Мобильная версия
Войти

ФЕРГАНА жемчужина ВТА

 ↓ ВНИЗ

12..125126

маслопузый
Старожил форума
11.05.2020 14:52
АлешинВН
Одно дело в училище, там давали основы, а настоящая подготовка всё же в частях проходила, а в ГВФ - в авиаотрядах, и здесь начиналась существенная разница: если в боевых! частях летный состав готовили по широкому профилю, то на гражданке обязанности разграничивались, особенно в подготовке техники, да, и в эксплуатации. В ферганском полку очень часто приходилось наблюдать, что борттехник по АДО мог отработать за старшего борттехника, а то и за штурмана (Иван Махортов, например, и не только), а командир мог отработать за любого, потому что на предварительной подготовке (я уже не говорю про зачеты), его могли спросить по обязанностям любого члена экипажа и по работе любого агрегата на самолете и даже оборудования наземного. К сожалению, с развалом СССР всё это ушло в прошлое, контроль, а за ним и техническая подготовка летного и наземного состава упали ниже плинтуса и долгое время всё держалось "на стариках", а когда они ушли, катастрофы и аварии по вине личного состава стали почти нормой, да, плюс старая, отлетавшая все допустимые сроки авиатехника и агрегаты...
С этим я согласен. Я не об этом ... мне хотелось ответить на вопрос "а смог бы бортмеханик ?" . Скажу коротко , чтобы не расхваливать военных технарей ( а то уж больно на самолюбование будет похоже). Да, смог бы !
С гражданскими бортмеханиками АН-12 судьба сталкивала на севере и задавая им вопросы , я понимал , что вариант МВ они конечно без помощи не установят , но самолёт и двигатель знают не хуже и в войсковом ремонте разбираются.
АлешинВН
Старожил форума
11.05.2020 22:36
Вашему вниманию поздравление участника ВОВ Боднар А.Н. с Днем Победы в Тамбове:
https://yadi.sk/i/FebxmIvsNinOvg
https://yadi.sk/i/ncMpGpNxzQfm4w
https://yadi.sk/i/cZvHB_sufIRG-w
АлешинВН
Старожил форума
11.05.2020 22:40
С цветами мэр г.Тамбова Макаревич Наталия Владимировна
АнДвен
Старожил форума
14.05.2020 09:51
Маслопузый: даже есть стихи про .... https://zen.yandex.ru/media/id ...
маслопузый
Старожил форума
14.05.2020 12:55
АнДвен
Маслопузый: даже есть стихи про .... https://zen.yandex.ru/media/id ...
От это очень правильный стишок ! )) Ни отнять - ни прибавить !
cpt194
Опытный боец
24.05.2020 23:26
cpt194
Опытный боец
24.05.2020 23:27
Там есть страница про Эфиопию
маслопузый
Старожил форума
25.05.2020 10:36
cpt194
Там есть страница про Эфиопию
66-я страница . У мене возник вопрос. И что это так ? Только за ради Соломина и Варлей, за покупаться, два борта подняли ? Или всё таки люди творческие как всегда и приукрасить готовы ?
cpt194
Опытный боец
25.05.2020 17:06
Я дам Вам парабеллум. А чем вы там занимались! Революция победила? Хоть фото остались у тех, кто фотографировался с ними, когда Виталик и Наталья были у нас в гостях!
Константи н
Старожил форума
25.05.2020 21:45
«Только за ради Соломина и Варлей, за покупаться, два борта подняли..»
*
Возможно плановый рейс туда был, Николай, вот и пригласили прокатиться с оказией.
Мы ведь тоже таскали в Дыре-Дауа посольских и всяких прочих дам на рынок.
Иногда (редко) в Массауа фуршет устраивали RRCишники для авиаторов. Местная сторона спонсировала эти мероприятия.
Артисты наши, быть может, и попали под такую халявную раздачу.
Довелось один раз участвовать, но без артистов столичных.
Артисты в тот раз были свои, доморощенные.-)
Два вертолёта из Асмары в Массауа и обратно.
Туда долетели нормально. Уверенно садились прям на пляже.
Там же, на пляже, были накрыты столики с напитками различными и закусью.
Народ отдыхал, купался и вкушал, что бог послал.
Парни, что были за рулём, «отдыхали» и оттягивались по полной программе наравне со всеми.
Я полагал, что обратно , в Асмару, другой экипаж нас повезёт, но напрасно полагал.
За руль сели всё те же, уверенные и хорошо отдохнувшие парни..-)))
Лично я испытывал неоднозначные чувства при полёте обратно. Ребята-вертолётчики показывали свою удаль молодецкую. Хулиганили слегка.
Когда сам за рулём сидишь и шалишь, то нормально, уверенно себя ощущаешь.
А когда кто-то тебя «удивляет» и ты никак не можешь на это повлиять… Было немного очково.-)


cpt194
Опытный боец
26.05.2020 08:54
Встреча с очаровательной Натальей Варлей через 35 лет 20 февр 2020 произошла в Казани на концерте День защитника отечества в КЗ им С. Сайдашева. 17:45 НВ исполнила свои стихи и 3 песни о войне. А в 18:06 я уже попал к ней в комнату благодаря главе НС р-на Тимура Лаевича, который соединился через СМС с организатор-шей концерта и она меня проводила к НВ. Обнялись. Целоваться я не полез, тк перед этим в Корстоне выпил 250 грамм водки и вина. Вспомнили Адис и Виталия Соломина. Я спросил про сына – он жив-здоров ему 37 лет, она сказала. У нее были в комнате 2 помощницы. Остались хорошие фото на память, тогда в Аддис я не успел с ней сфотографироваться. Она все помнит!
Константи н
Старожил форума
26.05.2020 13:26
«Целоваться я не полез, тк перед этим в Корстоне выпил 250 грамм»
*
Согласен, маловато будет.-))
Манёха бы добавить, да, Рустам Саматович? Глядишь, по-другому бы карта легла…Шутка.-)
*
На самом деле всё здОрово и трогательно.
Прекрасно, что спустя столько лет люди помнят и те времена, и те добрые отношения.

cpt194
Опытный боец
30.05.2020 13:55
В год 75 летия Победы в Великой отечественной войне над немцами и их созниками курсанту БВВАУЛ-67 летчику ВТА ВВС Советского Со.за командиру ферганского 194 овтап Митченко А.В. -9 агуста - рубикон стариков по Корану!

cpt194
Опытный боец
30.05.2020 14:00
В год 75 летия Победы в Великой отечественной войне над немцами и их созниками курсанту БВВАУЛ-67 летчику ВТА ВВС Советского Со.за командиру ферганского 194 овтап Митченко А.В. -9 августа - рубикон стариков по Корану!

А.Павленко
Старожил форума
31.05.2020 10:41
Прошло около полутора тысячелетий как Всевышний продиктовал слова Откровения пророку Мухаммаду, а "старики" за это время значительно постарели. Сегодня 75 лет - период творческого расцвета мужчины, поэтому и А.В. Митченко, с приходом юбилея будем желать не только здоровья, но и творческих успехов в садоводстве и огородничестве (шутка, в которой доля шутки).
Константи н
Старожил форума
31.05.2020 16:52
А может быть перо иль кисть с холстом удачно в руки лягут ?
В творческий-то расцвет всяко бывает.-)… ( тоже шутка, в которой доля шутки)…-)
А вдруг?..-))....
В любом случае, Анатолию Владимировичу бодро продержаться в условиях непростой эпидемиологической обстановки до своего юбилея, чтобы встретить его достойно, с творческим подходом, с огоньком!
«Лучшим из людей, - сказано Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)», - является тот, кто прожил долгую жизнь и чьи дела были хороши.
*
А завтра, между прочим, кроме Всемирного дня молока (который мы безусловно отметим) и Международного дня защиты детей (отметим обязательно вторым тостом), ещё и наш праздник затесался!
https://img-fotki.yandex.ru/ge ...
С чем я всех присутствующих аксакалов и поздравляю!
aviafan
Старожил форума
31.05.2020 18:02
Уважаемый Константин!

К сожалению, ни уважаемый Александр Иванович ни уважаемый Алексей Данилович на мои вопросы по истории 194 гвтап так и не ответили, а уважаемый Рустам Саматович ответил по истории 111 осап всего одной фразой. Но это их полное право: не отвечать на вопросы незнакомого им человека.

Поэтому буду признателен, если Вы или уважаемые «ферганцы» помогут с ответами на такие вопросы:

1) на сайте http://retrovtap.ru/?page_id=662 указано, что: "В 1995 году 194 гв.втап стал именоваться 63 овтап ВВС Узбекистана. ... В 1999 году в связи с сокращением Вооруженных Сил полк был расформирован... Оставшиеся военнослужащие и авиатехника пополнили вновь сформированный смешанный полк, который через 3 года также был расформирован".

Возможно, Вы подскажете:
- где формировался смешанный авиаполк (в Фергане или уже в Ташкенте);
- почему "вновь сформированный полк" - он раньше уже формировался и расформировывался;
- был ли у него собственный номер, например, 64-й, или он был просто "безномерной осап"?

2) ремонтировались ли после 1991 года самолеты 194 гвтап/63 огвтап на АРЗ в России или на Украине?;

3) «Соглашением между Правительством Украины и Правительством Республики Узбекистан про созданию совместной украинско-узбекской авиакомпании по грузовым перевозкам», подписанному в декабре 1996 года, украинской стороной предполагалось восстановить 6-10 Ан-12 из парка МО Узбекистана для будущего расширения парка указанной авиакомпании – а эту авиакомпанию в 90-х создали, или все так и осталось планами?;

4) объединяли ли 111 осап (Ташкент/Восточный) после 1991 года с 194 гвтап/63 огвтап, когда 111 осап сокращали до осаэ, а потом и вовсе расформировали?;

5) Получал ли 194 гвтап/63 огвтап Ан-12 или Ан-26 из этого полка?

С уважением,
Сергей
aviafan
Старожил форума
31.05.2020 18:04
Уважаемые форумчане!

Также буду признателен, если поможете разобраться с вопросами, связанными с историей военной авиации на территории Узбекистана, а именно:

1) 56-го смешанного авиационного корпуса до 1992 года – нашел две информации о нем.
Первая: "56-й смешанный авиационный корпус (САК) переформирован из 49-й ВА 1 июня 1989 года в связи с сокращениями ВВС СССР."
Вторая: "56-й САК был создан 01.06.1989 в Алма-Ате на базе управления и штабов 73-й ВА и 19-го САК (якобы переведён из Нальчика) и подчинялся ГКЮН. Одновременно управление 49-й ВА переименовали в управление 73-й ВА".
Что из этого верно?;

2) аэродрома на о. Возрождения (наверняка, 194 гвтап туда летал):
- какое было правильное название этого аэродрома: Бархан, Аральск-7, Кантубек, о. Возрождения или какое-то другое;
- имели ли три его ВПП, расположенные по розе ветров и имеющие общий центр, бетонное покрытие, или они так и остались ГВПП до момента расформирования полигона на о. Возрождения в ноябре 1992 г.;
- имелось ли на о. Возрождения собственное подразделение – авиаэскадрилья или авиаотряд; если да, то какие там были типы ЛА; или все ЛА были «прилетные»?

Крепкого Вам здоровья!

С уважением,
Сергей
Константи н
Старожил форума
31.05.2020 23:44
Сергей, я всегда рад помочь неравнодушному человеку.
Но в конце 92го года я поднимал ногу в строю на 15-20см уже не в Фергане.
И помочь в данном случае , по постсоветскому периоду, к сожалению, не могу.
Что-либо подсказывать с позиции «слышал от знакомых» или «кто-то говорил», я не буду, потому как пострадает историческая справедливость. Постсоветский период полка лучше всего знают те, кто там находился в это время.
Не ответили Александр Иванович и Алексей Данилович?
Ну, значит не ответили. Это их право. Я отвечаю только за себя.
Я, если бы знал, то ответил бы по существу вопроса.
В ОК есть штурман Александр Курындин. Он служил при всех властях в Фергане. Попробуйте пообщаться с ним. Контактный, адекватный.
Когда я законтачился с ним, спустя четверть века, он час без остановки говорил о своей службе и жизни в той, постсоветской Фергане.
Сайт retrovtap курирует Алешин Виктор Николаевич (здесь, на ветке, присутствующий). Он мастер спорта по истории полка. Тоже можно обратиться.
Удачи Вам, Сергей!
aviafan
Старожил форума
02.06.2020 06:05
Большое спасибо, уважаемый Константин, за Вашу помощь!

И с 89-й годовщиной создания ВТА, который отмечался вчера!

А информацию буду искать дальше, ведь дорогу осилит только идущий.

aviafan
Старожил форума
02.06.2020 06:08
Уважаемый Виктор Николаевич (создатель сайта по истории 194 гвтап)!

Буду признателен, если ответите по поводу информации, размещенном на Вашем сайте.

"В 1995 году 194 гв.втап стал именоваться 63 овтап ВВС Узбекистана. ... В 1999 году в связи с сокращением Вооруженных Сил полк был расформирован... Оставшиеся военнослужащие и авиатехника пополнили вновь сформированный смешанный полк, который через 3 года также был расформирован".

Вопросы такие:
- где формировался смешанный авиаполк (в Фергане или уже в Ташкенте);
- почему "вновь сформированный полк" - он раньше уже формировался и расформировывался;
- был ли у него собственный номер, например, 64-й, или он был просто "безномерной осап"?
cpt194
Опытный боец
05.06.2020 10:13
Сказано по телефону: Дунаев Анатолиий Михайлович - жив, 88 лет.
АлешинВН
Старожил форума
24.06.2020 10:53
Сегодня нашему уважаемому ветерану бывшему старшему штурману 194 гв.втап в Средне-Белой, участнику ВОВ с первого до последнего дня, участнику Парада Победы 24.06.1945 года Боднару Александру Николаевичу исполнилось 102 года. Ветеран бодр, здоров и принимает поздравления со всех концов нашей страны и из-за рубежа, поэтому дозвониться до него сегодня практически невозможно. К сожалению, на проходящий сейчас Парад в Тамбове виновников торжества - участников войны - не пригласили... Докатились... Многие ветеранские организации города посчитали неприемлемым для себя участвовать в таком пиар-мероприятии.
маслопузый
Старожил форума
26.06.2020 14:28
АлешинВН
Сегодня нашему уважаемому ветерану бывшему старшему штурману 194 гв.втап в Средне-Белой, участнику ВОВ с первого до последнего дня, участнику Парада Победы 24.06.1945 года Боднару Александру Николаевичу исполнилось 102 года. Ветеран бодр, здоров и принимает поздравления со всех концов нашей страны и из-за рубежа, поэтому дозвониться до него сегодня практически невозможно. К сожалению, на проходящий сейчас Парад в Тамбове виновников торжества - участников войны - не пригласили... Докатились... Многие ветеранские организации города посчитали неприемлемым для себя участвовать в таком пиар-мероприятии.
Сразу же после трансляции парада в Москве 1 канал показал интервью с ним . Через четыре часа 2 канал поздравил его с Днём рождения у него дома . Я думал что рядом увижу нашего уважаемого "Бороду" , но увы ... . :)
Константи н
Старожил форума
26.06.2020 20:14
«…1 канал показал интервью с ним..»
https://youtu.be/qY7nSxaXMYc
https://youtu.be/K8Uo8qjaTmU
https://youtu.be/rIyPD35xHgQ
***
Вот ведь какая ирония судьбы!
День рождения и парад в один день!
Наш низкий поклон заслуженному ветерану!
А.Павленко
Старожил форума
29.06.2020 10:08
Сегодня у В.И. Пирогова день рождения.
Уважаемый Владимир Иванович,
поздравляю вас, заслуженного ветерана 194 гв. втап, с Днём рождения, желаю вам здоровья, бодрости и жизнелюбия, которым вы всегда отличались, пусть жизнь приносит побольше радостей от успехов детей и внуков, сегодня для нас, пенсионеров это главное. Спасибо вам за дружбу и общение.
Ещё раз, будьте здоровы...
cpt194
Опытный боец
29.06.2020 19:23
Владимиру Ивановичу, автору изумительной исторической книги "Гвардейцам посвящается", желаем новых творческих успехов и сил для новых работ по истории родного полка! С уважением семья Зариповых из Казани.
cpt194
Опытный боец
08.08.2020 09:13
Завтра 9 августа Митченко Анатолию Владимировичу 75 лет, он переходит из категории пожилых людей согласно Корану в категорию стариков. Поздравляем, желаем здоровья и хорошего настроения юбиляру и гостям. На сколько дней вы к нему приедете, на столько вы продлите ему жизнь! Так он сам говорит. С уважением Рустам и Раиса Зариповы из Казани.
Константи н
Старожил форума
09.08.2020 20:06
Большая удача, удача для окружающих и подчинённых, когда на жизненном пути встречается порядочный человек, хороший командир и грамотный лётчик.
И двойная удача, когда всё это, все эти замечательные качества в одном, пардон, замешаны флаконе.-))
В 75 можно уже мысленно подводить какие-то промежуточные итоги, размышлять о прожитом, оценивать обстоятельства и задавать себе вечные вопросы бытия, которые люди задают себе, перейдя определённый рубеж.
Не зря ли всё это было? Не зря!
Не зря, Анатолий Владимирович, потому что десятки знакомых и друзей, просто подчинённых и просто людей, с кем Вы пересекались по жизни, с кем Вы делили радости и трудности, с благодарностью и теплом вспоминают Вас! А это дорогого стоит!
Живите долго! Радуйтесь жизни сами и радуйте своих близких!
А.Павленко
Старожил форума
12.08.2020 09:56
Однокурсникам, однополчанам, друзьям по авиации, всем у кого душа неравнодушна к Небу мои поздравления с Днём Военно-воздушных сил. Действующим авиаторам - безопасных полётов и удовольствия от выполненной работы, а ветеранам - здоровья, хорошего настроения и приятных воспоминаний в кругу друзей о прошлом и былом.
Константи н
Старожил форума
12.08.2020 16:14
В Фергане, в офицерской гостинице, Игорь Караваев был одним из «хранителей традиций», старожилом, непременным участником всех мероприятий.
Был этаким Ален Делоном среди нас, холостяков. Всегда строен и подтянут.
Галстуки были ему к лицу, парфюмы менял. Галантен был с дамами, не сквернословил без нужды. Этим он выделялся. Хорошим был и верным товарищем, порядочным офицером и специалистом. Потом женился.
Жена красавица, сыновья. Всё как у всех.
Потрепала жизнь, как и многих из нас в трудные 90е и в постармейский период. Ничего не проходит бесследно…Сердце не выдержало.
Игоря с нами больше нет.
«Покой вечный подай ему, Господи, и свет вечный ему да сияет. Да упокоится с миром.»……

А.Павленко
Старожил форума
25.08.2020 15:32
Сегодня нашего однополчанина Василия Ивановича Ребрикова настигло большое горе, умер его средний сын Владимир, которому через неделю исполнилось бы 49 лет. Оторвался тромб и смерть наступила внезапно. Наши искренние соболезнования нашему товарищу в связи с такой тяжёлой утратой. Самая большая несправедливость на белом свете - это когда родители хоронят своих детей, а не наоборот.
Василий Иванович, держитесь, пусть Бог даст вам мужества, чтобы пережить такое горе, а Владимиру пусть земля будет пухом...
АлешинВН
Старожил форума
11.09.2020 10:35
Добрый день, уважаемые однополчане! Привет Вам от майора в отставке Саврасова Юрия Александровича, нач.связи братского андижанского полка (9-го гвардейского истребительного). Говоря слово "братский", я не ошибся: этот полк, был сформирован из состава 1 тбап. Кто интересовался историей нашего полка, знает, что в составе 21 ростовской авиабригады было 2 авиаэскадрильи И-16. После реформирования авиабригады в 1938 году 6-я авиаэскадрилья до сентября 1939 года оставалась в составе 1 тбап, а затем перебазирована на ст.Мокрая у г.Запорожье, и на её основе сформирован новый 69 истребительный авиационный полк, впоследствии 9-й гвардейский истребительный авиационный Одесский Краснознамённый ордена Суворова полк. Этот полк дал стране 28 Героев Советского Союза, пятеро из них служили в 21 тбап (и 1 тбап). Также как и наш полк после развала СССР 9-й гвардейский вошел в состав ВВС Узбекистана и позже был расформирован...
Идельбаев Сайфитдин
Старожил форума
16.09.2020 21:18
В небе Эфиопии (продолжение)

Пожар на борту самолёта.

Это произошло 13 июля 1985 года над аэродромом Ассаб. Хотя 13 число считается несчастливым, тот день с утра начинался неплохо. Наша «четвёрка» экипажей утром рассаживались в автобусе, который возил нас от гостиницы «Аджип» в Ассабе на аэродром. Лётчики балагурили, подшучивали над Заикиным:
- С Днём рождения, Юрий Фёдорович! Угораздило тебя родиться 13 числа. Оставайся сегодня на земле, отдыхай. Готовься к вечеру накрывать «поляну».
На что старый, бывалый лётчик отвечал:
- А тринадцатое – моё любимое число! Стол накрою, это само собой. Для этого мы припасли мешок риса, и наш умелец Витя - «варвар» приготовит плов.
На аэродроме под крылом нашего самолёта №12112 произошла короткая «пятиминутка» для уточнения задачи на полёты. На сегодня задача – перевозка пшеницы в мешках по 10 тонн на каждом борту. Предполётная подготовка самолётов происходит по отлаженной стандартной схеме, затем швартовка грузов, и звучит команда: «экипаж на запуск».
Первым взлетел самолёт Ан-12БП № 11660. Экипаж в составе: командир корабля – Заикин Ю.Ф., помощник командира корабля – Орзибоев А., штурман – Дегтяренко Г., старший борттехник – Кухта М., борттехник по АДО – Родоманов И., радист – Прямосудов, стрелок – Черных Г., бортпереводчик.
Мы, экипаж Воробьева запускали двигатели, когда в эфире зазвучали: «Мей Дей». Бортпереводчик по СПУ озвучил команду диспетчера:
- Всем самолётам на аэродроме выключить двигатели, запрет на вылет. Антонов 660 идёт на аварийную посадку! Пожар на борту самолёта!
Мы немедленно выключили двигатели, взяли с собой самолётные ручные огнетушители и вышли из самолёта.
Наземные службы аэродрома готовили средства пожаротушения, звучала сирена пожарного автомобиля.
Борт №11660 заходил на посадку с предельным весом в 60 тонн! Наблюдали с земли, как тяжёлый самолёт плавно и мягко колёсами основных стоек шасси коснулся ВПП, из приоткрытого грузолюка валил чёрный дым. Зарулили на стоянку, выключили двигатели. Через приоткрытую верхнюю створку грузолюка экипаж сбросил на землю дымящийся плот ПСН-6.
Экипаж рассказали нам, что после взлёта и уборки закрылков начался пожар на борту в районе 52 шпангоута в хвостовой части самолёта. Загорелся плот ПСН-6, который находился за брезентовой шторкой на верхней створке грузолюка. Это место установки унитаза для десанта, который, как правило, снимали с борта, и на этом месте за шторкой размещали матрацы, одеяла, подушки экипажа и два плота ПСН-6. Вот этим имуществом при многократном открывании створки грузолюка и происходила «чеканка» электропроводки ЭГ-183 обогрева хвостового оперения об стрингер. Произошло короткое замыкание, автомат защиты сработал и отключил электропитание. Однако капли горячего металла упали на плот, который воспламенился.
Пожар в полёте на борту самолёта опасен тем, что распространяясь стремительно по самолёту, выводит из строя оборудование и управление лайнером. В данном случае пожар в районе 52 шпангоута мог повредить тяги управления рулями высоты и направления. Последствия могли быть трагическими.
Экипаж спас внимательный борттехник по АДО Родоманов, который после взлёта, как положено по инструкции, осматривая грузовую кабину, обнаружил возгорание. Огонь потушили самолётными ручными огнетушителями, через переводчика объявили «Мей Дей» и совершили посадку.
Инженер по Авиационному оборудованию Прокудин после осмотра места короткого замыкания и установления причины чеканки провода, дал команду всем борттехникам по АДО провести целевой осмотр. И выяснилось, что чеканка проводов в этом месте была на всех самолётах, поскольку все экипажи там же складывали имущество.
Чеканки проводов устранили, имущество с верхней створки грузолюка убрали, и продолжили полёты по Эфиопии.
Идельбаев Сайфитдин
Старожил форума
16.09.2020 21:21
В небе Эфиопии (продолжение)

"Дерево Потапа"

Наша авиационная эскадрилья Ферганского военно - транспортного полка, работая в Эфиопии с ноября 1984 года до конца 1989 года по оказанию гуманитарной помощи эфиопскому народу, так же оставила свой неизгладимый след.
Аэродром Мэкэле это один из сложнейших высокогорных аэродромов, где легко можно было самолётам «нарваться на сдвиг ветра» при заходе на посадку или на взлёте. Так же на самолёты воздействовали нисходящие и восходящие потоки воздушных масс, которые подбрасывали или прижимали к земле воздушные суда. В таких не стандартных условиях наши экипажи выполняли полёты по Эфиопии. В основном экипажи справлялись с этими сложными условиями высокогорных аэродромов. Но были и особые случаи.
Группа самолётов Ан-12БП интенсивно выполняла перевозки продовольствия на аэродром Мэкэле с аэродрома Ассаб.
Взлёт – посадка. Загрузка – разгрузка. Жара под +40 градусов, а в самолёте термометр показывает + 60 градусов. Вот в таких условиях мы работали!
Наш экипаж сел на аэродроме Мэкэле при сильном боковом ветре. На правой чашке «обучаемый» Юра Баркалов, которому Воробьев давал «вывозную» по программе подготовки командира корабля.
- Штурвал на себя плавно, берём, берём! Придержали! Парируем снос педалями, убираем крен! Жди! Берём плавно!
Вот так учил наш командир отряда Воробьев.
После посадки экипаж пообедал тем, что мы со стрелком сварили в полёте. Разгрузились. Покурили. И уже заняли свои рабочие места в самолёте для запуска двигателей.
- Самолёт под ток, СПУ включить!
Звучит команда командира. И вдруг:
- Стоп! Пока не запускаем!
Воробьев показал рукой в сторону торца полосы.
- Вот, смотри Юра, как нельзя выполнять заход на посадку!
Из кабины нашего самолёта хорошо было видно, как выполнял заход на посадку самолёт Ан-12.
- Четвёртый разворот выполнил слишком близко к створу полосы над одиноким деревом.
- Торец полосы прошёл с креном! Не вписался в створ полосы. Заложил правый крен! Парашютирует! Левый крен! Великоват крен! Надо уходить на второй круг!
- Приземлился на левую стойку! На носовую стойку! Винтами зацепил землю!
Мы увидели столб пыли на грунтовой полосе. Не видим из-за пыли, где самолёт. Неужели выбросило с полосы?
- Обесточить самолёт, выходим, посмотрим что там!
Наш экипаж выбежал на стоянку. Встречаем самолёт, который заруливает на стоянку. Обратили внимание, что звук от воздушных винтов какой-то необычный: Пр- р-р-р.
- Согнули воздушный винт, - предположил Черемисин.
Зарулили, выключили двигатели.
Мы подошли к самолёту, изучаем, что повредили. Левую консоль крыла снесли вместе с плафоном БАНО (бортовые аэронавигационные огни), стёрли сантиметров на пять концы воздушных винтов первого двигателя.
Вышел из самолёта борттехник по АДО Главинский и схватился за голову:
- И где же я возьму красный БАНО?
А старший борттехник его успокоил:
- Похоже, здесь повело и консольный бак- кессон! Надо менять ОЧК (отъёмная часть крыла).
Из самолёта вышли командир Потапов и штурман.
- Спасибо, командир, что не убил!
И они обнялись!
Воробьев тактично увёл в сторону командира, помощника и штурмана. И всё равно нам было слышно "мат – перемат"!
- Какая необходимость так рисковать! Надо было уходить на второй круг!
Уход на второй круг это не ошибка, не слабость, а грамотное решение!
Повторяю. Грамотное решение!
А куда смотрел помощник командира корабля? Ворон считал? Если вас везут убивать, так ты, помощник, возьми управление самолётом! Вдруг командиру поплохело, а ты сидишь - спишь!
А штурман? Как ты рассчитал такой крутой заход, даже круче «афганского захода»?
Вообщем, досталось всем и поделом.
В дальнейшем самолёт Ан-12 БП № 11240 пришлось ремонтировать. Наши доблестные технари заменили ОЧК (КЧК), который "позаимствовали" у болгарского самолёта Ан-12, лежавшего в овраге ВПП аэродрома Боле. Так же заменили воздушный винт АВ-68 двигателя №1.
Так появился и закрепился ориентир на аэродроме Мэкэле в Эфиопии «Дерево Потапа». Одинокое дерево, растущее в створе взлётно- посадочной полосы аэродрома Мэкэле, над которым выполнили 4-й разворот экипаж Потапова. Буквально в сантиметрах, в секундах от катастрофы был экипаж. Пропахал ВПП левой консолью крыла, бил лопастями воздушного винта по камням полосы, и чудом не слетел в овраг самолёт.
Этот ориентир ещё существовал, когда мы, авиационная эскадрилья Ферганского авиационного полка, работали в Эфиопии в 1988 – 1989 годах. Вот так наши советские люди оставляли свои следы на Эфиопской земле!
Идельбаев Сайфитдин
Старожил форума
16.09.2020 21:25
В небе Эфиопии (продолжение)

Миномётный обстрел аэродрома Асмара.

Нам угрожали, нас предупреждали сепаратисты: не возите военные грузы иначе ваши самолёты будем сбивать. Наша авиационная эскадрилья в составе 12 самолётов Ан-12БП работали в Эфиопии по оказанию гуманитарной помощи, пострадавшим народам Эфиопии от засухи. Мы попутно так же перевозили грузы в интересах Эфиопской армии на аэродромы Асмара, Ширэ. Перевозили фугасные авиационные бомбы ФАБ-250, ФАБ- 100. Цифры означают калибр - вес бомбы. Военную технику, пушки, гаубицы. Особенно тяжко было грузить гаубицы Д-30. Она весит около 8 тонн. Их приходилось затаскивать в самолёт двумя лебёдками ГЛ-1500 с дополнительными полиспасами.
Перевозили войска с вооружением, полевой кухней, продовольствием и медицинским оборудованием. Мы – группа самолётов Ан-12БП разгрузились на военной стоянке аэродрома Асмара и улетели в Аддис-Абебу.
На военную стоянку зарулили борты, которые базировались в это время в Асмаре. Среди них самолёт Ан-12БП № 12114 экипажа Иващенко Игоря. Экипажи уехали на ночлег в гостиницу «Африка». И это спасло их от верной гибели.
Ночью, пользуясь теменью и расхлябанностью охраны аэродрома, сепаратисты на осликах привезли к аэродрому разобранные миномёты, и открыли огонь по военной базе Асмары.
Повредили вертолёт Ми-8 и несколько самолётов, в том числе Ан-12БП №12114. Мина попала в двигатель и в кабину, где возник пожар. Силами технического состава вертолётчиков пожар на самолёте удалось потушить, но пожар нанёс непоправимый урон самолёту.
Комиссия, прилетевшая из Москвы, вынесла вердикт: «самолёт Ан-12БП №12114 списать, как боевую потерю».
Мы горевали по потере самолёта Ан-12, как по потере боевого товарища. В гостинице «Африка» мы экипажем собрали застолье. Подняли бокалы с джином за погибшего самолёта. Некоторые наши технари даже потом пустили слезу: «хороший был самолёт!» Вот такое было отношение к самолётам!
В дальнейшем, скрипя сердце, наши технари разобрали этот самолёт на запчасти.

Константи н
Старожил форума
19.09.2020 11:51
Как и многих из нас, выпускников 194 гвардейского, после развала Союза, судьба забросила Дмитрия в далёкие края. Во Владивостоке Дима дослужился до командира части.
Последние месяцы он мужественно боролся с тяжёлым недугом.
Он держал удар, но болезнь победила.
Вчера сообщили, что скоропостижно скончался Филимонов Дмитрий.
Дима был отзывчивым товарищем, хорошим лётчиком и человеком.
Светлая ему память.
Соболезную родным и близким покойного.
Константи н
Старожил форума
20.09.2020 15:03
Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 за этот год (свежий номер).
Александр Иванович Месилов делится мыслями.
«НЕ ХОДИТЕ, ПАРНИ , В АФРИКУ ЛЕТАТЬ»- так называется статья, опубликованная еженедельником.
Константи н
Старожил форума
20.09.2020 15:30
Дополнение к предыдущему.
ОтСМСил ему (Иванычу), что статья в АиФ это предтеча Букеровской премии.
И на меньшее мы (ферганское сообщество) никак не согласны!-))
Лишь бы СМСка дошла и шутка прокатила.-))
А.Павленко
Старожил форума
21.09.2020 10:10
Рустам Саматович, принимайте наши поздравления с Днём рождения и пожелания здоровья, бодрости и присущей вам жизненной активности. Будьте счастливы и радуйтесь общению с друзьями и однополчанами.
Константи н
Старожил форума
21.09.2020 10:46
О да, конечно! Всецело присоединяюсь к поздравлениям и пожеланиям, Рустам Саматович!
Почаще заходите!
Константи н
Старожил форума
21.09.2020 12:00
Кому лень газету покупать
https://aif.ru/society/people/ ...
АлешинВН
Старожил форума
23.09.2020 19:26
Рустам Саматович, "И я, и я, и я того же мнения"
Виктор Масленников
Старожил форума
25.09.2020 15:53
Спасибо!
Таганрог
Старожил форума
09.10.2020 14:30
Добрый день!

Возможно, кто-нибудь из летавших тогда вспомнит. Имело ли место при прямых полётах между Ферганой и Кабулом (или Баграмом, Джелалабадом) пересечение границы СССР на таджикско-афганском участке? Или только через АМДАР ходили (международный коридор № 13 Термез-Хайратон)?
Таганрог
Старожил форума
09.10.2020 14:30
Добрый день!

Возможно, кто-нибудь из летавших тогда вспомнит. Имело ли место при прямых полётах между Ферганой и Кабулом (или Баграмом, Джелалабадом) пересечение границы СССР на таджикско-афганском участке? Или только через АМДАР ходили (международный коридор № 13 Термез-Хайратон)?
АлешинВН
Старожил форума
11.10.2020 18:03
Таганрог
Добрый день!

Возможно, кто-нибудь из летавших тогда вспомнит. Имело ли место при прямых полётах между Ферганой и Кабулом (или Баграмом, Джелалабадом) пересечение границы СССР на таджикско-афганском участке? Или только через АМДАР ходили (международный коридор № 13 Термез-Хайратон)?
Границу с ДРА пересекали в двух местах: Термез и Кушка. А вот с Душанбе напрямую что-то не помню, если только краем захватывали таджикскую границу, когда с Термеза на Кундуз шли, но это не совсем официально.
Таганрог
Старожил форума
11.10.2020 23:11
АлешинВН
Границу с ДРА пересекали в двух местах: Термез и Кушка. А вот с Душанбе напрямую что-то не помню, если только краем захватывали таджикскую границу, когда с Термеза на Кундуз шли, но это не совсем официально.
Добрый вечер! Спасибо Вам огромное! Термез считался, насколько знаю, официальным международным воздушным коридором. А Кушка тоже? Есть скриншот РНК тех лет, но очень низкого качества, не могу ничего разглядеть.

Один лётчик на основном форуме Форумавиа пишет, что летал с пересечением границы в Пяндже. Но это был боевой самолёт с аэр. Мары. Пяндж тогда не был официальным гражданским авиакоридором пересечения границы (только в середине 90-х стал таковым - точка PINAX). Еще по воспоминаниям лётчиков, границу на таджико-афганском участке тогда пересекали вне трасс вертолётчики Погранотряда, летая с аэр. Пяндж "за речку" на боевые задания - при боевых вылетах никак иначе нельзя: то надо быстрее спешить на выручку попавшим в засаду товарищам, то быстрее эвакуировать раненых на свою территорию, то вертолёт подбит и надо во что бы то ни стало дотянуть до родного аэродрома - какие уж там крюки до ближайшего санкционированного коридора пересечения... И Афганские пилоты на боевых вылетах по ликвидации бандформирований, лавируя между хребтами в приграничной полосе, спасаясь от огня противника, часто без уведомления залетали на территорию Таджикской СССР. А вот транспортники летали ли через Пяндж как через коридор (по некоторым данным он в те годы мог быть спецкоридором - не опубликованным в гражданских перечнях ВТ, но являющимся таковым для нужд военной авиации), могли ли пересекать границу также легко как боевые самолёты и вертолёты - пытаюсь узнать.

Очень интересная статья: https://www.aex.ru/fdocs/1/201 ... сегодня ровно 31 год как случился этот инцидент. Создал тему на основном форуме https://www.forumavia.ru/t/202 ...

Интересно, что Ан-12 не смог сесть ни в Мазари, ни в Термезе (баражжировал около него, но в итоге пошёл на Душанбе). Интересно, что границу пересек в районе Пянджа (если правильно понял по тексту), хотя мог взять курс на Душанбе сразу из района баражжирования и пересечь границу в ближайшем месте (над Амузангом, Айваджем, Тигровой Балкой, Дусти) - то ли банально в Пяндже была ОПРС, привод какой-нибудь на тамошнем аэродроме, и летчики решили вначале взять курс на него, а уже потом на аэр. Душанбе. То ли вправду Пяндж считался неким коридором и летчики знали это и старались войти в воздушное пространство СССР с минимальными нарушениями (пытались связаться с землёй, но языка не знали - только на афганском выходили в эфир: хорошо диспетчер Душанбе позвал кого-то из сотрудников, знающих афганский язык)
12..125126




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru