ПИЛОТЫ ВЕРТОЛЁТОВ ОСОБЕННЫЕ
Цитата:
"Дело в том,  что вертолеты отличаются от самолетов. 
Самолет по своей природе хочет летать,  и если ему не слишком сильно мешают случайные возмущения или действия некомпетентного пилота,  он будет лететь. 
Вертолет же летать не хочет. 
Он удерживается в воздухе сочетанием различных сил и средств управления,  действующими друг против друга,  и,  если есть малейшее нарушение этого тонкого равновесия,  вертолет прекращает полет. 
И нет такого понятия,  как планирование вертолета. 
Вот почему,  быть пилотом вертолета так сильно отличается от того,  как быть пилотом самолета,  и поэтому,  как правило,  пилоты самолетов - открытые,  с ясными глазами,  приятные экстраверты,  а пилоты вертолетов - задумчивые,  замкнутые в себе ожидатели неприятностей. 
Они знают,  что если чего-то плохого еще не случилось,  то это скоро произойдет."
Это цитата журналиста Гарри Ризонера на ABC News в 1971 году. В ней довольно метко подмечены особенности вертолетов и вертолетчиков. Видимо поэтому,  цитату много раз перепечатывали и перепечатывают под разными названиями и она довольно известна. Кажется удивительным как человек,  далекий от авиации в общем и вертолетов в частности так тонко проникся вертолетами.
Однако,  наверняка,  эти слова - это перефразированные размышления строевого летчика Рока Лайонса,  воевавшего на Хьюи во Вьетнаме. Он остроумно и с юмором,  а местами довольно тонко,  высказался насчет полетов на вертолетах,  поэтому его слова тоже заслуживают внимания:
"Все,  что попадает в небо,  летит по неестественным принципам. 
Ни у кого никогда не возникнет желания подкрасться к старому опытному пилоту вертолета и хлопнуть в ладоши. Он скорее всего попытается спрятаться,  возможно захнычет... А затем встанет и надерет вам задницу. 
Всегда легко вычислить пилотов вертолетов в транспорте: в поезде,  самолете,  автомобиле или в лодке. Они никогда не улыбаются,  они всегда прислушиваются к машине,  и они всегда слышат что-то,  что они считают не в порядке. Пилоты вертолетов летят в напряжении,  они больше похожи на сжатую пружину,  словно в ожидании когда детали их устройства разлетятся в стороны. 
Полет на вертолете на любой высоте свыше 150 метров считается безрассудным,  и его следует избегать. Полет на вертолете на любой высоте или в любом режиме,  который препятствует посадке менее чем за 20 секунд,  считается явным безрассудством. 
Помните,  что на вертолете есть лишь около одной секунды,  чтобы сбросить шаг в случае отказа двигателя,  прежде чем ситуация станет неисправимой. В случае если этот момент упущен,  вертолет летит так же,  как и машина с двадцатью ящиками колы. Даже идеально выполненная авторотация дает коэффициент планирования,  лишь немного лучше чем у кирпича. Авторотация с разворотом на 180 градусов,  на мой взгляд,  является сложнейшим элементом высшего пилотажа,  которого необходимо избегать. 
Если крылья движутся вперед,  отстают,  хлопают,  колеблются и движутся быстрее,  чем сам фюзеляж,  происходит что-то противоестественное. Разве так люди должны летать? 
На висении,  если начинается снижение,  нужно увеличить шаг,  подкрутить дроссель (поддержание оборотов постоянными),  дать правую педаль (чтобы парировать реактивный момент) и переместить ручку вправо (парировать смещение влево),  чтобы удержать место висения. Если теперь нужно перестать набирать высоту,  нужно сделать противоположное в том же порядке. А в случае ветра всё это нужно делать по несколько раз каждую секунду. Не кажется,  что это довольно странный способ летать? 
И если на вертолете все работает нормально,  можно только временно считать себя везунчиком. Что-то вот-вот да сломается. 
Сказав все это,  я также хочу сказать,  что полет на вертолете является одним из самых приятных и волнующих впечатлений,  которые я когда-либо получал. Я налетал более 11 000 часов на реактивных и винтовых самолетах и вертолетах,  прежде чем повесить свои крылья. Чего мне больше всего теперь не хватает,  так это скользить над верхушками деревьев со скоростью 100 узлов,  в одиночестве на легком вертолете. 
Когда мой брат узнал,  что я собираюсь летать на вертолетах он,  со всем превосходством летчика-истребителя (который никогда не летал на вертолетах),  сказал что «Полет на вертолете похож на мастурбацию. Получаешь удовольствие во время занятия,  но похвастаться нечем». 
И теперь,  много лет спустя,  я знаю,  что хоть это было иногда и совсем не весело,  но зато это именно то,  чем могут похвастаться лишь только те ,  кто пережил такой опыт."





