Сравнивать пятнадцатый международно-авиакосмический салон с предыдущим, прошедшим в 19 году, по понятным причинам будет некорректно. За шесть дней работы его посетило 135.000 человек, в то время как в 19 году было 580.000 посетителей. Хорошо, что он вообще состоялся в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Участников также было заметно меньше, чем в прошлые годы. В сфере авиации общего назначения на их количестве сказались как и отсутствие большого числа новинок, так и проблемы с получением сертификатов лётной годности. Но посмотреть всё же было на что. СМИ в новостях с международного авиакосмического салона обычно рассказывают только о военных самолётах или вертолётах, или о таких, которые покупают авиакомпании для перевозки пассажиров. На авиацию общего назначения они внимания не обращают.
На этом авиасалоне состоялось редкое для авиации общего назначения событие - был подписан договор о продаже вертолёта «Скаут». Лёгкий многоцелевой вертолёт «Скаут» - это модернизированный Ми-2 с новыми двигателями АИ-450М, который по сравнению с предшественником потребляет на 30% меньше керосина, летит почти в два раза дальше и превосходит предшественника по всем лётно-техническим характеристикам. Одновременно с установкой новых моторов на вертолёте проводятся капитально-восстановительные работы, и получается новый вертолёт с хорошим запасом ресурсов и календарного срока службы стоимостью от 70 миллионов рублей. Для сравнения, ориентировочная цена ближайшего в этом классе российского вертолёта «Ансат» около 250 миллионов.
На МАКС 2021 впервые показали сделанный в Жуковском лёгкий двухместный самолет Сигма-7 с расположением экипажа «бок о бок», хорошим панорамным обзором, двигателем Ротакс 912, толкающим воздушным винтом и со складным крылом для удобства хранения и поездок по автодорогам.
В Ейском районе Краснодарского края на базе Ан-2 построили двухмоторный самолёт ТР-301 ТВИН. Это ещё одна ремоторизация Ан-2 с двумя моторами ГТД-350. Максимальная скорость твина 300 километров в час, крейсерская с расходом керосина 240 литров – 250 километров в час. Дальность полёта до 1100 километров, грузоподъёмность на коротких расстояниях до полутора тонн.
Также авиаконструкторы из Ейского региона привезли на авиасалон макет пятиместного ТР-182 – будущий бюджетный самолёт полностью из российских комплектующих, включая и авиаконверсию двигателя ЗМЗ-409. Его расчётная крейсерская скорость предполагается около 250 километров в час, дальность полёта – до полутора тысяч километров. Идея самолёта заключается в том, чтобы создать российский самолёт с низкой стоимостью эксплуатации, с лёгкой возможностью производства и бюджетной стоимостью содержания. Сейчас проект находится на стадии испытаний двигателя, облетают ТР-182 в следующем году. Его ориентировочная стоимость – 15 миллионов рублей. Кстати, на двигатель будет даваться гарантия 1000 часов
В Перми модернизировали вертолёт «Орлан». По сравнению с первым вариантом здесь поменяли лопасти, сделали более просторный салон, добавили объёмный багажник за двигателем.
Рядом с «Орланом» выставлялся макет четырёхместного вертолёта «Беркут 3» от одноимённого казанского КБ «Беркут». КБ начало свою работу с проектирования композитного фюзеляжа для Ми-34. Его главный конструктор Сергей Башаев также учредитель и гендиректор авиакомпании «Вектор» и как эксплуатант хочет построить лёгкий вертолёт, который будет экономичнее существующих аналогов. Сейчас «Беркут 3» находится в стадии отработки трансмиссии несущей системы и органов управления. Лётные испытания запланированы в 2022 году. Его особенность – максимальное использование композитов.
Также на МАКС впервые показали два новых в России автожира. Первый – итальянский Magni Gyro. Это известный европейский производитель, который c 67 года сделал свыше 1300 автожиров. Но в России не было дилеров компании Магни, пока частный пилот Илья Микелов в отпуске случайно не оказался на их производстве. Кроме Magni Gyro, в России на МАКС впервые показали собранный в Минске на совместном китайско-белорусском предприятии модернизированный польский автожир Tercel. 20% комплектующих здесь – белорусского производства, есть валидированный сертификат EASA. Что интересно, по словам генерального директора компании – это государственный проект, хоть и финансируется частными средствами. Правительство Беларуси планирует применять гиропланы собственного производства для выполнения в республике различных авиационных работ и, конечно же, продавать их в частные руки всем желающим.
Из перспективных разработок для АОН на МАКСе были Як-18Т с двигателем АПД-500 и Сигма-4 с электродвигателем. Это разработки центрального института авиационного моторостроения. АПД-500 – это дефорсированная авиационная адаптация автомобильного двигателя Аурус. Планируемая цена АПД-500 в районе 7 миллионов рублей. Для двигателя мощностью 500 лошадиных сил это дёшево. Прогнозируемый ресурс – свыше 3000 часов. Сейчас этот двигатель проходит высотно-климатические испытания в барокамере с проверкой режимов работы и топливной эффективности на разных высотах. Начало лётных испытаний запланировано в конце этого года. А уже со следующего, если всё пойдёт по плану, начнутся его продажи всем желающим. Планируется сделать и акробатический вариант с возможностью перевёрнутого полёта.
На сигму-4 в ЦИАМ вместо штатного 912 ротакса поставили 60 киловатный электродвигатель с аккумуляторами на полчаса полёта. Масса этого электродвигателя 23 килограмма, масса батарей на 40 минут полёта 120 килограммов. Аккумуляторы пока иностранные, но в дальнейшем планируется установка российских.
Подробные новости из авиации общего назначения на МАКС-2021 можно посмотреть в 118 выпуске авиационной телепрограммы FlightTV www.flighttv.ru/movie/Flight-T ...