Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Заправка без заземления- электризация ВС- словили молнию

 ↓ ВНИЗ

AirDuct
Старожил форума
06.05.2019 22:34
Почему-то электризацию топлива при заправке представляют как одну из серьезных причин, вызывающих пожары. Но сейчас для топлив типа керосина электризация абсолютна безопасна - возникни хоть тысяча искр, но они ничего не воспламенят - заправка закрытая и топливо-воздушная смесь, способная воспломениться, герметично изолирована.
Но вот сейчас как-то упускают из виду современную опасность, точнее фактор опасности для воздушного судна от электризации топлива, заноса высоких потенциалов на воздушное судно.
Аналогично тому, как при трении стеклянной палочки о шерстяную ткань возникают заряды статического электричества, так и при трении топлива о резиновый раздаточный шланг, происходит очень мощная электризация топлива.
При этом образующееся статическое электричество стекает через медные стренги или электропроводящую резину раздаточных рукавов (в последнем случае время стекания на порядок выше, чем через стренги) по проводящему троссу через контактное гнездо заземляющего устройства места стоянки ВС уходит в землю.
Уровень электризации топлива оценивается по числу разрядов в течение 10 мин при напряжении на разряднике 7000 В или измерением токов электризации, стекающих на землю в кулонах (1 кулон представляет собой электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника при силе тока 1 А за время 1 с).
Однако при не заземлении ВС или неисправности заземляющего устройства места стоянки ВС электростатика в землю не стекает, а заносится с топливом на воздушное судно.
И вроде и пожара нет, а опасный фактор на лицо в чем же опасный фактор заноса высокого потенциала на ВС? Это:
- возникают помехи радиосвязи - трески и шум в приёмном тракте ВС (не сильно серъёзный фактор опасности, можно сказать низкий);
- вывод из строя компютеров управления системами ВС - процессоры состоят в основном из полевых транзисторов, очень чувствительных к статическому электричеству (все видели как осторожно вставляют процессор в компьютер - электропроводная плёнка, перчатки, заземление оператора), чуть что, а особенно при неисправной металлизации ВС - полевые транзисторы в процессоре начинают сотнями из миллионов выходить из строя, проявляется эта неисправность практически сразу на земле в виде отказа бортового компьютера и необходимости его перезагрузки. Но ещё никогда аэропортовая инспекция этот сбой не связывала с электризацией топлива и неисправностью заземляющего устройства стоянки, где заправлялось ВС и не проверяла акт замера сопротивления заземляющего устройства, не производило внеочередной замер, не смотрели видеорегистрацию выполнения пройедур заземления и выравнивания потенциалов между ВС и ТЗ и не записывала этот компьютерный сбой ВС на свой счёт в СУБП (это фактор средней опасности);
- поражение воздушного судна молнией высокой мощности, способной вывести из строя электронные и электрические системы управления ВС. Вот это фактор уже очень высокой опасности, особенно при повышенной грозовой деятельности в районе полёта ВС. И даже не обязательно в районе полёта - были случаи поражения ВС в безоблачном небе - ионы и частички сгоревшего топлива, так же несущие занесённый электростатический потенциал в инверсионном следе, образующем электропроводный канал до мест грозовой деятельности.
Итак, будем надеяться, Ространснадзор при своей проверке обязательно проверит сопротивление заземляющих устройств мест стоянок, топливозаправщиков, просмотрит видеорегистрацию выполнения процедур заземления ВС и ТЗ и выравнивания потенциалов между ними, что бы исключить этот фактор из причин происшедшего.
klm911
Старожил форума
07.05.2019 14:58
Резина токопроводящая заземление ни к чему
AirDuct
Старожил форума
07.05.2019 17:39
klm911
Резина токопроводящая заземление ни к чему
Товарищ, разъясните внятно: какая резина токопроводящая, и почему, если резина токопроводящая, заземление не нужно? Можно повторить теми же словами, где я писал о стренгах, токопроводящей резине и необходимости при этом заземления:

AirDuct Старожил форума 06.05.2019 22:34
Аналогично тому, как при трении стеклянной палочки о шерстяную ткань возникают заряды статического электричества, так и при трении топлива о резиновый раздаточный шланг, происходит очень мощная электризация топлива.
При этом образующееся статическое электричество стекает через медные стренги или электропроводящую резину раздаточных рукавов (в последнем случае время стекания на порядок выше, чем через стренги) по проводящему тросу через контактное гнездо заземляющего устройства места стоянки ВС уходит в землю. Однако при не заземлении ВС или неисправности заземляющего устройства места стоянки ВС электростатика в землю не стекает, а заносится с топливом на воздушное судно.
AirDuct
Старожил форума
14.05.2019 09:51
Профилактические мероприятия на земле, снижающие риск поражения воздушного судна, сводятся к одному, очень простому правилу – заземлению ВС, при заправке ВС топлива – к двум: кроме заземления ВС, заземление топливозаправщика и выравнивание потенциалов топливозаправщика и воздушного судна путём их соединения токопроводящим тросом. Вариации от этих правил имеются в виде токопроводящией резины колёс воздушного судна (заземления при этом не требуется в случае не превышения переходного сопротивления колесо-бетонка определённым значениям, в случае оценки по визуальным признакам, что всё очень сухо – требуется увлажнение места стоянки или же, всё-таки, применение классического заземления тросом со штырём).
Однако это не гарантия полного избавления от попадания молнии, как орнитологические мероприятия – не дают полной гарантии, но значительно снижают риск столкновения ВС с птицами.

Основные меры профилактики поражений молнией: https://medic.studio/meditsina ...

Защитные мероприятия от молнии: https://studopedia.su/14_13946 ...
Молния выбирает себе путь наименьшего сопротивления. Она идет по пути скопления проводящих ведущих частиц, туда, где требуется меньше напряжения для пробоя. Известны случаи поражения молнией самолетов по инверсионному следу от выхлопных газов. Это объясняется тем, что инверсионный след является хорошо проводящим каналом и вызвает отклонение траектории молнии от ее обычного пути.

Как выхлопные газы самолетов влияют на климат: https://www.dw.com/ru/%D0%BA%D ...
То, что самолеты своими выхлопными газами загрязняют окружающую среду, совершенно очевидно и не вызывает никаких сомнений. Диаметр сажевых частиц в выхлопных газах самолетов составляет от 5 до 100 нанометров. Понятно, что эта пыль, едва попав в атмосферу, вносит свой вклад в образование конденсационного следа, поскольку на ней оседает часть водяного пара, выбрасываемого самолетом одновременно с сажей.

https://ru.wikipedia.org/wiki/ ...
Разряд молнии является электрическим взрывом и в некоторых аспектах похож на детонацию взрывчатого вещества. Он вызывает появление ударной волны, опасной в непосредственной близости. Ударная волна от достаточно мощного грозового разряда на расстояниях до нескольких метров может наносить разрушения, ломать деревья, травмировать и контузить людей даже без непосредственного поражения электрическим током. Например, при скорости нарастания тока 30 тысяч ампер за 0, 1 миллисекунду и диаметре канала 10 см могут наблюдаться следующие давления ударной волны:
на расстоянии от центра 5 см (граница светящегося канала молнии) — 0, 93 МПа, что сопоставимо с ударной волной, создаваемой тактическим ядерным оружием,
на расстоянии 0, 5 м — 0, 025 МПа, что сопоставимо с ударной волной, вызванной взрывом артиллерийской мины и вызывает разрушение непрочных строительных конструкций и травмы человека,
на расстоянии 5 м — 0, 002 МПа (выбивание стёкол и временное оглушение человека).
Такая интенсивность ударной волны от молнии вполне может вызвать помпаж двигателя авиалайнера при попадании в него молнии.

Молния и электрооборудование
Разряды молний представляют большую опасность для электрического и электронного оборудования. При прямом попадании молнии в электрические цепи возникает перенапряжение, вызывающее разрушение изоляции электрооборудования, а большие токи обуславливают термические повреждения проводников. В связи с этим пожары на сложном технологическом оборудовании могут возникать не сразу, а спустя некоторое время после попадания молнии. Для защиты от грозовых перенапряжений электрические цепи ВС оборудуются различными видами защитного оборудования. Для электронных устройств представляет опасность электромагнитный импульс, создаваемый молнией, который может повреждать оборудование на расстоянии до нескольких километров от места удара молнии. Достаточно уязвимыми к электромагнитному импульсу молнии являются локальные вычислительные сети, бортовые компьютеры ВС, управления системами и двигателями.
Молния и авиация
Атмосферное электричество вообще и молнии в частности представляют значительную угрозу для авиации. Попадание молнии в летательный аппарат вызывает растекание тока большой величины по его конструкционным элементам, что может вызвать их разрушение, пожар в топливных баках, отказы оборудования, гибель людей. Для снижения риска металлические элементы наружной обшивки летательных аппаратов тщательно электрически соединяются друг с другом, а неметаллические элементы металлизируются. Таким образом, обеспечивается низкое электрическое сопротивление корпуса. Для стекания тока молнии и другого атмосферного электричества с корпуса летательные аппараты оборудуются разрядниками.
Ввиду того, что электрическая ёмкость самолёта, находящегося в воздухе, невелика, разряд «облако-самолёт» обладает существенно меньшей энергией по сравнению с разрядом «облако-земля». НАИБОЛЕЕ ОПАСНА МОЛНИЯ ДЛЯ НИЗКОЛЕТЯЩЕГО САМОЛЁТА ИЛИ ВЕРТОЛЁТА, ТАК КАК В ЭТОМ СЛУЧАЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ МОЖЕТ СЫГРАТЬ РОЛЬ ПРОВОДНИКА ТОКА МОЛНИИ ИЗ ОБЛАКО НА ЗЕМЛЮ. Известно, что самолёты на больших высотах сравнительно часто поражаются молнией и тем не менее, случаи катастроф по этой причине единичны. В то же время известно очень много случаев поражения самолётов молнией на взлете и посадке, а также на стоянке, которые закончились катастрофами или уничтожением летательного аппарата.
Известные авиационные катастрофы, вызванные молнией:
• Катастрофа Ил-12 под Зугдиди (1953 год) — 18 погибших, в том числе Народная артистка Грузинской ССР и Заслуженная артистка РСФСР Нато Вачнадзе
• Катастрофа L-1649 под Миланом (1959 год) — 69 погибших (официально — 68)
• Катастрофа Boeing 707 в Элктоне (1963 год) — 81 погибший. Занесена в книгу рекордов Гиннесса, как наибольшее число погибших из-за удара молнии. ПОСЛЕ НЕЁ В ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ВНЕСЛИ ПУНКТ ОБ ИСПЫТАНИЯХ НА ПОПАДАНИЕ МОЛНИЙ.
AirDuct
Старожил форума
14.05.2019 09:55
Молнии стреляют по пассажирским самолетам. Сбит уже пятый: https://www.kuban.kp.ru/daily/ ...
Ученые рассказывают, насколько в самом деле опасен огонь с небес [видео]. Светлана КУЗИНА
О том, что 16 августа в аэропорту колумбийского острова Сан Андрес при заходе на посадку во время грозы потерпел катастрофу Боинг-737, сообщили все мировые СМИ, включая «КП». Возможно лайнер "провалился" в воздушную яму. Такую версию специалисты не исключают. Но более правдоподобной считают иную: в самолет ударила молния. И то ли прибила его к полосе, то ли "отрубила" все бортовые системы. В результате Боинг рухнул с высоты 80 метров. И раскололся на три части.
Чудо, что от удара никто не погиб. Единственной жертвой стала 65-летняя женщина, которая скончалась от сердечного приступа по дороге в больницу. Неужели грозовой разряд способен "завалитть" современный самолет, как Покрышкин "Мессера"? Почему молнии вообще бьют в летательные аппараты, оснащенные по последнему слову техники? Разряды стартуют от самих лайнеров - К сожалению, не смотря на всю оснащенность, от молний пока спасти самолеты сложно, - объяснил ПРИЗНАННЫЙ ЭКСПЕРТ ПО ГРОЗОВЫМ РАЗРЯДАМ И АВТОР МНОГОЧИСЛЕННЫХ КНИГ ДОКТОР ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, РУКОВОДИТЕЛЬ ЛАБОРАТОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. КРЖИЖАНОВСКОГО ЭДУАРД БАЗЕЛЯН.
«Боинг-747» «обстрелян» в Голландии в 2008 году.
- По мировой статистике, на три тысячи часов полета приходится один удар. Вроде бы немного, но авиация довольно сильно страдает. Чаще молнии выбирают тип машин, у которых двигатели расположены сзади. Но теперь таких все меньше и меньше. И молнии "перешли" на самолеты с двигателями на пилонах крыльев. Как у нынешнего «Боинга».
- Чем самолет притягивает молнию?
- Из двигателей вылетает раскаленная струя воздуха. Температура - 800 градусов. Электрическая прочность разреженного газа - меньше, здесь и зарождается с легкостью канал молнии. Примерно так же грозовые разряды притягивают костры, разведенные на земле.
- Но и это не все, - продолжает Эдуард Мейерович. - Как правило, в большие самолеты попадают те молнии, которые они сами и порождают. Эти молнии возникают не от окружающих грозовых облаков, хотя в данном случае самолет садился в непогоду. Разряды стартуют от самих самолетов. Например, от хвоста идут к облаку, а от носа машины - к земле, в двух направлениях сразу. Через самолет проходит ток порядка сотен тысяч ампер.
- Пассажиры и экипаж выживают?
- К счастью, удары крайне редко приводят к гибели людей, самолеты удается посадить.
- Молния может вывести из строя приборы самолета?
- Да, главная опасность молнии для техники - в электромагнитном излучении. В мгновении ока в зоне поражения современная микроэлектроника может забарахлить или отказать. Я считаю, что уж лучше какие-либо электронные устройства важных органов управления после удара молнии сгорят сразу дотла, чем начнут выдавать ложные показания или команды в результате электромагнитной атаки.

Под прицелом взлет и посадка
- Когда большая вероятность подвергнуться удару с неба - в полете или при взлете-посадке?
- В виду того, что электрическая емкость самолета, находящегося в воздухе невелика, разряд «облако-самолет» обладает существенно меньшей энергией по сравнению с разрядом «облако-земля». Наиболее опасна молния для низколетящего самолета, так как в этом случае летательный аппарат может сыграть роль проводника тока молнии из облака в землю. Известно, что самолеты на больших высотах сравнительно часто поражаются молнией. И тем не менее, случаи катастроф по этой причине единичны. В то же время известно очень много случаев поражения самолетов молнией на взлете и посадке, и даже - уже на земле.
Несколько раз молнии разбивали лобовые стекла самолетов. До трагедий не доходило лишь потому, что лайнеры находились на небольшой высоте. Случись такое на высоте эшелона - катастрофа неизбежна. Разгерметизация…
- Как ученые помогают авиаторам защитить технику?
- Каждый современный самолет проходит сертификационные испытания на воздействия током молний.
- Как это выглядит?
- К готовой машине подгоняют специальный генератор и пропускают через нее заряд, сравнимый с грозовым. Сегодня - это удар током в 200 000 ампер. Причем не один импульс, а два-три. Один за другим. Молнии ведь зачастую по одному и тому же пути проскакивают многократно. Затем все осматривают. Особо уязвимые точки: топливные баки, антенны, внешние датчики. Безопасность полета от них зависит впрямую, а спрятать их от молний бывает очень трудно.
- Как корпус самолета защищен от молний?
- Для того, чтобы снизить риск попадания, металлические элементы наружной обшивки летательных аппаратов тщательно электрически соединяются друг с другом, а неметаллические элементы металлизируются. Таким образом, обеспечивается низкое электрическое сопротивление корпуса. Для стекания тока молнии и другого атмосферного электричества с корпуса, летательные аппараты оборудуются разрядниками.
- А вообще гроза так и остается грозной для ученых в ХХI веке?
- К сожалению, современное состояние проблемы атмосферного электричества, в том числе гроз, не намного лучше, чем это было столетие назад. До сих пор не существует общепринятой теории грозы, а относительно расположения в грозовых облаках опасных зон даже среди специалистов нет единого мнения.
ОЩУЩЕНИЯ ПИЛОТА Никакого звука - только вспышка - Я дважды, будучи в составе экипажа, попадал под удар молнии, - вспоминает эксперт по безопасности полетов Виктор Тимошкин. - Оба раза не было никакого звука - только вспышка на носу и потрескивание в радиоприборах. Один раз выключились некоторые устройства: радиолокатор, приборы контроля работы двигателя (они следят за оборотами, расходом топлива). Сам заряд вышел через разрядные устройства, которые начали делать на концах крыльев, стабилизаторах, киле несколько десятков лет назад. Электричество как бы стекает по ним.
Второй раз довелось увидеть шаровую молнию. На носу самолета возник шар размером с футбольный мяч и начал ползать туда-сюда. Потом он покатился по одному из крыльев и исчез. ИЗ ДОСЬЕ «КП» Прямые попадания Авиакатастрофы, связанные с ударами молний, явления крайне редкое. Примерно за 50 лет жертвами грозовых разрядами стали всего 5 лайнеров - были сбиты и потерпели крушения. Первая, официально зарегестрированная трагедия, по которой нет сомненний, произошла в 1963 году. Молния, попав в «Боинг-707» авиакомпании Pan Am, спровоцировала детонацию паров горючего. Самолет взорвался в воздухе. Погиб 81 пассажир.
«Подстреленный» «Боинг-737» рухнул на полосу в Колумбии.
В 2005 году этот случай был внесен в Книгу рекордов Гиннесса по количеству жертв молнии в воздухе. Но трагедия 2009 года перекрыла эту печальную статистику. По остальным катастрофам твердой, стопроцентной, уверенности нет - только очень сильны подозрения.
24 декабря 1971 года перуанский Lockheed L-188A Electra, летевший из Лимы, попал в грозовой фронт. У самолета отвалилось правое крыло - скорее всего от удара молнии. Он рухнул в джунгли. Из 92 человек на борту выжил только один — подросток, которого спасатели нашли через десять дней.
22 июня 2000 года в Китае разбился Y-7 (китайская версия Ан-24). Есть версия, что молния подожгла топливо во время снижения самолета. Погибли четверо членов экипажа, 38 пассажиров и 7 человек на земле.
1 июня 2009 в Атлантический океан рухнул Аэробус А330 компании Air France, летевший рейсом AF 447 Рио-де-Жанейро - Париж. Из 228 человек никто не выжил. Ланей летел сквозь мощный грозовой фронт. Отсюда и версия, которой придерживаются большинство экспертов: прямое попадание молнии. Дотянули до аэродрома В истории гражданской авиации есть масса примеров, когда удары молний в самолеты не приводили к трагедиям.
8 мая 2010. Самолет Aerobus А-319 вылетел из Домодедово и направлялся в томский аэропорт Богашево. Во время полета молния повредила фюзеляж. Но самолет приземлился без происшествий.
20 июль 2008. Над московским аэропортом «Шереметьево» в аэробус А-319, летевший в столицу из Баку, попала молния. От удара выключился один из двух двигателей. Самолет посадили.
10 мая 2007. Самолет Кипрских авиалиний А-319, выполнявший рейс из Ларнаки в Афины, вернулся в аэропорт после того, как в него ударила молния в правый двигатель. Никто из 118 человек не пострадал.
2006 год - самый урожайный. 29 мая в «Боинг- 747-400» при заходе на посадку в аэропорту голландского города Гронинген ударила молния. Пилотам удалось посадить лайнер. В августе в португальский самолет А-320 при взлете из Милана попала молния. Были повреждены иллюминаторы, и экипажу пришлось совершить экстренную посадку. Спустя несколько дней молнией был поражен самолет японской авиакомпании, взлетавший из аэропорта города Фукуока. Пришлось экстренно приземляться в Осаке. Самолет израильской авиакомпании «Аркия», вылетевший 27 декабря 2006 года из аэропорта Бен-Гурион в Эйлат, был также вынужден вернуться после встречи с молнией.
24 июня 2004 года. Электрический разряд поразил носовую часть Airbus A-310 компании Turkish Airlines, следовавшего из Стамбула в Анталью. Произошло частичное разрушение стекла кабины пилотов, но экипаж смог посадить самолет, никто не пострадал. Точно так же лопнуло стекло после удара молнии у японского Boeing 777 9 августа 2004 года, и опять самолет благополучно приземлился.
В сентябре 1997 года во Владивостоке сел Ту-154 "Владивостокавиа" с двигателем, отказавшим после удара молнии. Аналогичный случай произошел и в сентябре 1999 года с Ту-154, летевшим из Санкт-Петербурга в Южно-Сахалинск. В 2000 году в украинский Ан-124 над Алжиром попали сразу две молнии, вышел из строя один из четырех двигателей, однако самолет смог продолжить полет. Покушения на VIP-персоны В апреле 2005 года молния ударила в самолет премьера Великобритании Тони Блэра. И опять при посадке, когда уже самолет подлетал к Лондону. Блэр не пострадал.
15 мая 2006 года, молния ударила в самолет американского сенатора Эдварда Кеннеди. Отключились все приборы, и пилоту пришлось совершать экстренную посадку.
28 февраля 2003 года в самолет брата президента США Джеба Буша (губернатора Флориды) ударила молния. Никто из находившихся на борту не пострадал, но Бушу, летевшему в Майами, пришлось совершить экстренную посадку в Орландо. Правда, молния прожгла в крыле самолета внушительную дыру.

Небо, самолет, молния: Как это бывает.
Самолет «Боинг-737-700» колумбийской авиакомпании «Айрес», на борту которого находился 121 пассажир, в понедельник потерпел крушение во время посадки в аэропорту острова Сан-Андрес. Владимир ЛАГОВСКИЙ
ИСТОЧНИК KP.RU

10 августа 2011 05:00gerni
1 августа 2010 года летела из Харбина в Хабаровск на самолете фирмы MD 81. Вылетали в сильный ливень, но почти не трясло, зато в илюминатор видны были разряды молний. Набрали высоту и минут через 20 услышали взрыв, вспышку и ощутили всем телом удар в левое крыло. Нам показалось, что оно засветилось залотисто-голубым цветом. И тишина-двигатели заглохли, мы начали плавно падать, но секунд через 5-10 двигатели вновь протяжно завыли и начали работать как раньше. Эти секунды в салоне была тишина, люди держались за руки и видно что молились. Через 40 минут мы благополучно приземлились в Хабаровске. Экипаж через переводчика нам сказал, что в самолет ударила молния.
Старый АОНовец
Старожил форума
14.05.2019 11:55
Помпаж..., двигатели сами запустились... Как-то из области фантастики.
AirDuct
Старожил форума
14.05.2019 21:08
Старый АОНовец
Помпаж..., двигатели сами запустились... Как-то из области фантастики.
Повторный запуск двигателей в полёте так и производится: http://ooobskspetsavia.ru/2015 ...
Старый АОНовец
Старожил форума
14.05.2019 22:10
Познавательно. Но когда у меня после помпажа встал двигатель - было не до запуска. Взлёт прекратил за 4 км/ч до скорости принятия решения. Остановились на ВПП. И спокойно её освободили.
AirDuct
Старожил форума
14.05.2019 23:10
Старый АОНовец
Познавательно. Но когда у меня после помпажа встал двигатель - было не до запуска. Взлёт прекратил за 4 км/ч до скорости принятия решения. Остановились на ВПП. И спокойно её освободили.
Это ж на взлёте, холодный пот меж лопаток...
А это на высоте, спокойно запускай до самой земли, лижбы лёгких фракций в керосине было достаточно :)
Учлёт
Старожил форума
15.05.2019 01:32
Заправка без заземления- электризация ВС- словили молнию

А те, которые заправляются с заземлением, молнии не ловят?
AirDuct
Старожил форума
15.05.2019 06:49
Учлёт
Заправка без заземления- электризация ВС- словили молнию

А те, которые заправляются с заземлением, молнии не ловят?
Ответ на этот вопрос дан выше, в следующем посте:

AirDuct 14.05.2019 09:55
Профилактические мероприятия на земле, снижающие риск поражения воздушного судна, сводятся к одному, очень простому правилу – заземлению ВС, при заправке ВС топлива – к двум: кроме заземления ВС, заземление топливозаправщика и выравнивание потенциалов топливозаправщика и воздушного судна путём их соединения токопроводящим тросом. Вариации от этих правил имеются в виде токопроводящией резины колёс воздушного судна (заземления при этом не требуется в случае не превышения переходного сопротивления колесо-бетонка определённым значениям, в случае оценки по визуальным признакам, что всё очень сухо – требуется увлажнение места стоянки или же, всё-таки, применение классического заземления тросом со штырём).
Однако это не гарантия полного избавления от попадания молнии, как и орнитологические мероприятия – не дают полной гарантии, но значительно снижают риск столкновения ВС с птицами.
viktor2013
Старожил форума
15.05.2019 07:04
Товарищ, что спросил "про заземление" присутствовал когда-нибудь при заправке? Никакой "закрытой" заправки нет!
Топливо заполняя баки вытесняет что? Вот-вот... топливных паров "херова туча", через вентиляционные люки на крылях.
Запрещается заправка в ангарах, вблизи зданий, где эти пары могут накапливаться.
Поэтому "заземляют"-выравнивают потенциалы заправщика, самолета, земли... какой бы "токопроводящей" резины не применяли на колесах самолета или рукавах заправщика.
Небольшое послабление с "заземлением" - не при заправке, а только при кратковременной стоянке - допустимо, при длительной-обязательно.
При заправке-закон.
viktor2013
Старожил форума
15.05.2019 07:12
Да, тут еще и "про молнию".
Только "дятел" станет заправлять в "молнию".
В "молнию" вообще нельзя выходить на летное поле, работать на самолете.
В Торонто на Пирсоне прилетевшие самолеты часами стояли в ожидании "гейта" при грозовом фронте над аэропортом, не смотря на то, что это один из самых "оживленных" портов в мире. Техноте не разрешалось выходить из здания.
Какая там "заправка"?! Разве, что... в России. (Здесь улыбаюсь. Потому, что в России... тоже этого не может быть!)
aerik
Старожил форума
15.05.2019 07:27
Старый АОНовец
Познавательно. Но когда у меня после помпажа встал двигатель - было не до запуска. Взлёт прекратил за 4 км/ч до скорости принятия решения. Остановились на ВПП. И спокойно её освободили.
Повторный запуск на взлёте? Это круто!!!
Учлёт
Старожил форума
15.05.2019 07:40
AirDuct
Ответ на этот вопрос дан выше, в следующем посте:

AirDuct 14.05.2019 09:55
Профилактические мероприятия на земле, снижающие риск поражения воздушного судна, сводятся к одному, очень простому правилу – заземлению ВС, при заправке ВС топлива – к двум: кроме заземления ВС, заземление топливозаправщика и выравнивание потенциалов топливозаправщика и воздушного судна путём их соединения токопроводящим тросом. Вариации от этих правил имеются в виде токопроводящией резины колёс воздушного судна (заземления при этом не требуется в случае не превышения переходного сопротивления колесо-бетонка определённым значениям, в случае оценки по визуальным признакам, что всё очень сухо – требуется увлажнение места стоянки или же, всё-таки, применение классического заземления тросом со штырём).
Однако это не гарантия полного избавления от попадания молнии, как и орнитологические мероприятия – не дают полной гарантии, но значительно снижают риск столкновения ВС с птицами.
Зачем много букв? Дайте ссылку на картинку и всего делов :)
http://learntoflyblog.com/wp-c ...
AirDuct
Старожил форума
15.05.2019 07:42
Учлёт
Зачем много букв? Дайте ссылку на картинку и всего делов :)
http://learntoflyblog.com/wp-c ...
Такой повтор был необходим исходя из того, что Вы невнимательно читали, чтои привело к пустому вопросу.
AirDuct
Старожил форума
15.05.2019 07:46
viktor2013
Да, тут еще и "про молнию".
Только "дятел" станет заправлять в "молнию".
В "молнию" вообще нельзя выходить на летное поле, работать на самолете.
В Торонто на Пирсоне прилетевшие самолеты часами стояли в ожидании "гейта" при грозовом фронте над аэропортом, не смотря на то, что это один из самых "оживленных" портов в мире. Техноте не разрешалось выходить из здания.
Какая там "заправка"?! Разве, что... в России. (Здесь улыбаюсь. Потому, что в России... тоже этого не может быть!)
Виктор, Вы не читали руководства по лётной эксплуатации ВС. Да, у некоторых заправка запрещена даже если эпицентр грозовой деятельности находится на расстоянии 30 км от ВС. У других по РЛЭ заправка не запрещена, даже если эпицентр непосредственно над головой.
В РЛЭ Суперджета что на этот счёт написано, читали?
AirDuct
Старожил форума
15.05.2019 07:48
Старый АОНовец
Познавательно. Но когда у меня после помпажа встал двигатель - было не до запуска. Взлёт прекратил за 4 км/ч до скорости принятия решения. Остановились на ВПП. И спокойно её освободили.
Очень нагляден в плане попыток запустить двигатели в полёте инцидент с Boeing 747 над Явой (попыток запуска было около 50-ти, невзирая ни на рекомендуемые высоты и время вдерживания до следующей попытки запуска): https://ru.wikipedia.org/wiki/ ...
Всё это время второй пилот и бортинженер продолжали попытки запустить двигатели, самолёт находился на высоте, превышавшей максимально допустимую для такой операции (FL280, 8550 метров). Запустить двигатели не удавалось.
Непрекращающиеся попытки второго пилота и бортинженера запустить двигатели привели к положительному результату — двигатель №4 запустился. КВС использовал его тягу для уменьшения скорости снижения. Через некоторое время запустился двигатель №3, что позволило командиру начать набор высоты. Вскоре запустились и остальные два двигателя. Экипаж запросил и получил разрешение на набор высоты для преодоления горной гряды.
В этот момент на лобовом стекле снова появились огни святого Эльма. Несмотря на уменьшение тяги двигатель №2 снова остановился. Экипаж вернулся на высоту 3700 метров.
Второй пилот: Мы повторяли одно и то же раз за разом. Но, несмотря на все наши усилия, никакой прогресс не наблюдался. Тем не менее, мы держались этого сценария. Я даже не могу себе представить, сколько раз мы их перезапускали. Скорее всего около 50 раз.
Помимо действия на стекло и краску самолета, облако пепла стало причиной других странных происшествий с рейсом 9.


Здесь тьак же ещё одно свидетельство о влиянии электризации ВС на работу систем ВС:
На высоте появлялась электризация трением. Отсюда и огни, которые мы называем огнями святого Эльма. Электризация также вызвала сбои в коммуникационных системах самолета.
Учлёт
Старожил форума
15.05.2019 07:49
AirDuct
Такой повтор был необходим исходя из того, что Вы невнимательно читали, чтои привело к пустому вопросу.
Согласно заголовка темы получается, что молния бьёт в самолёты которые заправлялись без заземления.
А я считаю, что во все самолёты попадает одинаково. Докажите обратное или приведите статистику :)
Старый АОНовец
Старожил форума
15.05.2019 09:20
aerik, это к слову пришлось. Ни о каком запуске во время отказа до скорости принятия решения и речи быть не может.
AirDuct
Старожил форума
16.05.2019 08:31
Учлёт
Согласно заголовка темы получается, что молния бьёт в самолёты которые заправлялись без заземления.
А я считаю, что во все самолёты попадает одинаково. Докажите обратное или приведите статистику :)
Уважемый Учлёт, в Вас заговорил "бес противоречия". Такая реакция на пост от 15.05.2019 07:42 по-человечески понятна. Теперь что вам остается делать - правильно, требовать продолжения банкета, доказательств обратного, выборки статичтики :))) Читайте раздел РЛЭ, где требуют заземление при заправке ВС и выполняйте указанные процедуры по предотвращению заноса высоких потенциалов на ВС, это аксиома (истинна без требования доказательства, используемое при доказательстве других положений, которые, в свою очередь, называются теоремами). Разность потенциалов вызывает искру, вы же делали в школе опыты с электрофорной машиной? Вот то-то, а теперь чего, дорогой Учлёт?
Учлёт
Старожил форума
16.05.2019 15:52
AirDuct
Уважемый Учлёт, в Вас заговорил "бес противоречия". Такая реакция на пост от 15.05.2019 07:42 по-человечески понятна. Теперь что вам остается делать - правильно, требовать продолжения банкета, доказательств обратного, выборки статичтики :))) Читайте раздел РЛЭ, где требуют заземление при заправке ВС и выполняйте указанные процедуры по предотвращению заноса высоких потенциалов на ВС, это аксиома (истинна без требования доказательства, используемое при доказательстве других положений, которые, в свою очередь, называются теоремами). Разность потенциалов вызывает искру, вы же делали в школе опыты с электрофорной машиной? Вот то-то, а теперь чего, дорогой Учлёт?
Вот то-то, а теперь чего, дорогой Учлёт?

Да ничего. Не меня вас учить :)
AirDuct
Старожил форума
24.05.2019 11:44
Учлёт
Вот то-то, а теперь чего, дорогой Учлёт?

Да ничего. Не меня вас учить :)
Только из добрых побуждений!
Но если вы не воспринимаете, тогда к признанному авторимтету в этой области: ДОКТОР ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, РУКОВОДИТЕЛЬ ЛАБОРАТОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. КРЖИЖАНОВСКОГО ЭДУАРД БАЗЕЛЯН: Вебинары с профессором Э. М. Базеляном о заземлении и молниезащите "Вопросы и проблемы, возникающие при проектировании": https://www.youtube.com/playli ...
Учлёт
Старожил форума
24.05.2019 16:26
AirDuct
Только из добрых побуждений!
Но если вы не воспринимаете, тогда к признанному авторимтету в этой области: ДОКТОР ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, РУКОВОДИТЕЛЬ ЛАБОРАТОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. КРЖИЖАНОВСКОГО ЭДУАРД БАЗЕЛЯН: Вебинары с профессором Э. М. Базеляном о заземлении и молниезащите "Вопросы и проблемы, возникающие при проектировании": https://www.youtube.com/playli ...
Да бросьте вы, не стоит беспокоиться. Поверьте, огней святого Эльма и молний я насмотрелся без всяких "вебинаров", не знаю, что это такое :)



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru