Мобильная версия
Войти

Катастрофа Ту-104 17 марта 1979 года

 ↓ ВНИЗ

Учлёт
Старожил форума
17.03.2019 03:21
http://airdisaster.ru/database ...

В ноябре 1979 года все самолеты Ту-104 МГА СССР были выведены из эксплуатции.
Corvus
Старожил форума
17.03.2019 08:05
Штурман того экипажа Ованесян Виктор Геворгович писал об обстоятельствах катастрофы:

http://dream-air.ru/publ/katas ...
АвиаплеоназмЪ
Старожил форума
17.03.2019 13:36
Рядом с тем местом теперь на постаменте стоит Ту-104, причем тоже из серии 42500. Знак Л-5412 ему пририсовали на АРЗ400.
Учлёт
Старожил форума
17.03.2019 14:18
Самое скорбное :(

По заключению технической комиссии пожара на борту не было. Причиной срабатывания противопожарной системы явилось выбивание горячего воздуха с температурой до 253° в подкапотное пространство из-за рассоединения на взлете сферического соединения трубопровода противообледенительной системы левого двигателя. Раскрытие соединения произошло в результате несоответствия размеров деталей соединения (сферического кольца и трубы) требованиям чертежа, что при эксплуатации своевременно не было обнаружено.

Но как узнать, горишь ты или нет и какая бл... крутила эти гайки.
АвиаплеоназмЪ
Старожил форума
17.03.2019 15:07
Учлёт
Самое скорбное :(

По заключению технической комиссии пожара на борту не было. Причиной срабатывания противопожарной системы явилось выбивание горячего воздуха с температурой до 253° в подкапотное пространство из-за рассоединения на взлете сферического соединения трубопровода противообледенительной системы левого двигателя. Раскрытие соединения произошло в результате несоответствия размеров деталей соединения (сферического кольца и трубы) требованиям чертежа, что при эксплуатации своевременно не было обнаружено.

Но как узнать, горишь ты или нет и какая бл... крутила эти гайки.
А это совок во всей красе. На А и Б невозможная ситуация.
kovs214
Старожил форума
17.03.2019 15:32
АвиаплеоназмЪ
А это совок во всей красе. На А и Б невозможная ситуация.
Сравнил ТУ-104 с А и Б...
kovs214
Старожил форума
17.03.2019 15:34
Похожая катастрофа, только на ИЛ-62:
http://www.airdisaster.ru/data ...
Учлёт
Старожил форума
17.03.2019 15:41
АвиаплеоназмЪ
А это совок во всей красе. На А и Б невозможная ситуация.
Вы уверены? Краткий вольный перевод текста ниже:
На многие Боинги 737-700 и -800 были установлены неправильные болты и гайки, что могло привести к разрушению конструкции и, как следствие, к быстрой декомпрессии самолета.

The FAA has received a report that numerous Boeing Model 737-700 and -800 series airplanes may have been delivered with the wrong tension bolts or nuts installed at the attachment of the aft pressure bulkhead to the fuselage at body station (BS) 1016. The subject tension bolts attach the forward frame chord, the Y-chord, and the aft frame chord to the fuselage, and the bolts may be the wrong length or the wrong nut could be installed. If incorrect tension bolts are installed, the fatigue life of the aft pressure bulkhead may be reduced. This condition, if not corrected, could result in fatigue cracking along the bulkhead-to-fuselage attachment, structural failure of the aft pressure bulkhead, and consequent rapid decompression of the airplane.
https://www.federalregister.go ...
kovs214
Старожил форума
17.03.2019 15:47
АвиаплеоназмЪ.
Почитай...мож что-то поймёшь и умничать не будешь
https://ru.wikipedia.org/wiki/ ...
kovs214
Старожил форума
17.03.2019 15:51
Остап Бендер
Старожил форума
17.03.2019 18:21
По поводу микротрещин:
могу подтвердить из собственного опыта - 79 год ту 154 замена правого двигателя... с помощью автокрана подвесили движок, наживили тяги крепления, движок ещё висит на тросах, затянули корончатую гайку заднего крепления спецключём с нужным усилием.. и был у нас старый техник : дед Лукин ( имя очество забыл) ему уже лет 60 было ... он не верил в в эти ключи с динамометрами.. и всегда "дозатягивал" гайки при помощи воротка и молотка.... так и этот раз он успел сделать два или три удара- гайка лопается... движок срывается вниз сантиметров на 15 и повисает на тросах ...
все кто был внизу на стремянке. как ветром сдуло))))) кстати как выяснилось потом, человек может начать прыжок в сторону из любого положения тела и рук..даже не выпуская инструмент при этом ему не мешают ни перила не поручни на стремянках.. для Лукина- это был последний раз когда его допускали к замене движков...
booster
Старожил форума
17.03.2019 18:33
Учлёт
Самое скорбное :(

По заключению технической комиссии пожара на борту не было. Причиной срабатывания противопожарной системы явилось выбивание горячего воздуха с температурой до 253° в подкапотное пространство из-за рассоединения на взлете сферического соединения трубопровода противообледенительной системы левого двигателя. Раскрытие соединения произошло в результате несоответствия размеров деталей соединения (сферического кольца и трубы) требованиям чертежа, что при эксплуатации своевременно не было обнаружено.

Но как узнать, горишь ты или нет и какая бл... крутила эти гайки.
"Но как узнать, горишь ты или нет и какая бл... крутила эти гайки" - никто из крутивших гайки не виноват, причина в браке деталей соединения сферическое кольцо-труба.
Егор
Старожил форума
17.03.2019 20:45
Если мне не изменяет мой склероз, отец Летчика Лёхи и был тем диспетчером посадки, с экрана монитора которого был сделан этот снимок фатального захода.
Старый АОНовец
Старожил форума
17.03.2019 21:52

АвиаплеоназмЪ
А это совок во всей красе. На А и Б невозможная ситуация.

А Вы припомните, когда рамка фонаря ( уже не важно на А или на В) была прикручена не теми винтами и в результате по счастливой случайности КВС остался жив!!! А то совок, совок... Трынделка, блин...
АвиаплеоназмЪ
Старожил форума
17.03.2019 22:10
kovs214
АвиаплеоназмЪ.
Почитай...мож что-то поймёшь и умничать не будешь
https://ru.wikipedia.org/wiki/ ...
Дуглас не А и не Б. У того вообще целиком двери грузовые отрывало и гидросистема вытекала.
Про 738 - не могу представить в нем детали не по чертежу. Нонсенс.
Учлёт
Старожил форума
18.03.2019 02:58
booster
"Но как узнать, горишь ты или нет и какая бл... крутила эти гайки" - никто из крутивших гайки не виноват, причина в браке деталей соединения сферическое кольцо-труба.
Раскрытие соединения произошло в результате несоответствия размеров деталей соединения (сферического кольца и трубы) требованиям чертежа,

Кто-то же соединил "несооответствующие размеры"?
booster
Старожил форума
18.03.2019 08:44
Учлёт
Раскрытие соединения произошло в результате несоответствия размеров деталей соединения (сферического кольца и трубы) требованиям чертежа,

Кто-то же соединил "несооответствующие размеры"?
ОТК завода-изготовителя пропустило детали с размерами, несоответствующими требованиям чертежа. Что за маниакальная задача "натянуть сову на глобус" и обвинить обязательно ИТП?
При монтаже деталей ни один технарь не думает об их размерах, если бы виной был неправильный монтаж, так комиссия бы не стала вину возлагать на завод.
Учлёт
Старожил форума
18.03.2019 08:53
booster
ОТК завода-изготовителя пропустило детали с размерами, несоответствующими требованиям чертежа. Что за маниакальная задача "натянуть сову на глобус" и обвинить обязательно ИТП?
При монтаже деталей ни один технарь не думает об их размерах, если бы виной был неправильный монтаж, так комиссия бы не стала вину возлагать на завод.
Извините, но это вы натягиваете сову, ибо выражение "какая бл... крутила эти гайки" не относилось к ИТП, к клану которого вы очевидно принадлежите. Будьте внимательнее.
booster
Старожил форума
18.03.2019 09:05
Учлёт
Извините, но это вы натягиваете сову, ибо выражение "какая бл... крутила эти гайки" не относилось к ИТП, к клану которого вы очевидно принадлежите. Будьте внимательнее.
Отмазка не засчитана, в статье штурмана четко обозначено, сколько ремонтов имел двигатель и где его меняли, кроме того, я всех специалистов гайки крутящих - технарей имел ввиду, что заводских, что эксплатационных, как бы они не назывались: "слесарь-сборщик, техник". Было фактически ложное срабатывание ППС из-за щели между гайкой и трубой горячего воздуха в системе СКВ, горячий воздух дул на датчик ДТБГ - ППС сработала.
Не понятно только одно, если размеры деталей позволяли воздуху горячему вытекать, то датчик ППС должен был сработать в первом же полёте с вновь установленным двигателем, т.к. из-за неверных размеров воздух вытекал всегда, а не только в том полёте. Вот этот момент мне совершенно не понятен, как комиссия обосновала, что ППС не сработала ранее, а именно в этом полёте?
Учлёт
Старожил форума
18.03.2019 09:33
booster
Отмазка не засчитана, в статье штурмана четко обозначено, сколько ремонтов имел двигатель и где его меняли, кроме того, я всех специалистов гайки крутящих - технарей имел ввиду, что заводских, что эксплатационных, как бы они не назывались: "слесарь-сборщик, техник". Было фактически ложное срабатывание ППС из-за щели между гайкой и трубой горячего воздуха в системе СКВ, горячий воздух дул на датчик ДТБГ - ППС сработала.
Не понятно только одно, если размеры деталей позволяли воздуху горячему вытекать, то датчик ППС должен был сработать в первом же полёте с вновь установленным двигателем, т.к. из-за неверных размеров воздух вытекал всегда, а не только в том полёте. Вот этот момент мне совершенно не понятен, как комиссия обосновала, что ППС не сработала ранее, а именно в этом полёте?
Ваше право, засчитывать или нет, а мнение штурмана является мнением частного лица, а не комиссии.
booster
Старожил форума
18.03.2019 09:35
Учлёт
Ваше право, засчитывать или нет, а мнение штурмана является мнением частного лица, а не комиссии.
Я ошибся, это труба ПОС была, а не СКВ. Кроме как информации на сайте Айрдизастер ничего нет в открытом доступе, можно только гадать, от чего на самом деле произошло ложное срабатывание ППС?
Учлёт
Старожил форума
18.03.2019 10:14
booster
Я ошибся, это труба ПОС была, а не СКВ. Кроме как информации на сайте Айрдизастер ничего нет в открытом доступе, можно только гадать, от чего на самом деле произошло ложное срабатывание ППС?
Где-то же они взяли эту информацию, несмотря на то, что в списке хранящихся дел данная катастрофа отсутствует :(

ф.55. Министерство гражданской авиации СССР (МГА СССР). N232 (т.1, N1208)
оп.4. Дела постоянного хранения (катастрофы) за 1964-1991 годы
--
598 Материалы расследования катастрофы самолета АН-24 № 46299 163 летного отряда Самаркандского ОАО Узбекского управления ГА 19 декабря 1978 г., в а/п Самарканд, командир Цибизов А.Ф. 01 марта 1979
599 Материалы расследования катастрофы вертолета Ми-2 № 15212 Кировского ОАО Уральского управления ГА, 5 ноября 1978 г., в Сарапульском районе Удмуртской АССР, командир Никулин Г.В. (приказы, заключения, акты, протоколы, объяснительные, докладные, отчеты, характеристики, справки, фотографии, схемы и т.д.) 19 марта 1979
--
Учлёт
Старожил форума
18.03.2019 10:25
Учлёт
Где-то же они взяли эту информацию, несмотря на то, что в списке хранящихся дел данная катастрофа отсутствует :(

ф.55. Министерство гражданской авиации СССР (МГА СССР). N232 (т.1, N1208)
оп.4. Дела постоянного хранения (катастрофы) за 1964-1991 годы
--
598 Материалы расследования катастрофы самолета АН-24 № 46299 163 летного отряда Самаркандского ОАО Узбекского управления ГА 19 декабря 1978 г., в а/п Самарканд, командир Цибизов А.Ф. 01 марта 1979
599 Материалы расследования катастрофы вертолета Ми-2 № 15212 Кировского ОАО Уральского управления ГА, 5 ноября 1978 г., в Сарапульском районе Удмуртской АССР, командир Никулин Г.В. (приказы, заключения, акты, протоколы, объяснительные, докладные, отчеты, характеристики, справки, фотографии, схемы и т.д.) 19 марта 1979
--
Прошу прощения, не долистал. Присутствует в списке за номером 610.

610 Материалы расследования катастрофы самолета Ту-104Б № 42444 Одесского ОАО Украинского управления ГА, 17 марта 1979 г., в а/п Внуково, командир Аксютин В.И., т. 1 23 мая 1979
Немецкий Русский
Старожил форума
18.03.2019 12:35
АвиаплеоназмЪ
А это совок во всей красе. На А и Б невозможная ситуация.
Лишь бы серануть что нить про СССР, твёрдый знак не жмёт в заде?
матрос Котоманов
Старожил форума
18.03.2019 13:33
Где можно увидеть цифры о перевезенных пассажирах и суммарном налете Ту-104? Любопытно было бы сравнить его безопасность с Кометой и Б-727.
booster
Старожил форума
18.03.2019 14:04
Всё же не зря Ту-104 поставили к забору в 1979 году, на тот момент он уже выглядел устаревшим морально и технически. Морально потому, что по экономике он уже сильно уступал зарубежным аналогам. Технически потому, что реверса двигателей не имел, аэродинамически был "строг" в управлении (не имел предкрылков, крыло не имело развитой механизации), тормозные парашюты создавали неудобства, а без него требовались длинные ВПП, и т.д.
Цитата: "Всего за 23 года эксплуатации парк самолетов Ту-104 перевез около 100000000 пассажиров, проведя в воздухе 2000000 летных часов и выполнив 600000 полетов". http://www.tupolev.ru/tu-104
kovs214
Старожил форума
18.03.2019 14:17
матрос Котоманов
Где можно увидеть цифры о перевезенных пассажирах и суммарном налете Ту-104? Любопытно было бы сравнить его безопасность с Кометой и Б-727.
А, вы про Комету ничего не знаете? Или делаете вид, что не знаете?
booster
Старожил форума
18.03.2019 14:33
kovs214
А, вы про Комету ничего не знаете? Или делаете вид, что не знаете?
В сравнении с Кометой, Ту-104 не разрушался в воздухе от аэродинамических нагрузок, как это происходило с Кометой. Достаточно долго Ту-104 эксплуатировался, только после катастрофы в Пушкине 1981 г. перестал летать - 1956-81=25 лет.
Шумный был лайнер Ту-104, что внутри, что снаружи.
матрос Котоманов
Старожил форума
18.03.2019 15:41
2 000 000 часов ÷ 201 борт ÷ 23 года ÷ 365 суток = СУТОЧНЫЙ НАЛЕТ 1час 12минут

100 000 000 pax ÷ 1137 r.i.p. = ОДИН R I P НА 87 950 pax
или
11.37 rip на миллион перевезенных. Для сравнения : икао давало 0.03 на миллион, в Аэрофлоте было 0.80 на миллион.

Потеряно 18 % парка

6 000 000 циклов÷ 37 бортов= ПОТЕРЕЙ МАШИНЫ ЗАКОНЧИЛСЯ КАЖДЫЙ 16216 полет.

ВЫВОД : неэффективно использовавшийся НЕбезопасный самолет.

Сейчас посчитаю для Кометы и Б-707
504
Старожил форума
18.03.2019 16:27
да шо Вы хотите от слегка тюнингованного бомбардировщика...
Немецкий Русский
Старожил форума
18.03.2019 19:38
504
да шо Вы хотите от слегка тюнингованного бомбардировщика...
Думается, что если бы не было этого "слегка доработанного" бомбардировщика, не появилось бы и пассажирских машин следующих поколений.
Зато сейчас вам беспокоиться не о чем, линия жизни этих машин прервана окончательно и вам остаётся беспокоиться о судьбах слегка тюнингованного Боинга и его будущих пассажиров.
booster
Старожил форума
18.03.2019 21:34
504
да шо Вы хотите от слегка тюнингованного бомбардировщика...
Это неправда, от Ту-16 в неизменном виде остались: "От серийного Ту-16 использовались: отъемные части крыла, двигательные отсеки крыла, шасси, горизонтальное оперение, вертикальное оперение и гондолы шасси".
Схема перехода к Ту-104 от Ту-16 осуществлялась за счет замены фюзеляжа на вновь спроектированный большего диаметра (3, 5 м вместо 2, 9 м) с герметической кабиной от носка фюзеляжа до отсека хвостового оперения. Изменялась схема самолета: вместо среднеплана самолет становился низкопланом, соответственно перепроектировались центроплан и мотогондолы". http://www.tupolev.ru/tu-104
матрос Котоманов
Старожил форума
18.03.2019 21:45
Не удалось найти данные по суммарной наработке Comet и B707.
Но в глубинах буржуинского инета нашел любопытную статистику по
КОЛИЧЕСТВУ КАТАСТРОФ НА МИЛЛИОН ЦИКЛОВ
1959-2001 года
B707 8.65
B727 1.06
B737 (3-4-5) 0.36
DC-9 1.26
CONCORDE 12.02
B767 0.32
A320 0.72
A330 0.00

Герой нашего топика не наработал суммарно миллиона циклов, поэтому пересчитаем:
1 000 000 ÷ 600000 × 37 = на миллион полетов Ту-104 приходится 61, 42 катастрофы :( :( :(
На прогнившем буржуазном западе наш самолет никогда бы не получил СЛГ. А его конструктор разорился бы на третьем судебном иске от родственников погибших на экспериментальном самолете.
АвиаплеоназмЪ
Старожил форума
18.03.2019 23:08
матрос Котоманов
Не удалось найти данные по суммарной наработке Comet и B707.
Но в глубинах буржуинского инета нашел любопытную статистику по
КОЛИЧЕСТВУ КАТАСТРОФ НА МИЛЛИОН ЦИКЛОВ
1959-2001 года
B707 8.65
B727 1.06
B737 (3-4-5) 0.36
DC-9 1.26
CONCORDE 12.02
B767 0.32
A320 0.72
A330 0.00

Герой нашего топика не наработал суммарно миллиона циклов, поэтому пересчитаем:
1 000 000 ÷ 600000 × 37 = на миллион полетов Ту-104 приходится 61, 42 катастрофы :( :( :(
На прогнившем буржуазном западе наш самолет никогда бы не получил СЛГ. А его конструктор разорился бы на третьем судебном иске от родственников погибших на экспериментальном самолете.
Что поделать, такова жизнь и тогдашние реалии. Испытания и доводка с пассажирами, тихие герои Гарольды Кузнецовы с неприметными памятниками в кустиках возле донского крематория.
Сейчас конечно убило, что 737 МАХ так провалился, но это оффтоп, не по теме ветки.

По теме ветки Ту-104 для меня прочно и навсегда ассоциируется именно с Внуково и бесконечным Ленинским проспектом по пути в него, переходящим в Киевку.
Учлёт
Старожил форума
18.03.2019 23:15
матрос Котоманов
Не удалось найти данные по суммарной наработке Comet и B707.
Но в глубинах буржуинского инета нашел любопытную статистику по
КОЛИЧЕСТВУ КАТАСТРОФ НА МИЛЛИОН ЦИКЛОВ
1959-2001 года
B707 8.65
B727 1.06
B737 (3-4-5) 0.36
DC-9 1.26
CONCORDE 12.02
B767 0.32
A320 0.72
A330 0.00

Герой нашего топика не наработал суммарно миллиона циклов, поэтому пересчитаем:
1 000 000 ÷ 600000 × 37 = на миллион полетов Ту-104 приходится 61, 42 катастрофы :( :( :(
На прогнившем буржуазном западе наш самолет никогда бы не получил СЛГ. А его конструктор разорился бы на третьем судебном иске от родственников погибших на экспериментальном самолете.
Лукавая у вас статистика, сравнивать самолёты разных эпох. Будьте проще.

- Ту-104 - построено 201, потеряно 37, т.е. 18.4%
- Б-707 - построено 1100, потеряно 174, т.е. 15.8%
Учлёт
Старожил форума
18.03.2019 23:51
Ещё немного статистики по первым реактивным самолётам:

- Комета - построено 116, потеряно 25, т.е. 21.5%. Количество спасшихся при катастрофах 11.4%
- Каравелла - построено 282, потеряно 64, т.е. 22.6%. Количество спасшихся при катастрофах 21.4%
- Ту-104 - построено 201, потеряно 37, т.е. 18.4%. Количество спасшихся при катастрофах 30.3%
- Б-707 - построено 1100, потеряно 174, т.е. 15.8%. Количество спасшихся при катастрофах 24.0%
- ДС-8 - построено 556, потеряно 83, т.е. 14.9%. Количество спасшихся при катастрофах 36.1%
Roman_W_K
Старожил форума
19.03.2019 00:04
Все-таки на миллион циклов более корректно оценивать. А то (гипотетически) самолет, которых выпущено 100, за год потеряно 10, остальные поставлены к забору, покажет такую-же статистику, как самолет которых было выпущено 100 и за 40 лет было потеряно 10. Хотя второй очевидно безопаснее.
Corvus
Старожил форума
19.03.2019 08:57
Учлёт

Лукавая у вас статистика, сравнивать самолёты разных эпох. Будьте проще.

- Ту-104 - построено 201, потеряно 37, т.е. 18.4%
- Б-707 - построено 1100, потеряно 174, т.е. 15.8%



Согласен с Roman_W_K, надо считать на миллион циклов, тогда корректнее сравнение будет.
Учлёт
Старожил форума
19.03.2019 12:50
Corvus
Учлёт

Лукавая у вас статистика, сравнивать самолёты разных эпох. Будьте проще.

- Ту-104 - построено 201, потеряно 37, т.е. 18.4%
- Б-707 - построено 1100, потеряно 174, т.е. 15.8%



Согласен с Roman_W_K, надо считать на миллион циклов, тогда корректнее сравнение будет.
Ну и ладно. Во времена Ту-104 значки выдавались за миллионы километров, а не за циклы :)
Corvus
Старожил форума
19.03.2019 19:38
Ну или считать отношение числа перевезённых пассажиров к числу погибших.
На Западе в наше время гибнет 1 пассажир на 5-8 миллионов перевезённых, в хСССР 1 на 2-4 миллиона перевезённых. Ну это грубо, конечно - по годам цифра варьируется.
Учлёт
Старожил форума
20.03.2019 04:21
Corvus
Ну или считать отношение числа перевезённых пассажиров к числу погибших.
На Западе в наше время гибнет 1 пассажир на 5-8 миллионов перевезённых, в хСССР 1 на 2-4 миллиона перевезённых. Ну это грубо, конечно - по годам цифра варьируется.
Не понимаю, как мы выживаем, если всё всегда так плохо :)
booster
Старожил форума
20.03.2019 08:43
Corvus
Ну или считать отношение числа перевезённых пассажиров к числу погибших.
На Западе в наше время гибнет 1 пассажир на 5-8 миллионов перевезённых, в хСССР 1 на 2-4 миллиона перевезённых. Ну это грубо, конечно - по годам цифра варьируется.
Сравнение "сова, натянутая на глобус": сравнивается "Запад в наше время" со страной, которой 27 лет как нет уже.
Корректно сравнивать статистику безопасности полетов в ГА стран Запада и СССР в один и тот же период времени.
Вообще, постоянно считать свою страну безнадёжно отсталой и проигравшей всем и вся, это "комплекс собственной неполноценности" - с такими установками в сознании человек обречён на проигрыш в любой деятельности.
Corvus
Старожил форума
20.03.2019 12:45
booster

Сравнение "сова, натянутая на глобус": сравнивается "Запад в наше время" со страной, которой 27 лет как нет уже.

=========

Речь как раз про наше время. хСССР - просто условное обозначение для нынешних стран на территории бывшего Союза.

А за советское время надо отдельно считать, согласен, и сравнивать с западной статистикой того времени.

"постоянно считать свою страну безнадёжно отсталой и проигравшей всем и вся" - я так совсем не считаю, но аварийность в ГА РФ пока заметно выше, чем в Европе и США.




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru