Мобильная версия
Войти

Як-54

 ↓ ВНИЗ

12

03.03.2005 14:41
Кто-нибудь летал на этом аппарате?
Поделитесь впечатлениями, пожалуйста.
Внешне очень Су 26, екстра и Со напоминает.
03.03.2005 16:28
Инструктор и др.
АУ!!
03.03.2005 20:12
лапшин
03.03.2005 21:07
До перечисленных - увы, 10000верст дерьмом плыть.
04.03.2005 11:36
А если конкретно, очень ценю ваше мнение как коструктора.

Я сравнил размерности самолётов -чутли не до сантиметров совпадают. Правда из за использования аллюминия повышается вес кострукции, но и назначенный ресурс увеличился в два раза. Сопротивление фюзеляжа обусловленно использованием М-14 мотора так же как и на Су 29, так же как и винт MTV-9. Про профиль крыла ничего сказать не могу, но наверняка полносимметричеый. Предельные нагрузки тоже лежат в пределах Су 29.
04.03.2005 14:10
лапшин
04.03.2005 21:03
В гонке трамваев всегда побеждает первый стартовавший - это как раз тот случай.Кроме того, если Су-26/29/31 делали для спортсменов, затачивали под спортсменов и доводили по их же рекомендациям - на Яке - сами с усами.
А из металла можно делать машины не только не тяжелее, но, даже и легче, чем из композитов.Акробатический самолет нашего КБ ("Акробат", ныне - переданный Юргису Кайрису "Juka")c тем же М-14П имеет взлетный вес 720 кг против 785 кг самого легкого из Су-26-х (29 и 31 - тяжелее) и тяговооруженность его - более единицы;крутится так, что, по словам Юргиса "уши отклеиваются".Но до состояния спортивного снаряда (первых побед на этапах Гран-при)доводка продолжалась 5 лет.(!)
Як-54
09.03.2005 14:01
Наверное, поэтому на Як-54 наши (и американские) спортстмены побеждали и продолжают побеждать на чемпионатах Европы и мира. Но про это г-ну Лапшину не интересно... Увы! Плохо пахнет такая "дискуссия". В общем, все в том же духе. Недостойно это конструктора - так выражаться в адрес своих коллег!
Instructor
09.03.2005 14:35
Аноним, доброго здоровья. Як-54 хорошая машина для обучения спортсменов высшему-спортивному пилотажу. Не знаю как сейчас, но года два назад их хотели закупать и ВВС для поддержания навыков техники пилотирования строевых летчиков ИА и ИБА (от бедности). У неё есть свои плюсы и минусы, что касается спорта то, сборники предпочитают Сучки. По слухам на базе Як-54 делается Як-152 (сочетание двух машин Як-52 и Як-54) с носовой стойкой и пилотажно-навигационным оборудованием позволяющим летать днем и ночью в СМУ с отработкой боевого применения, воздушных боев, ФС, итд. Расчетная цена такого аппарата должна быть 180-220 тыс. уе, и идти он должен в авиаучилище как самолет первоначального обучения и в учебные эскадрильи авиаполков (опять же от бедности). Года два назад Главком ВВС и ПВО озвучивал этот проект на одном из совещаний как возможный для сокращения текущих затрат на поддержание навыков строевых пилотов. В 1998 году отработал с слушателями Монино на Су-29 в рамках выполнения ими летной стажировки (4 пилота с Миг-29 по 15 часов налета на Сучке летом). Получили от них отзывы и отправили их командованию-дескать целесообразно хоть так "штаны поддерживать", но практической реализации этот проект пока не получил. с моей точки зрения и Як-54 и Су-29 вполне годен не только для спорта, но и при оснащении их нужным оборудованием для отработки и приемов воздушного боя и для стрельб по наземным целям и для полетов по приборам. Удачи, ВАФ.
лапшин
09.03.2005 21:42
2 Як-54:
Instructor - человек, наверняка более сдержанный, чем В.П.С. в общем-то обрисовал совершенно правильную картину.
Однако вопрос стоял насчет сравнения с "сучками" и "экстрами" - ответ был дан короткий, но (извините - увы)верный.
Насчет побед во второй лиге - я за ней просто не слежу;если есть новости по unlimited, мною пропущенные - приведите пожалуйста, буду признателен.
Насчет коллег с яковлевской фирмы я ничего дурного не произнес, а насчет техники - даже здесь, на форуме, в ветках по сравнению камовских и милевских вертолетов, костерят достижения конкурентов в хвост и в гриву - только пыль столбом: а в жизни общаются вполне корректно, даже за воротник совместно заливают иногда.
Со всеми, занимающимися спорт.авиацией на "Скорости"знаком;лично отношения ни с кем не портил - но не получилась скрипка Страдивари, так в оркестре она сыграет совсем неплохо.
А если настаиваете, что Су-29 не круче Як-54 - давайте аргументы:я их опровергну.
Ничего личного.Диме Драчу - большой привет (если Вы действительно оттуда).
P.S.Як-152 является аналогм суховскому С-49:вероятность скорого появления того и другого примерно одинакова, и, в общем - невелика.

Злой
10.03.2005 19:26
Кстати хотелось бы узнать мнение специалистов, а как Интеравиа И-3 смотрится в сранении с Як-54? Вроде некоторые заявленные (интересно как они соотносятся с реальными) характеристики И-3 выше чем у Як-54:

- скороподъемность 19 против 15
- перегрузки +12-10 против +9-7

Эти характеристики практически одинаковые:
- масса пустого 760 против 754
- Угловая скорость вращения по крену - 345 град./с (6 рад./с) у обоих

Полосы Як-54 надо меньше чем И-3:
- длина разбега/пробега 200/452 против 170/400

Злой
10.03.2005 19:41
ксати по другим источникам скороподъемность одинаковая - 15.
vadim
10.03.2005 19:48
Мне дали два года назад на чемпионате в Калуге попедалировать 15 минут на 54-м. Сравнивать его с Сухим некорректно, это всеже продолжение серии 55-го, если в этом разрезе сравнивать, то 54 лучше 55-го. Аргументированно сказать не могу, не тот ВУС, но по ощущениям, длиньше линии на вертикали, удобнее кабина. По вращениям разницы не заметил как по элеронным, так и по штопорным.
Лапшину:
Вторая лига летает на 52-х уже третий год.
Инструктору:
Дядя Вова, а где ты катал файтеров на 29-м? Я у Смолина третий год прошусь, говорит что не осталось их. Аль лукавит? Можете посодействовать?
лапшин
10.03.2005 22:22
2 Злой:
На И-3 наблюдается на больших углах тряска ГО отпопадания на него вихрей от острых нижних углов фюзеляжа.Крутится И-3 все же шустрее Як-54-го;вертикальный маневр - также энергичнее, Зато штопорные у Як-54 заметно лучше, адекватнее и проще в исполнении.Вообще Як-54 в пилотировании проще.
2 vadim:
Я говорю не только лишь о наших спортсменах, а вообще о соревнованиях в этой категории:"сучки"там не допускаются, а 55-е и 54-е - пожалуйста.
У Смолина действительно 29-х нет:собственно и вообще-то самолеты, на которых они выступают, берут, по его словам, у Сухих.
А
10.03.2005 22:44
А что с Сухим С-49 ? Неужели все ?
лапшин
10.03.2005 23:02
Самолет нарисован, натурный макет - построен.Вне сомнения, самолет нашел бы применение для широкого круга тренировочныз (и не только)задач:в условиях сложного рельефа местности маневренность не помешала бы.
Только миллиардов, боюсь, на этом трудно срубить - а геморроя выше крыши:доволить, договариваться с привиредливыми военными чинами...
А миллионы для нынешнего Генерального - бескрыло:для того ли ратовал за объединение всех и вся?
Рад бы ошибиться, но не вижу действительных стимулов для руководства фирмы, с одной стороны - и придурков-маньяков-фанатов этого самолета, от которых проще отвязаться, дав им делать, что хотят - с другой стороны.
AK
11.03.2005 19:30
Вообще-то говоря, Як-152 - это не совсем то чтобы от бедности...
Насколько я понимаю (см. http://www.yak.ru/PROD/new_152.php и http://www.yak.ru/PROD/new_52m.php ), самолёты Як-52М и Як-152 входят в "учебно-тренировочный комплекс Як-130".
Шо це за зверь? А вот.
Немного истории.
В своё время была очень толковая последовательность типажа при подготовке лётчиков ИА: Як-18 -> Як-11 -> УТИ МиГ-15.
Як-18 - это самолёт первоначального обучения, 11-й - переходный самолёт - более скоростной и с каким-никаким, а прицельным оборудованием и вооружением, а Утёнок - уже полноценный истребитель с ТРД и стреловидным крылом. Ну, и за Утёнком шли МиГ-17, потом 19, потом кому как повезёт.
Я этой системы уже не застал, поменялась концепция: стали в училищах учить с нуля на 29-ых Элках, а Як-18 кто перед училищем в аэроклубах хватанул - тот хватанул, а кто мимо аэроклуба в училища просочился - так тому и не надо.
Потом стали менять 29-е на 39-е (начали с Черниговского училища, первым получавшего всю самую современную технику - там Л-39 появились в 1974 году). А к концу существования СССР уже и 39-е стали устаревать, пополнения парка их не было... надо было думать, чем менять. Так возникли проекты МиГ-АТ и Як-130. Первоначально они задумывались как самолёты первоначального обучения на замену Л-39. Однако через некоторое время стало понятно (Яковлевцам понятно, а на "Микояновском мясокомбинате" этого, может быть, не понимают и посейчас), что эти машины, снабжённые многими атрибутами современного истребителя, всё-таки сложноваты для первоначального обучения. Потому - ЯК-130 ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕ ПЕРВОЙ МАШИНОЙ, КОТОРУЮ ОСВАИВАЕТ КУРСАНТ.
Так что концепция у Дрочилы Кастратовича (или уж кто там ему подсказал, не знаю) родилась вполне здравая: вернуться к той цепочке типов, которая существовала: с-т первоначального обучения -> переходный скоростной самолёт с поршневым двигателем, позволяющий отрабатывать элементы боевого применения -> учебно-боевой самолёт с ТРД и стреловидным крылом -> целевой самолёт.
И с этой точки зрения очень отрадно видеть, что Як-52М освобождается от некоторых недостатков Як-52 (52-й не может летать ночью за отсутствием соответствующего оборудования, например). Як-52М - это уже полноценный самолёт первоначального обучения.
54-й же Як - это пилотажка чистая, ну, пусть самолёт для обучения пилотажу. Симметричное крыло, очень хорошее для обратного пилотажа, но при этом кастрированное приборное оборудование.
Что же касается 152, то хорошая идея последовательности типов мне представляется не вполне проработанной. Начать с того, что на 52М и 152 стоит один и тот же двигатель М-14Х. Для 152 декларируется максимальная скорость 500 км/ч против 360 для 52М. За счёт чего? Аэродинамика лучше? Или это конструкторский самообман - какую цифру нарисуем, такая и будет? Или это предельная по скоростному напору величина скорости, развиваемой в пикировании?
На Як-11 стоял двигатель АШ-21 в 570 л.с., по сравнению с Як-18 и Як-18У в три с половиной раза более мощный (у тех был М-11ФР, 160 л.с.), по сравнению с Як-18А - в два с лишним раза (АИ-14Р, 260 л.с.). Это, как я понимаю, давало некий прогресс в мощностном и скоростном диапазоне осваиваемой техники. Потому на 152 мне представляется более уместным поставить Вальтер М-601, тем более что опыт установки его на самолёты семейства Як-18 есть - это кондратьевский СМ-2000, и вот у него как раз скорость 480 в горизонте, и этой цифре я склонен верить.
Но вообще - идея вернуться к первоначальному обучению на менее мощном, менее дорогом и менее навороченном самолёте представляется мне здравой, и не только и не столько по бедности, но и по соображениям принципиальным.
лапшин
11.03.2005 20:13
Не стоит открывать америк:идея отнюдь не нова:еще в начале 90-х ВПС имел возможность на той микояновской конторе возглавлять проект УТС с ТВД-10Б (Т-501), который был несколько покруче швейцарского РС-9.Проект был выполнен полностью - и даже начали делать детали:однако руководство ВВС того времени в упор не видело никаких УТС кроме реактивных двухмоторных.УТС с ТВД и возможной полезной нагрузкой в 300...500 кг мог закрыть от половины до 2/3 летной подготовки в училищах.
Теперь - крайность в обратную сторону, хотя, в принципе, я согласен и с таким подходом.
При сравнении суховского и яковлевского УТС следует обратить внимание, что суховцы хоть макет построили, в который хотя бы можно залезть и оценить эргономику;Як-152 же является не более, чем декларацией и набором не вполне адекватных картинок (насколько известно, даже КСС полностью не определена).
А насчет перспектив - см. мой верхний пост
Instructor
18.03.2005 17:30
Vadim, доброго здоровья. Су-29 был в ЛИБ на Дубнинском машиностроительном заводе, базировался в Борках. Тогда начальником Летно испытательной базы был Саша Косарев (летчик от Бога). Самолет, к сожалению продан, ЛИБ нет. Однако летом я Су-29 видел стоял в Дракино, не знаю чей, но стоял. Вероятно аэроклуба "Прометей"? С Уважением, ВАФ.
vadim
18.03.2005 18:38
То Instructor:
Доброго времени суток! Спасибо за инфу! Если в этом году чемпионат будет в Дракино, обязательно подъеду, хочу попробоваться в первой лиге. Вы как я понял в основном там базируетесь? Мож свидимся.
meglin
18.03.2005 20:09
А кто-то слышал о самолете З-12"Сокол", прототипом которого является самолет "Дуэт"? Машина создается как альтернатива Як-52. Насколько хорош был в свое время "Дуэт"?
Тоха
18.03.2005 20:19
могло ли это быть альтернативой 52-му Яку - спортивно-пилотажный самолет Б2М 'МосКИТ'?
http://biplane.avion.ru/kons.htm
лапшин
18.03.2005 22:14
2 Instructor:
К сожалению, Сборная брала тот Су-29 напрокат у суховцев, равно, как почти все остальные самолеты.
2 Тоха:
Опуская обсужление конкретных технических деталей, тем не менее, можно сказать, что "Москит" и не мог бы стать заменой Як-52, и цели, такой или близкой, его создателями не ставилось.Як-54 - и то, тянет на это с огромной натяжкой.
Airhorse
14.03.2006 19:13
2 Tim27:
А Вы не в курсе сколько всего 54-к было выпущено, сколько эксплуатируется у нас в России и где?


ananerba
14.03.2006 20:43
приятно видеть что на поставленный вопрос в начале поста: летал ли кто-нить на 54 ответил один пилот реально летавший на нем - vadim.
я пацтулом.
впрочем все остальные тоже высказали очень познавательные и проффесиональные мнения.
====
дружище АК! при всех ваших личных отношениях конструктор як-54 не заслуживает быть грязно обозванным.держите свои эмоции при себе - это не по мужски!
===
по теме поста:
як-54 однозначно НЕ сучок.
однако надо заметить что в определенных элементах он ничуть сучку не проигрывает(и это не только мое мнение). и касается это штопорных вращений.они у як-54 получаются очень акцентированные.
практически(?) одинаковые сучком бочки на виражах.
и пожалуй это все.
во всем остальном это самолет на порядок ниже по своим пилотажным качествам.плюс к вышесказанному более слабая эргономика посадки и как следствие более
жесткие перегрузки.нагрузка на ручку по крену очень большая у 54, по тангажу сравнима с сучком.на посадке 54 сложнее сучка.
плюс к этому есть проблемы у як-54(см. мой пост по су-29).
====
2Instructor:
это ошибка 29 в дракино этим летом не было.
в прометее никогда 29 не было были як-54 которые были успешно проданы французам.дай бог им здоровья.
=====
2Airhorse:
проще всего позвонить Дмитрию Драчу и спросить из первых уст.
в России судя по всему осталось 4 шт.
если действительно необходима точная информация напишу на мыло.
====
и в заключении:
действительно на як-54 наши спортсмены дерут уже второй год подряд и экстры и капы в эдвансе.
капы кстати остановлены(на земле) пока без срока...
як-54 нет.су-29 в частных владениях.
что будет дальше жизнь покажет....
su27
14.03.2006 21:11
На той ветке было сказано что Як-54 не летают совсем, не совсем верно, на ЧР2005 54 летал, и как уже сказал Тим, пробелма была и осталась.

дисклокацию полстачетвертых не выдам, самим нужны.
ananerba
14.03.2006 21:19
2su27:
павлины говоришь?хм...
киса зачем вам столько денег?ну куда вы их потратите? у вас же нет фантазии.
щутка однако.
=====
что собираетесь делать с 54???если не секрет?
они уже который год стоят, в землю уж вросли.а самолет должен летать...
=====
тим на 100% прав ЛЕТАЛ 1 шт 54.
Airhorse
14.03.2006 23:09
ananerba:
"проще всего позвонить Дмитрию Драчу и спросить из первых уст."
______Спросить-то оно конечно можно, но интересует реальное количество эксплуатирующихся экземпляров.
Драч так подробно может ситуацию не отслеживать.

"в России судя по всему осталось 4 шт.
если действительно необходима точная информация напишу на мыло."

Информация действительно нужна точная. Пишите на мыло.
Tim27
15.03.2006 03:18
Да уж, по тот 54-й, который на ЧР2005 был. А ведь все могло кончится ну ООООЧЕНЬ плачевно.
Саратовский завод
15.03.2006 07:28
Як-54 остались в штатах (6 шт), в Австралии, в ЮАР, в прошлом году купила французская женская собрная 2 ед., заказали еще 5. В России - не знаю. Всего выпущено с 1994 года 9 шт. Можно перечислить зав. номера.
Airhorse
15.03.2006 11:24
2 Саратовский завод:

"Всего выпущено с 1994 года 9 шт. Можно перечислить зав. номера."

При существующих проблемах на этом самолёте это сделать просто необходимо.



su27
15.03.2006 19:15
ananerba,
=====
что собираетесь делать с 54???если не секрет?
они уже который год стоят, в землю уж вросли.а самолет должен летать...

Вот именно летать надо. Потому и не выдам, что хотим на них летать.



Саратовский завод,
Напомните почем линию производства Як-54 продавали?
Кажись за пол лимона?
Как тепрь с этим рпедложением?
ananerba
15.03.2006 21:54
2su27:
так летайте кто ж вам не дает?
или вы поджидаете когда все успокоится и забудется и появится возможность их купить?
видимо начклуба ска ввс ждет того же самого.
что ж остается пожелать удачи вам и этому полудурку в ваших начинаниях.
честь страны что для него (между прочим старшего офицера!!!) что для вас видимо дело десятое.
===
зачем вы беспокоите саратовский завод -господа уже не при делах.или вы не в теме.
Александр
15.03.2006 22:20
Один Су-29 находится в Ступино (SkyVision), второй - в Ватулино (Стэлс). Два сделанных на заказ (опять за бугор) И-3 ждут облёта на Луховицком заводике.
su27
15.03.2006 23:01
ananerba,
патаму чта ЛА этого типа нет.

Причем тут честь страны я вообще не понял.

Про Саратовский завод, см. выше, речь шла о линии производства.
Tim27
15.03.2006 23:55
Насколько я знаю, производство Як54 будет передано или уже передано на Арсеньевский завод. Вот только скоко времени потребуется на запуск - ктож его знает.
Может всеж будут машину выпускать? Былоб это ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ хорошо.
Ну а честь страны? Господи, да о какой чести тут ВООБЩЕ речь идет? Это мы тут об этом рассуждать можем. А чиновникам, которые повыше всех руководителей клубов будут - наплевать им и на честь и на авиацию (СПОРТИВНУЮ тем более).
Я не могу сказать, что все знаю, но то что видно невооруженным глазом - СПОРТИВНАЯ авиации стремительно стареет. Нет молодежи. Кто летает? Кто может себе позволить заплатить от 200 уе за летный час. Много ли таких среди 18-и летних пацанов? Спонсоры? А им это надо? Их, спонсоров, тоже можно понять. Разве чемпионаты России в прессе освещают? Неа, нет такого. Да, чего это я? Тут о Як54 говорят :)
su27
16.03.2006 00:01
Тим. Согласён с тобой, но все ж в СМИ теперь больше инфы появляется о Чемпионатах, о спортивной информации, кстати и о твоей серебряной медали в СМИ писали (вот так вот взял и сдал ;) )
su27
16.03.2006 19:19
Наташ, седня официально узнал (у нас линию собирались закладывать по производству Як-54, аж 10 машин собирались заказывать сразу)- Саратовский завод построил 12 самолетов. 4 в России, 5 в США, один в Австралии, 2 потерпели аварию.

Первый полет - 23.12.1993
Эксплуатируется с 1997 г.
Стоимость около $160 тыс.
Ресурс до списания 3000 часов/12000 посадок/20 лет
межремонтный ресурс - 500 часов/2000 посадок/10 лет
Сертификат типа №СТ213-Як-54 в категории акробатического самолета от 22.11.2002.

Теперь вобщем-то все о нем известно.
ЛТХ найти не проблема.
su27
16.03.2006 19:29
Забыл сказать, приведенные мной данный действительны на 2003 г.
Airhorse
16.03.2006 19:33
2 Su27:
Спасибо за информацию.

ananerba
16.03.2006 22:13
2su27:
во франции 4(5?)шт однозначно.
по авариям - кто второй кроме Сергеевой вам известно?
====
с ресурсом явно погорячились.
Airhorse
16.03.2006 22:29
2ananerba:
Спасибо за подробную информацию.Ответ вышлю завтра.
Саратовский завод
17.03.2006 13:27
Второй - генерал американский в Канаде. Есть зхаключение - ошибка пилотирования.

По поводу продажи производственной линии. Не читайте желтой прессы. Никто ничего никуда не продавал. Все это выдумки журналистов. Полный комплект серийной документации есть только на САЗе (У ОКБ -нет). И является его собственностью. Никаких предложений о продаже не поступало. Если в Арсеньеве и будут ставить самолет, то это другой - не Як-54.

su27
17.03.2006 19:58
САЗ, эта информация у меня отнюдь не из желтой прессы.

ОКБ спортивной авиации - знакомо?
ananerba
20.03.2006 20:51
2Саратовский завод:
станная ситуация получается.
1.есть спрос на як-54.
2.на САЗе есть линия и документация.
3.самолет не производится.
????
ОКБ не имея документациипытается(??? или нет) запустить производство в Арсеньеве.
???
что САЗ с ОКБ не договорился по деньгам?
а мы сидим без самолета.
вот вам и демократическая страна (мать ее так).
посмотрел бы я на такую ситуацию при СССР.
да с таким положением мы скоро як-54 будем в китае покупать(только я на нем не полечу).
????
контрольный вопрос - на як-54 есть сертификат?
Airhorse
20.03.2006 21:05
ananerba:
Из сообщения su27 16/03/2006 от [19:19:03]

"Сертификат типа №СТ213-Як-54 в категории акробатического самолета от 22.11.2002."

Давайте на эту тему в привате пообщаемся...
Мой приват адрес знаете.



ananerba
20.03.2006 21:11
ок.
САЗ
21.03.2006 11:19
САЗ и ОКБ, к сожалению, заклятые друзья. отсюда все проблемы. Поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, понимаешь...
AVIS
21.03.2006 13:14
два Як-54 стоят в Самаре у ЦСКА ВВС. Никто летать не хочет.
Airhorse
21.03.2006 15:30
2 AVIS:
А в чём дело: самолёт не устраивает или какие-то другие причины? Вы можете коротко ответить на вопрос, этого будет вполне достаточно.
12





 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru