Мобильная версия
Войти

Кто летал на Ми-6, заходи.

 ↓ ВНИЗ

12..464748

Oleg
21.02.2005 10:54
Давайте поговорим про этот прекрасный вертолёт. Я летал на нём в Гаровке (Хаб.край) и в Херсоне закончил. Последний полёт на Украине 12 июня 1998 года, тоже я. Пишите, кто, что знает о его судьбе сегодня. Говорят, что в третьих странах он ещё летает. У нас в Херсоне, уже списаные машины в 2000 году чуть не продали пепсам. Потом передумали и продали в металолом.
Мышьяк
21.02.2005 11:05
У меня отец летал на Ми-6 в начале-середине 70-х на Чукотке, потом переучился на Ми-8. Много рассказывал про особенности полётов и жизни в условиях Крайнего Дикого Севера. Например про то, как везли подземный комбайн для шахты на внешней подвеске, началаст раскачка груза, ну и решили его сбросить, как и положено по инструкции в данной ситуации. Сбросили в тундру, потом начальство геологической партии выезжало на место падения, но ничего, кроме воронки, не нашло - епарат ушёл под снег, грунт, в мерзлоту, и откапывать его не стали.
Valti
21.02.2005 12:23
Довелось много на этой машине полетать в Телави, один из самых моих любимых типов. Налетал на нём 1500 часов (из 4000), классный аппарат! Вертолёт с большой буквы!
METAR
21.02.2005 12:29
Извините, что не точно в тему, ибо не на 6, а на МИ-4 еще довелось полетать пассажиром в районе Охотска-Юдомы-Акачана.
AND
21.02.2005 13:02
Летал на Ми-6 на ямале еще ребенком.
Страшно шумный, в страшном состоянии, но было весело.
Пер два вездехода и кучу геологов.
При заходе на посадку пролетали над домом, в доме трясло все как при землетрясении.
Матвей Глухарь
21.02.2005 13:51
Сам давно хотел поднять эту тему. Уж больно аппарат примечательный...был... начать с того, что самое раннее воспоминание детства, у меня лично - синее весеннее якутское небо, по которому летит этот самый Ми-6 и волокет балок или бетономешалку, а то и бульдозер на внешней подвеске. Звук в полете совершенно индивидуальный, ни на что другое не похожий, и слышен издалека. Однако, вблизи я увидел это чудо толко в 1987 году, когда у нас на последних каплях сел Ми-6 из Мирного, бортовой 21138. До этого он забросил в тайгу как раз бетономешалку, сел рядышком ну и провалился в болото, сел на брюхо. Пока его вытаскивали, керосин весь спалили - в Отрадном садился на последних каплях, маневров над поселком уже не строил, садился с ходу.

Первые впечатления - ну и громадный же он, а уж старый... створки капота открывались вроде бы пневматикой, со страшным грохотом и лязгом, как ворота в замке. И пневматикой же приводились в действие стеклоочистители, там в кабине был такой маленький кранчик.

Меня тут с места сгоняют, после допишу.
Матвей Глухарь
21.02.2005 14:28
Да, так вот Ми-6А простоял в Отрадном целую неделю, пототму что помимо вызова керосиновоза из Ленска пришлось подклеивать концевую секцию лопасти: над поселком все же пришлось машину вертануть, перед самой посадкой, а маневр был резким и кончик лопасти цепанул за балку, посбивав антенны. А метрах в ста от вертолетной площадки стояла будка, где жил древний дед-сторож по прозвищу Фаркоп со своей бабкой, так вот они насмерть перепугались - их домик ходуном ходил, когда Ми-6 садился. Полпоселка тогда сбежалось... МИ-6 у нас не каждый день садились, а раз в десять лет и то только по погоде или как здесь.

Матвей Глухарь
21.02.2005 15:36
Ой, много чего вспомнить можно... например, как я в первый раз возвращался из Ленска в Отрадный на Ми-2. В конце полосы лежало нечто серое и неприметное, но большое. Когда прошли над ним, оказалось, что это фюзеляж Ми-6 - вертолет разбился под занавес 1985 года, прямо на полосе, при заходе на посадку с частично отказавшим управлением. На полосе валялись двери, какие-то железяки...
Oleg
21.02.2005 22:01
Valti, а ты в Телави в какие годы служил? У меня здесь в Херсоне пару дембелей штурманцов имеется. Тоже там были. В 92 году эвакуировались из Грузии. Толя Ткач, Петя Синицин, Гоша Бузанов. Не знаешь таких?
Valti
21.02.2005 23:01
OLeg,

Я там с мая 1980 по ноябрь 1986 служил, потом уволился и поступил в ШЛИ. Имена из памяти стираются... Особенно те, которые перед самым моим уходом пришли.
Жэнык
21.02.2005 23:11
Мдя...Были на Севере.(Норильск, Валёк)
Когда пролетали над домом(9 эт.), очень
характерный свист лопастей.Ну и на посадке
скрывался в снежной пыли...

Oleg
21.02.2005 23:54
Если есть желание, гляньте. Борт №77. Последний полёт на Украине 12 июня 1998г. Закончился рессурс ХВ. Кто будет ехать по трассе Николаев - Херсон, его видно. Ещё не распилили. http://uarmy.fotoplenka.ru/alb ...
Valti
22.02.2005 07:44
Классная фотка, ностальгическая:)
sss
22.02.2005 10:44
Олег, в третьи страны он поставлялся только туда, где увы, давно уже не летает (Египет, Перу, Польша, Вьетнам, м.б. Сирия, Алжир...)

Последний полет в военной авиации РФ - март 2001 (кажется) года - перегонка последнего борта с остатком ресурса из Выборга в Сызрань...

Гражданские (в Тюмени) Ми-6 закончились тогда же...
22.02.2005 14:58
aerosova
22.02.2005 15:05
to Матвей Глухарь:
21138 - один из пяти вертолей Нюрбинского ОАО с восьмеркой в номере. В Ленске Ми-6 упал не в 85-м, а в 86-м, штурман из этого экипажа вместо этой командировки полетел в Якутск, на класс сдавать и радиограмму прочел там, на моих глазах. Такой гаммы чувств на человеческом лице я никогда не видел ( да и не хотелось бы больше)!
Сам я пролетал на них 3 года в Нюрбе (вся Якутия), плюс командировки по Тюменской области, называли их паровозами, а один из наших бортачей в своё время закончил паровозный техникум....
aerosova
22.02.2005 15:13
Самое сильное впечатление - взлет без груза с 2-3 тоннами заправки вертикально метров на 200, аж в кресло вдавливает, или когда лопаются тросы внешней подвески (заказчик всякое гнилье подсовывал) и 6-7 тонн буровых труб срываются а аппарат получает соответствующий импульс вверх... Кто не пристегнулся, мы не виноваты...
а еще бочка 60 кубов (по размерам железнодорожная цистерна) падала с 3000 м. в мерзлоте выбила свой профиль на глубину 2 метра и перепрыгнула еще метров на 10, а уж лесу вывалила...Если в мороз рулит мимо, лучше сразу закапываться, меховую полярку продувает насквозь..
Зоолог
22.02.2005 15:16
Для интересующихся. Всего с 1957 по 1980 гг было построено 924 вертолета Ми-6.

Интересно, что в начале 70-х гг 36 машин Ми-6А прошли переделку в летающий командный пункт, т.н. Ми-22, на авиаремзаводе Нр. 535 в Конотопе.

Сертификат летной годности Ми-6 был аннулирован 18 августа 2003 г., на тот момент в эксплуатации (летной годности) находилось 33 машины.
sss
22.02.2005 15:21
А никто не скажет, заводские номера (в соответствии с бортовыми и местом эксплуатации и судьбой конкретного борта) - реально сейчас найти? Хотя бы по некоторым Ми-6?

А то есть маньяки, которые и этим интересуются :)

Олег, в вашем овп (или овэ) не помните, какие борта летали? Может, у инженеров сохранились бумаги?
Кстати, в Гаровке у вас были ВКП на базе Ми-6? А постановщики помех-Ми-10?
Элерон
22.02.2005 15:26
Найти-то реально :)) Тока лень :)) В книжечке Soviet Transports-2004 есть около 400 заводских номерочков Ми-6.

А про Ми-10 - нечестно. Это уже третий вопрос *Ы!*

В период с 1970 по 1980 20 вертолетов Ми-10 были переоборудованы в постановщики помех Ми-10ПП (т.н. "изделие 60ПП")...
sss
22.02.2005 16:03
2 Элерон
Я к Вашим заслугам отношусь с ОГРОМНЫМ уважением, но потому и спрашиваю, что у Вас доступа-то к военным не было... (насколько я помню из нашего общения)

а с вопрсом - я КОНКРЕТНО спросил, а не вообще :)))
Элерон
22.02.2005 16:19
У меня есть лишь сноски заводских номеров на бортовые. Как на гражданские, так и на военные. Но по венным с разбивкой по полкам конечно же не имеется.

Вот, просто для примера формата представления данных:

72 67 09 - "62" красный - ВВС СССР, имеется фото.
73 68 05 - "02" красный, Ми-6ВКП - ВВС СССР.
73 69 06 - "22" желтый - ВВС Украины. Конотоп, 21 мая 1998 г.

Интересно другое. Я сейчас по ходу просмотрел весь перечень Ми-6. В подавляющем большинстве военные бортовые номера - красные. Реже - желтые. Совсем редко - белые.

Если мне не отшибает память, во времена ВВС СССР красные бортовые ставились на корабли первой эскадрильи полка, синие - второй и так далее. Но это у самолетчиков было. Ща замутю отдельный топик про цвет бортовых номеров в ВВС, пусть вояки расскажут поточнее.

Oleg
22.02.2005 20:02
В АА бортовые номера ставились одним цветом в одном полку. На эскадрильи делений не было. А вот по полкам цвата отличались. В Гаровке-2, под Хабаровском в то время когда я там служил (89-92) был смешаный ОВП- 2 эск. на Ми-6 + 2 эск на Ми-8. Отряд Гражданской Обороны- на Ми-6, Ми-8. Отдельная (придворная) смешаная ОСАЭ- Отряд На МИ-22, Ми-9 + звено Ми-8 Салон + звено Ми-24 + самолёт командующего который стоял в Хабаовске, а лётчики числлись у нас. А сейчас не знаю, что там происходит. А Ми-10 РЭБовские уже в те годы валялись на свалке рядом с КДП.
sss
22.02.2005 20:22
2 Элерон
Я сюда не заходил, а ТАМ уже ответил :)

Олег, спасибо
и все же - нереально заводские Вашего полка найти (ведь нетак много времени прошло)
я собссно, для Элерона стараюсь :) точней, для общих знакомых
лапшин
22.02.2005 21:45
А Ми-10-й в прошлом году монтировал шпиль "Триумф-палас" в Москве.Жаль, снять не пришлось.
sss
22.02.2005 22:04
Есть люди, которые снимали, слава богу
Но то был Ми-10К
А вот Ми-10 уже не увидеть никогда :(
Serdg
22.02.2005 22:06
2Мышьяк; С твоим батей наверно в одном отряде летали.Певек.70-80гг.Как он? привет ему и здоровья!
лапшин
22.02.2005 22:12
Да, конечно - Ми-10К:прошу пардону.
Oleg
22.02.2005 22:57
Раз про Ми-10 разговор зашёл, то специально для Вас вывешиваю фотку сделанную со слайда в 91г. На ней сфоткал въезд в гарнизон Гаровка-2 и памятник Ми-10 стоит у КПП. Помню, что когда ветренная погода была, то у него ХВ крутился, а НВ стоял. Прикольное зрелище. http://fotoplenka.ru/avtor/uar ... А по поводу номеров, не проблема. Только стоит ли этим заниматься? Это, что настолько важно, что надо напрягать пару человек?
Oleg
22.02.2005 22:58
Раз про Ми-10 разговор зашёл, то специально для Вас вывешиваю фотку сделанную со слайда в 91г. На ней сфоткал въезд в гарнизон Гаровка-2 и памятник Ми-10 стоит у КПП. Помню, что когда ветренная погода была, то у него ХВ крутился, а НВ стоял. Прикольное зрелище. http://fotoplenka.ru/avtor/uar ... А по поводу номеров, не проблема. Только стоит ли этим заниматься? Это, что настолько важно, что надо напрягать пару человек?
Элерон
22.02.2005 23:33
Олег, уже не важно. Жаль, ушла из нашей жизни эта страница истории. Осталась книжка-другая и все.
sss
22.02.2005 23:33
Олег, спасибо за фото
Здорово!

А насчет - настолько важно и ли нет - я даже не знаю, как объяснить... Это кусок истории, который потеряется, если не Вы.
Можно ли чем-то компенсировать это напряжение? Если да, то скажите, чем.

Расскажу вкратце - есть порода людей, которые интересуясь авиацией, без ума от цифири (заводской-бортовой-надписи-принадлежность-судьба КАЖДОГО ОТДЕЛЬНОГО БОРТА) Благодаря им спустя много лет можно восстановить многие эпизоды нашей великой авиационной истории.
Много народа по всему миру занимаются этимм уже не один десяток лет. В основном народ не наш - голландцы, англичане, бывшие братья по СЭВу и Варш Договору, но и наши (в т.ч. и здешние форумчане) сделали, что могли. Всего, думаю, тех, кто внес свой вклад (от ОГРОМНОГО до скромного) - больше сотни. Им удалось собрать данные по 30 с лишним ТЫСЯЧАМ (вдумайтесь!) бортов всех эксплуатировавшихся в СССР и других странах типов ВС советской постройки/разработки.

Но пробелы все еще остались. Вы могли бы заполнить несколько из них. Если Вы этого не сделаете, то вероятность, что это не сделает никто, довольно велика, и тогда это пропадет навсегда. Теперь решайте - настолько это важно, или нет :)
Oleg
22.02.2005 23:44
Красиво. Ладно, когда увижу инженера нашего 11 полка АА СВУ, поговорю с ним на эту тему.
Joss
22.02.2005 23:48
В полёте видел всего один или два раза, в раннем деЦтве у себя на юге.(то Valti - Валь, вполне вероятно что это был ты, ты же его через Гудауту в те года гонял :-).

Так вот... Помню свой немой восторг и слова бабушки моей, Глафиры Николаевны (член Партии с 34 года): "...вот, Димуля, какие большие у нас вертолёты - поэтому Мы всех победим, а Нас - никто и никогда !"

Свято верю до сих пор, и внукам то же самое скажу.
Valti
23.02.2005 02:17
Джоссыч, спасибо тебе, родной, ты на меня навеиваешь такие ностальгические воспоминания!!!
При дальних перегонах (типа Конотопа или еще где-то в условной юго-западной - западной и т.д. части СССР) мы всегда садились на дозаправку в Гудауте из Телави. Было для нас щастьем остаться там на ночевку (по понятным причинам - море, курорты... эх!!!), но злобные диспетчера старались нас сразу выгнать дальше (как правило это были Кущёвка, Краснодар). Трёхлитровая банка спирта (Ми-6!!!!!!!!! - кормилец) решала вопросы как минимум на 24 часа - время работы диспетчера, но честно говоря больше полутора суток мне там не удавалось задерживаться, потому как выпихивали нас с курорта изо всех сил (не дай Бог зажируем там и расслабимся!).
Всё равно - это был как рай на земле в то время и впечатления об этом месте - одни из самых лучших!
Дима, как тока появлюсь в столице - готовь печень!
:)))
Мышьяк
23.02.2005 02:38
2 Serdg

Наверняка :))) По крайней мере, с середины 60-х до середины 70-х он в Певеке летал (Ми-4, Ми-6) борттехником. В середине 70-х он уволился, переехал на родину, в Беларусь, до конца 90-х прослужил-пролетал на Ми-8. Сейчас по-прежнему "в авиации" - на аэродроме водителем работает.
От кого привет передавать?
23.02.2005 02:38
В Тольятти один МИ-6 в техно-историческом музее.
Георг
23.02.2005 07:57
Летал на Ми-6 В Джамбуле 1977 по 1979 и с 1979 по 1985 на Ми-10пп. На Ми-10 летал в 1980 в Кундузе.
Олег.
Спасибо за фото! Гаровка, это где?
Дема
23.02.2005 08:13
Гаровка-возле Хабаровска. Во времена Леонида ильича эти вертолеты пролетали как раз над полями Хабаровского овощесовхоза, где я и другие школьники из ЛТО (лагерь труда и отдыха) пололи свеклу
Valti
23.02.2005 08:48
Георг,

Привет! А что Ми-10 в Афгане делали? Их сначала ввели а потом вывели? Я летал в Кундузе 83-84, при мне их уже не было.
Матвей Глухарь
23.02.2005 14:14
То Aerosova
Класс!!! Встретить старого знакомого через 18 лет! Кстати, тот МИ-6А был без крыла, но от крыла были следы - недавно сняли. И где он сейчас, списали небось уже давно... так он был нюрбинский, ты говоришь? Я по жизни считал, что Ми-6 были в основном в Мирном, а с Нюрбы к нам летали иногда ми-вторые.
А у того Ми-6, что рухнул в Ленске, номер был вроде бы на единицу больше - 21139. Насчет года я так сразу не скажу, но это было зимой 1985-1986 года.
Элерон
23.02.2005 14:30
Гкхм... Я извиняюсь, конечно, но вертолет Ми-6А борт 21139 был в строю до 1995 г., его неоднократно видели в "летабельном" состянии в Нюрбе в 1992-1994 гг. 21138, кстати, также благополучно долетал до 1996 г, когда и был списан.
Георг
23.02.2005 17:53
В 181 овп в Кундузе, Ми-10 был один, 2 экипажа.Перевезли все негабаритные грузы и технику. 18 июня 1980г.вертолет разбился в 15 км от Кундуза, экипаж погиб. Командир Кузнецов Леонид из Ижевска.
Элерон
23.02.2005 18:58
Георг, а номерочек этого Ми-10 имеется? Писали про отказ одного из двигателей сразу после взлета. А вот номерочка и нет нигде.
Joss
23.02.2005 19:29
Joss - Valti
Усегда готоу !!! (с)Лёлик - А.Д.Папанов :-))) !!!
Oleg
23.02.2005 20:44
Я в Кундузе в 181 ОВП был в 85-86 г.г. Про Ми-10 подтверждаю, слыхал. А из Джамбульских тех лет, у меня в городе живут Раф Дубанов и Саня Конохов.
Элерон
23.02.2005 20:52
Целиком статью читать здесь:

http://airwar.ru/enc/ch/mi10.html

Осталось в истории Ми-10 и участие в реальных боевых действиях, выпавшее на долю вертолетов 181-го ОВП. В январе 1980 г. эта часть была переброшена из Джамбула в Афганистан, где основной ее базой стал Кундуз. По материалам, предоставленным В. Д. Паевским, отряд 'десяток' остался в Союзе, и лишь весной одна машина пополнила состав воюющего полка. Возглавлял экипаж командир отряда к-н Кузнецов. Вертолет использовался, прежде всего, для перевозки крупногабаритных грузов. К сожалению, служба его оказалась недолгой. Летом того же года, во время рейса Кундуз-Маймане, Ми-10 потерпел катастрофу. В том полете перевозили на платформе автозаправщик МАЗ-500ТЗ, который сопровождал солдат-водитель, находившийся в грузовой кабине 'десятки'. Вертолет удалился от Кундуза всего на 20 км, когда отказал один двигатель. Экипаж сбросил платформу и попытался совершить аварийную посадку по-самолетному на подвернувшуюся площадку. Она оказалась усеянной валунами, покрытой ямами и промоинами, что для 'длинноногого' Ми-10 стало роковым обстоятельством. Влетев в одну из промоин, вертолет сломал передние стойки шасси, скапотировал, разрушился и сгорел. Еще во время касания земли из него выпрыгнули летчик-штурман и солдат, но они, как и остальные члены экипажа, погибли. Точную причину отказа двигателя установить не удалось, хотя высказывалась версия о попадании в него пули из ДШК.

Георг
23.02.2005 21:31
Элерон
Статью прочитал. Все верно за исключнием полетов Ми-10 до 1984г.После катастрофы в 1980г. Ми-10 в Афган не летали, летчики отряда летали на Ми-6 до весны 1981. Бортехник действительно погиб от случайной пули. Он был стажером и только подменил бортехника, как пуля попала в вертолет, но это было 1980г, командир Цабунин Владимир.В Афганистане побывали все вертолеты отряда по очереди - у них кончался ресурс. Они стояли в Джамбуле пока мы их не отогнали в Конотоп в 1983-1984гг.Номера 71, 72, 73, 74. Какой сгорел в Афганистне не помню, контактов с ребятами не поддерживаю. В 1985г. списан был по здоровью, перевелся и судьба нас всех развела....
SERDG
23.02.2005 22:15
2Мышьяк.Привет от Сереги Сытникова.В Певеке летал на МИ-4, потом Ан-24 б/механиком.Сейчас летаю в AFL.Всех с праздником!
Oleg
23.02.2005 22:23
Из книги А.М.Загордан "Военные испытатели вертолётов"
....Завершая рассказ о показе авиатехники руководителям страны, полагаю, что для любопытного читателя будет интересно узнать об одном эпизоде, который имел место во время одного из показов на испытательной базе института, летом 1963 года.
Из вертолетов экспонировался только один Ми-6 и докладчиком был назначен ведущий инженер по этому вертолету В.В.Светлов. Вместе с ним был борттехник К. А. Устинов. Вертолет был подготовлен для демонстрации в транспортном варианте. Складывающиеся сидения для десантников были откинуты к бортам грузовой кабины, что ещё больше подчеркивало огромные размеры кабины этого самого большого в мире исполина-вертолета.
В день показа было очень жарко и душно, как перед грозой. И, действительно, скоро появились грозовые черные тучи, и когда руководители страны осматривали самолеты - бомбардировщики, которые экспонировалась рядом с вертолетом, начали падать крупные капли дождя. Чтобы укрыться от надвигающейся грозы, руководители поспешили к вертолету.
Впереди всех шел Никита Сергеевич Хрущев. Поскольку уже начался дождь, Светлов отдал ему честь и не стал представляться и докладывать, а отошел под крыло вертолета, чтобы укрыться от дождя. Борттехник Устинов помог Н.С.Хрущеву подняться в кабину, а затем, опережал его, поднял переднюю секцию сидений и зафиксировал ее подножку. Пока он это делал, в кабину шустро поднялся Леонид Ильич Брежнев и, увидев, как борттехник поднимал сидение, сам поднял следующую секцию сидений, но не зафиксировал ее подножку. Поэтому, когда он сел, то сидение сложилось, и Леонид Ильич оказался на полу. Никита Сергеевич от души рассмеялся. Борттехник бросился было поднимать остальные секции сидений, но Никита Сергеевич сказал, чтобы он это не делал. Вслед за Л.И.Брежневым приземлялись еще несколько руководителей, и каждый раз раздавался дружный хохот всех, кто уже 'приземлился' прежде. Но вот в кабину, не спеша, степенно поднялся министр обороны маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский. К.А.Устинов, впервые увидев так близко прославленною полководца, вытянулся по стойке смирно, отдал честь и замер. Смех стих и все с любопытством ожидали, как сядет министр обороны Борттехник очнулся от оцепенения и, несмотря на запрет Н. С. Хрущева, опередил министра, быстро поднял сидение и зафиксировал подножку, чтобы сидение не сложилось. Все руководителя молча с одобрением смотрели на борттехника, который проявил такое уважение к своему военноначальнику.
Вслед за последним руководителем в вертолет поднялся и Светлов. Он представился, а Никита Сергеевич, который еще находился в веселом настроении, сказал: - Мы уже сами ознакомились с некоторыми деталями конструкции вертолета, а теперь расскажите нам о характеристиках этой махины.....
12..464748




 

 

 

 

Реклама от YouDo
Топ 10 мастеров: http://remont.youdo.com/electrician/cabling/sip/, подробности...
← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru