Все мы знаем, какой реалистичности и значимости достигли сценарии тренажерной подготовки, дающие пилотам возможность испытать, отреагировать на непредвиденные ситуации в полете. Комплексные подвижные тренажёры с системами визуализации внекабинной обстановки это уже какой-то фантастический шедевр, позволяющий осуществлять тренировку в условиях, максимально приближенных к реальным, практически полное погружение (ну, разве нет пока генерации запахов), позволяющим пилоту получить качественные навыки выхода из критических ситуаций в полёте.
Но такие ли уж качественные, ведь известно немало случаев получения пилотом необходимых навыков и знаний выхода из аварийной ситуации на тренажёре, тем не менее, в реальности, не виртуальной, из-за сбоя психики все полученные навыки шли коту под хвост.
Чаще всего это объясняют тем, что на тренажёре невозможно внедрить фактор страха за жизнь, невозможно там бояться за «свою» жизнь - в этом качестве «полёты» на авиационных тренажёрах далеко отстают от тех же учебно-тренировочных полётов, но они неизмеримо дороже тренажёрных. Вот вам и разумная достаточность в современном определении безопасности полётов, гармония бизнеса и БП.
Отсутствие фактора страха, получения умения его преодолевать – главный недостаток тренажёров. Это как в компьютерной игре - страх испытать можно, но он не будет на сто процентов полным, какой бы качественной игра ни была: потому что ты все равно помнишь, что это в любом случае — всего лишь игра, в игре ты супергерой, в подобной такой же ситуации, но в жизни, получается не то идеальное, что получалось у тебя 1000 раз в игре.
Но ведь не только у пилотов в работе встречаются сильно воздействующие на психику факторы, отрицательно влияющие на успешное выполнение задачи. Таких факторов встречается даже, наверное, гораздо больше, чем у пилотов, в силовых ведомствах, правоохранительных органах.
Вот как об этом говорится у А. М. Столяренко «Юридическая педагогика. Курс лекций» о подготовке юриста, сотрудника правоохранительных органов: https://refdb.ru/look/2076817- ...
Профессионально-психологическая устойчивость к экстремальным факторам формируется на основе упреждающего ознакомления обучающихся сотрудников с ними. Все, что ожидается, знакомо, производит на человека меньший эффект.
Важно, чтобы «волнение первого раза» сотрудник испытал в учебной обстановке, а не в реальной.
Это подтверждается информационной теорией эмоций П.В. Симонова, выраженной, в частности, в формуле:
Э= - П (Ин - Ис),
где:
П — потребность в достижении, успешном решении задачи;
Ин - информация (опыт, подготовленности), необходимая для удовлетворения потребности (достижения цели, решения за¬дачи);
Ис — информация, имеющаяся у человека (степень опытности, обученности).
Волнения, напряженность тем больше и отрицательны по содержанию, чем большую потребность, желание испытывает данный человек, чем меньше его Ис. Если Ис равно Ин, то разность в скобках раина нулю и человек спокоен, а если Ис больше Ин, то эмоция положительна.
Ну, а что же в авиации, что говорит на эту тему ИКАО?
Смотрим статью «При подготовке пилотов на тренажерах нужны неожиданности»: http://www.ato.ru/content/pri- ...
ICAO готовится представить новые требования к подготовке по недопущению и выводу ВС из сложного пространственного положения, и основной задачей инструкторов станет создание ситуаций, способных ввести курсантов в неподдельное состояние ступора. Такие ситуации позволят отследить первичную реакцию пилота и при необходимости скорректировать ее. Однако если пилот подозревает о предстоящем отказе или ожидает его, его реакция не будет аутентичной и обучающая ценность сессии существенно снизится.
Итак, как достичь высокой стрессовой устойчивости пилотов в экстремальной ситуации, если учебно-тренировочные полёты дороги, а тренажерные в этом плане не эффективны?
Материалы:
Можно ли научиться летать тренируясь только на авиатренажере?: http://olymp.as-club.ru/publ/a ...
Мы живём внутри компьютерной игры! Только факты: https://pikabu.ru/story/myi_zh ...