Почему-то электризацию топлива при заправке представляют как одну из серьезных причин, вызывающих пожары. Но сейчас для топлив типа керосина электризация абсолютна безопасна - возникни хоть тысяча искр, но они ничего не воспламенят - заправка закрытая и топливо-воздушная смесь, способная воспломениться, герметично изолирована.
Но вот сейчас как-то упускают из виду современную опасность, точнее фактор опасности для воздушного судна от электризации топлива, заноса высоких потенциалов на воздушное судно.
Аналогично тому, как при трении стеклянной палочки о шерстяную ткань возникают заряды статического электричества, так и при трении топлива о резиновый раздаточный шланг, происходит очень мощная электризация топлива.
При этом образующееся статическое электричество стекает через медные стренги или электропроводящую резину раздаточных рукавов (в последнем случае время стекания на порядок выше, чем через стренги) по проводящему троссу через контактное гнездо заземляющего устройства места стоянки ВС уходит в землю.
Уровень электризации топлива оценивается по числу разрядов в течение 10 мин при напряжении на разряднике 7000 В или измерением токов электризации, стекающих на землю в кулонах (1 кулон представляет собой электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника при силе тока 1 А за время 1 с).
Однако при не заземлении ВС или неисправности заземляющего устройства места стоянки ВС электростатика в землю не стекает, а заносится с топливом на воздушное судно.
И вроде и пожара нет, а опасный фактор на лицо в чем же опасный фактор заноса высокого потенциала на ВС? Это:
- возникают помехи радиосвязи - трески и шум в приёмном тракте ВС (не сильно серъёзный фактор опасности, можно сказать низкий);
- вывод из строя компютеров управления системами ВС - процессоры состоят в основном из полевых транзисторов, очень чувствительных к статическому электричеству (все видели как осторожно вставляют процессор в компьютер - электропроводная плёнка, перчатки, заземление оператора), чуть что, а особенно при неисправной металлизации ВС - полевые транзисторы в процессоре начинают сотнями из миллионов выходить из строя, проявляется эта неисправность практически сразу на земле в виде отказа бортового компьютера и необходимости его перезагрузки. Но ещё никогда аэропортовая инспекция этот сбой не связывала с электризацией топлива и неисправностью заземляющего устройства стоянки, где заправлялось ВС и не проверяла акт замера сопротивления заземляющего устройства, не производило внеочередной замер, не смотрели видеорегистрацию выполнения пройедур заземления и выравнивания потенциалов между ВС и ТЗ и не записывала этот компьютерный сбой ВС на свой счёт в СУБП (это фактор средней опасности);
- поражение воздушного судна молнией высокой мощности, способной вывести из строя электронные и электрические системы управления ВС. Вот это фактор уже очень высокой опасности, особенно при повышенной грозовой деятельности в районе полёта ВС. И даже не обязательно в районе полёта - были случаи поражения ВС в безоблачном небе - ионы и частички сгоревшего топлива, так же несущие занесённый электростатический потенциал в инверсионном следе, образующем электропроводный канал до мест грозовой деятельности.
Итак, будем надеяться, Ространснадзор при своей проверке обязательно проверит сопротивление заземляющих устройств мест стоянок, топливозаправщиков, просмотрит видеорегистрацию выполнения процедур заземления ВС и ТЗ и выравнивания потенциалов между ними, что бы исключить этот фактор из причин происшедшего.