Мобильная версия
Войти

Плоский штопор на авиалайнерах

 ↓ ВНИЗ

Метар
07.10.2005 01:14
Метар:

С интересом прочел статью В.Ч.Мезоха "Особенности поведения и пилотирования магистральных пассажирских самолетов на критических режимах полета". Особо заинтересовал пример с самолетом Ту-154 Б2, а конкретно -пример вывода его из штопора.Цитирую отрывок:

...В процессе испытаний Ту-154Б имело место сваливание в плоский штопор в июле 1972 года. Этому способствовали два обстоятельства: замедленная "отдача" штурвала на себя (~ 2 сек. вместо 0, 5-1 сек.) и подхват, то есть самопроизвольное увеличение угла атаки при неизменном положении штурвала и руля высоты.

Автор этих строк еще не имел тогда опыта полетов на таких режимах. Это был мой первый полет на больших углах атаки, выполненный без всякой подготовки. Подхват был обусловлен недостаточным запасом руля высоты "от себя" вследствие того, что до этого случая стабилизатор в посадочной конфигурации ставился в положение 5, 5Ѓ независимо от центровки. Кроме того, центровка при взвешивании самолета после полета оказалась запредельно задней. При полностью отданном "на себя" штурвале самолет продолжал бесконтрольно увеличивать угол атаки. Начался помпаж боковых двигателей (которые были выключены), а затем среднего двигателя, которому был установлен режим малого газа (выключать его было нельзя, чтобы не остаться без управления). При подходе к сваливанию возникла сильнейшая тряска (в посадочной конфигурации). АУАСП зашкалил, показания скорости на лицевой части прибора исчезли. Затем самолет свалился в левый плоский штопор и падал со Vу (по расшифровке) примерно 75 м/сек.

Тряска прекратилась. Попытки вывести самолет с помощью отклонения рулей оказались безрезультатными. Был выпушен противоштопорный парашют, который сработал с замедлением, после чего самолет начал опускать нос, появилась скорость и вращение прекратилось. После выхода из штопора парашют бы сброшен.

После анализа этого полета ОКБ ограничило отклонение стабилизатора до 3Ѓ при задних центровках. Полет был повторен, руля высоты стало хватать. При штопоре режим был начат на высоте 6200 м. Самолет выполнил четыре витка и вышел из штопора на высоте 2100 м. Погода была ясной. ...

Суть вопроса в следующем: при повторном испытании самолет был завален в плоский или обычный штопор? Т.е. -цель вопроса -понять -возможен ли в принципе вывод самолета этого типа именно из "плоского" штопора без применения противоштопорного парашюта? Просто до недавнего времени я был совершенно уверен в обратном, а данная цитата допускает двойную трактовку. Очень бы хотелось послушать специалистов.

Сама статья полностью находиться тут:

http://www.fsfi.avia.ru/review ...
ANDR
07.10.2005 01:20
Как говорили ранее пилоты больших на этом форуме -амба.Не выводится тем более линейный пилот не летчик испытатель.Если чего не так сказал не пинайте.
Метар
07.10.2005 11:40
2ANDR: т.е вы считаете, что во втором испытании имел место обычный штопор?
AK
07.10.2005 12:34
Ну, ОТДАЧА штурвала всё-таки ОТ СЕБЯ.

Ту-154 из плоского штопора без ПШП выводится применением метода 4Н (стабилизатор полностью "на пикирование", штурвал от себя полностью и вывернуть в сторону штопорного вращения, педаль против вращения). Проверено С.Т.Агаповым (а вот с кем он тогда летал - не могу сейчас сказать). Другое дело - на всех ли центровках.
А что касается "линейный пилот - не лётчик-испытатель" - утверждение само по себе верное, но это не повод, чтобы не готовить пилотов больших самолётов на критические режимы.
Дядя Вова
07.10.2005 18:25
Учкудук-яркий пример, когда экипаж попал в плоский штопор-амба и земля им пухом.
Метар
07.10.2005 19:23
2AK: а есть где почитать про этот пример вывода? С какой высоты его свалили и сколько кувыркались?

ЗЫ еще -зачем Мезох выполнял маневры с выпущенной механизацией ( я так понял) Что это дает?

ЗЗЫ Может -им в Учкудуке надо было механизацию срочно выпускать?...
denokan
09.10.2005 08:19
После Учкудука, как раз, были произведены испытания, описанные Мезохом далее:

"Катастрофа Ту-154Б в районе Учкудука (Карши) по своему характеру удивительно напоминает приведенный случай, хотя она произошла в полетной конфигурации, с большим весом и на большой высоте. Экипаж набирал высоту на скоростях значительно меньше рекомендованных (по расшифровке МСРП-64) и достиг эшелона 11600 м на скорости ~ 400 км/ч, на границе срабатывания АУАСП.

Бортинженер на эшелоне дважды убирал режим на малый газ (который восстанавливал КВС), очевидно приняв начало тряски за помпаж. На показания АУАСП экипаж не реагировал (он был выключен) и, вместо отдачи штурвала "от себя" для ухода с режима тряски, продолжал выдерживать высоту эшелона. В результате самолет потерял в горизонтальном полете 110 км/ч скорости и на Vпр.=290 км/ч свалился в плоский штопор и разбился.

Мне пришлось выполнять имитацию этой катастрофы. Была достигнута интенсивная тряска самолета с началом раскачки оборотов на боковых двигателях, минимальная скорость составила 320 км/ч на левом и 315 км/ч на правом приборах. После полной отдачи штурвала "от себя" самолет свободно выходил из режима (было выполнено 2 полета).

Указанная имитация доказала полное соответствие самолета Ту-154Б характеристикам, полученным на государственных испытаниях. "

2 Метар
При выпуске механизации уменьшается критический угол атаки (при выпуске закрылков). Т.е., самолет свалится еще быстрее, если до выпуска закрылков не был уменьшен УА.

Выпуск механизации дает увеличение пикирующего момента. При первых испытаниях центровка была более задняя, а раньше стабилизатор по РЛЭ на посадке ставился всегда в положение 5.5. После этих испытаний, ввели, наконец в РЛЭ положение 3 градуса.

Ну а вообще, сколько надо было времени, на то, чтобы сделать совмещенное управление стабилизатором........

Потребовалось египтянам убиться, чтобы это сделать.
Дядя Вова
10.10.2005 13:18
Весьма странно и трагично , что испытания на этих режимах производились не в испытательных полётах, а в регулярных, с пассажирами на борту.
F/E
10.10.2005 22:39
2 denokan:
всё таки сопоставьте хронологически катастрофу "египтян" с началом регулярных рейсов Ту-154 и доработку по совмещенному управлению.
ip
10.10.2005 23:56
по моим данным склонность к "подхвату" была выявлена на 154-й ещё в процессе первоначальных испытаний, что послужило, в часности, фактором, на позволяющим сделать управление стабилизатором как на ил62 до и як42 после 54-й.
а это значительно удобнее - выполнять полёт на всех этапах с нейтральным РВ.
очень интересно узнать, почему в отсутствие противоштопорного парашюта нет рекомендации выпускать закрылки при сваливании - пусть поломаются привода, но есть шанс выкарабкаться из плоского штопора, а шансом пренебрегать неразумно!
Метар
11.10.2005 01:04
Дядя Вова:

Весьма странно и трагично , что испытания на этих режимах производились не в испытательных полётах, а в регулярных, с пассажирами на борту.

2Дядя Вова: Вы про какие испытания?
Метар
11.10.2005 01:11
Мдя -Мезох пишет, что когда они посыпались -вертикалка была 75м\с. Если в Учкудуке было похожее дело -падали около трех минут получается... Кошмар вообщем -долгая смерть..
Ballu
11.10.2005 13:50
Я линейшик с 20 летним стажем.На ху...я залазить в такие режимы????Есть пилотажные самолёты там и кувыркайтесь!
Ballu
11.10.2005 13:50
Я линейшик с 20 летним стажем.На ху...я залазить в такие режимы????Есть пилотажные самолёты там и кувыркайтесь!
AK
11.10.2005 19:38
Где почитать... Вопрос Вы задали, однако...
В книжках общедоступных описаний этого всего я не встречал, возможно, его и нет.
В научно-технических отчётах Туполевской фирмы, в отчётах ЛИИ где-то это должно быть описано.
denokan
11.10.2005 20:18
2 IP

Хм, а при чем здесь стабилизатор и подхват? И нейтральный РВ?

Объясните, пожалуйста.
AK
12.10.2005 19:53
Да, и ещё...
"На х.. залазить в такие режимы" - конечно, в эксплуатации незачем ходить по краю, но вот очень нехорошо - не готовиться к разного рода особым случаям, думая и говоря "да этого со мной никогда не будет" и т.п.

К сожалению, хер это объяснишь тем, кто командует сегодня гражданской авиацией!!!


А шо падали около трёх минут - вообще-то, это не "долгая смерть", потому что ощущение что "всё - ПИЗДЕЦ" не должно бы приходить, пока ещё есть возможность борьбы и предпринимаются усилия для борьбы.


Кстати, испытания на большие углы Ту-334 производились БЕЗ УСТАНОВКИ НА НЕГО ПРОТИВОШТОПОРНОГО ПАРАШЮТА - и решение это было принято именно по итогам ТЕХ полётов на Ту-154 и анализа их результатов... Потому как прикинули - должно быть достаточно эффективности стабилизатора для вывода.


Кстати, вот сегодня появилось по теме:
http://www.airhorse.narod.ru/s ...
http://www.airhorse.narod.ru/s ...
(чего название-то одно стОит: spin-ЛИКБЕЗ!!!)
ip
12.10.2005 19:54
2 denokan:
ЭФФективность стаб-ра выше, чем у РВ
на ил-62 можно ворочать стабилизатор постоянно, в удобное для пилота положение (как триммер на малых машинах)
при этом РВ будет в нейтральном положении
на 154-й этого не сделали намеренно, ограничив положение стаб-ра для разных этапов полёта фиксированными значениями
это избавляет кб от головной боли - при большой эффективновсти в полётном положении стаб-ра одним РВ загнать машину до "подхвата" трудно хотя в учкудуке получилось
головная боль осталась лётчикам - пресловутого "зелёного сектора" РВ не всегда хватает при заходе с передней центровкой и т.п.
испытания после очередных убиваний людей показали, что при ходе в 29 гр. вверх РВ на 154-й - после 20 гр. отклонения прирост момента прекращается и в экстренной ситуации можно на "выдёргивание" перед землёй не расчитывать
а если бы при заходе можно было отклонить стабилизатор ещё на пару градусов и руль поставить нейтрально - запас 20 "рабочих" градусов мог бы спасти и в норильске, и в ещё десятке случаев
я правильно понял вопрос?
Д16Т
13.10.2005 00:10
Джентельмены, существует такой параметр, как коэффициент эффективности ВО ( и ГО тоже ). Какой он у 154-го я не знаю, а считать лень. Наверняка меньше, чем у пилотажного самолёта. Так же, очевидно, меньше и относительная площадь рулей. Можно, конечно поэкспериментировать с разнотягом, но это не пилотажный аппарат. Готовиться конечно нужно ко всякому, но шансы вывести тяжёлую линейную машину с коротким хвостом из плоского штопора стремятся к нулю.
Да она и по перегрузкам на это не расчитана.
Вот Ballu зрит в корень вопроса.
http://avia.lib.ru/bibl/1014/t ...
читайте главу "Противоштопорный парашют" ...
... Арифметика простая, потеряли четыре тысячи.

Airhorse
26.01.2006 18:01
По ссылке не сразу найдёшь, потому привожу непосредственно в ветке, так наглядней.

ПРОТИВОШТОПОРНЫЙ ПАРАШЮТ
...Идет разбор полетов за неделю. Сын Адыгейского народа так шутя и всерьез величает себя летчик-испытатель Владимир Чемгуевич Мезох, заслуженный летчик-испытатель СССР. Принимал участие в испытаниях тяжелых самолетов вплоть до Ил-86 Ушел на пенсию в 60 лет. Сейчас отчитывается за проведение об лета самолета Ту-154 перед началом перевозки пассажиров.
- Набрали высоту шесть тысяч метров. Задание - управляемость на больших углах при крайней задней центровке.
- А кто у тебя был на правом сиденье? - уточняет ведущий раз бор заместитель начальника ЛИКа-Валентин Николаевич Кляус.
- Так вот, - продолжал Чемгуевич. - Я был на левом сиденье как летчик облета, а справа сидел летчик из КБ Туполева. Убрал значит, я газ, начинаю увеличивать угол набора, все идет хорошо, уже 20њ. Я начинаю плавно отдавать штурвал от себя, ну, как положено, растягиваю движение по времени на две секунды и... мощный подхват, самолет задирает нос, небольшой клевок, и горизонт со всей "декорацией" - трубами заводов, деревьями, полями энергично пошел вправо, ускоряя свой бег. Это был настоя плоский штопор. Штурвал, конечно, отдаю от себя до отказа - какого эффекта, рули, как на земле, двигаются свободно...
- А на сколько градусов был подхват? - интересуется Кляус.
- Стрелку зашкалило. Расшифровка записи показала угол 34њ
- Положение не из приятных, - продолжал Мезох, - тут я услышал голос летчика КБ - противоштопорный парашют!
- Так, что, вы покинули самолет, что ли? - не вытерпел кто-то из присутствующих.
- Подожди, не перебивай, все расскажу по порядку. Так вот, услышал я - парашют! И быстро нажал кнопку. Нажали одновременно, как выяснилось. Томительное ожидание раскрытия, а это длилось доли секунды, и... сильный рывок - вращение прекратилось, самолет опустил нос. Быстро нажимаю кнопку сброса парашюта, а дальше увеличиваю скорость. Вывожу самолет в горизонтальный полет. Запускаем два двигателя, которые "погасли" во время штопора. Пришлось их выключить.
- На какой высоте закончился ваш "цирк"? - послышался чей-то голос.
- Пока мы, как говорится, управляли самолетом, оказались на двух тысячах метров. Арифметика простая, потеряли четыре тысячи. Один парашют весь экипаж выручил.
- Причину нашли? Ведь этого не должно было быть.
- Нашли, оказалось, что была смещена центровка...

AK
26.01.2006 18:06
А лётчик КБ, который с Мезохом был, - это С.Т.Агапов, как я понимаю.
Airhorse
26.01.2006 19:01
2 AK:
Он самый.


F
05.06.2006 21:41
Как много интересного... Смутно помнится одна посадка ТУ 154, кажется в Барнауле, в очень плохую погоду с сильным дождём, ночью. Когда мы, пассажиры, уходили от самолёта - мне показалось что за хвостом 154 -го мотыляется под ветром какаято огромная тряпка, похожая на парашют. А ведь вроде как тормозной парашют- принадлежность истребителя, и на 154-х их нет. Так и не стал никому рассказывать, а вот теперь читаю про противоштопорный, и сомнения берут, может его испытали как тормозной?? Или ещё что-то... Было это примерно в 1978 году
IPO
23.08.2006 23:31
А мне кажется, с российскими летчиками ( от природы похустами), с российским техническим персоналом( от мамы алкоголички ) и российскими самолетами (годными только на свалку) летать просто не стоит. Русские не умели делать автомобили, и вряд ли научатся. Не умели играть в футбол, и вряд ли научатся.
А теперь ешё и летчики говнюки, нет чтобы полетные инструкции выполнять и не задумываться, так они импрвизируют и принимают "решения ", экономят горючку и т.д. И народ гибнет, семьями вместе с детьми. Уроды да и только. Весь мир уже над вами смеётся. Впрочем опущенные, и есть опущенные. Что с них взять...
Остаётся только сожалеть.
Старожил
24.08.2006 00:27
IPO: *****Русские не умеют делать автомобили, играть в футбол, пилотировать самолеты... и вряд ли научатся. Весь мир уже над вами непрестанно смеётся******

Cам-то чего-нибудь умеешь, кроме как "каркать"? "Народ гибнет, а весь мир смеется". Прямо ИНОПЛАНЕТЯНИН-наблюдатель. Все-то он видит, все-то умеет.


24.08.2006 01:43
IPO:
А когда на твоём любимом пространстве катастрофы твоих любимых самолётов, то кто смеётся?Выродок ТЫ.
Dysindich
24.08.2006 02:00
To IPO:
Вы и историю наверное не читали(уж не говорю, что изучали), иначе ваш пост и объяснить не могу. По всей вероятности являетесь жертвой западного, продвинутого образования, подкрепленного воздействием CNN.
Ну, над нами весь мир смеется, - это понятно, а вы-то сами из чьих будете? Судя по всему вы и есть тот самый мир? Печально, я представлял его несколько инным.
MADMAX
24.08.2006 02:11
В принцепе теперь все стало ясно что случилось. Даже и без МСРП. Был штопор, хорошенько встряхнуло, раскидало по кабине если были не пристегнуты, а там даже если бы и последовало резкоге движения руля от себя, то все равно без противоштопорного парашюта ничего бы не вышло. Они боролись до конца, но просто небыло шансов. Жаль, не дай бог...
С Уважением
SKR
24.08.2006 02:16
Мужики, не стоит на уродов реагировать, они для этого и пишут.
WS
24.08.2006 02:49
AK:

Ту-154 из плоского штопора без ПШП выводится применением метода 4Н (стабилизатор полностью "на пикирование", штурвал от себя полностью и вывернуть в сторону штопорного вращения, педаль против вращения).

>>>>>>>>>

Что значит "стабилизатор полностью на пикирование" если он на эшелоне и так стоит на ноле.
Игорь
24.08.2006 06:44
Скажите, а в каком году была катастрофа над Учкудуком? Найти что-то не могу..
Горец
24.08.2006 06:46
To IPO
Пристрелить бы тебя! Тварь ты бешеная!
кочевник
24.08.2006 07:05
to Горец

5+ !!!
Дилетант
24.08.2006 08:26
Всех пассажиров загнать в первый салон ближе к кабине пилота, что бы сместить центровку. Штурвал от себя, двигатель на взлетный режим (если запустятся). Может выйдет, если высоты хватит?
24.08.2006 08:44
IPO

Весь мир уже над вами смеётся. Впрочем опущенные, и есть опущенные. Что с них взять...
>>>


А ты-то где живёшь, неопущенный наш? На Западе? Ну ничего, скоро арабы Вас опустят так, что мало не покажется. Парижские бунты покажутся сказкой.

Лет через 20 будешь уже гражданином объединённого европейского арабского халифата, где будешь молчать в тряпочку (как нац. меньшинство), посмотрим как ты будешь в инете вякать. Сам же обратно в Россию попросишься, да вряд ли пустят.
family
24.08.2006 09:00
to ipo

Мразь, ты.
дмитрий
24.08.2006 09:07
Хочу задать ворос людям знающим ту154. Есть ли возможность попасть в такое положение если вдруг 5-6-ти(или более) пассажирам вдруг одновременно припёрло слить выпитое на земле пиво в хвостовом сортире.Всётаки 500-600 кг в хвосте большая масса даже для большого самолёта.
Андрей
24.08.2006 09:15
To IPO:
Не выродок ты. а УЕБОК
Игорь_Чукотка
24.08.2006 09:26
дмитрий :

года 3 назад летел бортом Анадырь-Братск-Омск-Москва, на нём вахтовиков омских много летало... Разумеется летели все пережратые, вели себя как последнии сволочи..ну это другая история, в общем в Ту-154 они скапливались в хвосте человек по 10 в очередь в туалет, чтоб покурить (хотя курили и около туалета), стюардессы не могли ничего с ними сделать.. Потом уже вышел 2пилот к ним и через громкую связь рассаживал по местам, сказал, что крен у самолёта из-за них.
неупок
24.08.2006 09:28
Горец:

"To IPO
Пристрелить бы тебя! Тварь ты бешеная! " Конц цитаты.

Присоеденяюсь.
morant
24.08.2006 10:36
День добрый,

подскажите дилетанту - Плоский штопор - это особенность именно 154? связано ли это с тем, что двигатели сзади а не на крыльях? И почему на полной мощности движки не могут разогнать машину? (я так понимаю, что падает он носом чуть вверх, но ведь взлет еще на более большом угле идет или ошибаюсь?)

А вообще - очень страшная смерть..
КЛШУ
24.08.2006 11:07
IPO
А мне кажется, с российскими летчиками ( от природы похустами), с российским техническим персоналом( от мамы алкоголички ) и российскими самолетами (годными только на свалку) летать просто не стоит.

Интересно а ты сам то от какой мамы будешь, наверное судя по всему этот случай точно по Фрейду
Serge
24.08.2006 11:21
To morant:

Вы путаете угол тангажа и угол атаки.
b737
24.08.2006 11:41
Плоскому штопору подвержены все самолёты созданные не по классической схеме. Просто когда крыло перестаёт создавать подъёмную силу, в дело вступают массы. А на самолётах с двигателями сзади, как вы понимаете, разнос масс огромен. Именно по этой причине очень любила плоский штопор Аэрокобра, у неё двигатель тоже стоял позади пилота. Ну, это конечно очень упрощённое объяснение.
Проходимец
24.08.2006 12:18
После того как на советско-германском фронте Кобры стали попадать в плоский штопор, американцы срочно провели полетные испытания на плоский штопор и дали рекомендацию ограничить заднюю центровку путем неполной заправки маслобака, расположеннго в хвосте.
Леонид.
24.08.2006 12:33
b737:

Какие ощущения от выходки IPO?
Paul
24.08.2006 12:34
А почему решили не оснащать противоштопорным парашютом 154? Были технические сложности или это сильно увеличивало стоимость?
b737
24.08.2006 12:54
Да Бог с ним. Просто на форуме очень много людей, которым нечем заняться на работе и они торчат у компа. Меня всегда удивляли пассажиру требующие точности выполнения рейса до минуты, как будто это паровоз и забывающих как они проводят своё рабочее время.
Дилетантка
24.08.2006 13:03
Я не совсем понимаю - когда самолет взлетает, у него тоже нос поднят и довольно сильно, под углом градусов 25, в новостях говорят, что угол атаки было около 20. в чем разница между углом при взлете самолета и углом атаки?
Леонид..
24.08.2006 13:21
Дилетантке.

Долго объяснять. На взлёте он не маленький, но меньше критического. Есть такое понятие, как "критический угол атаки".




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru