ПРИВЕТ ШВЫРЕВ, МАРЬЯН И ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ КТО ПОМНИТ РЯБЦА.РАД УВИДЕТЬ ЗНАКОМЫЕ ФИО.ПИШИТЕ ВСЕ, БУДУ ОТВЕЧАТЬ.
Джигар
05.09.2008 10:05
Перевёлся с Маркул в январе 1975 года вместе с Иваном Нестеренко, Геной Литвиновым, Васей Поповым, Колей Негрубом, Иваном Василаки.Служил в Лиманском до осени 1979 года, затем перевёлся в ЦГВ.Ком.161-го лидерного иап был, ныне покойный, Гриша Беловодский.
Служил-летал вместе с Копанёвым, Шестаковым, Коротеевым, Судаковым, Журавлевичем, Колей Смирновым, Афанасьевым Витей, Женей Григоренко, Федей Носовым, Прохоровым, Колей Горяевым, Киселевым, Филиным Сергеем, ныне покойным, Новгородским Колей, и др...Кто где есть в настоящее время, отзовитесь выходом на ветку!
Михаил. М
05.09.2008 14:36
В 60-е годы в Лиманском служил выпускник Армавирского училища Крючков Виктор Федорович.
Кто помнит- отзовитесь.
Валёк
09.09.2008 20:39
Покорный:
Привет, лиманчане! После Камышинского Шмаса В Лиманском в 161иап с ноября 70 по май 72.В 3АЭ старшим радиомехаником группы РЭО, комсоргом АЭ.Комэском был м-р Скопич, золотой человек.Потом ушёл на 2АЭ. Была замена лётного состава на ГСВГ, а он остался.Инженер к-н Мельников, командир группы Барталь К.Э., старшина Яворский.На одном из фото казарма нашего полка, у меня есть только ч/б тех времён.В 71 летали всем полком в Астрахань на стрельбы по ЛА-17.Были вьетнамцы и немцы.У вьетнамцев глаза стали круглыми, когда наши лётчики взлетали и садились звеньями без тормозных парашютов.Весной 71 2АЭ получила МИГ-23.Пригнали 16 самолётов, последний №17.Какого не было? В октябре 71 мы из Астрахани привезли ребятам 120 арбузов, а в Лимане шёл снег.Отзовитесь, вспомним ещё.
Служили в одно время в одной и той же эскадрилье - 3, но я на пол года позже (май 1971 - ноябрь 1972). Из Вашей группы СО мой друг Лёня Свиржевский. Помполитом полка был мойор Лошаков.
Покорный
10.09.2008 13:02
Валёк
Рад встрече. Напиши на nik2210863@yandex.ru
Джигар
15.09.2008 12:59
Продолжаем ветку! Не может быть, что уже все вымерли!?
Виктория
18.09.2008 13:53
21 сентября 2008 года у нашего Лиманского юбилей -200 лет, это много или мало....?
Джигар
18.09.2008 15:12
Это достаточно для того, что бы родиться и умереть возле пимана у "Левады", а так же для размножения популяций раков и толстопобика!
robert
19.09.2008 18:15
Владимиру2 !
practick !
Это - моя фотография с 1982, " Щит-82" в Толбухин:
Перевёлся с Маркул в январе 1975 года вместе с Иваном Нестеренко, Геной Литвиновым, Васей Поповым, Колей Негрубом, Иваном Василаки.Служил в Лиманском до осени 1979 года, затем перевёлся в ЦГВ.Ком.161-го лидерного иап был, ныне покойный, Гриша Беловодский.
Служил-летал вместе с Копанёвым, Шестаковым, Коротеевым, Судаковым, Журавлевичем, Колей Смирновым, Афанасьевым Витей, Женей Григоренко, Федей Носовым, Прохоровым, Колей Горяевым, Киселевым, Филиным Сергеем, ныне покойным, Новгородским Колей, и др...К
Покорный
20.09.2008 19:23
Stepan
Не подскажите судьбу Тираспольского полка?
vvp
20.09.2008 20:56
Жива еще лиманская ветка в форуме! За то что, не забываете... Всем респект огромнейший !
Джигар
23.09.2008 17:12
Будем живы не помрём!
лис
23.09.2008 23:30
Мой отец-майор Лисицын в 1967 служил в Лиманском.Летал на Миг-21.Если есть ветераны-ответьте
vvp
24.09.2008 00:05
2Джигар- здесь мы все, вы ветку вытаскивайте почаше, чем раз в полгода. На Вас молодых вся надега!
Джигар
24.09.2008 10:50
Для vp! Вы кто и сколько Вам лет, если мне 56 и Вы считаете меня молодым? Мы случайно не знакомы (Лиманское 1976-1979г.г.)? С уважением Валерий Тищенко.
Джигар
24.09.2008 10:51
Для vvp! Вы кто и сколько Вам лет, если мне 56 и Вы считаете меня молодым? Мы случайно не знакомы (Лиманское 1976-1979г.г.)? С уважением Валерий Тищенко.
Uncle Bu
24.09.2008 13:01
\\\\\\Покорный:Stepan Не подскажите судьбу Тираспольского полка?
20/09/2008 [19:23:24]
Расформирован в 1988-89 году.
Stepan
24.09.2008 21:24
Покорному:
Тирасполький полк был расформирован первым из полков дивизии, еще во время горбачевской перестройки, летом 1989 года. Городские власти много лет бурчали, что самолеты уж очень шумят (взлетали и садились, в зависимости от ветра, на город, когда взлетала пара на форсаже, стекла звенели). Наверное, последней каплей стало происшествие с МиГ-23УБ.
При заходе на посадку в двигатель попала птица, летчики катапультировались, один уже на парашюте едва разминулся с ЛЭП, а на земле погибли двое подростков. Точно помню, что о расформировании полка отец сказал мне летом или в начале осени (было еще тепло). Очень переживал по этому поводу, почти вся служба прошла в этом полку, от лейтенанта до командира.
vvp
24.09.2008 22:09
2 Джигар:
Может быть и встречались тогда, но Левада и лиман нас объединит по любому.
Валерий!
Извините, я эту фразу ребятам помоложе адресовал, кто там тусовался уже в 90-х.
А вообще мне нравится - сегодня девушка в магазине мне так и сказала -"Молодой человек!"
Ерунда, но приятно!
Какова судьба Сергея Филина?
Привет вам от Марудина Владимира, он в 78м перевелся в Лиманское в 161!
Джигар
25.09.2008 15:49
VVP Вы правы, Левада и лиман это визитная карточка самого Лиманского, а ещё жирные раки откормленные заезжими и местными утопленниками! И насчёт "Молодого человека" Вы правы, мелочь, а приятно. А Серёга Филин умер ещё в 1997 году, узнал от его сына по интернету, сам я причины его смерти не знаю.Володе Марудину взаимный привет от меня! Где он сейчас обитает? Как уже писал выше:(Перевёлся с Маркул в январе 1976 года вместе с Иваном Нестеренко, Геной Литвиновым, Васей Поповым, Колей Негрубом, Иваном Василаки.Служил в Лиманском до осени 1979 года, затем перевёлся в ЦГВ.Командиром, 161-го лидерного истребительного авиационного Рижского ордена Суворова 3-й степени полка тогда был, ныне покойный, Гриша Беловодский.
Служил и летал вместе с Копанёвым, Шестаковым, Коротеевым, Судаковым, Журавлевичем, Колей Смирновым, Афанасьевым Витей, Женей Григоренко, Федей Носовым, Прохоровым, Колей Горяевым, Киселевым, Филиным Сергеем(ныне покойным)Новгородским Колей, и др...)
А вообще помню всех, не только лётчиков, но и л/с ИТС, капэшников и др.частей обеспечения!В это время мы не пересекались и указанные, выше, фамилии знакомы? Пока до связи!
Владимир С.
25.09.2008 21:09
Лиманским 161 ИАП с конца 50х - до середины 60х годов командовал Зайцев. Я учился в одном классе с его приемным сыном Сашкой БЛОХИНЫМ ( сын погибшего летчика) с 1960 по 1964 год.
Потом моего отца перевели в ГСВГ - Альтенбург. Знаю, что Зайцева позже перевели в ГСВГ.
В Лиманский полк перевели часть летчиков и техников ИАП с аэродрома САРАТА...В том числе моего отца и ряд других офицеров. Не знаю названия саратского полка и его номер(мне тогда было 6 лет:). Знаю из рассказов отца, что тот полк расформировали во время хрущевских сокращений. Хотя полк был боевой и заслуженный...в составе было 9 Героев Советского Союза... Лиманский полк был менее заслуженный, но в его составе служил УСЫНОВЛЕННЫЙ ВОРОШИЛОВЫМ Тимур Фрунзе. По протекции Ворошилова и оставили в строю лиманский ИАП. До середины 60х годов в гарнизоне был один 4х этажый дом...и несколько двух этажных. Кажется на гооглевских снимках еще видны двухэтажные дома. Помню огромный абрикосовый сад между гарнизоном и аэродромом. Помню немецкую кирху...в штукатурке которй мы находили старинные деньги и монеты... Кажется, до войны это была немецкая колония. В мое время там жило несколько немецких семей. Дом одной из немецких семей находился рядом со школой.
Stepan
25.09.2008 22:31
Владимиру С.:
Наконец-то на форуме появился человек, который помнит один из полков тираспольской дивизии конца 50-х - середины 60-х годов. Приветствую! 161 иап перебазировался в Лиманское из Румынии в 1958 году, тогда же вошел в состав тираспольской дивизии. Когда у нас в Тирасполе ремонтировали полосу в конце 50-х, наш полк все лето летал в Лиманском. Отец снял для нас с матерью комнату у местной жительницы в селе, наверное, это был Кучурган. Улицы в селе были немощенными, ливни оставляли на них глубокие борозды. Запомнил настоящий грузовой "студебеккер", поставленный по ленд-лизу, который приезжал в соседний двор. Когда наш полк опять "посадили" в Лиманском из-за ремонта полосы, мы с матерью уже жили в городке, в квартире местного летчика, уехавшего в отпуск. Помню, что дом был невысоким, этажа два или три, с плоской крышей. Наши летчики жили на аэродроме, и отец приходил нас навещать. Говорили, что в то лето из николаевской тюрьмы сбежали несколько заключенных (Николаев вообще был "веселым" городом в этом смысле, куда там Одессе!), и я боялся за отца, когда он приходил к нам ночью. Интересно, был ли в Лиманском аэродром до войны, или он уже послевоенной постройки?
Сарата - тоже знакомое название. У нас в Тирасполе Сарата в разговорах упоминалась очень часто, думаю, что там до хрущевского сокращения базировался полк тираспольской дивизии. Если это так, то, возможно, там был 900-й иап - этот полк был третьим в дивизии во время войны. Дивизию перебазировали из Германии в Одесский округ в 1951 году. Еще один иап базировался в 50-х годах в Буялыке, он был переведен туда из Румынии. У нас был летчик, капитан Медведев, который до Тирасполя служил в Буялыке, а еще раньше в Румынии.
А самым заслуженным полком дивизии во время войны был маркулештский: гвардейский Борисовский Краснознаменный ордена Суворова III степени. Маркулештский и тираспольский полки были в составе тираспольской дивизии практически все время с 1942 года, когда была сформирована дивизия, до расформирования полков (тираспольский - в 1989 году, маркулештский в 90-х годах). 161 иап в годы воййны вообще был в ПВО, защищал небо Москвы.
С уважением,
Stepan
Владимир С.
25.09.2008 23:53
Stepan -у
Да, на сколько я помню - наш саратский полк входил в состав тираспольской дивизии. Он действительно перелетел в Сарату из Германии. Помню, что все наши отцы были примерно одного возраста с войны...И мы..их дети, так же были погодками...плюс минус пару лет. Гарнизон полка в Сарате располагался в "финских" домиках.
Взлетная полоса в Сарате была не бетонная, а набранная из железных блоков. Я ее хорошо запомил - такие железный секции в дырочку с зацепами. Отец меня брал на аэродром и мне 4х-5 летнему пацану довелось посидеть в кабине МИГ 15. Пытался в GOOGLе найти место гарнизона и аэродрома в Сарате...но за пятьдесят лет время все стерло. Отец мой еще жив. Попытаюсь показать ему снимки Сараты...возможно поможет определить место взлетки.
Из рассказов отца - гибель одного из боевых летчиков (инструкции в авиации пишутся кровью)
Они только освоили МИГ 15. А в те годы американские развед самолеты летали безнаказанно от Белого до Черного моря. Ночью пришел приказ на перехват развед самолета. Дежурное звено прекрасно сработало и (фамилию летчика уточню у отца) через ДВЕ минуты самолет был в воздухе. Через мгновение он упал за полосой. Окзалось в авиагоризонте гироскоп не набрал нужное число оборотов за две минуты. Ночью летчик пытался выровнять самолет по неработающему авиагоризонту... С тех пор в самолетах дежурных звеньев предварительно запускались гироприборы.
vvp
26.09.2008 00:19
Вот, я думаю теперь ветка оживет! Всем Лиманчанам и Лиманчанкам, кто ими себя считает_ долгих лет и удачи по жизни, где бы они не жили! Джигару отправил письмо, многих, благодаря этой ветке нашли- кто не нашелся пока, мы ждем Вас на связи. !!!
graf
26.09.2008 13:02
В 80-90-е в Лиманском служил м-р Столбунов Александр Петрович.К сожалению, он умер в 2000-м году - инсульт.Возможно, будут люди, которые об этом не знают.
Владимир С.
26.09.2008 20:41
Stepan-у
Из саратского полка в Тирасполь перевели Стигайло...кажется он был техником самолета. у него был сын Сашка...На сколько я знаю, они осели в Тирасполе. У Сашки была обожжена ладонь руки - он схватился за горячую выхлопную трубу мотоцикла. Слышал. что Сашка спился.
В Лиманском мы жили на втором этаже, в правом крыле двухэтажки, которая на снимке обозначена кажется номером 181... У отца была лодка из двух подвесных баков:) Выглядела как серебристый космический корабль. Рыбалка была классная.
Моя мама преподавала в Лиманской школе историю. Начальная школа при мне горела и мы целый учебный год учились во вторую смену ...кажется в здании техникума...В GOOGLE школьный двор практически такой каким я его запомнил...только, между начальной школой и корпусом старших классов при мне были развалины.
practick
27.09.2008 00:12
Владимиру2 !
practick !
Это - моя фотография с 1982, " Щит-82" в Толбухин:
Это самый новый(по дате выпуска) самолет полка на то время. Техник Володя Черных 1-е звено, 2-ой АЭ.Я был в том же звене, поэтому помню хорошо рисунок камуфляжа. Улетали в Толбухин 2-го сентября. Командировка -песня ! А самолет, в 83-ем дал "козла" на посадке(так бывает), сломалась передняя стойка, чесал носом по полосе. Но потом восстановили летал.
Владимир С.
27.09.2008 17:41
Stepan-у
Приветствую!
Сегодня сгонял к отцу на дачу...за медом:) Одновременно вытянул из него некоторые сведения.
Саратский полк Тираспольской дивизии носил номер 157 ( истребительные полки имели НЕЧЕТНЫЕ номера). В 50 -е годы им командовал КИСЕЛЕВ.
В конце 50-х годов ( кажется в 59 году) КИСЕЛЕВ стал командиром Тираспольской дивизии.
Судя по номеру, время создания сартаского ИАП 157 и лиманского 161ИАП примерно одинаковое.
А вот 900 полк, (отец не помнит его номер - это Ваши данные) был развед полком армейского подчинения. После хрущевских сокращений 900 полк перелетел в АРЦЫЗ.
157 ИАП после войны дислоцировался в Дрездене. Отец вспоминает, что тот аэродром был очень комфортным...даже был бассейн с подогревом. Потом полк перелетел в КЕТЕН (кажется это был 1947 год) Затем 157 полк посадили в ДЕССАУ на базе завода или КБ ЮНКЕРСА. Отец говорит, что там под ногами валялось полно документации и фотографий испытаний фашистских самолетов. Там полк переучивался на МИГ-15.
Отец вспомнил, что в 1954 году 157 полк был на учениях со взрывом атомной бомбы в ТОЦКЕ.
В 157 полку было ЧП - в Турцию угнал самолет молодой техник ВОРОБЬЕВ. Очевидно это происшествие не позволило в дальнейшем полковнику КИСЕЛЕВУ получить генеральское звание на посту командира тирасполькой дивизии. Отец встречал Киселева в 60 е годы в ОДЕССЕ. Он там жил, уволившись по возрасту. Занимался охраной.
Насчет Лиманского 161 ИА полка - оказывается от него осталось только знамя и часть управления, а личный состав почти полностью составил саратовский 157 полк.
На аэродроме в Лиманском с 50-х годов постоянно базировалась отдельная развед эскадрилия армейского подчинения. Разведчики этой эскадрильи в те годы летали на ЯК - 28. Кто знает историю авиации - этот самолет имел мощное радиотехническое - радиолокационное вооружение.
Командиром этой эскадрильи был назначен заместитель ком 161 полка. Он погиб на глазах отца.
При заходе на посадку ЯК 28 в конце полосы ревя двигателями взмыл вертикально вверх...перевернулся на спину и носом врезался в землю. НЕОБЬЯСНИМО...говорили, что возможно второй пилот поступил как камикадзе.
Вот коротко и все..на сегодня.
Stepan
27.09.2008 17:49
2 practick:
К нам в Тирасполь в конце 60-х из Толбухина прилетала с визитом болгарская эскадрилья на Ил-28Р.
Владимиру С.:
Фамилии Стигайло не помню. Я знал техников, которые жили рядом или с детьми которых учился в школе. Насчет ВПП: в Тирасполе полоса была бетонной, хотя и узкой. Когда к нам прилетал Ан-22, он садился на ГВВП. При посадке пары 21-х один садился на ИВВП, а другой на грунтовку. В Лиманском полоса была значительно лучше, это же аэродром 1-го класса. А металлическая полоса была на полевом аэродроме в Новосавицком. Помню, мы гоняли по ней на "газике" на максимальной скорости, чтобы проверить, хорошо ли лежат плиты. Хотя, конечно, самолет "бежит" гораздо быстрее, да и вес у него совсем другой. Металлические плиты с аэродромов местные жители часто использовали для строительства заборов.
Владимир, у меня к Вам несколько вопросов. Если саратский полк входил в тираспольскую дивизию, то это, скорее всего, 900-й иап. Как я уже писал, дивизию перебазировали из Германии в Одесский округ в октябре 1951 года. Управление и наш полк посадили в Тирасполе, 86-й полк в Маркулештах, а третий (предположительно, 900-й иап) - в Сарате. Не могли бы Вы уточнить у своего отца номер саратского полка? Ваш отец начал служить в этом полку еще в Германии или уже в Сарате? Если в Германии, то где базировалась дивизия в ГСОВГ? Мой отец говорил, что в районе Лейпцига, но точного места я не знаю. Моего отца, к сожалению, уже нет в живых.
Из Вашего сообщения следует, что саратский полк переучился на МиГ-15 уже в Сарате, т.е., в Германии летал на поршневых. Судя по записям в летной книжке отца, тираспольский полк освоил реактивные самолеты еще в Германии (в 1949-50 гг. полеты на Як-17, с 1949 года на МиГ-15). Наверное, саратский полк расформировали году в 1957-58-м, а вместо него в июне 1958 года в состав дивизии ввели 161-й лиманский полк. Это только мое предположение, хотелось бы уточнить. Думаю, саратский полк не остановился на МиГ-15 и позже "пересел" на МиГ-17 (тираспольсане летали на 17-х с 1953 года).
С уважением,
Stepan
Владимир С.
27.09.2008 18:31
Stepan -у.
Подтверждаю, что 157 ИАП (очевидно и вся дивизия) пересели на МИГ-15 еще в Германии.
В 1951 году они перелетили в Одесский округ. Отец говорил, что именно их 157 полк сначала
планировали посадить в Маркулештах. Вспоминает, как им всем не хотелось в бдную молдавию:)
Потом все переиграли и их полк посадили в САРАТЕ.
Отец рассказывал, что один из полков дивизии базировался под Лейпцигом на аэродроме Альтенбург...где мы оказались спустя 19 лет после войны. Там других небыло. Штаб дивизии в ГСВГ находился...забыл...позвоню отцу - скажет
В связи с этим, отец рассказал историю о том, как он после войны, перегоняя самолеты для ремонта оказался на аэродроме НОБИЦ - Альтенбург. ..Приземлились...молодые, здоровые победители...Отметили...его как самого молодого послали за "добавкой":) Гарнизон был большой, а молодого лейтенанта развезло...и он заблудился. Оказаля перед какой-то дверью. Стал ломится туда - пустите переночевать. Военные его приняли...как героя:) Уложили спать в отдельной комнате. Ночью отец очнулся...надо по малой нужде, а дверь не открывается. Ну он ее "вынес"...вышел во двор - никого:) Победители:) Дрыхнут..а утром оказалось, что он вломился спать на ГАУПТВАХТУ:). Ну дали ему опохмелится и со смехом проводили:)
Дата расформирования 157 ИАП мне не известна...но точно помню, что полк перевели в ЛИМАНСКОЕ в 60 году. Наша семья оказалась там летом 1960 года. А осенью я уже учился в первом классе:) Все мои друзья мальчишки были мне знакомы по Сарате:) И только сын (приемный)командира 161 полка Сашка Блохин был для меня новым знакомым:)
Stepan
27.09.2008 18:59
Владимиру С.:
Большое спасибо за ответ. В своем сообщении Вы ответили на некоторые мои вопросы. Сядь я за комп минут на 10 позже, и этих вопросов не было бы. Теперь я знаю, что в Сарате был 157 иап и он переучился на МиГ-15 еще в Германии.
Полковник Киселёв командовал тираспольской дивизией в 1959-61гг. (у меня есть документы за эти годы, подписанные им как комдивом). С 1964 года дивизией командовал полковник, а затем генерал-майор В.С. Голиченко. После Киселёва и перед Голиченко комдивом был генерал Логинов. В 1962-64гг. Голиченко был зам. комдива.
Насчет угона МиГ-15 из Сараты узнал только от Вас – в те времена о таких вещах старались поменьше говорить. Но отец рассказывал, что во время его службы в Германии американцы пытались подкуписть одного летчика, чтобы он угнал МиГ-15 в Западную Германию. Летчик доложил по команде, и его перевели в Союз. Отец прибыл в Германию в 133 гв. иап в 1948 году после окончания Сталинградского ВАУЛ (в тот период оно находилось в Толмачёво под Новосибирском). Прослужил в этом полку бóльшую часть службы, от лейтенанта до командира полка, ушел из полка в Одессу в 1971 году. В тот период из Германии в Союз отпускали не каждый год, отпуск проводили в санатории Брамбах (у меня есть несколько фотографий отца в этом санатории). Командиром нашего полка в то время был подполковник Дзюбенко. Потом его направили в КНДР во главе группы летчиков, которые должны были принудить к посадке F-86 «Сейбр». Ваш отец, наверное, помнит, что в тот период позывные летчиков были не цифровые (например, 325-й), а состояли из слова. У комэска отца (не помню его фамилии) позывной был «Валет» из-за гусарских усов. Комэска в войну был ведомым у какого-то аса, и однажды захотел показать отцу, как они летали на воздушный бой. Но полет был уже не на поршневом, а на МиГ-15. Пилотировали парой с такими перегрузками, что у комэска полопались сосуды в глазах (ВКК у нас тогда еще не было). Он уже почти ничего не видел и попросил отца завести его на посадку. А когда приземлились, то увидели, что на самолетах обшивка пошла гофром.
Значит, 157 иап базировался в Дрездене, Кётене и Дессау. А Ваш отец не помнит, где был 133 гв. иап? Там же, или на других аэродромах?
Отец тоже участвовал в учениях с практическим применением ядерного оружия (а проще, со сбросом атомной бомбы) на Тоцком полигоне в сентябре 1954 года. От дивизии в этих учениях принимали участие по две эскадрильи от каждого полка на самолетах МиГ-17. В тот период дивизией командовал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Шалва Несторович Кирия, нашим полком - Герой Советского Союза полковник Виктор Дмитриевич Едкин. Отец рассказывал, что в том полете летчикам было приказано надеть темные очки и не смотреть в сторону взрыва. Но разве удержишься?
Насчет разведэскадрильи в Лиманском ничего сказать не могу. Знаю, что в Тирасполе вместе с нашим истребительным полком в 50-х годах базировался и разведполк. Последним его командиром был, если не ошибаюсь, полковник Трощилов. При хрущевском разгоне армии этот полк урезали до отдельной разведэскадрильи. Последним ее командиром, насколько я помню, был майор Лисицын. Эскадрилья летала на МиГ-17р. В середине 60-х эскадрилью развернули до полка двухэскадрильного состава и переучили на МиГ-21р, а вскоре после этого перебазировали из Тирасполя в Лиманское (было это примерно в 1969 году). А на Як-28р (а позже и на МиГ-25р), на моей памяти, летал 511 орап в Буялыке.
С уважением,
Stepan
Stepan
27.09.2008 19:23
Владимиру С.:
Так мы с Вами даже в школу пошли в один год! Правда, я в тираспольскую, №5, что недалеко от кирпичного завода. Осенью грязища была непролазная, ходили в отцовских яловых сапогах (сами летчики сапоги - особенно яловые - надевали редко). Сапоги, чтобы не текли, пропитывали дегтем - вот запах был! А шиком было вместо портфеля носить учебники и тетрадки в отцовской полевой сумке.
Владимир С.
27.09.2008 19:53
Да в Лиманском приходилось ходить из гарнизона в школу более километра:) Так же носил
яловые сапожки ( правда по размеру:) И смазывали их какой-то вонючей дрянью для водоизоляции. Зато на них было удобно кататься с горки по раскатанному льду:) Да. а отцовская полевая сумка - высший шик. До сих пор храню...и его шлемофон с миг 17:)
Отец уволился в 70 году.
Насчет техника, угнавшего самолет получилась неразбериха. Сообщают в штаб. что Воробьев улетел...а им в ответ - Воробьев утром улетел в Одессу (был инспектор из штаба армии)...пока поняли, пока дали приказ на перехват. А какой перехват - догнать МИГ 15 на МИГ 15?
Насчет учений 1954 года... отец говорил, что из их полка после взрыва успели взлететь две эскадрильи, а дальше - налетела ударная волна, принесла какой то мокрый песок...короче, песок залепил все и взлететь больше никому не удалось. Отец говорил, что какой-то полковник должен был пролететь после взрыва через "гриб" но не решился...за что был тут же разжалован Жуковым
По поводу трюков на МИГах. Отец много рассказывал. как инспектора демонстрировали на спор свое мастерство, расстреляв однажды расстеленную на земле кожанку:)
Отец вспоминает, как разбился совсем молодой летчик уже послевоенного выпуска. Поколение военных лет недоедало - слабоват был физически мужик. Отец с ним отдыхал летом в санатории. а осенью тот при выполнении фигур высшего пилотажа потерял сознание от перегрузок и разбился...
Stepan
29.09.2008 20:27
Владимиру С.:
Владимир, приветствую! Если Ваш отец служил в Лиманском до 1970 года, то его крайним командиром полка был М.С. Сысоев. Не помните, в каком году Сысоев пришел в Лиманское и кто был командиром до него? Сысоев до Лиманского служил в Венгрии и хотел "махнуться" с моим отцом полками - он стремился замениться в Тирасполь. Но одесское начальство решило по-другому, и Сысоев заменился в Лиманское. Следовательно, лиманский комполка уехал вместо него в Венгрию.
С уважением,
Stepan
vvp
29.09.2008 22:01
2 practick, Владимир2
Володя, Анатолий!
Куда ему тогда деться было , когда из-за забития ПВД садился намного быстрее посадочной? Со второго круга и без топлива. Слава Богу! , пилот цел, машина восстановлена...
Козление выше КДП было. Обошлось.
Владимир С.
29.09.2008 22:14
Stepan-у
Приветствую!
Мы заменились из Лиманского в 1964 году в ГСВГ - в Альтенбург.
Так, что сведений по Лиманскому после 64 года у меня нет.
По поводу Вашего вопроса о перемещениях тираспольского полка и управления дивизии в ГСВГ после войны пока не разговаривал с отцом. Уточню позже. Ответ будет.
Удачи.
Stepan
01.10.2008 22:10
Владимиру С.:
Приветствую! Я почему-то подумал, что Ваша семья после ГСВГ вернулась в Лиманское. Такое бывало, в Тирасполе уезжающие "за кордон" часто закрывали одну комнату своей квартиры с частью вещей - наверное, в надежде вернуться.
О 157-м иап нашел сследующую информацию:
"157-й истребительный Брестский Краснознаменный авиационный полк
В действующей армии:
22.06.41 - 17.12.41
19.02.42 - 16.03.43
08.05.43 - 09.05.45
Сформирован в декабре 1940 г.
В июне 1941 г. входил в состав 54 иад.
Перед началом войны полк базировался в Левашово.
К 22.06.41 г. имел на вооружении 38 самолетов И-16 (в том числе 6 неисправных).
C 07.07.41 г. входил в состав 7 иак ПВО Ленинграда.
Зимой 1941/42 гг. перевооружен самолетами "Харрикейн".
В феврале 1942 г. переведен на Калининский фронт и с 19.02.42 г. действовал в составе ВВС 4 УА.
В мае - июне 1942 г. действовал в составе 210 иад.
С июня 1942 г. действовал в составе 256 иад.
В середине марта 1943 г. введен в состав 273 иад, находившейся в Резерве Ставки ГК. Перевооружен истребителями Як-7 и с мая 1943 г. приступил к боевой работе на Центральном фронте. Участвовал в Курском сражении.
С января 1944 г. до конца войны действовал в составе 234 иад. На вооружении имел самолеты Як-1, Як-9, Як-3.
За успешные боевые действия в операциях по освобождению Белоруссии авиаполк получил почетное наименование Брестского.
За успешные действия в боях за плацдармы на Висле в августе 1944 г. авиаполк был награжден орденом Красного Знамени."
Т.е., в период Великой Отечественной войны 157-й иап в состав нашей дивизии (впоследствии тираспольской) не входил, там третьим полком был 900-й иап. Интересно, в каком году 900-й заменили на 157-й? Получается, это было сразу после войны, еще в Германии.
Владимир С.
01.10.2008 23:11
Stepan-у
Приветствую!
Отец ушел добровольцем на фронт зимой с 41 на 42 год в 16 лет из Москвы. Отец, в ответ на замечание насчет героизма, с улбыкой говорит, что от голода...( он работал в Тушино на авиазаводе) Военком посмотрел на молоденького пацана и сказал - "Поедешь в авиационное училичще...может выживешь". А мог бы сразу бросить в подмосковные снега...
Буду у отца примерно через неделю.
В эти выходные - занят.
Распечатаю Ваше письмо и зачитаю ему. Ответы запишу.
"Напрягает" вопрос о 900 ИАП. ИАП имели нечетные цифровые номера.
vvp
02.10.2008 02:29
2Владимир С: Папа Ваш, на каком из заводов тогда работал ? Это во многом правду позволит восстановить. Папе Вашему, поклон от земляков тушинских! Наши дети с пеленок знают, что такое Небо, и чем оно пахнет!
vvp
02.10.2008 02:50
2 ВладимирС:
Памяти МИГ-23
В Луховицах, в Тушино на 500м и 82м люди тысячами утром толпилились в заводские проходные.
Я это помню, поскольку сам там толпился в первый раз в жизни, и потом не один раз! И названия улиц какие, Вишневая, Лодочная, Планерная, Штурвальная...?
Stepan
02.10.2008 20:24
Владимиру С.:
Владимир, приветствую!
К сожалению, Ваша информация относительно того, что истребительные авиаполки имели только нечетные номера, неверна. Вы, наверное, перепутали с цифровыми обозначениями истребителей. Действительно, после того, как самолетам стали давать названия по фамилии конструктора (конструкторов), типы истребителей стали получать нечетные номера: Як-1, -3, -7, -9, МиГ-1, -3, ЛаГГ-1, -3, Ла-5, -7, в то время как бомбардировщики и штурмовики получали четные номера: Пе-2, Пе-8, Ту-2, Ил-2, -4, -10, Су-2. Эта же традиция продолжилась и после войны: МиГ-9, -15, -17, -19, -21 и т.д., Су-7, -9, -11, -15, Ла-15, Як-15, -23, -25. Но были и отступления от правила: Ту-128, Як-28п, Як-36, Як-38 (очевидно, на то были причины).
А полки, как истребительные, так и любые другие, получали как четные, так и нечетные номера. Т.е., был и 1-й иап, и 1-й бап, и 1-й шап, так же, как и 2-й, 3-й, 4-й и т.д. Будущий тираспольский полк был сформирован перед войной как 42-й иап, а маркулештский полк в войну до получения гвардейского звания был 744-м иап. Это же было верно и для гвардейских полков, причем номера полков различного предназначения тоже дублировались: 2 гв. иап, 2 гв. бап, 2 гв. шап. В качестве примеров известных иап послевоенного времени с четными номерами можно упомянуть 14 гв. иап в Венгрии, 18 гв. иап «Нормандия-Неман», маркулештский 86 гв. иап, 120 иап в Домне, 234 иап (полк пилотажников в Кубинке, до преобразования в ЦПАТ), 28 гв. иап в Андреаполе и ныне не существующий 28 иап, базировавшийся в Кричеве.
Номера полков военного периода (с 851 до 900)(из Интернета):
900-й истребительный Оршанский Краснознаменный ордена Кутузова авиационный полк
С августа 1942 г. действовал на Сталинградском и Брянском фронтах.
С 19.07.43 г. входил в состав 240-й иад. На вооружении имел истребители Як-9.
С уважением,
Stepan
Покорный
05.10.2008 14:07
1 июля1941 года в районе Могилева старший лейтенант Николай Васильевич Терехин из 161-го иап таранил вражеский бомбардировщик.
Покорный
05.10.2008 21:37
Уточнение.В действующей армии было два полка с №161.Первый с 28.06.41 по 27.07.41г.
Потом получал номера 425иап, 745иап, 745сап.Наш на фронте с 29.08.41г.
http://www.allaces.ru/cgi-bin/ ...
lys
06.10.2008 00:13
Stepan-у. В своем сообщении от 27.09. Вы упомянули о моем отце - майоре Лисицыне.В 1967 его зскадрилья(как Вы заметили-развернутая)начала летать на Миг-21.Летали в тот период они в Лиманском, а семьи жили в Тирасполе.К сожалению отца уже нет, он умер в 1990г.И еще, Степан я тоже одно время учился в сш № 5, жили в Красных казармах
Rom
06.10.2008 18:58
Уважаемые Владимир и Степан! В "Авиация и время" (1999-№4-с.12) упоминается, что в Тоцких учениях с применением тактического ядерного оружия принимала участие 119-я ИАД (Тирасполь), в которую входили 86-й гв. ИАП, 157-й и 947-й ИАП. Истребители МиГ-17 119-й дивизии сопровождали при пролете вблизи ядерного взрыва бомбардировщики Ил-28 из состава 140-й БАД.
С учетом вашего диалога теперь очевидно, что в 1954 г. в составе 119-й иад находился и Маркулештский (86-й), и Саратский (157-й) полки. Но где 684-й гиап? И откуда в составе дивизии 947-й полк? Придавался дивизии на время учений? Может быть, это базировавшийся в г. Дубно в 1970-90-х гг. 947-й Севастопольский авиаполк истребителей-бомбардировщиков (затем бап)? И вопрос к Степану: что известно о 140-й бад на Ил28 и (не к месту, но всё же задам) о 218-й бад на Су-24 в ГСВГ?
Stepan
06.10.2008 22:29
2 lys:
Я уже упоминал, что в 50-х годах в Тирасполе вместе с истребительным базировался и разведполк, который затем свернули до отдельной разведэскадрильи. Если не ошибаюсь, до Вашего отца этой эскадрильей командовал Аркадий Ярчук (мы жили с его семьей в одном подъезде). Впоследствии он стал инспектором Одесской армии по разведавиации, а потом там же начальником СБП. Вы пишете, что эскадрилья переучилась на МиГ-21р в Лиманском. У меня есть сомнения на этот счет. Что было сначала, эскадрилью на МиГ-17 развернули до отдельного полка и потом переучили на МиГ-21, или наоборот, переучили эскадрилью, а потом из нее сделали полк?
Я помню следующее: разведчики летали на 21-х еще в Тирасполе. У них тоже были красные бортовые, как и у наших истребителей. Но у разведчиков бортовые были большие, начиная где-то с 70-го, по-моему, был даже 99-й. У истребителей самые большие номера были у «спарок», 60-е. Я часто наблюдал за взлетающими и садящимися самолетами с нашего балкона в 127-м доме в полевой бинокль. Еще одно подтверждение наличия орап в Тирасполе: помню, я спросил у отца, у разведчиков тоже полк или эскадрилья. Отец ответил, что полк, только маленький (теперь я понимаю, что речь шла о полке двухэскадрильного состава). Я точно помню, что разведчики ушли из Тирасполя в Лиманское уже на 21-х. Вот только в каком году это было, в 68-м или 69-м?
У меня к Вам вопрос: после сформирования 827-го орап на базе эскадрильи его командиром стал Ваш отец или кто-то другой? Может быть, Вы помните номер отдельной разведэскадрильи, которой командовал Ваш отец, до ее преобразования в 827-й орап?
Заранее благодарен.
2 Rom:
Упомянутую Вами статью читал, даже этот журнал у меня где-то лежит. В ней допущена явная ошибка: нет упоминания о 684-м гв. иап, который принимал участие в Тоцких учениях. В этих учениях участвовал и мой отец в качестве старшего летчика 684-го гв. иап. Полк наш никогда не был 947-м. Отец говорил, что от нашего полка в этих учениях принимали участие две эскадрильи. На вторую часть Вашего вопроса, к сожалению, ничего ответить не могу, не в курсе.
lys
07.10.2008 00:17
2Stepan: Добрый вечер.Все правильно, в полку, к-рым командовал Трощилов, Ярчук Аркадий Григорьевич и мой отец были командирами разных АЭ.После сокращения осталась отдельная РАЭ, к-ром которой стал Ярчук, а его замом мой отец.Со временем Ярчука забрали в Одессу и отец стал к-ром отдельной РАЭ, а его замом прекрасный летчик и замечательный человек Анатолий Черных На переучивание в Липецк они уезжали зимой , скорее всего в январе, но абсолютно точно, что это был 1967.И было много молодых летчиков только что выпустившихся из училища, к-рые кстати выпускались на 21х.Миги 21-е в Тирасполь перегоняли заводские летчики (могу ошибиться, но точно не наши).Самолеты были в Тирасполе.И батя меня с собой на аэродром показать новый с-т.Как сейчас помню бортой 81.Летать на 21м начал он 12 мая 1967(первая запись с упоминанием о 21м, сейчас проверил по летной книжке) и это было в Лиманском.Семьи были , в тот период в Тирасполе.Когда они окончательно ушли из Тирасполя сейчас я уже установить не могу.В 1968 отец демобилизовался, а в 1969 я и сам стал курсантом летного училища.К-ром части стал летчик из Тирасполького полка, фамилию его уже не вспомню, но знаю, что он тоже через год уволился.Действительный номер АЭ я не знаю, есть только н-р ВЧ - 42036.В Красных казармах мы жили с Ярчуком через стенку-он в кв.№ 5, а мы в кв. № 6.Возможно потом он получил квартиру в другом доме, а в 1963 и нам дали квартиру вне городка.Ярчук приезжал к нам в гости в Киев летом 1979.К тому времени он был полковник и заслуженый летчик.Большое спасибо за работу, которую Вы проводите.К величайшему сожалению, по известным причинам, не могу ответить на все Ваши вопросы.С уважением Лис
Владимир С.
07.10.2008 17:49
to vvp
До войны отец работал на 1 Парашютном заводе. Он находился рядом с нынешним метро Тушинская в пойме реки Сходня.
В 41 году в октябре завод эвакуировали в Ташкент.
После войны завод восстановили, но перепрофилировали.
Отец остался в Тушино и обратился в военкомат.
На названных Вами заводах отец бывал после войны несколько раз вплоть до середины 60-х гдов, В моменты переучивания на новую технику.
Владимир С.
07.10.2008 18:31
to Stepan.
Приветствую!
Был сегодня у отца. Вот, что удалось вытянуть из него.
Будущий тираспольский полк и управление дивизии после войны базировались в г.Фалькенберг
И по словам отца - до вывода в Тирасполь они не перемещались из Фалькенберга.
Сопоставив Ваш рассказ о 900 иап отец предположил, что этот полк остался в Германии и был преобразован в развед полк. Базировался он на аэродроме Нобитц- Альтенбург. Отец попал в 157 ИАП в 45 году из Качи и уже не встретил в составе дивизии этого 900 полка. Очевидно, по каким то соображениям полк был выведен из состава дивизи( возможно при преобразовании его в разведполк корпусного подчинения)
Когда мы оказались в Альтенбурге в 64 году - то похоже... этот полк так и "сидел" на этом аэродроме. Он и в 60-е годы был разведполком корпусного подчинения. Из этого альтенбургского полка Алексей Леонов попал в отряд космонавтов. После полета в космос он в 1966 году приезжал в наш авиагарнизон НОБИЦ - Альтенбург. Возможно, изучив биографию А. Леонова, можно будет уточнить номер полка из которого он попал в отряд космонавтов.
На аэродроме Альтенбурге "сидели" два полка - второй, в который в 64 году заменился из Лиманского мой отец был ИАП и летал на МИГ 21. Этот полк не воевал, а был создан уже после войны.
Отец рассказал, почему в Тираспольской дивизии полки были гвардейскими, а 157 не был.
В полку был лихой летчик Казначеев, сбил 17 самолетов и ждал "героя". Однако вел себя как необузданный гусар:) Был несдержан и буен:) В период, когда полку должны были присвоить гвардейское звание, а ему "героя" она буянил в летной столовой и посадил официантку "жопой" на горячую плиту..
Про аэродром Лиманское - отец вспомнил, что в 50 е годы там еще базировался и бомбардироваочный полк. Этот полк летал на ИЛ 28. Полк был расформирован. К моменту перевода в Лиманское личного состава 157 ИАП в 161 ИАП летом 60 года...на аэродроме оставались еще некоторая часть личного состава бомбрадировочного полка, их постепенно уволили или перевели.