Мобильная версия
Войти

Высший пилотаж на пассажирских самолетах

 ↓ ВНИЗ

123

Calculator
08.11.2005 21:50
Вопрос: возможно ли выполнение фигур высшего пилотажа (бочка, петля нестерова) на пассажирских самолетах (пустых или загруженных), например на Ту-154? Если да, делалось ли такое на практике?
отчаяный симуляторщик
08.11.2005 21:58
Ну да, известен один случай, когда 154 даже набрал скорость звука. Во всяком случае эту информацию предоставил с трудом найденый самописец.
Dysindich
08.11.2005 22:00
to Calculator:
Делалось, на Як 40, закончилось опусканием носа при выполнении бочки, разгоном скорости, и отрывом плоскости на 625км/ч! Это несерьезный разговор.
Но был случай и другой: на 747м в наборе отказ АП, тангаж за пару секунд достиг 80ти с чем-то градусов, пилот не растерялся, продолжил выполнение подобия петли, в верхней точки повыпускал все, что можно, - это позволило ему вытащить машину в горизонт не достигнув разрушающей скорости. Это единственный случай, когда была исправлена катастрофическая ситуация. Помог опыт КВС палубного летчика.
Так что, возможно, только выживших скорее всего не будет!
08.11.2005 22:01
Dysindich:
а пассажиры там были?
bund
08.11.2005 22:02
вот вам высший пилотаж на т5!
http://www.airliners.net/open. ...
Roy Brown
08.11.2005 22:08
Теоритетики, млин!
Лично видел на праздновании дня авиации 18 августа 1991 года (авиашоу тогда ещё не существовало), бочку, петлю и ещё разные фигуры на Як-40 в исполнении пилотов ЛИИ. Як-42 выполнял бочку, поворот на горке и так кое что по мелочи.
Dysindich
08.11.2005 22:10
Про Боинг не помню, а на Ячке мужик убил своего второго и инженеров (там вроде облет какой-то был, но утверждать не буду, -давно было). Позже оказалось, что этот перец ранее выполнял-таки бочку, в любом случае, -подобные пируэты- преступление!
Шенгардт
08.11.2005 22:13
Для таких умников в РЛЭ Ту-154 прям на первой странице есть запись что данное ВС не предназначено для выпонения фигур высшего пилотажа.
Dysindich
08.11.2005 22:13
To Roy Brown:
Вам, Уважаемый про Фому, - а вы, про Ерему!(прикинь какая перегрузка будет на фигурах? Чё потом с самолем делать, если уцелеет?
Роман
08.11.2005 22:40
2 Roy Brown:
По як40 подтверждаю, делал мертвую петлю, а як42 хорошую горку. Правда не очень уверен (или не помню), действительно ли это был день 18 августа 1991 года( может 1992), но МАКСа еще не было, а народ все это смотрел под Жуковским на Москва реке. Там много чего интересного летало, например пара як38, и Мясищевский 3М (или ВМ-Т)
09.11.2005 00:44
Боинг-707 делал бочку...без последствий
09.11.2005 00:57
в подтвержение Роману, сам видел в этот день М.П. на як-40
Кот
09.11.2005 02:03
Разрушающая перегрузка Як-40 и Боинг-747-200 - около 4.5. Бочку и даже мертвую петлю теоретически можно выполнить с перегрузками в пределах 3.5.
НО: запас тяги и эффективность аэродинамических тормозов (включая шасси и закрылки) на этих машинах слишком мала - в результате или "проваливаемся" ниже скорости срыва, или получаем превышение максимально допустимой, за которой может проявиться флаттер (нарастающие до разрушения вибрации крыла) и т.п. - причем всё это запросто в процессе исполнения одной фигуры!

Кстати, на скорости выше М=0.85-0.89 самолет классической схемы затягивает в отвесное пикирование, и, поскольку погасить скорость в таком режиме практически невозможно - это фактически гарантирует гибель машины и экипажа.

С уважением, Алексей
Nj
09.11.2005 04:55
А если усилить конструкцию? Вот теоретически Ту-154 может лететь в превернутом полете - шасси ему сверху приделать, превернуть на земле он наверное и не взлетит ведь.
Calculator
09.11.2005 05:42
2 Кот, Dysindich и другие: друзья, спасибо за ответы, очень интересно ! А применительно к сверхзвуковым пассажирским машинам, например Конкорд, это возможно? Там ведь должна быть и тяга больше, и прочность конструкции выше?
DRONT
09.11.2005 06:25
voz'mi horoshij konkord v 2004 sime i poletaj, , , , esli ty smozhesh s pervogo raza nabrat' eshelon i krejserskuyu skorost' v 2 maha, , , to ya budu za tebya schastliv...a esche escho i doletish iz N J v Parizh...ili hotyaby london, to ty vashe geroj, , , toka povtoryayu konkord kachestvennyj a ne NLO kakoe
Кузя
09.11.2005 07:02
В далекие 60-е на тюменском севере КВС, нач.площадки и ВП решили сделать петлю на АН-2.Убились все, второй просился перед этим его высадить.
skyraver
09.11.2005 10:17
В Ахтубинске испытатели на Ту-154 сделали бочку. У КВС потом много проблем было. Хотя говорят, если бы предупредил весь экипаж и тех кто в салоне (это вроде не пассажирский рейс был), никто бы его не заложил. А так народ испугался слишком сильно.
http://www.testpilot.ru/russia ...
skyraver
09.11.2005 10:21
2 Роман

А еще в Жуковском в то же время приблизительно, тоже на День авиации, Ан-72 крутился. Петли, бочки, виражи глубокие, горки, пикирования... Смотрелось здорово, конечно.
09.11.2005 11:25
В актах приёмки первых Як-40 на заводе в Саратове делались записи о том, что на самолёте сделаны все фигуры высшего пилотажа.Рассказывали в Ташкенте бортмеханики, первые осваивавшие этот самолёт.
В 1981 году в газете "За рубежом" была заметка о заёбах, случающихся у пилотов.Так вот в одном из случаев описана ситуация с В747 Тайваньской авиакомпании, летевшем из Тайбея в LAX.На снижении автомат тяги при выводе РУДов вперёд не вывел крайний двигатель.Экипаж упёрся взорами в автомат тяги и не следил за автопилотом.Тот сопротивлялся недолго, отключился по каналу крена.ВС сделал бочку со снижением, посадка благополучно, но самолёт списали.
БОБ
09.11.2005 12:42
Calculator тут благодарит всех, принявших участие в разговоре, но надо поблагодарить прежде всего его самого - за то, что поднял достаточно интересную тему!
Теперь по сути. Жаль, что, говоря о ВП на пасс. самолётах, никто не вспомнил имя родоначальника таких экспериментов в мировой авиации. А это ведь наш испытатель - Юрий Тимофеевич Алашеев (Вечная Память, Мастер Ушёл в 1959 году при испытании опытного экземпляра Ту-105), служивший в ЛИИ и у Туполева. Насколько знаю, именно им в конце 50-х годов впервые была выполнена бочка на Ту-104. Элементы сложного пилотажа на тяжелых самолётах выполняли и "преемники" Алашеева - испытатели Антоновского ОКБ Юрий Курлин и Александр Галуненко.
В том, что касается истории с "Боингом", то Dysindich верно и уместно вспомнил этот уникальный случай. Это произошло с бортом тайваньской авиакомпании в 1985 году над Атлантикой. Только не в наборе, а на эшелоне порядка 12 тыс. При отключении АП возник кренящий момент и "Джамбо", совершив полубочку, и получив приличный тангаж на пикирование, на спине устремился вниз. На борту находилось более ЧЕТЫРЕХСОТ ДУШ! За считанные секунды было потеряно около 9 тыс. метров. То что на трех тысячах КВСу удалось стабилизировать положение ВС и выйти на горизонтальный полёт - настоящее чудо! Не зря этот случай совершенно уникален в истории. Кстати, после посадки была выявлена выраженная остаточная деформация плоскостей! В салоне - травмы различной степени тяжести, он никто не погиб.
Вот уж, КОТ, не имею информации какова была перегрузка, но очевидно, что цифири разрушения, приведённой тобою, она не достигла. Ну а ресурс энерговооружённости, который также затронут в твоём посте, я думаю, здесь не сыграл главной роли. Если бы речь шла о петле, то он, конечно, выступил бы на передний план. А вообще всем высказавшимся - спасиб. Прочностные резервы ВС, тем более в состояниях эктремума, по-моему, весьма значимая штука.


megalast
09.11.2005 13:26
а подробнее про сложный пилотаж на антоновских машинах никто не знает?
Разум
09.11.2005 14:49
Видел передачу, в которой легкий пассажирский джет выполнял пилотаж, бочки, петли и полет с заглушенными двигателями. но эта машина десятиместная.
SKR
09.11.2005 15:10
На прошедшем МАКСе пилот итальянского С-130 каждый день летал и крутил бочки, пустой естественно.
skyraver
09.11.2005 15:22
2 SKR
То не С-130 был, а итальянский G-222. Но полеты все равно яркие.

Supercargo
09.11.2005 15:31
Летчик-испытатель боинга выполнял бочки на презентации Б-707. На КС-135 выполняли петлю.
В 1940 году немецкий военный пилот пытался выполнить мертвую петлю на ФВ-200 Кондор - самолет разбит, экипаж погиб.
Red_bravo
09.11.2005 15:45
На одном из зарубежных авиасалонов С-130 крутил таки бочки и петли. Выглядело впечатляюще даже на видео. Правда американцы признались, что самолёт был максимально облегчён.
09.11.2005 17:28
кажется еще ан72 делает бочку
09.11.2005 17:37
Курлин крутил бочки на Ан-32, за что всякий раз ему обЪявлялся выговор Антоновым и он отстранялся на некоторое время от полётов.
Su-17
09.11.2005 17:40
Ан-28 многое может. И даже поворот на горке.
Фёдор
09.11.2005 18:23
Извините, что не по теме. Ту-105 - это прототип Ту-22?
Valti
09.11.2005 20:40
Помню зачитывался приказ о лётчике-испытателе с Ахтубы, "полковник (запамятовал, какая-то татарская фаимлия) из хулиганских побуждений выполнил на самолёте Ту-134 фигуру высшего пилотажа "бочка" во время перевозки служебных пассажиров из пункта А в пункт Б. Пассажиры выполнение бочки не почувствовали, недисциплинированность лётчика выяснилась по средствам ОК. Лётчика - остранить, принять зачёты бла-бла-бла".

Речь шла (знаю точно) о Ту-134.
Beholder
09.11.2005 21:44
А как то помню обсуждалось происшествие с Б747 который сделал штопор над Тихим Океаном...и вроде вышел и не развалился
Неман
09.11.2005 21:55
В подтверждение Роману!
Действительно это был август 91-го. И Як-40 был и пара Як-38-х в 50-ти метрах висела... И МиГ-25 на околозвуке... А завтра была война... :-)
БОБ
09.11.2005 22:36
Фёдору. По вопросу о Ту-105. Да, совершенно верно! Ту-105 являлся, по сути, развитием сверхзвуковой идеи Ту-16. Он имел большую, чем у предшественника стреловидность крыла, несколько иную компоновочную схему (двигатели над хвост. частью фюзеляжа), а также несколько большую длину фюзеляжа. Впоследствии Ту-105А как раз и стал Ту-22. Алашеев совершил первый полёт на "Сто пятом" в середине 1958 года. А в 1959 - последний...
лЁдчик
09.11.2005 22:47
Вопрос мне, честно говоря, мало понятен. Зачем выполнять фигуры высшего пилотажа на пассажирских самолётах, если есть пилотажные? Логически следует ожидать вопроса "Можно ли на джипе вспахать поле?", "Можно ли вилкой съесть манную кашу?", "Можно ли удалить гланды через задний проход" и т.д.
Flyingwolf
09.11.2005 23:32
Не на пассажирском, на транспортнике.
Наблюдал в Хартуме бочку, исполненную на Ан-74(72?) после прохода над ВПП.
И ещё - на Ан-12 при уходе винта 4-го в авторотацию если прошляпил момент и не успел парировать - самолет может лечь на спину. Вытащить проблематично. Мой кэп вытаскивал не один раз. Правда он испытатель с Агромадным практическим опытом. Но это скорее уже вынужденное изъебство. Повторяю вопрос лЁдчика: А нахрена???
andy
09.11.2005 23:52
Про тот 747 над Тихим океаном:

http://aviation-safety.net/dat ...

Максимальная перегрузка была 5.1.
Denis
10.11.2005 07:34
Аноним:

Лихой "казак"!!!!! теперь только осталось довернуть и ФАБ-.. на цель!! (при отсутствие можно "паксами" или отходами от них бомбить)
БОБ
10.11.2005 16:37
лЁдчик: Flyingwolf: Думаю, что ваш вопрос "Зачем делать высший пилотаж на пасс. самолётах?" в данном случае совершенно некорректен. Ни организатор ветки, ни высказывающиеся форумчане вовсе не заявляли, что это делать нужно! Речь-то идёт совсем о другом! Было ли такое в истории? Возможно ли в принципе такое? - вот о чём идёт разговор на ветке! И, как ни удивительно, оказывается, что И ВОЗМОЖНО, И БЫЛО НЕОДНОКРАТНО! А насчёт "Зачем?" - вообще никто и не говорил, это уже совсем иная плоскость. Хотя и здесь резервы позиций, видимо, найти не сложно, если подумать о прочностных резервах машин в экстремальных ситуациях. Вот, скажем, оказывается, что в ситуации "бочки-поневоле" на 747 была перегрузка, даже превзошедшая максимум при котором конструкция разрушается. А машина осталась цела! Так что, думаю, разговор об этом очень даже осмысленный!
лЁдчик
10.11.2005 17:14
БОБ:
В сам-себе-режиссёре есть рубрика "слабо". Там всегда предупреждают "не пытайтесь это повторить". Знаешь, читал про лётчика времён 2-й мировой войны, упавшего с километровой высоты и чудом оставшийся в живых. В принципе это возможно. Но каковы шансы?
В любой ситуации лётчик борется за самолёт (читай, за жизнь). Выходит, увы, с переменным успехом.
БОБ
11.11.2005 00:27
лЁдчику. Знаешь, все эти аллегорические ассоциации, риторика о гландах, удаляемых через тот самый проход, и проч. - они, быть может, и забавны сами по себе, но только, ещё раз замечу, ни коим образом логически не соотносятся с темой разговора на ветке. Не обижайся:)
Если говорить о случаях чудесного спасения при падениях с большой высоты, то их в истории было несколько, а не один. Наверное, наиболее известна невероятная ситуация с Весной Вулович, упавшей после взрыва DC-9 над Чехословакией в 1972 году с высоты 10 160м., и выжившей при этом! Даже, не говоря о самом падении, уже мгновенная, взрывная декомпрессия на этой высоте вроде бы никому не могла оставить шансов... Затем в 1981г. у нас - Лариса Савицкая низверглась после столкновения Ан-24 с Ту 16 в Амурской области с 5400м., и также не погибла. В 1944 году английский лётчик Н.Стефен, подбитый над Германией, падал с почти 5500м. - и спасся! А вот тут какая-то просто фантасмагория судьбы: http://top.rbc.ru/index.shtml? ...
Если же возвратиться "к нашим баранам", то верно ты, конечно, сказал о борьбе до последнего. Но вот в каком проценте случаев "переменный успех" все же оставляет людей в живых - сие зависит, наверное, от слишком многих факторов: мастерства пилотирования, прочности конструкции, ...везения, наконец, которое объединяет всё.
Так, если бы не последнее, то, по-моему, при самом гармоничном сочетании первого и второго из перечисленных факторов, тот тайваньский 747-й не добрался бы до ВПП в 85 году. Ну а если говорить о более предметных вещах, чем везуха или невезуха, то, полагаю, что Алашеев, о котором я говорил выше, наверное, всё же "фигурял" на 104-м в пятидесятых годах не от залихватской удали. Вероятно, информация о прочностных характеристиках конструкции была получена весьма значимая.
Так что это не рубрика "слабо" из телепередачки, и специально крутить бочки на лайнерах едва ли кто будет, даже без предупреждения о нежелательности:) Хотя и тут есть исключения - та же история с Саттаровым, "закрутившим" 154-й, и лишившимся из-за этого места в ЦПК, о чём здесь уже рассказывали ребята. Тоже поучительно. Но, вместе с тем, сейчас много говорится о том, что пилоты тяжёлых лайнеров не имеют навыков вывода ВС из критических положений, скажем на больших углах атаки. Вспоминается развитие ситуации со 154-м в ночных условиях над Сихотэ-Алинем 06 дек. 1995г. (в ночь на 07 дек.) Помнишь, наверное? Читал тут мнения спецов, что даже после сваливания у КВСа Сумарокова еще оставались какие-то шансы, но не хватило опыта. Впрочем, легко об этом толковать, сидя у компа и моделируя ситуацию...
В общем, мне кажется, что обсуждение этой темы значимо - и с позиции разговора о пределах прочности, да и, наверное, ...мастерства тоже. Если, конечно, наивно полагать, что совершенствование имеет пределы:)
лЁдчик
11.11.2005 13:56
Именно соотностится. читай вопрос, если лень браузекр прокрутить. "Вопрос: возможно ли выполнение фигур высшего пилотажа (бочка, петля нестерова) на пассажирских самолетах (пустых или загруженных), например на Ту-154? Если да, делалось ли такое на практике?".
Логичен ответ "возможно, но зачем?" Как и на все остальные аллегорические ассоциации. Речь не о пределах прочности, скоростей по сваливанию и максимально допустимых углах атаки. Вопрос из серии кто победит, слон или кашалот.
К тому же заметь, что в условия испытаний "серийный" пилот и самолёт дай Бог не попадёт никогда. То, что делает воздушный акробат под куполом цирка совершенно не доступно среднему обывателю, пусть даже спортсмену.
В третьих, присвой себе какой-нибудь индекс, а то Бобов уже слишком много становится, не понятно с кем разговариваешь.
Ex B/m
11.11.2005 17:27
Chitaya vetku o narushitelyah-razdolbayah, ostatochnoi deformatzii i t.d., vspomnil svoi 2-i ili 3-i polet v MAPe.YA , molodoi bortmeh YAk-40(otletal v "Aeroflote"5 let uje , 2-i klass, instruktor), prishel rabotat v novyii kollektiv.Tam vse "svoi", spetyie, spityie, drug druga znayut ne odin god, a ya "prishlyii" so storonyi, "varyag".Letim na 9100m(!!), chto dlya "yachka" ne ego eshelon, no TAK ekonomili toplivo v MAPe.V "kabine" 3400m, gorit tablo "razgermetizatziya", narod posle 8600m UJE ne kurit v kabine t.k... ploho gorit sigareta, vozduha hehvataet.KVS(emu okolo 35 let, paru let letal uje komandirom v "Aeroflote")mne:"Seichas posmotrish kak v MAPe nado letat`!Eto tebe ne "Aeroflot"! Podhodim k "tochke" na udalenie 100 km. i nachinaem "PADAT`".Po RLE (esli ne zabyil, proshlo pochti 20 let uje i kucha drugih tipov)- maks. skorost` na snijenii do 6000m =600km/ch po "tonkoi" strelke;i posle 6000m =450km/ch po "shirokoi"(na KUS 730/1100).Dalee dialog moi i KVS:"Komandir, skorost 590" KVS:"Normalno!"-
B/m"Skorost 600!Priberem rejimchik?"
KVS:"NORMALNO, ETO TEBE NE AEROFLOT, U NAS "MSRP" NE SNIMAYUT!"
B/m:"610, 620, 630, 640!Komandir, mojet zatyanut v pikirovanie, hren vyityanim potom!Davai priberem rejim, komu eto nado?"
KVS:"NE BZDI!!!Nado samolet ispyitat` na vseh rejimah, znat` chto on mojet!"
B/m:"650, 660, 670!Komandir, ya PODOZREVAYU , chto samolet ispyitali do nas, a myi lezem na predel prochnosti i narushaem vse, chto mojno i nelzya!Davai uberem?"
KVS:"N-O-R-M-A-L-N-O!Vse pod kontrolem!"
B/m:"690, 700!!!Ubиmsya , komandir!U nas pryamoe kryilo v plane, v kornevoi chasti mestnaya skorost? zvuka nastupaet ran`she, chem na vsem krile, vozniknet "skachek" uplotneniya -sorvet tolko odin list obshivki kryila, ostalnaya sletit kak trusyi bez rezinki!!!"
KVS:"A, slishal tyi u nas v KII GA uchishsa, gramotnyii!"
B/m:"710!!!Da POSHEL TYI!Vezesh na kladbishe vseh!Poletnyii malyii!TAK budesh letat sam, bez menya!"-i stavlyu "PMG"

Posle posadki, pri osmotre kryila, obnarujil, chto zalezyi kryila "hlopali".Vintyi krepleniya otvernulis na neskolko mm. i krutilis ot ruki, obshivka uje "otoshla" ot kryila i ot razrusheniya v vozduhe nas otdelyali sekundyi..KVS snachala skazal, chto eto ploho osmotreli tehniki pered poletom, (zadal emu vstrechnyii vopros:"A kak tyi sam osmatrival pered poletom?"), no posle "vzroslogo" razgovora s premineniem "nenormativnoi leksiki" -on soglasilsya, chto peregnul palku.

SOVET ODIN:- NE DAITE SEBYA UBIT` RAZNOGO RODA DOMOROSHENYIM "CHKALOVYIM"!
Green
11.11.2005 18:05
Ex B/m
Для таких поступков , как : " Б/м:"710!!!Да ПОСХЕЛ ТЫ!Везеш на кладбише всех!Полетныи малыи!ТАК будеш летат сам, без менyа!"-и ставлю "ПМГ" нужен мужской характер . Вероятно его и не хватало многим вторым пилотам , царство им небесное . С уважением к Вам .
Slider
11.11.2005 18:58
Где-то видел видео, пепелац был правда не гражданццкой, а B-52, но по размерам сопоставим. Что там пытался изобразить пилот, бочку или полубочку, не понял, но кончилось все это очень печально - пепелац иоппнулся со всей дури о землю, экипажу, надо думать кирдык.
Calculator
11.11.2005 19:22
2 лЁдчик: согласен что коряво задал вопрос, речь конечно шла не о удалении гландов через задний проход, БОБ все правильно сформулировал.
11.11.2005 21:40
Ан-2 в Паланге на авиашоу делал петлю.
123





 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru