов (1989-1995 г.г.) и В.Я.Нейланд (1995-1998 г.г.). Увы, им не удалось остановить эволюционной деградации института (потеря лидирующих научных позиций, отток перспективных кадров, снижение реальной зарплаты и т.д.). Как теперь становится ясным, ссылки на общие экономические трудности страны не дают исчерпывающего объяснения проблемы, поскольку в авиационном мире хорошо известны примеры процветающих институтов (ГосНИИАС, ВИАМ), вошедших в капитализм с куда более скромными начальными условиями.
Естественно предположить, что у руководства отрасли возникла спасительная идея: 'а ну их, этих ученых, институту нужен неученый, а менеджер'. Оно может быть и правильно, только где же взять такого менеджера. Взяли его в ОКБ им.Яковлева, которое к этому моменту тоже далеко не процветало. Так в 1998 г. на пост директора ЦАГИ был назначен В.Г.Дмитриев. Как показало время, это стало началом обвальной фазы деградации ЦАГИ.
Вернувшись в цаговскую среду в новом качестве (до 1985 г. В.Г.Дмитриев работал в ЦАГИ в должности начальника сектора), скромный кандидат наук, естественно, испытывал определенный комплекс неполноценности и в стремительном темпе стал наверстывать упущенное: через два года защищена докторская диссертация, выпущено, разумеется, в соавторстве, порядка 20 монографий, третий год продолжается осада цитадели Академии Наук. Не проработав в ЦАГИ и года после назначения, наш герой под юбилей института в 1998 г. наградил себя орденом Почета. Не прочитав на одной лекции в Московском Физико-Техническом институте, стал заведующим кафедрой 'Механика полета'.
А каков же наш герой в роли менеджера-спасителя?
В институте хиреют целые научные направления, средний возраст ведущих научных сотрудников перевалил за 60 лет, российские ОКБ отворачиваются от института и ценой снижения качества проработки новых проектов уходят со своими заказами в другие институты, кадровый состав сократился до четырех тысяч человек. Кадровые потери затронули самое чувствительное для любого научного коллектива: ушли наиболее способные и энергичные специалисты, причем создается такое впечатление, что делается это злонамеренно путем бессмысленного в данной ситуации 'закручивания гаек'.
Ничего не предпринимается в направлениях реструктуризации института и приведения его в соответствие современным потребностям отрасли. А они, эти потребности, есть, вспомним хотя бы громкие проекты истребителя пятого поколения, самолетов RRJ и МС-21. В результате сотни миллионов уходят на отопление пустующих корпусов, разрушается уникальная экспериментальная база, средняя зарплата сотрудников составляет 8 тысяч рублей, базовый ВУЗ ЦАГИ МФТИ кует кадры для банков и коммерческих структур.
При этом вовсю процветают византийские методы руководства: авторитетные руководители специально изолированы от своих коллективов с намерением превратить их в верных холопов. Практически отсутствует процедура обсуждения и принятия решений по актуальным проблемам института. И это во многом связано с личностью директора, который в унитарном предприятии является главным ответственным лицом. В авиационном мире известна убийственная характеристика директора, данная ему одним из ведущих ученых страны, академиком РАН Е.В.Федосовым - некомпетентность.
На что же потрачена недюжинная энергия новоиспеченного авиационного менеджера, на которую так рассчитывало руководство отрасли, назначая его на высокий пост директора ЦАГИ?. Вот краткий перечень его 'успешных' проектов:
ћ Часть одного из внешних корпусов института использовалась, как продовольственный магазин, контролируемый коммерческими структурами. Сейчас эти структуры используют земли, принадлежащие ЦАГИ, для возведения элитных домов (естественно с согласия директора), в то время как молодые и кадровые сотрудники института не имеют никаких перспектив в решении своих жилищных проблем.
ћ Активно ведется распродажа собственности института, причем по весьма сомнительным схемам. В частности совсем недавно крупное внешнее подразделение института (отдел материально-технического снабжения) со складскими и офисными помещениями, подъездными путями было продано за 0.7 миллиона долларов, а через две недели перепродано за существенно более высокую цену.
ћ На территории института расплодилось множество непрофильных коммерческих структур (окна, мебель, паркет, обувь, торты и т.д.), а немногочисленные полупрофильные тоже достаточно далеки от науки.
Вероятно, что такие действия должны быть в поле внимания государственных органов, которые несут ответственность за будущее ведущего института страны.