Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Шпротава, СГВ, СУ-24

 ↓ ВНИЗ

12..394041

LAMM
04.10.2004 13:35
Привет собратьям по крылатому строю. майор запаса Ламм Андрей, ЧВВАКУШ-1984, штурман АЭ СУ-24. 1987-1992 служил в Шпротаве, недавно проехался на машине по тем местам- Ключево, Хойна, Стоки, Легница, Шпротава, Жагань. По гарнизонам и аэродромам, про города не говорю. Если заинтересует кого- поделюсь впечатлениями и фотографиями.
c
04.10.2004 14:07
выкладывай :=))
Dmitry
04.10.2004 16:19
привет LAMM! Расскажи о Шпротаве и если можно кинь на мыло фотки.
Мой отец в 1991-1992гг был начальником отдела кадров дивизии в Шпротаве.
Dmitry
04.10.2004 16:23
этажом ниже меня жил п-к Пашнин, по моему штурман дивизии.
Польский гость
04.10.2004 17:03
Привет Андрей,

Я служил в 1985-1989 в Кшиве (3 бап, Су-24) штурманом экипажа (ВВВАУШ-85). Командиром полка при мне был п-к Краснов. В 1989 нашу эскадрилью вывели в Сиверскую.
Кинь на мыло фоты по Кшиве прежде всего. Интересно быдет вспомнить и поделиться впечатлениями.
Польский гость
04.10.2004 17:04
Привет Андрей,

Я служил в 1985-1989 в Кшиве (3 бап, Су-24) штурманом экипажа (ВВВАУШ-85). Командиром полка при мне был п-к Краснов. В 1989 нашу эскадрилью вывели в Сиверскую.
Кинь на мыло фоты по Кшиве прежде всего. Интересно быдет вспомнить и поделиться впечатлениями.
alk
03.11.2004 08:45
хых... привет всем, рад :)
Любимов Василий
08.11.2004 23:40
Добрый день! Очень прошу Вас прислать фотографии перечисленных мест на территории ПНР. Закончил ВВВАУШ в 86, служил с Вашими коллегами(84) Степнов, Бук (Черляны), Слесарев (Москва). Но учился и жил в Легнице 80-82 гг. Ностальгия душит, поэтому родилась идея сделать сайт. Со временем он трансформировался в портал. Адрес его www.mylegnica.narod.ru / Все хорошо, но испытываем дифицит в получении информации, особенно фото. Прошу Вашей помощи. Заранее благодарю.
Василий Любимов (авиация МВД)
Observer
09.11.2004 04:06
Я провел 7 лет в Шпротаве (отец служил на КП дивизии с 1964 по 1971 г., командовал дивизией Масалитин), там окончил школу, уехал в училище. На аэродроме проходила большая часть свободного времени: лезли и на газовочную площадку, и на пристрелку оружия, наблюдали первую посадку двух звеньев Су-7Б из Кшивы (падали, как утюги на полосу, в один день два выкатились в поле, один сгорел при запуске двигателя), и как в 1968 г. полк МиГ-17 (по-моему, из Щучина, наши-то сидели уже в Чехословакии) пару дней в готовности стоял на ВПП с подвешенными спецбоеприпасами.
Недавно был я там: все плиты сняты с ВПП и магистральной РД, ну и обычное запустение. На нескольких польских сайтах фотки встречаются.
LAMM
09.11.2004 19:06
Любимову Василию- посмотрел сайт, дай точный адрес, куда сбрасывать фоты? Каждому, кто хочет, посылать долго, надо отсылать на сайт, пусть все смотрят. Тем более, я зимой хочу еще раз съездить, привезу поподробнее.Кстати, могу поделиться опытом в организации поездки- там не дорого. А сайт интересный.
Валера Степнов был у меня на праздновании 20-летия выпуска в , под Москвой, в Зеленограде у меня на даче отмечали. Из Черлян к нам приехал Миша Приходько замполитом и Поляков владимир Александров замкомэской. Володю Афанасьева 85 г.в. знал хорошо, погиб при катастрофе ИЛ-18 в Грузии.
To Observer- Интересные комментарии. Тем более, у нас старожилов в гарнизонах не бывает, устные предания живут недолго.7 лет- повезло, у нас больше 5 не служили. В Шпротаве купил книгу по истории города с фотами начиная с 1 мировой войны, прочел с грехом пополам. Будет желание- поделюсь, если зимой поеду- привезу.
LAMM
09.11.2004 19:25
Может, есть кто из 89 АПИБ?
to Observer- паны плиты с РД и МРД поснимали, да те 500 м ВПП, что со стороны КДП. А немецкая часть лежит целехонька, там плиты на месте заливали, квадратные они и не выдернешь их. И трава не растет через стыки. Можно летать. В Жагани так же, только там немецкая часть короткая была. А в Хойне вообще вся полоса такая. Кстати, не при вас ли в Шпротаве полосу удлинняли для Су-7б?
LAMM
12.11.2004 10:13
Василий, я начал сбрасывать на твой сайт фотографии Шпротавы. Брось на форум где разместишь.
Observer
12.11.2004 14:23
2 LAMM

В 60-е годы стандартная командировка офицера в СГВ была продолжительностью 7 лет. В штабе дивизии тогда было еще предостаточно участников войны и даже пара Героев Советского Союза. Школа наша тогда была в городе (недалеко от памятника польским и советским воинам есть комиссариат полиции, школа частично помещалась в том же здании, в ее подвале пустовало помещение немецкой тюрьмы, и в двухэтажном особняке напротив), учеников с шпротавского и жаганьского аэродромов, жаганьского госпиталя и пшемкувского полигона каждый день туда возили на автобусе. Любимым злачным местом школьников был кинотеатр "Ас", а офицеров - забегаловка "Шпротавянка" - неподалеку. Книгу в Шпротаве я тоже купил, наверное, ту же самую: "Sensacje Ziemi Szprotawskiej" (Сенсации Шпротавской земли), у автора даже есть сайт http://sprottau.adventure.w.in ... и он кое-что по аэродрому пытался дать, но молод еще, поэтому в основном - выдумки.
Ох, уж покопался я в шпротавской земле, чего там только не было. Ведро патронов мог, например, накопать на спор за 15 минут (знал места).
При мне в 1970 году строили арочные укрытия, до них были только обваловки для МиГ-17. В 70-м году Су-7Б на аэродром уже садились, значит, полосу удлиняли раньше. Катастроф с 1964 по 1971 год в полку я не помню. "Волгу" комдива в Карконошах невзначай раздавили два БТРа при переброске в ЧССР - это было, да. У немцев в Шпротаве были авиашколы, поэтому оборудован аэродром был неплохо, в Берлинскую операцию на нем базировалась масса авиачастей. На окраине города был устроен фронтовой госпиталь, куда на По-2 вывозили раненых из-под Берлина (здание сохранилось, там и сейчас больница), а умерших хоронили на кладбище у дороги, что ведет к аэродрому. В 60-е годы за советскими могилами уже почему-то никто не ухаживал, хотя частей в городе было полно, а сейчас они и совсем исчезли, только поляки поставили поблизости какую-то несуразную черную пирамиду (и на том спасибо).
lamm
12.11.2004 17:05
2Observer: Спасибо за информацию.
Вот нарыл случайно про взятие Шпротавы- Зайцев В. И. Гвардейская танковая.
http:/militera.lb.ru/memo/russian/zaytsev_vi/06.html

Во второй половине дня подошли части 350-й стрелковой дивизии, и бригада выступила в направлении Шпроттау. Первым подошел сюда утром 11 февраля, 3-й танковый батальон гвардии майора Анкудинова. Разведчики, следовавшие с головным танком, доложили, что за опушкой леса, у северной окраины Шпроттау, находится военный аэродром противника, его опоясывает железная дорога, по которой курсируют два бронепоезда. Неподалеку мы увидели вышку и, незамеченные противником, использовали ее для наблюдения. На аэродроме стояло несколько десятков самолетов, к ним подходили заправщики топливом, немецкие солдаты подвешивали бомбы. Судя по всему, шла предполетная подготовка.

Подошли основные силы бригады. Батальонам поставили следующие задачи: 1-му танковому уничтожить бронепоезд, находящийся севернее аэродрома, 2-му танковому уничтожить бронепоезд южнее аэродрома, 3-му танковому вместе с батальоном автоматчиков атаковать и захватить аэродром. Когда комбаты доложили о готовности к выполнению боевых задач, я приказал дать условный сигнал атаки красной ракетой. И вдруг, словно в ответ на наш сигнал и запуск танковых моторов, со стороны аэродрома в нашем направлении противник открыл огонь из зениток такой интенсивности, какой я [116] не испытывал за весь период войны. Воздух заполнился огнями всех цветов радуги. Деревья, скошенные огнем зенитных средств, упали, словно их мгновенно срезало могучей пилой.

Помню, как было трудно и неудобно взбираться на вышку по неустойчиво прибитым планкам, а вот как я и мои спутники очутились внизу - не помню. Удивительно, что никто из нас не сломал и даже не вывихнул ни ноги, ни руки, ведь падать пришлось с высоты не менее четырех метров. Лежа на земле, ругал себя за неосмотрительные и рискованные действия, за которые мы могли заплатить дорогой ценой. Но времени для долгих размышлений не оставалось. Поскольку огонь зениток противника не причинил никакого ущерба, я подал знак головным экипажам, чтобы они немедленно вступали в бой.

Оправившись от минутного оцепенения, танкисты ринулись в атаку. Вскоре гвардии капитан Гребнев, только что вернувшийся из госпиталя и назначенный вместо В. Г. Скринько командиром 1-го танкового батальона, доложил, что бронепоезд противника уничтожен. 2-й танковый батальон нанес серьезные повреждения другому бронепоезду. Но тот сумел уйти своим ходом. 3-й танковый батальон, за боевыми порядками которого я следовал, разогнал пулеметным огнем обслуживающий персонал аэродрома и не дал подняться в воздух ни одному самолету. Автоматчики подавили очаги сопротивления, уничтожили часть солдат и офицеров противника, многих взяли в плен. Совместными усилиями личного состава 3-го танкового батальона и батальона автоматчиков было захвачено 50 исправных самолетов, батарея зенитных орудий, несколько десятков крупнокалиберных зенитных пулеметов, склад авиабомб. Южной частью Шпроттау овладела 63-я гвардейская танковая бригада.

Книгу я читал эту самую. Искал на немецких сайтах о базировании авиации- в списке летных училищ не нашел, скорее всего он неполный. 39 г.-Ме-109 перед нападением на Польшу, конец войны Ме-163, Ме-262 и фв-190. Квадратные плиты на ВПП скорее всего, как раз те , немецкие. До сих пор не растет через швы ни хрена.
Перд выводом в 92 г. паны открыли добычу керосина из-под земли- напроливали мы его много. Таскали ведрами, вывозили цистернами.

Василий Л.
13.11.2004 00:51
lamm:
Фото предполагаем разместить на портале "польских" школ mylegnica@yandex.ru Очень кстати твоя информация по Шпротаве. Я из Союза в 9 классе (80 г.) с родителями прилетел именно в Шпротаву прилетел. Погода весенняя, несмотря на зиму, солнце. Вот такой Польша почему-то и запомнилась ... А потом меня батя на УаЗе в Кшивскую и Шпротавскую бани возил. Мотивация такая была. Дефект зрения у меня очевиден был, в пехоту я не хотел и батя меня к КП приучал, так сказать, к подземной жизни. И ему это удалось. Робкую попытку на ВТА поступить сделал, но меня оттуда метлой погнали. А посему - КП, ГРП, УВД мой удел ...
Конечно же и распределится хотел В 4 ВА и батя только-только оттуда на дембель уехал, все связи еще в руках были, но.... Но комроты под занавесь впаял взысание с формулировкой "за низкие моральные качества и поведение, порочащее звание советского курсанта". Кадровики успокоили - едешь в 24 ВА, 4-ую забудь, а там почти везде польское ТВ показавает... Это в качестве утешительного приза. А многие мои ребятки обломились, получив распределение в 4 ВА, представились в Легнице и поехали служить... в Черняховскую дивизию...
Вот такая история. С Валерой С.служил в Черлянах в 230 бап, а потом уже здесь в Москве. Правда, последнее время практически не видимся, хотя было время, не расставались и на день ...
Есть еще мой сайт www.bagerovo86.narod.ru но он целиком КаПэшникам посвящен ... Там кое-какие байки в библиотеке есть... Партнер мой на связи, известил, что 2 первые фото твои получены... Спасибо. Удачи.

Ростислав Сапрыкин
15.11.2004 07:53
lamm -привет!Все что ты прислал будет опубликованно у нас на http://www.mylegnica.narod.ru .Благодарим за материалы.Можем принять и опубликовать гораздо больше!Ждёмс!Ссылочка на атора будет! От себя: при пересылке фото, сначала переведи фото из формата .bmb в формат .jpg .Этим ты облегчишь её.А так, вместо 100-150 законных килобайт она(каждая) вытянулась на 5-6 мегобайт. Для меня забрать такой вес не составляет труда, а вот как ты её пропихивал через модем, одному Богу известно.Ещё раз благодарим с Василием тебя!Жму руку!Admin www.mylegnica.narod.ru ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ!
lamm
17.11.2004 14:00
2 Ростислав Спасибо, с перебросом учту. Фоток очень много, переведу и скину.
2 Василию Л. Спасибо за фото Афы. Земляк он мой почти, я из Зеленограда, он из Солнечногорска, отец лесником у него был. Перекинул тем, кто знал его.
2 observer Вопросы по Шпротаве, которые у нас ходили:
- работал ли в ваше время бассейн? А то мы пытались слив расчистить, не вышло. Командование запрнтило, мол дети тонуть будут.
- Был ли подземный ход с аэродрома в город при немцах? И откуда куда вел?
- В военной литературе встречается плдземный завод в Зорау- в Жарах аэродрома нет, значит Жагань? Если да, то где поднимали самолеты наверх- не из тех ли построек, что перед КПП за 500 м слева?
Дмитрий Афонин
09.12.2004 23:15
Здравствуйте!C 1982 по 1985 г.г. жил с родителями в гарнизоне Шпротава.Отец работал военруком в СШ № 24 (был старшим лейтенантом ВМФ-единственный моряк в городке.Может кто помнит?)Уже скоро 20 лет, как я уехал из Польши.А до сих пор снится гарнизон.Очень рад буду, если кто-нибудь скинет фотографии гарнизона или города.Заранее благодарю.dem. air@mail.ru
Observer
10.12.2004 11:06
to lamm

Бассейн на аэродроме не работал и в 60-е. В городе - функционаровал исправно. Купались еще в Бобре (у городской мельницы), в карьерах к северу от городка, где был штаб дивизии. Раков ловили в речушке, что к северу от аэродрома.
Никакого подземного хода с аэродрома в город не было. Это - вечная байка про все немецкие аэродромы, как и та, что ВПП подогревались паром из котельной, а Гитлер выступал с единственного в городке балкона.
Нечто подобное подземному ходу было в городе и тянулось по дуге от берега Шпротавки напротив бассейна в сторону развалин лютеранского храма (он стоит на фундаментах шпротавского замка). Я по этой норе лазил. Скорее всего - это когда-то было городским оборонительным рвом, потом преврашенным в водоотвод.
В Жарах (Зорау) у немцев был аэродром и авиазавод, но я его не видел. Жагань называлась Заган. В Шпротаве был какой-то завод на северной окраине, в 1 км от нашего городка штаба дивизии, там, где остались залитые водой карьеры. При мне построек никаких там не было, только стояло несколько высоченных кирпичных труб, метров чуть не под 100 высотой. Где-то году в 66-67-м их вдруг спешно взорвали, говорили, что вражеские агенты вели с них наблюдение за аэродромом...

По взятию Шпротавы 13 января 1945 г.: в польской книге было написано, что в городе оставался только немногочисленный фолькштурм, была небольшая стычка с ним на восточной окраине у клуба охотников, и у вокзала, который советские орудия разнесли в пыль. Город был совершенно целым, пока через него не пошли освобожденные узники концлагерей. Тогда начались пожары, часть центральных кварталов выгорела.
При мне в 60-е сломали несколько живописных, но очень обветшавших улочек.
никитюк владимир
25.12.2004 17:55
Здравствуйте все!
Я провел в Шпротаве с родителями с 68г по 71г.
Учился в 24 школе. Жил на ул. Независимости, в доме который стоит между лицеем и станцией скорой помощми, если кто знает.
Отец служил на КПП дивизии, нач. парашютно-десантн. подготовки летчиков.
Училсь, я так понимаю, с Observer*ом одновременно в нашей 24 школе. Все знакомо и "АС" и бассейн городской и даже "Шпротавянка" и карьер.
Если есть фото о Шпротаве, знакомые нам всем места, пришлите, очень хотелось бы увидеть!
Всем привет!
Михаил
28.12.2004 00:58
Всем привет
служил в 1983-1985 в Кшиве
у кого есть свежие фото бросте пож на мыло

Заранее огромное спасибо
lamm
29.12.2004 10:59
привет форумянам
На все адреса, указанные здесь, я скинул 4 письма с 17 фотами Шпротавы. Кто не получил, ответьте. Кто получил- черканите на форум. Буду сбрасывать дальше.
Михаил, в Кшиве не был, только по Е22 проезжал мимо, показалось, окна в ДОСах разбиты. Глушь там. Но не уверен. В следующий раз заскочу.На этих фотографиях только город, он праетически не изменился. Obsrever подтвердит. Observer, к сожадению у меня нет Вашего мыла, я бы скинул, хотя Вы там были, как я поняд.
Следующая серия будет про штаб дивизии, потом про городок.
Observer
29.12.2004 16:21
2 lamm

Готов к приему фоток
нса
29.12.2004 16:36
lamm
Андрей ! Поздравляю тебя с наступающим НОВЫМ ГОДОМ! Счастья, здоровья, успехов. Будешь в К.. заходи.
Dmitry
29.12.2004 17:28
2 lamm:
Я не получил фоток Шпротавы. Скиньте мне пожалуйста.
Спасибо!
Немой
30.12.2004 09:37
LAMM
Андрей, с наступающим тебя. Удачи и всего наилучщего.
lamm
31.12.2004 09:12
С НОВЫМ ГОДОМ!
2Немому! Спасибо, взаимно.В 17.00 Сегодня выпьем за Восток. Мишке позвоню опять же...
нса- с наступающим. Заеду.
Повторно отправил Дмитрию и Владимиру Никитюку, также observer первые 4 фотки. Если дойдет нормально, буду слать дальше.
Василию- ты все 17 получил? Они по 140-150 килобайт весом. Размести на сайте, чтоб каждый мог зайти, а то у меня их до х...
TEST-NAVIGATOR
05.01.2005 22:44
БОЛЬШОЙ ПРИВЕТ ЛАММУ!
Обьявился еще один "поляк" - служил в КШИВЕ 1990-1992 г.
Фамилию твою слышал еще в Польше (а может и водку вместе пили) от Беседина, Пьянова, Бузина и др., я частенько в Шпротаву автостопом наведывался.
Если не трудно, и на мой адрес скинь про Легницу какие нибудь фотки.
Зарание благодарен - TEST-NAVIGATOR
lamm
11.01.2005 11:05
пОЛЬСКИЙ ГОСТЬ И DMITRY- ПОЛУЧИЛИ ФОТКИ? От остальных подтверждение пришло, на днях отсканирую и сброшу еще.
TEST-NAVIGATOR-Я в Кшиву приезжал к Шкиленку, он наш, Хурбинский. К Гоше Иголкину заходил, к Сычкову. Алик Калдаров наш там был. Куда делся, искали.
Dmitry
11.01.2005 11:43
lamm:
Получил, огромное спасибо!!!
Польский гость
11.01.2005 15:22
to: lamm

Фотки частично получил, огромное спасибо, частично не прошли - мой ящик был перегружен.
Кстати Сашку Шкилёнка отлично знаю - в одном звене летали, так что возможно виделись :-)
TEST-NAVIGATOR
13.01.2005 23:30
To Lamm:
Шкиленок уволился в 1998 г. из Кремово ДВО Приморский край. Уехал пытать счастье в Сиверскую по дембелю. Как там устроился - толком не знаю.
Так-что извини более точно сказать не могу.
А про фотки Легницы ты надеюсь не забудешь. Очень интересно посмотреть что иам сейчас.
Заранее благодарен.
До связи.
lamm
15.01.2005 23:21
To test-navigator
Нет ли адреса Вити Хлебникова? Он проезжал через Москву, был у меня, а адрес я потерял. Про Легницу фотки скину, я сгружаю народу по-тихоньку Шпротаву, до Легницы дойду- сброшу и тебе. Кстати, набери в поиске mylegnica- выйдешь на сайт Василия Любимова. У него подробнее
LAMM
17.01.2005 10:54
Польский гость и observer, очистите ящики, к вам фотки не лезут. От остальных не возвращалось.
Observer
17.01.2005 14:13
Ящик слегка очистил. Фотки из последней партии 0018-0028 уже получил.

Что могу сказать:
0018, 0019 - тыльная сторона немецкой казармы, построенной в 1870 году. Отличная кирпичная кладка. В 60-е годы ее занимал саперный батальон (принадлежал танковой дивизии, что стояла в лесах за Маломицами). Кстати, и все боксы тоже принадлежали ему. Танков в Шпротаве не было.
Когда летом 1968 г. батальон ушел в ЧССР, здание было брошено бех охраны, и на чердаке мы (школьники) распотрошили огромное количество пиротехники: бикфордовы шнуры, запалы разных типов, дымовые шашки, сигнальные ракеты, взрывпакеты. Женщины потом мотки бикфордова шнура, найденного у детишек, использовали как бельевую веревку (по наивности), а мы такие веревки с бельем поджигали известным нам способом. Запасенных боеприпасов нам хватило на несколько лет...
На первом этаже была школьная мастерская (где проходили уроки труда), в торце у проходной - почта и солдатская чайная.

На 0019 уважаемый LAMM забрался на остатки постамента, на котором при немцах стоял памятник какому-то военачальнику, а в советское время мы тусовались с девчонками. К этому месту приезжали школьные автобусы с аэродрома и из Жагани.

0021 - когда-то здесь была гауптвахта и караульное помещение, еще осталась от немцев, очень солидно оформлены, но в конце в конце 60-х здание перестроили, там потом кабинет комдива был (на 2-м, кажется, этаже).

0024, 0025 - позор Шпротавы - Центральный (и единственый) вокзал (история - см. выше). Жители этого польского города всегда относились к нему с отвращением. Наверное, потому, что уехать с него можно было только либо в лежавший в руинах Глогув, либо в тупик на немецкой границе. Все оборудование (семафоры, стрелки, управление) осталось довоенное (до сих пор!), такого даже в музеях, наверное, нет. А ведь какие роскошные паровозы бегали там в 60-е!

0026 Автовокзал при всей своей убогости и то лучше. Можно доехать до Вроцлава, полюбоваться на уникально сохранившиеся населенные пункты, навевающими мысль о том, что "немцев прогнали, а наши еще не подошли".
Раньше междугородная автостанция находилась перед ратушей, на пятачке, что имелся в направлении костела.

0027, 0028 Мда, видимо, шпротавский Ренессанс еще не скоро наступит... Европейское сообщество выделило денег только на строительство обводной дороги вокруг города (наверное, чтобы всю эту разруху меньше народу видело). Обратите внимание на то, что все новостройки и переделки периода социализма имеют плоские крыши (идиотизм в климатических условиях Западной Польши). Дело в том, что возводить нормальые крыши по всей стране было запрещено в целях экономии стройматериалов.

Польский гость
17.01.2005 18:25
To Lamm:

Ящик подчистил, часть фоток получил, спасибо

TEST-NAVIGATOR
17.01.2005 21:43
To LAMM
Про Витю Хлебникова ничего сейчас не знаю. Помню он все говорил , что после дембеля к себе в Есентуки поедет. Специально на Двльнем Востоке купил ЛУАЗ, говорил, что по горам только на нем там ездить можно.
Dmitry
17.01.2005 22:09
Lamm:
Спасибо, фотки получил.
Dmitry
17.01.2005 22:13
Штаб дивизии конечно изменился до неузнаваемости. Если бы стоял не рядом с КПП, точно не узнал бы.
Максимов Роман
19.01.2005 19:00
Привет Всем! Приятно было почитать сообщения о родной Шпротаве. Мой отец летал в одном полку с Ламмом. Отдельный привет Вам, Андрей Викторович. Я же выпускник 96 года, а в Шпротаве в СШ № 24 я проучился с 1-го по 6-й класс ( с 87 по 92 года) Не могу найти никого из свойх одноклассников , кроме Шитикова Игоря. Мы сейчас служим в СКВО начальниками медицинских служб авиационных полков Су-24. Кто узнал - пишите!
Observer
20.01.2005 15:22
На полученных от LAMMA фотках 0034, 0035 и, видимо, следующих (медленно перекачиваются) видим останки госпиталя в Жагани. Какая кирпичная кладка! Какие операционные! Говорили, что именно в этих помещениях разбирался Кох со своей туберкулезной палочкой. Те, кто после школы собирался аоступать в военное училище, проходили здесь медкомиссию. Году в 1969 осенью повезли из него медсестер на общее комсомольское собрание в Шпротаву, там всего 16 км расстояние, и на скользкой дороге автобус занесло, пять девчонок погибли. Вся дивизия была в шоке...
IgorS
23.01.2005 15:08
Привет всем! Я, Савченко Игорь, майор запаса (с 1992 г.) выпускник ЕВВАУЛ-77, увольнялся замкомэском на Су-24 в г.Поставы, а 1981-1986 служил в Шпротаве.
В марте 1982 перегонял Су-17м на аэродром Кюрдамир (16 штук) в составе звена (м-р Ряхов, к-н Кругляк, к-н Закомулин), мы сделали 4 ходки и каждый раз по новому маршруту.
Запомнилось, как в третий раз решили перелететь за один день и выбрали промежуточный аэродром посадки - славный город Мелитополь, на котором базировался полк Ан-12. Мне в этот раз досталась спарка Су-17ум, а у нее есть свои отличия в инерциальной гироскопической системе ИК-1 - коррекции курса посадки не происходит (может кто помнит:). И вот при выходе на маяк РСБН Мелитополя, чтобы не прибавлять в уме поправку к посадочному курсу почти 8 градусов (расстояние перелета где-то 900 км с запада на восток ...), я включил "МК-аварийный" и мой НПП сошел с ума, согласование не помогало, АРК тоже оказался ненастро-енным, т.е. как потом выяснилось у дальнего привода не совпадала частота, а ближний работал, но я не сообразил проверить:, и погода тоже ничего, - 10 баллов с нижним краем 300 м, ну и с первого захода я промазал сильно. Вот тут-то и вспомнилось предупреждение ст.штурмана полка про ГРП транспортного ап, которым не надо тренироваться, как нашим (да, Василий Л.?), при каждом начале полетов заводить разведчика погоды с отказавшими ПНП, у них-то полного отказа не бывает да и всех приборов по два ...
В общем, с земли грамотно отвечают, что меня не наблюдают и соответственно не управляют, как и предписывает НПП-78, топливомер естественно уже горит предупреждением "АВАРИЙНЫЙ ОСТАТОК 550 Л" и тут в эфире, на 5-ом межокружном перелетном канале, на-чинает происходить что-то совсем непонятное. В наш взаимолюбезный радиообмен с группой руководства встревает командир экипажа Ту-16 (взлетевшего с аэродрома Белая Церковь) и просит экстренную посадку, ибо у них на эшелоне 12100 м сорвало блистер (это такой выпуклый иллюминатор) и в окружающую разряженную атмосферу отсосало полпортфеля полетных карт штурмана, естественно с грифом, и у них из-за резкой разгерметизации возникли сомнения в дальнейшей целесообразности продолжения полета.
Мне, честно, стало как-то тоскливо - не до меня им сейчас наверное, я уже начал подумывать о тексте доклада если придется выходить за борт, достал из-за приборной доски фуражку и запихнул под подвесную систему, соображая что в подшлемнике несолидно докладывать о происшествии армейскому начальству, но что значит вовремя сказанное доброе слово боевого товарища.
Володя Кругляк, будучи моим ведущим, грамотно взял руководство полетом на себя, дал команду перейти на другой канал, чтобы этот гвалт с Ту-16 в эфире не мешал. И спокойно (нарушая правила ведения радиообмена, обращаясь ко мне не по индексу, а по имени:, что в психологическом отношении для сложившейся обстановки было очень грамотно, как сейчас с высоты жизненного опыта с благодарностью понимаю:) посоветовал выполнить заход 2х180 с разворотом по времени 1мин 20сек, что я и сделал вполне удачно. Из под облаков я вышел на удалении где-то 7 км от ВПП, полосу не видел, но хорошо видел город (я четко в него носом целился), очень долго, как мне казалось, вспоминал кроки аэродрома - где полоса слева или справа с этим стартом. Она оказалась под углом градусов 30 справа, так что, используя все свое мастерство в оставшиеся до приземления 60 сек. успел выпустить шасси, закрылки, предкрылки и доложить, что полосу вижу. Как же радостно после этого доклада стал мне подсказывать РЗП, что и скорость у меня повышенная и "прибой" такой-то:, а зачем мне теперь "прибой" если я полосу ВИЖУ!
А на аэродроме мы застряли, кажется дня на два, и боевому экипажу Ту-16 перед отлетом презентовали канистру (почти 10л:) спирта, честно полученному по перелетному требованию.
Вот такая история, связанная со Шпротавой вспомнилась.
Попрошу вас ребята и мне фотки скинуть, можно и на рабочий E-mail: savchenko_in@belgorodenergo.ru
Observer
23.01.2005 16:47
2 IgorS

Очень интерсная история...

Стало быть, 89-й апиб был на Су-17М? Есть ли фотографии? Кто командовал полком и дивизией в тот период? Интересно, летал ли полк на полигоны ГСВГ?

Кстати, по 89-му бап тоже все это интресно.
lamm
23.01.2005 21:15
2 IgorS
Игорь, добрый день!
Ейский 77 у меня очень хороший друг- Серега Собакин. Поставы 77-86, Шпротава 86-92, Поставы, Лида, дмб 2003 комэска Су-25, Кот-де вуар инструктор- снова Лида сторож. Все по-русски. То есть, по-белорусски. Был у него в Лиде несколько раз, благо от Москвы недалеко. В Шпротаве знался с Сашей Мазановым, Лагуном. По Хурбе с Колей Смирновым, Адибом Низамовым. Это только по однокашникам. Фотки сброшу, только разгребу чуть-чуть.
Андрей Ламм
lamm
23.01.2005 21:28
2 observer
Там в последней партии 6 фотографий госпиталя Жагани. В том числе внутри отделение ВЭЛС, где проходили стац. ВЛК. Отдельные здания, где тоже были кабинеты, давно куплены и заселены. Основные помещения защещены забором и угрожающей надписью. Забор мы с женой перелезли, а надписи проигнорировали. Подошел поляк со словами " не вольно.. ит.д. Разговорились. Сказал, что здание куплено уже для обустройства частной клиники, а до такого сосояния довели его, чтоб стоило меньше при продаже. В палатах, где к каждой койке при немцах был подведен кислород, гор. и хол. вода, трубы из стен выдраны, они же медные. Жагань (городок) освоен на 100%, все в цветниках, детских площадках и клумбах. Кроме аэродрома. Тому 3, 14здец
IgorS
24.01.2005 10:03
To Lamm:
Спасибо, Андрей, 6 фото получил, кто же теперь в этих 4-этажках обитает? Я то жил в ДОСе №86, или панельные уже разломали... Приятно за своих узнать, с Колей Лагуном мы в одном отделении учились и койки практически всегда рядом были. Он перегонял что-то или у них учение было в году 87, в общем садились в Поставах и он мне подарил карандаш с тонким грифелем 0, 5 (главный планирющий инструмент замкомэски), что было дефицитом. Так этим карандашом я пользовался до 1999, пока его у меня из кабинета (уже на нынешней работе) не увели, а судьба меня привела на должность начальника штаба ГО ТЭЦ, что в г.Губкин, Белгородской обл. И с Мазановым мы в Поставах в одном доме жили, дети в один класс ходили: и гаражом он моим пользовался, когда тесть в гости приезжал.

To observer:
А по 89 апиб (бап с июля 1982) фотографии только с построений по праздникам : и те неотсканированные.
Я попал в СГВ как раз под переучивание на Су-24. Нас эскадрильей меняли Борзя-Шпротава, так половина летчиков из 89 апиб заменялись обратно в Борзю отслужив в Польше года 2-3, чтобы не переучиваться...
А мне Су-24 очень нравился, разве его возможности сравнятся с Су-17м!
Командиром полка был недолго Литвинов, а потом В.Колбаско, начальником штаба (тогда это была летная должность) очень хороший человек Гандера Б.Ф., а комдивом Кушнерук. Это те кто дольше всех были, точнее по годам и по фамилиям - надо дома летную книжку полистать.
В ГСВГ полигон Витшток был освоен даже на стрельбу из пушек, по учениям "Щит-86" два дня были на аэродроме Мерзебург.
Не слишком ли я много пишу, может на мыло надо это все?
Observer
24.01.2005 10:32
2 IgorS

Можно и на мыло. С удовольствием пообщаюсь. Хотя форумчанам тоже многое по этой теме может быть интересно.

С номером полка "89" есть неясность. Дело в том, что в 60-е годы в Шпротаве стоял 18-й апиб на МиГ-17 (со своей достаточно интересной историей: в 50-е годы он дислоцировался в Китае, на его базе обучали китайских летчиков. Поэтому в библиотеке клуба даже сохранилось несколько экземпляров китайско-русских словарей, что вызывало большое удивление допущенных к полкам любознательных читателей). Возникает вопрос, в 70-е годы в Шпротаве заменили полк или просто сменили номер? 18-го апиб я больше нигде не встречал.

Су-24 мне тоже сразу понравился: я на нем стажировался в Черняховске аж летом 1975 года. Жаль, не видел я, как они над Шпротавой взлетали на форсаже. Даже когда взлетали МиГ-17, то со стороны (с верхних этажей зданий штаба дивизии) казалось, что они проносятся рядом с ратушей, а уж, казалось, шуму-то от них было!
Сейчас ясно, что аэродром, можно сказать, для Шпротавы был "градообразующим предприятием". Нет аэродрома - и город совсем захирел.
lamm
24.01.2005 22:55
2OBSERVER
По поводу освоения полигонов. Все, что было в пределах досягаемости, было освоено. Пшемкув- каждый день. Виттшток 1-2 раза в месяц- дом родной. Каждое ЛТУ- хотя бы АЭ- Повурск, Ружаны, Салдус, Рудники. Лунинец- 1-2 раза в год. Уровень подготовки перегоняли по сравнению с оргметуказаниями, с топливом проблем не было. Подходили к тактике намного серьезнее, чем на Дальнем Востоке, где я служил до этого. Полеты на белорусские полигоны служили зеркальным отображением налета на ФРГ, там также участвовали и ЗРК, и ИА, и Як-28пп, правда, станции включали тактически. Вобщем, интересно было. По поводу взлета Су-24 на форсаже... Заимел однажды выговор за нарушение режима полетов. Облет после 24 мес. регл. работ в ТЭЧ. Проверка МВК. Режим увода с 130 метров, когда стабилизатор отклоняется на 6 градусов. Раз снизились- не сработал. Два снизились- не сработал. На третий говорю- давай протянеми пониже, чтоб ясно было... Там ентот госпиталь по курсу взлета. И как раз экологическая комиссия по жалобе жителей. Уровень шума замеряли. Когда летали нормальные люди, так и уровень в норме был. Они уж и аппаратуру свернули. А тут вываливается птеродахтиль... Документально не зафиксировали, но наябедничали. Выговор висел месяца три, потом сняли вместо благодарности.
lamm
24.01.2005 23:09
2 IgorS
Погди... Будет тебе твой 86 дом на фото. И еще много чего будет.
На мыло не пиши, сюда пиши, всем интересно.
IgorS
25.01.2005 09:04
2Lamm
Пришел на работу, а меня еще 4 фото ждут. Узнаю Шпротаву только в гарнизоне домики веселее почему-то выглядят. Сейчас ухожу на совещание в городское управление МЧС, там встречусь со Шпротавским однополчанином Володей Аникеевым (Борисоглебск-76), он тоже в системе ГОЧС в горном техникуме. Заставлю что нибудь вспомнить и на форум пусть выход ищет.
Пока.
12..394041




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru