Народ, нужна помощь. Руковожу дипломным проектированием. Дипломник разрабатывает шматок устройства, которое подключается к манекену для испытания авиакатапульт. Подскажите, пожалуйста, какое линейное ускорение испытывает манекен при катапультировании. Также необходимы данные по вибрациям.
Topper
17.11.2005 16:49
20-25 жо. Зависит от типа кресла. Точнее (и про вибрации) не знаю, может кто пограмотней меня подскажет.
17.11.2005 17:17
Когда в универе учился, препод по физике рассказывал что летчики нелюбят катапультироваться - при десятикратной перегрузке никакой сфинктер невыдерживает=))))) Это правда?=)))))
17.11.2005 17:21
А нормальные пилоты и прыжков с парашютом не любят :-)
Red_bravo
17.11.2005 17:26
>А нормальные пилоты и прыжков с парашютом не любят :-)
Вот А.Гарнаев обидется.
Instructor
17.11.2005 17:40
Привет Всем. Topper прав! На тренажере при отработке навыков порядка покидания самолета методом катапультирования пиропатрон расчитан на 6-8g, при реальной зарядке кресла пиропатрон расчитан на 24-25g. например катапультное кресло "К-36дм" обеспечивает выход пилота из кабины на скоростях от 140к/ч до 3М.При показательных катапультированиях (раньше такое практиковалось в строевых частях в целях морально психологической подготовки летного состава), когда катапультирование проводили на н=500м (высота полета по кругу) с горизонтального полета из задней кабины Миг-17 ути с заранее снятым фонарем и на оптимальной приборной скорости полета, то заряд пиропатрона делали на 16-18g. Цель уменьшения заряда по сравнению с боевым-очевидна: избежать риска компрессионного сдвига позвонков. У нас в полку прыгали показательно нач. пдс майор Потемин и очень опытный парашютист, летчик инструктор Ю. Шеффер (потом заслуженный летчик-испытатель Герой РФ). Удачи, ВАФ.
Спасибо. А сколько времени действуют эти перегрузки?
goodmen59
17.11.2005 22:46
В жизни катапультировался только на наземном тренажере НКТЛ. Ощущение такое, будто позвоночник ссыпается в трусы... Но это только примерно 10g. Те пилоты, которые катапультировались по-настоящему (20-25g в зависимости от веса пилота при одинаковых зарядах)рассказывают о малоприятных впечатлениях. Ни у одного из знакомых пилотов не осталась "чистой" медкнижка после обязательного медицинского освидетельствования после катапультирования. У всех или сдвиг позвонков, или компрессионный перелом или ещё что-нибудь похлеще.
Сиб
17.11.2005 23:39
Неужели нет никакой возможности после "прижатия" пилота к креслу придать ему(креслу)горизонтальное положение? Габариты фонаря не позволяют катапультирование пилота в таком положении???
Su-17
17.11.2005 23:53
goodmen59
Да ладно, пугать-то. Кстати, старые модели кресел, что на Миг-21 и Су-7Б били хорошо. И даже при идеальных условиях при катапультировании и приземлении надо было потом неделю лежать на досках.
Но К-36Д изумительное кресло. Очень мягкий процесс. Пиропатроны там слабые, а главный подьём производиться, так сказать, на ракете. За спинкой стоит ракетный ускоритель. Он работает меньше секунды, но имеет тягу 3, 5 тонны. Вот он то и поднимает лётчика на высоту около 100 метров.
Joss
17.11.2005 23:58
насчёт горизонтального положения:
Ориентация кресла в полёте - вопрос далеко не однозначный, поскольку "прыжковые" ситуации бывают разные, и далеко не всегда нужно именно горизонтальное положение.
Наши К-36д и поздние - стабилизируются в полёте боковыми импульсами в зависимости от условий в которых произошло катапультирование - скорости (в т.ч. угловые), высота, пространственное положение машины, угол скольжения и пр. На 36д3.5 энергодатчиком учитывается даже вес лётчика.
прим. это сухая теория, не более.
Su-17
18.11.2005 00:06
Joss
Никаких там импульсов нет. А рядом с заголовником, в котором парашют, слева и справа есть две штучки, которые после катапультирования отстреливаются и превращаются в две телескопические штанги с маленькими парашютиками на концах. Вот они то и кладут кресло сразу горизонтально, что бы лётчику потоком не рвало морду лица.
Joss
18.11.2005 00:26
Су-17
Ну здрассьте-приехали ! :-))
Штанги с "медузами" - это одно, а я вам говорю про двигатели бокового разворота - часть системы управления движением кресла в поперечной плоскости. Креслице К-36д серии 3.5 и далее. (вполне допускаю что и раньше ставились - если интересно могу завтра уточнить у девелопера :)
Это обьясните ка мне темному где там эта система стоит??
Я К-36дм2 все облазил и изглядел!
На МАКСе К-36дм3 видел!!
Там в заголовнике парашют все место занимает, по бокам телескопы за спиной направляющяя!! В каком месте?? ГДЕ?? Я с САПСистами плотненько общялся все кресло облазил!!
Гром
18.11.2005 08:57
То Су-17Ж
"Вот они то и кладут кресло сразу горизонтально, что бы лётчику потоком не рвало морду лица."
Так ведь лётчик же в шлеме... Или нет?
Joss
18.11.2005 10:10
Денису
Чувствую Ваш здоровый скептицизмь ?
Сопла двигателей разворота на кресле К-36д3.5 в районе заголовника и находятся, по обоим бокам, рядом с патронными гнёздами, на прилагаемой выше картинке это хорошо видно. Работает правый.
Если есть у вас видео эпизода с Аверьяновым-Шендриком, произошедшим в Бурже'99 - то следует его посмотрить. Катапультирование произошло фактически из перевёрнутой машины, на закритическом угле, и хорошо видно что кресла выходят сначала перпендикулярно продольной оси самолёта, а потом с помощью импульса упомянутых двигателей разворачиваются и уходят вперёд\вверх. Это и есть К-36д серии 3, 5
Попробуйте спрсить специалистов по САПС ещё разок, заострив их внимание именно на сабже.
Гром_у
Извините что отвечаю на не мне заданный вопрос, думаю меня поддержат:
Лётчик действительно в шлеме, и штатно при использовании маски и ЗШ-7 всех модификаций морду лица порвать не должно. При катапультировании светофильтр (если он не был опущен) сбрасывается в нижнее положение пиропатроном расположенным в левой части шлема у виска, что должно защитить глаза, а маска держась на трёх точках - нос и рот.
Но быть может всякое - вдруг на хорошей путевой и без маски прыгать придётся, или шлем не был подтянут, не поддулся и его сорвало, или маску сдерёт... Вобщем стихия !
Su-17
18.11.2005 10:34
Добавлю
Тут видно многие не представляют, что такое скоростной напор при Vпр.=1000км/ч. У моего знакомого на Су-24 сломало шею от поворота ЗШ-5. Кстати, поэтому на ЗШ-7 сделаны прорези, чтобы не возникало этого момента.
По поводу боковых сопел слышал и даже про то, что программа разворачивает сопла маршевого так, что из перевёрнутого положения поднимает вверх. Это здорово. Но на версиях кресла самолёта Су-17М3 я этого не видел.
Topper
18.11.2005 10:54
Скоростной напор - это ж сила. Su-17, :))) спасибо за прорези, я думал они больше для красоты и вентиляции. Век живи... как говорится.
Я за время службы слышал байки про то, что сам ЗШ и даже куртку срывало с пилота при покидании самолёта. Рассказывали (!) о катапультировании с МиГ-17 сквозь фонарь и металлические плиты-американки (типо самоль без шасси под них залез) где-то в Средней Азии. Байки после третьего тоста, конечно, но - были и такие рассказки.
18.11.2005 11:08
Да конечно - на Су-17, даже крайних, этого чуда разумеется быть не могло - 'рацуха' по активной стабилизации кресла пошла с 92 года кажецца.
А прорези в ЗШ-7 кем то из разработчиков по заумному называны "перепускными отверстиями" :-)))
Топперу
Я как то по шлемам большую ветку забабахал года полтора назад - если надо поищу и дам ссылку
Topper
18.11.2005 11:20
Спасибо, но наверное специально искать не нужно - я просто из интереса, не для дела, так сказать.
Joss
18.11.2005 11:25
18/11/2005 [11:08:05] моё.
Joss
18.11.2005 11:31
Бородатому
Поскрёб щас по заповедным сусекам в надежде найти интересующие вас сведения - к сожалению по вибрациям помочь нечем.
Так что видать дипломнику суждена прямая дорога в Томилино, там уж точно подсобят :-)))
Удачи.
С уважением. Дмитрий / Joss
Denis
18.11.2005 14:40
А что с тех пор когда Я последний раз видел К-36дм3 (2003 год) парашюты и контейнеры для них стали компактнее что нашлось место для системы доворота!
Если судить по языку пламени из правого работающего то там ого какой заряд поставлен! не хуже подъемного пирозаряда! А там Я видел какие стоят пирозаряды (ух-х-х ежели чаво)
Там насколько Я помню около 150 мм диаметр труб
Слава
18.11.2005 19:33
Su-17:А сам то пробовал? Я бы не стал... не мягко.Чуть мягче, по сравнению с КМ-1 - да, но не принципиально. 20G есть 20 G, это никуда ни деть....Компрессионные переломы у 100%. Сколько строевых возвращалось в строй после катапультирования7 не более 50% из них после 3 - 5 лет все списывались. А после 40 и нечего думать о процессе....
Joss
18.11.2005 19:57
Денис - вы видимо слишком категоричны и поэтому не замечаете что мы с вами говорим о разных вещах. Вы - о неком кресле которое вы где то видели "последний раз в 2003 году", а я вам о конкретной модификации кресла, и на снимке вы видите именно его - К-36д 3, 5 - то самое, с двигателями разворота, упоминание которых так вас заинтересовало :-)))
А вот какую именно модификацию изделия видели Вы (индекс, серия), в каком оно было состоянии (в машине или на стенде), и было ли оно вообще оборудовано двигателями разворота - я знать никак не могу, поэтому мне непросто вам что то доказывать, да наверное и незачем.
Во первых допускаю Вы могли просто не обратить внимания на сопловые аппараты двигателей разворота не зная о их существовании. Равно как их могло и не быть там вовсе. Если покажете фото того кресла, что вам увидеть посчастливилось - я вам с радостью сообщу есть там движки, или нету :-))
Далее. Пирозаряд и реактивный двигатель - абсолютно разные вещи. И уж конечно же не следует по языкам пламени на картинках судить о тяговых характеристиках двигателя, ибо двигатели К-36д3, 5, изображённого на картинке(что подъёмные, что боковые) не "пыхают" во всю дурь, как это было раньше (КМ-1ххх, СК, СД-7505, ранние К-36 и пр), а дают импульс дозированно, в зависимости от ситуации (см. 2 абзац 17/11/2005 [23:58:43]). На данной фотке видно, что подъёмные двигатели своё уже отработали и левый совсем погас (коптит уже), а правый догорает. То есть - на фото запечатлён именно этап стабилизации кресла для создания условий безопасного отделения маникена от самого кресла, когда а подъёмные своё дело уже сделали и активно работают "маневровые" :-))
В заключении: информации из первоисточника полным полно и в интеренете. например:
http://aviapanorama.narod.ru/j ... http://aviapanorama.narod.ru/j ...
Простите за многословие.
Joss
18.11.2005 20:17
Оговорюсь насчёт поста 18/11/2005 [10:10:09], где я упомянул аварию Аверьянова-Шендрика. Есть мнение что у них К-36дм были.
А.Гарнаев
18.11.2005 21:26
Бородатый: 17/11/2005 [13:33:42],
"... Подскажите, пожалуйста, какое линейное ускорение испытывает манекен при катапультировании. Также необходимы данные по вибрациям."
- Если хотите сделать НОРМАЛЬНУЮ работу - то сразу ставьте вопрос более грамотно:
САМЫМ разрушительным для пилота при катапультировании является не сама Ny, а градиент её нарастания - поэтому и столь нещадными позвоночнико-дробилками были туполевские (КТ) и суховские (КС-4) кресла (без переломов на них не обходилось практически никогда...) Микояновское КМ-1М было уже получше. А то, что "Северинско-Звездинское" К-36 ПРИНЦИПИАЛЬНО отличается от ВСЕХ предыдущих по данному показателю в оч.лучшую сторону именно за счёт доп.ускорителей - святая правда!
Su-17
19.11.2005 00:42
Слава
Мне, к счастью, не пришлось испытать мягкость работы К-36 и, слава Богу, резкость КС-4, что были на Су-7Б и Су-17М2.
Но знаю лично 2-х лётчиков с нашего полка, кто покидал Су-17М3 без всяких проблем. Служили ещё после этого более 10 лет.
С одним так перегоняли Су-17М3 парой, он выпрыгнул в районе Кюрдамира, я сразу после посадки прилетел на вертолёте туда и с дружбаном вижу никаких проблем. Уже прошло 20 лет, видел его недавно, никаких последствий. Они сами рассказывали, что даже по сравнению с этим вонючим НКТЛ, К-36 поднимает очень нежно.
Серж
19.11.2005 22:56
Интересно что Северин для 5-го поколения смастерил.Говорилось вроде о кресле изменяемой геометрии-это что может быть?Может меняется угол наклона спинки кресла?По идее наверно будет спасение с малой высоты из перевернутого положения.
Joss
19.11.2005 23:13
А ещё пока и четвёртого толком нету. НПП работает и по имеющимся прикидкам, "4" - это будет просчёт не семи, как щас, а ещё большего количества параметров. Тяга будет изменятся в +\- прямо в процессе работы двигателей. Будет реализован полностью автономный режим работы изделия - то есть считать необходимые параметры и выдавать команды будет само кресло в полёте в зависимости от его условий, а не как щас - бортовая ЭВМ перед пинком параметры работы задаёт. Короче это будет полностью контролируемый полёт "стула". А пока название серии 3.5 и есть экспромт Гая Ильича - буквально и означает "третье с половиной поколение", переходное звено то есть, к четвёртому.
Joss (вдогон)
19.11.2005 23:28
Изменяемая геометрия - это наверно имелась в виду изменяемая траектория полёта. Эта радость в уже имеющейся продукции реализована (см.выше) - управляемый сопла сопла КСМ (подъёмных двигателей) и двигатели разворота. А регулировка спинки по углу и по росту кресла тоже в поздних моделях реализована. Кроме того само кресло кое где ставится на более "удобные" на +перегрузке и катапультировании 30' (на серийных Су-35 например точно, и ещё вроде на каком то типе - навскидку боюсь соврать :). Спасение с малых высот из перевёрнутого полёта - это тоже давняя фишка К-36дм 2 серии и далее - двигатели не включаются, а сразу после выхода срабатывает КПА, отстреливается крышка заголовника и парашют.
ДоктОр
19.11.2005 23:55
Помнится, когда мы в Сеченовке на каком-то семинаре обсуждали проблемы катапультирования, у меня мелькнула в башке рацуха для кресел такого характера: Привязные ремни кресла снабжаются пиронатяжителями, как в Форде Мондео. При этом пятиточечные ремни несколько модифицируются. Вводится два дополнительных широких ремня, охватывающих тело от подмышек до подвздошных областей.Эти ремни держат своеобразный "фартук", неплотно охватывающий живот и нижнюю часть груди. Сверху фартук держится наплечными ремнями, снизу -подгузником. При дергании держков (при этом многие пилоты делают большую-пребольшую ошибку, нагибаясь вперёд, что и вызывает тяжёлые травмы позвонков и дисков, а также микротравмирование внутренних органов), перед сработкой пиропатрона срабатывают пиронатяжители, и фартук плотно притягивает тело к спинке кресла, что распределяет ударную нагрузку и снижает вероятность травмы. Также фартук предохраняет внутренние органы от смещенияи травмирования.
ДоктОр
20.11.2005 00:00
Грубо говоря, в данной рацухе изменяется применяемая ныне система притяга торса, не обеспечивающая плотного прилегания поясницы к спинке и защиты органов брюшной полости.
Joss
20.11.2005 01:43
Доктору
Вам премия полагаецца ! Рацуха ваша принята, воплощена и давно и успешно работает ! :-))) Щас даже если кто и наклоницца вперёд тягая держки - это дело быстро пресекается.
В К-35д при выдёргивании держек первым делом обеспечивается поза. Срабатывают пиромеханизмы плечевого (назад) и поясного (по диагонали, назад-вниз) притяга, падают в горизонтальное положение ограничители разброса рук, схлопываются фиксаторы голеностопов, ноги подымает вверх для группировки и поднапрягания мышц на пузе, голова при этом вжимается в ложемент заголовника, дабы шейный отдел был вытянут в струнку и клиент чего доброго не "кивнул" бы со скоростью 10-15 м\сек.
Готов, родной ?
Поехали ! :-))
Joss (поправка)
20.11.2005 01:44
"В К-35д при выдёргивании держек первым делом..."
В К-36д конечно.
20.11.2005 01:54
А вот у бусурман ихние кресла - как раз пояс то и не тянут, только плечи. "Мартин-Бейкер Мк-ххх", "Стенсил", "МД-Дуглас ACES I, II", шведские какието (название не помню). Потому то у них у всех прыгунов в обязательном порядке диагнозы "КПП" и синяк во всю жпу (это если ещё сильно повезёт :).
Американцы потому и купили партию 36д 3.5 (специально под их типы и фурнитуру систему доводили - новая модификация получилась К-36д3.5A_merica_ или по нашему "Э"), серийно правда пока они себе их не ставят но видать прикидывают. У них же подготовка строевого лётчика дороже самолёта получается - вот они видать и решили пилотов поберечь :-))) Соображают, мерзавцы !
Joss
20.11.2005 01:54
опять я
Слава
20.11.2005 09:44
Su-17:Да, кстати ничего не имею против КС-4, то же знаю многих долго летавших после применения. Хуже с КМ-1.В любом случае компрессионные переломы обеспечены и как это скажется на здоровье - вопрос времени. И еще , хорошо выходить из кабинета в нормальных условиях а вот Саня Швецов выходил из 31 со штопора - живет со стальной пластиной в позвоночнике....
Denis
21.11.2005 08:07
Joss :
Друг мой! Серии и индексы кресел которые я имел возможность наблюдать (а было их порядка десятка) как то вот не удалось запомнить. Кресла были с боевых самолетов на обслуживании и проверке, наблюдал их у САПСистов. Фото представить не имею возможности - как то не удалось в секретный цех пронести фотоаппаратуру для запечатления. Кресла смог осмотреть все со всех сторон т.к цех в котором работал делает ЗИПы для изделия и соответственно для техобслуживания кресла в том числе (ну типа ключ для взвода блока срабатывания, или блок пневматической иммитации срабатывания пиропатронов)! Ну и в силу природной любопытности естественно долго мучал САПСистов вопросами как что работает что за кресло и т.д. По этой самой причине до сих пор помню практически всю схему срабатывания кресла!
Gondjubass
21.11.2005 09:19
Если уж рассматривать два, так сказать, классических катапультирования в ле-Бурже (Аверьянов и Квочур), а видео или фото, я думаю есть у многих, то следует обратить внимание на ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ разницу обоих случев.
1. И там, и там кресла выходят почти горизонтально.
2. Только в случае Аверьянова - самолет еще движется ВВЕРХ, кресло направлено лицом ВВЕРХ, двигатель тянет его ВВЕРХ.
3. В случае Квочура - самолет падает БНИЗ, кресло направлено лицом ВНИЗ, и тот самый двигатель, который должен его вытягивать, толкает его ВНИЗ, а высота уже МЕНЬШЕ допустимой, и вертикальная скорость снижения за всеми пределами.
Topper
21.11.2005 15:30
Здравствуйте!
Вопрос созрел - знаю, что были попытки делать катапультируемую кабину, где пилот с комфортом и кофеём в чашке мирно п опускался на грешную землю. А что ж не развивается тема эта? Технические проблемы или сама идея не хороша?
Топперу:
Концепция отделяемой кабины (спасательной капсулы) реализовывалась на F-111 и B-1, поищите - в сети про этно много всего.
А.Гарнаев
21.11.2005 19:34
Gondjubass: 21/11/2005 [09:19:30],
"... классических катапультирования в ле-Бурже (Аверьянов и Квочур), а видео или фото ..."
- Ещё интереснее, если посмотреть ВСЕ эти материалы - оч.-оччень ВНИМАТЕЛЬНО... Тут вдруг увидишь, что в самый момент выхода из кабины
http://www.testpilot.ru/review ... (со слов: "Мысль: "Всё, конец!")
- Толина голова находится ниже колен ...
(Вот так-то -
Joss: 20/11/2005 [01:43:44]
"... Щас даже если кто и наклоницца вперёд тягая держки - это дело быстро пресекается...")
... А поглядев на УЖЕ лежащее на земле покорёженное кресло, вдруг увидишь: одна стреньга - штатно отстрелена, а другая не сработала вовсе... Не в этом ли причина невероятного спасения???
(По аналогии с занятиями спец.назовцев, обучаемых выпрыгивать на полном ходу из автомобиля/поезда КАК МОЖНО СИЛЬНЕЕ раскрутившись ДО момента столкновения с землёй - "перераспределив" вращением зашкаливающую ударную нагрузку...)
Su-17
21.11.2005 22:58
Joss
Что-то я не припомню фиксаторов голеностопа, которые схлопываются. Ноги притягиваются чёрным синтетическим шнуром, который штатно крепится к боковинам и приборной доске. При катапультировании ноги подбрасываются вверх, автоматически выскакивая из под ремней педалей и затем блокируются шнуром. При отстреле заголовника с парашютом срабатывают гильотины, одним махом разрезая всё, а при начале раскрытия купола лётчик фартуком выбрасывается из клесла. Да, если скорость больше 800, то срабатывает дефлектор.
Joss
22.11.2005 00:11
Братцы - вы уж извините за резкость мысли, но у вас там что ли соревнование на самого дотошного буквоеда ?
Дык этак и я могу ! Вобщем доигрались... Отныне я гордый - и распинацца больше не стану, буду только картинками общаться, как в школе для слабоумных :-)))
О дефлекторе речи не было. Была о фиксаторах ног.
А вот и они, те самые которые СХЛОПЫВАЮЦЦА если сильно-пресильно потянуть за тот самый ШНУР, который к ним пришит капроновыми нитками, и который я (ц-ц-ц, ай-я-яй) не упомянул :-)))
прим.
Человек я нелетающий, это ни для кого тут не секрет - а повышенный интерес к оборудованию кабин - это у меня хобби такое, "пунктик" если хотите. И если я чего то в этом и понимаю - то скудные знания эти суть чистая теория, как выше писал. И с высокими профессионалами, коих на любимом форуме во множестве - из принципа спорить не стану, упаси меня бог, потому что может получится глупейшая ситуация (как для меня, так и для уважаемого практика), как уже пару раз было.
А если кого что интересует по данной теме - разумеется расскажу, коли сам знаю, и даже проиллюстрирую. Ст. 283 УК РФ "работает" редко, но работает - так что всё это , разумеется, не ущерб безопасности нашей державы :)
С уваженьем. Дмитрий / Joss
А.Гарнаев
22.11.2005 21:05
Joss: 22/11/2005 [00:11:24],
- да не стоит напрягацца:
мы же опытные форумисты и легко можем отличить непринуждённую чатовку от антагонистической дискуссии - здесь явно не тот состав участников и не тот случай...
... а ежли хошь - то про иной ТОТ случай:
в гражданском суде мной уже ПОЛНОСТЬЮ доказан факт клеветы (припоминаецца?), Решение вступило в законную силу!
Но раз уж меня раздразнили - на этом не остановлюсь, уже подал заявления в прокуратуру: там и клевета, и оскорбление в СМИ, и подлог/подделка документов и т.д... А самое интересное: т.н. известная "группа" под руководством О.Молибоги - теперь уже не "адвокаты" - а соучастники преступления... Так-то!!!
(Сорри за оффтопик - это просто для снятия напрягов...)
Joss
22.11.2005 22:10
Да я напротив - настолько расслаблен, что даже страшно делается :-)))
Про ТОТ случАй:
О-о-о-о ! Давненько ничего я не слышал об этом мощном мущщине ! Олег Николаич - это да-а-а... Он конечно господин с талантами, чего уж там - токо как гласит советская народная мудрость: "на всякую хитрую штуку - когда нибудь найдётся своя дрюка с высокоточной винтовой нарезкой" Вообщем доадвокатствовались, етить ! :-))
Искренне рад что ситуация выпрямляется ;-)
Желаю удачи.
С уваженьем. Дмитрий / Joss
посторонний
23.11.2005 10:05
Вчера по ТВ на "России" была передача про медицинские эксперименты при подготовке космонавтов. Так вот, там показывали дядечку, который на цетрифуге дошел до 19 Же, после чего потерял сознание и эксперимент прекратили. А ударную нагрузку (сбрасывали с вышки, привязанного к креслу) 35Же, если я все правильно расслышал и ничего не перепутал. АФИГЕТЬ!