Мобильная версия
Войти

Памяти Бориса Юрьева

 ↓ ВНИЗ

БОБ
14.03.2006 17:17
49 лет назад, 14 марта 1957 года, года ушёл из жития земного Борис Николаевич Юрьев - один из основоположников вертолётостроения, создатель автомата перекоса несущего винта в классической одновинтовой схеме, проектировщик первого отечественного вертолёта ЦАГИ 1-ЭА.
Один из самых близких учеников "папы" русской авиации Н.Е.Жуковского, Б.Юрьев был и его зятем, то бишь мужем единственной дочери Николая Егоровича - Елены.
Академик, генерал-лейтенант, Борис Юрьев стоял у истоков создания ВВИА им. Н.Е.Жуковского, МАИ, ЦАГИ. Наследие учёного включает работы по теории воздушного винта, экспериментальной аэродинамике, истории авиационной техники и, конечно же, проектированию вертолётов, чему, собственно, и была посвящена вся его жизнь.
Немногие знают, что вместе с тем Борис Николаевич был самобытгым: художником! Его живописные полотна, выполненные маслом, удивительно выразительны. Воистину талант, видимо, всегда многогранен.
Вечная память...
14.03.2006 17:48
.....
Аз есмь
14.03.2006 21:33
.....
рядовой ВВС запаса
15.03.2006 08:17
...
Санти
21.03.2006 09:56
....
Joss
21.03.2006 10:03
И при всём этом - по моему всего одна единственная стелла в его честь на ленинградке 37, напротив Академии. Или ещё есть ?
Крази
21.03.2006 15:29
На Ленинградке бюст установлен. Ешо в Смоленсве, на его родине, персональный Музей есть и памятник. А просторы окияна грузовой корабль бороздит - "Борис Юрьев" именуется... Правда не помню сколько водоизмещение, но вааще немаленький...
БОБ
22.03.2006 00:30
Если сказать более точно, корабль называется "Академик Юрьев". Судя по фото в книгах о Юрьеве, этот сухогруз - действительно масштабное судно. В Смоленске большая экспозиция, посвященная Борису Николаевичу, находится в краеведческом музее. (кстати, подобный раздел имеется и в музее Авиации и Космонавтики в Москве). Насчет памятника в Смоленске не знаю, а вот одна из улиц города его именем действительно названа. Там же имеется и мемориальная доска. Также памятная доска прикреплена на здании ВВИА им. Н.Е.Жуковского и аэродинамической лаборатории МАИ, основателем и первым научным руководителем которой был Б.Н.Юрьев.
Перу академика Б.Н.Юрьева принадлежит ряд объёмных монографий, среди которых, быть может, наиболее известны "Импульсная теория воздушных винтов" и "Аэродинамический расчёт вертолётов". Как высказался еще в 1956 году английский журнал "Авиэйшн мэгэзин", "работы Бориса Юрьева предрешили современное вертолётостроение в мире".
Жизни Б.Н.Юрьева посвящено три книги: В.А.Брагин, Р.П.Брагина "Жизнь и небо"; И.В.Стражева, М.В.Баева "Б.Н.Юрьев"; а также книга вдовы учёного Лидии Михайловны Юрьевой (Б.Н. повторно женился после преждевременной кончины Е.Н.Жуковской) "На волнах времени" - издательство МАИ 1989г. Первые две подробно не читал, а вот книга вдовы, по-моему, весьма неплохо написана. Автор вспоминает о круге близких знакомых семьи, среди которых М.Л.Миль, А.Н.Туполев, А.С.Яковлев, А.А.Архангельский и другие мастодонты авиационной науки и конструкторской мысли. А также и деятели искусства, например, скульптор В.Мухина, живописец И.Грабарь, певцы, музыканты, композиторы. Как-то для нас, простых смертных, все эти фигуры - этакие забронзовевшие звезды на историческом небосклоне. А вот какими они представали в реальной жизни, в кругу общения, интересов - это, полагаю, всегда притягивает внимание.
Ну и, конечно, сама жизнь героя книги, крупнейшего учёного-авиационника, насыщена и событиями, и самыми разнообразными увлечениями. Скажем, вот это яркое пристрастие к живописи, о котором я говорил в первом посте, пришло у Борису Николаевичу, оказывается, еще в совсем юном возрасте, после посещения им выставки Мартироса Сарьяна в 1907 году. И всю жизнь "отец" вертолетостроения не расставался с кистью. Пейзажи Подмосковья, - леса и перелески, уходящие вдаль поля с кучевыми облаками над далёким горизонтом, причудливые изгибы Москвы-реки - вот мир картин Юрьева, о котором рассказывает спутница последних лет жизни учёного Лидия Юрьева в этой красивой книге "На волнах времени"...
22.03.2006 01:03
Геолог
22.03.2006 01:06
На 102 кафедре МАИ его большой портрет в форме генерал-лейтенанта.

Прошу прощения за невежество - а где на Ленинградке стелла в честь него (бюст)?
Вячеслав
22.03.2006 02:06
Возле КБ Камова стоит памятная стелла о достижении рекорда высоты автожира ЦАГИ-1АЭ
Вячеслав
22.03.2006 02:09
Возле здания там какого-то министерства ГА, в скверике возле автомойки. Если идти от м Динамо, то перейти на другую сторону, и далее метров 200 в сторону Аэропорта до троллейбусной остановки. По левую сторону будет вести тропинка к этому самому зданию министрества.
Геолог
22.03.2006 02:14
Спасибо, сколько раз проходил и не обращал внимания...
Joss
22.03.2006 07:02
Да бюст конечно. А снизу про автомат перекоса написано...
БОБ
14.03.2007 08:06
Вот и пролетел еще один год над Землёю - и сегодня уже ровно полвека отделили нас от дня кончины Бориса Николаевича Юрьева, создателя первого отечественного вертолёта, человека, чей вклад в мировое вертолётостроение неоспорим...

А недавно я был удивлён, узнав, что еще в 1925 году Юрьев опубликовал первые работы по... экранолётам! Как известно, эти машины были созданы лишь многие десятилетия спустя, когда Бориса Николаевича уже не было в живых.
То есть Идея намного опередила своё Время.

И в нынешние времена, когда вертолёт достиг даже вершины Эвереста(!), невольно думаешь, что Юрьев, которого давным-давно нет на свете, силой мысли своей крепко помог винтокрылой птице покорить "макушку" нашенской планеты. Действительно, творцы - воистину бессмертны! Они уходят, а Дело их жизни остаётся в веках!

Вечная память Изобретателю и Конструктору Божьей милостью Борису Николаевичу Юрьеву...
Маевец
14.03.2007 08:52
2Геолог:
Там не только портрет, но и бюст стоит.
......
Крази
16.03.2007 07:50
Портрет и бюст на кафедре это, конечно, отражение заслуг, но главное, что и в каждый сегодняшний ветолет заложены идеи Юрьева.
Память вечная...
Aga
18.03.2007 01:04
Вечная память......
А к своему стыду - не знал такую дату. Придется в понедельник на работе организовать по соточке (все вертолетчики)...
СТЕКЛО
18.03.2007 20:36
а где можно посмотреть картины работы Б. Юрьева?
БОБ
19.03.2007 08:33
СТЕКЛО

Вот не знаю передала ли Лидия Михайловна, вдова Бориса Николаевича, живописные работы супруга в музеи -Авиации и Космонавтики в Москве и Краеведческий музей в Смоленске. В своё время эти полотна "экспонировались" у неё дома... Надо бы поинтересоваться в этих хранилищах, есть ли у них картины Юрьева. К сожалению, я сам тамошних экспозиций не видел.

Вообще знаю, что Лидия Михайловна в своё время очень существенно пополнила тематические коллекции этих музеев материалами о Юрьеве. Возможно и картины передала. Ведь среди родственников никаких наследников духовных ценностей у них не осталось. А сама вдова (Царствие ей Небесное...)была удивительно творческим, ищущим человеком. Десятилетия жизни посвятила увековечиванию Памяти о покойном супруге. И музеи, и бюст на Ленинградском шоссе в Москве, и издания книг, посвященных Юрьеву - всё она инициировала, ко всему этому была причастна. Плюс сама написала замечательную книгу, о которой я говорил выше.
Backfire
19.03.2007 09:14
Вечная память!


Это очень здорово - поднимать ветки с темами о людях, о событиях, памятных датах в истории российской авиации. Давайте не пропускать мимо внимания форума какие-либо узкопрофессиональные события, даты, факты, годовщины. Надо напоминать и помнить об истории нашей авиации.
БОБ
19.03.2007 13:25
Backfire

Замечательные слова! Спасибо!

Я тоже полагаю, что многие люди, внесшие весомый вклад в жизнь и развитие отрасли, вполне заслужили того, чтобы о них помнили новые поколения авиаторов. Да и не только авиаторов - просто, чтобы о них знали соотечественники.

Ну а столь выдающиеся личности, как Б.Н.Юрьев и его сподвижники, стоявшие буквально у истоков создания авиации в мире, и внёсшие кардинальный вклад в создание новых для своего времени видов ЛА, тем более заслужили самой доброй о себе Памяти...
Каллен
19.03.2007 14:36
К своему стыду очень мало о нем знал, человек был оказывается удивительный и неординарный. Боб, спасибо Вам за ветку, равно как и всем, кто помог в ее создании. Великих ученых и конструкторов забывать нельзя.
Кстати, а кто знает о судьбе Генриха Новожилова?
БОБ
14.03.2008 12:49
Как и год, и два года назад, хочу помянуть в этот мартовский день Бориса Николаевича Юрьева, основоположника отечественного вертолётостроения, учёного и конструктора, посвятившего жизнь созданию винтокрылых машин.

51 год назад ушёл он из этого мира. Целая вечность. Но каждый раз, видя в Небе "стрекозу", вспоминаю, что плоды труда его навсегда остались жить и служить людям. Наверное, такой "автограф на века" в тропосфере - это очень значимая штука!

Память вечная Человеку...
Гром
14.03.2008 14:32
Очень уважаю Б. Н. Юрьева! Вечная ему память! И честь!
Только вот вопрос а разве не Сикорский был первым вертолётостроителем?
Ни в коей мере не хочу ничего утверждать, тем более на этой ветке... Просто узнать - заблуждаюсь я, или что?
обыватель
10.12.2008 09:51
Личность Б.Н.Юрьева весьма интересна и кое в чем загадочна!
До революции, будучи студентом МВТУ, построил макет вертолета одновинтовой схемы с автомотом перекоса собственной схемы. Автоматы были и до него, но других схем.
Занимался в основном чисто научной деятельностью (ЦАГИ), которая в те времена значительно отставала от практики. Занимался преподавательской деятельностью (МАИ).
Курировал проект А, М, Черемухина - одноместный двухмоторный одновинтовой вертолет (не автожир, как упоминали в предыдущих постах) в память полетов которого в Ухтомской на территории бывшего аэродрома Подосинки (не около КБ Камова!) установлена памятная стелла.
Курировал проекты двухвинтовых двухмоторных вертолетов И.П.Братухина (Омега-I, Омега -II). В 1937-1938 г.г., когда многие конструкторы были посажены в "шараги", избежал ареста и получил генеральское звание.




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru