Мобильная версия
Войти

Ключ "на 13" в авиации

 ↓ ВНИЗ

voron_0008
Старожил форума
06.01.2022 16:17
Нешуточная баталия разгорелась на форуме "Параплан.ру" по поводу наличия на советских и российских летательных аппаратах гаек и болтов под ключ "на 13".
Уважаемые авиационные механики, техники, инженеры авиационных комплексов и специалисты ИАС рангом выше, просветите пожалуйста.
Вопрос серьёзный, никакого флуда. Спасибо!
Damalei
Старожил форума
06.01.2022 17:10
Ключ на 13 получили широкое распространение у нас только после строительства АвтоВАЗа и начала массового выпуска "Жигулей".
Авиация, как вы понимаете, появилась в нашей стране несколько раньше.)))
DURADEX
Старожил форума
06.01.2022 17:20
ни когда не было на советских и российских летательных аппаратах гаек и болтов под ключ "на 13".
31955
Старожил форума
06.01.2022 17:49
Эйрбас на "торксах"?
sbb
Старожил форума
06.01.2022 18:23
31955
Эйрбас на "торксах"?
Гайки на дюймовых размерах.
Винты на "смещенных" Филипсах, https://www.phillips-screw.com ...
voron_0008
Старожил форума
06.01.2022 18:34
Спасибо
Саныч 62
Старожил форума
06.01.2022 19:19
DURADEX
ни когда не было на советских и российских летательных аппаратах гаек и болтов под ключ "на 13".
Разве что на стремянке (лестнице для входа в кабину) Су-27. Принадлежность самолёта :))). Более не помню.
Aerotek
Опытный боец
07.01.2022 09:40
Damalei
Ключ на 13 получили широкое распространение у нас только после строительства АвтоВАЗа и начала массового выпуска "Жигулей".
Авиация, как вы понимаете, появилась в нашей стране несколько раньше.)))
Это точно. И поначалу ключ на 13 был дефицитом и редкостью, потому, что в авиации, в частности, его не было и стащить неоткуда.
Надо бы ещё вспомнить Ту-4, но вспоминальщиков нет, а мемуары оставил только Галлай. У него про это не помню.
AAlfim
Старожил форума
07.01.2022 13:35
В наборе для турбины от Д-27 был
гоша
Старожил форума
07.01.2022 20:58
гоша
Старожил форума
07.01.2022 20:59
Основные тех характеристики
КОМПЛЕКТАЦИЯ
1 Лупа ЛП.-1-7* ГОСТ25706-83 21 Трещотка 725/4QR
2 Плоскогубцы 65015160 22 Ключ 2-20 Nm 730N/2
3 Отверка 1, 2х6, 5х150 23 Поперечная рукоятка 425
4 Отверка 1, 6х10, 0х175 24 Когтевой захват 12922N
5 Отверка РН 2х100 25 Приспособление для контровки 65751220
6 Отверка РН 3х150 26 Переходник 432
7 Нож 12320 27 Лампа Ч8МТ.9100.1400
8 Ключ 7х8 MOTOR 10 7x8 28 Молоточек 6420/0120
9 Ключ 8х9 MOTOR 10 8x9 29 Молоток дюралевый 6420/0130
10 Ключ 10х11 MOTOR 10 10x11 30 Спец клещи для установкиручки аварийного сброса дверей 6464/0020
11 Ключ 10х12 MOTOR 10 10x12 31 Отверка для замков капота 8АТ.9100.030
12 Ключ 12х14 MOTOR 10 12x14 32 Ключ Ч8МТ.9100.102
13 Ключ 17х19 MOTOR 10 17x19 33 Насадок S=24 Ч8МТ.9100.153
14 Ключ 19х22 MOTOR 10 19x22 34 Ключ комбинированный S-55x60 Ч8АТ.9101.051
15 Ключ 22х24 MOTOR 10 22x24
16 Ключ 32х36 MOTOR 10 32x36
17 Ключ 41х46 MOTOR 10 41x46
18 Насадок 46 14
19 Удлинитель 427/18
20 Насадок 540 10
voron_0008
Старожил форума
07.01.2022 22:00
Спасибо всем, картина проясняется :)
Игорь.
Старожил форума
07.01.2022 22:08
Сейчас что в авиации, что в автомобилях (и на кораблях))) можно найти любые ключи всех размеров и всех измерений, а также мыслимых и немыслимых конфигураций)))
Игорь.
Старожил форума
07.01.2022 22:10
Вы лучше скажите, чем отличается винт от болта. Только не надо писАть, что головкой...
Задумчивый
Старожил форума
07.01.2022 22:53
DURADEX
ни когда не было на советских и российских летательных аппаратах гаек и болтов под ключ "на 13".
Да ладно... Сколько я работал с Кузнецовскими двигателями, столько и крутил на них гайки и болты 13-м ключом. Объяснялось это тем, что конструктора стремились по-возможности чуть облегчить авиационную конструкцию и вместо стандартной головки на 14 закладывали S=13.
AAlfim
Старожил форума
08.01.2022 00:34
Задумчивый
Да ладно... Сколько я работал с Кузнецовскими двигателями, столько и крутил на них гайки и болты 13-м ключом. Объяснялось это тем, что конструктора стремились по-возможности чуть облегчить авиационную конструкцию и вместо стандартной головки на 14 закладывали S=13.
Но тогда гораздо логичнее для резьбы М8 делать головку на 12. А 14 по любому выглядит ... несоразмерно большой для восьмёрки.
klm911
Старожил форума
08.01.2022 08:55
Игорь.
Вы лучше скажите, чем отличается винт от болта. Только не надо писАть, что головкой...
sbb
Старожил форума
08.01.2022 10:06
Игорь.
Вы лучше скажите, чем отличается винт от болта. Только не надо писАть, что головкой...
Шляпкой?))
Игорь.
Старожил форума
08.01.2022 10:35
sbb
Шляпкой?))
Шляпки у курортных дам, а у болтов и винтов головки.
Прочитайте ГОСТ
Игорь.
Старожил форума
08.01.2022 10:42
Если принципиально, то болт скрепляет две (или несколько) деталей, винт скрепляет деталь с основанием.
sbb
Старожил форума
08.01.2022 11:50
Игорь.
Шляпки у курортных дам, а у болтов и винтов головки.
Прочитайте ГОСТ
Задумчивый
Старожил форума
08.01.2022 12:30
AAlfim
Но тогда гораздо логичнее для резьбы М8 делать головку на 12. А 14 по любому выглядит ... несоразмерно большой для восьмёрки.
Дома в инструментальном ящике до сих пор лежит ключ 11х13. С тех времен. Вот не помню, шел ли куда на 11...
Задумчивый
Старожил форума
08.01.2022 13:04
Игорь.
Вы лучше скажите, чем отличается винт от болта. Только не надо писАть, что головкой...
Болт крепит пакет деталей при помощи наворачиваемой на него гайки. А винт крепит детали при помощи резьбы, нарезанной в крайней детали.
Один и тот же элемент может быть и болтом, и винтом, в зависимости от применения.
Как правило, болт имеет более длинную гладкую цилиндрическую часть и короткую резьбовую, лишь под гайку. Иногда цилиндрическая часть болтов выполняется "классной", под плотную посадку, без люфта, собираемых деталей.
Винты с "классной" цилиндрической поверхностью не встречал, т. к. при заворачивании винта требуется его вращение, что при очень тугих посадках практически невозможно и конструктивно нелепо.
Rain757
Старожил форума
08.01.2022 14:30
На Ан-2 под 15-й ключ пробки слива из «поплавковых камер» по моему были.
skorp77777
Старожил форума
08.01.2022 15:24
Задумчивый
Дома в инструментальном ящике до сих пор лежит ключ 11х13. С тех времен. Вот не помню, шел ли куда на 11...
За авиацию не знаю, но в советских авто ключ на 11 нужен был для регулировки клапанов. Контргайка рег. винта была на 11.
skorp77777
Старожил форума
08.01.2022 15:26
Забыл написать, что в др. местах гаек/болтов на 11 в советской технике я не помню.
DURADEX
Старожил форума
08.01.2022 16:02
Задумчивый
Да ладно... Сколько я работал с Кузнецовскими двигателями, столько и крутил на них гайки и болты 13-м ключом. Объяснялось это тем, что конструктора стремились по-возможности чуть облегчить авиационную конструкцию и вместо стандартной головки на 14 закладывали S=13.
не верю (с)
Прочнист
Старожил форума
08.01.2022 16:35
Задумчивый
Да ладно... Сколько я работал с Кузнецовскими двигателями, столько и крутил на них гайки и болты 13-м ключом. Объяснялось это тем, что конструктора стремились по-возможности чуть облегчить авиационную конструкцию и вместо стандартной головки на 14 закладывали S=13.
Для советских болтов и гаек М8 стандартный (ГОСТ) размер под ключ 13 мм.

По авиационным ОСТам и нормалям для М8 размер под ключ 12 мм. Можно гадать почему. Вероятно, для снижения веса.
Прочнист
Старожил форума
08.01.2022 16:40
Забыл добавить, что по ГОСТу были болты (и, соответственно, гайки) с увеличенной (усиленной) головкой и уменьшенной головкой. Соответственно размеры по ключ для резьбы М8 12 и 14 мм.
Прочнист
Старожил форума
08.01.2022 16:53
Задумчивый
Болт крепит пакет деталей при помощи наворачиваемой на него гайки. А винт крепит детали при помощи резьбы, нарезанной в крайней детали.
Один и тот же элемент может быть и болтом, и винтом, в зависимости от применения.
Как правило, болт имеет более длинную гладкую цилиндрическую часть и короткую резьбовую, лишь под гайку. Иногда цилиндрическая часть болтов выполняется "классной", под плотную посадку, без люфта, собираемых деталей.
Винты с "классной" цилиндрической поверхностью не встречал, т. к. при заворачивании винта требуется его вращение, что при очень тугих посадках практически невозможно и конструктивно нелепо.
Судя по стандартам (по крайней мере, авиационным), по внешнему виду различить болт и винт невозможно. Болт или винт определяется названием из стандарта на данный крепеж.
Задумчивый
Старожил форума
08.01.2022 18:07
Прочнист
Судя по стандартам (по крайней мере, авиационным), по внешнему виду различить болт и винт невозможно. Болт или винт определяется названием из стандарта на данный крепеж.
Теоретически - да. Но если Вы держите в руках что-то короткое, скажем М5х15, без цилиндрической части, с резьбой под самую головку и с широкой плоской "шляпкой" под отвертку, то скорее всего это таки винт для крепления какой-нибудь тонкой обшивки.
Опять же, если у Вас в руках гладкое длинное цилиндрическое тело с диаметром, превышающим М короткой резьбы на конце, да еще с отверстием на конце под шплинт, то это болт )).
Задумчивый
Старожил форума
08.01.2022 18:21
Прочнист
Забыл добавить, что по ГОСТу были болты (и, соответственно, гайки) с увеличенной (усиленной) головкой и уменьшенной головкой. Соответственно размеры по ключ для резьбы М8 12 и 14 мм.
Т.е. под резьбу М8 могут быть головки S= 12, 13, 14. Что и требовалось доказать.
nikkil
Старожил форума
10.01.2022 19:16
1) Из нормативных документов:
По нормали 538АТ ряд размеров под ключ: (4; 5; 5, 5; 7; 8; 10; 12; 14; 19; 22; 24; 27; 30; 32; 36; 41;...)
По ОСТ 1 31102-80 на болты с шестигранной головкой практически тоже самое.

2) Болты отличаются от винтов! Чем, написано выше...
Для примера можно сравнить болты по По ОСТ 1 31102-80 с винтами с шестигранной головкой по ОСТ 1 31508-80...

3) Теоретически, при необходимости нестандартный крепеж, с которым работают при эксплуатации может применяться, но при этом ЗИП должен быть укомплектован нестандартным инструментом...

Вобчем примерно как-то так...
Задумчивый
Старожил форума
10.01.2022 19:33
2 nikkil:
Куды ключ на 17 дели?
nikkil
Старожил форума
10.01.2022 19:40
Х/з может и пропустил, когда на работе со справочника переписывал....


 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru