Рабочая группа по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ воздушного транспорта Комитета развития образования Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта завершила разработку Положения о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и представляет проекты нормативных актов на общественное обсуждение.
Основными направлениями деятельности Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта являются: координация разработки профстандартов отрасли, организация проведения независимой оценки квалификации, экспертиза государственных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения, а также организация деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации работника положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям и имеет важнейшее значение для анализа рынка труда и рынка образовательных услуг любой отрасли.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является одним из направлений независимой оценки качества образования в Российской Федерации.
Ее правовые основы определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В статье 96 данного закона регулируются вопросы проведения профессионально-общественной аккредитации.
Согласно законодательным нормам, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретном учебном заведении.
Актуальность процедур профессионально-общественной аккредитации возросла в связи с процедурами сопряжения независимой оценки квалификаций и государственной итоговой аттестации. Старт такой единой процедуры оценки был дан в 2018 году, когда выпускники профессиональных образовательных организаций на этапе государственной итоговой аттестации начали сдавать демонстрационный профессиональный экзамен.
Демонстрационный профессиональный экзамен - это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков, а также независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий.
Проведение аттестации с использованием механизма демонстрационного профессиональный экзамена предполагает вариативность видов аттестации, в том числе с учетом стандартов Ворлдскиллс (WorldSkills Russia), в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и с учетом требований корпоративных стандартов работодателей.
Основными мотивами сопряжения процедур независимой оценки квалификаций и государственной итоговой аттестации являются:
- для профессиональных образовательных организаций: возможность «обратной связи» от работодателей, независимая оценка качества подготовки по реализуемым образовательным программам и далее - прохождение профессионально-общественной аккредитации, рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, возможность получения внебюджетных доходов за счет деятельности экзаменационной площадки;
- для органов управления образованием: возможность «обратной связи» от работодателей, выявление «эффективных» и «неэффективных» программ;
- для предприятий: возможность отбора наиболее подготовленных выпускников, экономия на затратах, связанных с оценкой квалификации кандидатов, сокращение временных и финансовых ресурсов, направляемых на доучивание и первичную адаптацию персонала;
- для студентов: возможность выхода на рынок труда с признаваемыми работодателями свидетельствами о профессиональной квалификации, улучшение условий для трудоустройства, снижение порога успешной профессиональной адаптации.
Выпускники, успешно сдавшие государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного профессионального экзамена, получают признание практического этапа независимой оценки квалификаций.
Наличие у образовательной организации свидетельства о прохождении профессионально-общественной аккредитации позволяет признать положительные результаты профессионального экзамена в качестве теоретического этапа независимой оценки квалификации.
Успешно сдавшие профессиональный экзамен студенты образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию, наряду с дипломом о профессиональном образовании получают свидетельства о квалификации, которые вносятся в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций. Это дает существенные конкурентные преимущества на российском рынке труда.
В условиях процедур сопряжения независимой оценки квалификаций и государственной итоговой аттестации преимуществом профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, помимо признания демонстрационного профессионального экзамена в качестве теоретического этапа независимой оценки квалификации, является валидация оценочных средств экспертным сообществом.
Для оценки качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в учебном заведении воздушного транспорта в соответствии с требованиям профессиональных стандартов и рынка труда, рабочей группой комитета по развитию образованию Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта разработан проект Положения о профессионально-общественной аккредитации основных образовательных программ, программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ воздушного транспорта.
Проект Положения включает в себя описание требований к организациям, желающих заниматься профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ в сфере воздушного транспорта, описание процедур наделения полномочиями по ПОА, описание процедур ПОА, требования к экспертам профессионально-общественной аккредитации, описание критериев оценки образовательных программ и другое.
Текст Проекта Положения о ПОА ОП ВТ доступен по ссылкам:
https://www.sovetvt.ru/post/пу ...
Просьба рекомендации, предложения и замечания направлять до 29 августа в комментариях к этому блогу на сайте или по электронной почте poa@sovetvt.ru.