Мобильная версия
Войти

Последний бой Ту-16(2)

 ↓ ВНИЗ

Серж
29.03.2005 15:31
Решил открыть новую- ну замотаешься качать каждый раз.

-VVZ:

-Уважаемый, Сергей! (пост 27/03/2005 [15:49:45])
Мне не известно об упомянутых Вами катастрофах Ту-16, пожалуйста, расскажите:
-29.12.74 к-н Корепанов Остров-Север-3;

Корепанов АД, 1 класс.
Перелет Остров- Север-3. Столкновение на удалении 18 км. с сопкой. Экипаж 7 человек погиб.
Причина-снижение экипажа ниже заданной высоты на 420 метров из-за ошибки командира корабля в установке бар. давления на ВД-20- вместо 726, 7 стояло 756, 6мм. рт.ст.


-17.11.78 м-р Вишневский Веселое;

Вишневский АН, 1 класс. инструктор- Федоров НП, 1 класс.
Разведка погоды, видимость до 800метров, допустил уклонение, на второй круг не пошел. Продолжая снижение , столкнулся с землей. 3 человека погибли.

-15.02.80 к-н Морозов Север-3;

Морозов АВ, 3 класс, Ту-16 924 мрап ВВС СФ, время катастрофы-22ч. 48мин.
ПМУ, маршрутный полет с бомбометанием. Вылет с ас Оленья. После бомбометания Оленья закрывается по метеоусловиям. Запасной-Север-3. В развороте на посадочный экипаж не контролировал высоту, снизился ниже установленной и столкнулся с сопкой, имеющей привышение 150м.
4 члена экипажа погибло.
Причины- неуд. организация полетов в полку, выпуск в полет неподготовленный экипаж.
Штурман - м-р Малов- штурман полка- не докладывал высоту.
-13.06.88 к-н Шиколай Леонидово.

Катастрофа произошла в 85 году. Ту-16Р. 16ч. 02 мин
Облачность 10баллов, верхний край-3000м, нижний-420, дождь, дымка, видимость у земли 8км.
Шиколай АН, 2 класс.
Тренировочный полет на возд. разведку кораблей с посадкой на ас Леонидово.
При маневре на посадку в зоне отв. РП столкнулся с горой , имеющей привышение 704м на высоте 700м, в облаках в результате отклонения от маршрута на 15, 5 км.
Экипаж погиб.
Причины- плохое руководство полетами и неподготовленность командира в полетах в СМУ в горах.

-Отмечены на ветке выше, но с неточностями:
-27.06.80 М-р Казаков Японское море - отмечен, как м-р Каракозов Г., другой даты - 27.06.80;

Опять у меня опечатка- Каракозов ГВ, 1 класс. Воздушная разведка кораблей.
Полет парой на высоте 200-400м. В точке с широтой 38гр.52мин и долготой 138гр12мин обнаружили 3 цели. опознали первую- Японский десантный корабль. Потом сняли два других. пОСЛЕ ФОТОГРАФИРОВАНИЯ ВЕДУЩИЙ НЕОЖИДАННО ДЛЯ ВЕДОМОГО СТАЛ ВЫПОЛНЯТЬ ПРАВЫЙ РАЗВОРОТ. иЗ-ЗА ОБЛАЧНОСТИ БЫЛ ПОТЕРЯН ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ.
Через 9 сек. он был обнаружен на 200 метрах, в правом крене обьяьый пламенем. Шлейф тянулся на 150-200 метров.
Никто самолет не покинул.
Момент столкновения с водой ведомый не наблюдал.
Сняв горящие пятна на воде, из-за малого остатка топлива вернулся на базу.
Истинная причина не установлена.

-13.07.88. м-р Ефимов Баренцево море- отмечен, как Ефремов.

Ефимов ВВ, 1 класс. День, СМУ. перистая облачность 5 баллов, видимость 2-4 км.
На высоте 9900 метров экипаж с дымлением правого двигателя , с левым креном, энергичным снижением вышел из поля зрения ведомого экипажа.
Самолет-спасатель на месте падения обнаружил 2 масляных пятна, детали самолета и ЛАС-5М-3 и личные вещи членов экипажа кормовой кабины.
Наиболее вероятная причина- сваливание вблизи практического потолка и останов двигателей. Далее- потеря пространственной ориентировки в облаках со стоящими двигателями.
Истинных причин установить не удалось.

-Следующие катастрофы, упомянуты форумчанами на ветке выше:
6.09.76 к-н Успенский Хариусный;
25.01.78 к-н Хацкалев Хароль;
28.08.78 к-н Кудряшев Север-1;
26.02.88 к-н Ефремов Елизово.

Ну не надо так не надо. Аварии и поломки не предлагаю.

-koba:

-Уточнение: катастрофа к-на Шиколай в Леонинидово 13!.06.1985

Прошу прощения, Вы правы-опечатка

С уважением, Сергей





VVZ
29.03.2005 16:10
Сергей, спасибо за информацию.
.
Это я, чтобы Вас особо не утруждать сказал...
Вообще, интересна любая информация по самолету Ту-16 и действиям экипажа в чрезвычайных ситуациях.
Может быть сможете прокоментировать о Каракозове 26.06.80 по ссылке http://anime.7wolf.net/news_ja ...

Что за яркая вспышка? Или журналисты напутали ...
На всякий случай запомним ссылку на старую ветку "Последний бой Ту-16":
http://www.avia.ru/cgi/discsho ...
VASH
29.03.2005 16:20
2Серж:
Уточняю по катастрофе Вишневского: заходили практически в тумане, на удалении 150-200м до торца допустили крен, зацепили левым крылом землю. Погибли командир, правый летчик и штурман-оператор, штурман экипажа сломал ключицу и после этого не летал, ВСР и КОУ отделались синяками - продолжали летать. Руководил полетами командир полка, который после этой катастрофы с понижением был переведен в транспортный полк и, по-моему, в конце 1981 или в начале 1982 году разбился на Ан-26 при взлете с Анапы.
А Вишневского я знал хорошо, мы служили в одной эскадрилье.
ДИМ
29.03.2005 16:45
VASH:
Катастрофа Ан-26 при взлете в Анапе - это случайно не вот эта -
"К сожалению, это не единственная авиакатастрофа, случившаяся в окрестностях Ейска. В ходе встреч с людьми, которые могли бы рассказать что-либо о событиях 16-летней давности, некоторые упоминали и о других авиапроисшествиях. Так появилась информация о гибели другого военно-транспортного самолета, выполнявшего рейс на Буденновск Ставропольского края. Уже на взлете машина стала падать на расположенные поблизости военные объекты. Экипажу удалось увести самолет в сторону. Погибли все пассажиры, в числе которых находились и гражданские лица."
(это была выдержка из статьи в одной краснодарской газеты)

Если можете, расскажите поподробнее. Это еще одна малоизвестная страница нашей истории.
Серж
29.03.2005 17:02
VVZ:

-Может быть сможете прокоментировать о Каракозове 26.06.80 по ссылке http://anime.7wolf.net/news_ja ...

Что за яркая вспышка? Или журналисты напутали ...

Попробую:-)
-Далеко внизу, сливаясь со свинцовой рябью воды, виднелись японские боевые суда - сторожевик и тральщик.
Далеко внизу-это с высоты 200-400метров?:-))) И на этой высоте ведомый (к-н Щипачев АД) несколько раз кратковременно терял ведомого. Они находились в правом пеленге на удалении 1.5-2 км.
О сторожевике и тральщике в сборнике ЛП авиации ВМФ не упоминается, говорится только о десантном корабле.
Ни о какой вспышке не слышал- в документе, если бы она была, о ней бы упомянули.
Этот эпизод произошел после второго прохода над десантным кораблем( для съемки с другого ракурса- с траверзных курсовых углов, сначала прошли и сняли всю тойку с носовых курсовых угов).
Цитирую точно:" После выполнения фотографирования десантного корабля с траверзных курсовых углов ведущий неожиданно для ведомого начал выполнять правый разворот. В этот момент ведомый снова попал в облачность и потерял ведущего из виду. Через 9 сек. он увидел с-т ведущего, который находился на 200 метрах в правом крене, обьятый пламенем. За с-том наблюдался шлейф в 150-200 метров. Момент падения самолета в воду ведомый не наблюдал."
Ни о взрыве(вспышке), ни об оторванном крыле, ни о штопоре- ни слова.
Очередное "журналистское расследование".
Вас интересует, могли ли его сбить? Теоретически могли.
Но... В прямой видимости другого нашего самолета??? Вряд ли. Для этого они парой и летали. Да и в документе нет ничего, говорящего об этом.

С уважением, Сергей
Серж
29.03.2005 17:11
VASH:

Да я разве против?:-)

Ну а кроме п-пк Новикова ИГ кого-нибудь еще наказали?
В документе говорится еще о комэске и замкомполка.
Правый был замкомполка п-пк Федоров НП. Может, это о нем? Но при чем тогда комэск? Ведь Вишневскийй был замкомэска?

С уважением, Сергей
VVZ
29.03.2005 17:13
Спасибо, Сергей.
Серж
29.03.2005 17:41
VVZ:

Не за кого:-)
Общаясь с Поповым ( служил вместе с Плиевым), услышал многие интересные вещи- когда летали одиночки, да еще вдали от базы, да в режиме радиомолчания, и не возвращались из полета - многие считали, что они могли быть сбиты. Могли? В принципе, да. Но вероятность того, что это- ошибка техники пилотирования, отказ матчасти, просто раздолбайство( было и такое, надеюсь доказывать не надо)- на порядки выше.

С уважением, Сергей
Сargo 76655
29.03.2005 17:50
А что за ТУ-16 лежал (вплоть до 87 года) за полосой в Североморске-1? Никто об этом ничего не знает?
VVZ
29.03.2005 23:09
Сергей, то что Вы из ВВС ВМФ я понял, не из ТОФ?

Я слышал только про одиночку Кожарина (15.07.64). А известны другие не вернувшиеся одиночки?
После катастрофы Кожарина стали летать на ВР корабли в море только парами?
И ещё случай привел командующий ТОФ Амелько Н.Н. в "Российской газете" - 'КАК Я ВОЕВАЛ С АМЕРИКОЙ' (или ссылаясь на него журналисты):
"Обострение напряженности 23 января 1968 года из-за нарушения территориальных вод КНДР американским разведывательным кораблем "Пуэбло", захватом его северокорейцами и попыткой освобождения американскими кораблями в порте Вонсан. В район были стянуты советские военные корабли и подлодки. Полк ракетоносцев Ту-16 во главе с командующим авиацией флота генералом Томашевским облетывал американские авианосцы на низких высотах с выпущенными из люков ракетами С-10. Авианосцы развернулись и направились в Сасебо - американскую базу в Японии. Смерть носилась над нашими и их головами на высоте мачты. Но все обошлось..." http://www.rg.ru/Prilog/vvd/11 ...
В этом же году 25.05.68 упал в Норвежское море возле авианосца ВМС США 'Эссекс' Ту-16Р п/п-ка Плиева А. (хотя летели парой, ведомый ничего не видел).
В фильме студии "Крылья" - "Битва над океаном" как раз подробно о нем с хроникой, но момент падения не показали. Леонид Попов (КК Ту-16), давший интервью в этом фильме, рассказал одну из версий: "Был разговор того, что помехой оказался радиоуправляемый американский вертолет. Чтобы не столкнуться, Плиев произвел сверхэнергичный манёвр, который привёл к катастрофе." Сам комэск Плиев, как говорили сослуживцы, имел огромный опыт полётов на сверхмалых высотах над морем, был асом своего дела, учил молодежь.
Сергей, как по Вашему, это было, как некоторые считают, лихачество?

ВР корабли в море - для меня особо близкая тема. Имел небольшое причастие в 83-86гг в 219 ОДРАП в Приморье. Особенно впечатлили подходы авианосцев к Владивостоку.
Какой 'рой' ЛА висел тогда в воздухе с двух сторон! Все забито эл.помехами. Чудом тогда никто не столкнулся. Тогда, по-моему, было ограничение на мин. высоту на кораблями, не ниже 600м.
VASH
30.03.2005 10:03
2ДИМ:
Нет, эти взлетали в сторону моря.
2Серж:
С ИГ я летал, и очень много, в 1975 году, когда он восстанавливался после академии. Он пришел к нам замкомэской, а в 1977 году уже был командиром полка, видимо это его и сгубило.
VVZ
30.03.2005 16:14
Сергей, по вашему E-mail всё понял.
Удачи и успехов в Вашем полезном и нужном деле.
Если бы ещё про Ту-16 побольше ... и про ДА. :-)
лётчик
31.03.2005 00:03
2 года назад Мокринский М.М жил в Монино
Серж
01.04.2005 10:00
VVZ

-Леонид Попов (КК Ту-16), давший интервью в этом фильме, рассказал одну из версий: "Был разговор того, что помехой оказался радиоуправляемый американский вертолет. Чтобы не столкнуться, Плиев произвел сверхэнергичный манёвр, который привёл к катастрофе." Сам комэск Плиев, как говорили сослуживцы, имел огромный опыт полётов на сверхмалых высотах над морем, был асом своего дела, учил молодежь.
Сергей, как по Вашему, это было, как некоторые считают, лихачество?

Этот же вопрос вопрос я задал и Попову. Он мялся и высказал в этом сомнение. Вечером, в неформальной обстановке:-)(ну а как еще поговорить с летчиком?) поднял тему еще. Да, могло. Обстоятельства(кратко) такие- вылетает на разведку один, другой. И все- мимо кассы. У Плиева на завтра билеты на поезд и путевка в санаторий или дом отдыха, не помню.
Лететь ему. Он-лучший. Ну или один из. Летал, как бог. Кстати, он и Попова выпускал, и показывал ему как надо летать на сверхмалых высотах.
Встречая командира вернувшигося и расстроенного командира другого борта, бросает фразу- Не сс., Миндатка, мы его найдем. И наше-таки. Представьте его настроение- задание выполнено, мастерство всего полка подтверждено, завтра в отпуск с семьей...
Кстати, проходила утка( уже в Российское время)- что с ними летел фотокорреспондент или Звезды, или какого-то местного издания. Пришлось проверять и это. Конечно, чушь собачья. Экипаж вылетел полным составом, и ни в одном списке погибших нет нештатного члена экипажа. В этом году ни в звезде, ни в одном издании Северного флота потерь нет. Да и еще одно, пусть и косвенное подтверждение этому- экипаж Плиева не должен был лететь- летали другие. И они должны были обнаружить Эссекс. Чтобы попасть на борт, корреспондент должен согласовать кучу вопросов заранее. И с кем он полетит? Да конечно же, с первым экипажем, в крайнем случае- со вторым, и не будет ждать экипаж, который в принципе лететь не должен.

-ВР корабли в море - для меня особо близкая тема. Имел небольшое причастие в 83-86гг в 219 ОДРАП в Приморье.

Когда работали по Кузнецову, довелось мног общаться с Антиповым-командуюшим авиацией ВМФ. Оказывается, недавно он проводил учения на востоке, так там было задействовано столько авиации флота... С боевыми стрельбами, поиском и т.д. Стреляло и ПВО. А в прессе - ни слова.

С уважением, Сергей
VVZ
01.04.2005 10:30
2 Серж

Или наоборот, много шума: "Командно-штабные учения!", а реально 1-2 полета в полках.
См. отклик на соседней ветке "Учения 326-й ТБАД"
http://www.avia.ru/cgi/discsho ...
Модест Каретников пишет о командно-штабных учениях 37-й воздушной армии:

VVZ
01.04.2005 11:29
Сергей, а все-таки...
Почему бы студии не сделать фильм (или серию) о легендарном самолете Ту-16 ? :-)
Аргументы:
+ выпущено полторы тысячи штук;
+ полсотни модификаций;
+ сорок лет в строю;
+ производство и эксплуатация за рубежом;
+ десятки (если не сотни) тысяч людских судеб связаны с этим самолетом.
(весь тираж сметут :-) );
+ море захватывающих сюжетов, событий, фактов ...
И в целом маловато фильмов о самолетах Дальней Авиации (Ту-95, М-4/3М, Ту-22, Ту-22М2/М3, Ту-160).
Фильм 'Битва над океаном' - суперкласс !!! Даёшь 'Битва над океаном - 2'! :-))
Серж
01.04.2005 11:44
VVZ:

Извените, не знаю Вашего имени.
Встречный вопрос-а чем хуже ( в смысле интереса):
МиГ-21
МиГ-15
МиГ-25
Ту-95 (142)
Ту-22(М-М3)
Ил-2
Ил-18(38)
Ми-8
Ми-24
Як-1-7-3

и многие-многие другие.

Просто делать один самолет- обидеть другие.
А главное, конечно, это- деньги.
Любой тираж обычно не превышает 1000. Только лицензия на музыку будет стоить около 1000 рублей народов америки. Тираж-обложка-упаковка на кассете тоже около доллара, на ДВД больше. А сделать вильм за 1000 этих же американских песо просто нериально- один только диктор стоит от 100 бакситов. Минута хроники стоит от 100. Иностранная- в районе 1000. Делать холоший фильмв районе 50-60 мин- никак не менее 3-х месяцев. Вот такая загогулина, понимаешь(С):-)

С уважением, Сергей

VVZ
01.04.2005 12:34
Жаль, Сергей ...
А тираж фильма о Ту-16 можно было бы и побольше сделать потому как:
6-7 человек экипаж плюс 3-4 техника и службы, множим на три поколения, помножаем на количество самолетов - 1500, прибавляем членов семей (сыновей и внуков - 100%, а жен и дочек можно не учитывать :-))
Итого под полсотни тысяч получается, таким образом, тираж можно сделать не меньше 5000.
А если собрать 'в одном флаконе' всю Дальнюю Авиацию (Ту-16, Ту-95(142)
Ту-22(М-М3), М-4/3М, Ту-160) то еще больше (эх, к 90-летию не успели).
Только на этом форуме сотни, интересующихся этой темой.
Открывайте подписку (можно с предоплатой) :-)

Ещё раз удачи и успехов Вам!

С уважением, Виктор.
Серж
01.04.2005 13:50
Видете ли Виктор, у нас такая страна, что покупать будет один человет из десяти- остальные у него перепишут:-)) Плюс "добровольные помошники студии", которым выгодно тиражировать пиратские диски и фильмы потому, что у них нет затрат, кроме материала.
К юбилею дальников выпустили спецтираж с Битвой над океаном, Суперкрепостью по-русски и еще парой фильмов.
Специальный подарочный вариант. По заказу ДА. Первым, где диск увидел, у Решетникова ВВ. Ему командование вместе с книгой подарило(книга о ситории ДА- шикарное издание)

С уважением, Сергей
VVZ
01.04.2005 15:19
Сергей, если всё-таки будет желание (а вдруг!) сделать фильм о Ту-16, на заметку: есть любительское видео полетов Ту-16Р 219-го ОДРАП. Снимал в конце 80-х, начале 90-х ПКК Игорь Гетун, живет он в Дягилево там и бывший комполка Томов А.П. и много других ветеранов). Недавно Гетун И. начал создавать сайт полка http://www.219odrap.ru/ и мы однополчане содействуем ему в этом материалами, планируется разместить много фото и видеоматериалов. Потихоньку сайт развивается ...
Кстати Решетников В.В. сам молодец, книжку хорошую выпустил:
http://www.ozon.ru/context/det ...
Удачи, Виктор.
Серж
01.04.2005 15:54
Приветствую Вас, Виктор!

Насчет Ту-16- спасибо, возьму на заметку. Кстати, единственная летающая осталась в стране- ЛЛ в ЛИИ. Двигательная.
Насчет сайта- просто молодцы. Везде бы так поступали.
Ведь нужную информацию хрен где добудешь при надобности- ведь не в МК же брать:-)
А книга Василия Васильевича- я считаю, одна из лучших про войну. Да и не только про нее. вообще он замечательный человек и расказчик. Правда, не знаю, каким он был командующим- может и драл кого:-))
Но на такой должности да в такое время...

С уважением, Сергей

Vad
01.04.2005 16:04
VVZ:

Полностью согласен в смысле, что тысячи людей нескольких поколений связаны с Ту-16... Помню себя еще в дет. садике сидящим в кабине Ту-16 в Тарту... Закончил школу - Ту-16 все так же летают над Тарту... Закончил институт, годы идут, а они все так же летают... Иногда казалось, что этот самолет вечен... Уже и на 22М3 переучились, а они все летали... Иногда кажется, что если бы не известные события - они и сейчас (по крайнй мере Р и Букеты) летали бы... Немаловажно, что в экипажах были и срочнослужащие... В 18 лет летать - это круто...
Да - это эпоха
VVZ
04.04.2005 14:44
АВАРИИ, КАТАСТРОФЫ, ПОТЕРИ ТУ-16 И ЭКИПАЖЕЙ
http://219odrap.fastbb.ru/re.p ...
VASH
08.04.2005 14:28
Вообще-то Ту-22М по боевым возможностям (радиус действия, боевая нагрузка) не намного лучше Ту-16.
Конечно Ту-16 и физически и морально устарел, но к большому сожалению полноценной замены не получил.
VVZ
08.04.2005 15:23
В книгу памяти на форуме 219-го ОДРАП
добавлены потери экипажей и самолётов Дальней Авиации
(Ту-95/142, 3М/М-4, Ту-22, Ту-22М, Ту-160)
http://219odrap.fastbb.ru/?-0

Светлая память погибшим ...
Серж
08.04.2005 17:33
VVZ:

Приветствую Вас, Виктор!
По морским нужно?

С уважением, Сергей
VVZ
08.04.2005 23:04
Здравствуте, Сергей!
Да, пожалуйста.
По ВМФ мало информации о потерях экипажей и самолётов.
Серж
10.04.2005 12:53
Тогда сначала коротко. Если что заинтересует-могу поподробнее.
Ту-22Р
15 одрап 14 июля 1982 года 20ч 21 мин, Аникушин ВВ

Ту-95 РЦ
392 одрап 25 января 1984г 2ч 30 мин, вЫМЯТНИН ВК

Ту-22М2
568 мрап 18 января 1985 Ширманов АА
Ту-142
76 оплап 6 августа 1976 года 16ч 27мин Хазагеров ВМ

Ту-95 РЦ
304 одрап 10 января 1978года, Вейшнерович ГП

Ту-22У
30 одрап 6 июня 1975 года Белобородов НИ

Ту-22Р
15 одрап 13 июня 1978 года Евстигнеев ВВ

Ту-22М2
943 мрап 11 мая 1979 года Кубраков ВВ

Ту-22М2
240 мрап 12 июля 1985года Пеньков ВМ

Ту-95 РЦ
РЦ 304 одрап 25 августа 1986 года Столяров СА

Ту-22Р
30 одрап 30 октября 1974 года Фесенко ВФ

Ту-95 РЦ
392 одрап 4 августа 1976года 20ч15мин Красносельских АИ

Ту-22Р
30 одрап 23 июня 1977года Сапронов РД

Ту-22У
15 одрап 7 декабря 1978 года СорокинВП

Ту-142
310 оплап 20 апреля 1984 года Зубков ВИ

Ту-95 РЦ
169 сап 13 февраля 1985года Кривенко СД

С уважением, Сергей

ЗЫ Вы занимаетесь очень важным и нужным делом, составляя подобную книгу памяти. А погибшим мужикам- вечная память!



Ветеран ДБА
10.04.2005 22:19
Мужики, форумчане, военные лётчики, любители авиации!
dozor, Реверс-забанены уже год!Но они с Вами!Форум читают, с ребятами по e-mail переписываются.Информацией владеют...

Причина удаления dozora и реверса:несогласие модератора(ов) форума с их жизненной позицией.

Модератор(ы), почему-то, здесь постоянно удаляют сообщения ребят, связанных с ВВС и тех, кто защищает интересы России и отстаивает интересы бывшего СССР.Под видом разных "Анонимых", Модератор высказывает против них (и ВС РФ, силовых структур РФ, Президента РФ) разные оскорбления.Ему всё можно-он провокатор.Стоит кому-то высказаться против его позиции, этот человек сразу банится.Это, что демократия?А помоему, это целеноправленная подрывная деятельность против Вооруженных Сил и органов, и войск правопорядка России!

Вы как хотите, а я иду в ФСБ с данными претензиями:пускай они разбираютя!

Кстати, кто-то из старожил этого форума, когда-то говорил, что данный форум создан для "дураков русских" под эгидой США, чтобы выуживать все авиационные секреты.Может быть в этом все проблемы?!Честь имею!Извините, если уж прямолинейно:наболело!А я не хочу, чтобы мою Родину и тех, кто её защищает и защищал, оскорбляли!А авиационных форумов в Интернете много-мы там себя чувствуем лучше, чем здесь...
VVZ
11.04.2005 13:25
Здравствуйте, Сергей!
Мне ничего не известно о катастрофах:
Ту-142 76 оплап 6 августа 1976 года 16ч 27мин Хазагеров ВМ
Ту-22Р 30 одрап 30 октября 1974 года Фесенко ВФ
Ту-22У 30 одрап 6 июня 1975 года Белобородов НИ
Ту-22Р 30 одрап 23 июня 1977года Сапронов РД
Ту-22Р 15 одрап 13 июня 1978 года Евстигнеев ВВ
Ту-22У 15 одрап 7 декабря 1978 года СорокинВП
Ту-22Р 15 одрап 14 июля 1982 года 20ч 21 мин, Аникушин ВВ
Ту-22М2 943 мрап 11 мая 1979 года Кубраков ВВ
Ту-22М2 240 мрап 12 июля 1985года Пеньков ВМ

Следующие катастрофы хотя и отмечены, но нет списка личного состава экипажей и обстоятельства катастроф представлены в очень краткой версии:
Ту-95 РЦ 392 одрап 4 августа 1976года 20ч15мин Красносельских АИ : Самолет упал у побережья США (о-в Ньюфаундленд) при перелете с о.Куба на Кольский полуостров (Гавана-Оленья) в Атлантическом океане. Предположительно - пожар двигателя.
Ту-95 РЦ 304 одрап 10 января 1978года, Вейшнерович ГП : Самолет упал в Тихий океан восточнее Японских островов при выполнении полета на обеспечение запуска космического объекта. Экипаж погиб
Ту-95 РЦ 392 одрап 25 января 1984г 2ч 30 мин, Вымятнин ВК : Аэродром Оленья Кольский п-ов, падение после отрыва от ВПП. Предположительно - отказ гидросистемы. Экипаж погиб. (По другой версии дата 04.01.84 и другой полк - 304 ОДРАП).
Ту-142 310 оплап 20 апреля 1984 года Зубков ВИ : Самолет упал при выполнении днем тренировочного полета над Тихим океаном.
Ту-95 РЦ 169 сап 13 февраля 1985года Кривенко СД : Вылетев ночью с авиабазы Камрань (Вьетнам) в качестве ведущего пары при облете побережья Южно-Китайского моря, на восьмом часу полета самолет упал в море. За 50 минут до падения командир передал ведомому о прекращении выполнения задания и срезании маршрута напрямую на аэродром Камрань, не объяснив причину этого маневра. Очевидно, что такое решение было принято вследствие возникновения угрозы безопасному завершению полета, которая нарастала постепенно. И за 30 минут до спрямленного выхода на базу ведущий вдруг прокричал: "Падаю, падаю!"
Ту-95 РЦ РЦ 304 одрап 25 августа 1986 года Столяров СА : Падение после отрыва от ВПП Кневичи (отказ управления). Экипаж погиб.
Ту-22М2 568 мрап 18 января 1985 Ширманов АА : Самолет упал на плановых полетах возле ближнего привода. Экипаж погиб.

Сергей, пожалуйста, напишите об этих катастрофах.
Получается, практически все, о которых вы упомянули.
Вот они - межведомственные барьеры: ДА и ВМФ. По сути с моряками, особенно разведчиками, занимались одним и тем же делом, а про них мало, что знали. Был почти на всех аэродромах ДА Востока, а Хороль - рядом 6 минут полета от Спасска-Дальнего - так ни разу там и не был. Хотя он числился в запасных.
Всего доброго, Виктор.
Серж
11.04.2005 14:28
Виктор, как лучше дать- кусками или все в одном длинном посте?

С уважением, Сергей
VVZ
11.04.2005 15:33
Как Вам удобней.
VASH
11.04.2005 16:45
VVZ, Серж:
Насколько я помню: 30 одрап 6 июня 1975 года Белобородов НИ был Ту-22Р, а не Ту-22У.


Серж
11.04.2005 17:48
Приветствую , Виктор!
Ошибок много, но править уже нет сил. Так что редактируйте сами.
VVZ:

Ту-142 76 оплап 6 августа 1976 года 16ч 27мин кандидат на должность кк л-т Хазагеров ВМ, без класса, инструктор- м-р Морозов ВП, 1 классСевер-1, день, ПМУ, контрольный полет по коробочке. После касания ВПП при Vпробега 280км\ч , пробежав по полосе 740м, с-т развернуло вправо . Пробежав по грунту 450м, с-т свалился в озеро , разрушился и частично затонул. Погибло 6 чел.

Ту-22Р 30 одрап 30 октября 1974 года, п-к Фесенко ВФ 1 класс. Ночь, СМУ. Самолет пропал с экранов радаров и эфира через 7 мин после взлета. Наиболее вероятная причина- потеря управляемости с-та из за отказа систем управления или разрушения с-та.

Ту-22У 30 одрап 6 июня 1975 года к-н Белобородов НИ, 2 класс. День, ПМУ. Тренировка в зоне. Саки. Через 14 мин после взлета на Н=4800м пожар левого дв., мгновенная потеря управляемости. С-т упал в 98км от аэродрома в море и затонул на глубине 180м. Спасся оператор к-н Смирнов ВГ, командир и штурман ст. л-т Ерохин ВМ погибли. Вероятная причина - обрыв лопатки 1 ступени компрессора или разрушение диска турбины.

Ту-22Р 30 одрап 23 июня 1977года. Саки. КШУ ЧФ Берег-77. М-р Сапронов РД, 1 класс. Возврат после бомбометания. Заход на посадку, выравнивание, 4-5м, V= 360км\ч, неожиданно самолет опускает нос, ударяется о бетон на удалении 230м от начала ВПП передней стойкой, она отломилась. При касании основными- левая стойка подвернулась, плоскость оторвалась. Под действием подьемной силы правой плоскости самолет перевернулся на спину и загорелся. Экипаж погиб. Наиболее вероятные причины к.- временное затежеление управления стабилизатором на посадке вследствие доп. Усилий на страгивание штока ограничителя скорости, перемещение штурвала ОС-1 из-за нестабильности его характеристик; ошибка техники пилотирования- чрезмерная отдача от себя для исправления высоты выравнивания и последующим взятием на себя, что могдо привести к срабатыванию ограничителя скорости и невозможности летчика парировать пикирующий момент.

Ту-22Р 15 одрап 13 июня 1978 года м-р Евстигнеев ВВ, 1 класс. День, ПМУ.При разбеге на 1783 м от начала полосы с-т увеличил угол атаки, ударился пятой и стабилизатором. При отрыве тангаж-13-14 гр, далее в наборе 30-40 гр, набрал 50 метров и с левым креном пошел к земле. на удалении 600м и 150м левее ВПП столкнулся с землей. Экипаж погиб.Причина- отказ продольного упр. С-та вследствии рассоединения нижнего гидромотора со шлицевой муфтой рулевого привода из-за выпадения стопорного кольца в связи с неправильной установкой заводом-изготовителем.
Летчик успел выпустить насосы 3 гидросистемы, пытался произвести посадку, для чего убрал обороты, а затем и выключил двигатель. На команду РП успел ответить- Не управляется по горизонту.

Ту-22У 15 одрап 7 декабря 1978 года, к-н СорокинВП , инструктор - м-р Жуков, оба- 1 класс. Задание - техника пилотирования на практическом потолке и на предельно допустимых режимах, останов и запуск двигателя в воздухе. Через 19 мин после взлета на Н=11300м и V=950 км\ч экипаж доложил о прохождении контрольной точки и высоте полета, через 3 мин. После этого обломки разрушевшегося в воздухе самолета упали в море рядом с кораблями флота, в 35 км западнее г. Лиепая. Наиболее вероятная причина- отказ авиационной техники.

Ту-22Р 15 одрап 14 июля 1982 года 20ч 21 мин, Чкаловск п-пк, н.ш. полка, Аникушин ВВ, 1 класс, Штурман к-н Камшекин ФЗ, радист к-н Мишенко . Облачность 5-6 балшлов, нижний-1200м, верхний-2300м, видимость 8км. Облет после 100ч.регламента. на Н=9800 на V= 1240 км\ч (Vпр=800 км\ч) ( минимальная высота на сверхзвуке- 11000м) при правом крене нарушилась управляемость с послед. Постом крена и потерей высоты. На 2000- командир дал команду приготовиться к покиданию, на 1400 сбросил люки. На 1250-команда на покидание. На 1100 ушел Мищенко, на 650 командир на повышенных тонах по УКВ повторил команду. Командир после покидания попал в очаг взрыва с-та и был выброшен из подвесной системы, у штурмана купол не успел наполниться. Причина к.-превышение приборной скорости., что привело к потере поперечной упр. С-та.

Ту-22М2 943 мрап 11 мая 1979 года к-н Кубраков ВВ, 2 класс. День, ПМУ. На первом, при полете по большой коробочке, на 3400м и приборной 600км\ч экипаж почувствовал резкий толчек и резкую вибрацию с увеличением ее частоты.. Р.И.- 'Проверь пожар. Проверь стреловидность. Выпусти шасси. Переключи 1 гидросистему на стабилизатор. Проверь давление в 1 гидросистеме.' На отклонение штурвала с-тне реагировал, и начал беспорядочно падать. С начала возникновения авар. Ситуации до столкновения с-та с землей- 45 сек. Второй прыгнул самостоятельно, первым. Оператор и штурман принудительно катапультированы командиром. Сам прыгнуть не смог и погиб. Самолет начал разрушаться еще в воздухе вследствии сильных перегрузок.. Причина к.- разрушение турбины правого дв, лопатки пробили 8 т.б., что привело к взрыву 6-9 тб и разрушению киля.

Ту-22М2 240 мрап 12 июля 1985года, аэр. Быхов, м-р Пеньков ВМ , инструктор- п-пк Борисов КВ День, ПМУ. Полет парой. На выравнивании, с 1 метра при скорости 310км\ч с-т увеличил тангаж с 5 гр до 18-19, пошел в набор и с 40 м. Свалился. На удалении 1120 м. От начала ВПП самолет столкнулся с полосой, стойки подломились. При дальнейшем движении с-т стал разрушаться и загорелся. На 1520м остановился и сгорел. Борисов 2 раза давал команду катапультироваться, один раз- командир. Штурман прыгнул на высоте 5м, на нисходящей, штурман-оператор покинул самолет после его остановки, командир и инструктор находились без сознания и были эвак. Наземными службами. Борисов скончался на месте, /Пеньков- в лазарете через 7 час., не приходя в сознание.Причина к.- отказ рулевого привода из-за обрыва штока компенсатора усилия и попадания стужки в золотник управления, что привело к самопроизвольному выходу его сполнительного штока на полный рабочий ход.

Ту-95 РЦ 392 одрап 4 августа 1976года 20ч15мин( время-гаванское), м-р Красносельских АИ, 2 класс : (Самолет упал у побережья США (о-в Ньюфаундленд) при перелете с о.Куба на Кольский полуостров (Гавана-Оленья) в Атлантическом океане. Предположительно - пожар двигателя.)
Через 6ч 20мин. После взлета. Сваливание при изменении эшелона с 8700 до 9 000м. Экипаж пытался вывести самолет, но он оставался неуправляемым, а перегрузки не дали возможности экипажу его покинуть. Ведомый экипаж снизился до 300м, но места к. не обнаружил. Поиковая группа кораблей нашла отдельные части с-та, останки членов экипажа и документы. Наиболее вероятная причина к.- штопор после попадания в спутный след пролетевших перед ними по международной трассе самолетов.
Расшифровка МСРП-12 подтверждает попытку справиться с внешними возмущениями и попытку парировать их. В дальнейшем, после достижения вертикальной перегрузки 1, 8 произошло сваливание.

Ту-95 РЦ 304 одрап 10 января 1978года, м-р Вейшнерович ГП 1 класс.: ночь, СМУ. Вылет-Хароль. Высота полета 8400. Ведомый в паре п-пка Гречко АА.Встретив фронт. Облачность до 8500м Гречко принял решение увеличить высоту полета. Через 5 мин связь прекратилась. В районе предполаг. Места падения обнапужен пустой МЛАС-1. Погибло 10чел.
>Самолет упал в Тихий океан восточнее Японских островов при выполнении полета на обеспечение запуска космического объекта. Экипаж погиб
Тонкостей не знаю. По к. выпущен приказ . Отдельный.

Ту-95 РЦ 392 одрап 25 января 1984г 2ч 30 мин, м-з Вымятнин ВК 1 класс.: Аэродром Оленья Кольский п-ов, падение после отрыва от ВПП. 3 балла, видимость 10км.темп.-17гр.
>Предположительно - отказ гидросистемы. Экипаж погиб. (По другой версии дата 04.01.84 и другой полк - 304 ОДРАП).- это что-то другое. По этому случаю-через 1 мин 55сек в процессе взлета и набора Н=350м при V=346км\ч- преждевременно убирает шасси и закрылки., выход закр. Углы атаки, с последующим сваливанием. Ситуацию летчик не понял, мер по предупреждению не принял. Падение происходило с переменными кренами до 60 гр. с потерей поступ. Скорости и вертикалкой около 25м\с. Одной из причин к. явилось нарушение центровки- вместо предельно допустимой 24, 5 % было 24, 55% САХ

Ту-142 310 оплап 20 апреля 1984 года п-к Зубков ВИ, 1 класс :
(Самолет упал при выполнении днем тренировочного полета над Тихим океаном. )
Тренировочный полет по маршруту на макс. Продолжительность в удаленные районы в порядке пары. Через 1ч 15 мин после взрета на высоте 7200 и скорости 730 км\ч в ценре Охотского моря возникла аварийная обстановка. Борт перешел на снижение с появлением черного дыма и белого шлейфа из правой плоскости, с последующим через 1 минуту очага огня и переходом с-та в правую нисходящую спираль с возрастанием крена до 60-70гр. Вероятная причина того, что экипаж не покинул борт- большие отрицательные перегрузки. Вероятной причиной к. явилось разрушение элементов 3 силовой установки( обрыв лопастей или разрушение турбины) что привело к пожару с последуюшим кренением и крутой спирали в сторону отказавшего двигателя.

Ту-95 РЦ 169 сап 13 февраля 1985года. м-р Кривенко СД , 1 класс. Ночь, СМУ
( Вылетев ночью с авиабазы Камрань (Вьетнам) в качестве ведущего пары при облете побережья Южно-Китайского моря, на восьмом часу полета самолет упал в море. За 50 минут до падения командир передал ведомому о прекращении выполнения задания и срезании маршрута напрямую на аэродром Камрань, не объяснив причину этого маневра. Очевидно, что такое решение было принято вследствие возникновения угрозы безопасному завершению полета, которая нарастала постепенно. И за 30 минут до спрямленного выхода на базу ведущий вдруг прокричал: "Падаю, падаю!"
Ведущий пары, задание- фотографирование радиолокационного контроля береговой черты Южно- Китайского моря. Через 6ч 33мин после вылета с ас Камрань ведомый, следуя за ведущим на 15 км с превышением 300 м заметил по световому мигающему маяку энергичное перемещение ведущего вправо с последующим снижением, а затем принял по радио сообщение : ' Падаем! Падаем! Кто меня слышит? Па:..' Падение ведомый не пидел- облачность с верхним краем 2000м. Никто с-т не покинул. Наиболее вероятная причина к.- потеря управляемости из-за отказа одного из двигателей правой плоскости и невыход винтов в режим флюгирования , что привело к резкому разворачивающему моменту.
Ту-95 РЦ РЦ 304 одрап 25 августа 1986 года, Хароль. м-р Столяров СА ( Падение после отрыва от ВПП Кневичи (отказ управления). Экипаж погиб.)
Через 2м 47с после взлета на Н=500м и V=470 началось самопроизвольное кренение с-та влево с возрастающей угловой и снижением. Это было вызвано самопрозв. Отклонением руля направления влево до упора. Отклонение элеронов и взятие штурвала на себя результатов не дали. На удалении 10 км от ВПП и с левым креном(80гр) и углом снижения 70 гр. столкнулись с землей и сгорели. Погибло 10 чел. Оператор радиоразведки пр-к Звягинцев покинул с-т в неуправляемом полете на высоте 250-200м , принудительно раскрыл парашют и спася.
Командир команду на покидание с-та ввиду скоротечности ситуации дать не успел. Причина к.- потеря путевой управляемости с-та из-за ухода руля направления в крайнее левое положение при балансировке с-та триммером.

Ту-22М2 568 мрап 18 января 1985 к-н Ширманов АА Ночь, ПМУ
(: Самолет упал на плановых полетах возле ближнего привода. Экипаж погиб.)
через 58сек после начала разбега на Н=250м, V=470км\ч с-т перешел в снижение с углом 12 гр и вертикалкой до 40м\с со скоростью до 650км\ч без выключения форсажа, на удалении 1050 м и левее оси ВПП столкнулся с землей. На Н=250 для уменьшения тангажа летчик отдавал штурвал двойным триммированием для снятия нагрузки. В поисках ведущего экипаж отвлекся и упустил момент перехода на снижение. После команды РП 'Выключи форсаж' за 2 с до столкновения с землей сделали попытку вывести самолет незначительным взятием штурвала на себя, не отдавая отчета о попадании в катастрофическую ситуацию. Причин к. много- вылет с интервалом в 3 мин вместо 2х, неразбериха , перенос плановой и т.д.

VVZ:

Здравствуйте, Сергей!
Мне ничего не известно о катастрофах:
Ту-142 76 оплап 6 августа 1976 года 16ч 27мин Хазагеров ВМ
Ту-22Р 30 одрап 30 октября 1974 года Фесенко ВФ
Ту-22У 30 одрап 6 июня 1975 года Белобородов НИ
Ту-22Р 30 одрап 23 июня 1977года Сапронов РД
Ту-22Р 15 одрап 13 июня 1978 года Евстигнеев ВВ
Ту-22У 15 одрап 7 декабря 1978 года СорокинВП
Ту-22Р 15 одрап 14 июля 1982 года 20ч 21 мин, Аникушин ВВ
Ту-22М2 943 мрап 11 мая 1979 года Кубраков ВВ
Ту-22М2 240 мрап 12 июля 1985года Пеньков ВМ

Следующие катастрофы хотя и отмечены, но нет списка личного состава экипажей и обстоятельства катастроф представлены в очень краткой версии:
Ту-95 РЦ 392 одрап 4 августа 1976года 20ч15мин Красносельских АИ : Самолет упал у побережья США (о-в Ньюфаундленд) при перелете с о.Куба на Кольский полуостров (Гавана-Оленья) в Атлантическом океане. Предположительно - пожар двигателя.
Ту-95 РЦ 304 одрап 10 января 1978года, Вейшнерович ГП : Самолет упал в Тихий океан восточнее Японских островов при выполнении полета на обеспечение запуска космического объекта. Экипаж погиб
Ту-95 РЦ 392 одрап 25 января 1984г 2ч 30 мин, Вымятнин ВК : Аэродром Оленья Кольский п-ов, падение после отрыва от ВПП. Предположительно - отказ гидросистемы. Экипаж погиб. (По другой версии дата 04.01.84 и другой полк - 304 ОДРАП).
Ту-142 310 оплап 20 апреля 1984 года Зубков ВИ : Самолет упал при выполнении днем тренировочного полета над Тихим океаном.
Ту-95 РЦ 169 сап 13 февраля 1985года Кривенко СД : Вылетев ночью с авиабазы Камрань (Вьетнам) в качестве ведущего пары при облете побережья Южно-Китайского моря, на восьмом часу полета самолет упал в море. За 50 минут до падения командир передал ведомому о прекращении выполнения задания и срезании маршрута напрямую на аэродром Камрань, не объяснив причину этого маневра. Очевидно, что такое решение было принято вследствие возникновения угрозы безопасному завершению полета, которая нарастала постепенно. И за 30 минут до спрямленного выхода на базу ведущий вдруг прокричал: "Падаю, падаю!"
Ту-95 РЦ РЦ 304 одрап 25 августа 1986 года Столяров СА : Падение после отрыва от ВПП Кневичи (отказ управления). Экипаж погиб.
Ту-22М2 568 мрап 18 января 1985 Ширманов АА : Самолет упал на плановых полетах возле ближнего привода. Экипаж погиб.

Ну, вроде все, что знал - рассказал!(С)
С уважением, Сергей

VVZ
11.04.2005 21:20
Большое спасибо, Сергей!
Завтра отредактирую и добавлю соответственно в книгу памяти на http://219odrap.fastbb.ru/?-0
Удачи! Виктор.
запомнить
12.04.2005 06:23
Серж
12.04.2005 09:31
Да не за что! Для такого святого дела- не жаль и покарпеть немного.

Жаль, что мало воспоминаний тех, кто знает что-то более подробно. Живое впечатление всегда более эмоцианально, чем сухие строки актов.

С уважением, Сергей
Me-109
12.04.2005 10:03
Truposcet.
Aleksandr
10.05.2005 22:32
Всех с праздником Победы. Ищу знакомых, сослуживцев с Полтавского авиагородка, служил там от 1962 до 1976, командиром ТУ-16. Если есть кто-нибудь отозвитесь.
chetbor
17.05.2005 16:54
Кого интересует подробности катастрофы Ан-12, упавшего в Ейске после взлета, жду мыло на chetbor@mail.ru. Кроме того, в Ейске упал Ан-12 на посадке в лиман, вез летчиков из Батайска. В Батайске есть памятник в виде крыла от Су-7.
Борис Четвертаков
ДИМ
19.05.2005 17:40
chetbor, отпишите мне на подсвеченное мыло.
Belomor
15.11.2005 20:21
Видеоклип с последними полетами 987 МРАП.(~ 41 Мб, 32 мин, 320х240, WMV)
http://severok-3.narod.ru/vide ...
Артур Гадиев
17.11.2005 22:33
Выпуск 1975. Кому интересно, могу сбрость список катастроф в Авиации ВМФ начиная с 1963г.
Мой адрес: artur53@mail.ru
AK
19.11.2005 01:12
Военно-транспортный самолет АН-26 разбился при заходе на посадку 21 февраля 2002 года в бывшем военном городке Катунино Приморского района. Кто владеет инф-й по авиакатастрофе?
Belomor
19.11.2005 12:28
Правильные ссылки на видео на сайте http://severok-3.narod.ru/
На народе, как оказалось, размер файла не может быть больше 5 Мб, пришлось хостить в другом месте
sa
19.11.2005 13:18
AK:
www.ya.ru, по слову "Катунино" 50% ссылок - про этот случай. Но информация в основном с "желтизной", явные ляпы и незнание реальных фактов.
Надо спрашивать тех, кто дослуживал в то время в полку. Эта катастрофа - один из гвоздей в крышку гроба 574 мрап (кстати, самого безаварийного в авиации ВМФ 70-80-90-х гг.)
С-т упал между дальним и ближним (могу ошибаться), взрыва не было, трое выживших. Смотрел пленку, кот. снимали спасатели - глубокий снег, темнота...
В городке установлен памятник и часовня в память о погибших.
Есть ч/б фото с места катастрофы.
Повторюсь, подробности надо спрашивать у служивших там в то время. Многие из них уволились, а кто и дослуживает, но уже не в Лахте, таких кто остался - единицы.
Может кто-то что добавит? Тоже было бы интересно. И не только об этой катастрофе, но и о всей катунинской жизни из недавнего прошлого.

С уважением
21.11.2005 08:52
Belomor:

спасибо за видео
25.11.2005 12:06
02.12.2005 05:14
Сергей
17.11.2006 09:38
Ту-22М2 943 мрап 11 мая 1979 года Кубраков ВВ

Самолет возвращался с задания "Полет в зону", экипаж доложил РП о том, что один из двигателей не реагирует на увеличение положения РУД, самолет по заданию должен был сделать проход над полосой и произвести посадку. События происходили в районе аэродрома Октябрьское ЧФ. Кубракову было разрешено сделать круг и произвести посадку, двигатель поставить на режим малого газа и обороты не увеличивать. На 3-ем развороте произошли события описанные выше. Причина - отказ системы охлаждения турбины двигателя НК-22, перегрев лопаток. На 3-ем развороте оторвало лопатку 2 ступени турбины, которая пробила топливные баки, т.к. самолет пришел с задания, то баки дыли пустые, при попадании лопатки в пустые баки произошел взрыв. Кубраков совершил мужественный поступок и как только почувствовал неладное успел изменить курс машины, которая пролетала над пшколой (время было около 11 часов дня), включил аварийное покидание. Сам не смог покинуть самолет, т.к. при дальнейшем разрушении самолета был оторван стабилизатор и ему зажало ноги. Последние слова командира, записанные на пленке - "НОги - Ноги". самолет упал в 70 метрах от железнодорожного полотна "Симферополь - Москва". Командир посмертно награжден орденом №Боевого красного Знамени" и позоронен возле школы которую спас.



 

 

 

 

Реклама от YouDo
Стоимость монтажа кровли на сайте http://remont.youdo.com/building/roofing/montazh/stoimost/.
Услуги по разборке и сборке мебели на http://remont.youdo.com/furniture/dismantling/.
Цены на штукатурные работы на http://remont.youdo.com/stuccoing/price/.
← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru