Мобильная версия
Войти

В память об авиаторах М4 и 3М

 ↓ ВНИЗ

12

VVZ
01.07.2004 13:26
Уважаемые посетители форума AVIA.RU !
Предлагаю создать ветку, которая уточнит информацию по катастрофам 3M и М4 и будет памятью о погибших авиаторах.
Подобные ветки на форуме есть - "Последний бой Ту-16", "Аварии и катастрофы в ВТА СССР", "Аварии и катастрофы Ту-22М" и другие.
Самолёты Мясищева 3M и М4 эксплуатировались в частях дальней авиации более 30 лет. Тысячи людей связали свою судьбу с этими самолетами. Кому-то они нравились, кому-то нет, но эти самолеты оставили яркую страницу в истории нашей авиации.
Из построенных 125-ти, по-моему, сейчас их осталось всего три экземпляра 3М (из 90): в музеях авиации в Монино, в Энгельсе и как памятник в Украинке Амурской области. Единственный М4 (из 35) находился в Сызранском вертолетном училище, его купил ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и собирается установить тоже как памятник в Москве в Филях. Остальные самолеты были уничтожены по договору ОСВ-1 и погибли в авариях и катастрофах:

Дата=Самолет №=Командир=Место в/ч=Погибло=Обстоятельства [источник] (= разделитель)
21.03.55=M-4M №5300609 ===8=Катастрофа при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу.[2][5]
15.06.55=M-4M №5301013 ===8=Катастрофа во время приемо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения прослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли 'лишние' узлы крепления.[2][5]
22.08.55=М-4=П-к Пронин И.П.=Энгельс 1096 ТБАП=7=При облете заводским экипажем с-т после отрыва на высоте 25-40м и угле крена 60-80град. скользнул на крыло и, ударившись о землю, взорвался. Экипаж: КК Пронин И.П., Коккинаки В.К., ШК Васильев В.В., бортинженер Ковальский Д.Ф., радист Петухов К.И., операторы Зайцев А.И., Леонтьев С.И. - погибли.[3][5]
26.06.56=M-4M №5300912 =П-к Вербицкий А.В.=Энгельс
1096 ТБАП=6=Экипаж Героя Советского Союза командира полка п-ка Вербицкого А.В. выполнял взлет. С-т после отрыва от ВПП с высоты 20м с прогрессирующим креном упал на землю. Экипаж: КК п-к Вербицкий А.В., м-р Горчаков Н.П., п/п-к Спицын И.Л., м-р Елпатов В.К., к-н Лежнев Л.И., ст.л-т Глебов И.Н. - погибли.[2][3]
17.08.57=M-4M №5301417 ===6=Катастрофа.[2]
23.08.57=M-4M № 5302023 ===6=Катастрофа.[2]
22.11.57=3М==ВВС ДА=7=Экипаж взлетел с застопоренными рулями. Все погибли.[3]
??.??.58=М-4===7=Катастрофа.[4]
18.03.58=M-4M №6303235 =Машковский С.Ф.==6=Катастрофа при испытаниях с отключенными бустерами. Экипаж 6 человек погиб, похоронен в Жуковском[2]
12.07.61=3М=М-р Морозов П.Н=Энгельс=7=Погиб экипаж м-ра Морозова П.Н.: к-н Рыбаков Б.М., п/п-к Орлов Б.Л., к-н Скуратов М.М., ст.л-т Черных А.П., л-т Рыбалко Н.И., сер-т Моряков Н.В.[1]
25.12.61=М-4=М-р Чувашов=40 ТБАП=6=Экипаж комотряда выполнял взлет с максимальной массой. В процессе разбега у самолета появился прогрессирующий крен до 10град., что привело к касанию ВПП левой консолью крыла. Через 200м отломилась левая часть крыла. При дальнейшем движении самолет развернулся влево и столкнулся с находящимся на стоянке другим самолетом. С-т сгорел, погибли шесть членов экипажа, кроме КОУ.[3]
??.??.62=ЗМД №1801===7=Катастрофа из-за пожара на борту, весь экипаж погиб.[5]
08.03.63=3М=П-к Середа И.Н.=40 ТБАП=4=Экипажи комэски п/п-ка Середы И.Н. и комотряда м-ра Гильмитдинова Н.Г. выполняли полет ночью на дальность в плотных боевых порядках на ЛТУ полка. Экипаж м-ра Гильмитдинова опасно сблизился с ведомым самолетом, и при переходе с левой на правую сторону произошло столкновение самолетов, которые затем разрушились и сгорели. Десять членов экипажей, включая обоих командиров, погибли, шесть членов экипажей катапультировались и приземлились на парашютах.[3][5]
08.03.63=3М=м-р Гильмитдинов Н.Г=40 ТБАП=4=То же, см. выше.[3][5]
04.05.65=ЗМД №1301 =П-к Болдинский В.И.=79 ТБАП=8=Экипаж комдива выполнял полет над Охотским морем на высоте 600м. В процессе полета уклонился от маршрута в сторону береговой черты. Самолет столкнулся с сопкой, взорвался и сгорел. Экипаж погиб.[3][5]
25.01.71 =М-4 =М-р Бондаренко В.Я. =Энгельс 1230 ТБАП=7=Экипаж командира отряда выполнял перелет с тундрового аэродрома Воркута (Советский) на аэродром Энгельс. Взлет выполнялся с максимальной взлетной массой 180 т Отрыв произошел на удалении 2800 м от начала ВПП без крена. На высоте 5-8 м образовался небольшой левый крен, в последующем крен начал энергично увеличиваться и самолет стал разворачиваться влево с набором высоты. С креном 60-65 самолет левой консолью крыла задел за снежный бруствер, перевернулся и в перевернутом положении "вверх колесами" ударился о землю на расстоянии 85 м левее полосы и 720 м от места отрыва. Самолет разрушился и частично сгорел. Причина: выход самолета на закритические углы атаки из-за совпадения процесса "вздыбливания" с продольной раскачкой самолета. Из восьми членов экипажа семь человек погибли: м-р Бондаренко В.П., к-н Шаров И.И., к-н ДемченкоН.С., ст.л-т Седов А.С., к-н Нурмыев М.Н., ст-на Щербаков В.В., ст.с-т Сигарев В.А.[1] [3]
??.??.71=3М==201 ТБАД =7=В ходе ЛТУ танкеры 201-й ТБАД обслуживали ракетоносцы Ту-95КД из 106-й дивизии. После расцепки заправщик остался с малым запасом топлива, не позволявшим долететь до ближайшего 'внеклассного' аэродрома Большой Земли, и КК запросил РП разрешения садиться в Оленьей. При заходе, пытаясь уйти от столкновения с застрявшим посреди ВПП Ту-95, 'эмка' сошла с ВПП и вспыхнула. Из ее экипажа не выжил никто. [5]
15.04.71=3МС-2 =М-р Лыбин Г.А= Энгельс 1096 ТБАП=7=Экипаж командира корабля, выполнял перелет ночью с аэродрома Энгельс на аэродром Оленья. Пришлось садиться на покрытую мокрым снегом ВПП при сильном боковом ветре и погасшими ограничительными огнями торца полосы. 'Эмка' приземлилась с перелетом в 1000 м, на повышенной скорости и на переднюю опору шасси. На пробеге произошло несколько отделений самолета от ВПП. Четвертое приземление произошло с большим углом тангажа и левым креном на удалении 1693 м от начала и в 30 м левее оси ВПП с ударом левой плоскостью о грунт и кормовой кабины о ВПП, которые при этом начали разрушаться, затем основные колеса отделились от земли и самолет, пролетев 130 м, ударился основными стойками о грунт, разрушился, взорвался и сгорел. Экипаж погиб в составе: м-р Лыбин Г.А., к-н Давыденко Ю.С., к-н Кашкарев Е.М., ст.л-т Хмелинин Г.Н., к-н Кариканов М.С., к-н Плешачков А.Д., мл.с-т Бурыкин Л.П. [1][3][5]
17.09.74=M-4-II=М-р Станиславский Л.Н.=40 ТБАП=2=После взлета в наборе высоты 4500 м при затормаживании колес шасси уже в нише лопнула камера правого заднего колеса. Гидросмесь вылилась на горячие барабаны, воспламенилась, а от нее загорелись пневматики. Через 9 минут это привело к взрыву расположенных рядом топливных баков, тем не менее, объятый пламенем танкер продолжал лететь. Через 2 мин. 15 сек. С начала развития аварийной ситуации КК дал команду: 'Экипаж покинуть самолет'. В дальнейшем пожар, охвативший с-т, привел к взрыву и разрушению его в воздухе. Шесть членов экипажа катапультировались и благополучно приземлились. КК катапультировался, но сгорел в воздухе. Воздушный стрелок катапультироваться не смог и погиб.[3][5]
13.05.75=3М=М-р Крылов С.А. =Энгельс 1230 ТБАП=6=Экипаж с инструктором п-ком Блинковым выполнял полет по маршруту днем в составе пары самолетов. После взлета на 10-й минуте полета при наборе высоты 5000м старший бортовой техник доложил командиру корабля о повышении температуры до 100 С на левом борту грузолюка. Экипаж проверил включение противообледенительной системы, но температура продолжала расти. На 13 минуте отказала УКВ-радиосвязь. Установить связь с РП на резервной КВ-радиостанции экипаж не смог. Летчик-инструктор на 17-й минуте полета принял решение прекратить выполнение задания и произвести посадку на аэродроме взлета. Однако из-за обильного поступления дыма в переднюю кабину, а затем в заднюю и докладов членов экипажа о пожаре инструктор принял решение покинуть самолет. Были выключены все электропотребители, система наддува и дана команда: "Приготовиться к катапультированию". На 20-й минуте покинул самолет КОУ, на 23-й минуте отказало СПУ и еще через 2 мин 7 сек произошло разрушение самолета в воздухе. : 6 членов экипажа погибли из-за взрыва самолета в воздухе: п-к Блинков В.И., м-р Крылов С.А., к-н Фирулев В.К., л-т Черноусов Б.М., к-н Серов Е.И., пр-к Тараповский В.Г. [1]
08.06.78=3М=М-р Усов В.В.=40 ТБАП=2=Экипаж с инструктором м-ром Смирновым В.М. выполнял полет по кругу при минимуме погоды ночью. После ухода на второй круг при выполнении первого разворота отказал второй двигатель и возник пожар. Летчики покинули с-т, не обеспечив покидания его всеми членами экипажа (не сбросили давление воздуха из камер герметизации люков). По этой причине СВСР и СБТ не смогли сбросить крышки люков и катапультироваться, что привело к их гибели. Остальные члены экипажа покинули с-т. При ударе о землю с-т разрушился и сгорел. [3]
08.08.84=3М=П-к Тухватулин В. Р.= Энгельс 1096 ТБАП=5=Экипаж зам.начальника ОБП 37 ВА ВГК выполнял взлет для полета по маршруту. В режиме набора высоты загорелся двигатель. В процессе пожара с-т потерял поперечную устойчивость и возник крен 60-70град. С-т потерял высоту и столкнулся с землей. ВШК и КОУ катапультировались. Погибли: п-к Тухватулин В. Р., м-р Козионов В. А., к-н Миронов К. К., к-н Шаврин Н. В., пр-к Воротников А.В.[1] [3]
16.05.92=3М==Энгельс=6=Столкновение в воздухе 2-х с-тов 3М, погибли: м-р Сироткин В.В, м-р Саюк А.М. м-р Киселев И.С., ст.л-т Лицов В.И., к-н Добряков И.Д., пр-к Василенко Л.И., пр-к Шернич В.А., к-н Мостовский А.О., к-н Архипенко Г.В., пр-к Федотов Ю.В., пр-к Ежов В.А. [1]
16.05.92=3М==Энгельс=5= Тоже же см. выше. [1]
Всего: 24 самолета, погибло 144 человека.

Источники:
[1] Мемориал Энгельс http://mmb-avia.narod.ru/index.html
[2] Scramble Stoffer & Blik Database http://www.scramble.nl/
[3] Рощин Г.П. История дальней авиации, часть II, 1946-2000 г. М.2003. 224 с. тираж 300 экз., ссылка на издателя http://www.airforce.ru/announc ...
[4] Мороз С. Мясищев М-4/3М Архив-Пресс 2000 тираж 900 экз. 'За период с 1956 по 1958 годы с самолетами М-4 произошло 6 (по другим данным - 7) катастроф'.
[5] М-4 3-М http://www.airwar.ru/craft.html "За первые три года эксплуатации в дивизии (201ТБАД) произошло множество аварий и не менее шести катастроф".

Приведенная выше информация взята из открытых источников. Возможно, подобная ветка и была на форуме, извините. Некоторые события, может быть, относятся к одному происшествию, многие требуют дополнения и уточнения.
Надеюсь на Вашу поддержку.




Dr. Rabbitr
01.07.2004 17:14
Жил с 1958 по 63 в Энгельсе, помню похороны экипажа Мороза, они упали под Энгельсом, у мамы где то есть фотография экипажа, если интересно - отсканирую и пришлю, скинь e-mail
01.07.2004 17:19
Есть еще какой то из М в Рязани
StealthMan
01.07.2004 17:23
Сильно.... Спасибо за материал, очень интерсно.
Dr. Rabbitr
01.07.2004 18:05
экипаж майора Морозова. погибли 13.07.61 в 13.00 пр взлете на Шауляй. отварачивали от города, упали в реку.
ДИМ
01.07.2004 18:16
Вроде, всего было потеряно 27 машин.
Бывший пилот 3М
01.07.2004 19:06
Уважаемый Dr. Rabbitr
Прошу фото на адрес mmb_vvs@mail.ru
ДИМ
02.07.2004 09:34
Что характерно, ВСЕ случаи заканчивались гибелью всего экипажа или, по крайней мере, большей его части. Что это - цепь случайностей, или недоработка системы аварийного покидания.
VVZ
02.07.2004 12:43
Спасибо всем, кто откликнулся.
Добавлю, что на сегодня в Москву для памятника "добрались" из Сызрани кабина и хвост М4. С остальным пока у Хруничева проблемы в транспортировке.

VVZ
02.07.2004 13:43
Уважаемый Бывший пилот 3М!
У Вас интересный и полезный сайт, спасибо.
На фото №9 не Вы?
Привет Ю.Грачеку от сослуживца по ОДРАП.
Бизон
02.07.2004 14:47
Был у нас на предприятии п-к Плешаков Николай Яковлевич. Выйдя в отставку, а он был старшим представителем заказчика на ЭМЗ, он остался работать ведущим инженером, у прочнистов. Он много сделал для продления сроков эксплуатации самолётов. Всю войну он прошёл техником самолёта. После окончил училище и академию им. Жуковского. Занимался ремонтом, доработками конструкции. Там же, на работе и скончался. Его нашли в корридоре, без сознания - сердце прихватило. Уложили его на теннисный стол, раздели и, пока не было скорой помощи, начали делать ему искусственное дыхание и массаж сердца. А во времена иуды Горбачёва, завод был в тяжелейшем положении, не было даже бензина для собственной автомашины скорой помощи. Машину вызвали из больницы г. Жуковского. А там тоже не торопились ехать. Мужики продолжали делать массаж, но после появления трупных пятен на теле, поняли, что это бесполезно. Похоронили ветерана в с. Островцы(рядом с Мячково).
Vad
02.07.2004 14:54
Может кто владеет информацией, в какой период эскадрилья М4 базировалась в Шауляе? Мне отец рассказывал, что даже в Тарту один раз эта машина садилась...
Бывший пилот 3М
03.07.2004 22:17
Фотография Александра Джуса "Огонек" январь 1990 год так резали хвосты самым крайним модификациям самолетов М 3МД которые попали под договор ОСВ
http://mmb-avia.narod.ru/avia/ ...
VVZ
05.07.2004 15:33
2 Vad
Фрагменты из книги "Мясищев М-4/3М" С.Мороз, Архив-Пресс, 2000:
В конце 50-х "постепенно все М-4 были оснащены КАЗа-ми (комплексными агрегатами заправки системы 'Конус'). Они оставались в полках дивизии наравне с новыми ударными самолетами, а в шестидесятых оставшиеся машины прошли необратимую доработку, в ходе которой бомбардировочное оборудование было снято, а бомболюк частично заклепан. Это улучшило аэродинамику самолета (убрали выштамповку под одиночную ФАБ-9000) и условия работы КАЗа. Благотворно отразилась эта операция и на ресурсной прочности фюзеляжа. Самолеты-заправщики были выделены в две отдельные эскадрильи, входившие в состав той же 201-й ТБАД (Энгельс) и выдвинуты на передовые базы, с которых теперь дивизия должна была действовать в случае войны."
"Эскадрилья, перебазированная в Шяуляй, получила неофициальное прозвище 'Нормандия', а в дальневосточное Серышево (аэродром Украинка) - 'Летучие мыши'. Шяуляй и Украинка в случае необходимости должны были принять по одному полку бомбардировщиков ЗМ. Первый в таком случае стал бы точкой старта для удара по США северным маршрутом и по Западной Европе, а второй - 'трамплином' для броска через Тихий Океан, или к берегам Японии, Тайваня, а в семидесятые годы - и в сторону Китая."
"Много говорилось о том, какую нервную нагрузку испытывают пилоты заправляющихся бомбардировщиков. Но не легче приходилось и экипажам танкеров. У них бывали и просто чрезвычайные ситуации.
В одном из полетов (танкер М-4-2 вел командир 'шяуляйской' эскадрильи Королев, второй пилот - Сергеев) заправляемый ЗМ долго не мог сконтактироваться, проскочил крайний рубеж дозаправки, но все таки выпросил 'еще разок попробовать' и попал. Он получил свое топливо, но заправщик, чтобы дотянуть до базы, должен был идти 'по потолкам', где расход топлива минимален соблюдая наивыгоднейший режим. Сам по себе, такой полет требовал постоянного внимания - у практического потолка самолет имел тенденцию к сваливанию на крыло.
Вот и расцеп. Но шланг, лишь наполовину намотавшись на барабан, заклинил. Все попытки заставить его убрать закончились неудачей, не сработала аварийная гильотина и механизм подтягивания КАЗа. Не закрывшийся люк резко портил аэродинамику самолета, о полете на наивыгоднейшем режиме уже не могло быть и речи, и когда самолет дошел до аэродрома, указатели топлива давно уже были на нулях. А внизу гроза. Болтанка страшная и лишь перед самой полосой воздух спокоен. Вдруг в фюзеляже послышался сильный удар, но самолет уже катится по бетонке. Когда машина остановилась, оказалось, что, в общем, ничего страшного не произошло. Во время долгого полета с открытым люком агрегаты КАЗа замерзли. После безуспешных попыток втянуть шланг, лебедка была оставлена в положении 'на уборку'. У земли лед быстро растаял, и освободившийся шланг буквально влетел в бомбоотсек и произведя тот самый сильный удар. Но каково было экипажу! А когда померили давление на топливных насосах, оказалось, что двигатели давно уже должны были встать. Самолет шел на 'не вырабатываемом' остатке керосина."
"К концу 1961 года было завершено создание третьего поколения советского термоядерного оружия. :Пиком военного противостояния двух систем справедливо считаются дни Карибского кризиса 1962-го года."
"Когда напряженность, вызванная размещением ядерных ракет средней дальности в Западной Европе и на Кубе достигла критической отметки, все советские вооруженные силы были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Полки самолетов ЗМ вместе с частями на Ту-95 выдвинулись на передовые аэродромы. Один полк 201-й дивизии перелетел в Шяуляй, второй - в Украинку. Экипажи несли постоянное дежурство у самолетов, в бомбоотсеках которых были подвешены реальные термоядерные бомбы. Одна эскадрилья в каждом полку, а также отдельные АЭ танкеров ('нормандцы' и 'летучие мыши') несли КАЗы.
Командиры кораблей получили опломбированные портфели с картами, на которых было несколько вариантов маршрута, ориентиры, точки встречи с танкерами и вся необходимая информация, Им вручили также засургученные пакеты со спецкодами предохранителей термоядерных боеприпасов. После взлета они должны были по радио получить пароли и по ним определить, какой же вариант маршрута и кода использовать. Метеослужба постоянно давала погоду в районах полета и целей. Все было тщательно отработано на земле и, не смотря на стрессовую ситуацию, шло четко по плану. Единственным изъяном в нем было то, что маршруты возвращения проработаны были довольно поверхностно. При этом все было рассчитано на пределе и необходимость увернуться от перехватчиков или ошибка штурмана лишала экипаж возможности вернуться к своим берегам.
На аэродромах стратегической авиации находились представители Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР. Они держали постоянную связь с Москвой и летчики с тревогой поглядывали в их сторону - случись непоправимое и от них последует команда на взлет. Все прожили эти дни в постоянном ожидании 'последнего парада'. Но лидеры СССР и США смогли договориться и больше таких напряженных моментов в нашей истории не было."
На рубеже шестидесятых отношение к стратегической авиации и в СССР и в США начало изменяться и Карибский кризис стал кульминационной точкой этого поворота. Но если в США после событий 1962 года вновь заговорили о возвращении тяжелых бомбардировщиков, как средства сдерживания (считалось, что пока самолет летит к цели, можно добиться от противника выполнения ультиматума и приказать экипажу отвернуть), то в СССР все было наоборот. Хрущев понял, что американцы боятся только неотвратимого ракетного удара. Но каковы же были шансы выполнения боевой задачи для тяжелых бомбардировщиков?
Ветераны Войск ПВО СССР, вспоминая те годы, говорят, что они были достаточно высокими. На учениях бывали случаи, когда целые группы дальних бомбардировщиков пронизывали сотни километров 'сплошного радиолокационного поля' и так и оставались незамеченными. 'Эмку' выручала при этом и относительно невысокая радиолокационная заметность - благодаря плавным формам, она давала существенно меньший 'зайчик' чем угловатый В-52 (максимальная эффективная площадь рассеивания 100 кв. м) или Ту-95, которого выдавали мотогондолы сложной формы и винты. ЭПР самолета пытались еще более уменьшить, покрывая передние кромки крыла специальной радиопоглощающей краской, созданной на основе материалов, вывезенных после войны из Германии.
Выгодно отличала мясищевскую машину и способность к длительному полету на малых высотах, до 50 метров. При этом ресурс конструкции, рассчитанной на большие деформации, чем В-52 (минимальная разрешенная высота полета 200 м) или Ту-95, не страдал так сильно от нагрузок, вызванных полетом в неспокойном воздухе вблизи поверхности земли. Но если истребители все же перехватили бы самолет, по-прежнему немалую роль имели бы квалификация и слетанность экипажа. Вот лишь один пример.
В Шяуляе вместе с 'эмками' базировались истребители и, как водится, самолеты из разных частей иногда мешали друг другу. Экипажи танкеров жаловались, что 'маленькие' загромождают рулежки (стометровой ширины) и требовали немедленно убрать с дороги 'эти окурки', за что пилоты-истребители на них обижались и грозили 'сбить' на ближайших учениях. И вот случай подвернулся.
Кормовой стрелок вовремя заметил приближающегося противника и по 'Аргону' стал давать курсовой угол и дистанцию до него. Когда тот почти вышел на рубеж открытия огня из пушки, командир заправщика энергично сработал рулями и незадачливый ас, попав в мощную спутную струю бомбардировщика, сорвался в штопор. Экипаж 'эмки' получил благодарность за грамотные действия."
"В начале семидесятых старые М-4 были полностью списаны. Структура дивизии изменилась. Отдельные эскадрильи в Украинке и Шяуляе были упразднены, а 1230-й ТБАП поменял назначение и получил официальное название "авиационный полк самолетов-заправщиков" (АПСЗ). Он обслуживал бомбардировщики дивизии и Ту-95 модификаций КД, КМ и К-22."
М
05.07.2004 16:07
..08.08.84=3М=П-к Тухватулин В. Р.= Энгельс 1096 ТБАП=5=Экипаж зам.начальника ОБП 37 ВА ВГК выполнял взлет для полета по маршруту. В режиме набора высоты загорелся двигатель. В процессе пожара с-т потерял поперечную устойчивость и возник крен 60-70град. С-т потерял высоту и столкнулся с землей. ВШК и КОУ катапультировались. Погибли: п-к Тухватулин В. Р., м-р Козионов В. А., к-н Миронов К. К., к-н Шаврин Н. В., пр-к Воротников А.В.[1] [3]..
Экипаж моего отца.. в тот день он не полетел- вместо него полетел Тухватулин...
Насколько я знаю большой крен возник из-за того, что они пытались развернуть машину и сесть на аэродром..
Кстати, один из выживших прыгнул без команды, а второй уже по команде...
М
05.07.2004 16:10
..08.08.84=3М=П-к Тухватулин В. Р.= Энгельс 1096 ТБАП=5=Экипаж зам.начальника ОБП 37 ВА ВГК выполнял взлет для полета по маршруту. В режиме набора высоты загорелся двигатель. В процессе пожара с-т потерял поперечную устойчивость и возник крен 60-70град. С-т потерял высоту и столкнулся с землей. ВШК и КОУ катапультировались. Погибли: п-к Тухватулин В. Р., м-р Козионов В. А., к-н Миронов К. К., к-н Шаврин Н. В., пр-к Воротников А.В.[1] [3]..
Экипаж моего отца.. в тот день он не полетел- вместо него полетел Тухватулин...
Насколько я знаю большой крен возник из-за того, что они пытались развернуть машину и сесть на аэродром..
Кстати, один из выживших прыгнул без команды, а второй уже по команде...
Миронова отчетливо помню..дружили с его сыном...
VVZ
06.07.2004 14:15
Спасибо "М" за дополнение.

>.

... Лет пять назад к посетителям парикмахерской на улице Новозаводская приставал с разговорами подвыпивший старичок в затертой лётной куртке. Он говорил, что здесь рядом, буквально на соседей улице, с заводского аэродрома поднимал в первый полет самолеты Мясищева, что он, летчик, был в почёте и уважаем, что платили ему такую зарплату и премию, на которую он мог купить сразу же автомобиль "Москвич" и рассказывал старик многое-многое другое.
Но люди ему не верили. Пьяный, что с него спросишь ...
М
06.07.2004 18:12
У меня где-то лежали фотки заправки "Эмок" -вид из кабины, черно-белые естественно...
Бывший пилот 3М
06.07.2004 21:33
В начале семидесятых старые М-4 были полностью списаны.
______
Несовсем верные данные! Самолеты М-4 пролетали до 1990 года, еще до 1988 их гоняли в Раменское на доработки.

По катастрофе Тухватулина! Технические аспекты катастрофы трагичнее и обреченность экипажа была предопределена. В наборе у него не двигатель загорелся, а из-за конструктивной недоработки 40 литровый бак с пусковым бензином находился рядом с двигателем и!!! трубопроводом системы наддува кабины экипажа. В том месте был злополучный фланец, который расстыковался и горячий воздух из двигателя с температурой около 300-400 градусов на взлетном режиме работы двигателей пошел на бак результатом чего стал мощный взрыв с разрушением конструкции крыла и снятием большой площади обшивки крыла. Большой поперечный момент в левую сторону, компенсировать который экипажу не удалось, только уменьшить и изменить траекторию снижения, что не позволило самолету упасть на населенный пункт Генеральское. Ну и как часто бывает в такой ситуации борьба экипажа за самолет в аварийный самолет съела отведенные время на спасение, они прошли критическую высоту , особенно на самолетах того периода с системой покидания вниз Ту-22 Ту-16, минимальная высота покидания 350 метров, что погубило многие экипажи.

На страничку добавил вырезку из газеты и 'Боевой листок' посвященные этому случаю
http://mmb-avia.narod.ru/avia/ ...
М
06.07.2004 23:13
2 Бывший пилот 3М.
Спасибо за информацию по этой катастрофе, я знал только в общих чертах- отец не любил об этом говорить.
Еще спасибо за сайт, очень интересно, есть что вспомнить. Все-таки 13 лет я там прожил, наблюдал взлеты и посадки "Бизонов", иногда отец брал с собой, в парковый день на аэродром, я не раз сидел в кабине "Эмки" до сих пор ярко все помню.
Кстати, по катастрофе М-4 25.01.71г, если ничего не путаю, КОУ остался жив и жил в нашем доме..
Еще раз спасибо. Кстати, если интересно могу найти фото заправки, отсканировать, может подойдут для Вашего сайта.
Бывший пилот 3М
07.07.2004 06:54
М
Жду и пригимаю с благодаоностью любые фото по этой тематике. Место в галерее гарантирую со ссылкой на авторство!
Бизон
07.07.2004 10:05
Ремонт самолётов 3М и М-4, в Раменском и в Серышево выполняла бригада под руководством Иванова Юрия Александровича. Они выполняли ремонт в ангаре, а иногда прямо на стоянке. За разработку и внедрение технологии доработки конструкции самолётов, с целью продления ресурса, Юрий Александрович был удостоен звания Лучший специалист отрасли.
Вскоре после выхода на пенсию он умер, у себя на родине, под г. Талдом, Московской обл. Всё мечтал пособирать грибов да половить рыбки, на заслуженном отдыхе, - не довелось.
VVZ
08.07.2004 12:02
Об испытателях "М" (Галицкий Б.К., Галай М.Л., Опадчий Ф.Ф., Горяйнов Н.И., Грацианский А.Н. и многие другие)
http://www.testpilot.ru/russia ...
на сайте есть мемориал:
http://www.testpilot.ru/memo/i ...
Бизон
08.07.2004 12:19
Нашего ветерана, Фёдора Фёдоровича Опадчего всегда приглашали на торжественные мероприятия, проходившие на заводе. Вот так мне и довелось его несколько раз увидеть при жизни. Первый раз, после полёта "Бурана".
Внешность у него была отнюдь не богатырская, невысокого роста, худощавого телосложения, редкие волосы на абсолютно седой голове, немногословный, и только награды свидетельствовали о его больших заслугах.
vif2ne_ru
27.12.2004 14:39
Серышево Украинка Амурская обл.
М-4, серийный 5301518, поставлен на музейную стоянку.
http://vif2ne.ru/nvi/forum/0/c ...
Swansong
27.12.2004 15:36
2 VVZ

А как долго просуществовал заводской аэродром в Филях? Когда крайний раз с него взлетал самолёт?
нса
27.12.2004 16:32
В Рязани М4
Observer
27.12.2004 16:55
2 Swansong

Как мне в свое время рассказывал ветеран, который перегонял в 1939 г. СБ с филевского завода на Центральный аэродром, полоса шла близко к реке, вдоль нее, весной и в оттепель вода стоянки и полосу заливала, и в ее торце находился шлюз, так что взлететь было очень сложно. Я не думаю, что после СБ еще какие-то серьезные самолеты оттуда могли взлетать.
нса
27.12.2004 21:18
Да вроде Мки не взлетали от туда, а по Москве-реке на баржах в разобраном виде перевозили.
алханай
28.12.2004 07:38
небольшое уточнение по крайней катастрофе вместо: 1)добрякова -к-н Довранов Курбан- сбт
2)пр-к Шербич-коу
VVZ
28.12.2004 10:43
Заслуженный лётчик-испытатель Галицкий Б.К. получил Героя Советского Союза 1.05.1957 за испытания М-4 и 3М, а также за методику взлета с короткой ВПП в Филях. Это не только сократило время перегонки самолетов с заводского аэродрома, но и расширило возможности базирования стратегических бомбардировщиков.
http://www.testpilot.ru/russia ...
На баржах в Жуковский были отправлены только первые две машины М-4, все остальные серийные - с заводского аэродрома.
Крайние самолеты 3МД взлетали в Филях в 59-60 гг,
http://www.airwar.ru/enc/bombe ...
затем завод №23 перешел на ракетную технику и территорию аэродрома постепенно застроили ...

alpol
03.01.2005 22:27
Отец летал борт-радистом-испытателем на Эмках. От него осталась магнитная запись переговоров тренировок на дозаправки в начале 60-х. И есть фильм по дозаправкам. Хочу наложить эту запись. Тогда в какой-то мере можно будет прочуствовать, что это такое.
А еще отец рассказывал как у него вырвало блистер. Хорошо был привязан, но потрепало сильно. Многое записал на диктофон, рассказывать он любил, вот только расшифровать некогда. Суета сует.
b737
03.01.2005 22:41
Тухватулин был командиром полка в Тарту когда я летал там на Ту-16 с 1969 по 1972 год. Вечная память ему и экипажу.
Дема
04.01.2005 05:03
завод в филях- это Хруничев нынешний что ли?
Sinoeducator
04.01.2005 05:57
За время ручаться не могу, но, скорее всего, 2-я половина 1977-го. Хороль. М-ка разбивается при посадке. Сам был ребенком, лично слышал взрыв. Отец рассказал, но очень неохотно - М-ка прилетела откуда-то с Запада. Может, это и есть тот самый, 27-й случай?
Backorder
27.01.2005 01:05
08.06.78=3М=М-р Усов В.В.=40 ТБАП=2=Экипаж с инструктором м-ром Смирновым В.М.

Фамилия погибшего СВСР - Харченко, мы с его сыном тогда учились в школе №2 в параллельных классах.
Бизон
27.01.2005 01:08
Дема:
Да, завод им. Хруничева.
Вячеслав
27.01.2005 02:45
А они М4 хотят поставить на территории завода или его можно будет видеть и простому смертному? Не вкурсе?
VVZ
27.01.2005 12:56
Вопрос пока открытый, проблема землеустройства. Хотят, чтобы памятник был доступен для всех, идёт согласование с мэрией. Но земля в Москве дорогая ... Три варианта: на закрытой территории ГКНПЦ им. М.В.Хруничева (наиболее реальный, адрес - Новозаводская 18), или на Поклонной горе, или возле Филёвского парка.
Кстати, возможно, Филёвский бульвар переименуют в улицу Мясищева.
СОТРУДНИК
27.01.2005 18:51
Достойная ветка получатся! С 83г по 88 регулярно летал на дозаправку от М, это было что то! Шланг 50м, на конце конус 1, 5т, который в принципе никогда в потоке устойчиво не стоял, сколько историй было из-за этого и битых носов на ТУ-95.От Ил-78 дозаправка была полегче, там шланг хотя и короче, но конус устойчивый.
А кто слышал про такую аварию Мки.........
В Сем-ске году примерно в 86/+-1год/после грубой посадки/задняя стойка выскочила в ф-ж, с-т сошёл с ВПП, разбил авто с прожектором, водитель-солдат погиб на месте, пропахав метров 200, загорелся и прим, через20-30мин, от него остался только хвост.Зрелище было жуткое.


Вячеслав
27.01.2005 21:14
Было бы обидно, если такого красавца упрячут в заводские стены.
x-men-77
28.01.2005 11:58
Мужики мне вообще ета тема интересна Обожаю БИЗОНОВ М3.
ОП СТОП немного не в тему!
Может кто помочь! хочу написать Сценарий Аэропорта Оленья! Для FS-2004 Нужна вся какя возможна информация географич координаты и.т.д. ТО что НЕСЕКРЕТНО! и Доступно! может фотки какие
так же (Серышево, Шяуляй, Семипалатинск, Завитинск, Раменское)и др где когданибудь приземлялись М3 Бизоны.
посмотрите ссылку
http://www.avsim.ru/forum/inde ...

Всем спасибо!
олмар
28.01.2005 15:21
Мужики! Я хоть по жизни истребитель, но прочитав ветку, снимаю шляпу пред экипажами 3М и М4. Во истину - героика в буднях, без всякого сарказма. Мне трудно судить, но почему-то такое чувство, что что-то не доработано было в системе покидания. И Заваливания в крен на взлетах наводят на мысль о том, что системы управления мягко говоря не совершенны.
Низкий поклон погибшим. Время то какое героическое было.
Потряс рассказ о временах карибского кризиса.
Беляк
28.01.2005 15:27
Отец всю службу пролетал в Серышево на Мках. Соответственно дома было масса всякой литературы. Там то я и вычитал, что штурман катапультируется первым (с летчиками один люк). И я решил буду штурманом, но к моему счастью стал летчиком. Маленькая книжка чуть не решила мою судьбу. Штурмана не обижаетесь, не хотел обидеть. Без вас просто никак!
Бизон
28.01.2005 22:52
олмар:
Когда проектировали эти самолёты, международная обстановка была накалена до предела, шло состязание: кто быстрее. И потому, о безопасности экипажа думали явно не в первую очередь, тем более, что после выполнения боевого задания, а именно для того и нужен был аппарат, вполне могло случиться так, что не было бы смысла прыгать. А самое главное, не было времени. По воспоминаниям ветеранов, КБ находилось на военном положении, люди спали, ели, прямо на работе, благодаря этому, время от начала проектирования до первого полёта составило что-то порядка двух лет(боюсь ошибиться, в книжке сразу не найти!). И это при том, что машину подобного класса ещё никто не делал, на ней было применено много новинок(герметичная кабина, дистанционное управление пушками, и пр.)
VVZ
30.01.2005 02:14
2 Бизон

Верно - 22 месяца:
24.03.1951 г. подписано постановление правительства о проектировании и строительстве нового самолёта в ОКБ-23 и на заводе №23;
1.05.1952 последний чертеж каркаса был предан в производство, 15.05.1952 выпущены чертежи на монтаж;
15.05.1952 заложен и 20.11.1952 при работе в три смены закончен опытный самолет 'М';
20.01.1953 экипаж Опадчего совершил первый полет Эм-ки.
VVZ
30.01.2005 02:17
Уточнение по катастрофам (приложение к книге Рощина):
- к катастрофе 15.04.71 экипажа м-ра Лыбина Г.А. - не к-н Кариканов М.С., а к-н Корепанов И.С.;
- к катастрофе 25.12.61 - экипаж из Украинки: м-р Чувашов Д.М., к-н Баринов В.М., к-н Абдулкаримов М.Х., ст.л-т Хрущ А.В., ст.л-т Петров П.С., р. Ткачук А., ст.с-т с/с Свешников В.А.;
- к столкновению самолетов 3М 08.03.63 - экипажи из Украинки: п/п-к Середа И.Н., к-н Свистухин Ж.М., к-н Потапкин В.К., ст.л-т Стрепаков В.Е., ст.л-т Анохин В.В.;
м-р Гильмитдинов Н.Г., к-н Соболев А.В., к-н Маков А.С., л-т Гайдай В.А., ст.л-т Ракецкий Н.А., ст.л-т Сорин Э.Е.
- к катастрофе 04.05.65 - с п-ком Болдинским В.И. погибли п-к Лопатин и п-к Севастьяненко, экипаж комдива из Украинки;
- к катастрофе 17.09.74 экипажа из Украинки - с кк м-ром Станиславским Л.Н. погиб стр-к ряд. Угланов А.Ф.
VVZ
30.01.2005 02:19
В 1985 году погиб экипаж 3М из Украинки 73АД: м-р Шарнин В.Л., л-т Белосвят Л.И., л-т Петров В.В., ст.с-т с/с Телятников В.И., р. Власенков В.В., ст.л-т Харчук А.С. (обстоятельства и дата мне не известна).
Также мне не известна дата и обстоятельства 4-х экипажей из Энгельса (информация с монумента памяти членам экипажей самолетов М-4 и 3М 201 авиадивизии погибших в катастрофах):
п-к Блинков В.И., м-р Крылов С.А., к-н Фирулёв В.К., л-т Черноусов В.М., к-н Серов Е.И., пр-к Тараповский В.;
м-р Шилик В.И., к-н Салтынский Ю.М., к-н Казадаев Л.З, ст.л-т Землянухин В.М., л-т Глазко В.И., л-т Гагин П.А.;
к-н Ахмедшин К.Ф., ст.л-т Баишев Е.П., к-н Лазирский А.М., ст.л-т Дрёмов Н.П., еф-р Позднеев В.В., мл.с-т Моряков Н.В.;
к-н Афиногентов, п/п-к Астафьев К.И., к-н Прозоров М.И., л-т Руденко Д.И., к-н Ильченко А.И., л-т Пашенин С.Г., р. Бабын Р.И.
> 2 Беляк
30.01.2005 02:49
Мой тоже. Штурманом. В какие года там жили? Может быть мы знали друг друга или встречались? Пиши на мыло.

Backorder.
Беляк
30.01.2005 06:49
Жил там до 84 года.
12



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru