Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

"Голандский шаг"....

 ↓ ВНИЗ

12

Surfer
20.04.2005 22:08
Подскажите кто знает о природе данного явления...
От чего происходит...чем опасен...как с ним бороться?вообще какая схема (высокоплан, низкоплан, биплан) менее подвержена???
Максим
20.04.2005 22:17
IMHO этому подвержены только дельтапланы.
20.04.2005 22:17
во-во мне тоже интересно, я тут как то у людей спросил и был ласково послан
Максим
20.04.2005 22:24
AFAIK Проявляется в поперечной раскачке начиная с некоторой скорости. Происходит от недостатков конструкции или растянутого паруса. Бороться - сбросить сорость.
Surfer
20.04.2005 22:24
2 максим...
Это неправда..однозначно могу сказать, что не только дельтапланы...
Максим
20.04.2005 22:25
Тогда вы знаете что-то чего не знаю я.
Котяра
20.04.2005 22:27
2 Максим: неправда ваша. Даже некоторые авиалайнеры можно сдуру загнать в такой режим.
Surfer
20.04.2005 22:31
По-моему речь шла даже о всем известной 172 Цессне... дескать при определенных условиях может начать "шагать"... вот и непонятно... если от недостатков конструкции, тогда какого хрены все америкосы считают эту фирму так сказать...Намбр ван??
Максим
20.04.2005 22:33
Могу только сказать, что никогда не встречал этого термина по отношению к чему либо кроме дельтапланов.
CFII
20.04.2005 22:34
to Surfer: Ну-ка поподробнее, если можно. На Цессне 172 не одну сотню часов проишачил а о "голландском шаге" никогда не слышал. Может его ещё как то называют?
Дима Володин
20.04.2005 22:38
CFII, "Dutch roll", небось, в виду имеют, но как Сессну в него загнать - это мне неизвестно :-)
Surfer
20.04.2005 22:40
Да если бы я знал подробности, то не спрашивал бы...
Прочитал в одной статье Plane&Pilot Mag...
Там он по-моему звучал как Dutch walk...и помню что речь шла о 172ой...
Surfer
20.04.2005 22:42
Точно..датч ролл...сорри...
АндрейШ
20.04.2005 22:44
Артур Хэйли, "Крылья"...
CFII
20.04.2005 22:49
Dutch roll is a motion exhibiting characteristics of both directional divergence and spiral divergence. The lateral stability is strong, whereas the directional stability is weak. If a sideslip disturbance occurs, as the airplane yaws in one direction, the airplane rolls away in a countermotion. The airplane wags its tail from side to side. Я понимаю на Арбузе или Боинге, но как на Цессне всё это выражается?
Максим
20.04.2005 22:50
Dutch roll
Wikipedia

A Dutch roll is a simple aerobatic maneuver generally taught to student pilots to help them improve their crosswind-landing technique. The airplane is alternately rolled as much as 60-degrees left and right while opposite rudder is applied to keep the nose of the airplane pointed at a fixed point.

The term Dutch roll can also refer to an undesirable instability in some airplane designs. It refers to a condition where the airplane rapidly enters uncommanded left and right rolls.
НЛО
20.04.2005 22:51
От чего происходит: если при скольжении реакция самолета по крену большая, (т.е. самолет энергично поднимает то полукрыло, на которое скользит) а по курсу маленькая (т.е. он медленно поворачивает нос в сторону скольжения). Наблюдается на больших скоростях у дельтапланов и у самолетов с стреловидным крылом и высоким вертикальным оперением.
Дима Володин
20.04.2005 23:24
Максим, не, как набок туда-сюда скользить - это понятно, это у меня даже примета такая есть - если по часам еродром вот-вот должен быть, а его всё не видно - завались набок, и еродром будет виден под тобой :-) Только при мне это ни разу не называли "Dutch roll".
Максим
20.04.2005 23:43
Мыкола, чув як кляты москали наше пЫво называють
Як?
ПИВО!!!
Уууу, повбывав бы гадив....
CFII
20.04.2005 23:46
Так получается что Dutch Roll мы всегда называли Slip-to-land (or cross controll). Элерон в ветер, rudder - в противоположную сторону?
Бурыч
20.04.2005 23:52
Так это что, скольжение получается?
Педаль и противоположный крен?
Только самолет это проделывает сам?
Обалдеть, а я думал скунс!
Дима Володин
20.04.2005 23:53
CFII, вечная тема :-) Cross control - это любая ситуация, когда элероны туда, руль сюда. Получается скольжение, slip, то есть. Дальше уже от цели этого slip-а зависит - если носом вдоль полосы, чтобы боковую компоненту скомпенсировать, это side slip. А если носом вбок, чтобы высоту бойчее потерять - forward slip. Где-то так. Пойду выяснять, откуда Wiki про Dutch roll в этом смысле взяла. У FAA в документах я про "Dutch roll" видел только в контексте раскачки пепелаца с выраженной стреловидностью.
Максим
20.04.2005 23:54
Если я правильно понимаю написанное по английски, то первое значение это не просто cross-control (однократный), а этакое упражнение наклон налево, наклон направо, наклон налево, наклон направо... в смысле - нос смотрит в одну точку, а самолет при этом качает крыльями туда сюда (не давая педалями уехать носу).

Там есть еще второе значение
The term Dutch roll can also refer to an undesirable instability in some airplane designs. It refers to a condition where the airplane rapidly enters uncommanded left and right rolls.
Судя по всему именно оно имелось ввиду.
Pazak
20.04.2005 23:56
Автоколебания типа - "Голландский шаг". Разницу чувствуете ? Связана с разницей в эффектиноси руля направления и элеронов.
Дима Володин
21.04.2005 00:00
Ну, к примеру, вот:

(2) Another variation or method used is to pick a straight road or a point on the horizon. Then precisely hold that point while initiating a bank (takes opposite rudder), then reverse the bank to an equal amount in the opposite direction. This is repeated over and over while using the flight controls to precisely maintain that point (especially the rudder and ailerons). This variation especially lends itself to getting the student ready for the aggressive use of the rudder in acrobatic flight.



Evidently - to a certain number of instructors - the above aileron/rudder coordination exercises (especially #2, the one that holds the reference point) that we all give our new students are called 'dutch rolls'.



Well, we've got some news for you, chum! Those aren't 'dutch rolls', they're simply plain old garden variety 'coordination exercises' or 'coordination rolls'. And - undeniably - they're extremely useful for teaching coordination or for quickly evaluating an aircraft's handling qualities! I've used them from the very first time I took my first lesson in an Aeronca Champ right up until the present. When we were aviation cadets in 'Bevo' Howard's USAF T-6 school, we were taught them from the very first day of our flight training. BUT THOSE ARE NOT DUTCH ROLLS! You copy that? 'Sorry Charlie' but no cigar, those are NOT dutch rolls!

http://www.douglasdc3.com/sohn ...
Максим
21.04.2005 00:08
Дима Володин: Осталось задаться вопросом "и что же такое нофелет? И где он находится". Теперь мы точно знаем THOSE ARE NOT DUTCH ROLLS! Отлично WHAT THE FU.. IS DUTCH ROLLS IN SUCHA CASE!
CFII
21.04.2005 00:11
Мах: 5 баллов.
скромняга
21.04.2005 00:11
А про "ГШ" применительно к вертушкам чего ни кто не упомянул ? Серьёзная ведь проблема была в своё время...
Дима Володин
21.04.2005 01:51
Максим, Википедию ты уже осилил, следующий этап - http://www.google.com.
CFII
21.04.2005 19:43
Ну что? Так и нет ясного объяснения что такое "Голландский шаг"? Получается будем шагать по русски.
Шурик
23.04.2005 11:36
Сему явлению подвержаны как мотодельтапланы, так и самолеты.Рассматриваю его на примере дельты.
Пусть на дельту, выполняющий прямолинейный полет, подействовал с правой стороны боковой ветер, в результате чего возникает скольжение на правое полукрыло. Это приводит к появлению моментов крена и рыскания. Под действием момента рыскания дельта будет поворачиваться вправо, уменьшая угол скольжения, а под действием момента крена начнет крениться на левое полукрыло в сторону, обратную скольжению.
Когда угол скольжения станет равным нулю, крен достигнет значительной величены.В этом положении дельта имеет угловую скорость рыскания и будет продолжать по инерции вращаться вправо, что приведет к возникновению скольжения на левое полукрыло.
В результате этого скольжения появятся моменты крена и рыскания. Момент крена начнет уменьшать крен, а момент рыскания, затормозив вращение, начнет поворачивать его влево. Затем весь процесс будет повторяться в обратном порядке.
Это движение, когда дельта вращается по крену с одновременным изменением курса, напоминает шаг конькобежца и получило название голландский шаг.
Но это не самое опасное явление. Куда более "интересно" явление кувырок!
Surfer
23.04.2005 12:11
В FS 2004 похоже был смоделирован Голандский шаг... несколько раз сталкивался...именно на маленьких самолетах...
Премного благодарен... более-менее понятно....
Слушаем про "кувырок"...
Любопытный
23.04.2005 12:33
Шурик колись про "кувырок"!
101
23.04.2005 12:34
Голандский шаг это типичная болезнь схемы "летающее крыло" к коим и относится дельтаплан.
Шрайк
23.04.2005 12:43
Кроме дельтапланов по "голландски шагали " и Хелкеты, и Репторы... Про наших не видел в документалке, но подрзреваю тоже было такое..
Lost
23.04.2005 12:46
На ЯК-42, если отключить АДР, аэроплан загоняется в этот режим, показывали инструктора на шалапаевской программе, впечатляет, давно только было...
Шурик
23.04.2005 13:27
Так описывает явление голландский шаг опытный дельтопланерист Хесин В.
"Это было в 1983 году на горе Клементьево в Крыму. Была хорошая погода. После старта дельтоплан стало разворачивать вправо на склон. Необходимо было срочно исправить, как я решил, ошибку на старте, и дал левый крен. Аппарат охотно послушался и резко пошел на склон теперь уже влево. Естественно пришлось энергично вырывать аппарат из левого крена, чтобы избежать столкновение со склоном. После отворота от склона, аппарат пошел вправо с увеличением скорости и опусканием носа. При выводе из крена он сделал еще больший нырок влево. У меня хватило времени чтобы собраться и вспомнить, что это, видимо, "голландский шаг", и нужно освободить ручку управления, что я и сделал. Но после этого аппарат сделал еще больший нырок уже вправо, и мне ничегол не оставалось, как вцепиться в ручку трапеции и ждать. Дельтоплан сделал еще несколько глубоких нырков, совершенно на меня не реагируя. Затем, мое внимание зафиксировалось на быстро приближающуюся землю, и я инстинктивно отдал ручку управления "от себя". Дельтоплан начал успокаиваться и завис в нескольких метрах над землей. С этой высоты я спарашютировал и сгрохотом упал на землю. После благополучного приземления, я втечение 20 минут сидел и обдумывал произошедшее."
Бурыч
23.04.2005 15:36
Вот здесь описано все и коротко.
http://www.geistware.com/rcmod ...
Инженер-109
23.04.2005 15:43
Сигму Москалева кто помнит? Так вот это была бесхвостка и у нее уже был "голландский шаг", в 30-х, Знчит еще раньше "голландцы" кому-то его приделали. А то дельтапланы....
АКВ
23.04.2005 16:14
Кувырок это уж точно болезнь только дельты.
23.04.2005 16:22
Ту-134 тоже можно вогнать в этот режим.Конечно если бы управление было обратным и пилот обладал мощью Терминатора.За отсутствие этого явления отвечает САУ.
Что бы въехать в суть нужно разбирать принципы (апериодические либо интегрирующие системы) по которым она работает.(Что сказал?...).
Без верхнего специального образования это достаточно сложно:).
Антон
25.04.2005 04:15
Только что натолкнулся в электронном пособии ASA Prepware для подготовки к FAA-шному экзамену на ATP на элегантно сформулированный вопрос.

Вопрос: What is the condition known as when gusts cause a sweptwing-type airplane to roll in one direction while yawing in the other? (Как называется состояние самолета со стреловидным крылом, когда при болтанке крен в одном направлении сопровождается рысканием в противоположном направлении?)
А. Porpoising Б. Wingover В. Dutch roll.

Внимание, правильный ответ!
Dutch Roll. Голландский шаг.
Антон
25.04.2005 04:20
Не могу удержаться. Только что перечитал этот вопрос и придумал на него пародию. Кто живет или жил в Америке, те пусть похихикают...

Dutch roll is:
А. A feature of aerodynamic behavior of an airplane
B. A small bun of white bread
C. A village in Pennsylvania
D. A folk dance in the Netherlands
Пенсионер
26.04.2005 19:49
2 surfer:
"Голландским шагом" называются незатухающие боковые колебания самолета. При испытаниях на боковую динамическую устойчивость выполняют режим, называемый "импульс рулем направления" - резко отклоняют педаль и отпускают, в управление не вмешиваются. Если самолет устойчив - возмущение затухнет (колебательно или асимптотически). Если нейтрален - будет колебаться - крен-скольжение итд - это и есть "голландский шаг".
А если неустойчив - колебания будут расходящимися ( или асимптотически будет уходить в крен).
Это приблизительное объяснение, без деталей - как влияет путевая и поперечная усточивость на этот процесс.
Hot@
27.04.2005 04:18
Sorry but in English:)


FREE DIRECTIONAL
OSCILLATIONS (DUTCH ROLL)
Dutch Roll is a coupled lateral/directional oscillation
that is usually dynamically stable but is objectionable
in an airplane because of the oscillatory nature. The
damping of the oscillatory mode may be weak or
strong depending on the properties of the particular
airplane.
Unfortunately all air is not smooth. There are bumps
and depressions created by gusty updrafts and downdrafts,
and by gusts from ahead, behind, or the side
of the airplane.
The response of the airplane to a disturbance from
equilibrium is a combined rolling/yawing oscillation
in which the rolling motion is phased to precede
the yawing motion. The yawing motion is not too
significant, but the roll is much more noticeable.
When the airplane rolls back toward level flight in
response to dihedral effect, it rolls back too far
and sideslips the other way. Thus, the airplane
overshoots each time because of the strong dihedral
effect. When the dihedral effect is large in
comparison with static directional stability, the
Dutch Roll motion has weak damping and is
objectionable. When the static directional stability
is strong in comparison with the dihedral effect,
the Dutch Roll motion has such heavy damping
that it is not objectionable. However, these qualities
tend toward spiral instability.
The choice is then the least of two evils-Dutch Roll
is objectionable and spiral instability is tolerable if
the rate of divergence is low. Since the more
important handling qualities are a result of high
static directional stability and minimum necessary
dihedral effect, most airplanes demonstrate a mild
spiral tendency. This tendency would be indicated
to the pilot by the fact that the airplane cannot be
flown 'hands off' indefinitely.
In most modern airplanes, except high-speed
swept wing designs, these free directional oscillations
usually die out automatically in a very few
cycles unless the air continues to be gusty or
turbulent. Those airplanes with continuing Dutch
Roll tendencies usually are equipped with gyro
stabilized yaw dampers. An airplane that has
Dutch Roll tendencies is disconcerting, to say the
least. Therefore, the manufacturer tries to reach a
medium between too much and too little directional
stability. Because it is more desirable for
the airplane to have 'spiral instability' than Dutch
Roll tendencies, most airplanes are designed with
that characteristic
ic
04.05.2005 00:59
cccc
PETRA
05.05.2005 15:15
Пенсионер:
Повышена ли устойчивость к голандскому шагу у Арбузов ?
Foxtrot
06.05.2005 01:38
Вобщем, господа летчики, все срочно в Ульяновск к Бехтиру, может он и расскажет!!!
Андреас
06.05.2005 02:10
Насколько я понимаю, есть еще вариант с Голландским шагом. Если при конструировании элеронов не предусмотрена аэродинамическая компенсация, то крен в сторону приводит неравномерному увеличению сопротивления и соответственно скольжению в противоположную сторону.

На Сессне - невозможно, так как там элероны устроены с выступом снизу для аэродинамической компенсации.
08.05.2005 15:54
Повышена ли устойчивость к голандскому шагу у Арбузов ?

Показательный случай произошел на А310 у Узбеков взлетели с К.Лумпура набрали 330 эшелон произошел отказ генератора они выполнили все процедуры по икаму ресетнули генератор заработал но через пару минут его выбивает вместе со всей электрикой запуск всу тоже не дает результатов при этом выключаются оба Ёдэмпера и самолет со 180 пассажирами начинает прогрессивно раскачиваясь снижатся к слову сказать Арбуз со своим коротким и тонким крылом и так по крену как проститутка а без Ёдэмперов и вовсе. Почти все скоростные самолеты со стреловидным крылом подъвержену дачролу рекомендации по выводу примерно одинаковы это гашение скорости снижение и работа только элеронами не в койм случае не РН. Вообщем ребята справились сели обратно после замены генератора вылетели правда почти все иностранные пассажиры от полета отказались.У многих включая стюардесс были нервные срывы ну а летчики выпив по 5 л успокоителя работают по сей день очевидцы рассказывали что было и впрямь очень страшно
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru