Мобильная версия
Войти

Аварии и катастрофы в ВТА СССР

 ↓ ВНИЗ

123456789

ДИМ
26.05.2004 14:06
Уважаемые форумчане! Предлагаю открыть ветку об авариях и катастрофах военно-транспортных самолетов в ВВС и ВМС СССР, аналогичную ветке 'Последний бой Ту-16', где совместными усилиями мы собрали значительное количество случаев аварий и катастроф этого самолета. Для начала привожу статистику, которой я располагаю. Прошу всех, кто может что-либо дополнить, выкладывать свою информацию тоже.

31/01/59 Ан-12 Витебск, 8900202
Одновременное самопроизвольное отклонение триммера руля направления и флюгирование пропеллера одного из двигателей. Выжил только стрелок-радист.
15/10/59 Ан-8 близ Тулы

21/11/59 Ан-12 близ Иркутска, 8900606
Разбился на аэродроме "Белая". Рассоединение тяги элерона или пожар. Выжил один стрелок-радист.
23/12/62 Ан-12 близ Норильска, 09011406
Врезался в вершину горы. Выжил лишь стрелок-радист.
18/10/63 Ан-12 близ Асуана, Египет . 31 чел. погиб
Разбился и сгорел при попытке совершить посадку в условиях песчаной бури.
19/10/64 Ил-18 Близ Белграда. 33 чел пог СССР-75668
Врезался в гору Авала в 180 м от ее вершины при заходе на посадку и взорвался. Самолет находился слишком низко и в стороне от глиссады. На борту находились высокопоставленные советские военные во главе с маршалом Бирюзовым, направлявшиеся для участия в торжествах, посвященных 20-ти летию освобождения Югославии от фашизма.
07/07/65 Ан-12 Каир 30 из 31 чел пог
Разбился и сгорел после взлета.
22/06/68 Ан-12/Ил-14 близ Юхнова 120 чел пог (96 и 24) Каунас-Рязань и Внуково-Гомель.
Во время крейсерского полета на высоте 4 000 м почти под прямым углом столкнулся с самолетом Ил-14 "Аэрофлота". Киль Ан-12 распорол нижнюю часть фюзеляжа Ил-14. Ан-12 разломился пополам, рухнул в лес и взорвался. Ил-14 упал в 800 м от него, не загоревшись. Ан-12 следовал последним в группе из трех самолетов. На его борту находился 91 десантник и 5 членов экипажа, направлявшиеся для демонстрации тактических действий министру обороны СССР. Два других Ан-12 перевозили боевую технику. Пилот Ил-14, ссылаясь на турбулентность, неоднократно запрашивал разрешение сменить эшелон, в чем ему было отказано. Тогда он снизился самовольно. На борту этого самолета, следовавшего из Москвы в Гомель, находилось 24 человека.
16/05/72 Ан-26 Светлогорск 33 пог (8 чл эк и 25 на земле)
Самолет возвращался на аэродром после полета над морем с целью разведки погоды. Экипаж не переставил барометрический высотомер на давление аэродрома. В результате он показывал большую, чем истинную, высоту. При пересечении береговой линии Ан-26 вошел в полосу густого тумана. В условиях отсутствия видимости земли самолет оказался на недопустимо малой высоте и врезался в здание детского сада в жилом квартале. Из находившихся в здании выжили лишь двое взрослых. 23 из погибших - дети.
09/10/78 Ан-12 Эфиопия
Сбит при заходе на посадку. Экипаж погиб.
25/12/79 Ил-76 Близ Кабула СССР-86036 47 пог.
Врезался в вершину горы на высоте около 5 000 м при снижении ночью для посадки на незнакомый аэродром в условиях отсутствия навигационной помощи с земли. На борту находились десантники Витебской дивизии, перебрасывавшиеся в Кабул в первый день ввода советских войск в Афганистан.

12/12/80 Ан-26 юг Анолы 5 пог.
Сбит повстанцами УНИТА недалеко от границы с Намибией.
07/02/81 Ту-104 Пушкин 52 пог. СССР-42332
Сразу после отрыва при снегопаде на высоте 50 м накренился на правое крыло, рухнул рядом с ВПП в перевернутом положении и взорвался. Нарушение центровки из-за неправильного крепления груза и размещения пассажиров. На борту находилось командование Тихоокеанского флота СССР. В числе погибших - 16 адмиралов и генералов, в том числе командующий флотом. Они возвращались к месту прохождения службы после командно-штабных учений.
25/04/83 Ан-12 Афганистан
Сбит
16/09/83 Ан-12 Афганистан

25/05/84 Ту-134 близ Донецка, 2350202
Через 12 минут после взлета на высоте 4 200 м началась сильная раскачка по курсу и крену. Самолет подвергся воздействию больших переменных вертикальных и боковых нагрузок, снизился до 2 750 м и через 38 секунд разрушился в воздухе. При ремонте на военном заводе были перепутаны два провода подключения резервного преобразователя к основной шине в электросхеме демпфера рысканья. Самолет долгое время летал с использованием только основного преобразователя. В данном полете в условиях прохождения зоны сильной турбулентности из-за грозы был использован резервный преобразователь. Сразу после его включения демпфер стал работать прямо противоположно своему назначению - резко отклонять руль направления на максимальные углы. Руль высоты и элероны также начали самопроизвольно отклоняться, а авиагоризонт и курсовая система отказали.
21/09/84 Ан-12 близ Саракчара, Афганистан 50 пог
Сбит

хх/хх/84 Ан-12 пров Логар, Афганистан 10 пог
Сбит
27/10/84 Ил-76 20 км юв Кабула около 20 пог, СССР-86739
Сбит
11/11/84 Ан-12 близ Кабула
Сбит
22/01/85 Ан-26 Афганистан
Сбит
03/05/85 Ан-26/Ту-134 15+79 пог
Столкновение
08/06/85 Ан-26 Ахтубинск? 8 пог
Диспетчер после пролета над ВПП при уходе на второй круг ошибочно дал команду на отворот в зону, где в это время истребитель МиГ-23 проводил учебный пуск ракеты по наземной цели (вертолету с работающим двигателем). Система наведения ракеты выбрала ближайшую цель и поразила Ан-26, который возвращался после облета средств РТО. Экипаж Ан-26 и пилот МиГ-23 использовали для связи разные радиочастоты.
22/09/85 Ан-12 Афганистан 26 пог
Сбит
29/11/86 Ан-12 между Кабулом и Джелалабадом 6 пог
Сбит
26/12/86 Ан-26
Сбит
27/12/86 Ан-30 Близ Кабула
Сбит
12/07/87 Ан-12 Кандагар 3 пог
Подбит после посадки, столкнулся с РЛС и загорелся.
13/09/87 Ан-26 Кундуз 15 пог
Сбит
21/10/87 Ан-12 Кабул 10 пог
Столкнулся с вертолетом над аэропортом Кабула.
22/10/87 Ан-26 Афганистан 2 пог

20/04/88 Ан-26 6 пог
Выполнял серию тренировочных посадок с уходом на второй круг в ночных условиях без использования освещения. После очередного касания резко был прибавлен газ, что вызвало автоматическое флюгирование пропеллера правого двигателя, замеченное экипажем лишь на высоте 70 м. Попытка запуска двигателя не удалась из-за неграмотных действий экипажа. Самолет потерял скорость, задев крышу сельского дома, рухнул на землю, разрушился и частично сгорел.
08/08/88 Ан-12 близ Ейска
Поочередный отказ всех двигателей. Разбился и сгорел при вынужденной посадке на мелководье в нескольких км от ВПП. Большая часть экипажа и пассажиров погибла. Вода в топливе.
27/08/88 Ан-12 Кабул

13/03/89 Ан-26 Азовское море 6 пог
Стекло кабины внезапно пробила птица. Пилот на мгновение потерял работоспособность Самолет-лаборатория накренился и задел крылом поверхность моря. Полет выполнялся в рамках испытаний прицельной системы в темное время суток и на малой высоте.
хх/08/89 Ил-76 близ Чудово
Разбился в СМУ. Экипаж погиб.
12/10/89 Ан-12 Кировабад 7 пог (4 на Ан-12, 1 на Су-24 и 2 техника)
Экипаж истребителя Су-24 по ошибке в ночных условиях начал взлет по рулежной дорожке. Су-24 врезался в хвостовую часть Ан-12, который в этот момент заправляли топливом. Оба самолета сгорели. Один из членов экипажа за мгновение до столкновения катапультировался.
26/10/89 Ан-26 Близ Елизово 36 пог
Врезался в гору при заходе на посадку в плохую погоду.
26/11/90 Ан-12 Алма-Ата 8 пог
Разбился во время ухода на второй круг.
26/09/91 Ан-26 близ Киева 2 из 8 пог
Выработал топливо и разбился при вынужденной посадке вне аэродрома.
16/11/91 Ан-12 Амдерма 20 из 22 пог
Из-за преждевременного снижения в плохую погоду крылом задел склад боеприпасов и разбился.
Взято с веб-страницы
http://aviarh1.narod.ru

Катастрофы Ан-12
1 октября 1969 года при полете НСМУ по учебному маршруту самолет Ан 12 в районе аэродрома Псков подрезал маршрут и врезался кабиной в пушку другого Ан 12. Командир корабля тут же погиб, помощник выпрыгнул а экипаж /6 чел/ погиб.
3 июня 1969 года в районе аэродрома Псков НУМП столкнулись на высоте круга два Ан 12. Один уходил на второй круг, другой снижался к первому развороту. Оба экипажа /14 чел/ погибли.
28 октября 1970 года в районе аэродрома Иваново НУМП при заходе на посадку самолет Ан 12 столкнулся с землей, уходя на 2 круг потерял скорость, упал и сгорел.
6 декабря 1971 года в районе аэродрома Мелитополь на маршруте в боевом порядке ДСМУ самолет Ан 12 попал в спутную струю от другого самолета, свалился и разбился. Виновен командир экипажа, уменьшивший скорость до 300 км/ч, думая, что обогнал ведущего.
В конце 1972 года в Египте на маршруте столкнулся с горой самолет Ан 12 морской авиации /Астафьево/. Экипаж погиб.
26 мая 1972 года в районе аэродрома Паневежис на маршруте в боевом порядке НСМУ, снижаясь на ПМВ и увлекшись поиском ведущего, самолет Ан 12 столкнулся с землей. Самолет пропахал поле и остановился. Чудом выжил только бортехник самолета.
23 октября 1972 года в районе аэродрома Тула НСМУ столкнулись на 4 развороте два Ан 12 по вине РП. Погибли оба экипажа и около десятка пассажиров.
25 апреля 1973 года на учениях при полете по маршруту НПМУ, снизившись на ПМВ с ошибкой в 100 м, столкнулся с ЛЭП и сгорел самолет Ан 12.
На аэродроме Фергана после взлета из-за превышения взлетной массы с потерей скорости после уборки закрылков упал и разбился самолет Ан 12.
В районе Витебска из - за облединения свалился и взорвался при ударе о землю самолет Ан 12. Экипаж и пассажиры погибли.
В районе аэродрома Укурей НСМУ в условиях облединения экипаж из - за отказа трех двигателей покинул самолет Ан 12. Командиру экипажа не хватило высоты, чтобы парашют затормозил его падение. Он погиб а остальные спаслись.
21 декабря 1977 года на учениях НПМУ в районе Шауляй - Печоры столкнулся с истребителем самолет Ан 12ППС / постановщик помех/. Самолет упал, экипаж погиб.
9 декабря 1979 года в районе аэродрома Чирчик после взлета столкнулся с горой самолет Ан 12, часть экипажа и пассажиров, летевших на расследование поломки, случившейся в этот же день
с другим Ан 12 на аэродроме Кокайды, погибла.
6 января 1980 года на аэродроме Улан - Уде ДПМУ при посадке потерпел катастрофу самолет Ан 12. Виноват КЭ, допустил перелет и выкатился за ВПП. Самолет загорелся, экипаж погиб.
7 января 1980 года на аэродроме Кабул ДПМУ при посадке потерпел катастрофу самолет Ан 12. Виноват КЭ, допустил перелет и выкатился за ВПП. Погиб штурман.
3 ноября 1980 года на аэродроме Чита НПМУ при посадке потерпел катастрофу самолет Ан 12. Виноват КЭ, допустил перелет и выкатился за ВПП. Самолет разрушился и сгорел, экипаж погиб.
12 января 1982 года в районе за 4 км до аэродрома Улан - Уде потерпел катастрофу Ан 12 из-за полной выработки топлива. Самолет разрушился и сгорел, экипаж погиб.
16 ноября 1982 года в районе аэродрома при УМП потерпел катастрофу Ан 12. КК не включил АГД и после взлета из - за потери пространственной ориентировки свалился на крыло и разбился.
В 1987 году на аэродроме Кандагар ДПМУ при обстреле на посадке потерпел катастрофу Ан 12. Самолет врезался в РСП и сгорел.
1 сентября 1988 года на аэродроме Приволжский ДПМУ упал и потерпел катастрофу Ан 12 ППС между ДПРМ и БПРМ.
Катастрофы Ил 76

5 декабря 1979 года НПМУ в районе аэродрома Кабул экипаж самолета Ил 76 уклонился от схемы захода на посадку. Самолет врезался в гору. Экипаж / из Паневежиса/ и пассажиры погибли.
Весной 1980 года в районе аэродрома Витебск при заходе на посадку из-за несинхроного выпуска закрылков перевернулся и разбился самолет Ил 76. Экипаж погиб.
28 октября 1984 года ДПМУ в районе аэродрома Кабул экипаж самолета Ил 76 был сбит зенитной ракетой. Экипаж /из Паневежиса/ и пассажиры погибли.
28 апреля 1987 года в районе аэродрома Мелитополь при полете в боевом порядке столкнулись и потерпели катастрофу два самолета Ил 76. Экипажи погибли.
11 декабря 1988 года под Ленинаканом разбился самолет Ил-76МД ВВС СССР. Самолет врезался в гору из-за ошибки экипажа - указатель высоты был неправильно урегулирован. Погибли 9 членов экипажа и 63 военных, призванных из запаса для ликвидации последствий землетрясения в Армении 7 декабря 1988 года.
18 октября 1989 года сразу после взлета с одного из аэродромов Баку у самолета Ил-76МД загорелся двигатель. В результате было частично разрушено крыло, самолет потерял управление и упал в Каспийское море. Как выяснила комиссия, причиной стала конструкционная недоработка двигателя. Погибли 9 членов экипажа и 48 военнослужащих ВДВ.
20 октября 1989 года при подлете к Ленинакану, в нескольких километрах от аэродрома назначения разбился Ил-76ТД. Самолет врезался в гору из-за ошибка экипажа, неправильно отрегулировавшего показатель высоты. Погибли 9 членов экипажа и 9 сопровождающих.
1 февраля 1990 года в районе аэродрома Паневежис разбился самолет Ил-76МД. Погибли 9 членов экипажа.
27 марта 1990 года в 4 километрах от взлетно-посадочной полосы в Кабуле разбился Ил-76МД советских ВВС. При падении самолет взорвался, погибли 8 членов экипажа Аэрофлота, арендовавшего самолет. Причину катастрофы установить не удалось.
Катастрофы Ан-22 'Антей'

18 июля 1970 г. Ан-22 N02-07 (СССР-09307), командир экипажа майор А.Бояринцев, во время оказания интернациональной помощи народу Перу, пострадавшему от землетрясения, пропал над океаном через 47 минут после вылета из а/п Кефлавик. Причину его исчезновения так и не удалось установить.
В декабре 1970 на Ан-22 N02-05 (СССР-09305) под управлением H.Скока через 40 минут после взлета из а/п Дакка (Индия) в полете выключились все 4 двигателя. Один из них удалось запустить, но при посадке в а/п Панагарх (Индия) Ан-22 перелетел на высоте 1 м почти всю ВПП (2200 м), сделал "козла", разрушился и сгорел. Причина - отрыв одной из лопастей винта, разрушившего проводку управления двигателями.
В декабре 1976 г. в Сеще разбился Ан-22 N05-01, командир экипажа В.Ефремов. При выполнении полета с целью замера усилий в элементах проводки управления при чрезмерном отклонении рулей направления машина вошла в глубокое скольжение. Пытаясь не потерять высоту, командир взял штурвал "на себя", что привело к выходу на критические углы атаки и перевороту самолета.
8 июня 1977 г. на взлете в Сеще Ан-22 N04-05 на разбеге не оторвался от земли и врезался в лес. Экипаж не пострадал, но машина восстановлению не подлежала. Причина - не расстопорены рули перед взлетом.
В июне 1980 г. при заходе на посадку в а/п Внуково на борту самолета Ан-22 ?06-01 (командир В.Шигаев) возник пожар из-за "теплового разгона" аккумуляторных батарей. При сильном задымлении в кабине экипажу не удалось удержать машину на глиссаде, произошла посадка на сильно пересеченную местность до ВПП, самолет разрушился и сгорел. Погибли три члена экипажа, в т.ч. командир.
13 марта 1987 г. парк "Антеев" уменьшился еще на одну машину - при посадке в грозу и без подсветки полосы в а/п Аддис-Абебы (Эфиопия) была совершена грубая посадка (посадочная скорость 265 км/ч, вертикальная перегрузка 2.35), разрушена одна из левых основных стоек шасси, повреждены обтекатель шасси и крыло. После восстановления дальнейшая эксплуатация машины была признана нецелесообразной и 30 сентября машину перегнали своим ходом в Монино, где он стал экспонатом музея ВВС.
Su-17
26.05.2004 16:12


Склероз вроде не подводил. Не увидел одного случая.Точно месяц не вспомню. В июле-агусте 1985 года после взлета из Кандагара ракетой был сбит Ан-12. Ракета попала в двигатель, начался пожар, эпипаж пытался зайти на посадку, но топливо в плоскости взорвалось и они упали между Кандагаром и полосой. Вообще вина экипажа. На войне шутить опасно для жизни. Поленились сделать лишнюю петлю в охраняемой зоне, сразу пошли на Шиндант. Ну, из Кандагара и лупанули Стрелой.
26.05.2004 16:34
А возле Норильска в 62м году точно Ан-12 или может Ли-2?
ДИМ
26.05.2004 16:34
Su-17:
а 22/09/85 это не этот случай?
26.05.2004 16:57
Я ходил за грибами возле горы(6км от Талнаха, 35 от Норильска)и видел бронзовый кок от винта-вроде Ли-2.
Su-17
26.05.2004 16:58
дим

22 сентября мне кажется поздновато, потому что наш полк уходил 13 октября и мне сердце вещует, что это было раньше. Это был почтовик и там погиб наш начальник секретной системы связи. Его и раньше то в самолёт не загонишь, а на хрена за три недели до ухода летать в Кабул?
Alex Skyboy
26.05.2004 17:04
ДИМу

..16/05/72 Ан-26 Светлогорск 33 пог (8 чл эк и 25 на земле)
Самолет БЫЛ АН-24!!!! Сомневаюсь, что 8 чел экипажа, максимум 6 чел. Самолет ДКБФ (Храброво)

Не заметил АН-124 ИРКУТСК
ДИМ
26.05.2004 17:11
Alex Skyboy:
"Не заметил АН-124 ИРКУТСК"
Речь идет только о советском периоде (до 1992 г)
Alex Skyboy
26.05.2004 18:03
Сорри!
26.05.2004 19:08
часть не относится к ВТА
AV
27.05.2004 05:43
С заводскими номерами АН12 много вопросов.
Иркутский АЗ номер 8 90 0606 где 8 - год, 90 - завод, 0606 - серийный номер. выпущено 155 штук.
Все были в ВВС.
Воронежский АЗ номер 40 2612 40 - завод, 2612- серийный номер. Выпущено 258 штук.
Ташкенский АЗ номер 5 34 3004 где 5 год, 34 завод, 3204 - серийный номер. Выпущено 830 штук.
Откуда 09011406.
Сашок
27.05.2004 08:18
2 ДИМ: Есть источник по 09/10/78 Ан-12 сбитому в Эфиопии? Где можно узнать подробнее? Интересовался мой друг. У него тесть был штурманом на этом борту. Семье до сих пор неизвестны подробности.

FVN
27.05.2004 10:06
Уточнение по катастрофам Ан-22:
"18 июля 1970 г. Ан-22 N02-07 (СССР-09307), командир экипажа майор А.Бояринцев, ..." Бортовой номер самолета 09303. Эта путаница с бортовым номером этого самолета идет давно. Еще катастрофы Ан-22:
11 ноября 1992 г. Ан-22 СССР-09303 (053483299 (0610)), 8 втап. Командир корабля - военный
летчик 1 класса Мисютин И., при взлете с аэродрома "Мигалово" (г.Тверь), самолет вышел на "второй критический режим" и упал в районе первого разворота. Погибли 33 человека. Самолет выполнял
коммерческий рейс Тверь - Ереван. По расшифровке МСРП-64, взлетный вес достигал 264т. Самолет
был перегружен почти на 20 т.
19 января 1994 г. Ан-22 RA-09331(02340408), 8 втап.
Командир корабля - военный летчик 1 класса Кредин Ю., при взлете с аэродрома Мигалово, возник сильный правый крен.
Экипаж пытался аварийно посадить машину, но не хватило буквально 10 м высоты... Предположительно,
причиной крена стало обледенение крыла. Два члена экипажа остались живы.
Уточнение по катастрофе Ан-12 в Иваново:
"28 октября 1970 года в районе аэродрома Иваново НУМП при заходе на посадку самолет Ан 12 столкнулся с землей, уходя на 2 круг потерял скорость, упал и сгорел."
Командир корабля - капитан Наумов. Был вызван из отпуска, чтобы не было перерыва в программе переучивания на командира корабля. Отлетав днем с инструктором, был допущен к выполнению самостоятельного вылета. При заходе на посадку между ДПРМ и БПРМ попал в снежный заряд, потерял контроль высоты, снизился ниже глиссады, стали рубить лес. При взятии штурвала на себя самолет взмыл, потерял скорость, перевернулся на спину, упал и сгорел.


vvz
27.05.2004 10:23
Scramble:
Day Month Year Serial Type CN Unit Status Issue
25 dec 1979 CCCP-86036 IL-76M 093416500 Soviet AF/Aero w/o 275
26 nov 1984 CCCP-86739 IL-76M 08341.354 Soviet AF/Aero w/o 253
02 apr 1987 IL-76 x 2 Soviet AF w/o 253
11 dec 1988 CCCP-86732 IL-76M 083413388 Soviet AF/Aero w/o 253
18 oct 1989 CCCP-76569 IL-76MD 0033448421 Soviet AF/Aero w/o 253
01 feb 1990 IL-76 Soviet AF w/o 253
27 mar 1990 CCCP-78781 IL-76MD 0083489670 Soviet AF/Aero w/o 253
02 aug 1992 CCCP-78780 IL-76MD 0083489666 Soviet AF/Aero w/o 253
http://www.scramble.nl/sb.htm

27.05.2004 10:52
FVN:

Уточнение по катастрофам Ан-22:
"18 июля 1970 г. Ан-22 N02-07 (СССР-09307), командир экипажа майор А.Бояринцев, ..." Бортовой номер самолета 09303. Эта путаница с бортовым номером этого самолета идет давно. Еще катастрофы Ан-22:
11 ноября 1992 г. Ан-22 СССР-09303 (053483299 (0610)), 8 втап. Командир корабля - военный
летчик 1 класса Мисютин И., при взлете с аэродрома "Мигалово" (г.Тверь), самолет вышел на "второй критический режим" и упал в районе первого разворота. Погибли 33 человека. Самолет выполнял
коммерческий рейс Тверь - Ереван. По расшифровке МСРП-64, взлетный вес достигал 264т. Самолет
был перегружен почти на 20 т.
19 января 1994 г. Ан-22 RA-09331(02340408), 8 втап.
Командир корабля - военный летчик 1 класса Кредин Ю., при взлете с аэродрома Мигалово, возник сильный правый крен.
Экипаж пытался аварийно посадить машину, но не хватило буквально 10 м высоты... Предположительно,
причиной крена стало обледенение крыла. Два члена экипажа остались живы.

по слухам в обоих случаях обрыв тяги элеронов (труба вместо цельнометалической)
krom
27.05.2004 11:04
Дополняю по Паневежской катастрофе 1 февраля 1990 г. - 128 гв.втап, Ил-76М, бортовой СССР 86021. Упал в районе второго разворота в лес (просека до сих пор не заросла в районе деревни Людине). Как установила коммисия - отказала гидравлика управления рулём высоты(конструкционный дефект) и он самопроизвольно отклонился на максимум(пикирование). В условиях большой положительной перегрузки и , видимо, ценой больших усилий пилотам(боролись до конца - ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ...) удалось выровнять самолёт по тангажу, но высоты не хватило - самолёт практически плашмя и с вертикальной окола 40 м/с (судя по короткой просеке)упал в лес, оставив на земле вмятину, подскочил, и на высоте нескольких метров взорвался...Мужиков собирали по лесу всем полком...Погиб мой хороший товарищ штурман Римас Друпас (ВВВАУШ -89, три месяца после выпуска...)ЗЕМЛЯ ПУХОМ........
vvz
27.05.2004 13:12
372 авиакатастрофы Россия:
http://aviation-safety.net/dat ...
МАК авиакатастрофы 1999-2004. http://www.mak.ru/new/home.htm
Ил-76 1988-2003 http://www.library.by/data/013 ...
http://www.gzt.ru/print.gzt?ru ...
Ан-12 в Африке 1997-2003
http://www.russianaviamarket.r ...
Африка: http://www.redstar.ru/2001/02/ ...
18.07.70 Ан-22 Атлантика http://vta81vtap.narod.ru/plan ...
22.05.01 Ан-12 Ржев http://www.karavan.tver.ru/htm ...
02.12.01 Ил-76 http://expert.org.ua/2001/12/0 ...
08.5.03 Ил-76 Украина Конго http://www.gurvic.odessa.ua/st ...
http://www.atlasaerospace.net/ ...
Ил-76
27.05.2004 16:01

Если мне неизменяет память в районе аэродрома Джанкой
полк только переучился с Ан-12 на Ил-76...Не помню Ф.И.О. командира , одного в курсантские годы придавали земле в Ртищево.
27.05.2004 17:28
да Джанкой, ведомый не выдержал строй при сборе на петле по высоте, хотя правый предупреждал, что видит борт.
ДИМ
27.05.2004 21:01
Дополню про катастрофу 21/12/77:
Летчику с аэродрома Хотилово была поставлена учебная задача перехватить воздушную цель, двигавшуюся с запада. Целью были два постановщика помех Ан-12ППС из Шауляя. Их оборудование было задействовано. Летчику перехватчика удалось обнаружить цель. Он визуально выполнил учебную атаку на один из Ан-12, но на выходе из нее столкнулся с другим (о его присутствии он не знал).
АОшник
27.05.2004 23:18
По Ан-12ППС- это был мой самолет(Приходилось на нем летать).
Шли с Пскова ночью(около 0 часов) на проверку Московской ПВО, тройкой.
Они шли вторыми в режиме радиомолчания, помехи не ставили.Экипаж был сборный.У командира едва ли не первые самостоятельные полеты в качестве командира.Штурман, правак, оператор РЭБ, АДОшник, стрелок, только начали летать, б/т в годах.
Подняли пару с Хотилово.(Где-то приходилось читать на этом форуме, не помню кто-то писал на ветке "Катапультируйся ....", руководителем перехвата
сидел его товарищ).
Они выскочили на них снизу, ведущий проскочил между первым и вторым Ан-12., ну а ведомому..., достался второй
Ан-12.Он попал между 1 и 2 двигателями.
На третьем самолете, штурман говорит командиру, мол отмека пропала, стал запрашивать первого, тот тоже
не видит своего ведомого т.е. 2-й Ан-12ППС (опускаю технические подробности, многие просто не поймут).
Тут увидели вспышку на земле, ну и началось...
Кстати стрелок мог спастись, он запрашивал командира,
тот молчал.(В те времена были модными кожанки летные,
ну бывало вскрывали самолеты через кабину стрелка.
Поэтому ручки принудительного открытия были завязаны
фалами изнутри, вот ему и не хватило времени на покидание.)
Извините что сумбурно, нахлынуло.
А ребятам поставили памятник очень красивый, с огнем,
на окраине ЩЯУЛЯЯ.(Сейчас наверное его раздирбанили,
из меди, была фигура Икара, а на мраморных досках
их портреты).А радиста увезли в Азербайджан-домой.
Земля им пухом.



Vad
28.05.2004 09:00
2krom:

По моим скудным данным (может я ошибаюсь) в 18 ВТАД все катастрофы Ил-76 были только в Паневежиском полку...?
FVN
28.05.2004 09:20
2 Аноним:

Слухов по этим двум катастрофам было много, в том числе и по обрыву тяги элерона. Все это туфта. Нам тогда доводили протоколы расследования. Представители ОКБ Антонова высказали особое мнение по этому поводу: при испытаниях Ан-22 были полеты с отключенной тягой элерона. Самолет благополучно управляется одним элероном, "отключенный" просто "стоит" по потоку в нейтральном положении. Может с терминологией у меня плохо, но как мог - объяснил. А тяга элерона была оборвана в том месте, где отломилось крыло - в районе 4-й нервюры. После этой катастрофы мы лично замеряли прогиб тяг на самолетах согласно распоряжению. Никаких отклонений не нашли, в том числе и в материале. Более подробно об этой катастрофе можно прочитать на моем сайте http://vta81vtap.narod.ru/plan ... Могу еще добавить, что незадолго до катастрофы этот самолет прошел капитальный ремонт на 308 АРЗ.
Про катастрофу в Твери Ан-22 RA-09303 11 ноября 1992г тоже можно прочитать на сайте в разделе "Катастрофы".
Интересная закономерность: бортовые номера 09303 и 09305 были присвоены самолетам повторно, после 2-х катастроф Ан-22 81 втап - м-ра Бояринцева над Атлантикой и п/ка Скок в Индии в 70-х годах. Борт RA-09303 из 8 втап потерпел катастрофу в 90-х. Борт RA-09305 8 втап сейчас находится в Твери на базе хранения.

krom
28.05.2004 10:43
2 vad
Ваша скудная информация полностью соответствует действительности - только наш 128 полк терял....
krom
28.05.2004 11:05
2 FVN
Привет ивановцам !
Как я вижу, ивановских тут больше нет - помоги дополнить картину по катастрофам Ан-12. Одной катастрофы Ан-12 в списке точно нет - но она точно имела место быть в Иваново в 1983 г. Тогда погиб нач. политотдела центра п-к Полушкин (жил в нашем 252 доме, тогда сел в правую чашку - устранял перерывы).Сразу после взлёта вошли в облачность и потеряли пространственную ориентировку(если не ошибаюсь - был тогда школьником - был выключен АГ)и с креном 50 гр. вывалились из облаков - при виде земли только и успели по разу матюкнуться...Взрыв прогремел за деревней Чёрное...Что ещё знаешь по этой катастрофе ? Или что в гарнизоне народ помнит про эту катастрофу ? Надо действительно создать базу данных по ВСЕМ катастрофам, чтобы никто не был забыт
ДИМ
28.05.2004 11:49
Вот еще:
08/07/89 Камрань, борт 11875, погибло 35 человек, двое, в т ч КВС, выжили.
Во время захода на посадку в Хошимине при нижней кромке облаков - 50 м в условиях ливня самолет оказался на 300 м левее ВПП, но КК не стал уходить на второй круг, а решил довернуть вправо, продолжив снижение. В результате Ан-12 задел дренажный колодец правой стойкой шасси, потеряв ее, а затем пропеллерами СУ №4 ударился о ВПП. Пропеллер автоматически флюгировался. Экипаж ушел на запасной аэродром - Камрань. При посадке там, пролетая торец ВПП, экипаж зафлюгировал пропеллер СУ №1. Самолет рыскнул влево. После попытки выровнять его Ан-12 приземлился на левую боковую полосу безопасности за серединой ВПП и начал скользить по песчаному грунту. От удара об дренажные колодцы снесло оставшиеся стойки шасси и носовой фонарь. Затем фюзеляж расклололся надвое после столкновения с песчаной дюной. После этого самолет проскользил через рулежку, остановился и загорелся.
АОшник
28.05.2004 12:04
Если память не изменяет, кажется эту посадку показывали
по ТВ, в передаче, "Случайный свидетель".(Или в Африке)
(ДИМ-извини за подсказку, но правильнее говорить-винт,
а не пропеллер, хотя по сути одно и тоже.И кстати откуда у тебя данные по Ан-12ППС, чертовски удивлен был,
полночи не спал, воспоминания..)
ДИМ
28.05.2004 12:24
АОшник:Про пропеллер так и знал, что меня кто-нибудь поправит. Сорри, дурная привычка использовать это слово. Про катастрофу Ан-12ППС давно где-то читал, осталось вот в памяти.
Кстати, с каким самолетом было столкновение? МиГ-23?
И еще вопрос: у Ан-12ППС экипаж -7 человек или больше?
Shen
28.05.2004 13:31
Насколько я помню, в Ан-12ППС врезался Су-15 (его пилот тоже погиб). Памятник на окраине Шяуляя действительно был хороший. Может, кто-нибудь из Прибалтики сможет проверить, в каком он состоянии. Это было воинское кладбище по рижской дороге, за узкоколейкой (ее давно сняли). На нем же был заметный с дороги металлический обелиск - "штык" (перенесет от цементного завода, с кладбища павших в 1944 году).
АОшник
28.05.2004 13:51
ДИМ-экипаж Ан-12ППС(буква"С"-с аппаратурой Сирень предназначенной для увода ракет с ГСН, ).
Экипаж-командир, правак, штурман, радист, ст.борттехник,
б.т. по Авиац.оборуд и Борт.электрогенераторам,
оператор РЭБ, стрелок.
На Ан-12ПП-стрелка не было, вместо кабины стояла
аппаратура "Резеда"-дипольные отражатели.
А так стояло три станции "Букет"-весь грузовой отсек,
и 4 контейнера с дипольными отражателями(по 1т в каждом).Ну и всякая другая аппаратура РЭБ.Постоянно взлетный был 61т.
Помню в 1973г, в Староконстантиновке, наша пара Ан-12ППС
на учениях поставили помехи по полной программе, через
5 минут до нас еле докричались, чтобы выключили все нах..Наш представитель на КП, потом рассказывал, ПВО
полностью потеряли контроль над наведением и связь.
В дальнейшем привлекали ко всем учениям.

ДИМ
28.05.2004 14:15
Спасибо!
Vad
28.05.2004 15:25
2АОшник:

Рискуя быть "поставленным на место", все же осмелюсь сделать маленькие уточнения:
Ан-12ППС от Ан-12ПП как раз и отличался наличием станций "Сирень" в 4-х внешних контейнерах. А Ан-12 с кормовой кабиной и с контейнерами "Сирень" были переоборудованы из Ан-12БК и назывались Ан-12БК-ИС. В дальнейшем со многих из них "Сирени" были сняты и они опять превратились в Ан-12БК. Об их "РЭБовском" прошлом напоминают только оставшиеся на фюзеляже и по бокам киля узлы крепления контейнеров...
Да, в Шауляе были машины с "Сиренями", "Букетами" и кормовой кабиной. Они назывались Ан-12БК-ППС и имели под кабиной стрелка две "неслабые" квадратные трубы для выброса дипольных отражателей. Но это уже другая история...
ДИМ
28.05.2004 15:55
Сашок:
По Ан-12, который был сбит в Эфиопии, больше информации не имею. Могу лишь предположить, что произошло это где-нибудь на севере страны, под Асмэрой. Именно там шла партизанская война, в которую имело неосторожность ввязаться Политбюро...
АОшник
28.05.2004 16:09
Уважаемый VAD.Не хочу никого" ставить".Просто я служил в этом полку с72по79г./Он сразу формировался как ОРАП
с подчинением Москве.
Никакого переоборудования из БК в ППС не было.Помимо аппаратуры стояла дополнительная система энергоснабжения 208В.Да в нашей 2-й аэ, был борт БК-чисто для задач снабжения полка.
Потом, уже, после "перестрелки", их побросали в Оренбурге.Более годные(САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ИМЕННО
В ДАННОЕ ВРЕМЯ 15:40 СЛЫШНО КАК С ЛЕВАШОВО ВЗЛЕТАЕТ
БЫВШИЙ ЩЯУЛЯЙСКИЙ борт.)распотрошили в Таганроге и
Левашовский полк получил 2 борта в модификации БК.
А две "не слабых" трубы, это для выброса гильз.
С уважением бывший АОШНИК.
OKA
28.05.2004 16:59
В журнале "Авиация и время" в монографии про Ан-22 писали, что один был сбит на взлете (вроде в 88 г.) в Афганистане. Погибло более 200 чел. - всем им вечная память!

Писали, что это была самая большая катастрофа в военной авиации.
Кто-нибудь знает подробности этой трагедии?
ДИМ
28.05.2004 17:14
На самом деле сбит был Ил-76 (27/10/84) и такого количества людей на нем не было и не могло быть, см верхний топик.
Но в Афгане действительно имела место одновременная гибель такого количества военнослужащих, тоже где-то в 84-85 гг, когда две автоколонны вошли в тоннель под перевалом Саланг с разных его концов. Головные грузовики столкнулись и движение встало. Никто из офицеров не догадался отдать приказ глушить моторы и люди погибли от выхлопных газов.
Может, идет путаница с этим, не имеющим к авиации отношения случаем?
ДИМ
28.05.2004 20:32
Krom:
Катастрофа под Иваново, о которой Вы упоминаете, похоже есть в вышеприведенном списке с сайта http://aviarh1.narod.ru (16/11/82), там точно такое же описание, только не указано ее место.
'16 ноября 1982 года в районе аэродрома при УМП потерпел катастрофу Ан 12. КК не включил АГД и после взлета из - за потери пространственной ориентировки свалился на крыло и разбился.'
OKA
28.05.2004 21:42
2 ДИМ:

Проверил "Авиацию и время" (№5/97).
Там ничего не нашел. Попутал, видимо, с какой-то другой инфой. Да оно и к лучшему...

Спасибо.
krom
28.05.2004 22:48
ДИМ
Да, это именно та катастрофа - точно, ноябрь 82г., сразу после похорон Брежнева...А этот сайт - http://aviarh1.narod.ru чего-то у меня не открывается.....
28.05.2004 23:00
2ДИМ:

Вот еще:
08/07/89 Камрань, борт 11875, погибло 35 человек, двое, в т ч КВС, выжили.
Во время захода на посадку в Хошимине при нижней кромке облаков - 50 м в условиях ливня самолет оказался на 300 м левее ВПП, но КК не стал уходить на второй круг, а решил довернуть вправо, продолжив снижение. В результате Ан-12 задел дренажный колодец правой стойкой шасси, потеряв ее, а затем пропеллерами СУ №4 ударился о ВПП. Пропеллер автоматически флюгировался. Экипаж ушел на запасной аэродром - Камрань. При посадке там, пролетая торец ВПП, экипаж зафлюгировал пропеллер СУ №1. Самолет рыскнул влево. После попытки выровнять его Ан-12 приземлился на левую боковую полосу безопасности за серединой ВПП и начал скользить по песчаному грунту. От удара об дренажные колодцы снесло оставшиеся стойки шасси и носовой фонарь. Затем фюзеляж расклололся надвое после столкновения с песчаной дюной. После этого самолет проскользил через рулежку, остановился и загорелся.
несколько раз видел на разборе видеозапись .Фюзеляж был цедый, дюн не было.С полосы с-т ушёл в лево ткнулся и начал гореть, 4 су стояла. Аэродром не был готов для этого. Пожарки сьехав с бетона застряли в песке, рукавов не хватило. Так и сгорели.
Выскочил стрелок и адошник. Все люки и двери были закрыты.
Vad
29.05.2004 01:05
--Он сразу формировался как ОРАП--
Уважаемый АОшник:

Насколько я в курсе, полк в Шауляе нес наименование "117 ОАП РЭБ" и подчиняясь Москве, организационно входил в состав 18 ВТАД.
С упорством, достойным лучшего применения, продолжаю "гнуть свою линию".
Переоборудование из БК в БК-ИС (о чем я имел дерзость упомянуть) происходило 2 раза. Первый раз в 70г. переоборудовано 45 машин. Второй раз в 74г. переоборудовано 105 машин, дополнительно к "Сирени" на этот раз были установлены автоматы ИК-помех.
Замечу, что Ан-12БК-ИС были самолетами т.н. индивидуальной защиты в отличие от Ан-12ПП и ППС, которые были постановщиками помех групповой защиты.
Теперь о ППС... На Ан-12ПП и ППС выводные горловины автомата сброса дипольных отражателей находились по бокам хвостового оптекателя "Резеды" и на месте люка стрелка, так что кормовой кабины там не может быть в принципе. А так как на БК-ППС кабина была сохранена, то вместо горловин там под кормовой кабиной были установлены выводные трубы... Эти машины появились в Шауляе в 74-75г.г. Вы наверняка их видели...

С уважением к Вам и в Вашем лице ко всем ветеранам ВТА.Vad.
ДИМ
29.05.2004 12:51
Krom:
Эта ссылка должна открываться
http://aviarh1.narod.ru/katast ...
Аноним:
Спасибо за уточнения. Видеозапись я, к сожалению, не видел.
ДИМ
31.05.2004 09:01
Продолжим разговор.
FVN
31.05.2004 09:06
2 krom:

К сожалению, про катастрофу Полушкина, кроме того, что не был включен АГ больше ничего добавить не могу. В то время я еще не служил. Могу только добавить, что все произошло как обычно и происходит - спешка, успеть любой ценой...
FVN
31.05.2004 09:16
2 OKA:

За все время существования, ни один Ан-22 сбит не был, тем более в 1988г! В Афганистан Ан-22 после 1982г не посылали, на сколько мне не изменяет память. Сам встречал эту информацию, даже бортовой номер самолета приводили - 09301. Этот самолет благополучно пролетал свой век в 81 втап.
FVN
31.05.2004 09:27
2 Аноним:
Про катастрофу Ан-12 в Камране могу добавить фамилию КК - капитан Сергей Генералов. Служил он в 81 втап ПКК в отряде управления. Хотел стать командиром корабля (папа - полковник). Командир отряда "добро" не давал - рановато. Устроили ему перевод в Сещу (556 втап), а оттуда прислали в Иваново в Центр переучивания на КК. Переучился. В том злополучном полете в качестве пассажиров были военослужащие и их семьи (летели в отпуск). Выбраться он смог через форточку. После катастрофы получил срок и сошел с ума. А посадку в Камране случайно снимал один из офицеров.
ДИМ
31.05.2004 12:54
Кстати, по поводу слухов о якобы сбитом в Афгане Ан-22. Я не слышал, чтобы эти машины вообще использовали для переброски личного состава. Самолет просто предназначен для других целей! Если я не прав, пусть FVN меня поравит. А эти слухи, похоже изначально были пущены еще афганскими духами. Наверное, чтобы их западные друзья отвалили им побольше бабок. Первый раз я видел эту чушь еще в журнале Flight International за 1985 год, но даже там она была взята под сомнение. На самом деле, как я ужеписал выше, в этот день, 27/10/1984 под Кабулом был сбит Ил-76 с грузом и десятком пассажиров на борту.
FVN
01.06.2004 10:33
2 ДИМ:

По Ан-22 все совершенно верно. Полеты Ан-22 в Аганистан начались ещё до ввода туда ограниченного контингента советских войск. Так, 20 марта
1979 года в Баграме приземлились 5 "Антеев" с грузом. А в ночь с 26 на 27 декабря 1979 г 12-я военно-транспортная дивизия в боевых порядках, группами по 5 - 6 самолётов и интервалом в 2 минуты, осуществила перелёт по маршруту Энгельс - Ташкент - Кабул. Ан-22 может перевозить и людей в варианте посадочного десантирования - 290 чел., в варианте парашютного десантирования - 150 чел., санитарный вариант - 202 чел. Хотя Ан-22 много раз летали в Афганистан, но когда наши борты Ан-12 и Ил-76 стали сбивать, то было принято решение Ан-22 больше не посылать из-за сложного захода в Кабуле. Но экипажи Ан-22 еще долго отрабатывали так называемый "заход по градиету"
vvz
03.06.2004 12:14
2 Сашок
"09/10/78 Ан-12 Эфиопия... Где можно узнать подробнее?"
Существует российско-американская комиссия по военнопленным и пропавшим без вести. Возглавляет эту общественную организацию с российской стороны военный ученый и генерал Владимир Золотарев. Сопредседатель российской рабочей группы по "холодной войне" Владимир Виноградов (бывший замначальника Главного архивного
управления КГБ (ФСБ)) сообщил, что "с американской стороны были получены сведения о советских советниках, плененных в Огадене (Эфиопия) в 1978 году". Работу эти организации ведут по личным заявлениям от россиян.
http://izvestia.ru/world/artic ...
http://izvestia.ru/army/articl ...
http://izvestia.ru/army/articl ...
Из книги "Россия и СССР в войнах ХХ века: Статистическое исследование". М. Олма-Пресс 2001 (Архив) потери россиян в Сомалийско-Эфиопской войне 1977-1979гг: погибло при исполнении служебных обязанностей - 2 офицера; погибло в авиакатастрофах - 14 офицеров и 5 прапорщиков; умерло от ран - 2 офицера и 1 прапорщик; пропало без вести - 1 сержант и 2 солдата; умерло от болезней - 2 офицера и 1 сержант.

Золотарев Владимир Антонович, генерал-майор, начальник
Института военной истории Министерства обороны РФ, председатель комиссии при Президенте РФ по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, доктор исторических наук.
http://www.biograph.comstar.ru ...
Институт Военной истории ГШ МО РФ:
117330, Москва В-330, Университетский просп., 14, тел. 147-45-65

Владимир Виноградов, ФСБ архив:
http://www.fsb.ru/contact/arhi ...
http://www.fsb.ru/contact/cont ...
http://www.agentura.ru/dossier ...

Сашок
03.06.2004 14:52
2 vvz: Спасибо большое за линки. Попробуем покопаться.
123456789






 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru