Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Ушёл в вечный полёт Герой Советского Союза генерал-полковник Решетников Василий Васильевич

 ↓ ВНИЗ

Павел M
Старожил форума
20.03.2023 22:37
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ АВИАЦИИ "ДАЛЬНИКИ"
/сайт: "дальники.рф"/

"Летал и жил, опережая время!"

20.03.2023 Автор ADMIN_TU22

"Командование и Совет ветеранов Дальней авиации с глубоким прискорбием извещают, что 20 марта 2023 года на 104 году жизни скончался Герой Советского Союза, Заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации Решетников Василий Васильевич.

Тяжело и горько сознавать, что ушел в свой последний и вечный полет кумир и любимец всех дальников, учитель и наставник многих видных авиационных командиров и начальников, слава, гордость и совесть Военно-Воздушных Сил.

Василий Васильевич Решетников прожил долгую, нелегкую, полную забот и высокой ответственности, но вместе с тем счастливую жизнь. С доблестью, отвагой и геройством он прошел через огненное небо войны. Совершил более трехсот боевых вылетов и в двадцать три года стал Героем Советского Союза, а в 26 лет стал командиром 183 гвардейского бомбардировочного полка Дальней авиации. В авиации Вооруженных Сил СССР Василий Васильевич прослужил 50 лет, пройдя путь от курсанта Ворошиловградской школы пилотов, до заместителя Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами. Он последовательно прошел все командные летные должности. Шесть лет командовал авиационными полками, 3 года 106 тбад, 7 лет 2-м ОТБАК, 11 лет был командующим Дальней авиацией. В период его руководства Дальняя авиация стала сверхзвуковой, ракетоносной, обрела небывалую боевую мощь и высокую боевую готовность. За этими сухими и стандартными фразами стояла огромная работа командующего и руководимого им личного состава. Решетников был талантливым командиром, он умел сплотить, организовать, мобилизовать, воодушевить людей на качественное выполнение задач боевой учебы, освоение современной авиационной техники и вооружения. Делай как я — этот принцип был основополагающим в стиле его руководящей деятельности. Его уважали как высококлассного летчика, справедливого и заботливого командира, как всесторонне грамотного, эрудированного, интеллигентного и культурного офицера.

Шесть лет генерал-полковник авиации Решетников В.В. был заместителем Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами. Именно в этот период он лично проделал колоссальную работу по созданию сверхзвукового стратегического бомбардировщики — ракетоносца Ту-160, который и сегодня является главной ударной силой ВВС.

После увольнения с военной службы Василий Васильевич активно работал в Совете ветеранов войны авиации дальнего действия, занимался исторической и литературной деятельностью. Он автор нескольких книг, среди которых особой популярностью пользуется его повествование «Что было, то было». С 2002 года по 2012 год Василий Васильевич руководил работой Совета ветеранов Дальней авиации, а последние 10 лет был его Почетным председателем. До последнего вздоха его сердце и мысли принадлежали Дальней авиации. Он оставил самый яркий след в послевоенной истории её развития. Имя Василия Васильевича Решетникова золотыми буквами вписано в героическую летопись Военно-Воздушных Сил. Память о нем навсегда сохранится в наших сердцах.

Командование, Совет ветеранов, личный состав и ветераны Дальней авиации глубоко скорбят в связи с кончиной В.В. Решетникова и выражают искренние соболезнования его родным и близким.

Прощание и похороны легендарного командующего планируются в четверг, 23 марта на Военно — мемориальном кладбище в Мытищах. Время и место отъезда на церемонию прощания и погребения будет сообщено дополнительно".
(с)

- - - - - - -
Источник:
http://xn--80ahnajeo3j.xn--p1a ...
Павел M
Старожил форума
20.03.2023 22:41
https://www.1tv.ru/news/2023-0 ...

"Печальная новость. Не стало Героя Советского Союза, генерал-полковника Василия Решетникова — последнего из летчиков, которые бомбили Берлин. Ему было 103 года. Решетников воевал в составе полка, специально сформированного для ударов в глубоком тылу противника. В мае 1942 года участвовал в налете на гитлеровский командный пункт в Ангербурге, а спустя три месяца — на столицу Третьего рейха. После войны установил неофициальный мировой рекорд дальности полета на стратегическом бомбардировщике Ту-95, проведя за штурвалом без малого сутки. 20 часов, если точно. В 70-е годы командовал Дальней авиацией, был заместителем Главкома ВВС".
(с)
tsp69
Старожил форума
20.03.2023 23:11
Вечного полета генералу и Герою.
Павел M
Старожил форума
20.03.2023 23:11
Из книги Василия Решетникова: «Что было – то было»
- - - - -
«...Капитана Казьмина стали донимать рапортами – на фронт! Он отмалчивался, потом собрал всех и отрезал:
– Есть приказ наркома: из резервных частей – никуда. Наше дело готовить для фронта экипажи. Лётную программу не сокращать, но закончить её в кратчайшее время. Работать будем днем и ночью с максимальной нагрузкой.
Нагрузку мы дали. Инструктора молодые, выносливые, жадные к полётам, засев с самой зорьки на инструкторское сиденье, только успевали менять в пилотских кабинах одного за другим лётчиков-слушателей. А когда в баках иссякал запас бензина, прямо с пробега галопом рулили на заправочную линию и ещё на ходу, жестикулируя из верхнего люка, требовали немедленной подгонки бензозаправщика. И снова, как только горючее заполнит баки, - запуск и полёты до угасания последнего луча солнца. В лётный день я иногда успевал делать по 30 – 35 посадок. Не менее многочисленными были и ночные полёты».
(с)
«Что было – то было» В. Решетников
Шимми
Старожил форума
20.03.2023 23:15
... вечного полёта Гражданину Страны...
Павел M
Старожил форума
20.03.2023 23:32
Из книги Василия Решетникова: «Что было – то было»
- - - - -
«... перед всеми, кто погиб и ещё воевал на фронте, мне было, мало сказать, неловко – просто стыдно за своё тыловое, чуть ли не подлое, по моим понятиям, вполне надёжное военное благополучие. Да мне ли одному? Наше стремление вырваться на фронт ещё никто не подавил, ничто не пошатнуло. Правда, часть ребят, особенно, семейных, никому не надоедает, рапортов не пишет, на запад посматривает без особого вожделения, но они прекрасно знают своё дело и работают изо всех сил на фронт, на Победу. С ними так: проситься не станут, а пошлют, глазом не моргнув, пойдут в бой, и воевать будут геройски, ничуть не хуже тех, кто грезит боем. Да и среди тех, кто «грезит», немало мастеров порисоваться, особенно в хмельной компании.
Рассудку вопреки я всё искал оправдания моим порывам. Немцы уже под Москвой и Ленинградом. Как же можно было нам, военным лётчикам, видевшим свой первейший и святой долг в защите Отечества, отсиживаться в тылу? Уже захвачен Днепропетровск. Можно сойти с ума, пытаясь представить это! Там были мать, отец, брат! Где они? Что с ними?..»
(с)
«Что было – то было» В. Решетников
Павел M
Старожил форума
20.03.2023 23:50
Дублирую ссылку на сайте Ветеранов ДА:
"Летал и жил, опережая время!"

http://xn--80ahnajeo3j.xn--p1a ...


Павел M
Старожил форума
21.03.2023 00:28
Из статьи Марии Поздняковой на AIF.RU:
«Хорошо воевать молодым». Памяти генерала Решетникова, бомбившего Берлин
- - - - - - -
"...Тогда, пять лет назад, 98-летний Василий Васильевич вышел проводить меня на улицу. Ждал вместе со мной, пока приедет такси. Стоял у калитки. Человек-легенда. Глыба. Эпоха. Такие люди не дают нам забыть, кто мы и откуда. Царствие Небесное! Теперь он уже с Неба будет защищать Отчизну, которой беззаветно служил на земле".
(с)

https://aif.ru/society/history ...
klm911
Старожил форума
21.03.2023 03:58
104 , дай Бог каждому
Павел M
Старожил форума
21.03.2023 10:27
Из книги Василия Решетникова: «Что было – то было»
- - - - -
"... однажды перегонку небольшой партии самолётов поручили нашим инструкторским экипажам. Среди них был и мой. Это же, как я рассудил, подвернулся мне редкий и, может, единственный, богом дарованный шанс вырваться на фронт!"
(с)
«Что было – то было» В. Решетников
Дальник
Старожил форума
21.03.2023 11:56
Вечная память….
makrЯк
Старожил форума
21.03.2023 13:00
Шикарную книгу написал "307 боевых вылетов"
Павел M
Старожил форума
21.03.2023 13:54
Книги В.В.Решетникова:

• «Что было - то было»
• «307 боевых вылетов. На бомбардировщике сквозь зенитный огонь»
• «Обречённые на подвиг. Избранники времени»
• «Федор Решетников – художник и полярник»
Damalei
Старожил форума
21.03.2023 15:52
Вечная память Герою.
Соболезнования Тимуру.
Здесь на форуме долгое время присутствовал Командир Батареи Тяжёлых Пистолетов, он же - Тимур Решетников. Если правильно помню - его внук.
Павел M
Старожил форума
21.03.2023 21:44
- - - - - - -
"...Прошел слух — в штабе появились какие-то документы насчет отобранных. Но начальство молчит.
Штабная мелюзга потихоньку выдает «дворцовые» тайны: Мельников отбивается, не хочет отпускать инструкторов.
Через день новая информация из тех же «надежных источников», по секрету: пришла депеша от генерала Горбацевича — требует отпустить меня немедленно. Генерал Горбацевич? Кто такой? Оказывается, командующий дальнебомбардировочной авиацией — куда уж выше!"

© «Что было – то было» В. Решетников
Ty22
Старожил форума
21.03.2023 22:02
Каждый отрывок из его книг действителен и для нашего времени. И тогда, и сейчас моральные ценности одни. Их защита требует самой высокой цены. Василий Васильевич был, есть и будет эталоном мужских качеств защитника Родины.

Павел Андреич, продолжай давать выдержки. Поддерживаю!
Павел M
Старожил форума
21.03.2023 23:52
- - - - -
ЯВЛЕНИЕ НАРОДУ

На исходе 1932 года по страницам советских газет и журналов вдруг пробежали рисунки неведомого миру молодого художника Фёдора Решетникова. Позже кое-где стали появляться очерки, статейки о нём. И читающий народ постепенно стал запоминать новое имя, привыкать к нему.
Рисунки привлекали к себе внимание не только своей выразительностью, в чём им трудно было отказать, но, главным образом, непосредственной причастностью к нашумевшему событию того времени - проходу экспедиционного парохода "Сибиряков" по всему Северному морскому пути за одну навигацию."

© «Федор Решетников – художник и полярник»
В. Решетников
Павел M
Старожил форума
22.03.2023 12:56
* * *
"...Постепенно я стал осознавать всю сложность моего положения. Летчики докладывали о своих тысячных и многосотенных часах налета не только днем, но и ночью, в облаках, одновременно упоминая о немалом опыте боевого применения, участии в маневрах и учениях. Ничего подобного в моем летном активе не значилось.

Придерживаясь правил «табели о рангах», я поднялся последним. Мое сообщение об общем налете, особенно ночном, вызвало веселое расположение духа у всех присутствующих. Улыбнулся и командир: почти четыреста часов здесь ничего не значили. Последовал вопрос о моем возрасте. И снова командир улыбнулся. Больше вопросов не поступало.

Мною овладело предчувствие катастрофы. Все мои вожделенные устремления могли вот-вот в одно мгновение оборваться. Достаточно одного, короткого, как выстрел, слова, произнесенного этим непостижимо недосягаемым человеком – «нет!»,  – и судьба моя вмиг повиснет в пространстве. Но командир ничего не сказал. Это была надежда..."

© «Что было – то было» В. Решетников
Таймень
Старожил форума
22.03.2023 21:49
КБТП (КВС Су-24)
_________
Тимур, если читаешь форум, прими соболезнование по поводу кончины Деда.... Дед был очень заслуженный человек!
п-к Щербинин
Старожил форума
22.03.2023 23:32
Перечитываю книгу "Что было, то было". Читал прежде, но давно. Сейчас вновь восхищаюсь тем поколением. Но отмечаю неоднократные примеры, приведенные автором - были разные люди. Про политрабочих - отдельная песня. Что на войне, что после. Прав Герой тысячекратно. Вечная память!
Павел M
Старожил форума
23.03.2023 09:53
Василий Васильевич многократно прав в вопросах психологии людей.

От себя:
Получив полномочия и власть над людьми, не всякий и не каждый правильно обращается с ними. Сам встречал разных людей, однако тему конкретных специалистов не будем развивать. Боевым лётчикам, правильно настроенным, помощник должен помогать в работе с личным составом. Единоначалие оправдано.
Вечная память настоящему командиру, Герою!
Павел M
Старожил форума
24.03.2023 00:05
Столь же интересно, как и военные мемуары, Василий Васильевич пишет о своём дяде – Фёдоре Решетникове. Биографическое повествование о семье, о своём роде, о происхождении переплетается с описанием исторических событий. Много интересных фактов из жизни знаменитых художников, лётчиков, полярников. При всей любви и уважении к героям своих произведений, писатель Решетников тонко и точно описывает различные перипетии, удачи и неудачи, сомнения и поиски, приключения и триумфы людей. Так же предельно искренне автор относится к повествованию о себе самом.
Книга, к тому же, представляет собой замечательный экскурс в область изобразительного искусства. Поразительно! – Боевой лётчик, военачальник, писатель и большой ценитель искусства! Излагать тему искусства, погружаясь в тонкости, увлекательно и, нисколько не сомневаюсь, в доступном широкому читателю виде... – Повезло нам быть современником такого человека.
Ty22
Старожил форума
24.03.2023 22:02
Талантливый человек талантлив во всём. Нам было дано в этом убедиться. Великий Человек Большой страны!
Павел M
Старожил форума
24.03.2023 23:06
Не ставлю целью перенести на эти страницы всю книгу, но интересными моментами, с позволения читателей, хочется поделиться.
Предлагаю часть описания одного из боевых полётов. Полное описание - в книге.

* * *
"...Вот и линия фронта. Воздух чист и прозрачен. Мы всматриваемся в его синеву, боясь прозевать истребителей. Я плотно притерся к Павлу Петровичу и хорошо вижу его сосредоточенный профиль.

На карту не смотрю. Она у меня без каких-либо расчетов, сложенная в несколько изгибов, засунута за голенище правой унты. Но маршрут я, в общем, знаю, курсовые углы запомнил, впереди сидит Сверчков — умелый штурман, искусный бомбардир, не подведет.

Во все предыдущие летные годы я старательно работал с картой: прочерчивал маршруты, измерял путевые углы, вел навигационные расчеты и планшет с картой всегда держал на левом колене. Но мне показалось, что в этом полку мои старшие товарищи — бывалые летчики — сами карты не готовят, и я не видел, чтоб кто-то из них хотя бы носил с собою летный планшет.

— А штурман для чего? — похохатывая, внушали мне азы профессиональной свободы скитальцы небесных дорог. Ко мне они относились тепло, по-дружески, но слегка покровительственно и даже чуть снисходительно. Мол, поживешь с наше — узнаешь, что к чему. Я тянулся к ним, старался быть рядом, но, как и прежде, соблюдал «дистанцию».

Сказать по правде, в тот раз я пренебрег прокладкой маршрута, не столько поддавшись влиянию чужих манер и привычек, сколько рассудив, что, держась в строю за Радчуком, стоит ли заниматься навигацией? Уж он-то с Хрусталевым и цель отыщет, и домой приведет, а мое дело — за ним держаться..."

© «Что было – то было» В. Решетников
п-к Щербинин
Старожил форума
26.03.2023 21:32
Павел M
Не ставлю целью перенести на эти страницы всю книгу, но интересными моментами, с позволения читателей, хочется поделиться.
Предлагаю часть описания одного из боевых полётов. Полное описание - в книге.

* * *
"...Вот и линия фронта. Воздух чист и прозрачен. Мы всматриваемся в его синеву, боясь прозевать истребителей. Я плотно притерся к Павлу Петровичу и хорошо вижу его сосредоточенный профиль.

На карту не смотрю. Она у меня без каких-либо расчетов, сложенная в несколько изгибов, засунута за голенище правой унты. Но маршрут я, в общем, знаю, курсовые углы запомнил, впереди сидит Сверчков — умелый штурман, искусный бомбардир, не подведет.

Во все предыдущие летные годы я старательно работал с картой: прочерчивал маршруты, измерял путевые углы, вел навигационные расчеты и планшет с картой всегда держал на левом колене. Но мне показалось, что в этом полку мои старшие товарищи — бывалые летчики — сами карты не готовят, и я не видел, чтоб кто-то из них хотя бы носил с собою летный планшет.

— А штурман для чего? — похохатывая, внушали мне азы профессиональной свободы скитальцы небесных дорог. Ко мне они относились тепло, по-дружески, но слегка покровительственно и даже чуть снисходительно. Мол, поживешь с наше — узнаешь, что к чему. Я тянулся к ним, старался быть рядом, но, как и прежде, соблюдал «дистанцию».

Сказать по правде, в тот раз я пренебрег прокладкой маршрута, не столько поддавшись влиянию чужих манер и привычек, сколько рассудив, что, держась в строю за Радчуком, стоит ли заниматься навигацией? Уж он-то с Хрусталевым и цель отыщет, и домой приведет, а мое дело — за ним держаться..."

© «Что было – то было» В. Решетников
НШ ДА у Решетникова был генерал-полковник авиации Герой Советского Союза А. Медведев. Штурман. Он говорил так: летчик ДА без штурмана не может выполнить задачу. Ни одну. Он може выполнять взлет, посадку, вести ероплан. Но цель найти и дорогу самостоятельно - не может. Летчики - Герои. Но и штурманы - не меньше.
Павел M
Старожил форума
26.03.2023 23:03
Безусловно, есть великое множество штурманов, с которыми лётчик чувствует себя, как у Христа за пазухой. Было дело, подобное обстоятельство убаюкивало...
Приведённый эпизод из книги приурочен как раз к Дню штурманской службы. Штурманам почет и уважение!
Тот боевой полёт закончился благополучно, хоть и были в нём моменты довольно серьёзные.
В моей практике встречались штурманы - настоящие мастера, отличные, надёжные.
Но... существовала и градация - по опыту, хватке, устойчивости к сложным вводным, по реакции на нестандартную обстановку. В общем, жизнь научила работать в связке со штурманом, помогать ему, если надо, и постоянно контролировать своё место.
Решетников пишет о том полёте, когда, помните: «...Воздух чист и прозрачен. Мы всматриваемся в его синеву, боясь прозевать истребителей)
* * *
"...Вот достойная месть за неподготовленную карту, за мое штурманское легкомыслие, с которым я впервые так доверчиво пустился в полет, да еще боевой! Этой науки мне хватило на всю мою долгую летную жизнь. Но Василий-то Лаврентьевич! Сейчас он то руками разводит, то хватается за голову. Я, правда, слишком долго ходил произвольными курсами, надеясь, что штурман все-таки ведет счисление пути, а он, видимо, не отходя от пулемета, больше смотрел за воздухом, чем на часы и компас. Его никак не упрекнешь..."
© «Что было – то было» В. Решетников



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru