Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

ФЕРГАНА жемчужина ВТА

2 пользователя сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..333435..134135

Дмитренко А.
09.05.2008 23:37
Дорогие ферганцы-однополчане. Поздравляю с днем светлого праздника Великой Победы.
Попов С.Н.
15.05.2008 08:36
Поздравляю дорогих сердцу моему однополчан с победой Зенита.
Дмитренко А.
15.05.2008 10:30
Поздравляю всех болельщиков "Зенита" с праздником российского футбола. В Украине тоже от всей души болели за эту победу, на всякий случай командировали капитаном команды Тимощука. Это наш общий праздник. Ура !!!
Исмагилов Фоат
18.05.2008 22:27
Алешину.

194 ВТАП из Средне Белой(Амурской) в Фергану перебазировался летом 1960года.
На фюзеляжах некоторых ЛИ-2 сквозь краски выступали слова%"Вперед-на запад!",
но второй раз на запад не долетели - приземлились в Фергане.Полк состоял из
4-х эскадрилий ЛИ-2. Члены семей и тыловая техника прибыли наземным эшелоном.
На первых порах семейные жили в клубе полка разделив свою"жилплощадь" простынями.
Холостяки жили в казармах. По мере высвобождения квартир убывших в Ханабад
офицеров полка ИЛ-28 многодетные семьи занимали ихние квартиры.Потом стройбат
построил дома для ВТАП и ВДД -угол Ленина и Фрунзе и город выделил из своего фонда
квартиры на Фрунзенском массиве.Холостякам выделили общежитие в сборнощитовом домике
на Карла Либнехта.Там же силами ИАС были собраны 2 сборно-щитовых домика.Таким оброзом
квартирный вопрос был решен положительно.Председателем жилищной комиссии полка был
начальник связи АП м-р Кременицкий, который к этому вопросу подходил очень принципиально.
Летом 1960г. в Ф ергану из Костромы была передицлоцирована 105 ГВ.ВДД(полки разместились
в Чирчике, Оше и 345 ПДП вместе со штабом 105 ВДД разместились на территории ШМАС, который
был расформирован по плану сокращения 1млн.600 тысяч чел.)Наш полк был закреплен в плане
политическОго обеспечения к политотделу 105 ВДД, т.к.у нас не было своего политотдела.
На аэродроме полку достались ветхие эскадрильские домики и КДП, самолеты разместились на
грунте.Полк занимался плановыми полетами на УТП и выполнял задачи по десантированию ВДД
и военные перевозки по плану штаба ТУРКВО.(следующий эпизод-ЛАОС)
19.05.2008 19:04
Bullit \i\
21.05.2008 21:48
НЕТ, НЕ ПОМЕРКНЕТ ГВАРДЕЙСКОЕ ЗНАМЯ! / 21.02.04

В РОССИИ сейчас обесценено все: заводы и фабрики, пароходы и самолеты, труд, талант и человеческий интеллект. И очень обидно, что в этом разбазаривании народного достояния и всеобщей неразберихе замахнулись даже не только на ордена, которые во время Великой Отечественной войны были заработаны кровью наших солдат и офицеров, но и на такие священные реликвии, как боевые знамена. Их запросто могли оставить в какой-либо стране СНГ, практически не имеющей к знамени никакого отношения.
К счастью, нашлись люди, которые готовы были отстаивать право реликвии находиться именно на российской земле. Один из них - наш земляк, ветеран Великой Отечественной войны, бывший штурман тяжелой бомбардировочной авиации дальнего следования, ныне гвардии подполковник в отставке Георгий Геннадьевич Гнусарев. В суровые годы за проявленные в боях отвагу и мужество он награжден многими орденами и медалями. Накануне Дня защитника Отечества я встретился с ним, и у нас состоялся такой разговор.

- На страницах газеты "Богородские Вести" я уже не раз рассказывал о 1-м гвардейском авиационном полке дальнего действия, - сказал Георгий Геннадьевич. - Он прошел славный боевой путь во время самой кровопролитной войны минувшего века. За успешное выполнение боевых задач 11 летчиков и штурманов удостоены высокого звания Героя Советского Союза. В 1946 году полк из авиации дальнего действия перешел в состав ВВС МВО, был переименован в 194-й гвардейский Брянский Краснознаменный авиационный бомбардировочный полк. 14 мая 1952 года приказом Министерства обороны СССР полк назван именем Героя Советского Союза гвардии капитана Николая Гастелло. Впоследствии, в период с 1979 по 1989 годы, полк выполнял специальные задания по оказанию интернациональной помощи народам Мозамбика, Вьетнама и других стран. За это полк награжден памятными знаменами ЦК КП Узбекистана, Президиума Верховного Совета Министров Узбекской ССР и Военного Совета ВВС.
Все это в нас, ветеранов полка, вселяло особенную гордость. И вдруг из военно-исторического очерка я узнал, что в 1992 году, в результате распада СССР, полк вошел в состав ВВС Узбекистана.
- Что же вас так расстроило?
- Начну по порядку. Во время войны в битве за Москву полк дислоцировался на ногинской земле, стал гвардейским, а под Сталинградом нам вручили гвардейское знамя, которое мы пронесли с достоинством и честью вплоть до Победы над фашистами. Но, к сожалению, после развала СССР святыня полка - наше гвардейское знамя осталось за рубежом. Наши сердца сжались от боли...
Обо всем этом я написал главкому ВВС России генерал-полковнику В.С. Михайлову. В конце письма добавил, что нас, ветеранов полка, осталось очень мало, и мы надеемся дожить до того момента, когда знамя полка будет передано в руки молодого поколения России, чтобы не придать его забвенью.
- Вы, конечно, получили положительный ответ?
- К сожалению, нет. В августе 2003 года мне пришло письмо от временно исполняющего обязанности заместителя главнокомандующего Военно-Воздушными Силами по воспитательной работе С. Шевченко, в котором было сказано, что боевое знамя и исторический формуляр 194 гвардейского Краснознаменного Брянского отдельного военно-транспортного авиационного полка имени Н.Ф. Гастелло после его расформирования в 1993 году остались в Узбекистане и вопрос о возвращении их в Россию до настоящего времени не решен. Соответствующее обращение в Министерство обороны республики Узбекистана направлено, но ответ пока не получен...
Я твердо верил, что дело сдвинется с мертвой точки. И вот в январе нынешнего года я наконец-то дождался ответа из Центрального музея Вооруженных Сил республики Узбекистан. Начальник музея подполковник С. Ортиков благодарил за бережное хранение и приумножение памяти героического прошлого народа и армии, которая спасла мир от фашизма. Он сообщал, что 26 декабря 2003 года в музее состоялась торжественная церемония передачи реликвий 194-го отдельного гвардейского Брянского Краснознаменного авиационного полка имени Н.Ф. Гастелло представителю посольства Российской Федерации в лице военного атташе, полковника С.И. Ищенко на постоянное хранение. По заверению военного атташе, знамя 194-го отдельного гвардейского полка будет передано в знаменный отдел Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации, а впоследствии его вручат одному из действующих авиаполков ВВС России.
- Что вы испытали, когда получили это письмо?
- Радость от того, что справедливость восторжествовала и святая реликвия вернулась на родную землю. Боль утраты, волнения и тревоги, бередившие души ветеранов, остались позади. Это для нас, бывших фронтовиков, самый лучший подарок ко Дню защитника Отечества.

фоат Исмагилов
22.05.2008 16:04
Алешину.
194 ВТАП из Средне Белой в Фергану перебазировался летом 1960г.На фюзеляжах некоторых ЛИ-2
сквозь краски еще проступали слова военных времен%"Вперед-на запад".Второй раз на запад не долетели-на долго приземлилились в Фергане.До нас на аэродроме Фергана базировались с-ты
ИЛ-28.По плану сокращения 1млн.600 тысяч они в 1960г.были расформированы. На аэродроме полку
достались устаревшие эскадрильские домики, одноэтажное здание ТЭЧ и КДП.
Обслуживающая техника и члены семей прибыли наземным эшелоном.На первых порах семьи размс-
тились в клубе АП, разделив свои жилплощади простынями.По мере освобожления квартир л.с.ИЛ-28
многодетные стали получать эти квартиры.Силами ИАС были собраны 3 сборно-щитовых домика на
Карла Либнехта(1 из них был отведен под общежитие).Город из своего фонда выделил квартиры на
Фрунзенском массиве.Стройбат построил дома на массиве угол Ленина и Фрунзе для ВТАП и ВДД.
Председателем жилкомиссии был началник связи ВТАП м-рКременицкий (участник ВОВ), который ква-
ртирные вопросы решал очень справедливо и принципиально.
Одновременно с 194 ВТАП в Фергану из Костромы перебазировалась 105 ВДД.Штаб дивизии и 345
ПДПзаняли территорию ШМАС, который так же был расформирован в 1960г.Полки ВДД разместились
еще в Чирчике и Оше 194 ВТАП был прикреплен для политического обеспечения к политотделу
105 ВДД, т.к.у нас своего политотдела не было.
Некоторые авиаторы с ИЛ-28 были переведены для пополнения штатов нашего полка и преучивались
в ходе УТП. Полк состоял из 4-х эскадрилий ЛИ-2.После перебазирования полк без раскачки при-
ступил к плановым полетам УТП, выполнял отдельные задачи по воздушным перевозкам по плану ВТА
ТУРКВО идесантировали личный состав 105 ВДД. (Далее Лаос)
22.05.2008 16:17
CCCР-11810
22.05.2008 17:00
Опять глюки на форуме-вводите в адресной строке
http://www.forumavia.ru/forum/ ...
вместо :
http://www.forumavia.ru/forum/ ...

а 34-й страницы в ссылках пока нет.
исмагилов
22.05.2008 17:01
анониму

назови себя пожалуйста, видимо служили в одно время!!
22.05.2008 17:11
foat ismagilov
22.05.2008 21:45
Анониму.
Сообщи о себе.Видимо служили в прекрасной Фергане в одном подразделении !
foat
22.05.2008 22:09
Анониму.
Дорогой однополчанин! Сообщи о себе.Вспомним прекрасные годы службы в чудесном
городе Фергане.У меня все нормально.Сын Марат, продолжая наши традиции, летает на
АН-12.
23.05.2008 14:10
fgtyfyt
hbjh
23.05.2008 14:11
fgtyfyt
23.05.2008 14:13
еще 1
24.05.2008 08:01
АлешинВ
25.05.2008 20:27
Фоату Исмагилову:
Большое спасибо за информацию, уже "подшил". Будем благодарны, если осветите работу по Лаосу, может быть, кого-то вспомните из личного состава. Кстати, Кременецкий занимался квартирами до самого увольнения (в конце 70-х), уволился подполковником, большой души человек был.
Туркестанец
25.05.2008 23:02
Bullit \i\:

НЕТ, НЕ ПОМЕРКНЕТ ГВАРДЕЙСКОЕ ЗНАМЯ! / 21.02.04

В РОССИИ сейчас обесценено все: заводы и фабрики, пароходы и самолеты, труд, талант и человеческий интеллект. И очень обидно, что в этом разбазаривании народного достояния и всеобщей неразберихе замахнулись даже не только на ордена, которые во время Великой Отечественной войны были заработаны кровью наших солдат и офицеров, но и на такие священные реликвии, как боевые знамена. Их запросто могли оставить в какой-либо стране СНГ, практически не имеющей к знамени никакого отношения.


Скажите уважаемые друзья, а что кроме Российской федерации больше не кто не участвовал в Великой отечественной войне или на фронте погибали только лица Русской национальности. Откуда, такое пренебрежения к людям, которые остались служить в части после 92года. Вы бы, хотя, ознакомились с веткой, и прочитали чем занимался полк после 92года. А что касается знамени полка , то он нам был тоже дорог, как и вам. К стати по имеющей информации знамя части до сих пор хранится в Музее вооруженных сил РФ.
полкан
28.05.2008 17:35
Вот так сюрприз :
сегодня , в 17-50 местного времени, над Ферганой прошли 2 Ту-95.Звук -нечто среднее
между Ан-12 и Ан-22.Хотя от последнего больше.Движки такие...
Исмагилов Фоат
30.05.2008 17:52
Осенью 1960г. в ВТАП поступило распоряжение ВТА на віполнение спец задания правительства во
Вьетнаме.Началась интенсивная подготовка.Летній состав готовил карті и изучал р-н предстоя-
щщих полетов.ИТС тщательно готовили АТ.Віполняли внеояередніе регламентніе работі на само-
летах, двигатели с малім остатком ресурса заменили на АД 1-котегории.Опазеовательніе знаки
сміли и нанесли знаки Аєрофлота.Наш Ли-2 №42 стал СССР-51159. Летній состав єкипажей полу-
чил пилотские "свидетельства" Гражданской авиации.Єкипажи укомплектовались опітніми летчика-
ми-в основном участниками ВОВ.В памяти остались: И.Н.Саламатин(к-рАП), командирі єкипжей%
Денисов, Тареев, Тарасенко, б-тки %.Ю.П. Коробов, А.Бачинский, пр. летчики Шапалов В, Черно-
бай В., штурман Валерий Жилин, бортрадист Миша Лобанов.Штабную работу возглавлял адютант 2-аэ
:Полуянов, ППР-Маракасов, ИАО-Краснянский Б.А.
Вдекабре 1960г.для нас привезли гражданскую одежду.По логике правдаподобнее было бы, если нас
одели в форму пилотов ГА, но тыловики не учли эту особенность.Когда мы переоделись-стали пох-
ожими на инкубаторских цыплят.Все оказались в одинаковой гражданской одежде.Старшим офицерам
выдали шляпы-младшим кепки.Стактической точки зренгия это тоже было не продумано-снайпер при
необхолимости мог";снять"в первую очередь шляпы.Готовность к выплнению задания проверила
коммисия ВТА.
10-января1961г.в 6часов утра на аэродроме полковое построение.Перед строем проносится гва-
рдейское знамя полка.Краткие напутствие проважающих и экипажи ушли на выполнение спецзадания
Родины. Это была первая операция нашего полка за рубежом после оканчания ВОВ.
Перелет проходил по маршруту:Фергана-Алма-Ата (ночевка), Алма-Ата-Иркутск(3 дня ждали согласование коридора пролета границы), Иркутск-Пекин(ночевка), Пекин-Ухань(ночевка), Ухань-
Катби(Хайфон). Для нашего постоянного базирования был определен военный аэродром на терри-
тории ДРВ КАТБИ-близ портового города ХАЙФОН. Для проживанияотвели коттеджи на берегу Южно
Китайского моря в поселке ДАСОН.(через 15 дн.нас перевели в обшежития ближе к аэродрому.)
На второй день после прилета военный атташе СССР в ДРВ генерал-мойор Антипов поставил за-
дачу:теоретически обучить и практически подготовить экипажи ЛИ-2 ВВС ДРВ. Но это было тол-
ько прикрытием. Основная задача состояла совсем другая.Необходимо было создать "ВОЗДУШ-
НЫЙ МОСТ" между Северным Вьетнамом и Лаосом.В Лаосе шла гражданская война.Правительство
принца Суванна Фумы обртилось к Советскому Союзу с просьбой оказать ему материально-тех-
ническую и военную помощь.Руководствуясь стремлением содействовать народам в их борьбе против империализма и колониализма, Советское правительство сочло своим долгом помочь Лаосскому народу и его законгному правительству отстоять суверинетет, независимость, един-
ство итерриториальную целостность.СССР организовал" воздушный мост "соединяющий Ханой с
Вьетяном, затем(после захвата Вьетяна правыми силами) Ханой с Долиной кувшинов., по которому
шло снабжение вооруженных сил ПФЛ(патриотического фронта Лаоса) и нейтралистов.В этой опе-
рации принимали участие экипажи Ферганского ВТАП и Ивановского ВТАП(на ИЛ-14).Объедененной
группой ВТА руководил представитель штаба ВТА п-к Сомов Сергей Алексеевич.Боевые действия
кординировались МО ДРВ. Летать приходилосьна аэродромы не оборудованные РТС для навигации.Климатические условия тоже для нас были не очень благопиятные(жара и повышенная
влажность)Перевозили Вьетнамских советников, солдат, боеприпасы, топливо и различные продукты
Военно-техническая помощь подвозилась из СССР в порт Хайфон и на аэродром Ханой. Оттуда мы
развозили по аэродромам Лаоса. При посадке на аэродром Ханой потерпел аварию АН-12 прибывший с военным грузом, при посадке проходя ниже глиссады зацепил основными стойками
за дамбу отгараживающей аэродром от реки Красная.Все обошлось блогополучно -шасси остались
за дамбой.Экипаж не постадал.
В воздухе приходилосьвстречаться с американскими бортами.Летчики обеих стран взлетали
с аэродромов Вьетнама и шли на Лаос , только мы с севера, они с юга.Но друг другу выполнять задачи не мешали. Однажды в Долине Кувшинов мы прибыли с военным грузом, разгружалиь
а в 5км.от аэродрома американский СИ-47 сбрасывал груз на парашютах для"мятежников" и вдруг загорелся и взорвался.Жалко было ребят-не спаслиь.Мне показалось, что ихсбили те же, кому они помагали.
Боевые действия шли с переменным успехом. Аэродромы , куда мы садились, ПЕРЕХОДИЛИ ИЗ ОДНИХ РУК В ДРУГИЕ.Так в один из дней"мятежники" захватили самолет ИЛ-14 ИвановскогоВТАПи экилаж на земле расстреляли.Кстати, т.к.мы работали под прикрытием ГА нам табельное ору жие
не пологалось. Тела наших боевых товарищей патриоты отбили спустя 5 дней. На аэродроме
Катби мы протились с погибшим экипажем.Вцинковых гробах увез их АН-12 на Родину.По моему
это был 1-й "черный тюлпан" в ВТА. Очень тяжело было на душе.На их месте мог оказаться любой наш экипаж.После этой трагедии нам выдали пистолеты ТТ китайского производства и
автоматы.
В марте месяце к-р полка И.Н.Саламатин заболел и убыл в Фергану.После этого он уже полком
не командовал(но долго лечился)
Паралельно с полетами на задание отдельные экипажи занимались обучением экипажей ВВС ДРВ.,
но это была задача второстепенная.
через пол года нас заменили. Перед отлетом нас всех наградили медалью"ДРУЖБА" и грамотами
ДРВ.Сфотографировались с руководителем страны ллегендарным ХО-ШИ-МИНом(грсмоты и фото сохранились) В Фергане в Доме офицеров так же состоялось награждение-уже Советскими наг-
радами. Нам прдоставили очередные отпуска, мне досталось ровно СТО суток отпуска.
Извиняюсь за возможные ошибки!






















СССР-11810
30.05.2008 20:41
Дополню по составу экипажей :

Дунаев Леонид(штурман), Ткач, Полынов Леонид Семёнович(борттехник),
Кудрин Фёдор, Бадылин(радист), Жуков И.
El cubano
30.05.2008 21:13

полкан:

Вот так сюрприз :
сегодня , в 17-50 местного времени, над Ферганой прошли 2 Ту-95.Звук -нечто среднее
между Ан-12 и Ан-22.Хотя от последнего больше.Движки такие...

28/05/2008 [17:35:20]

На Ту-95 и Ан-22 стоят одинаковые двигатели - НК-12.
CCCР-11810
31.05.2008 10:22
Это точно, просто Ту-95 здесь редкие гости.
БEЗЛEПКИН
31.05.2008 13:46
Отдал полку лучшее время. С выпуска до академии. Большое спасибо всем с кем служил. Обязан своим становлением всем офицерам полка. Всегда считаю началом. Фергану. БEЗЛEПКИН AЛEКСAНДР ВAСИЛЬЕВИЧ.
BAСИЛИЧ
31.05.2008 13:58
Пишите адрес bezlepkin-a50@mail.ru
АлёшинВ
31.05.2008 14:36
Исмагилову Фоату:
Большое спасибо за рассказ. Если будет возможность отсканировать (сфотографировать) грамоты и награды, перешлите, пожалуйста, снимки на электронный ящик (vtapFergana@yandex.ru). Ваше сообщение сегодня же отправлю в Тверь для архива. За ошибки не переживайте - сейчас некоторые русские пишут хуже, текст мы подредактируем, главное, чтобы этот текст был. Будем рады любым воспоминаниям и фактам из жизни полка.
ВAСИЛИЧ
31.05.2008 14:43
Федя неужели ты?Ты же должен быть в. Одессе. А если это так пищи на мыло. Василич.
АлешинВ
31.05.2008 14:46
ВАСИЛИЧУ:
Александр Васильевич! Здравствуйте, легок на помине, недавно просматривал альбом, наткнулся на фото, думал, где он может быть. Чем занимаетесь, где остановились?
Змеев В.А.
31.05.2008 22:09
Всех Ферганцев с огромным удовольствием поздравляю с 77-летием ВТА!
CCCР-11810
02.06.2008 18:27
Алёшину В.

Вот отрывки из воспоминаний Сомова С.А., руководителя объединенной группы летчиков
во Въетнаме (немного есть и про 194-й ВТАП):

…А все началось в 60-е годы прошлого века, когда в начале декабря меня вместе с заместителем штурмана дивизии майором Сурновым срочно вызвали в Москву. Командующий ВТА маршал авиации Скрипко после короткой беседы сообщил, что по просьбе вьетнамского правительства нас посылают в эту страну для организации обучения вьетнамских летчиков полетам на Ли-2 и доставки необходимого груза в Лаос.
На центральном складе в Москве нас с ног до головы экипировали в гражданскую одежду. Медицинские работники сделали нам профилактические прививки от различных инфекционных болезней и не забыли при этом напомнить о соблюдении правил гигиены при употреблении различных овощей и экзотических фруктов, которые многие из нас раньше даже не видели.
Через неделю с аэродрома Шаталово, расположенного недалеко от Москвы, мы на самолете АН-12 взлетели курсом на Вьетнам. На аэродроме Белая около Иркутска мы дозаправили топливом самолет, уточнили дальнейший маршрут и, получив разрешение пролета через Китай, продолжили полет.
Наша первая посадка на территории Китая была в Пекине, где нас встретил представитель советского посольства, пригласил на обед, который прошел в оживленной беседе. Затем мы перелетели в Кантон, где пришлось и заночевать. Здесь на аэродроме мы встретили 5 наших экипажей из 339-го авиаполка, которые на самолетах Ан-12 перевозили во Вьетнам вертолеты Ми-6.
Тем временем пришло разрешение на вылет во Вьетнам. Мы с Сурновым специально первыми вылетели на самолете Ил-14 в Ханой в аэропорт Зя-Лам, где доложили о прибытии и задачах советскому военному атташе генералу Антипову. И тут же перелетели на аэродром Катби, расположенный вблизи города Хайфон, для приема самолетов Ан-12, которые уже были в полете.
Взлетно-посадочная полоса на аэродроме была покрыта железными легкими плитами, которые после посадки наших двух Ан-12 и торможении на пробеге, начали сдвигаться в гармошку, что небезопасно. Остальным летчикам пришлось производить посадку на грунтовую полосу, но, не смотря на дождь, прошедший накануне, все обошлось благополучно.
Тропический климат сказывался на внешнем облике города, на своеобразии быта людей. Редко прохожего можно было увидеть без универсального головного убора - белого пробкового шлема или конической тростниковой шляпы, одинаково полезных и в проливной дождь, и в знойный день.
Использование противомоскитных сеток было обязательным. Хотя в каждой комнате шуршал большой, вделанный в потолок, вентилятор, уснуть из-за духоты было невозможно. Очень важным был контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований при приготовлении пищи.
Жаль, что мы слишком мало знали о Вьетнаме, климатических условиях, культуре и быте тружеников этой страны. Сошлюсь на один пример. По поручению генерала Антипова мы с Сурковым должны были встретить двух полковников - специалистов по артиллерии, прилетающих рейсовым самолетом. В аэропорте Зя-Лам мы решили не оглашать их фамилии, а визуально вычислить наших соотечественников по внешнему виду. Стоим в сторонке и наблюдаем за выходящими пассажирами. Первым на трап вышел человек в шортах и рубашке с короткими рукавами, следом - в спортивной форме с фотоаппаратом в руках. Так вышло довольно много пассажиров, но среди них наших полковников мы опознать не смогли.
- Может, они прилетят следующим рейсом, - сказал Николай Сурнов.
- Может быть, - ответил я, - но давай все же подождем до конца.
И вдруг видим, как из дверей самолета вначале показался огромный коричневый чемодан, обитый железными уголками, а следом - хозяин в черной шляпе, в коричневом пальто и черными зашнурованными ботинками на ногах, следом за ним - такая же копия пассажира.
- Это - наши! - враз сказали мы и поспешили к ним.
- Мы поздравляем вас с прилетом! - сказал Сурнов.
- А как вы нас узнали? - с удивлением спросил один из них.
- Хорошую птицу видно по полету, - ответил я.
И мы, усадив их в нашу "Волгу", доставили к генералу Антипову. Такие были реалии тех дней.



Приступая к обучению летчиков на Ли-2 и доставке необходимого груза в Лаос, мы испытывали определенные трудности: прежде всего, не было необходимой учебной базы для переучивания летчиков. Пришлось срочно из 194-го авиаполка доставлять учебные плакаты, схемы, методические разработки по обучению полетам на Ли-2. Процесс переучивания затруднял языковый барьер - мало было переводчиков, знающих авиационную терминологию. Отрицательно влияли непривычные для нас климатические условия. Здесь и поздней осенью в ясные дни термометры нередко показывают выше тридцати градусов.

Иногда в нашей летной работе допускались промахи. Так, однажды, в середине дня, в пик высокой температуры воздуха, мы по программе обучения взлетели на Ли-2 с вьетнамским штурманом по маршруту. В облаках началась болтанка. Мы, привыкшие и подготовленные к этому, продолжали полет, и вдруг Сурнов заметил, как штурман, обняв голову ладонями начал повторять: "Хум тот", "Хум тот". Это означало: плохо, плохо. Мы срочно поднялись за облака, открылся голубой небосвод, болтанка самолета прекратилась, штурман успокоился, и мы благополучно закончили свой полет. А на земле узнали, что причиной головной боли у штурмана было нарушение режима отдыха: в сильную жару они делают перерыв в работе на 3 часа.
Или вот другой, довольно забавный случай. На аэродроме шла подготовка к полету в Лаос самолета Ил-14. Для доставки груза к самолету потребовалась автомашина. И техник самолета, подойдя к вьетнамскому шоферу, лежавшему на сидении открытой кабины, попросил подвести необходимый груз к самолету, а тот, показывая на часы, дает понять, что перерыв для отдыха не закончился. Тогда техник провел ладонью по горлу, тем самым показал, что машина "позарез" нужна сейчас. Водитель тут же вскочил, завел двигатель, и груз был доставлен к самолету вовремя.
А на другой день командир группы подполковник Иванов построил летный состав и спросил: "Кто угрожал зарезать вьетнамского водителя?" Когда разобрались в чем дело, то посмеялись и объяснили суть жеста техника.

Несмотря на эти и другие трудности, прибывшие 8 экипажей 194-го гвардейского Краснознаменного военно-транспортного авиаполка во главе с полковником Саломатиным успешно и в короткий срок обучили летчиков Вьетнама, а в последующие годы - и летчиков Лаоса, полетам на самолетах Ли-2.


СССР-11810
02.06.2008 18:29
Дунаев Леонид(штурман), Ткач, Полынов Леонид Семёнович(борттехник),
Кудрин Фёдор, Бадылин(радист), Жуков И-были в группе , которая обучала въетнамцев
полетам на Ли-2 в 1963 году.
Исмгилов Фоат
03.06.2008 21:46
В.Алещину.
На элетронку сегодня отправил некоторые документы и фото.
(далее-перевооружение АП)
АлешинВ
04.06.2008 08:22
для СССР-11810
Большое спасибо за информацию, зафиксировал.
Исмагилов Фоат
04.06.2008 22:22
Притчы капитана Кузютина.
(нач ПДС в 1960-70гг.)

1. Идет на службу и сам с собой разговаривает: Дурак я или не дурак.
-Коллега: Что случилось!
-Пол дня таскал воду с улицы на 5-й этаж, наполнил полную ванну, открыл кран-
с крана вода течет.

2.Сын прсит его: "Папа отремонтируй мне велосипед!
Он:Ты знаешь кто твой папа.? Твой папа мастер спорта-он тебе таких великов
десятки купит и выбрасывает велик с балкона.

3.Воспитывает своего подчинненного-укладчика парашютов:"Сгною тебя в тюряге-
как Максюру." А прапорщик Максюра стоит рядом и улыбается.

4. Раннее утро. Спрашивает Кузютин дежурного по части:
Пацаны эти пришли уже на службу?
Дежурный:Кого имете в виду?
-Командира полка и начальника штаба!
,
5. В полку была организована вечерняя школа для офицеров не имеющих среднего
образавания. На выпускном экзамене Кузютин написал сочинение по русскому
языку на вольную тему: "Зверийный облик капитана Жаринова" (к-н Жаринов был
начальником клуба), за что получил положительную оценку.
6. Мы сидим с надетыми парашютами на запасном РД в ожидании АН-2 с которого
дожны совершить ежегодные прыжки (1 раз в год ).К нам подошли наши сослуживцы-наземные
техники и разговарились.Тут подходит Кузютини говорит: "Что вы с ними разгоариваете, им
осталось 10 минут жить на этом свете.Они же смертники!
После таких "теплых"слов напутствия Кузютина после отделения от самолета ст. борт
техник Боря Рязанов отключился и приземлился без сознания, получил легкие травмы.













Исмагилов Фоат
06.06.2008 14:45
для АЛЕШИНА.

Осенью 1961г.на космодроме Байконур произошла катастрофа при подготовке ракеты к испытат-
еьному полету.Погибло много народу, в т.ч.ГК РВСН М.И.Неделин.
Несколько экипажей нашего полка были привлечены к спасательным работам:развезли погиб-
ших и раненых(обожженных) по госпитальям Ташкента и Алма-Аты.Это была жуткая картина.

Исмагилов Фоат
06.06.2008 14:46
для АЛЕШИНА.

Осенью 1961г.на космодроме Байконур произошла катастрофа при подготовке ракеты к испытат-
еьному полету.Погибло много народу, в т.ч.ГК РВСН М.И.Неделин.
Несколько экипажей нашего полка были привлечены к спасательным работам:развезли погиб-
ших и раненых(обожженных) по госпитальям Ташкента и Алма-Аты.Это была жуткая картина.

АлешинВ
07.06.2008 19:40
Исмагилову Фоату:
Спасибо за информацию. Фото, однако, на ящик vtapFergana@yandex.ru мы пока не получили. Будем благодарны, если пришлете свою фотографию, желательно из "прошлой жизни".
Исмагилов Фоат
08.06.2008 19:28








Алешину В.
В южных р-нах Казахстана постоянно скотина питалась подножним кормом, поэтому
не принято было загатавливать в прок корм (сено).Пока не грянул гром.....
Зимой 1969г. на южные р-ны Казахстана выпал обильный глубокий снег и засыпал все
пастбища. Сотни отар овец оказались в снежном плену и начали умирать от голода.Сов.
-
павительство приняла решение по оказанию практической помощи скотоводам Казахстана:
с сибири прибыли эшелоны с спрессованным в тюки сеном , ВТА выделила самолеты..
Мы в составе одной АЭ 29.01.69г.приземлились на аэродроме ГА города
Чимкент. На самолетах были установлены транспортеры ТГ-12М в варианте Ш Г.
Авиагруппу возглавлял командир 2- АЭ подполковник Поддувалов прибывший в Фергану
из Иванова.Командиром нашего экипажа (борт №11)был мойор Алик Мицко
Для загрузки тюков с сеном в самолеты были привлечены учащиеся ПТУ г.Чимкента.
Вылетая в р-н предпологаемого расположения отар мы их не смогли обнаружить
Все бараны превратились в снежный ком и с воздуха трудно было их различить.Потом на
каждый борт стали брать местных заотехников, которые по возмжности указывали место
расположения своих отар.Выходя в указанный р-н экипажи АН-12 с высоты 50 метров
сбрасывали тюки сена в варианте Ш Г.Для наших экпажей это были изнурительные полеты.
Полеты проходили на низкой высоте , что требовала от экипажей предельной слаженности в работе.Всем составом экипажа приходилось включаться в поиск затерянных стад баранов
которые были засыпаны снегом.Каждый экипаж совершал по4-5 вылетов.Эта операция длилась
около 20 дней.Часть баранов были спасены, но много их и погибло.
Этот эпизод показан в худ.фильме"Меня ждут на земле"-но с большими искажениями.













.
Все бараны превратились в снежный ком и с воздуха трудно было их отличить от зас-
неженного поля Потом на каждый борт стали подсаживать местных жителей-заотехников,
которые указывали место расположения своих отар. Выходя в указанный р-н экипажи
самолетов АН-12 с высоты 50 метров сбрасывали тюки сена в варианте ШГ.Эти полеты для
экипажей были очень изнурительными, всем составом экипажа визуально с высоты 50 меров
напряженно искали среди бескрайней снежной равнины небольшие отары овец.Таких
полетов каждый экипаж совершал 4-5 полетов в день. Эта оерация проводилась в течении
около 20дней. Основная масса баранов были спасены, но погибло их тоже очень много
(Этот эпизод приведен в худож. фильме "Меня ждут на земле"- но с большими иска-
жениями).






(Этот эпизод приведен в художественном фильме "Меня ждут на земле" - но с боль-
шими искажениями.

АлёшинВ
10.06.2008 23:14
Исмагилову Фоату:
Большое спасибо за рассказ и фото, прекрасный материал. Память - "подружка" капризная и часто не отвечает на приглашение, но "является" сама , когда захочет. Поэтому, если посетит озарение - пишите, все сгодится.
СССР-11810
14.06.2008 07:35
Исмаилову Ф.

Всё же хотелось услышать Ваши воспоминания о следующем эпизоде-перевооружение АП.
Овчаренко Олег
15.06.2008 02:03
Приветствую всех однополчан, всех участников форума.
Овчаренко Олег
15.06.2008 02:05
Овчаренко Олег
15.06.2008 11:20
СССР-11810 Уточняю ИЛ-28 разведчиков в1962 в октябре перевели в гор.Тахи-Аташ, а в1966-1967 в г.Балхаш.Дальнейшая судьба неизвестна.
Исмгилов Фоат
15.06.2008 12:38
для ссср-11810 и Алешину В.
Перевооружение 194ВТАП на самолеты АН-12.

На АН-12 в первую очередь перешли полки входящие в состав авиационных дивизий дис-
лоцированных на западных границах СССР.После них в конце 1964г.начались мероприятия
по перевооружению нашего полка. На ЛИ-2 мой крайний полет 10.08.64г.(по записям
в летной книжке). По плану перевооружения на аэродроме в срочном порядке построили
типовое здание ТЭЧ, эскадрильские домики, здание КДП с учебными классами, здание трена-
жерного комплекса.Завезли учебно-наглядные пособия, техническю литературу по АН-12.
В полк прибыли выпускники военных училищ и академий которые обучались на АН-12
Руководящий состав летной службы и ИАС прошли переучивание при Витебской ВТАД,
после возвращения они стали переучивать остальной личный состав АП.Планированием пере-
учиваня руководил НШ АП подполковник Снигерев. Изучение конструкции и правил эксплуатации
АН-12 организовывал зам.по ИАС АП подполковник Краснянский Борис Анатольевич совместно с
инженерами АП по службам. В штатах экипажей АН-12 первоначально были по 2 плоскостных
техника(т-к пр. плоскости и т-к лев. плоскости), в последствии эти должности упразднили и
техников переучили на бортовых техников по АДО. Переучиванием Адошников руководили инженер
АП по АО м-р Гринблат Аркадий Аронович и инж. АП по АВ и ДО м-р Зайденс.
Таким образом укомплектовались новые штаты 194 ВТАП. При переходе на АН-12 произош-
ли измнения в штатной структуре АП:из 4-х АЭ на ЛИ-2 стало три АЭ АН-12.Авиязвеня стали
отрядами. На одну ступень повысились воинские звания рук. состава.Количество личного сос-
тава АП увеличилось вдвое.
В полк поступили самолеты АН-12 бывшие в эксплуатации в Витебской ВТАД.Самолеты были про
изводства Иркутского авиазавода, без крылевых кессон-баков и без подпольных топливных баков
Через три года эти самолеты мы отогнали и передали в Завитинский ВТАП(они летали на АН-8)
а мы получили самолеты АН-12ТБ оснащенные аппаратурой для поиска - АРК-У2. В 1970г. АН-12
№11(зав.№1702) обрудовали аппаратурой для забора бробы атмосферного воздуха (после атомных
взрывов на тер.Китая мы несколько раз вылетали на забор воздуха) По плану переучивания
летные экипажи тренировались по поиску космических аппаратов выходя на наземные радиомаяки
Р-855УМ, по десантированию при тренировочных полетах испльзовали ПДММ(парашютно-десантнывй
мягкий мешок), который выбрасывался бт.по АДО имитируя парашютиста.Для тренировочных полетов в СМУ и подтверждения класса вылетали на аэродромы ВТА в Прибалтику.
Специалисты ТЭЧ АП под руководством нач. ТЭЧ м-ра Тихонова Иннокентия Илларионовича в
кратчайший срок освоили выполнение 50, 100, 200 часовые регламентные работы.На первых порах
600 и 1200 часовые регл.работы выполнялись в полках Витебской дивизии, к концу 1969г. ТЭЧ
194 ВТАП освоила выполнение всех видов работ на самолетах АН-12 своими силами.
Перевооружение полка прошло по плану.ВТАП стал участвовать на учениях ВДВ, по поиску
космических объектов и выплнял др. задачи по планам ВТА
Исмгилов Фоат
15.06.2008 14:20
Дополнение к сказанному(перевооруж.)

Перевооружением полка на АН-12 руководил командир АП Герой Советского Союза
полковник Б.М.Зайцев (мой командир экипажа-по штату).

После получения самолетов АН-12 заштатные самолеты ЛИ-2 были переданы в распоряжение
территориального управления ГВФ по Средней Азии для нужд народного хозяйства.
CCCР-11810
15.06.2008 16:47
Исмагилову Ф. и Овчаренко О. -Большое Спасибо за информацию.


Исмагилову Ф.:
На момент Вашей службы полк получал новые Ан-12, не обкатанные в других частях?
И ещё -других модификаций Ан-12(кроме ТБ) в полку не имелось ?(имеется в виду период
Вашей службы).

Зингершухер
15.06.2008 20:56
Витя Стрихо, если бываешь на сайте ответь.Или позвони по:+971501964710.
foat
17.06.2008 21:01
для СССР-11810.
В наш полк новые самолеты из Авиазаводов не поступали.Для пополнения самолетного парка
194 ВТАП , после передачи с-тов АН-12 в Завитинск , мы получили АН-12ТБ бывшие в эксплуатации в частях
Тульской дивизии. Уже шло перевооружение полков ВТАД расположенных на территории запад
ных военных округов на новые типы транспортных самолетов(ИЛ-76, АН-22).Заштатные самолеты
АН-12ТБ этих полков передавались для пополнения отдельных ВТАП. По сему руководство ВВС
перестало заказывать поставку новых с-тов АН-12. В этот период и Ташкентский авиазавод
перестал выпускать АН-12 для ВТА и переходил на выпуск с-тов ИЛ-76.
В 1975г.мы перегнали эскадрилию самолетов АН-12ТБ из Сещи в Фергану на хранение.
Группу приемки с-тов возглавлял мой коллега инженер 1-эскадрилии к-н Виктор Якунчиков.
Тогда я встретил в Туле бывшего нашего комполка Кузнецова, зам. по ИАС Б.А.Краснянского
и Виктора Шопавалова(на ЛИ-2 был правым летчиком нашего экипажа), который на своем ИЛ-14
доставил нас в Сещу.
До 1975г. в нашем полку других типов АН-12(БК, ПП и др.) кроме АН-12ТБ не было.
CCCР-11810
18.06.2008 19:35
Исмаилову Ф.

Большое Спасибо Вам за информацию.
Эх, поторопились они выпуск Ан-12 свернуть.......
(Странно, смотрел одну л/к :1974 г.тип- Ан-12А ?)

Вопрос-на Ли-2 оборонительное вооружение присутствовало в период Вашей службы ?

В 1966 году -землетрясение в Ташкенте-полк был как-то задействован в перевозках грузов ?

Если я Вас правильно понял, полное перевооружение полка на Ан-12 завершилось к 1969 году?

105-я Гвардейская воздушно-десантная Венская Краснознаменная дивизия (дивизия с трагической судьбой) имела штаб в Фергане, 3-х полковый штат:
дислокация подразделений:
Фергана :345-й Гвардейский ПДП.
Ош :111-й Гвардейский ПДП.
Чирчик :351-й Гвардейский ПДП.

с Ферганой всё ясно - а вот полёты на выброску в Оше, Чирчике осуществлялись 194-м ВТАП ?
(имеется в виду период 1960-1970 гг.)






1..333435..134135




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru