Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Волнение первого раза у пилотов снимается тренировкой на тренажёрах?

 ↓ ВНИЗ

AirDuct
Старожил форума
15.06.2019 15:40
Все мы знаем, какой реалистичности и значимости достигли сценарии тренажерной подготовки, дающие пилотам возможность испытать, отреагировать на непредвиденные ситуации в полете. Комплексные подвижные тренажёры с системами визуализации внекабинной обстановки это уже какой-то фантастический шедевр, позволяющий осуществлять тренировку в условиях, максимально приближенных к реальным, практически полное погружение (ну, разве нет пока генерации запахов), позволяющим пилоту получить качественные навыки выхода из критических ситуаций в полёте.
Но такие ли уж качественные, ведь известно немало случаев получения пилотом необходимых навыков и знаний выхода из аварийной ситуации на тренажёре, тем не менее, в реальности, не виртуальной, из-за сбоя психики все полученные навыки шли коту под хвост.
Чаще всего это объясняют тем, что на тренажёре невозможно внедрить фактор страха за жизнь, невозможно там бояться за «свою» жизнь - в этом качестве «полёты» на авиационных тренажёрах далеко отстают от тех же учебно-тренировочных полётов, но они неизмеримо дороже тренажёрных. Вот вам и разумная достаточность в современном определении безопасности полётов, гармония бизнеса и БП.
Отсутствие фактора страха, получения умения его преодолевать – главный недостаток тренажёров. Это как в компьютерной игре - страх испытать можно, но он не будет на сто процентов полным, какой бы качественной игра ни была: потому что ты все равно помнишь, что это в любом случае — всего лишь игра, в игре ты супергерой, в подобной такой же ситуации, но в жизни, получается не то идеальное, что получалось у тебя 1000 раз в игре.
Но ведь не только у пилотов в работе встречаются сильно воздействующие на психику факторы, отрицательно влияющие на успешное выполнение задачи. Таких факторов встречается даже, наверное, гораздо больше, чем у пилотов, в силовых ведомствах, правоохранительных органах.
Вот как об этом говорится у А. М. Столяренко «Юридическая педагогика. Курс лекций» о подготовке юриста, сотрудника правоохранительных органов: https://refdb.ru/look/2076817- ...
Профессионально-психологическая устойчивость к экстремальным факторам формируется на основе упреждающего ознакомления обучающихся сотрудников с ними. Все, что ожидается, знакомо, производит на человека меньший эффект.
Важно, чтобы «волнение первого раза» сотрудник испытал в учебной обстановке, а не в реальной.
Это подтверждается информационной теорией эмоций П.В. Симонова, выраженной, в частности, в формуле:
Э= - П (Ин - Ис),
где:
П — потребность в достижении, успешном решении задачи;
Ин - информация (опыт, подготовленности), необходимая для удовлетворения потребности (достижения цели, решения за¬дачи);
Ис — информация, имеющаяся у человека (степень опытности, обученности).
Волнения, напряженность тем больше и отрицательны по содержанию, чем большую потребность, желание испытывает данный человек, чем меньше его Ис. Если Ис равно Ин, то разность в скобках раина нулю и человек спокоен, а если Ис больше Ин, то эмоция положительна.

Ну, а что же в авиации, что говорит на эту тему ИКАО?
Смотрим статью «При подготовке пилотов на тренажерах нужны неожиданности»: http://www.ato.ru/content/pri- ...
ICAO готовится представить новые требования к подготовке по недопущению и выводу ВС из сложного пространственного положения, и основной задачей инструкторов станет создание ситуаций, способных ввести курсантов в неподдельное состояние ступора. Такие ситуации позволят отследить первичную реакцию пилота и при необходимости скорректировать ее. Однако если пилот подозревает о предстоящем отказе или ожидает его, его реакция не будет аутентичной и обучающая ценность сессии существенно снизится.

Итак, как достичь высокой стрессовой устойчивости пилотов в экстремальной ситуации, если учебно-тренировочные полёты дороги, а тренажерные в этом плане не эффективны?
Материалы:
Можно ли научиться летать тренируясь только на авиатренажере?: http://olymp.as-club.ru/publ/a ...
Мы живём внутри компьютерной игры! Только факты: https://pikabu.ru/story/myi_zh ...
В МАИ не учился
Старожил форума
15.06.2019 16:04
AirDuct

Вы бы диссертацию защитили по теме, что ли? Чем на форуме из "пустого в порожнее" переливать... Все данные для этого у вас налицо)
klm911
Старожил форума
15.06.2019 17:29
Не знаю , как насчет стресса , он ( стресс) то иногда появляется или исчезает(( в зависимости от причины)) с опытом , когда начинаешь некоторые вещи знать и понимать не в теории и не по «страшилкам», а вот вредные привычки на FFS запросто приобретаются , это проверено .
Андрей 834
Старожил форума
15.06.2019 17:43
Тренажёр - это очень хорошо. Важно только не переборщить. Во всём нужна мера. Идиализировать его точно не надо.
Подготовка должна быть комплексной
ANTONOV_26
Старожил форума
15.06.2019 17:43
Итак, как достичь высокой стрессовой устойчивости пилотов в экстремальной ситуации, если учебно-тренировочные полёты дороги, а тренажерные в этом плане не эффективны?

Вы сами ответили на свой вопрос. Выполнять УТП. Применение FFS - исключительно для удешевления процесса. Далее должна следовать полноценная качественная аэродромная тренировка.
bob319
Старожил форума
15.06.2019 18:09
Подключать у тренируемому 220В и чуть что .....шандарах !!!!!-вот и страх появится!!
Старый АОНовец
Старожил форума
15.06.2019 18:11
Что хорошо, так это то, что на тренажёре отрабатывается автоматизм команд и действий при различных отказах. И, вообще - то, пилот постоянно находится в режиме ожидания отказа. Особенно на взлёте, до скорости принятия решения.
bob319
Старожил форума
15.06.2019 18:12
Р S :Ну а если убьёт , так и не жалко, ведь не справился с отказом-значит дятел !!!, а поэтому и не жалко:)!!!
AirDuct
Старожил форума
15.06.2019 23:21
bob319
Подключать у тренируемому 220В и чуть что .....шандарах !!!!!-вот и страх появится!!
Очень интересная мысль, где-то я её встречал, вроде бы для выработки условного рефлекса, у собак Павлова, что ли :)
Но всё-таки, посмотрел в I-Net об ударах током, интересно.
И вот что нашёл. И оно всё о том же: психологически подготовленный человек к возможной опасности поражения током гораздо легче переносят электрические удары:
Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током: https://studfiles.net/preview/ ...
Рис.1.7. Классификация факторов, влияющих на исход поражения человека электрическим током
Психическое состояние. В западноевропейской и американской литературе нередко встречаются утверждения, что психическое состояние человека в момент поражения имеет если не большее, то, по крайней мере, такое же значение для исхода поражения, как сопротивление тела человека и другие его физические данные.
Многие зарубежные авторы считают, что алкоголики, неврастеники, истерические больные, эпилептики, а также меланхолики могут погибнуть от токов, которые совершенно безопасны для здоровых людей. Строгого подтверждения выше изложенному нет.
Однако было бы неправильно полностью отрицать влияние психических факторов на исход поражения. Например, немалое значение имеет психическая подготовленность человека к возможной опасности поражения током.
Дело в том, что неожиданный электрический удар, даже при относительно небольшом напряжении, нередко приводит к тяжелым последствиям; если же человек подготовлен к возможному поражению током, т.е. ожидает его, то степень опасности резко уменьшается. Имеют значение также моральное состояние в процессе выполняемой им работы, степень утомления и т.п.
Внимание. В своих опытах над животными австрийский ученый С. Еллинек выявил роль фактора внимания в исходе электротравмы. Те из животных, которые находились в спокойном состоянии и не ждали беды, погибали от малого напряжения, а те, которых дразнили палкой и при этом подавали напряжение 220 В, воспринимали удар электрического тока как удар палкой, приходили в ярость и бросались на экспериментатора. Описываемый опыт был многократно повторен и подтвержден.
Говоря о спасительном факторе внимания, можно сделать вывод, что для защиты от опасного раздражителя мобилизуются внутренние ресурсы животного, что свойственно, естественно, и человеку.
Главная особенность электротравмы в том, что напряжение нашего внимания, наша твердая воля в состоянии не только ослабить действие электрического тока, но иногда совершенно его уничтожить. «Сокрушительную силу падающей балки или взрыва нельзя ослабить мужеством и героической выдержкой, но это вполне возможно по отношению к действию электрического удара, если он наступает в период напряженного внимания… Действительно, тот, кто слышит выстрел, не видя стреляющего, может погибнуть от внезапно наступившего шока, тот же, кто смотрит на стреляющего или сам стреляет, шоку неподвержен…». Здесь имеется в виду не так называемое непроизвольное внимание, которое вызывается каким–нибудь неожиданным событием, а то внимание, которое усилием воли направляется нами на ожидаемые явления, события и раздражения.
«Фактор внимания, – писал С. Еллинек, – играет чрезвычайно большую, может быть решающую роль…» и далее: «C тем, кто находится в состоянии сосредоточенного внимания, обыкновенно ничего не случается… Он противопоставляет свое внимание, как щит, страшному моменту, который может произойти».
Квалификация человека.

Не хочу приводить весь раздел, много букофф, кому интересно, дочитает до конца.
Но принцип один – психологическая подготовленность человека к опасности, основополагающий фактор благополучного исхода, что при поражении электричесим током, что в деле безопасности полётов.
AirDuct
Старожил форума
16.06.2019 00:13
В МАИ не учился
AirDuct

Вы бы диссертацию защитили по теме, что ли? Чем на форуме из "пустого в порожнее" переливать... Все данные для этого у вас налицо)
Ну, спасибо :)
Однако, если за решение проблемы психологического сопровождения тренажерной подготовки взялось ИКАО, то можно быть уверенным, что вскоре соответствующий продукт на рынке лётной подготовки появится. Найдут какие-то замеряемые психофизиологические параметры как на полиграфе, эквивалентные устойчивой психике при факторах опасности и каждая тренировка на нештатные ситуации будет подгоняться под этот диапазон параметров. Тонкий процесс? Конечно, но прогресс неминуемо к этому подойдет.
На reaa веду тему «Полёт вертолёта на высоте от 30 до 50 км. Потребная тяга винта»: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yab ...
Начата в 2015 году в связи с появившимися сообщениями о подготовке дрона для Марса для разведки окресностей для марсахода с целью оптимизации маршрута его движения. Вначале все казалось фейком – плотность атмосферы Марса у поверхности в 100 раз меньше земной – это всё равно, что заставить вертолёт лететь у нас на высоте 50 км. Однако за 4 года вышел готовый продукт в лётной готовности, готовности к отправке на Марс в июле 2020 года.
Так что и в тренажерной подготовке точно найдут психофизиологические методы подготовки, позволяющие спокойно и концентрировано решать нештатные ситуации в реальной обстановке.
Lee
Старожил форума
16.06.2019 00:15
ANTONOV_26
Итак, как достичь высокой стрессовой устойчивости пилотов в экстремальной ситуации, если учебно-тренировочные полёты дороги, а тренажерные в этом плане не эффективны?

Вы сами ответили на свой вопрос. Выполнять УТП. Применение FFS - исключительно для удешевления процесса. Далее должна следовать полноценная качественная аэродромная тренировка.
Как то весь цивилизованный мир обходится качественной первоначальной подготовкой, и последующей системой совершенствования и контроля, без аэродром ных тренировок на тяжёлых типах. У нас как никогда не было качественной системы подготовки лётного состава в ГА, так и теперь не стало. Знаю, многие готовы бросить в меня камень за эти слова, но факт остаётся фактом - в училище учили в основном пилотировать, при чем по кругу. Про самостоятельные полеты стыдливо промолчу.
Lee
Старожил форума
16.06.2019 00:16
ANTONOV_26
Итак, как достичь высокой стрессовой устойчивости пилотов в экстремальной ситуации, если учебно-тренировочные полёты дороги, а тренажерные в этом плане не эффективны?

Вы сами ответили на свой вопрос. Выполнять УТП. Применение FFS - исключительно для удешевления процесса. Далее должна следовать полноценная качественная аэродромная тренировка.
Как то весь цивилизованный мир обходится качественной первоначальной подготовкой, и последующей системой совершенствования и контроля, без аэродром ных тренировок на тяжёлых типах. У нас как никогда не было качественной системы подготовки лётного состава в ГА, так и теперь не стало. Знаю, многие готовы бросить в меня камень за эти слова, но факт остаётся фактом - в училище учили в основном пилотировать, при чем по кругу. Про самостоятельные полеты стыдливо промолчу.
Petruha_89
Старожил форума
16.06.2019 09:19
klm911
Не знаю , как насчет стресса , он ( стресс) то иногда появляется или исчезает(( в зависимости от причины)) с опытом , когда начинаешь некоторые вещи знать и понимать не в теории и не по «страшилкам», а вот вредные привычки на FFS запросто приобретаются , это проверено .
Можете привести несколько примеров - какие вредные привычки приобретаются?
Petruha_89
Старожил форума
16.06.2019 09:23
ANTONOV_26
Итак, как достичь высокой стрессовой устойчивости пилотов в экстремальной ситуации, если учебно-тренировочные полёты дороги, а тренажерные в этом плане не эффективны?

Вы сами ответили на свой вопрос. Выполнять УТП. Применение FFS - исключительно для удешевления процесса. Далее должна следовать полноценная качественная аэродромная тренировка.
А как стрессоустойчивость достичь в процессе аэродромной тренировки?
Когда это обыкновенные взлет/посадка? Неужели ещё реальные отказы делать???
Тигиль
Старожил форума
16.06.2019 09:30
Lee
Как то весь цивилизованный мир обходится качественной первоначальной подготовкой, и последующей системой совершенствования и контроля, без аэродром ных тренировок на тяжёлых типах. У нас как никогда не было качественной системы подготовки лётного состава в ГА, так и теперь не стало. Знаю, многие готовы бросить в меня камень за эти слова, но факт остаётся фактом - в училище учили в основном пилотировать, при чем по кругу. Про самостоятельные полеты стыдливо промолчу.
Ну как же? А хлебодаровку «бомбили» , штопор в программе был, бочки. Маршруты самостоятельно выполняли. Всякое было в га.
klm911
Старожил форума
16.06.2019 09:53
Petruha_89
Можете привести несколько примеров - какие вредные привычки приобретаются?
Например « шуровать « стабом» туда - сюда от души ( или втыкать FULL THR хде непопадя ) при GA, UPSETах и тд и тп , настоящий самоль не любит это и не прощает( Ростов) , а на FFS я его туда сюда загоню, и ни чего , живее всех живых ,
klm911
Старожил форума
16.06.2019 09:57
bob319
Подключать у тренируемому 220В и чуть что .....шандарах !!!!!-вот и страх появится!!
Змею за шиворот , тоже помогает .
Petruha_89
Старожил форума
16.06.2019 10:31
klm911
Например « шуровать « стабом» туда - сюда от души ( или втыкать FULL THR хде непопадя ) при GA, UPSETах и тд и тп , настоящий самоль не любит это и не прощает( Ростов) , а на FFS я его туда сюда загоню, и ни чего , живее всех живых ,
Для этого на тренажёре есть инструктор, который должен сделать втык за неправильные действия. А при грубых ошибках ещё и Fail поставить - и на повторный чек!
AirDuct
Старожил форума
16.06.2019 10:32
klm911
Например « шуровать « стабом» туда - сюда от души ( или втыкать FULL THR хде непопадя ) при GA, UPSETах и тд и тп , настоящий самоль не любит это и не прощает( Ростов) , а на FFS я его туда сюда загоню, и ни чего , живее всех живых ,
Кстати, в вышеприведенной статье: «Можно ли научиться летать тренируясь только на авиатренажере?»: http://olymp.as-club.ru/publ/a ...
как раз пример именно такого навыка и приводится:

Необходимость тренажерной подготовки общепризнана. Однако тренажерная подготовка несет потенциальную опасность, связанную с возможным привитием ложных навыков. Это связано с возможной недостаточной адекватностью моделей ВС. Примером привития ложного навыка на тренажере, приведшего к авиакатастрофе , является катастрофа рейса 567 авиакомпании American Airlines Flight.. Как показало расследование этой катастрофы, пилотов этой авиакомпании обучали на тренажере агрессивно работать рулем направления при попадании в зону турбулентности , что в реальном полете привело к раскачке самолета по рысканию с последующим отделением вертикального стабилизатора из-за воздействия нерасчетных аэродинамических нагрузок. При этом подобные действия на тренажере не приводили к выходу самолета за пределы эксплуатационных ограничений.

Кстати, в статье "Действия экипажа разбившегося «Суперджета» не поддаются объяснению": https://news.rambler.ru/articl ...
задаются тем же вопросом:

пилоты других „Суперджетов“ в подобных ситуациях, то есть в режиме прямого управления самолетом, „точно также интенсивно работали с ручкой управления“. „Вызвано ли это стрессом? Или это какая-то необходимость? Отсутствие обратной связи?“
Isкander
Старожил форума
16.06.2019 12:25

AirDuct

... в реальном полете привело к раскачке самолета по рысканию с последующим отделением вертикального стабилизатора ...

Что такое "вертикальный стабилизатор?
AirDuct
Старожил форума
16.06.2019 12:36
Isкander

AirDuct

... в реальном полете привело к раскачке самолета по рысканию с последующим отделением вертикального стабилизатора ...

Что такое "вертикальный стабилизатор?
Киль :)
Isкander
Старожил форума
16.06.2019 12:42
Аааа, понятно.
А управление - педалями хвоста...
AirDuct
Старожил форума
16.06.2019 13:49
klm911
Например « шуровать « стабом» туда - сюда от души ( или втыкать FULL THR хде непопадя ) при GA, UPSETах и тд и тп , настоящий самоль не любит это и не прощает( Ростов) , а на FFS я его туда сюда загоню, и ни чего , живее всех живых ,
Странно - это же явный брак программного обеспечения разработчика тренажёра, напрямую влияющий на безопасность полётов. Математическая модель ВС неадекватна.
Это о тренажёре какого разработчика и типа ВС говорите?
ANTONOV_26
Старожил форума
19.06.2019 16:22
Petruha_89
А как стрессоустойчивость достичь в процессе аэродромной тренировки?
Когда это обыкновенные взлет/посадка? Неужели ещё реальные отказы делать???
А Вы, стесняюсь спросить, будучи курсантом на полетах на Ан-26(24) не выполняли ИОД с реальным выключением правого двигателя? Или при выполнении полетов по ДП под шторкой не вводили в сложное пространственное положение, отключение АГД, АМП и тд? Может и на Ил не выключали/запускали двигатель в воздухе и заходили с одним задросселированным? Так это была аэродромная тренировка (называйте как хотите). И отрабатывалось это все в обычных полетах, после отработки на тренажерах. Поправьте меня, если не прав.
ANTONOV_26
Старожил форума
19.06.2019 16:30
Lee
Как то весь цивилизованный мир обходится качественной первоначальной подготовкой, и последующей системой совершенствования и контроля, без аэродром ных тренировок на тяжёлых типах. У нас как никогда не было качественной системы подготовки лётного состава в ГА, так и теперь не стало. Знаю, многие готовы бросить в меня камень за эти слова, но факт остаётся фактом - в училище учили в основном пилотировать, при чем по кругу. Про самостоятельные полеты стыдливо промолчу.
Интересно услышать подтвержденные факты об отсутствии качественной подготовки летного состава в прошлом.
А чему учить при первоначальной подготовке в училище, как не полету по кругу? Высшему пилотажу?
Про самостоятельные полеты лучше продолжать стыдливо молчать.
И что в Вашем понятии "качественная первоначальная подготовка в цивилизованном мире без аэродромной тренировки на тяжелых типах"?
klm911
Старожил форума
19.06.2019 18:23
Petruha_89
А как стрессоустойчивость достичь в процессе аэродромной тренировки?
Когда это обыкновенные взлет/посадка? Неужели ещё реальные отказы делать???
НА Элке по ППЛС , аэродромка раз в год с имитацией отказа двигателя , уход на одном , отказ на взлете , все дела , так было раньше .
klm911
Старожил форума
19.06.2019 18:34
Lee
Как то весь цивилизованный мир обходится качественной первоначальной подготовкой, и последующей системой совершенствования и контроля, без аэродром ных тренировок на тяжёлых типах. У нас как никогда не было качественной системы подготовки лётного состава в ГА, так и теперь не стало. Знаю, многие готовы бросить в меня камень за эти слова, но факт остаётся фактом - в училище учили в основном пилотировать, при чем по кругу. Про самостоятельные полеты стыдливо промолчу.
У старой школы , по мимо всей лабуды в виде истории КПСС, казарам , караулов, нарядов, дежурств, копания траншей , разгрузки вагонов, мытья казарм, уборки территории, был один огромный плюс, выпускались на типе ВС , на котором продолжали работать и знали его от и до, и летать на нём умели . О лайнерах только мечтали , но тогда считалось нормой-, ибо «кто- ты и что- ты»» , чтобы сразу на лайнер



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru